Сборник эссе по философии. В помощь студентам, учащимся и любителям философии бесплатное чтение

© Алексей Шарыпов, 2024

ISBN 978-5-0064-2514-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно» Дж. Актон

Власть – одно из самых противоречивых и неоднозначных понятий в человеческом обществе. Власть человека над другими людьми лежит в основе любого государственного устройства с древнейших времен. Многие люди стремятся обрести власть над другими людьми, другие, наоборот, всеми силами пытаются дистанцироваться и уйти от подобной ответственности. Но в любом случае, были, есть и будут люди, которые хотят властвовать. Власть бывает разной, кто-то командует небольшой группой людей на своей работе, кто-то является бригадиром у строительных рабочих, кто-то стал главой районной или городской администрацией, а кто-то метит на кресло президента.

Все это зависит от амбиций и возможностей человека, его деловых качеств, образования и способности принимать решения. Власть может быть разного масштаба, но всегда при этом перед человеком, облеченном властью встает нравственный и моральный выбор – сохранять свое человеческое достоинство и исполнять свою роль честно, справедливо и правильно или же начать испытывать удовольствие от масштаба своей власти, наслаждаться вседозволенностью и безнаказанностью, превратиться в мудрого правителя или же стать алчным тираном, не терпящим возражений.

Такая проблема существовала всегда, начиная с самых первых социальных структур, даже во многих мифах разных народов поднимается этот вопрос, что говорит важности и актуальности проблемы во все времена от глубокой древности и заканчивая современностью.

Как и многие другие важные вопросы, вопрос власти привлекает философов, ученых, социологов, писателей. Власть является одним из самых значительных факторов в развитии общества, поэтому к ней всегда было повышенное внимание со стороны мыслителей.

«Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно» – это известное высказывание английского политика и историка 19 века Джона Актона стало ярким примером на тему влияния власти на личность человека. Актон поднял проблему влияния власти на поведение человека, облеченного властью. Сейчас эта проблема актуальна не меньше, чем во времена феодального строя ведь сейчас власть может быть более доступна для широкого круга лиц благодаря современным технологиям воздействия на людей через СМИ, интернет и т. п.

По мнению Актона абсолютная, безграничная власть, которая никем не контролируется, оказывает пагубное действие на человека, делая его жестоким, жадным тираном, который думает только об удовлетворении своих желаний не считаясь с ценой, которую нужно за то заплатить.

Тотальная власть чаще всего приводит к настоящей тирании. Когда вся власть находится в руках одного человека, то у него нет своеобразного противовеса, который мог бы его контролировать, держать в определенных рамках. Человек теряет всякий здравый смысл, он не может контролировать даже самого себя, свои эмоции, действия, решения. Он просто делает то, что ему захотелось, не думая о последствиях и результатах.

Ничем не ограниченная власть, по моему мнению, действительно может повлиять на человека только с отрицательной стороны. Власть, как возможность реализовывать свою волю и влиять на жизнь и деятельность подчиненных людей, всегда основана. по большей части, на физической силе. В основе любой власти лежит неравное социальное положение людей, когда одна часть населения подчинена другой.

В прошлом, когда институты власти были не так разветвлены, власть была в руках отца в семье или вождя в небольшом племени. Они могли держать все в порядке и обеспечивать стабильное развитие своего мини-государства.

Общество не стоит на месте, его структура разрослась, усложнилась, разделилась на разные подвиды. В наше время самым главным и упорядоченным видом власти стала государственная власть. Именно она может очень сильно изменить человека.

Государственный деятель может иметь практически ничем не ограниченную свободу действий, а не его решения часто влияют не какие-то объективные причины, а субъективные обстоятельства – плохое самочувствие, болезнь. настроение испортилось или нужно протолкнуть какой-либо закон или постановление, чтобы в результате получить лично для себя какую-то выгоду.

Одним из самых ярких примеров того, как власть развращает, может быть и современная общественно-политическая и социальная обстановка в стране. Не секрет, что чиновники погрязли в коррупции. Понимая свою безнаказанность, многие творят что хотят, чтобы достичь каких-то своих интересов. Во многих уголках нашей страны нередки случаи когда за взятки чиновники обеспечивают победу в аукционах на госзакупки, когда выдают лицензии на строительство или ремонт фирмам однодневкам, которые, получив деньги, просто растворяются с ними, ничего не сделав.

Чиновники и другие люди, имеющие власть, просто разгульно пользуются своими привилегиями, что приводит к неслыханной коррупции и казнокрадству в миллиардных масштабах.

Один из самых ярких примеров последних лет – дело полковника Захарченко, которого обвиняют в получении взяток на миллиарды рублей от лиц, деятельность которых он был обязан пресекать по долгу службы. Другой похожий пример – дело госкомпании «Оборонсервис» и Е. Васильевой, которая с сообщниками занимались махинациями с объектами министерства обороны и просто разворовывали госимущество.

И Захарченко, и Васильева и многие другие пойманные и еще не пойманные чиновники и госдеятели были полностью уверены в своей безнаказанности, власть над своей сферой деятельности открыла им двери во многие коридоры, которые они начали использовать для того, чтобы набить свои карманы.

Другим образцом может послужить пример из нашей истории, неограниченная власть царя Ивана Грозного стала проявляться в крайне жестоких деяниях. С ранних лет подозрительный и злой по сути человек, царь массово казнил и преследовал несогласных с его политикой. Абсолютная власть превратила Ивана Грозного из человека, который хотел понять уровень своей страны, в кровавого тирана.

Похожая история произошла с Гитлером, который получив в руки всю власть с маниакальными стремлениями принялся везде насаждать свои порядки, менять законы, ущемлять права людей, дойдя до последней стадии цинизма и безнравственности, когда в армию отправлялись на фронт полки, собранные из подростков.

Вопрос власти занимал умы не только философов, ученые уже давно пытались найти причины этого явления и проводили различные опыты и социальные эксперименты, чтобы изучить влияние власти на людей более подробно.

В 1956 году социолог Ч. Райт Миллс опубликовал работу «Властвующая элита», где проанализировал американское общество, и результаты просто шокировали, ведь он выдвинул предположение, что страну контролируют устойчивые группировки военных, политиков и представителей крупных корпораций.

«Взятые в целом, – писал он, – правящие группировки более одарены интеллектуально и более неуравновешены психически, чем управляемое ими население».

В 1959 году Юджин Дженнингс, основатель бизнес-психологии, человек, которого никто бы не назвал опасным для общества, провел опрос 162 американских руководителей высшего звена об этической стороне их жизни. Как признались большинство, в бизнесе они относились о всем с подозрением, считали дружбу слабостью и все, что их интересовало – прибыль, именно интересы прибыли формировали поведение руководителей. шкурным интересам управлять своим поведением. Однако в выходные дни они были воплощением Хорошего Парня, играли со своими детьми и приглашали соседей на барбекю. «У типичного руководителя есть что-то от Джекилла и Хайда», – отмечал Дженнингс.

Подразумевалось, что эти люди такими родились, что неэтичное поведение – это черта властных людей, а не побочный эффект власти. Однако исследование, проведенное в начале семидесятых, переосмыслило эту идею и сделало полулярной другую: моральный тип человека имеет меньшее значение, чем его окружение в обществе.

Ярчайшим примером этому послужил так называемый «Стэнфордский тюремный эксперимент», который прославил автора Филиппа Зимбардо. В 1971 году Зимбардо создал в подвале Стэнфордского психологического факультета обстановку тюремного типа. На двухнедельный срок группу из 24 студентов мужского пола разделили на «заключенных» и «охранников»; им выдали униформу и прочую амуницию, которая соответствовала этим ролям и усиливала впечатление. С помощью камеры видеонаблюдения Зимбардо следил за тем, как «охранники» становятся агрессивнее, а «заключенные» – покорнее. Изначальные характеры участников, кажется, практически не имели значения; к такому результату привела вся ситуация, которая шесть дней спустя вышла из-под контроля самым жестоким образом.

Несколько дней понадобилось «охранникам», чтобы они почувствовали вкус к абсолютной власти над «заключенными» и принялись использовать издевательские и жестокие методы, свойственные настоящим тюремным порядкам. При этом «заключенные» были морально сломлены и даже в рамках эксперимента уже полностью были деморализованы и попали под власть «охранников». На основе этого социального эксперимента был снят художественный фильм.

В 2015 году в исследовании Университета штата Айова руководители давали ложные свидетельские показания против других участников эксперимента в обмен на очень небольшие взятки. В этом году два психолога из Беркли обнародовали результаты эксперимента, исследовавшего способности облеченных властью людей к сотрудничеству. В ходе командной работы руководители оказались менее эффективными, креативными и продуктивными, чем их подчиненные, – отчасти потому, что слишком много времени потратили на споры о том, кто должен быть главным.

Разбирая вопрос влияния власти на человека, нельзя не отметить и тот факт, что во многом все зависит от самой личности человека, его образования, психологических особенностей. Как правило, власть развращает людей уже склонных к подобным переменам. Но вопрос в том, насколько человек склонен к этому и как это определить. В ситуации, когда обычные люди попадают в критическое положение, они могут полностью измениться. Когда человек обретает власть, это тоже можно считать критическим положением для его личности. Все зависит от силы его характера, чувстве меры, справедливости. Недаром великий античный философ Платон писал, что в идеальном государстве править должны философы, то есть люди, которые в большей мере склонны контролировать себя, свои действия.

«Смысла жизни не существует, мне придется самому создавать его» Жан-Поль Сартр

С самого зарождения человеческой цивилизации люди начали задумываться о том, в чем смысл жизни. Философы, ученые и простые люди во все времена пытались разгадать тайну своего бытия, своего предназначения. Какова конечная цель жизни человека? Множество разных мнений было высказано по этому поводу. Кто-то считает, что смысл жизни заключается в бесконечном познании Вселенной, кто-то думает, что вся жизнь посвящена детям, третьи пытаются увидеть смысл в любви… Сколько людей, столько и мнений, а одного, конкретного ответа на этот вопрос мы не сможем получить никогда. Все дело в том, что все люди – разные, у каждого свои мечты, свои стремления и свое видение своей жизненной цели.

Высказывание известного философа Ж. Сартра можно рассматривать, как очередную теорию о смысле жизни. Философ считает, что нет никакого смысла на самом деле, а человек сам его создает для себя. И в этом можно увидеть оригинальное и вполне убедительное мнение. Многие люди и вовсе усложняют себе жизнь подобными рассуждениями, а те, кто хоть иногда обращается к подобным темам, пытаются постичь эту великую тайну. Для людей поиски смысла жизни не приносят никаких плодов, но сам мыслительный процесс заставляет людей развиваться, становиться лучше, умнее, мудрее.

Сартр говорит о тех людях, которые понимают тщетность поиска смысла жизни. Они осознают, что нет никакого высшего смысла, цели, предназначения. Но возникает другой вопрос, если нет смысла, зачем тогда жить? Ради чего? Пустая жизнь не может стать пределом мечтаний человека, который стремится к лучшему. Человек не может жить без цели, без мечтаний. И если у него нет смысла в жизни, но он хочет его обрести, то стоит задуматься над тем, чтобы самостоятельно поставить себе такую задачу, создать смысл своей жизни, наполнить ее какой-то идеей, ради которой стоит жить дальше.

В реальной жизни, в истории, или в литературе можно встретить немало примеров подобного отношения к жизни, когда люди, потерявшие все ориентиры в жизни, лишившиеся всего, что их окружало, не падали в бездну отчаяния и не поддавались порыву душевной слабости. Они брали ситуацию в свои руки, создавали себе смысл жизни, ради которого стоило жить. В известном произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» речь идет о женщине, которая осталась одна в своей деревне, которую подчистую уничтожили фашисты. Кругом не осталось никого, кто бы мог помочь этой женщине. У нее не осталось ничего – ни дома, ни семьи ни друзей. Только полуразрушенная деревня и несколько прибившихся к ней колхозных животных. Казалось бы, перед нами пример полностью деморализованного и демотивированного человека, который стоит на грани жизни и смерти. Это простая женщина, которой были неведомы никакие сложные философские размышления, но она, сама того не зная, находит выход из этой ситуации и тем самым обретает смысл дальнейшей жизни. Женщина начинает потихоньку налаживать свой быт, ухаживает за брошенным колхозным полем, заботится о нескольких коровах и собаках, которые стали ее единственными друзьями. Таким образом она показала истинный пример, иллюстрирующий утверждение Сартра. Лишившись смысла жизни, она сама создала себе его.

Такие ситуации возможны не только в литературе. В реальной жизни было немало подобных историй, когда люди, которые теряли все, что у них было, но находили в себе силы пережить это и жили дальше, вооружившись новыми стремлениями и мечтами.

Наука в современном мире

Наука в современном мире стала неотъемлемой частью практически всех сфер жизни общества. Достижения науки делают возможным то, что еще совсем недавно казалось фантастикой. Уровень развития науки не просто абстрактное понятие, это один из ключевых факторов в развитии государства. Все, что окружает нас, появилось благодаря уникальному симбиозу науки и техническому прогрессу.

Философы с древних времен придавали большое значение умственным изысканиям, полагая, что это приведет человечество к триумфу своего развития. Платон, например, считал, что «цель умственных исканий – открыть вечные неизменные формы, или „идеи“, которые являются сущностью и идеалом всех вещей; таким путем истинный философ стремится к достижению мудрости».

Великий философ, математик, логик, юрист, один из основателей естествознания и инициаторов создания академии в России Г. Лейбниц (1646—1716) утверждал: «Цель науки – благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту».

Русский мыслитель С. Н. Булгаков писал, что наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах. Это говорит о том, что наука не может существовать сама по себе, она всегда взаимодействует с окружающим миром и его реалиями в нашей цивилизации. Роль науки в данных случаях, помогать людям не просто копить информацию, но и правильно использовать ее.

У современной науки есть множество невероятных возможностей. В конце 19 и начале 20 века люди зачитывались фантастическими книгами Жюля Верна и Герберта Уэллса, которые описывали такие чудеса техники, которые в те времена казались сказочнымии нереальными. Космические корабли, интернет, телевидение, подводные лодки и многие другие изобретения из романов фантастов уже давно перекочевали в обычную жизнь.

В самом начале 20 века известный изобретатель и ученый Никола Тесла предсказал, что вскоре люди смогут общаться и обмениваться информацией через самые большие расстояния. Менее, чем через век наш мир станет пронизан информацией благодаря сети интернет. Информатизация достигла невероятно высокого уровня, позволяя любому человеку в любой точке земного шара получить доступ ко всем мировым знаниям, накопленным за тысячелетия.

Компьютеры и интернет, которые теперь стали повсеместными открыли людям эру безграничной коммуникации и обмена информацией. Все это появилось благодаря достижениям науки.

Можно предположить, что в будущем мы или наши потомки станут свидетелями того, как воплотятся в действительности те идеи и разработки, о которых сейчас можно только мечтать. Бессмертие, неиссякаемые, экологически чистые источники энергии, телепортация, освоение других планет – возможно, что это все уже не за горами.

Безусловно, скорость технологического развития с каждым годом только набирает обороты, но соответствует ли ей скорость развития социально-культурной сферы, морально-нравственного облика человечества?

Имея возможности путешествовать на луну, использовать автомобили на водороде и электричестве, создавать монументальные здания, человечество, к сожалению, не избавилось от своих застарелых «болезней». В мире еще немало мест, где люди не могут получить медицинскую помощь, не все имеют возможность пить чистую воду и питаться хорошими продуктами, бедность, голод, военные конфликты, болезни, криминальная обстановка – все эти факторы словно отбрасывают нас во времена жестокого Средневековья, когда человеческая жизнь не ценилась.

Сейчас в эпоху, когда повсюду говорят о крупных победах в социальной сфере, медицине, культуре, политике и экономики, все еще остаются нерешенными многочисленные вопросы, касающиеся понятий, актуальных во все времена – свобода, равенство, братство. Мы видим, что в мире нет равенства, люди разобщены, многие лишены свободы быть собой, а вынуждены заниматься неблагодарным и тяжелым трудом, иначе их ждет голодная участь, бездомность и гибель. Современная система, дарующая внешнюю свободу от многих условностей в реальности, служит самыми лучшими рабскими оковами для потребителей. Люди связаны кредитами, зависимостями от общественного мнения, работой и другими элементами современного общества.

Продолжение книги