Гаврила Рюмин бесплатное чтение
Благодетели земли Рязанской
© Издательство «Зёрна-Слово», 2010
Глава I
От Сеньки Рюмы до Габриэля Рюмини
Фамилия рязанских предпринимателей и благотворителей Рюминых известна с первой половины XVII в. Произошла она от прозвища Рюма. Оно указано в платёжных книгах того времени. В них помимо людей, у которых уже сформировались фамилии, указывались и люди, фамилии которых имели форму прозваний: Рюма, Живой, Шульга, Арзамасец… От них и произошли династические фамилии рязанских купцов – Рюмин, Живаго, Шульгин, Арзамасцев и другие.
Рюмой в Рязани и Симбирске дразнили плаксу, рёву. «Что рюмы распустил?» – означает: «Чего ревёшь?».
Упоминаемый в платёжной книге 1626 г. Сенька Рюма был владельцем двора, то есть собственного дома на Иерусалимской (ныне Затинной) улице. В те времена Рюмины ещё не занимались торговлей.
Они обратились к ней примерно в середине XVIII столетия. Но уже к концу этого века потомки Сеньки Рюмы развернулись вовсю и некоторые их них, как лучшие торговые люди, были переведены в Петербург. А деятельность Панкрата Рюмина нашла поддержку самого Государя императора Петра I. Дело в том, что Панкрат вместе с братьями Яковом, Ильёй Рюмиными и московским купцом Сидором Томилиным в 1717 г. основали в Рязанском уезде игольную фабрику. Это было первое игольное предприятие в нашей стране. Помогая фабричному производству отечественных игл, Пётр I защитил его от конкуренции западных производителей. В 1719 г. он издал специальный указ, в котором запрещал ввоз в страну иностранных игл. В этом указе предписывалось «продавать иглы во всём российском государстве те, которые делаются на заводах российских купецких людей Сидора Томилина и Панкрата Рюмина».
Вообще во время правления Петра I промышленность бурно развивалась, появлялось множество новых производственных предприятий. Только в Переяславль Рязанской провинции и соседних губерниях были построены десятки различных фабрик и заводов – винокуренных, кожевенных, металлургических и других отраслей производства. Панкрат Рюмин с братьями и Сидором Томилиным помимо игольной фабрики в 1716–1717 гг. основали железоплавильный завод. Железоделательное производство наладили и родственники Панкрата Рюмина – Герасим и Никифор Рюмины. Другие представители династии Рюминых основывали винокуренные заводы и полотняные фабрики.
Таким образом, они в числе ведущих рязанских предпринимателей не только выгодно вкладывали свой капитал, но и способствовали экономическому росту нашей страны, формированию промышленного потенциала.
К началу XIX в. род Рюминых значительно увеличился. В купеческом сословии он был представлен шестью семьями. К тому времени Рюмины стали лидерами рязанского предпринимательства. Они занимались салотопенным и пивоваренным производствами, казёнными подрядами, продажей товаров железоделательных и фабричных производств, торговлей скотом, овощами. А Иван Рюмин продавал в Рязани детские игрушки – товар, которым кроме него никто не торговал. Его родственник Александр Рюмин открыл единственный в Рязани завод по производству «шипучих», то есть газированных вин и вод.
Широко развернула свою деятельность Татьяна Рюмина – единственная представительница женского пола среди ведущих рязанских предпринимателей. Она занималась продажей скота и рыбы, а также производством свечей.
В 1812 г., во время войны с Наполеоном активную деятельность проявил Иван Иванович Рюмин. Он поставлял для русской армии лошадей – кирасирских, драгунских, гусарских. Кроме того, поставлял обувь, мундиры, шинели и другое обмундирование. Причём Иван Иванович совершил поступок, вероятно, единственный в своём роде. В разгар войны он снизил цены на сукно! А ведь, как известно, во время любых войн во всех странах купцы старались получить (и получали) наибольшую прибыль от своей деятельности. Не зря в народе говорится «Кому война, а кому мать родна».
По сути, поступок Ивана Ивановича был актом благотворительности в отношении государства. А вернее это был патриотический акт добросовестного православного купца.
Вообще же в династии Рюминых было принято заниматься благотворительностью. Так в 1752 г. Иван и Николай Рюмины пожертвовали деньги на строительство церкви в селе Коленцы Пронского уезда. Другой представитель династии Рюминых – Алексей Григорьевич благотворил церкви Спаса-на-Яру, прихожанином которой он был. Эта церковь была так неудобно расположена, что зимой, из-за снежных заносов добраться до неё было довольно трудно. Потому Алексей Григорьевич мечтал построить зимний храм ближе к городскому центру.
Осуществить это при жизни он не смог. Но в завещании он оставил 13 500 руб. на постройку тёплого храма на Хлебной площади (ныне пл. Ленина). Правда, завещание это так и не было выполнено. В 1850 году городские власти совместно с рязанским духовным управлением решили построить на Хлебной площади, которая к тому времени называлась Новобазарная, часовню. Её постройка осуществилась в честь возведения на царство (коронования) Александра II. Построили её почему-то на том месте, где в старину находился эшафот, на котором казнили особо опасных преступников.
Часовня на Новобазарной площади
Участь этой часовни была печальна. После революции 1917 г. её снесли до основания, а впоследствии на её месте установили памятник Владимиру Ульянову-Ленину.
Но вернёмся к теме благотворительности предпринимателей Рюминых, которые занимались не только храмостроительством, но благотворили в области культуры и просвещения.
Например, купец II гильдии Иван Иванович Рюмин ежегодно вносил на нужды рязанского приходского училища 200 рублей. А благодаря Николаю Гавриловичу Рюмину в Рязани успешно функционировал пансион (интернат) Пой Мужской гимназии.
Сей почтенный благотворитель в 1833 г. отдал для него часть дворца своего отца Гаврилы Рюмина, доставшийся по наследству другому сыну – Василию. Дворец этот находится на углу улиц Владимирской и Астраханской (ныне Свободы и Ленина – здание художественного музея). В пансионе 1-ой Мужской гимназии жили и учились в начальных классах ученики из уездов Рязанской губернии. Подарив гимназии великолепное здание, Николай Гаврилович пожертвовал ей и 10 тысяч рублей «на первоначальное обзаведение».