Как помочь ребенку учиться в школе бесплатное чтение

Моему сыну Ивану.

Я верю, что ты сможешь

реализовать все свои таланты

Введение

Привычка – вторая натура. Многое в своей жизни мы делаем по привычке. Часто мы даже не задумываемся, как та или иная привычка сформировалась и почему мы продолжаем ей следовать. Вероятно, многие привычки закладываются в нас еще в детстве. Кто-то предпочитает чай, а кто-то кофе, а причиной этому семья, в которой мы родились, члены которой по утрам чаще предпочитали один напиток другому. Они тоже делали это по привычке.

Когда ребенку исполняется семь лет, родители ведут его в школу, и тоже по привычке. Родителей их родители тоже повели в школу в семь лет, вот привычка и сформировалась. Задумываются ли родители о том, что такое школа? Понимают ли они, что школа меняется и что меняются дети? Осознают ли, что школа это просто привычка? Догадываются ли, что школу меньше всего интересуют их дети? Знают ли, как нужно учиться в современной школе? Мне неприятно это говорить, но на все поставленные вопросы в большинстве случае последует ответ «нет». Но ведь это мне на руку, в ином случае книги, которую вы читаете, никогда бы не было.

Я хочу, чтобы вы честно ответили на один вопрос: зачем вы ведете ребенка в школу? Я смею предположить, что вы хотите, чтобы там ему дали хорошее образование, которое пригодится ему в жизни. Еще вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел там новых друзей и социализировался, то есть научился общаться со сверстниками, учителями, другими людьми, научился дружить, решать конфликтные ситуации и тд. Еще вы хотите, чтобы ваш ребенок помимо интеллектуальной работы занимался спортом и был всесторонне развит. Также вы просто не можете представить, как ваш активный ребенок будет сидеть дома или шляться на улице, пока все остальные дети ходят в школу и, сидя за партами, грызут гранит науки.

Если из всех вышеуказанных мотиваций я попрошу вас выбрать только одну главную, то я вряд ли ошибусь, сказав, что вы выберете самую первую, то есть хорошее образование. Теперь я хочу смело заявить, что в современной школе ваш ребенок получит что-угодно, но только не хорошее образование. У него, конечно, будет возможность завести друзей, социализироваться, решать возникающие конфликты, учиться общаться со взрослыми, заниматься спортом, но получить хорошее образование возможности у него, к сожалению, не будет. Не пугайтесь, её не будет, если вы не прочитаете до конца эту книгу. Если же вы поверите моему опыту и постараетесь применять на практике то, о чем я буду говорить, у вашего ребенка появится возможность выжать воду из камня в современной школе.

Часть первая. «Желаю тебе учиться только на одни пятерки».

Вряд ли, выпускаясь из детского сада, ваш ребенок слышит от воспитателя «желаю тебе учиться на двойки и тройки». Все слышат и впитают, что учиться нужно только на одни пятерки. Большего обмана и глупости я никогда не слышал. Если у вас есть такая возможность, уберегите вашего ребенка от подобных фраз.

Есть здесь те, кто будет приветствовать, когда его ребенок будет пользоваться готовыми домашними заданиями и на контрольных в школе будет списывать все у своего более умного соседа? Есть такие? Надеюсь, что нет. А задумывались ли вы, почему дети начинают списывать? Привет любимой фразе воспитателей «желаю тебе учиться только на одни пятерки». Это ведь воспитатель и потом вы сами говорили ребенку, что его главная цель получать хорошие оценки в школе. Так чему теперь вы удивляетесь, ведь он списывает как раз, чтобы достичь цели, которую вы ему поставили. Если он спишет, то получит пять, если нет – два. Выбор очевиден.

Каково же решение этой проблемы? Нужно дать ребенку другую цель хождения в школу. Эта цель – знания в его голове. Далее нужно сказать, что оценки и знания никак не связаны. Вам станет это ясно, если вы вспомните свои школьные пятерки, например, по алгебре или химии. Сейчас вы уверены, что вы до сих пор можете ответить те темы на пять баллов? Сегодня пятерка еще может хоть что-то значить, но завтра уже нет. Представьте, что ваш ребенок рассказал стихотворение Лермонтова на пять у доски. Это произошло в конце мая. Далее начались летние каникулы и вот настало первое сентября. Как вы думаете, ваш ребенок первого сентября вспомнит то стихотворение Лермонтова, да и еще и на пять? Конечно, нет. Но разве учитель возвращается в предыдущий год и исправляет ту пятерку на сегодняшнюю двойку, потому что ученик не вспомнил стихотворение? Нет, учитель этого не делает, и вы тоже не просите об этом учителя. Из этого следует, что оценки подвержены инфляции, как деньги. Вы ведь знаете, что чаще всего на сто рублей сегодня можно купить больше, чем на эти же сто рублей завтра. Так же дело обстоит и с оценками. Сегодня они хоть как-то отражают реальное знание ребенка, завтра начинают отражать это знание уже чуть меньше, а после летних каникул полностью обесцениваются.

К сожалению, в современной школе продолжают считать, что главное это оценки. Ситуация усугубилась с введением единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Теперь в школе всем до фени на знания ребенка, там пекутся о его баллах на ЕГЭ. Но снова стоит сказать, что баллы на ЕГЭ и реальное знание не имеют ничего общего. Значит, получается, что все вокруг требует от ребенка оценки, а не знания. Вот это настоящая беда. И как вам, родителям, с этим быть? Ответ очевиден: влиять на ребенка больше, чем влияют воспитатели и учителя вместе взятые.

Но чтобы влиять на ребенка, с ним нужно проводить время, которого у вас, взрослые, совсем нет. Почему его нет – отдельный вопрос, изучая который можно написать целую книгу. Но я все же приведу свои мысли на этот счет. Дело в том, что у вас много проблем и проблема с обучением вашего ребенка меньшая из всех. По крайней мере вы так считаете. У вас много проблем, потому что в свое время вас не научили с ними справляться. Сегодня вы живете по привычкам, заложенным ранее, и эти привычки не дают вам решить все ваши проблемы. Еще у вас много проблем, потому что так устроено наше сегодняшнее общество. Если сегодня у тебя нет проблем, то ты становишься каким-то не таким, каким-то странным и за тобой стоит присмотреть. Но смысл в том, что ведь вы сами соглашаетесь жить в том обществе, в котором живете. Вы ведь не уехали куда-нибудь в Африку, где вашему ребенку вообще не нужно будет ходить в школу? То есть вы соглашаетесь с тем, что имеете, но это снова по привычке. Но, как мы уже говорили, наша задачу эти привычки менять. Наша задача сделать так, чтобы у нас появилось время на нашего ребенка, потому что в школе на него никогда ни у кого не будет времени. Об университете я вообще молчу.

Если вы живете в крупном городе, то, наверняка, замечали переполненные торговые центры каждые выходные. У меня вопрос: замечали ли вы переполненные библиотеки, которых тоже немало в вашем городе? А вы сами когда последний раз были в библиотеке? В торговых центрах люди тратят кучу денег, которые могли бы пойти на помощь их ребенку в обучении. Родители думают о чем угодно, но не о знании. Например, они с упоением выбирают красивые тетради и ручки, но никогда не купят ребенку книгу, которая ему понравилась. Родителям кажется, что если читать, то обязательно то, что задают в школе, а не то, чем наполнены книжные магазины. Но они не понимают, что любая навязанная школьная литература убивает в детях желание читать. Сами родители вообще-то тоже не читают. Они сидят в телефонах. А самое страшное – они дают телефоны своим детям. Мне интересно, откуда у родителей столько денег, чтобы ходить по торговым центрам, да еще и покупать первокласснику смартфон? Видимо, этих родителей никакой финансовых кризис не затронул. Но от кризиса личностного все-таки убежать им не удалось.

Если родитель не учится сам и не разбирается в школьных предметах, он никак не может проверить знания своего ребенка. Именно поэтому родители не могут представить школу без оценки, ведь только по оценке они понимают, хорошо или плохо их чадо усваивает школьный материал. Оценка вводит в заблуждение не только учеников, но и их родителей. После окончания четверти или года мамы и папы фотографируют аттестаты и грамоты, которые их дети получили за «отличную» учебы, и хвастаются ими в социальных сетях. Таким родителей даже не приходит в голову, что через месяц, а то и раньше, эти грамоты и аттестаты не будут значить ровным счетом ничего, они элементарно обесценятся. «Ваш диплом о высшем образовании говорит только о том, что у вас была возможность хоть чему-то научиться» – помните эту шутку? А ведь это совсем не шутка, а горькая правда нашей современной системы образования.

Скажите, вы когда-нибудь слышали о липовых двоечниках? Думаю, что нет. О липовых же отличниках слышал каждый. Откуда такой разбаланс и несправедливость? Дело в том, что двойка – оценка куда более честнее, чем пятерка. Двойка конкретно говорит всем (ученику, родителям и учителям), что ребенок ничего не знает, не делает домашнего задания, не успевает за одноклассниками и тд. Поэтому с двойкой можно и нужно работать. А что делать с пятеркой? Правильно – ничего. Но ведь через неделю она становится тоже двойкой (потому что ученик уже все забыл)?! И все равно ничего уже не сделаешь, потому что вряд ли можно представить себе учителя или родителя, который заставляет ребенка, получившего пять, заново учить тему, за которую он эту пятерку получил. Еще раз: пятерка – самая коварная оценка. Я прошу всех учиться на тройки, но не на тройки из современной школы, которые равняются колу с минусом, а на настоящий твердые тройки, что означает крепкое знание предмета. А уже после крепкого знания можно выходить и на четыре, и на пять (уровень олимпиадников-международников).

Часть вторая. Смартфон.

Все понимают, что школа должна быть без смартфона. Понимают и что? И ничего, вот так. Все равно каждый родитель считает своим долгом пойти с ребенком в магазин и выбрать ему смартфон. И этого родителя можно и нужно понять. Дело в том, что, если ваш ребенок будет единственным в классе, у кого не будет смартфона, он будет чувствовать себя изгоем, что пагубно может отразиться на его психическом здоровье. Между его одноклассником со смартфонами постепенно будет возникать общие темы для разговоров, например, основанные на играх, в которые они играют. У них будут появляться свои шутки и приколы, также основанные на каких-нибудь видео в социальных сетях, к которым у вашего ребенка не будет доступа. Так постепенно все сведется к тому, что ребенок без смартфона окажется изгоем, не способным общаться со своими одноклассниками. Этого мы не хотим. Есть ли все-таки какой-то выход их сложившейся ситуации?

Да, есть. Это школа без смартфона.

Если звучит пока страшно, давайте сделаем хотя бы один ваш класс без смартфона.

К этому нужно прийти, но это обязательно в сегодняшних реалиях, когда наши дети превратились элементарно в зомби, не видящих и не слышащих ничего вокруг, кроме своего экрана смартфона. Это страшно, это действительно похоже на зомби-апокалипсис. Как, скажите мне, можно оттащить этих детей от смартфона и заставить изучать физику или биологию? Это можно сделать только, если в школе ни у кого не будет смартфона. Ни у одной души. Кстати, учителей, завучей и директоров это тоже касается. У них, конечно, могут и должны быть кнопочные телефоны, купленные за счет государства. Иначе дети все равно будут видеть взрослых, уткнувшихся в экран смартфона, что будет вызывать у них желание поскорее вернуться домой к своим собственным экранам.

Опять же, дело в примере, какой мы показываем своим детям. Сегодня тяжело найти взрослого человека, у которого бы не было смартфона. При этом очень легко найти взрослого, у которого дома нет ни одной книги. Вот такие дела. Что же вы тогда хотите? Даже если школа будет без смартфона, все мысли ребенка все равно будут дома, где его будет ждать смартфон. Он будет приходить домой и часы напролет проводить за экраном. Как только вы позволите ему делать это, об учебу забудьте раз и навсегда. В общем, здесь тоже самое, что произошло и с вами, когда у вас появился смартфон и социальные сети. Сколько времени в день вы проводите, уткнувшись в экран? Если не считали, посчитайте, будет полезно, потому что, ужаснувшись это цифре вы, я надеюсь, начнете постепенно отказываться от своего смартфона в пользу книги, общения, прогулки, любимого хобби, новых проектов и так далее. Если честно, мне представляется, что совсем в недалеком будущем люди начнут все чаще и чаще отказываться от смартфонов. Например, уже сегодня в интернете можно найти список знаменитых людей, отказавшихся от своих «игрушек». Среди них известный музыкант Эд Ширан, актриса Шейлин Вудли, историк и писатель Юваль Ной Харари, музыкант-легенд Сэр Элтон Джон.

Мы просто обязаны рассмотреть хотя бы частичный отказ от смартфона для целей лучшего будущего наших детей. Если мы будет использовать свой телефон, например, только по рабочим вопросам, ребенок это увидит и поймет, что телефон нужен исключительно для работы, а не для развлечений. Оставьте ребенку телевизор и мультики (желательно на английском), пусть это будет его единственным экраном. В начале пятого или шестого класса можно купить ребенку собственный компьютер, чтобы он использовал его для выхода в интернет, но только в учебных целях, но не для игр или просмотра порнографии. Конечно, ваш ребенок может играть в компьютерные игры, но очень лимитировано. Вы скажете, что играют абсолютно все. Да, так и есть. По тому же принципу абсолютно все ходят в субботу в торговый центр, а не в библиотеку. Абсолютно все едят фастфуд, а не кашу из печи. Абсолютно все покупают дорогие смартфоны и одежду, а не книги. Абсолютно все лежат на пляже Египта, а не изучают историю его пирамид. Мой ответ вам: давайте не будем как все, давайте все-таки что-то изменим в нашей верно идущей в бездну системе образования. Ради будущего наших детей.

Дети играют в компьютерные игры и сидят в смартфонах, потому что их родителям лень с ними заниматься. Точка. Их родителям лень с ними заниматься, потому что они устали на работе, а это, потому что система образования не научила их легко зарабатывать деньги. Точка. Замкнутый круг, из которого выбраться можем только мы, приложим максимум усилий. Никакие законодатели, министры образования и даже Президент не состоянии изменить систему образования в лучшую сторону. Это сделать можем только мы. Давайте начнем это делать прямо сейчас. Ради будущего наших детей.

Продолжение книги