Образ Азии бесплатное чтение

Пролог
Мне 5 лет, на экране пузатого черно-белого телевизора я, почти не дыша наблюдаю за подводной «Одиссеей» Кусто, и думаю, что, наверное, он самый счастливый человек на планете.
Мне 7, утром по выходным показывают «Непутевые заметки» с Дмитрием Крыловым. Телевизор у нас всё еще черно-белый, но моей фантазии достаточно, чтобы представить все краски стран, которые посещает этот весёлый бородатый дядька. Думаю, что у него самая лучшая на свете профессия.
Мне 8, и наша любимая игра с братом и сестрой – это географическая карта. Один, пока двое отвернулись, выбирает и называет населённый пункт, остальные должны его найти: кто быстрее.
Мне 12, и мы с сестрой, забавы ради, учим столицы стран. До сих пор помню даже самые экзотичные: Сана – столица Йемена, Додома – столица Танзании.
На протяжении всего этого времени самыми дальними поездками для меня были визит в Пермь – 120 километров и летом к бабушке – 250 километров. Но я всегда знала, что впереди меня ждёт много путешествий по далеким городам и странам, и я не проживу всю жизнь как дерево, на одном месте.
Почему Азия?
Моей мечтой было увидеть Париж, потом добавились Прага и Рим. Позже, уже во взрослом возрасте, вместе с мужем мы посетили Стокгольм, Вену, Таллинн и Будапешт. Как видите, Европа меня манит. И никогда я всерьёз не рассматривала как направление для путешествий Юго-Восточную Азию. Слишком экзотично, слишком жарко, слишком далеко – всё как-то слишком. И вот я провела здесь почти 9 месяцев. С новым опытом, с морем впечатлений, которые только предстоит осмыслить, с одним отравлением, перенесённым ковидом и стойким желанием вернуться домой.
Впрочем, обо всём по порядку.
Девять лет мы прожили в Санкт-Петербурге. Это были прекрасные годы, полные любви к нашей Северной столице. Но пришло время перевернуть эту страницу. И мы, упаковав всю нашу жизнь в пять больших коробок, отправили их к родственникам в Пермь. Сама я отправилась туда же на поезде ещё с двумя чемоданами. Чтобы обнять родителей, брата с сестрой и друзей и огорошить их новостью, что мы с мужем уезжаем в Азию. На сколько? Надолго. Точного ответа нет, как пойдёт. Почему в Азию? Потому что никогда там не были.
Кто-то был рад, кто-то шокирован, кое-кто даже назвал нас предателями Родины, но все определённо были обеспокоены. Одно дело жить в Петербурге – это хоть и расстояние в две тысячи километров, но в границах одной страны. А тут улететь на край континента, да еще и так надолго. Я их понимаю. Отправься в такое путешествие моя сестра или подруга, я бы тоже очень и очень переживала (а я это умею очень хорошо, уж поверьте).
Сборы
Для длительного путешествия, я заранее составила список вещей, которые необходимо взять с собой. В него входили:
• Аптечка, включающая в себя активированный уголь, цитрамон, анальгин, пластыри и пантенол, на случай солнечных ожогов. Пригодилось всё, кроме анальгина.
• Тёплая куртка. Для её выбора основным критерием было то, как компактно она может сложиться. После примерки я сворачивала пуховики, под изумленные взгляды продавцов. В итоге остановилась на пыльно-розовой куртке, достаточно объёмной, но очень легкой, которую без усилий можно было смять до размера футбольного мяча. Потом в тропиках, каждый раз при упаковке чемодана, я смотрела на неё и думала: что ты вообще здесь делаешь? Но так как мы не знали, когда вернемся в Россию и куда ещё нас забросит судьба, я возила её с собой, не смея выбросить или отослать на Родину.
• Подставка для ноутбука, чтобы было комфортно работать. Ей я тоже почти не пользовалась, так как работала не за столом, а как придётся (на кресле, на кровати, на полу). И она лишь добавляла ненужные полкилограмма к моим вещам.
• Клавиатура. Была использована пару раз, а затем только занимала место в чемодане.
• Запасной телефон. К счастью, не пригодился.
• Фен, который вскоре тоже стал не нужен. Почему, расскажу позже.
• Кружка и фильтр для заваривания в ней кофе. Своё место в чемодане отработали с лихвой.
• Кое-что из косметики: средство для умывания, тоник, крем, несколько солнцезащитных кремов, две помады (зачем?) и блестящие тени (и о чем я только думала?).
• Из одежды: две пары джинсов: потеплее и полегче, две рубашки, одна юбка, одно платье, футболка, несколько маек, нижнее белье, шапка, 6 пар носков, водолазка, или, как говорят у нас в Петербурге, – бадлон, и две толстовки.
Из обуви: кеды, шлепки, две пары босоножек.
Список получился внушительным, но как потом выяснилось, содержал много лишнего, а кое-чего, наоборот, не хватало. Чтобы упаковать всё это великолепие, был куплен желтый пластиковый чемодан. На четырёх колёсиках. Стильно, модно, молодёжно – просто мечта. До этого у меня много лет был двухколесный, а сейчас я, наконец, смогу катить чемодан, грациозно вышагивая рядом с ним, а не таща за собой.
Надо сказать, что за всё время путешествия мой желтый друг ни разу не превысил отметку в 20 килограммов1. Точнее, он почти всегда весил именно столько. Каким-то удивительным образом, чтобы я ни выкидывала и ни добавляла, вес чемодана оставался стабильным. Зато я теперь могу взвешивать багаж пассажиров, если вдруг в аэропорту сломаются весы:
– О, это точно легче моего чемодана, у вас там килограмм 15 всего.
– А ваш намного тяжелее, я едва могу поднять его, придется доплатить за перевес.
Екатеринбург
Пока я прощалась с пермскими родственниками, мой муж Макс отправился в Казахстан напрямую и уже ждал меня там. А моё азиатское путешествие началось с Екатеринбурга, города за Уральскими горами, а значит, уже официально в Азии.
У пермяков странное к нему отношение. Вроде и презрительное, потому что уж мы-то знаем, кто тут столица Урала и всей когда-то огромной, включающей Екатеринбург, Пермской губернии. Но при этом присутствует и зависть, ведь у них есть метро, аквапарк, океанариум, ИКЕА (была) и небоскрёбы. С таким бэкграундом я не ожидала от города чего-то особенного. Мне просто нужно было провести там день между поездами.
Я наметила себе пару музеев для посещения, но не ожидала, что мне понравится сам город. Представьте: ноябрь, слякоть, грязь – типичный российский город поздней осенью. Но мне в нём стало так спокойно и уютно.
осенний Екатеринбург
Обычно я очень плохо ориентируюсь по картам. Однажды в Москве у Белорусского вокзала сделала два круга, прежде чем вышла на нужную мне Тверскую. А здесь мой маршрут был таким лёгким, как будто сам город начертил мне невидимую линию, по которой я шла. В первой, попавшейся мне на пути, кофейне подавали фильтр-кофе. А если в вашем городе есть хороший кофе, то я уже готова в него влюбиться.
Затем, не обращая внимания на промозглую погоду, я шла по улицам, встречая шедевры советского конструктивизма, сохранившиеся деревянные постройки и пропадающие в низких облаках небоскребы.
Первый в моём списке был музей Архитектуры и дизайна. Современный, камерный. Особенно понравился зал с макетами зданий разных эпох со всей Свердловской области и Пермского края. В одном из залов со мной поздоровались три посетительницы. Мне стало так приятно – ну что за культурные жители в Екатеринбурге! А потом, подслушав их разговор, поняла, что они пермячки.
Следующий по плану был Ельцин Центр, так ненавидимый многими. Как музейное пространство – это, конечно, образец. Настолько всё продумано. Но как любой персональный музей, раскрывает своего героя только с положительной стороны. Проходя по залам, я заметила, что на глаза непроизвольно наворачиваются слёзы. А после прочтения писем от чеченских детей плотину совсем прорвало, и я расплакалась. Буквально взгрустнулось о судьбе Родины.
В музейном магазине купила себе значок с цитатой из Конституции: «Каждый имеет право на жизнь». Прицепила его на рюкзак и отправилась на вокзал. Лучшего варианта как провести последний день на Родине перед долгой разлукой и не придумать.
Поезд до Алматы
В привокзальных пекарне и Пятерочке закупилась едой на два дня. Как всегда, переживала, что мне не хватит провизии, и, как всегда, её было много.
Через неприветливых охранников, которые заставили достать ноутбук из рюкзака, и орущих на охранников пассажиров, которые очень торопились и не хотели доставать всё содержимое из сумок, пробралась на вокзал.
Мой поезд шел из Казани до Алматы, дополнительно к нему были прицеплены вагоны аж до Бишкека. Ехать предстояло без малого двое суток. Так как нижних свободных полок в плацкарте не было, я, сделав финт ушами, купила верхнюю до Кокшетау, а оттуда уже нижнюю до Алматы.
При посадке маленькая, суетливая проводница даже не стала проверять билет и паспорт. Позже, когда поезд тронулся, я чуть ли не силой заставила её проверить документы, так как она всё время пробегала мимо.
Перед границей у всех пассажиров собирали паспорта, про меня она опять забыла, пришлось догонять её и отдать свой, чтобы меня не посчитали нелегалом.
При подъезде к пограничному пункту всех разбудили, попросили спуститься с верхних полок и сказали ждать пограничников. Сосед, увидевший у меня в руках заграничный паспорт, стал объяснять, что я могу въехать в Казахстан и по нашему внутреннему паспорту. Сонная я, не желавшая вдаваться в объяснения, просто сказала: «Так надо».
В целом, границу прошли спокойно, только вот мой шенген2 очень заинтересовал российского пограничника, и он долго его разглядывал, то ли в первый раз видел, то ли думал, что я еду в Европу весьма витиеватым маршрутом.
Но без небольшого инцидента всё же не обошлось: одного нашего соседа сняли с поезда. Как позже выяснилось, за неуплату то ли налогов, то ли алиментов приставы наложили запрет на выезд из страны.
Веселье началось после Кокшетау. Когда моя соседка снизу покинула вагон, я, довольная, спустилась на свою уже нижнюю полку, готовясь смотреть в окно на казахские пейзажи. Но рано радовалась. На мою бывшую верхнюю полку пришла старенькая бабушка и вежливо попросила с ней поменяться. Я, конечно же, уступила, договорившись, что днем буду сидеть с ней, а ночью пусть спит спокойно.
Кроме моей бабулечки, загрузилось много родителей с детьми, все менялись полками, угощали друг друга рыбой, травили байки, проводница умудрялась добавлять ещё больше суеты этому хаосу.