Много меда. Долгоживущие пчелы по методу Ковалева бесплатное чтение
© Текст и иллюстрации. Ковалев Анри, 2022
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2024
Предисловие
Эта книга – пособие для пчеловодов. Она подготовлена внучкой пчеловода-любителя Ковалева Анри Ефимовича, занимавшегося пчеловодством в течение 36 лет (с 1985 по 2021 г.). Все данные взяты из архивов и аудиозаписей пчеловода.
Пчеловодам известно, что предельный возраст рабочей пчелы не превышает одного года, а в активный период их жизни – летом – сильно сокращается.
Напряженная работа по уходу за расплодом, отстройке сотов и особенно по сбору и переработке нектара быстро изнашивает организм пчелы, и продолжительность ее жизни составляет в среднем 35 суток. Пчелы осеннего вывода, не выполняющие интенсивной работы, хорошо переносят зимовку и живут 8–9 месяцев [3, с. 323].
Но почему пчела, идущая в зиму, может прожить около 9 месяцев, а родившаяся весной – летом живет всего 35–40 дней? На этот вопрос в 1958 г. дала ответ Анна Маурицио – известный швейцарский исследователь, в течение 37 лет занимавшаяся изучением биологии пчел. Она установила, от каких факторов зависит сокращение продолжительности жизни пчел.
Оказалось, что пчелы, в организме которых не вырабатывалось маточное молочко, жили до 396 дней. Это значит, что выработка маточного молочка значительно сокращает продолжительность жизни пчел. Любые работы – внутриульевые, переработка кормов, прополиса, принос воды, отстройка сотов – в меньшей степени влияют на долголетие пчел.
В этой книге представлены методы работы с долгоживущими пчелами, получить которых пчеловод может на любой пасеке в нужное для него время.
Для увеличения продолжительности жизни пчелы необходимо создать условия, при которых в организме насекомого не будет вырабатываться маточное молочко. Эти условия можно легко создать, изолировав матку. Для этого необходимо использовать клеточку специальной конструкции, описание которой представлено в этой книге и в статье «Хочу поделиться опытом» в журнале «Пчеловодство» № 5 и № 6 за 2011 г.
В процессе эволюции у пчелы сформировался условный рефлекс на выработку в ее организме маточного молочка. Это происходит при появлении в семье открытого расплода, для выкармливания которого и требуется молочко. При отсутствии открытого расплода у пчел прекращается его выделение.
О пользе сокращения засева в период медосбора знали давно, проводили много опытов по изоляции маток в клеточках. Однако при изоляции маток на длительные сроки хороших результатов получить так и не удалось, так как после изоляции в клеточках разных конструкций снижалось качество маток. При длительном сроке изоляции они долго не могли восстановить максимальную яйцекладку. Поэтому в пчеловодной литературе рекомендовано изолировать маток в клеточках на срок не более 15 дней.
В клеточках предлагаемой мной конструкции такого не происходит. Я испытывал разные сроки изоляции маток: сначала на месяц, затем на 45–60 дней. Максимальный испытанный срок изоляции маток составил 3 месяца и 4 дня (с 5 мая по 10 августа). После их выпуска из клеточек 10 августа с 11 по 31 августа матки давали 4–5 рамок отличного засева. После выпуска маток из клеточки в этот же день начинается яйцекладка, а у рабочих пчел независимо от их возраста перестраивается организм для выработки маточного молочка.
При переводе семей в состояние медовиков после проведения обмена расплодом пчелы этой семьи, выкармливавшие до этого расплод, отмирают через 35 дней. Но у вновь появившихся пчел из рамок с печатным расплодом, кормить которым некого, не будет вырабатываться маточное молочко – все они будут долгоживущими.
Поэтому подсиливать медовики, если это потребуется, можно только рамками с печатным расплодом. Если подставить рамки с открытым расплодом, то в организме пчел начнет вырабатываться маточное молочко для выкармливания этого расплода, и их жизнь будет сокращаться.
В медовике создаются такие условия, при которых не может размножаться варроатозный клещ из-за отсутствия открытого расплода. Поэтому после выхода расплода из всех рамок в медовиках следует обработать семью от варроатоза. В этом случае обработка даст максимальный эффект.
Пчеловодство до использования долгоживущих пчел
Я начал заниматься пчеловодством в 1985 г. на юге Казахстана, в Чимкенте[1].
Вместе с напарником купили весной у знакомого пчеловода восемь семей. Содержали пчел в 22-рамочных лежаках, где можно было содержать одну семью на 19 рамках и один нуклеус на 3 рамках или 3 отводка на 7 рамках каждый.
Конструкцию лежаков на 22 рамки скопировали с улья, взятого у опытного пчеловода. В целях экономии материала стенки для улья можно сделать каркасными, используя рейки сечением 25 × 40 мм. На поверхность каркаса стенки, обращенной внутрь улья, нанести клей ПВА, наложить заготовку из листа ДВП и дополнительно закрепить ее оцинкованными гвоздями длиной 20 мм. Пустоты каркаса заполнить пенопластом толщиной 25 мм. На наружную сторону каркаса также на клей закрепить заготовку из фанеры толщиной 8 мм. Высоту стенок сделать с расчетом: подрамочное пространство 4 см + высота рамки 30 см + надрамочное пространство 8 см для укладки утепления и использования кормушек, всего: 4 + 30 + 8 = 42 см.
Схема корпуса улья № 1
Схема корпуса улья № 2. Все измерения указаны в миллиметрах
Схема корпуса улья № 3. Все измерения указаны в миллиметрах
Схема корпуса улья № 4. Все измерения указаны в миллиметрах
Задвижки для летков
Холстики над гнездом пчел мы не применяли. Все улочки между рамками перекрывались рейками-делителями длиной 470 мм сечением 9 × 11 мм. С ними удобнее работать, чем с холстиками.
Для утепления гнезда пчел использовали 1 или 2 матрасика, заполненных ватином в 2 слоя.
Круглые верхние летки диаметром 25 мм прикрывали двумя флажками из пластика. Первый флажок (с отверстиями 3,5 мм) использовали при перевозках пчел.
Они очень удобны для использования в нуклеусах, где мало пчел. Если открыть леток только на боковую полукруглую выемку, к ней подходит одна пчела и изнутри охраняет нуклеус от чужих пчел.
Если перевозят пчел – закрыт только первый флажок. Пчелы изолированы, а вентиляция гнезда работает.
Нижние летки – щелевые высотой 10 мм перекрыты самодельной или заводской металлической задвижкой.
Пчеловоды в тех краях обычно собираются компаниями из 3–5 человек, вместе выбирают места, куда весной перевозить свои пчелосемьи на развитие, находят новые локации для медосбора, перевозят туда пчел (бывает по несколько раз за сезон).
Я решил с первого года не допускать на пасеке роения пчел. Насмотрелся на то, сколько времени и труда требуется затратить на увеличение пасеки за счет роения, при котором необходимо обязательное присутствие пчеловода, а мы могли находиться там только в субботу и воскресенье – в дни, свободные от основной работы.
Для недопущения роения пчел весной продавали половину перезимовавших пчелосемей – освобождалась половина ульев. При делении оставшихся семей на пол-лета свободные ульи заполнялись новыми семьями. После облета маток количество семей на пасеке восстанавливалось. За счет реализации семей весной рамки на пасеке постоянно обновлялись, так как приходилось отстраивать много новых рамок на вощине. Поэтому на пасеке не бывает черных рамок.
При дальнейшем развитии семей от каждой делали по одному отводку – таким образом количество семей на пасеке увеличивалось вдвое. Роиться было некому.
Далее по мере необходимости выводили маток, формировали нуклеусы и отводки. Сначала использовали только свищевые маточники, получаемые при делении семей на пол-лета. В дальнейшем освоили метод вывода маток без переноса личинок, описанный в литературе [1, с. 119].
Первый случай из практики
Запомнился один интересный случай из тех лет.
Стояли на развитии пчел в мае в пойме реки Сырдарья (Южный Казахстан). Собрал из заготовок 20 рамок и закрепил на них вощину, а в 14 часов дня расставил рамки по ульям.
На следующий день в 10 часов утра решил проверить, отстраивают ли пчелы вощину. Приподнял рамку из улья (в нем была матка итальянской породы), оказалось, она вся уже была отстроена. На ней было много пчел, а среди них – желтая матка. Рамка была засеяна более чем на 50 %.
После установки рамки с вощиной в гнездо прошло только 20 часов. За это время пчелы на 100 % отстроили вощину, а матка засеяла более половины площади рамки. Это означает, что матка сеяла в сутки более 5000 яиц!
Второй случай из практики
В один из сезонов потребовалось заготовить более 600 рамок суши. Отобрал для отстройки вощины 10 семей в лежаках.
Во время хорошего взятка подставлял ежедневно в каждую семью по 4 рамки с вощиной, ставил их между рамок со свежим напрыском. За сутки рамки уже были отстроены, и я менял их на новые с вощиной. Свежеотстроенные рамки подставлял в новые отводки. Каждая семья за неделю отстраивала по 28 рамок!
В это время прочитал где-то один совет бывалого пчеловода. Он писал, что свежеотстроенные рамки – даже отстроенные не на всю высоту (глубину) ячеек – можно хранить до нужного времени в запасниках. Таким методом мне пришлось хранить 50 рамок, отстроенных на полную высоту.
Пчеловоды, не делайте этого! Через месяц – полтора после такого хранения я начал их использовать, но обнаружил, что матка обходит такие рамки, засева на них нет, а пчелы также их не осваивают: на них нет ни меда, ни перги, изменился их цвет – он стал каким-то бело-прозрачным, похожим не на воск, а скорее на парафин. На следующий год эти рамки пчелы тоже не принимали.
Тогда я понял, что свежеотстроенные рамки в обязательном порядке должны были находиться в ульях с пчелами, где воск, видимо, дозревает до необходимого пчелам состояния. Все 50 свежеотстроенных рамок, убранных для хранения в запасниках, пришлось перетопить на воск. Кстати, в качестве воскотопки всегда использовал соковарку – очень удобно.
Третий случай из практики
Этот случай запомнился мне на всю жизнь. Проводил осмотр одной семьи, находящейся в лежаке. Была хорошая, тихая, солнечная погода. Я достал очередную рамку с открытым 4-, 5-дневным расплодом, и неожиданно подул несильный свежий ветерок, но я почувствовал его прохладу. Сразу опустил рамку с расплодом на место в гнездо и отметил ее кнопкой (я не пишу на рамках, а прикалываю кнопки, их потом легко убирать, и рамка остается чистой).
На следующий день решил проверить эту рамку. Поднял ее, а она оказалась пустой – осталось не более десятка личинок. Весь расплод погиб, и пчелы очистили рамку – уничтожена 3-дневная работа всей семьи.
Четвертый случай из практики
Для проверки значения большой свободной площади сотовых рамок во время медосбора одной опытной семье дал 44 рамки (тогда все семьи были в лежаках на 22 рамки). Поставил эту семью на весы. Весь период медосбора ежедневный привес в этом улье был в 3 раза выше, чем в контрольном 22-рамочном. Со всех семей было откачано в среднем по фляге меда (53 кг), с опытной – 153 кг! Но надо иметь в виду, что до расширения гнезда из этой семьи до 20 мая было отобрано для отводков 4 рамки, заполненных на 90 % печатным расплодом. После такого эксперимента не захочется держать семьи во время медосбора в стесненных условиях. Кроме того, пчелы показали, что даже такого объема гнезда им не хватало для полного использования медосбора. Поэтому откачивали мед трижды, каждый раз после заполнения второго корпуса, забирая по фляге меда.