Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков бесплатное чтение

Рецензент: д-р экон. наук, проф. К. В. Ордов

(директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова)

Информация, представленная в книге, не направлена на привлечение внимания к продуктам, услугам, товарам упоминаемых в примерах участников рынка цифровых прав и не является рекламой.

Информация в книге представлена по состоянию на 17 октября 2024 года.

© Пепеляева Л. В., 2024

Введение

Создание цифровых валют центральных банков является международным трендом, при этом подходы к созданию этого нового цифрового инструмента в разных юрисдикциях могут существенно отличаться.

Масштабный проект цифрового рубля, реализуемый Банком России, входит в число лидеров по этому направлению. Основное законодательное регулирование было принято в июле 2023 года: был определен правовой статус цифрового рубля, операций с цифровыми рублями, правила оборота цифровых рублей. С 15 августа 2023 года началось пилотирование операций с реальными цифровыми рублями с привлечением узкого круга клиентов. В пилотном проекте в настоящее время принимают участие 12 банков, еще 19 банков заключили договор с Банком России и настраивают свои системы для участия в пилоте. С 1 сентября 2024 года параметры пилотного проекта были расширены, что позволило увеличить число его участников до 9 тыс. человек (ранее в пилоте принимали участие 600 человек) и до 1200 торговых и сервисных предприятий (ранее – 22).

Банк России направил в Министерство финансов Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательство, предусматривающие обязанность крупнейших банков к 1 июля 2025 года обеспечить своим клиентам возможность проводить операции с цифровыми рублями: открывать и пополнять счета цифрового рубля, делать переводы, а также принимать цифровые рубли в своей инфраструктуре.

В книге рассмотрены вопросы правового регулирования цифрового рубля, этапы реализации проекта цифрового рубля, а также проанализирован международный опыт создания цифровых валют центральных банков.

Глава 1. Этапы реализации проекта цифрового рубля

Общая информация

Как уже было отмечено во введении, создание цифровых валют центральных банков является международным трендом. При этом могут быть выбраны разные модели проектируемых цифровых валют центральных банков (подробно эти вопросы рассмотрены в главе «Модели цифровой валюты центральных банков»).

В данной главе будут рассмотрены этапы реализации проекта российской национальной цифровой валюты – цифрового рубля – и основные документы, подготовленные Банком России на этапе обсуждения данного проекта.

В октябре 2020 года Банк России представил Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль»[1] (далее – Доклад «Цифровой рубль»), положив начало обсуждению этого нового масштабного проекта.

В Докладе «Цифровой рубль» было отмечено, что реализация проекта создания цифрового рубля будет осуществляться в рамках семи этапов. Позднее в Концепции цифрового рубля[2], представленной Банком России 8 апреля 2021 года, были уточнены некоторые этапы, а также произведено датирование этапов реализации проекта (таблица 1).

Таблица 1

Этапы реализации проекта цифрового рубля

Рис.0 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

В данной главе посмотрим основные документы, разрабатывавшиеся Банком России, чтобы составить представление о подходах, которые существовали на разных этапах работы над этим сложным проектом:

• Доклад «Цифровой рубль»;

• Концепция цифрового рубля.

Что касается этапов развития проекта, то в настоящее время на сайте Банка России указаны следующие этапы[3] (сроки по некоторым этапам остались без изменения, по некоторым были уточнены, при этом указана информация по старту пилотирования с реальными цифровыми рублями):

• декабрь 2021 года – создание прототипа платформы цифрового рубля;

• 2022 год – тестирование прототипа платформы цифрового рубля и разработка дорожной карты по внедрению с учетом результатов тестирования;

• 2022 год – разработка законодательства для внедрения цифрового рубля;

• август 2023 года – старт пилотирования операций с реальными цифровыми рублями с привлечением узкого круга клиентов.

24 июля 2023 года Президент подписал два федеральных закона, регулирующих вопросы функционирования цифрового рубля. Первый – федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»[4] (далее – Закон 339-ФЗ) – внес изменения в Гражданский кодекс, в том числе закрепляя новый объект гражданских прав – цифровой рубль.

Второй – федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5] (далее – Закон 340-ФЗ) – внес масштабные изменения в целый ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»[6] (далее – Закон о НПС).

3 августа 2023 года Банком России издано Положение № 820-П «О платформе цифрового рубля»[7] (далее – Положение о платформе цифрового рубля) – документ, который детально регулирует вопросы функционирования платформы, развивая и конкретизируя положения Закона 339-ФЗ и Закона 340-ФЗ. И далее в течение 2023 года и 2024 года принимаются документы, призванные разрешить все необходимые вопросы функционирования платформы цифрового рубля, в том числе вносятся изменения в некоторые из них по мере накопления опыта пилотирования операций с реальными цифровыми рублями.

3 августа 2023 года Банк России опубликовал логотип цифрового рубля[8], одобренный решением Совета директоров Банка России.

Логотип состоит из двух связанных между собой элементов: знака рубля и обрамляющей его окружности, которая, с одной стороны, повторяет форму традиционной монеты, а с другой – перекликается с логотипом Банка России. Основные цвета – кораллово-алый и белый: белое изображение на красном фоне и наоборот.

ЦБ РФ выпустил руководство (логобук[9]) о том, как применять логотип. Документ содержит текстовую и графическую информацию, в частности:

• о логотипе и его построении;

• его охранном поле;

• разрешенных цветных фонах;

• недопустимом использовании.

Логотип интегрируют в банковские мобильные приложения. Через них пользователи смогут открывать кошельки и проводить операции с цифровыми рублями.

Тестирование операций с реальными цифровыми рублями началось с 15 августа 2023 года, для участия в проекте было отобрано около 600 человек и 22 компании из 11 городов.

О работе над проектом цифрового рубля на совещании по экономическим вопросам 17 июля 2024 года Президент России Владимир Путин сказал[10]:

«<…> Начну с пилотного проекта, который был запущен Центральным банком в августе прошлого года. Речь идет о тестовом, пробном использовании цифрового рубля. По сути, это еще одна форма нашей национальной денежной единицы. Ее особенность в том, что граждане и бизнес могут пользоваться цифровым рублем независимо от того, в каком банке у них открыт счет.

В проекте принимают участие 12 банков, 600 физических лиц и 22 торгово-сервисных предприятия из 11 городов. По состоянию на первое июля в этой системе уже совершено более 27 тысяч переводов и свыше семи тысяч оплат товаров и услуг. Словом, платформа цифрового рубля в рамках “пилота” показала свою работоспособность и функциональность.

Теперь нужно сделать следующий шаг, а именно: перейти к более широкому, полномасштабному внедрению цифрового рубля в экономику, в хозяйственную деятельность и в сферу финансов».

Цифровой рубль может быть массово внедрен в июле 2025 года при его успешном тестировании. Об этом 30 июля 2024 года в ходе выступления в Совете Федерации заявила Председатель Банка России Эльвира Набиуллина[11]:

«<…> Сейчас я могу сказать, что если всё и дальше пойдет по нашему плану, мы успешно осуществим пилоты, то сможем перейти от пилота к массовому внедрению цифрового рубля с июля 2025 года. Мы нацелимся именно на эти даты, но это будет постепенный процесс. Постепенный процесс использования цифровых рублей <…>

На наш взгляд, есть явные преимущества, чтобы люди пользовались цифровым рублем. Это абсолютно бесплатные переводы для граждан и в разы более низкие комиссии, чем по картам, для бизнеса».

С 1 сентября 2024 года параметры пилота были расширены, что позволяет увеличить число его участников до 9 тыс. человек и до 1200 торговых и сервисных предприятий[12].

Банк России направил[13] в Министерство финансов Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательство, предусматривающие обязанность системно значимых кредитных организаций к 1 июля 2025 года обеспечить своим клиентам возможность проводить операции с цифровыми рублями: открывать и пополнять счета цифрового рубля, делать переводы, а также принимать цифровые рубли в своей инфраструктуре. Остальным банкам с универсальной лицензией предоставляется больше времени на доработку своих систем – до 1 июля 2026 года, прочим кредитным организациям – до 1 июля 2027 года. Кроме того, планируется установить сроки обязательного приема оплаты в цифровых рублях для торговых и сервисных предприятий. Компании с годовой выручкой более 30 млн рублей должны будут это делать с 1 июля 2025 года, с годовой выручкой более 20 млн рублей – с 1 июля 2026 года, все другие – с 1 июля 2027 года.

Оплата покупок цифровыми рублями будет проходить по универсальному QR-коду на базе Национальной системы платежных карт.

Доклад Банка России «Цифровой рубль»

Так как Доклад «Цифровой рубль» являлся документом, в котором содержался детальный анализ международного опыта подготовки и создания цифровых валют центральных банков, подходы к выбору модели проектируемого цифрового инструмента, а также вопросы, требующие анализа и обсуждения при подготовке к реализации проекта российской национальной цифровой валюты, рассмотрим его отдельные положения подробно.

Доклад «Цифровой рубль» представил комплексное видение Банком России процесса создания цифровой формы национальной валюты – роль цифрового рубля в денежном обращении, возможности применения, модели и механизмы реализации цифровой валюты центральных банков, международное обсуждение цифровой валюты центральных банков, законодательные и регуляторные изменения для внедрения цифрового рубля, а также вопросы, которые Банк России выносил для общественного обсуждения.

Посмотрим, как в данном докладе Банк России описывает особенности цифрового рубля:

«<…> В современной российской экономике деньги, которые используют граждане и бизнес, существуют в двух формах – наличные рубли, эмитируемые Банком России, и безналичные рубли – в виде средств на счетах в Банке России и в коммерческих банках. При этом коммерческие банки имеют счета в Банке России (корреспондентские счета), которые используются для расчетов между банками и банков с Банком России.

Цифровой рубль будет дополнительной формой российской национальной валюты и будет эмитироваться центральным банком (Банком России) в цифровой форме. Иными словами, цифровой рубль будет являться цифровой валютой российского центрального банка. При этом если наличные деньги выпускаются в виде банкнот, каждая из которых имеет уникальный номер, а безналичные деньги существуют в виде записей на счетах в коммерческих банках, то цифровой рубль будет иметь форму уникального цифрового кода, который будет храниться на специальном электронном кошельке. Передача цифрового рубля от одного пользователя к другому будет происходить в виде перемещения цифрового кода с одного электронного кошелька на другой.

С одной стороны, цифровой рубль сходен с банкнотами, так как он имеет уникальный цифровой код (так же, как банкнота, имеет серию и номер) и эмитируется центральным банком, поэтому цифровые деньги центрального банка иногда называют “цифровыми наличными”. Продолжая аналогию с наличными – должна быть возможность использования цифрового рубля в офлайн-режиме, то есть при отсутствии доступа к сети Интернет и мобильной связи. Для этого необходима разработка специальной инфраструктуры. С другой стороны, благодаря цифровой форме цифровой рубль имеет и свойства безналичных денег, которые не имеют физического носителя и открывают возможности для развития дистанционных платежей и расчетов. Таким образом, цифровой рубль в случае его внедрения объединит в себе свойства и преимущества наличных и безналичных денег <…>».

Позицию о том, что цифровой рубль сочетает в себе свойства наличных денег и средств на счетах, Банк России отметил в том числе и в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов[14]:

«Приложение 7. Влияние введения цифрового рубля на денежно-кредитную политику

В 2023 году Банк России продолжил работу по созданию цифрового рубля – новой, третьей формы российского рубля. Цифровой рубль будет сочетать свойства наличных денег и средств на счетах в банках. Цифровые рубли, как и наличные деньги, будут обязательством Банка России. Однако выпускать их Банк России будет в цифровой форме. В технологическом аспекте цифровой рубль в большей степени схож с безналичными средствами <…>».

При этом важно подчеркнуть, что сочетание свойств наличных и безналичных денег – это именно свойство (особенность) данной формы национальной валюты. С точки зрения правового регулирования цифровой рубль – это разновидность безналичных денежных средств. Именно такой правовой статус определен Законом 339-ФЗ, который был принят в июле 2023 года (более подробно эти вопросы рассмотрены в главе «Правовой статус цифрового рубля»).

Также обращаю внимание, что термин «электронные кошельки», который используется в Докладе «Цифровой рубль», в настоящее время по отношению к цифровому рублю не применяется. Принятое законодательное регулирование (Закон 339-ФЗ и Закон 340-ФЗ) содержат термин «счет цифрового рубля», хотя на этапе рассмотрения проектов этих федеральных законов и использовался термин «цифровой счет (кошелек)».

Цифровой рубль выполняет[15] все функции денег – средства обращения (платежа), меры стоимости и средства сбережения.

В Докладе «Цифровой рубль» подчеркнуто, что все три формы российского рубля абсолютно равноценны – 1 рубль наличными эквивалентен 1 безналичному рублю, так же как и 1 цифровой рубль всегда будет эквивалентен каждому из них. При этом владельцы денег будут иметь возможность свободно переводить рубли из одной формы в другую.

В Докладе «Цифровой» рубль указаны свойства, которыми должен обладать цифровой рубль, в том числе с учетом его высокотехнологичности (таблица 2).

Таблица 2

Свойства проектируемого цифрового рубля

Рис.1 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.2 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.3 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

1 Это потребует проведения исследований и разработки технологий и решений, позволяющих осуществлять такие расчеты без доступа к сети Интернет.

Также в данном докладе подробно описаны четыре модели цифровой валюты центрального банка (подробно рассмотрены в главе «Модели цифровой валюты центральных банков»), которые были предложены для обсуждения в целях выбора наиболее приемлемой модели для проектирования цифрового рубля.

С представлением позиции Банка России по созданию новой цифровой формы рубля началась дискуссия о влияния введения цифрового рубля на балансы и ликвидность кредитных организаций, на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность. Подробно эти вопросы рассмотрены в главе «Влияние внедрения цифрового рубля».

Концепция цифрового рубля

С учетом результатов публичного обсуждения Доклада «Цифровой рубль» Банк России подготовил Концепцию цифрового рубля. На сайте Банка России можно ознакомиться с данной Концепцией (соответствующая ссылка приведена в разделе «Общая информация» данной главы), а также с презентацией Концепции цифрового рубля[16], в которой основная информация представлена в виде слайдов.

Концепция цифрового рубля включает:

• анализ результатов обсуждения Доклада «Цифровой рубль»;

• описание выбранной целевой модели цифрового рубля;

• анализ влияния введения цифрового рубля на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность;

• этапы реализации прототипа платформы цифрового рубля.

Цифровые рубли представляют собой уникальные цифровые коды (токены), находящиеся на счетах клиентов на платформе цифрового рубля.

Ключевые аспекты реализации выбранной модели:

«Эмитентом цифрового рубля является Банк России.

Цифровой рубль – обязательство Банка России.

Зачисление цифрового рубля осуществляется в результате соответствующего списания безналичных средств в соотношении 1:1.

Банк России открывает кошельки[17] финансовым организациям и Федеральному казначейству, а финансовые организации открывают кошельки клиентам на платформе цифрового рубля.

Клиенту открывается только один кошелек в цифровых рублях.

Кошельки клиентов в цифровых рублях размещаются на платформе цифрового рубля и не отражаются на балансе финансовых организаций.

На размещенные в кошельках цифровые рубли не начисляется процентный доход на остаток.

При банкротстве финансовых организаций средства на кошельке доступны клиенту через любою другую финансовую организацию, где он обслуживается».

В Концепции цифрового рубля показаны преимущества его введения для граждан, бизнеса, участников финансового рынка и государства (таблица 3).

Таблица 3

Преимущества введения цифрового рубля

Рис.4 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.5 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Отдельно хотела обратить внимание на одно из указанных в таблице 3 преимуществ – в части упрощения трансграничных расчетов при соответствующей интеграции с платформами цифровой валюты других регуляторов. Понятно, что это не вопрос сегодняшнего дня – необходимо завершить стадию пилота цифрового рубля, перейти к промышленной эксплуатации платформы цифрового рубля, при этом одновременно должны быть введены в промышленную эксплуатацию соответствующие платформы цифровых валют других регуляторов и завершена необходимая интеграция платформ. Но в современных условиях, когда столь существенно усложняются расчеты при осуществлении внешнеторговой деятельности, именно этот механизм может стать важным каналом решения проблем трансграничных платежей.

Банк России прорабатывает с некоторыми странами возможность тестирования расчетов с использованием цифрового рубля. Первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова 4 июля 2024 года заявила[18]:

«Мы технически готовы к таким проектам и сейчас прорабатываем с несколькими странами порядок взаимодействия платформ национальных цифровых валют. Говорить о сроках запуска преждевременно, но эту тему мы начали обсуждать и вывели в рабочее русло с рядом стран. Я думаю, что более понятно по срокам будет в следующем году».

В Концепции цифрового рубля также указано, что Банк России в целях реализации проекта планирует разработать программный модуль, встраиваемый в мобильное приложение финансовых организаций и обеспечивающий взаимодействие платформы цифрового рубля с клиентом для подтверждения выполнения действий при открытии и пополнении кошелька, переводе средств. Данный механизм гарантирует клиенту проведение операций с цифровым рублем только при наличии подтверждения с его стороны. Также предполагается, что с использованием цифрового рубля клиентам будет обеспечен сервис по осуществлению бесшовных платежей с переводом из цифровых рублей в безналичные и наличные, а также из наличных и безналичных рублей в цифровые.

Как указано в Концепции цифрового рубля, выбранная модель цифрового рубля представляет собой двухуровневую розничную модель (рисунок 1).

Рис.6 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Рисунок 1. Модель цифрового рубля из презентации Концепции цифрового рубля

Таблица 4

Двухуровневая модель цифрового рубля

Рис.7 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Как предусмотрено Концепцией цифрового рубля, архитектура прототипа платформы цифрового рубля будет включать в себя следующие ключевые компоненты:

• узлы Банка России – валидирующие узлы распределенных реестров и централизованные компоненты, обеспечивающие процессинг расчетов;

• Удостоверяющий центр Банка России (УЦ БР) и Выделенный удостоверяющий центр Банка России для эмиссии – компоненты, обеспечивающие регистрацию и сертификацию ключей кредитных организаций, используемых для проведения собственных платежей и платежей клиентов на платформе цифрового рубля, а также ключей Банка России, используемых для эмиссии цифрового рубля;

• удостоверяющие центры кредитных организаций (подчиненные УЦ БР) – компоненты, обеспечивающие регистрацию и сертификацию ключей клиентов;

Рис.8 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Рисунок 2. Подходы к архитектуре прототипа платформы цифрового рубля из Концепции цифрового рубля

• API платформы цифрового рубля – программный интерфейс, через который кредитные организации будут подключаться к платформе цифрового рубля;

• API кредитных организаций (API КО) – программный интерфейс для взаимодействия кредитных организаций и клиентов, разработанный по стандарту платформы цифрового рубля;

• устройства пользователей – мобильные приложения, предоставляемые кредитными организациями своим клиентам, включающие специализированный программный модуль Банка России и защищенное хранилище ключевой информации.

В рамках прототипа платформы будет использоваться вариант гибридной архитектуры – сочетание распределенных реестров и специальных централизованных компонентов для процессинга операций.

В Концепции цифрового рубля указано, что в целевой архитектуре для кредитных организаций при подключении к платформе цифрового рубля планируется создавать узлы на платформе цифрового рубля и сохранить возможность использования OpenAPI. Стоимость и сроки реализации целевой платформы цифрового рубля будут определены по результатам пилотирования прототипа платформы.

Глава 2. Правовой статус цифрового рубля

Разновидность безналичных денежных средств

Как уже было упомянуто в главе «Этапы реализации проекта цифрового рубля», 24 июля 2023 года Президент подписал два федеральных закона, регулирующих вопросы функционирования цифрового рубля.

Первый федеральный закон – Закон 339-ФЗ – вносит изменения в Гражданский кодекс, в том числе закрепляя новый объект гражданских прав – цифровой рубль.

Второй федеральный закон – Закон 340-ФЗ – вносит масштабные изменения в семь федеральных законов:

• Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ)[19] (далее – Закон о банках и банковской деятельности);

• Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[20] (далее – Закон о Банке России);

• Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[21] (далее – Закон о банкротстве);

• Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[22] (далее – Закон о валютном регулировании);

• Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[23] (далее – Закон об исполнительном производстве);

• Закон о НПС (ранее упомянут в главе «Этапы реализации проекта цифрового рубля);

• Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24] (далее – Закон о таможенном регулировании).

Начнем рассмотрение вопросов регулирования цифровых рублей с Закона № 339-ФЗ, который внес изменения в Гражданский кодекс.

Рассмотрим новую редакцию статьи 128 Гражданского кодекса, закрепившей новый объект гражданских прав – цифровой рубль.

«Статья 128. Объекты гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Таким образом, данной статьей Гражданского кодекса правовая природа цифровых рублей определена как разновидность безналичных денежных средств.

Обращу внимание, что при обсуждении этой темы эксперты используют два термина – «цифровой рубль как разновидность денежных средств» и «цифровой рубль как вид денежных средств». Мне ближе термин «разновидность денежных средств», и именно он будет использоваться в книге.

Кроме того, именно этот термин используется Банком России. Например, в Информационном сообщении Банка России от 18 сентября 2023 года № ИС-учет-47 «Бухгалтерский учет операций с цифровым рублем»[25] читаем следующее:

«1. Исходя из статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, цифровой рубль представляет собой разновидность безналичных денежных средств[26] <…>».

Также именно этот термин использован в Приложении к письму Банка России от 11 сентября 2023 года № 04–45/8582 «О вопросах, связанных с цифровым рублем»[27]. Данное приложение называется «Таблица комментариев по вопросам и предложениям банков – членов Ассоциации российских банков» (см. фрагмент в таблице 5).

Таблица 5

Таблица комментариев по вопросам и предложениям банков – членов Ассоциации российских банков

Рис.9 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Статья 128 Гражданского кодекса – фундаментальная статья, определяющая объекты гражданских прав. За последние 10 лет в эту статью Гражданского кодекса изменения вносились дважды, и в обоих случаях они касались появления новых цифровых объектов гражданских прав: в 2019 году в перечень включены цифровые права (подробно эти вопросы рассмотрены в моей книге «Цифровые финансовые активы и другие цифровые права»[28]); а в 2023 году были включены цифровые рубли как разновидность безналичных денежных средств.

Безусловно, такой тренд связан с цифровизацией финансового рынка, которая является ответом на запросы граждан и бизнеса на повышение скорости, удобства и безопасности платежей и инвестиций.

Разновидность безналичных расчетов

Закон 339-ФЗ внес изменения в две статьи части первой Гражданского кодекса – уже упомянутую статью 128, а также в статью 140 Гражданского кодекса.

Рассмотрим новую редакцию статьи 140 Гражданского кодекса.

«Статья 140. Деньги (валюта)

1. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями.

2. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке».

Таким образом, определено, что расчеты цифровыми рублями – это безналичные расчеты.

Кроме указанной статьи, положения о том, что расчеты цифровыми рублями являются разновидностью безналичных расчетов, предусмотрены и другими статьями Гражданского кодекса, измененными Законом 339-ФЗ.

Закон 339-ФЗ, кроме изменений в часть первую Гражданского кодекса, внес изменения также в три статьи – 845, 861 и 862 – части второй Гражданского кодекса.

Рассмотрим новую редакцию статьи 861 Гражданского кодекса.

«Статья 861. Наличные и безналичные расчеты

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.

3. Безналичные расчеты, за исключением расчетов цифровыми рублями, осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее – банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.

4. Расчеты цифровыми рублями осуществляются путем перевода цифровых рублей Банком России в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе».

Как видим из текста выше, пунктом третьим новой редакции статьи 861 Гражданского кодекса также указано на то, что расчеты цифровыми рублями – это безналичные расчеты.

Аналогичным образом этот вопрос урегулирован и в статье 862 Гражданского кодекса, в которую также внесены изменения Законом 339-ФЗ.

«Статья 862. Формы безналичных расчетов

1. Безналичные расчеты, за исключением расчетов цифровыми рублями, могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями.

Расчеты цифровыми рублями могут осуществляться в формах, установленных законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

2. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи».

Проанализируем пункты третий и четвертый статьи 861 Гражданского кодекса и статью 862 Гражданского кодекса на предмет специфики расчетов цифровыми рублями (таблица 6).

Таблица 6

Особенности осуществления расчетов цифровыми рублями

Рис.10 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Как видно из таблицы 6, субъекты осуществления расчетов – разные лица: расчеты цифровыми рублями осуществляет Банк России, остальные виды безналичных расчетов – банки и иные кредитные организации.

Также разным является порядок перевода – перевод цифровых рублей по понятной причине ограничен только рамками платформы цифрового рубля.

Разными являются и формы осуществления расчетов – для расчетов цифровыми рублями формы расчетов установлены законодательством о национальной платежной системе. Именно поэтому в книге большой объем материала будет посвящен анализу законодательства о национальной платежной системе, касающегося цифровых рублей.

Банковская тайна

Как уже было отмечено, Закон 340-ФЗ внес изменения в семь федеральных законов, в том числе и в Закон о банках и банковской деятельности.

Была дополнена статья 26 Закона о банках и банковской деятельности, которая называется «Банковская тайна»:

«Статья 26. Банковская тайна

<…> Оператор платформы цифрового рубля гарантирует тайну о счетах цифрового рубля, об остатках цифровых рублей на счетах цифрового рубля, операциях с цифровыми рублями пользователей платформы цифрового рубля.

Положения настоящей статьи, определяющие порядок и случаи предоставления кредитными организациями сведений, составляющих банковскую тайну, распространяются на оператора платформы цифрового рубля при предоставлении им составляющих банковскую тайну сведений о счетах цифрового рубля, об остатках цифровых рублей на счетах цифрового рубля, операциях с цифровыми рублями пользователей платформы цифрового рубля <…>».

Таким образом, установлено, что банковскую тайну в случае цифровых рублей составляют следующие сведения (далее – указанные сведения):

• о счетах цифрового рубля;

• об остатках цифровых рублей на счетах цифрового рубля;

• об операциях с цифровыми рублями пользователей платформы цифрового рубля.

Порядок предоставления указанных сведений определен следующим образом:

• оператор платформы предоставляет указанные сведения участникам платформы цифрового рубля в целях предоставления ими пользователям платформы цифрового рубля доступа к платформе цифрового рубля;

• участники платформы предоставляют указанные сведения пользователям платформы в целях предоставления им доступа к платформе цифрового рубля.

Запрет на раскрытие указанных сведений распространяется и на участников платформы, за исключением их предоставления в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[29] (далее – Закон 115-ФЗ).

Глава 3. Общие положения о платформе цифрового рубля

Закон 340-ФЗ вступил в силу с 1 августа 2023 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу (более подробно эта информация изложена при рассмотрении изменений в конкретные федеральные законы).

В данной главе рассмотрим некоторые изменения, внесенные Законом 340-ФЗ в Закон о НПС.

Пункт 38 статьи 3 Закона о НПС дает определение платформы цифрового рубля:

«38) платформа цифрового рубля – информационная система, посредством которой в соответствии с правилами платформы цифрового рубля взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля и пользователи платформы цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями».

Таким образом, определены три субъекта, взаимодействующие на платформе цифрового рубля:

• оператор платформы цифрового рубля (далее – оператор платформы);

• участники платформы цифрового рубля (далее – участники платформы);

• пользователи платформы цифрового рубля (далее – пользователи платформы).

Также определена цель данного взаимодействия – совершение операций с цифровыми рублями.

Таблица 7

Рис.11 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Обращу внимание, что с учетом того, что в настоящее время осуществляется пилотирование операций с реальными цифровыми рублями, на платформе цифрового рубля доступны не все операции (подробно эти вопросы рассмотрены в главе «Операции с цифровыми рублями»).

Основные положения, регулирующие вопросы функционирования платформы цифрового рубля, определены главой 4.2 Закона о НПС, которая называется «Платформа цифрового рубля»: требования к организации и обеспечению функционирования платформы цифрового рубля, а также регулирование договора счета цифрового рубля. Кроме того, эти вопросы регулируются также рядом других положений Закона о НПС и некоторых других федеральных законов.

Положение о платформе цифрового рубля, изданное Банком России, – это документ, который детально описывает вопросы функционирования платформы, развивая и конкретизируя положения Закона 339-ФЗ и Закона 340-ФЗ.

Положением о платформе цифрового рубля установлены:

• функции оператора платформы, участников платформы;

• требования к участникам платформы, пользователям платформы;

• виды счетов цифрового рубля пользователей платформы в зависимости от правового статуса указанных лиц или осуществляемого ими вида деятельности, а также порядок открытия, ведения и закрытия таких счетов цифрового рубля;

• порядок предоставления доступа к платформе цифрового рубля участникам платформы, пользователям платформы, приостановления, возобновления и прекращения их доступа к платформе цифрового рубля;

• виды операций с цифровыми рублями и порядок их совершения, а также применяемые формы расчетов;

• порядок урегулирования споров и разногласий;

• порядок рассмотрения запросов и претензий пользователей платформы, направляемых в связи с обслуживанием по договору счета цифрового рубля;

• порядок осуществления контроля за соблюдением правил платформы цифрового рубля;

• порядок взаимодействия платформы цифрового рубля с платежной системой Банка России.

Пунктами 1.3–1.6 Положения о платформе цифрового рубля определены общие вопросы ее функционирования.

Банк России обеспечивает функционирование платформы цифрового рубля в круглосуточном режиме ежедневно, включая выходные, нерабочие праздничные дни, а также нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, установленные законодательством.

Начало периода функционирования платформы цифрового рубля установлено незамедлительно после окончания предыдущего периода функционирования платформы цифрового рубля в 00.00 по московскому времени.

Банк России обеспечивает исполнение распоряжений по мере их поступления на платформу цифрового рубля незамедлительно при успешном завершении процедур приема к исполнению.

Участники платформы при предоставлении пользователям платформы доступа к платформе цифрового рубля и обеспечении возможности совершения операций с цифровыми рублями обязаны использовать графическое обозначение рубля для совершения операций с цифровыми рублями, в том числе путем размещения данного графического изображения в программном обеспечении, используемом пользователями платформы для совершения операций с цифровыми рублями. Как уже было отмечено в главе «Этапы реализации проекта цифрового рубля», логотип цифровой формы российской национальной валюты одобрен Советом директоров Банка России 3 августа 2023 года и размещен на сайте Банка России.

Участники платформы используют личный кабинет для направления обращений, запросов, уведомлений и претензий, предусмотренных Положением о платформе цифрового рубля, получения информационных сообщений, уведомлений и ответов Банка России.

Глава 4. Оператор платформы

Как ранее было отмечено в Главе «Правовой статус цифрового рубля», Закон 340-ФЗ внес изменения в семь федеральных законов, в том числе в Закон о Банке России.

Наряду с другими изменениями, Закон о Банке России дополнен специальной главой, регулирующий вопросы функционирования платформы цифрового рубля:

«Глава XII.2. Организация и обеспечение функционирования платформы цифрового рубля

Статья 82.10. Банк России является оператором платформы цифрового рубля, организует и обеспечивает бесперебойность ее функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля.

Статья 82.11. Формирование остатка цифровых рублей осуществляется оператором платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Переводы цифровых рублей осуществляются исключительно в рамках платформы цифрового рубля.

Статья 82.12. Оператор платформы цифрового рубля непосредственно предоставляет доступ к платформе цифрового рубля лицам, указанным в частях первой и третьей статьи 46 и статье 48 настоящего Федерального закона, а в случаях, определенных Банком России, также иным лицам на основании договора».

Пунктом 39 статьи 3 Закона о НПС дано такое определение правил платформы цифрового рубля:

«39) правила платформы цифрового рубля – нормативные акты Банка России, устанавливающие условия доступа к платформе цифрового рубля и содержащие иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом».

Содержание правил платформы цифрового рубля определено частью 1 статьи 30.7 Закона о НПС (в главе «Общие положения о платформе цифрового рубля» показано содержание Положения о платформе цифрового рубля). Правила платформы цифрового рубля размещаются на сайте Банка России. О внесении в них изменений оператор платформы уведомляет путем размещения соответствующей информации на указанном сайте не менее чем за 60 календарных дней до дня вступления их в силу. 11 сентября 2024 года на сайте Банка России было размещено уведомление о планируемых изменениях с 11 ноября 2024 года в правила платформы цифрового рубля[30] (далее – Изменения в Положение о платформе цифрового рубля). Дата вступления в силу для большинства изменений указана 1 января 2025 года. Анализ большинства планируемых изменений представлен в книге в разделах по соответствующим темам.

В последующих главах много внимания будет уделено рассмотрению отдельных положений правил платформы цифрового рубля, так как это документ, который детально регламентирует ее функционирование.

Функции Банка России как оператора платформы цифрового рубля определены частью 11 статьи 30.7 Закона о НПС и пунктом 1.1 Положения о платформе цифрового рубля. Для удобства анализа информация представлена в таблице 8.

Таблица 8

Функции оператора платформы цифрового рубля

Рис.12 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.13 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

1 Вступает в силу с 1 января 2025 года

2 Вступает в силу с 1 января 2025 года

Изменениями в Положение о платформе цифрового рубля планируется уточнить некоторые функции оператора платформы цифрового рубля (для удобства сравнения в таблице 9 приведены только те функции, которые изложены в новой редакции или предусмотрены впервые).

Таблица 9

Изменения в Положение о платформе цифрового рубля в части функций оператора платформы цифрового рубля

Рис.14 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.15 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Оператор платформы в целях организации и обеспечения ее функционирования (часть 1 статьи 30.7 Закона о НПС):

• имеет счета для операций с цифровыми рублями;

• устанавливает правила платформы цифрового рубля;

• осуществляет контроль за соблюдением правил платформы цифрового рубля (подробно эти вопросы рассмотрены в главе «Осуществление контроля за соблюдением правил платформы цифрового рубля»).

Глава 5. Участники платформы

Определение участника платформы

Пунктом 41 статьи 3 Закона о НПС дано такое определение участника платформы:

«41) участник платформы цифрового рубля – оператор по переводу денежных средств (за исключением Банка России) или иностранный банк, предоставляющие пользователям платформы цифрового рубля доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями».

Таким образом, определены две группы субъектов, которые могут быть участниками платформы цифрового рубля:

• оператор по переводу денежных средств (за исключением Банка России);

• иностранный банк.

Разумеется, только в том случае, если указанные субъекты предоставляют пользователям платформы доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями. А до того, как они получат право осуществлять этот функционал, они должны реализовать все установленные законодательством требования к участникам платформы.

Несколько позднее, по мере накопления практики работы в рамках тестирования операций с реальными цифровыми рублями, в одном из документов, разработанных Банком России, появилось уточненное определение участника платформы, правда, при этом указано, что оно используется для целей только данного документа. Этот документ – Альбом распоряжений для платформы цифрового рубля Версия 2023.2[31] (далее – Альбом распоряжений (Версия 2023.2)); документ размещен на сайте Банка России 31 января 2024 года, в нем указано, что он применяется с 1 января 2025 года. 2 августа 2024 года на сайте Банка России появилось сообщение, что данная версия неактуальна, и был опубликован новый документ – Альбом распоряжений для платформы цифрового рубля Версия 2025.1[32], который применяется с 1 января 2025 года (далее – Альбом распоряжений (Версия 2025.1)). В нем содержится такое же определение участника платформы, что и в прежней версии. По моему мнению, определения, содержащиеся в названных альбомах распоряжений, более точно отражает статус данного лица.

Посмотрим, как эти вопросы отражены в Альбоме распоряжений (Версия 2025.1):

«Аннотация

<…> 2. В настоящем Альбоме термины и определения применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации, правилами платформы цифрового рубля.

<…> Применительно к настоящему Альбому используются следующие определения:

Участник платформы – пользователь платформы цифрового рубля, являющийся оператором по переводу денежных средств (за исключением Банка России), или иностранный банк, предоставляющие своим клиентам – пользователям платформы доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями».

Для удобства сравнения эти термины представлены в таблице 10.

Таблица 10

Определение термина «участник платформы»

Рис.16 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

По моему мнению, уточнение того факта, что участник платформы является одновременно пользователем платформы, является более корректным. Кроме того, в Положении о платформе цифрового рубля – документе, детально регламентирующем функционирование платформы, неоднократно упоминается информация про участника платформы в контексте того, что он является в том числе пользователем платформы.

Например, в пункте 3.1 Положения о платформе цифрового рубля указано следующее:

«3.1. На платформе цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля пользователям платформы открываются следующие виды счетов цифрового рубля:

счета цифрового рубля операторов по переводу денежных средств, за исключением иностранных банков (далее – счета цифрового рубля участника платформы); <…>».

Кроме того, важным в этом определении является уточнение, что участник платформы предоставляет именно своим клиентам – пользователям платформы соответствующий доступ к ней.

Обращу внимание, что Альбом распоряжений для платформы цифрового рубля (Версия 2023.1)[33] (далее – Альбом распоряжений (Версия 2023.1)), который является самым первым альбомом распоряжений для платформы цифрового рубля, уточнения термина «участник платформы» не содержит (документ применяется с 11 августа 2023 года по 31 декабря 2024 года).

Участники платформы и их функции

В соответствии с частью 13 статьи 30.7 Закона о НПС информация об участниках платформы цифрового рубля включается в перечень, размещаемый на сайте Банка России.

По состоянию на 17 октября 2024 года на сайте Банка России размещены два перечня (с учетом того, что в настоящее время осуществляется пилот операций с реальными цифровыми рублями):

• перечень банков – участников пилота операций с реальными цифровыми рублями – состоит из 12 участников[34] (в таблице 11 представлен фрагмент перечня);

• перечень банков, планирующих присоединиться к пилоту (заключили договор с Банком России и настраивают свои системы для участия в пилоте), состоит из 19 банков[35].

Таблица 11

Перечень участников платформы цифрового рубля

Рис.17 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

В соответствии с пунктом 3.2 Положения о платформе цифрового рубля в перечень участников платформы включается информация о полном и сокращенном (при наличии) наименовании участника платформы, его банковском идентификационном коде, дате получения доступа к платформе цифрового рубля. Информация в перечне участников платформы обновляется Банком России по мере внесения в него изменений, но не чаще одного раза в день.

Перечень банков, планирующих присоединиться к пилоту:

• АО «АБ «РОССИЯ»;

• АО «БАНК ОРЕНБУРГ»;

• АО «Банк Русский Стандарт»;

• АО «МСП Банк»;

• АО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК»;

• АО «Россельхозбанк»;

• АО «ТБанк»;

• АО «Экспобанк»;

• АО АКБ «НОВИКОМБАНК»;

• Банк «ВБРР» (АО);

• КБ «Кубань Кредит» ООО;

• ООО «Банк Точка»;

• ПАО «РосДорБанк»;

• ПАО «Сбербанк России»;

• ПАО АКБ «Металлинвестбанк»;

• ПАО КБ «Центр-инвест»;

• Прио-Внешторгбанк (ПАО);

• РНКО «ВК Платежные решения» (ООО);

• АО КБ «Хлынов».

Функции участника платформы определены пунктом 1.2 Положения о платформе цифрового рубля:

• предоставляет пользователю платформы доступ к платформе цифрового рубля;

• осуществляет прием к исполнению распоряжений пользователя платформы, которому он предоставляет доступ к платформе цифрового рубля, и направляет их в Банк России при успешном завершении процедур приема к исполнению;

• осуществляет прием к исполнению распоряжений на бумажном носителе и направляет их в Банк России при успешном завершении процедур приема к исполнению[36];

• предоставляет Банку России по его запросу информацию о действиях пользователя платформы, выполняемых им при взаимодействии с участником платформы (включая действия, направленные на заключение договора счета цифрового рубля), а также о собственных действиях при взаимодействии участника платформы с пользователем платформы и с Банком России;

• обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между Банком России и пользователем платформы при предоставлении пользователю платформы доступа к платформе цифрового рубля, а также при осуществлении расчетов цифровыми рублями;

• предоставляет пользователю платформы по его запросу сведения об остатке цифровых рублей, учитываемых на его счете цифрового рубля, осуществляет прием запросов и претензий пользователя платформы, направляемых в связи с обслуживанием по договору счета цифрового рубля;

• предоставляет возможность приостановления, возобновления и прекращения доступа пользователя платформы к платформе цифрового рубля.

Изменениями в Положение о платформе цифрового рубля (упомянуты в главе «Оператор платформы») планируется уточнить некоторые функции оператора платформы цифрового рубля (для удобства сравнения в таблице 12 приведены только те функции, которые изложены в новой редакции или предусмотрены впервые).

Таблица 12

Изменения в Положение о платформе цифрового рубля в части функций участника платформы цифрового рубля

Рис.18 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Глава 6. Пользователи платформы

Определение пользователя платформы

Пунктом 40 статьи 3 Закона о НПС дано такое определение пользователя платформы:

«40) пользователь платформы цифрового рубля – физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями».

Таким образом, пользователями платформы цифрового рубля могут быть:

• физическое лицо;

• юридическое лицо;

• индивидуальный предприниматель.

В главе «Участники платформы» было отмечено, что дефиниция «участник платформы» уточнена в двух опубликованных Банком России альбомах распоряжений для платформы цифрового рубля. То же касается и дефиниции «пользователь платформы». Рассмотрим Альбом распоряжений для платформы цифрового рубля Версия 2025.1[37].

«Аннотация

<…> 2. В настоящем Альбоме термины и определения применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации, правилами платформы цифрового рубля.

Применительно к настоящему Альбому используются следующие определения:

Пользователь платформы – физическое лицо, юридическое лицо (за исключением операторов по переводу денежных средств или иностранных банков) или индивидуальный предприниматель, имеющие доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями <…>».

Для удобства сравнения эти термины представлены в таблице (таблица 13).

Таблица 13

Определение пользователя платформы

Рис.19 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Аналогично тому, что ранее было отмечено в главе «Участники платформы» в отношении дефиниции «участник платформы», впервые уточненное определение понятия «пользователь платформы» было указано в Альбоме распоряжений (Версия 2023.2)[38]. В первом альбоме распоряжений – Альбоме распоряжений (Версия 2023.1) такого уточненного определения не содержалось. При этом еще раз обращу внимание, что в названных документах предусмотрено то, что данные определения используются только применительно к данным альбомам распоряжений.

Порядок предоставления пользователю доступа к платформе

Частью 12 статьи 30.7 Закона о НПС установлено, что доступ к платформе цифрового рубля предоставляется пользователю платформы через любого участника платформы:

• который осуществляет ведение банковского счета такого пользователя платформы;

• или который осуществляет формирование остатка его электронных денежных средств (далее – ЭДС), распоряжение которым осуществляется с использованием персонифицированного или корпоративного электронного средства платежа (далее – ЭСП).

Участник платформы цифрового рубля не вправе отказать пользователю платформы в доступе к платформе цифрового рубля, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В случаях, предусмотренных Законом о Банке России, доступ к платформе цифрового рубля предоставляется оператором платформы цифрового рубля.

Пунктами 2.2–2.6 Положения о платформе цифрового рубля вопросы предоставления участником платформы пользователю доступа к платформе цифрового рубля детализированы.

Участник платформы при предоставлении пользователю платформы доступа к платформе цифрового рубля, а также при обеспечении пользователю платформы возможности совершения операций с цифровыми рублями использует предоставляемое участником платформы такому пользователю платформы, не являющемуся оператором по переводу денежных средств, ЭСП на основе программного обеспечения, которое позволяет пользователю платформы составлять, удостоверять и передавать распоряжения и которое установлено на техническом устройстве пользователя платформы (включая смартфон, планшетный компьютер) или в другой системе дистанционного банковского обслуживания (далее – приложение клиента).

Доступ пользователю к платформе цифрового рубля предоставляется в круглосуточном режиме, включая выходные и нерабочие праздничные дни. Обязанность предоставления доступа к платформе в таком режиме обеспечивается участником платформы.

Участник платформы предоставляет доступ к платформе цифрового рубля физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся клиентами такого участника платформы, осуществляющего ведение банковских счетов указанных лиц или формирование их остатков ЭДС, распоряжение которыми осуществляется с использованием персонифицированного или корпоративного ЭСП.

Указанным лицам доступ к платформе цифрового рубля предоставляется, если:

• в отношении них проведена процедура идентификации в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ;

• получен сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[39] (далее – Закон об электронной подписи).

Для того чтобы физические лица и индивидуальные предприниматели могли открыть счет цифрового рубля, необходимо:

• быть зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

• получить ключ простой электронной подписи.

Указанный ключ получают при личной явке в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 33[40].

Такие же требования определены для пользователей платформы (физических лиц и индивидуальных предпринимателей) для совершения операций с цифровыми рублями.

Глава 7. Виды банковских счетов. Счет цифрового рубля

Счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета. Это положение определено частью 2 статьи 30.8 Закона о НПС.

Прежде чем рассматривать особенности правового регулирования счета цифрового рубля, рассмотрим общие вопросы правового регулирования банковского счета и классификацию видов счетов, а также место счета цифрового рубля в общей классификации счетов. Это поможет более полно проанализировать специфику счета цифрового рубля, а также договора счета цифрового рубля.

Вопросы банковских счетов, договоров банковского счета и их классификации являются предметом дискуссии в научной литературе, как юридической, так и экономической. Но так как целью данной работы является рассмотрение практических вопросов регулирования цифрового рубля в частности и тренда создания цифровых валют центральных банков в целом, то ограничимся общей информацией о видах банковских счетов (договоров банковского счета) для понимания специфики нового вида банковского счета – счета цифрового рубля и договора счета цифрового рубля.

Банковский счет – ключевой инструмент финансово-банковской деятельности. Гражданским кодексом предусмотрена отдельная глава 45 «Банковский счет», которая регулирует вопросы банковского счета и вопросы договора банковского счета. Также Гражданским кодексом предусмотрена глава 44 «Банковский вклад», в статье 834 которой указано, что к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами главы 44 или не вытекает из существа договора банковского вклада.

Следствием развития финансовых технологий является появление новых финансовых инструментов – в статье 3 Закона о НПС раскрывается понятие «электронные денежные средства», при этом указывается, что при их использовании банковский счет не открывается. Упоминаю об этом финансовом инструменте, так как цифровой рубль также является следствием развития финансовых технологий, их нового этапа.

Глава 45 «Банковский счет» состоит из четырех параграфов, посвященных как общим вопросам, касающимся банковского счета (параграф 1 «Общие положения о банковском счете»), так и в трех отдельных параграфах – специальным вопросам, касающимся трех видов банковского счета:

• номинального счета;

• счета эскроу;

• публичного депозитного счета.

Разумеется, существующие виды банковских счетов только этими видами не ограничиваются. В настоящее время полная классификация банковских счетов (и регулирующих их договоров) в Гражданском кодексе отсутствует; эти вопросы дополнительно урегулированы другими нормативными правовыми актами.

Главой 45 Гражданского кодекса предусмотрены четыре варианта регулирования или упоминания банковских счетов (и соответствующих договоров банковского счета); данные варианты показаны в таблице 14.

Таблица 14

Варианты регулирования банковских счетов в главе 45 ГК «Банковский счет» и примеры счетов

Рис.20 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Для целей рассмотрения темы счета цифрового рубля (договора счета цифрового рубля) в работе не анализируются вопросы разнопорядковости упомянутых банковских счетов. В данном случае важно сравнение подхода к регулированию счета цифрового рубля и других видов банковских счетов в Гражданском кодексе и других нормативных актах.

Проанализируем информацию из таблицы 14.

Первый вариант – как показано выше, регулированию трех видов банковского счета отведены специальные параграфы главы 45 «Банковский счет».

Второй вариант – предусмотрена специальная статья, посвященная особенностям конкретного вида банковского счета (договора банковского счета): статья 859.1 «Особенности договора банковского счета в драгоценных металлах».

Третий вариант – главой 45 Гражданского кодекса предусмотрена специальная статья 860 «Применение общих положений о банковском счете к отдельным видам банковских счетов»:

«Статья 860. Применение общих положений о банковском счете к отдельным видам банковских счетов

1. Общие положения о банковском счете применяются к отдельным видам банковских счетов (совместный счет, номинальный счет, публичный депозитный счет и иные виды банковских счетов, предусмотренных законом), если правилами об этих видах банковских счетов, предусмотренными главой 45 настоящего Кодекса и иными законами, не установлено иное.

2. К договору залогового счета общие положения о банковском счете применяются в части, не урегулированной правилами о залоге прав по договору банковского счета (статьи 358.9–358.14)».

Таким образом, в данной статье Гражданского кодекса упомянуты следующие виды счетов:

• совместный счет;

• номинальный счет;

• публичный депозитный счет;

• залоговый счет.

В их отношении определен специальный порядок применения общих положений о банковском счете. При этом указано, что такой же специальный порядок применяется и в отношении иных видов банковских счетов.

Четвертый вариант – пунктом 7 статьи 845 Гражданского кодекса предусмотрено, что к отношениям по двум видам договоров нормы главы 45 ГК применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе:

• по договору банковского счета с использованием электронного средства платежа;

• по договору счета цифрового рубля.

И для комплексного взгляда на тему классификации счетов рассмотрим перечень счетов, который содержится в Инструкции Банка России от 30 июня 2021 года № 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)»[41] (далее – Инструкция Банка России № 204-И). Соответствующие нормы содержатся в главе 2 «Виды счетов» и в ней указаны:

• текущие счета;

• расчетные счета;

• счета, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации;

• корреспондентские счета;

• корреспондентские субсчета;

• публичные депозитные счета;

• счета доверительного управления;

• специальные банковские счета (в том числе залоговые счета, номинальные счета, счета эскроу);

• счета по вкладам и депозитам для учета денежных средств (драгоценного металла), размещаемых (размещаемого) в банках в целях получения доходов в виде процентов (далее – счет по вкладам и депозитам).

Обращаю внимание, что счет цифрового рубля в Инструкция Банка России № 204-И по очевидным причинам – особенностям регулирования этого вида банковского счета – не упомянут.

Таким образом, регулирование счета цифрового рубля (договора счета цифрового рубля) с учетом места этого вида банковского счета среди других видов банковских счетов предполагает следующее:

• в соответствии с частью 2 статьи 30.8 Закона о НПС счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета;

• в соответствии с пунктом 7 статьи 845 Гражданского кодекса к отношениям по договору счета цифрового рубля нормы главы 45 ГК «Банковский счет» применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе;

• подход к регулированию отношений по договору счета цифрового рубля пунктом 7 статьи 845 Гражданского кодекса установлен аналогично, как и применительно к отношениям по договору банковского счета с использованием электронного средства платежа;

• Инструкция Банка России № 204-И не регулирует счет цифрового рубля;

• помимо Закона о НПС детально вопросы видов счетов цифрового рубля, а также порядок открытия, ведения и закрытия таких счетов регулируются Положением о платформе цифрового рубля.

Глава 8. Договор счета цифрового рубля

Определение договора счета цифрового рубля

Как уже было отмечено в главе «Виды банковских счетов. Счет цифрового рубля», счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета.

Часть первая статьи 30 Закона о банках и банковской деятельности предусматривает, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В пункте 1 статьи 845 Гражданского кодекса дано определение договора банковского счета:

«По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету».

Как было отмечено в главе «Виды банковских счетов. Счет цифрового рубля», важным для регулирования цифрового рубля является пункт 7 указанной статьи:

«7. К отношениям по договору банковского счета с использованием электронного средства платежа и к отношениям по договору счета цифрового рубля нормы главы 45 применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе».

Таким образом, Закон о НПС имеет для договора счета цифрового рубля преимущество по отношению к нормам Гражданского кодекса, регулирующим общие вопросы договора банковского счета.

Определение договора счета цифрового рубля дано в части 1 статьи 30.8 Закона о НПС:

«По договору счета цифрового рубля оператор платформы цифрового рубля обязуется зачислять цифровые рубли, поступающие на открытый на платформе цифрового рубля счет цифрового рубля пользователя платформы цифрового рубля, списывать цифровые рубли, учитываемые на счете цифрового рубля пользователя платформы цифрового рубля, а также выполнять распоряжения пользователей платформы цифрового рубля о совершении операций с цифровыми рублями».

Статья 30.8 Закона о НПС регулирует основные вопросы договора счета цифрового рубля. Детализация регулирования предусмотрена Положением о платформе цифрового рубля.

Проанализируем специфику этого вида договора банковского счета. Для удобства сравнения в таблице 15 приведены основные обязательства банка по договору банковского счета и основные обязательства оператора платформы цифрового рубля по договору счета цифрового рубля.

Таблица 15

Сравнение основных обязательства банка по договору банковского счета и основных обязательств оператора платформы цифрового рубля по договору счета цифрового рубля

Рис.21 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Особенности договора счета цифрового рубля (на данном этапе проанализируем только информацию из таблицы 15) следующие:

1) разные субъекты договоров:

по договору банковского счета – банк – клиент (владелец счета);

по договору счета цифрового рубля – оператор платформы цифрового рубля – пользователь платформы цифрового рубля;

2) разные объекты договоров:

по договору банковского счета – денежные средства;

по договору счета цифрового рубля – цифровые рубли;

3) разные обязанности у обязанного лица:

по договору банковского счета – выполнение распоряжений клиента о перечислении соответствующих сумм со счета;

по договора счету цифрового рубля – списание цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля пользователя платформы;

4) в случае договора банковского счета дополнительно указаны обязанности по приему денежных средств и выполнению распоряжений клиента об их выдаче; очевидно, что в случае цифровых рублей это невозможно в силу их безналичной природы;

5) кроме того, спецификой договора счета цифрового рубля является совершение операций исключительно на платформе цифрового рубля.

Обязательства в части выполнения распоряжений пользователей платформы цифрового рубля о совершении операций с цифровыми рублями (договор счета цифрового рубля) и выполнении распоряжений клиента о проведении других операций по счету (договор банковского счета), указанные в нижней строке таблицы 15, являются близкими по своей сути. Хотя, разумеется, сам перечень операций будет отличаться.

Пункт 3.1 Положения о платформе цифрового рубля определяет виды счетов цифрового рубля, которые могут быть открыты на платформе цифрового рубля:

• счета цифрового рубля операторов по переводу денежных средств, за исключением иностранных банков (далее – счета цифрового рубля участника платформы). При этом счета цифрового рубля филиалам кредитных организаций не открываются;

• счета цифрового рубля физических лиц;

• счета цифрового рубля юридических лиц.

Пунктом 3.3 Положения о платформе цифрового рубля предусмотрено, что каждому физическому лицу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю на платформе цифрового рубля открывается один счет цифрового рубля.

Регулирование отдельных вопросов договора счета цифрового рубля

Как было отмечено в предыдущем разделе данной главы, статья 30.8 Закона о НПС регулирует основные вопросы договора счета цифрового рубля. Конечно, регулирование этих вопросов только данной статьей не ограничивается; оно предусмотрено и другими законодательными актами, а также Положением о платформе цифрового рубля. Глава 45 Гражданского кодекса регулирует договор банковского счета; регулирование также осуществляется другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

Проанализируем положения статьи 30.8 Закона о НПС и сравним предусмотренные данной статьей положения с нормами, определяющими аналогичные вопросы договора банковского счета и предусмотренными главой 45 Гражданского кодекса. Это позволит увидеть особенности договора счета цифрового рубля как отдельного вида банковского счета.

Некоторые положения договора счета цифрового рубля регулируются одинаково (или аналогично) положениям договора банковского счета (разумеется, используется разная терминология, показанная в таблице 16). Некоторые вопросы регулируются принципиально отличным способом. Подход к регулированию некоторых вопросов близок, но отличается в деталях. Давайте проанализируем подходы к регулированию на конкретных примерах.

В таблице 16 показаны положения законодательных актов, регулирующие отдельные положения договора счета цифрового рубля и банковского счета принципиально отличным образом. Таких положений четыре, но они имеют существенное значение.

Таблица 16

Сравнение отдельных положений договора банковского счета и договора счета цифрового рубля (принципиальные отличия)

Рис.22 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.23 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.24 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Теперь посмотрим некоторые положения, касающиеся отношений по договору счета цифрового рубля, которые урегулированы одинаковым (или аналогичным) образом, как и отношения по договору банковского счета (таблица 17). Разумеется, в данном случае также дополнительно не анализируем разную терминологию, используемую по отношению к названным договорам.

Таблица 17

Сравнение отдельных положений договора банковского счета и договора счета цифрового рубля (одинаковое или аналогичное регулирование)

Рис.25 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.26 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.27 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Теперь сравним положения, касающиеся отношений по договору счета цифрового рубля и банковского счета, подход к регулированию вопросов по которым близок, но отличается в деталях (таблица 18). (Как и в двух предыдущих таблицах, дополнительно не анализируем разную терминологию, используемую по отношению к названным договорам).

Таблица 18

Сравнение отдельных положений договора банковского счета и договора счета цифрового рубля (регулирование, близкое по подходу, но различающееся в деталях процедур)

Рис.28 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков
Рис.29 Цифровой рубль и другие цифровые валюты центральных банков

Глава 9. Форма договора счета цифрового рубля между оператором платформы и пользователем платформы

На сайте Банка России в разделе «Документы по цифровому рублю» в подразделе «Формы договоров» сформирован перечень документов под рубрикой «Форма договора счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля (физические лица, юридические лица)»[42]. В нем размещены два документа:

• Договор счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля (применяется с 1 августа 2023 года по 31 декабря 2023 года) (далее – Договор счета цифрового рубля 2023 года);

• Договор счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля (применяется с 1 января 2024 года) (далее – Договор счета цифрового рубля 2024 года).

Договор счета цифрового рубля 2023 года также размещен в Правовой системе «Гарант», и указано, что он является приложением к письму Банка России от 7 августа 2023 года «О форме договора счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля»[43].

В отношении Договора счета цифрового рубля 2024 года в тексте, размещенном на сайте Банка России[44], указано, что он является Приложением к письму «О форме договора счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля», однако даты и номера письма на сайте обнаружить не удалось.

С учетом того, что Договор счета цифрового рубля 2024 года применяется с 1 января 2024 года и является актуальным в настоящее время, проанализируем данный документ.

Структура Договора счета цифрового рубля 2024 года следующая:

1. Общие положения;

2. Предмет Договора;

3. Порядок открытия, закрытия счета цифрового рубля и предоставления доступа к платформе цифрового рубля;

4. Оплата услуг, оказываемых в рамках платформы цифрового рубля;

5. Права и обязанности оператора платформы и пользователя платформы;

6. Ответственность Сторон;

7. Порядок разрешения споров;

8. Срок действия Договора, порядок его изменения;

9. Порядок использования приложения клиента;

10. Расторжение Договора;

11. Прочие условия.

Приложение. Извещение об операциях по счету цифрового рубля.

Предмет договора сформулирован следующим образом:

«2. Предмет Договора

2.1. Оператор платформы обязуется на основании Договора в соответствии с правилами платформы цифрового рубля зачислять цифровые рубли, поступающие на открытый на платформе цифрового рубля счет цифрового рубля пользователя платформы, списывать цифровые рубли, учитываемые на счете цифрового рубля пользователя платформы, а также выполнять распоряжения пользователя платформы об осуществлении операций с цифровыми рублями, а пользователь платформы обязуется пользоваться счетом цифрового рубля в соответствии с правилами платформы цифрового рубля, уплачивать оператору платформы вознаграждение в соответствии с условиями Договора».

1 URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 15.08.2024).
2 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_080420 21.pdf (дата обращения: 15.08.2024).
3 URL: https://cbr.ru/fintech/dr/ (дата обращения: 12.10.2024).
4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 31. – Ст. 5765.
5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 31. – Ст. 5766.
6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 27. – Ст. 3872.
7 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407413623/ (дата обращения: 17.08.2024).
8 URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16980 (дата обращения: 18.08.2024).
9 URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/150230/logobook_dr.pdf (дата обращения: 18.08.2024).
10 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/74566 (дата обращения: 18.08.2024).
11 URL: https://iz.ru/1735145/2024-07-30/nabiullina-dopustila-vnedrenie-tcifrovogo-rublia-s-iiulia-2025-goda (дата обращения: 18.08.2024).
12 URL: https://cbr.ru/press/event/?id=20991 (дата обращения: 16.10.2024).
13 URL: http://cbr.ru/press/event/?id=20991 (дата обращения: 06.10.2024).
14 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/150582/on_2024(2025–2026). pdf (дата обращения: 18.08.2024).
15 В настоящее время осуществляется пилотирование операций с реальными цифровыми рублями.
16 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/123398/info_20210408.pdf (дата обращения: 18.08.2024).
17 Как ранее было отмечено, термин «кошелек» использовался в Докладе «Цифровой рубль», Концепции цифрового рубля и ряде других документов. Закон 339-ФЗ и Закон 340-ФЗ используют термин «счет цифрового рубля».
18 URL: https://tass.ru/ekonomika/21274955 (дата обращения: 18.08.22024).
19 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 27. – Ст. 357.
20 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 28. – Ст. 2790.
21 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.
22 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 50. – Ст. 4859.
23 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
24 См.: Собрание законодательства Российской Федерации – 2018. – № 32. – Ст. 5082.
25 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407564674/ (дата обращения: 17.08.2024).
26 Здесь и далее – выделение жирным шрифтом сделано автором.
27 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407556182/ (дата обращения: 17.08.2024).
28 Пепеляева Л. В. Цифровые финансовые активы и другие цифровые права. 4-е издание, дополненное. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2024.
29 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 33. – Ст. 3418.
30 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/165823/notification_820-p.pdf (дата обращения: 16.10.2024).
31 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/158495/album_dr_20250115.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
32 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/162510/album_dr_20250101_1.pdf (дата обращения: 18.08.2024).
33 URL: https://cbr.ru/content/document/file/150173/album_dr_20230807_1.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
34 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/160996/list_ko_cr.xlsx (дата обращения: 17.10.24).
35 URL: https://cbr.ru/fintech/dr/ (дата обращения: 17.10.24).
36 Вступает в силу с 1 января 2025 года.
37 Применяется с 1 января 2025 года.
38 Как указано на сайте Банка России, данная версия неактуальна в настоящее время.
39 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 15. – Ст. 2036.
40 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 5. – Ст. 377.
41 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402567964/ (дата обращения: 31.05.2024).
42 URL: https://cbr.ru/fintech/dr/doc_dr/forms/ (дата обращения: 19.05.2024).
43 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407435095/ (дата обращения: 19.05.2024).
44 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/150457/account_agreemen t_pers.pdf (дата обращения: 18.08.2024).
Продолжение книги