Точка сборки. Внимание о внимании бесплатное чтение

© Владимир Гилясев, 2024

ISBN 978-5-0065-0257-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Наша жизнь формируется и определяется нашим образом мышления. Умение управлять своим мышлением позволяет управлять своей жизнью. Серия книг под общим названием «Точка сборки» рассказывает об этом. Отдельные книги из этой серии «Отражение и преображение», «Необычное в привычном» посвящены различным аспектам мышления, его принципам, методам, способам и правилам.

В данной книге, продолжая тему «Размышление о мышлении», рассмотрим главный элемент нашего мышления – внимание. Он является основой не только нашего мышления, но и всей нашей жизни. Он определяет наши способности, умение и возможности. Он формирует наше окружение и обстоятельства, в которых мы живём и в которые попадем. Он позволяет нам преодолеть все трудности и неприятности. Вот поэтому этот элемент мышления «внимание» представляет для нас особый интерес. Научившись им пользоваться, мы сможем правильно управлять своим кораблем по бурным волнам житейского моря, преодолевая сложные препятствия и достигая своих поставленных целей. В начале напомним общий принцип мышления.

В данном описании под мышлением будем понимать определенную способность и умение формировать мысль по определенному образу и общепринятым правилам. Мышление – это определенный, установленный алгоритм преобразования идеи в логическую последовательность мыслей, выраженную словами. Схема простая: идея-мысли-слова. Уточняем. Мышление – это преобразование некого неоформленного представления о чём-то в нашем сознании, некой идеи, в логическую последовательность временных причинно-следственных понятий. В свою очередь понятия отображаются словами. Мышление – это «набор» штампов и правил их применения. Этот процесс преобразования осуществляется и трансформируется в соответствии с определенной целью или образом, который раскрывается в контексте конкретного явления или события.

Напомним общий принцип. Основа мышления – Целесообразность.

Немножко поясним. В начале любой деятельности, любой. Включая «мыслительный процесс» должна быть поставлена цель. Внутри самого себя, для себя, в своём сознании, должна быть сформирована, осознан цель ради чего мы всё это делаем. Без этого нормальное, правильное мышление не начинается. Его просто нет. Без цели – это не мышление, а хаос, толчея пустых мыслей ни о чём. Зачем цель? Она обуславливает сходимость, целеустремленность наших мыслей и как следствие наших действий и поступков. Это понятно всем и всегда. Но все об этом почему-то забывают. Поэтому приходится напоминать тривиальные и примитивные правила мышления. В начале всегда должна стоять цель. Она образует наше мышление и поведение. Иначе – никак, иначе суета и хаос, иначе – всё в жизни случайно. Если нет в голове определенного ясного образа, то вся жизнь нами видится как совокупность случайных событий. И потом, мы ещё закатываем к верху глаза и глубокомысленно произносим, что «всё в мире не случайно», есть какая-то закономерность. А какая она нам неведома, но мы чувствуем, что есть. И как малохольные пытаемся понять в чём она. Если в голове хаос случайных мыслей и нет одного цельного образа, как нам увидеть закономерность событий? Никак. А когда мы начинаем видеть закономерность, давайте спросим себя? Правильно, когда в голове у нас, в нашем сознании, появится «закон», понимание закона. Появится тот единый образ, который будет фильтровать весь «базар» и «случайность» мира для нас единым образом. И всё тогда начнёт выстраиваться в стройную картину мира. Тогда во внешнем мире мы начнем прозревать некую закономерность происходящих событий. И осознанием, что всё что мы видим «снаружи», во вне, это мы видим потому что смотрим через свой «образ жизни». Какой образ, такие и закономерности. Случайные образы, случайные хотелки и желалки – результат случайные события, люди, обстоятельства. Цельный образ в голове – результат цельное понимание мира и своего поведения в нём. Мы ходим по миру так, потому что ведёмся своим внутренним образом. Никто на нас снаружи не воздействует, не угнетает, не заставляет, не пригибает, не наклоняет, кроме своей дури и представлений о мире. Вот зачем нужна цель, для начала мышления.

– Мы это, конечно, всё понимаем и знаем, так что нас учить-то не нужно, а то расписался тут. Учитель, понимаешь.

– А я чего? Я ничего, просто так, для себя. Напомнить. Знать-то знаем, но не делаем. Вот где засада. Всё понимаем, но не делаем.

– А почему? Потому что тупые?

– Неа. Потому что не выгодно. Трудно. И лень Потому, что энергозатратно. И не понятно во имя чего. Ещё раз. Не понятно во имя чего.

Напоминаю. То, что знаете. Во Имя ЕГО. И всё… Всё Этого вполне достаточно, чтобы прояснилось на доске. Если нет, то перечти эту строчку.

Именно эта «непонятка» тормозит нас – Во имя чего? Для кого? Зачем я буду упираться, трудится для кого-то кто мне непонятен? Если бы я знал, если бы мне сказали вот имя чего, вот тогда бы я уж бы… я бы тогда бы… уж на все сто…

А что никто ничего по этому поводу Вам не говорил? Никогда? Не намекал? Не обращал внимание? В ту строну куда нужно. Да это понятно, но никто никуда ни двинулся. Ждут второго пришествия. Самому никак.

Вот такой главный принцип мышления – целесообразность. И соответствующие ему вопросы для себя – для кого, и вот имя чего я это буду делать. В зависимости от того какое «имя» и ради кого мы собираемся делать такие возможности и силы нам даются. Уловили намёк? Ремарка, примечание. Можно «имя» выбрать такое – «для себя» и во имя себя. Тогда силы и возможности будут такие же, как сам. А кто мы есть, – спросим себя. Ответ известен – никто, и звать нас никак. Червячки на лугу. И что мы тогда хотим от себя? И что делать?

Но можно вспомнить, что нам дарована жизнь и свобода. Свобода выбора: идти к себе или к Нему. Вот и весь ответ на все вопросы. Небольшое наблюдение, не моё, людей мудрых. Когда «идешь в себе», живёшь для себя, возникает множество непонятных вопросов. А когда меняешь направление и начинаешь «двигаться к Нему», все вопросы постепенно отвечаются и разрешаются. Хотите верьте, хотите нет.

Проверяйте. На то нам жизнь и дана, чтобы никому не верить, а научиться верить себе, на своём опыте и знаниях. Другой-то что, такая же заблудшая овца, чего ему верить. Вот если мне кто-то придёт и скажет, уж тогда я уж и поверю, а сейчас чего. Слова как слова, сколько раз слышал. Врут ведь всё, фейки кругом.

– Не так ли?

– Да, так. Вот поэтому и приходится фильтровать базар внешний Светлым Образом Его, чтобы не заблуждаться и не блудить. Время-то уже близкое.

Продолжаем. Надеюсь, удалось изложить основной принцип мышления. Все его знали, но не обращали на него внимания. Он как бы существовал по умолчанию, исподволь, незаметно. А поэтому мы всегда его опускали и получалось наше мышление о чем-то – рыхлое, случайное и не последовательное, потому что не знали к чему стремиться и где оно сходится.

Первоэлемент мышления

Перейдем к элементам мышления, к тем элементарным кирпичикам, из которых складывается, реализуется, осуществляется наше мышление. Первый первоэлемент – внимание. Это основа. Что это такое сейчас будет подробно рассматривать. Слово- то известное, поэтому оно как всегда применялось по умолчанию, типа «я и так это знаю». И мало кто обращал на него внимание. На внимание редко кто обращает внимание. Вот, именно здесь, в этой фразе и «закопан» нюанс понимания. Будем копать. За раз не получится, но через некоторое время начнет кое что-то проясняться.

Как всегда «внимание» – это слово, которое отражает некое понятие, которое отражает некое понимание, которое отражает некую идею, которая отражает некое мировоззрение. Короче, это слово «внимание», как и любое слово отражает «космос». Оно безгранично и бесконечно. Вот поэтому каждый может трактовать и понимать его как ему вздумается. И то что я здесь надумал, это не есть для Вас истина, это всего лишь намёк, указатель направления, а не само «внимание». Само внимание у каждого своё. Понимание слова «внимания» – это как отпечатки пальцев – уникальное и ни с чем не совпадающее. И Ваше понимание внимания никак не соответствует моему. У Вас есть столько нюансов, как Вы понимаете его, что мне даже и не снилось и не представлялось. И то, что я тут говорю о внимание, есть мой поверхностный взгляд, не объективный и не истинный, а субъективный и поверхностный. Так что примите это к сведенью. Кстати, всё сказанное относится ко всем моим словам, мыслям и мировоззрениям. Единственное, что нужно Вам – это верить себе. И всё. Если веришь себе, а это внутреннее состояние, значит будешь верить и другим. Внутреннее всегда отражается во вне. Во вне мы видим только то, что мы знаем внутри себя. Если верим себе внутри, значит можем верить и другим, значит у нас есть основа и опора понять другого. Если верим себе, то мы фильтруем внешний базар и никакие фейки нам не страшны, и не введут в заблуждение. Даже если мы пойдём по кривой дороге, нас всё равно выведет вера в себя. Как Мюнхаузена, помните. Из болота, за волосы, сам себя, и никто не помогал. Такая жизнь. А от кого ждать помощи, только от самого себя, больше не от кого. Сам себе поможешь, внутренне, и друзья тогда подсуетятся, внешне, и помогут, а иначе никак. Первопричина – внутреннее состояние веры в себя и свои возможности. Руки опустишь И всё вокруг опустят. Это как зеркало, Вы же знаете. А когда появляется вера в себя? – спросите Вы. И ответ тоже знаете. Вы же на сами появились в мире. Вас, ведь кото-то родил, кто-то дал жизнь. Тот, кто «больше» и умнее, и добрее, и лучшее Вас. Спросите у Него. И он Вам ответит где взять веру в себя. Жизнью подскажет, словом, делом, другом, врагом. Будет подсказывать до тех пор пока до Вас не дойдет, пока Вы к Нему не обернетесь и скажете: «Господи, а чего же ж я такой глупый и тупой, что не слышу тебя И мне нужны экстремальные условия чтобы дошло, а вот по-человечески, тихо и спокойно не доходит. Ты же Любовь, Тишина, Покой, Умиротворение, Радость. Обращение ко мне – это Безмолвие. Ты на этом языке говоришь, что ж я воплю-то? Требуя немыслимого и запредельного, сверхъестественного и сверхчувственного, сверхэкстрасенсного, А по простому, по тихому и спокойному, по написанному, по известному, по естеству своему никак». А всего-то нужно. Перестать вопить, просить и стенать, а замолчать и прислушаться. Оборотиться к нему всем своим внимание и жить с Ним, жить как Сын его. И всё образуется. Вот такой первичный кирпичек – внимание. Внимать Ему, внимать себе. Это и есть основа нашего мышления. ВНИМАНИЕ. Основа всему и всем, целесообразно и внимательно. Основа Жизни. Вот такое обоснование слову Внимание. Теперь перейдём к детальному описанию во всех подробностях как его использовать и применять

Внимание

Внимание и жизнь

Особенность нашего организма. Вашему вниманию предоставлю на рассмотрение некое представление о человеке, одну из его моделей. Она пригодится нам для понимания сути внимания.

Человек «состоит» из двух частей. Назовём их условно «материальная» и «виртуальная», «физическая» и «логическая». Материальная часть это тело, так сказать, физическая составляющая нашего существа. Виртуальная часть – это то, что не материально: сознание, ум, мысли, душа, чувства, эмоции, наши свойства и качества, наши умения и способности. Сюда включим и цели, желания, намерения, устремления. Надеюсь понятно. Есть материальная часть (тело) и есть виртуальная часть (сознание). Почему не «духовная часть», об этом ниже. Для краткости так: тело и сознание. Не важно как это все назвать, здесь для нашего рассуждения важно то, что у нас есть две части материальная, видимая, ощущаемая и нематериальная, невидимая, воображаемая. Тело и сознание. Это раз.

Как Вы понимаете это совершенная условность и некое обозначение нас, как человека, гармоничного существа. Такое представление послужит нам для лучшего понимания нашего внимания. О коем здесь и речь.

Первое наблюдение. Представим себе такую картинку. Вы сидите за столом, на кухне. Лучше утром. Только что встали. Заварили кофе, нарезали колбасы с сыром. Сидите пьёте кофа. Завтракаете. Сейчас нужно будет идти на работу. Теперь внимание. Ваше тело сидит за столом, а Ваши мысли уже на работе, в делах. Вас здесь, на кухне нет. Вы уже весь в работе. Всё Ваше внимание на работе. Вы там. Ваше сознание или осознание уже работает. Оно уже делает дела, но иногда отвлекается на кофе, чтобы откусить кусок колбасы. Вас, фактически, сознательно на кухне нет. Вы там, уже на работе. Вот такая есть у нас особенность. Тело сидит, пьёт кофе, а сознание уже работает. И все это одновременно и в разных местах. О! Сюжет. Фантастика. Один человек в двух местах: на кухне и на работе, одновременно. Ещё внимание. Дела для нас гораздо важнее чем кофе: контракт, деньги. Кофе мы сто раз можем попить, а контракт исполнять нужно, он необходим для жизни дальнейшей. Поэтому место, где находится сейчас наша сознание, важнее чем место где сидит наше тело. Вот поэтому, все что происходит на кухне пролетает мимо нашего сознания, (каламбур). Сознание на работе, и одновременно на кухне. Оно развалилось, потому что раздвоилось наше внимание. Внимание и тут и там. Нужно кофа отхлёбывать, ну это не важно, и нужно работу делать, это важно. И получается, что утренний завтрак наш пролетает мимо нашего существования. Этот момент в жизни ускользает от нас. Потому что для нас важнее нечто другое, чем завтрак. Идём дальше. Точнее едем на работу. За рулём, по своему известному маршруту, рулим. Следим за дорогой и движением. Одна часть внимания в машине, а вторая часть на работе, потому что туда едем. Тело сидит в машине, сидит, а внимание на работе, ну и в машине тоже. Вот такая раздвояйцевость у нас по жизни во всём Тело в одном месте, а наше внимание с сознанием в другом. Тело сидит, а внимание работает, суетиться, движется. И нет ему покоя. Всё время в движении. Посмотрит иногда на тело, как оно тут, и снова в «небеса». На работу ли, на встречу, на фитнес, в мечты, в планы. Заметим нюанс. Внимание витает в нематериальных сферах, оно как бы виртуальном мире, мире представлений и воображений. Тело сидит крепко по месту в материи, а внимание с сознанием витают. И заметим еще, текущее место положение тела, нас не очень-то волнует. Мы все, всем своим существом в другом месте, в том где наше внимание и наше сознание. Там наша жизнь. Действительное местоположения тела, мы фактически не замечаем. Оно для нас не важно. И… Получается что наша жизнь там где наше внимание с сознанием. Эта компонента определяет нашу жизнь Не тело, и его материальное окружение, а некие наши воображения, представления, чувствование того где наше внимание и сознание. Это факт. Открытый давно всеми психологами. Я всего лишь напомнил, что есть такая у нас особенность. Быть здесь и там одновременно. Как это? А так Тело здесь, а мы там. Точнее наше внимание и сознание там. Ещё один тонкий нюанс, который знаем, но не придаем ему особого значения, а он… очень важен. Когда наше тело здесь, на этом месте, а внимание и сознание там, куда мы его отнесли. Внимание. То ведем мы себя на этом месте в соответствии с тем окружением где наше внимание и сознание. Сознание «там» управляет нами здесь». Нашим осознанием и поведением. Сейчас поясню.

Наше состояние определяется в большинстве своем не «текущим местоположение тела», а нашим сознанием, тем где оно находится. С чем мы себя соотносим, где наше внимание. Текущее место тела не играет существенной роляли, как наше осознание какого-нибудь нашего представление и воображения. Это осознание и правит нами, нашим настроением, нашим поведением, нашими мыслями. Наше воображение о работе определяет настроение пития нашего утреннего кофа. Наше воображение о том, что контракт подписан и все хорошо, позволяет ходить нам с высокоподнятой головой и уверенностью в своей правоте. Отсюда возникают и мысли наши и слова. Мы возносимся в своей значимости. Наше поведение определяется нашим осознанием некого виртуального представления: контракт подписан.

Еще раз. Уточню Наши мысли, состояние, действия в основном и большей степенью определяются тем где находится наше внимание. Нашим осознанием и соотношение с тем представлением где наше внимание с сознанием. Как мы себя собой представляем так мы себя и ведём, так думаем, поступаем.

Наше внимание к некому представлению обуславливает наше состояние, наши мысли и наше поведение. Можно сказать, мы ведёмся этим представлением. Ведёмся этим образом. Там где наше внимание. Внимание на образ, обуславливает наше поведение. И в конечном счете наше существование, то есть нашу жизнь. Вот такая наша житейская способность и данность. Как Вы понимаете, она проявляется и существует в нашей жизни всегда. Тело и сознание. Поведение тела, с его умом, чувствами и переживаниями определяется местоположения нашего сознания, нашего внимания к какому-нибудь представлению, воображению, образу.

Внимание к образу определяет наше текущее состояние.

Наши мысли, чувства и поступки. Теперь главная мысль. Как Вы уже поняли, что нашим внутренним «управляет» наше внимание, наше отношение к какому-либо нашему же представлению или воображению. С чем мы себя соотносим так мы себя и ведем.

К примеру. Нас назначили начальником. И сразу у нас меняется отношение к самому себе. Мы своим вниманием внутренне соотносим с себя с неким представлением о «начальнике» и начинаем, пусть даже несознательно, вести себя как «начальник». Точнее вести себя как мы думаем, что так ведёт себя начальник. По сути даже не важно, как по-настоящему ведёт себя начальник, важно наше отношение, осознание. И это отношение через внимание к этому «образу начальника» меняет наше сознание и поведение. Важно то что хотя образ начальника и виртуальный, воображаемый, но ведём мы себя реально, действительно, по месту и проявляются в нас те качества и свойства «начальника», которого мы себе вообразили, на которого направили внимание. Так и во всем. Нужно сказать, что по всей нашей жизни мы ведём себя так. Что-то придумали себе, вообразили и ведём соответственно. Заметьте слово «вообразили». То есть вошли в образ, отождествились с ним, сроднились и стали мыслить и жить как он. Он, который мы себе представили. То есть мы живём нашим воображением. Осознание с тем, с кем себя соотнесли. Нашим вниманием к этому образу. Наше «виртуальное» определяет, формирует нашу действительность.

Теперь важный, для нас, человеков, момент. Если это так «работает», а это именно так и работает то… Сознательно соотнеся самоё себя с тем или иным образом, мы приобретем свойства и качества его, получим соответствующее наше поведение. У нас возникнут, придут соответствующие мысли, и мы станем вести себя подобающим образом. И обратное, если у нас внимание гуляет туда-сюда и не на чём не сосредоточено, то и поведение наше и мысли наши случайны, хаотичны и как результат вся наша жизнь такая. Мы плывём по воле волн окружающих нас обстоятельств.

Ну, и разве это жизнь, – спросим себя. А что делать тогда? Ответ уже давно есть. Но мы всегда проходим мимо его, потому что мы знаем ответ, но не придаём ему нужного значения. Он всегда перед нами. Это открытый секрет. Тайна, которая лежит на поверхности, поэтому мы проходим мимо, думая что всё глубоко скрыто от нас. Мы ныряем в глубину в поисках «сути» проскальзывая мимо самого главного в нашей жизни.

Открытый секрет.

Исходя из вышесказанного, что при обращении нашего внимания на тот или иной образ у нас с ним возникает «контакт». Мы приобретаем характеристики и свойства этого образа. Он становится нашим водителем по жизни. При условии, что мы сознательно и добровольно сроднились с ним, верим ему, понимаем его и следуем ему. Ответ прост.

Нужно обратить внимание на Светлый Образ. И тогда наша жизнь потихоньку, постепенно будет выправляться в лучшую сторону. А поскольку этот Светлый образ будите «носить» Вы сами в себе, то значит он будет выправляться в Вашу лучшую для Вас сторону, так как Вам необходимо и нужно именно Вам, а не какому-то дяде вообще. Именно Вам и для Вас. Главное. внимание на Светлый образ.

Что это такое «Светлый Образ». Об этом подробно рассказано и описано в части «Точка сборки. Отражение и преображение». Если Вы человек любознательный и Вас это заинтересует, то можете прочесть это подробное объяснение. Здесь же только могу сказать кратко.

Светлый Образ – это наше представление о Светлом и Прекрасном, Возвышенном и Вечном, всё самое Великолепное, что есть на Свете. Так как мы понимаем это, так как себе воображаем.

Почему возвышенное, вечное и нетленное? Почему именно в эту сторону нужно обратить внимание? Вам, надеюсь, уже стало понятно. Потому что, обращая внимание на Светлый Образ, мы приобретаем его характеристики и свойства, по мере своей возможности, по мере своего понимания, по мере своей веры и желания быть с ним. Вот и весь секрет. Когда же мы обращаем внимание на «жизненные» объекты, предметы, которые окружают нас в нашей действительности, в нашем временном мире, то мы «приобретаем» их свойства и качества – временные и тленные. Наше существо «пропитывается» этими «свойствами» колбасы, заполняет наше сознание их частотами, и мы потихоньку «приземляемся». Становимся такими же «временными» и «тленными». Это вовсе не значит, что если мы «проникнемся» вниманием к вечному, то будем жить вечно. Но у нас появиться шанс и возможность, как человеку, понять нечто большее в этой жизни чем вкус колбасы и скрип кожи на сиденье дорого «Майбаха».

Свет, Вечное и Прекрасное, в нашем сознании, будет постоянно вытягивать нас из «болота» обыденной повседневности дня, куда мы по ходу своей жизни погружаемся, хотим мы этого или не хотим. Для «спасения» нашего нам нужны постоянные и непрерывные усилия, чтобы не утонуть в пучине волн бытия. А Светлый Образ, внимание к нему, будет держать нас всегда на плаву. До тех пор, пока мы вернёмся в свою гавань. Светлый Образ он не в будущем. Он нам нужен именно сейчас и здесь. Он Свет нашей жизни. Он сама жизнь.

Скажу предельное понимание этого символа, для тех, кто в теме, кто понимает. Светлый Образ – это Живой Бог.

Он наша Жизнь, Свет, Дух, Любовь.

Внимание к Нему преображает нас в жизни.

В прошлой, нынешней и будущей.

Внимание и человек

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» [Ин 3:3]

Как всегда начнем с начала. С чистого листа. Всё о том же, что и раньше в книжках «Точка сборки.». «Образ жизни и мышления», Отражение и преображение», «Необычное в привычном», но другими словами.

Опять же, про себя, о себе, и от себя. От печки. А от кого же ещё? Потому что больше никого в этом мире не знаю и не вижу. Как кроме себя. Это не потому что я плохой, эгоист. Ну так устроен организм наш. Такое наше восприятие. Накопили что-то внутри: знания в мозгу, чувства в душе, подвижность в теле и через это, как через фильтр смотрим на мир, ориентируемся и живём в нём. Это всё наши умственно-чувственные знания и умения. Наши навыки и привычки. Смотреть на мир так, как смотрим мы и фильтровать стороннее, то что нам не соответствует. Мы-то знаем, что никто кроме нас лучше нас не знает, а также знаем, что никому до нас дела нет. Так думает каждый. И Вы и я. Только о себе. А о ком же ему ещё думать? Если у каждого только своя голова, и нет другой. Физически нет. Как я могу думать за другого, если я не знаю ни судьбы его, ни целей его, ни хотелок, ни желалок. Как помочь? И вообще нужна ли ему моя помощь? У меня своих вон, «вам по пояс будет». Вот поэтому здесь, только песнь о себе и для себя. Никаких советов, нравоучений, наставлений, рассказов о том, что знаю и умею, что я такой красивый, умный и пушистый. Просто отражение текстом моего мышления о том, что все знают. Вот на 100% уверен. Что каждый из нас знает всё про всё, даже про то, что он не знает. А про себя тем более. Известно! Изначально. Просто не было времени и нужды это для себя сформулировать. Заботы, дела, стремления, цели, желания, хотения. И всё нужно быстро и сейчас, иначе не успеешь. Обойти, догнать, накопить, сделать лучше, не как у других, научиться, чтобы стать умнее… и открыть Истину и понять Закон и вот тогда уже… Зажить по полной, на всю катушку, от души. Тогда уж спешить никуда не нужно. А сейчас, пока ещё здесь и пока не ясно чем это всё закончится, нужно торопиться. Вон, пророки, гласят, что всё мол, пришёл предел мира. А как же я, я-то как? Я жеж не готов.

Таки вот, чтобы приготовиться, начнём размышлять о том как мы думаем. Тема по-прежнему та же. Размышление о мышлении. Метод простой. Наблюдаем за своими мыслями и словами и делаем выводы, затем корректируем мысли и свое поведение и идем дальше. И так, до конца.

Как мы уже убедились мысли проистекают из нас. Из нутри. У нас внутри есть некая сущность и она отображается во вне словами. Сначала в нашем мозгу возникают мысли, мы их переводим в слова и говорим другому: ты мол де, не прав, я лучше знаю. Ну, или типа того. Ты говори, говори, но я -то лучше знаю. Ну и не только это. Основная наша идея у нас внутри сидит: где бы взять. Взять что-то что бы мне пригодилось для моего комфорта и удобства: знания, здания, машину, колбасу, пиво. Где взять?

Такой тренд нашего мышления, чего греха таить. Можно конечно возвышенно: вырастить сына, посадить дерево, построить дом… Чтобы оставить свой след на земле. Ну, чтобы не зря жил. А то как-то. Всё суета получается, если следа нет. А у земли спросили? Нужен ли ей этот твой след? Ну так, между прочим. Будет он для неё полезен? И так ли уж необходим земле Ваш след? Ну это так, к слову. Понятно, что не зря же мы здесь месим глину: ну, чтобы вырасти духовно. В глине. А где ж ещё? Только на земле, в теле, в душе. Чем? Конечно Духом. Иначе смысла нас сажать сюда не было. Посадили зерно и оно должно прорасти. В зависимости от условий и наших стараний. Как могём, так и растём. Кто в вере, кто без веры, кто в надежде, кто без неё. Кому какой талант выпал. Кому знания, кому незнания. Кто под фонарь попал, а кто во тьму. Все в равных условиях, не зависимо от обстоятельств. Каждый стоит на своём. Вот, поэтому и говорю: каждый пишет, как он слышит, как он слышит, так и пишет. По-научному, по психобиологическому устройству нашего организма эта называется доминанта.

Такое наше устройство. Физическое. Это нужно понимать и осознавать. Так рулит наш организм, так воспринимает мир, каждый – по своему. Со своей доминантой и фильтром: мы видим только то что мы видим и не видим того, на что мы не обращаем внимание.

А когда обращаем внимание начинаем видеть. Так вот об этом сейчас пойдет и речь – о внимании. О слове внимание.

Чтобы мы обратили внимание на внимание

Потому что это основа в нашем мышлении. Без внимания мы ничего не сможем понять, осознать. Внимание – это тот канал, через который к нам приходят знания. Обращая внимания на то или иное мы получаем знания и потом уже только начинаем думать. А если мы не внимательны, то мы ничего не получаем, ничего не знаем, ничего не понимаем. Понять – это значит внимать. Вот с этого слова и начнём

Небольшое вступление. Для меня осознание и понимание внимания есть очень важная тема в моих размышлениях о мышлении и жизни. Мне хотелось разобраться и понять это одно из самых важных и фундаментальных свойств нашей личности. Без внимания никуда. Долго думал об этом, не один десяток лет. И всё что надумал по этому вопросу решил поделиться с Вами, своим представлением и пониманием. Тема очень сложная и непонятная при всей её кажущейся простоте. Все мы изначально знаем и понимаем, что такое внимание. И тем не менее. Вот поэтому буду рассказывать долго, дотошно, детально, постоянно повторяясь, возвращаясь, описывая одно и тоже с разных сторон, изменяя акценты и контекст повествования. Цель простая – как можно более полнее высветить с разных сторон это понятие.

Как известно, меняя контекст понятия, мы изменяем его интерпретацию и понимание, тем самым получаем больше информации о «наблюдаемом понятии». Различный контекст понятия образует различные значения и смыслы. Есть такой способ в мыслительном процессе.

Сначала рассмотрим, что мы знаем о внимании и наши представления о нём. Обычное и привычное понимание внимания. Принято считать, что внимание есть некая умственная способность, умение сосредотачиваться на объекте (на чем-либо или ком-либо) на некоторое время. В психологии внимание определяется как избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимательность – это способность концентрироваться на том или ином объект не отвлекаясь на посторонние мысли и эмоции. Одним словом – направленность, избирательность и концентрация. На что-то направляем своё восприятие и сосредотачиваемся на нём, не отвлекаясь на нечто другое. Значит для внимания нам нужен некий объект на котором мы сосредоточим своё восприятие. Восприятия чем? Конечно умом, а чем же ещё, мы только умом и пользуемся. Думаем-то головой, мозгом. А как жеж иначе? Спросим себя – а, кроме ума у нас ничего не воспринимает? Мозг только одним умом живёт? Или ещё у него есть тело, сердце, душа, чувства и прочие прибамбасы, которые обеспечивают его питание? Опять же, ум нам так застил «глаза», что кроме его мы ничего не видим. Только ум и мысли. Я это к тому, что наше ПОНИМАНИЕ восприятия мира ограничилось лишь только умственными способностями. И полностью исключило из понимания понимание того, что кроме мозга у нас есть ещё и сердце и живот, которые тоже участвуют в полной мере в восприятии действительности. И тоже должны обладать своим вниманием. Как мозг через ум имеет своё внимание при восприятии, так и сердце через чувства имеет своё внимание при восприятии, так и живот через действие имеет своё внимания для восприятия. Вот так тихонечко и подошли к новому пониманию внимания. Где под вниманием будем понимать не только восприятие умом, но и восприятие сердцем и животом. В целом восприятие всей нашей сущности, не разделяя его на части (мозг, сердце, живот). Будем понимать слово внимание, не только как деятельность одного ума, а ещё и биение сердца и движение «живота». Они ведь тоже участвуют в нашей жизни, а не только один наш мозг. Не так ли?

Три сферы внимания

Внимание может быть обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие для познания и преобразования внешнего мира. Называется сенсорно-оперативное.

Внимание может быть обращено на объекты внутреннего мира, на его субъективные представления. Необходимое условие для самопознания, самовоспитания и саморазвития. Называется интеллектуальным.

Внимание может быть обращено к Богу. Здесь, я думаю, пояснения не требуются. Необходимое условие для нормальной жизни любого человека. Называется религиозным.

Возможны ещё варианты обращения внимания в «потусторонние сферы», к неизвестным и непонятным стихиям, иерархиям, сущностям, нетварным субстанциям, природным явлениям, в «ноосферу», в «архивы Акаши», обращение ко Вселенной и её силам и т. д. Называется такое внимание – мистическим. Ответственность за выбор такого направления внимания несет на себе сам человек. Результаты такого обращения давно известны. Это сфера нечеловеческих сил, явлений и субстанций, которые не подвластны человеку и не имеют в себе ничего человеческого. Не понимают его желаний и стремлений, так как не имеют человеческих свойств и качеств. К примеру такие природные явления как вода, камни, земля, деревья и другие нетварные явления.

Традиционные представления

Обратим внимание на то, что это нужные и важные представления и понятия, которые раскрывают или поясняют суть внимания.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Внима́ние – состояние сосредоточения сознания индивида на процессе отбора собственной психикой требуемой ему информации. Это психический процесс, который выполняет функцию отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике и сосредоточения на ней.

Внимание позволяет выделить какое-либо восприятие или представление из всего содержания сознания, усиливая его ясность и отчетливость. Оно не является самостоятельным психическим процессом, но проявляется во всех других процессах, таких как слушание, смотрение, мышление и действие. В зону внимания попадают объекты, имеющие для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется свойствами и актуальными потребностями человека.

Внимание может быть обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие для познания и преобразования внешнего мира. Называется сенсорно-оперативное.

Внимание может быть обращено на объекты внутреннего мира, на его субъективные представления. Необходимое условие для самопознания, самовоспитания и саморазвития. Называется интеллектуальным.

Внимание может быть направлено на тело человека, на его местоположение и ориентацию в пространстве.

Перечислим некоторые свойства внимания: направленность, избирательность, объем, концентрация, распределённость, распределенность на несколько объектов, широта, равномерность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость, непрерывность, длительность, переключаемость, приоритетность.

Окинув взглядом принятые определения и свойства внимания, попробуем нарисовать общую схему этого процесса. Она послужит нам для детального рассмотрения и понимания сути происходящего, с целью правильного и эффективного применения в своей жизни. Другой цели нет, кроме как для действий наших. Не для знаний же нам нужны наши знания, чтобы похвастаться что мы знаем, а для наших же действий, для самоё себя, ни для чего больше.

Схему рисуем простым методом. Берём известные уже всем понятия, смотрим на них, находим нечто общее, группируем, ранжируем и получается схема. Такой общий методических подход в систематизации знаний. Ставим себе цель или вопрос, начинаем копить под него информацию, затем собираем вместе, сортируем, группируем, «кодируем», присваиваем новым понятиям свои обозначения (коды) и молвим это словом, или выкладываем это знание условными графическими изображениями – кругами, квадратами, стрелками, диаграммами, картинами, стихами, романами или поэмами. Кому как удобно или понятно, кто как умеет. Можно об этом тихо говорить, можно громко, с надрывом, в поэтических строках, мол де я всё понял, а вы тут сидите в темноте. А порой этому пииту и невдомек, что мы все братья, а это значит, что мы тоже знаем то, о чём он вопит. Иначе никак. Если бы не знали, то и не понимали, и не слушали. Закон такой физиологическо-психический конструкции нашего тела. Если бы не было слушающих его, кому бы он песни пел? Он так и сказал, – буду жить в ваших сердцах, до тех пор пока будет жить хоть один пиит. То есть, до тех пор пока будет кто-то, кто понимает его алфавит. До тех пор он будет жить. Значит вывод: он, пиит, живёт до тех пор пока, мы живы. Это я всё к чему? А к тому, что все мы знаем обо всём, только придуриваемся. Как говорил другой, такой же просветленный, – весь мир театр, а мы в нём актеры. Не потому что мы кривляемся или играем как-то не искренне. А потому что мы всё это знаем и играем, от души, от чистого сердца, по-настоящему и по полной программе. Иначе нам никто бы не поверил, каждому. Нам так нравится. Понапридумывали себе сценариев, по ним и живём. В каждой избушки свои погремушки, развлечений ради. Прописали себе роли: кто умный, а кто слушатель, и играем. Иногда забываем, что мы все из одной труппы, все мы братья и сценарий всем известен. Но играем. Для красоты и звука, чтобы с песней по жизни и от души. Отвлеклись, или наоборот, привлеклись, именно тем, ради чего здесь и болтаем.

Новая парадигма. Новый взгляд

В традиционном подходе, внимание рассматривается как сопутствующий процесс других психических процессов, таких как слушание, смотрение, мышление, действие. Однако, заметим следующее, если оно присутствует во всех, значит оно общее для них. Отсюда простой вывод. Если оно общее для психических процессов значит оно не побочное, а основное, центральное, существенное. Вот на этой посылке и основан новый взгляд и подход к вниманию. Внимание как основой психический процесс, который распределяется уже по остальным сенсорным и мыслительным органам человека.

Почему традиционный подход психологов отводит вниманию сопутствующий аспект, а не основной, это и понятно. Человек рассматривается ими как просто тело с набором нескольких сенсорных органов, не связанных между собой «единым психическим существом», а действующих по мере материальных потребностей материального тела. И взаимодействие человека с миром ими рассматривается как взаимодействие тела посредством только органов чувств, которые по отдельности воспринимают мир. И не рассматривают связь человека и мира как взаимодействие цельного единого организма с едином телом, душой и духом. Вот поэтому и все психические процессы они рассматривают как отдельно протекающие, не связанные с общим главным процессом. А главный процесс в теле человека есть взаимосвязь его существа со вселенной через душу. Материальный взгляд на человека закрыл им понимание такой связи. Они считают человека отдельным самостоятельным, материальным объектом, без всякой души и духа. Вы тоже так думаете, что у Вас нет души, или Вас никогда не посещал Дух вдохновения? И вся Ваша жизнь проходит только в устремлении покушать колбаски и больше никаких душевных порывов нет? Если так, то тогда психологи материалисты правы – «поймал и съел» – в этом смысл жизни. Кака така душа….

Кстати, Вы обратили внимание на слово «психология». Наука о Душе, о Психее. Люди, которые материалисты, которые отвергают наличие души, изучают того, что для них не существует и еще учат нас как нам устранить наши душевные переживания. Если нет души, то какие психические свойства они изучают? Они говорят, что изучают свойства психики. А как это возможно если не учитывать душу (психею), как центральную образующую всех эти психических процессов восприятия и взаимодействия с миром. И что? Какой результат может быть в результате этого изучения? Какие советы? Если изучать частности, не имея представления о целом, то вряд ли можно говорить о адекватном понимании сути происходящего, не говоря уже об эффективности советов. К сведенью.

Психология – гуманитарная научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирование психики и психической деятельности человека или группы людей.

Нужно сказать в оправдание самих психологов. Они сами понимают, что не понимают того что изучают. Они прямо об этом и говорят. «Понятно, что психика находится где-то внутри человека. Изучая разные проявления человека взаимодействия с миром, можно понять механизмы работы чёрного ящика психики. Психологи изучают психику по косвенным проявлениям. Это далеко не самый лучший способ, но он единственный, который у нас есть».

Определение понятия «психика» тоже непростое.

Психика:

· Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, памяти и т.п)

· Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека и мира.

На этом закончим описание традиционного представления о психологии и перейдем к новому взгляду…….

Внимание внимание. Там где наше внимание там мы.

Начнем с начала. Как всегда сверху: от идеи, от общего к частному, а затем к деталям, примерам и пояснениям. Для лучшего понимания нашего внимания и его роли в нашей жизни, будем использовать некоторые «модели» (условные понятия), которые послужат нам «помощниками» для прояснения этой темы. Эти модели подробно описаны в книгах «Точка сборки. Образ жизни», «Точка сборки. Отражение и преображение». Здесь же напомним кратко, чтобы было понятно о чем речь. Речь, конечно, о человеке. У человека есть тело, душа и Дух. Он так устроен. Такая общеизвестная «модель» его. В частности, в нашем общем сознании. Мы так знаем. Не важно, верим мы в это или нет. Потому что никто толком не знает как оно всё на самом деле, а мы здесь, в этом изложении предположим такое допущение, такую «модель» человека. Забегая наперёд, скажу, что все понятия и определения, которые Вы встретите по ходу изложения, считайте символическими, вымышленными, придуманными и не претендующими на истину. Но, они нам необходимы для понимания процессов внимания. Как управлять нашим вниманием и что это такое. «Вещь» эта не простая, а сложная и про него будет написана целая книжка. Потому что наше внимание не только сложное, но ещё и фундаментальное. Без него никуда. Ни в чём и никак. И так, человека можно представить как некую «конструкцию». По аналогии с компьютером. В нём «железо» и «софт», аппаратная часть и программная, То, что видимо – это «железячка» и невидимо – это программное обеспечение. Как и у человека: тело – видимо, душа – невидима, как сейчас говорят виртуальна. Про Дух отдельная песня. Мы о нем поговорим по ходу изложения. Потому что без Духа нам вообще никак. Если без тела ещё можно обойтись, то без Духа никак нельзя. Есть Дух, есть Жизнь, есть тело. Нет Духа, нет Жизни, нет тела. Такая вот зависимость. Продолжаем.

По ходу изложения, иногда, периодически или почти всегда буду отклоняться от темы. Сознательно. Почему именно так, об этом написано в предисловии. Но, несмотря, на все отклонения, буду придерживаться генеральной линии изложения. Все эти отступления необходимы для того, чтобы сформировать контекст для основного понятия (внимания), чтобы оно могло «проявиться» с разных сторон и стало Вам понятней и ближе. Напомню, форма изложения текста в книге не логическая, а художественная. Это значит, что оценивать текст (воспринимать его) нужно не по принципам непротиворечивой последовательной логики, а по принципу «картины», где каждая мысль есть некий мазок на холст. Это мазок (мысль в тексте), в каждый момент может быть положен в разных местах плотна, различным цветом и с разным оттенком, но с одной целью – написать красивую гармоничную и понятную всем картину.

Продолжаем. Тело в свою очередь можно представить различным моделями и способами. Для нашего изложения нарисуем такую картинку. Тело «содержит» в голове мозг, ниже – сердце и «живот». Физически. Условно их можно обозначить «центрами»: центр мозга, сердца, живота. Это так сказать, «физическая» часть тела. В ней, на ней «существует» «разместилась» виртуальная часть тела. В мозгу – ум и сознание. В сердце – душа. В центре живота – «движение». Почему движение? За подробностями к восточным китайским мудрецам. Они тысячу лет об этом уже рассказывают и показывают во всех своих школах и Шаолинях. Они подробно рассмотрели эту связь «живота» и вселенной. С успехом ей пользуются и применяют для свой деятельности. Они живут не только умом, как мы, но ещё и «животом». Для нас сейчас важно обозначить, что такая связь есть и её можно использовать в своей жизни. Не только как мы раньше думали – набивать пищей, но ещё и «двигаться» по- настоящему, в единстве со Вселенной. А не болтаться как лом в проруби.

Относительно сердца и души. Кто сомневается в связи этих двух компонент, прошу обратиться к православным священникам. Они в полной мере знают эту взаимосвязь и всю нашу жизнь стараются нас научить ей пользоваться. Все полные 2000 лет. Но пока для нас это непостижимо. Не в коня корм. Мы живем только своим умом и про сердце и душевные отношения знать не хотим. Только некоторые догадываются и пытаются про них нам рассказать, но мы ни гу-гу, не берётся. Всё это сложно: нужно кого-то уважать, любить, не вредить, помогать, сочувствовать – это не по нам, этого мы не понимаем. То есть понимаем, но на фига это нам нужно не понимаем, поэтому и не делаем, живём как живется, до сэбэ.

Резюмируем. Дух-душа-тело.

Тело: Мозг + ум, сознание. Сердце + душа. Живот + движ.

Вот такая моделька. Коротенько. Как мы здесь определили что такое ум, сознание, душа, дух и прочие понятия можно посмотреть в конце книжки, в главе «Понятия и определения», чтобы было понятно на время чтения.

Продолжаем. Значит в нашем мозгу есть ум. Как некая способность управлять нашим мыслительным процессом. У него есть некие «шаблоны», «правила» по которым он оформляет наши «туманные» представления и ощущения в мысли. И мы эти мысли высказываем через рот или записываем на бумаге, ну или поём. Одним словом, ум помогает нам оформить и рассказать другим о том, что мы знаем. Какие знания у нас в мозгу («голове»). Эти знания мы накопили по ходу жизни с самого рождения. Они достались нам от родителей, в виде генов, потому нас воспитали, потом мы сами воспитались и образовались. И всё это лежит у нас в памяти, в мозгу. Это наши знания. Обращаясь к ним своим умом у нас возникает сознание. То есть совместное знание. Это и есть сознание. Сознание – это наша память плюс наш ум. Программистским языком: данные и систему управления ими. Сознание – это то что мы осознаем своим умом, во внутри себя. А где же ещё? Мы только знаем, что у нас внутри. Ремарочка. Ничего другого больше мы не знаем. Мы мир знаем только тот, что отобразился в нашем мозгу, через чувства. В нашем мозгу лежит отражение, копия мира, но не сам мир. Вот это отражение мы и знаем. Понимаете, тонкость момента. Мы знаем не сам мир, а знаем его отражение, копию, ту, что лежит в мозгу. Про это уже давно догадались учены и обалдели. Они до сих пор не знают, что с этим представлением делать. Они пудрят нам мозг, заводят рака за камень и рассказывают сказки о том, как всё сложно и нейросетево устроено. Это для нас не важно. Пусть думают, это их работа. А мы пойдем в своих исследованиях дальше. Нам же нужно понять, что такое внимание. А без осознания того, что у нас есть мозг + ум, сердце + душа, живот + движ, нам к пониманию внимания не добраться. А вот это представление нам и поможет. В дальнейшем Вы увидите стройную картинку нашего существования в жизни. А иначе, зачем нам внимание. Само по себе внимание нам не нужно. Нам нужно осознание и понимание как это внимание использовать для своей жизни. Вот цель наших поисков – научиться пользоваться своим вниманием. Научившись пользоваться вниманием мы сможем сознательно управлять своей жизнью. Сознательно, а н случайным образом. И что захотим, то и сделаем, то и получим. А то сейчас хотеть хотим, начинаем делать и тут что-то опять не так идёт, не туда и не в ту строну….идёт как всегда, как не задумывали, а как получилось. А умение управлять внимание позволит нам отклонения от своей цели и желания. То есть более эффективней думать, а значит и жить.

Начнем свой не простой путь к пониманию и осознанию этого бесконечного и многогранного понимания – внимание. Начнем как всегда сверху, от сути процесса, который протекает в нашем организме. Как вы понимаете все процессы, протекающие в нашем организме имеют две составляющие – физическую и виртуальную. Мы об этом у же говорили. Напомним аналогию: hard and soft компьютера. Одно без другого не существует. Аппарат нужен для того чтобы выявить, проявить содержание идею человека через soft. По сути, ни хард, ни софт не нужны сами по себе, они всего лишь инструмент для «рассказа» человеком о свей идеи.

Начнем с самой сути внимания. Попробуем как-то понять само содержание процесса и как им управлять.

Внешняя сфера внимания

Схема внимания

И так, схема внимания. Берем определения и свойства его, группируем, находим общее:

Внимание – это избирательная направленность…

Внима́ние – состояние сосредоточения сознания индивида на процессе отбора собственной психикой требуемой ему информации

Внимание позволяет выделить какое-либо восприятие или представление из всего содержания сознания…

Внимание может быть обращено на объекты внешнего мира…

Внимание может быть обращено на объекты внутреннего мира…

Перечислим некоторые свойства внимания: направленность, избирательность, объем, концентрация, распределённость, распределенность на несколько объектов, широта, равномерность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость, непрерывность, длительность, переключаемость, приоритетность.

Внимание – избирательная направленность, сосредоточение сознания, выделить из много одно… Значит есть некий объект, на который оно направлено. Объект, цель, ориентир, метка, знак, образ на который внимание обратило внимание. Это первая и главное в схеме. Образ на что нужно обратить внимание. Этот образ обеспечивает нам восприятие информации из мира, он фильтрует то, что ему соответствует. Именно он является центральным ориентиром, эталоном, который позволяет нашему сознанию ориентироваться в окружающем нас пространстве. Избирательность внимания и заключается именно в томя, что наше сознание принимает в себя только то, что соответствует этому образу, нашему внутреннему представлению. Всё остальное оно игнорирует. Избирательности внимания не было, если бы не было этого образа, не было того, что служило бы критерием отбора.

Значит вывод.

Образ, объект – есть первое и главное в схеме внимания. Первое и главное в нашем внимании. Это основа и база. Без него никак. Это нужно осознать.

Когда нам говорят будь внимателен. Это значит нужно понимать, что имеется ввиду именно конкретный объект на что нужно обратить внимание. То есть нужно знать, что искать и что видеть. Когда нам просто говорят – будь внимателен – это значит пустые слова. К чему быть внимательным, что искать, чего бояться, куда пойти, что выбрать? И так, снова и опять ещё раз.

Первооснова внимания это образ, объект, цель.

Для того чтобы быть внимательным, а значит эффективным в своих действиях нужно знать на что нужно обращать внимание. Нужно знать цель. Куда смотреть и что видеть.

Этот объект обеспечивает избирательность. Он выбирает из множества именно то, что ему необходимо или то, что соответствует ему, отбрасывая не нужное. Он центр, суть внимания.

Обозначим его объектом для внешнего мира. Образом для нашего внутреннего мира. Под образом будем понимать как копию в сознании видимого объекта, так и надуманное представление в нашем сознании. Объект- видимое, воспринимаемое, ощущаемое. Образ – невидимое, виртуальное, представляемое, воображаемое.

Этот объект, образ, цель может быть внешним или внутренним. И на него наше внимание может быть обращено. Небольшая особенность. Для мозга не важно где находится объект, внутри или снаружи. Мозг обеспечивает организацию мыслительного процесса под образ независимо от его местоположения: внутри или во вне. Это не новость, это давно известно учёным. Даже Татьяна Черниговская об этом рассказала всем уже. Этот образ служит нам для организации нашего мыслительного процесса. Он обеспечивает нашу собранность и целеустремленность. Мы становимся сообразно ему менее разбросанными, как в мыслях, так и в поступках.

Следующая составляющая в схеме внимания, кроме объекта-образа это время. Оно характеризует такие свойства как интенсивность, устойчивость, непрерывность, длительность, переключаемость, динамичность, реактивность. Определяет сколько времени наше внимание концентрируется на объекте внимания. Определяет наши способности и умение удерживать внимание на объекте.

Подводим промежуточный итог нашим размышлениям. Для того чтобы управлять своей жизнью необходимо научиться эффективно управлять своим вниманием. Для этого нужно знать, что сознательный процесс нашего внимания содержит две составляющие: наше умение выделять целесообразный объект и нашу способность и умение удерживать этот объект в поле нашего внимания. И всё. Поняв это, мы будем внимательны, а значит будем умными, пушистыми и красивыми.

Как это практически применить в жизни, описано ниже на конкретных примерах.

Объект или образ внимания

Подробнее опишем, что из себя представляет объект или образ, чтобы было понятно куда смотреть и что видеть. И зачем вообще это нам. Жили же без этого понимания, понимали, как понимали и ничего, всё было нормально. И тем не менее, может в жизни пригодится. Вся яснее будет как управлять вниманием. Потому что повторяю: где наше внимание – там и мы, та и жизнь наша. Так и живём как внимаем. Если нас что-то не устраивает, значит не то внимаем, не туда смотрим, не тем живём. Если есть такая возможность научиться внимать «правильно» почему и не попробовать. Нас же никто сознательно не учил этому: как, что. Все только «Вова, будь внимателен!». И чё? Сколько ни старался, а всё равно пропускал и промахивался, потому что не знал, как же быть внимательным. Нужно быть концентрированным, сосредоточенным – напрягался, щёки раздувал, лоб морщил, глаза таращил, а всё равно пропускал. Потому что не знал, в чём же эта внимательность заключается и как с ней бороться. Вот, с течением времени прояснилось, решил поделиться с Вами.

Для начала познакомимся с объектом. Где его искать, и что это такое. Зачем он нужен мы уже определили. Он нужен для направления нашего внимания. Он наша цель внимания. Это то, что мы будем помнить, знать, представлять и искать в окружении. Объект-образ. Он наш путеводитель.

Место объекта

По традиционному определению, внимание может быть обращено на объекты внешние и на внутренние. Значит объекты могут быть во вне и во вну. Как мы обозначили, те что во вне называет объектами. Потому что их можно увидеть, пощупать, осязать, потрогать. Они материальны и вещественны. А те что во вну – они виртуальные, не видимые, просто наши представления, поэтому обозначит их как образ. Образ – это нечто такое красивое и нами представимое в наше сознании и мозгу. Наше воображение, некая копия того что мы видим. Или то что мы себе нафантазировали и вообразили. Иными словами объект или образ может располагаться в видимой действительности или в той же действительности, но в нашем мозгу.

Забегая наперёд, хочется сказать, что есть ещё и третья сфера где может располагаться наш образ. Это некий «тонкий мир», «духовный», не материальный, но реально существующий мир. Его иногда, скептики, называют Идеальным. Не верят в него, ну потому что привыкли здесь жить. Здесь хотя и сложно, но как-то удобней. Там всегда нужно жить по правде, а это сложно. Поэтому и стараются этот миг избегать и всем говорят, что его нету и туда ходить не нужно. А всё что реально существует и есть, это только здесь. Ну, это их мнение, субъективное. А Вы должны знать, что мир такой есть и никуда без него нам. Потому что он основа нашей жизни, опора и твердь. Здесь мы эту тему раскрывать не будет. Эта тема особого разговора и знаний. Если кто интересуется, тот может сходить в библиотеку, или обратиться к просвещенным или ученым, они Вам подробно просветят.

Меня же всегда интересовала и интересует наша действительная действительность, в которой мы живём и хлеб жуем, ориентируемся и существуем. Поэтому сейчас запомним: два места, во вне, в окружающей действительности, и во вну, в нашем сознании. Сразу нужно сказать, что образы во вну, внутри нас, в нашем сознании, гораздо важнее, чем те объекты, которые мы видим снаружи. Потому что всё что нас окружает, наша действительность, это всего лишь проявление нашего внутреннего состояния. Эту всю внешность сформировали мы сами, своим Отношением. Не потому что это какая-то магия. А всего лишь потому, что мы ходим только в знакомые нам двери и видим только то что знаем. По закону Доминаты и Внимания.

Состав объекта внимания

Как мы уже определили объект внимания может находиться в двух сферах: внешней и внутренней. Во внешней – это объект, во внутренней – это образ, копия объекта или некое представление о чём-то.

Во внешней сфере. Это значит в окружающей нас действительности, то что мы видим, слышим, чувствуем. Объект внимания может иметь «размеры» от «точки» до «пространства».

В качестве примеров. Близкое и понятное нам – наше тело. Ведите своё внимание как написано дальше в тексте. Обратим внимание на точки, постепенно расширяя внимание: кончик носа, большой палец правой ноги, кончик левого уха, правая бровь, левая ступня, правая кисть, левая рука, правая нога, спина, всё тело, полностью охватить «взглядом сознания», почувствовать. И это будет внимание тоже. С телом всё… теперь другие «точки», которые вне тела, всё что попадётся на глаза перед собой: карандаш, клавиатура, монитор, стол, стул, шкаф, книга, стакан, ложка, холодильник, телевизор, смартфон. Теперь за окном: дом напротив, улица, двор, дерево, фонарь… Всё что попадает в объектив глаза можно считать «точкой» или объектом внимания. Ну и что? Удивил? Это мы и так знаем. В чём прикол?

Не прикол, а секрет, который всегда мы упускаем из виду. Главный секрет, который позволит нам понять много в нас самих. И так, потихоньку начинаем раскрывать его. Примеры простые для того и приведены, чтобы на основе простого запечатлеть и понят главные принципы внимания: избирательность и переключение. Вы следили своим вниманием переключая его с одной точки на другую. Повторите ещё раз этот путь, чтобы яснее осознать, как вы умеете переключать своё внимание. Примеры были даны для того, чтобы Вы смогли убедиться в том, что Вы умеете переключать сами своё внимание. Это раз. Сами, сознательно переключаете внимание с одной точки на другую. Точку можно выбрать где угодно, на теле, в квартире, на улице. Главное Вам заметить, как Вы это делаете.

Важно осознать, что Вы сознательно выбираете объект и направляете туда своё внимание.

Зачем это нужно? Затем, чтобы закрепить навык управления вниманием. Сознательным перемещением внимания у ту или иную точку. Сознательно. Потому что в обычной жизни наше внимание скользит по своей воле и обстоятельствам. Сознательно направлять внимание в нужную сторону. Это первый шаг. Сейчас могу сказать конечный результат где это Вам понадобится, но вы не поймете, сейчас. Это станет Вам яснее позже. Но этот шаг – сознательное управление внимания нужно знать, поима, и уметь применять. Тренировать ничего не нужно. Потому что Вы уже всю свою сознательную жизнь это оттренировали. Просто нужно осознать, что Вы умеете направлять своё внимание в нужную сторону. На теле и во вне. Повторяю: на теле и вне тела. На частях тела и на видимых объектах. На теле обращение внимания понять проще, потому что возникают некоторые ощущения и это подтверждает, что внимание именно в этой точке. Это место начинает греться, чувствоваться, шевелиться. Сложнее с предметами вне тела. Они не дают никакой реакции когда мы обращаем на них внимание. Но это для них и не важно, важно для нас, что наше внимание ушло от тела и переместилось, к примеру, на вазу с букетом цветов. Этого осознания, без ощущения вполне будет достаточно, для нашего мозга. Он поймёт, он умница. Он понимает куда устремлено наше внимание. Открою небольшой секрет. Даже при обращении нашего внимания ко внешним предметам у нас может с ними возникнуть «контакт» и мы будем понимать, то что «понимает» предмет, и как он себя «чувствует» на своём месте. Это называется «эмпатией». Такая же ситуация может возникнуть когда мы обращаем своё внимание на другого человека. Наше внимание устанавливает с ним контакт и мы начинаем чувствовать, понимать другого человека, предугадывать его поведение и мысли. Это известный факт по жизни. Так что тренировка обращения внимания во вне не пустая забава, а имеет под собой определенные жизненные цели.

Продолжение книги