Монологи типажей. Мальчики 13—17 лет бесплатное чтение
© Руслан Паушу, 2024
ISBN 978-5-0064-9971-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Эта методичка для родителей
Если ты юный артист, то отдай эту книгу родителям или своему преподавателю по актерскому мастерству. Самостоятельно тебе будет сложно разобраться, да и процесс обучения должен контролироваться наставником.
И вообще, книга с грифом «18+».
Если вы родитель юной артистки или её наставник по актерскому мастерству, то эта книга для вас.
Что это за методичка?
В ней собраны 30 коротких, на минуту-полторы монологов-упражнений разномастных типажей детских персонажей от 13 до 17 лет.
Каждое упражнение содержит краткое описание персонажа, текст монолога, режиссерский разбор текста и специальное эмоциональное упражение.
Целью этих упражнений является развитие и закрепление актерских навыков у ребенка – активизация и тренировка быстрой памяти, эмоциональное подключение и сопереживание персонажу, наработка техники работы с текстом и разбора сцены монолога.
Создавая эту систему персонажей для сборника монологов, я прежде всего думал о том, насколько важно для современного педагога и кинородителя иметь материал, который действительно отражает мир нынешних подростков. Знаете, когда я начал работать над персонажами, меня поразило, насколько сложным и многогранным стал подростковый опыт в современном мире. Это уже не просто классические конфликты с родителями или первая любовь – теперь это ещё и социальные сети, экологический активизм, психическое здоровье…
Я решил начать с создания логлайнов, потому что они позволяют сразу ухватить суть персонажа и его конфликта. Помню, как работая над первыми характерами, я понял, что нужно обязательно включить и традиционные подростковые проблемы, и современные вызовы. Так появились персонажи вроде Кати-блогера, которая теряет реальную дружбу из-за онлайн-популярности, или Тони-программистки, сталкивающейся с мужскими стереотипами в технической сфере.
Распределяя персонажей по тематическим категориям, я старался охватить все важные сферы подростковой жизни. Каждая категория – будь то школьная жизнь, семья, дружба или творчество – это целый мир со своими радостями и болями. Особенно трогательно было работать над историями преодоления трудностей, такими как история Зои, которая после переезда находит новые способы заниматься любимым делом.
Но самым увлекательным оказалось создание языковых портретов. Я буквально слышал голос каждого персонажа, когда работал над их речевыми особенностями. Например, речь Яны, которая ведёт секретный литературный блог – как по-разному она говорит в своих текстах и в реальной жизни! Или как меняется голос Леры-фигуристки во время панических атак… Каждый такой портрет – это попытка уловить не только слова, но и эмоции, внутренний мир персонажа.
Работая над речевыми характеристиками, я постоянно думал о том, как важно сохранить баланс между типичностью и уникальностью каждого персонажа. Да, все подростки используют определённый сленг, но у каждого есть свои любимые словечки, свои речевые привычки. Кто-то, как Эмма из богатой семьи, намеренно избегает «правильной» речи, протестуя против родительских ожиданий, а кто-то, как Вера-отличница, наоборот, прячется за сложными словами.
Особенно важным для меня было показать, как речь персонажей меняется в зависимости от ситуации и собеседника. Ведь подростки – великие «переключатели кодов»: они говорят одним языком с родителями, другим – с друзьями, третьим – в социальных сетях. Эта способность к речевой адаптации особенно заметна в историях таких персонажей, как Даша, скрывающая своё увлечение рэпом от консервативных родителей.
Создавая эту систему, я всё думал о педагогах и юных актёрах, которые будут работать с этими монологами. Хотелось дать им не просто набор текстов, а живых персонажей, с которыми можно выстроить эмоциональную связь. Каждый языковой портрет – это своего рода ключ к характеру, карта внутреннего мира персонажа.
Честно говоря, погружаясь в этот проект, я сам много узнал о современных подростках, их страхах, мечтах и способах самовыражения. Каждый персонаж словно оживал в процессе работы, обретал свой голос, свои особенности, свою историю. И теперь, глядя на всю галерею образов, я вижу, насколько разным может быть подростковый опыт и как важно дать возможность каждому такому голосу быть услышанным.
В итоге получился не просто набор характеров для упражнений, а своего рода срез современной подростковой жизни, показанный через призму языка и речи. И я надеюсь, что эти персонажи помогут и педагогам, и юным актёрам лучше понять себя и друг друга, найти новые способы выражения эмоций и историй через театральное искусство.
Каждый персонаж имеет:
Четкий возраст в диапазоне 13—17 лет, Уникальный характер и увлечения, Актуальный конфликт, соответствующий возрасту, Реалистичного антагониста или препятствие.
Каждый языковой портрет создан с учётом возраста, социального положения, личных переживаний и конфликтов персонажа. Портреты включают как речевые характеристики (лексика, синтаксис, темп речи), так и эмоциональные особенности выражения мыслей. Это позволяет создать объёмных, реалистичных персонажей для монологов, чья речь отражает их внутренний мир и жизненные обстоятельства.
Как работают упражнения?
Алгоритм простой.
1. Вы самостоятельно читаете состав упражнения – монолог, разбор, эмоциональное упражнения. Важно осмыслить всё написанное, чтобы потом внятно объяснить ребенку, о чем там речь.
2. Вместе читаете описание и текст монолога. Не учите, а читаете. После прочтения нужно, чтобы ребенок объяснил, что он понял про этого персонажа, о чем речь в монологе, какая проблема у персонажа, что он чувствует? Своими словами.
3. Вы своими словами рассказываете разбор монолога ребенку. Разбор сделан по технике, описанной в моей методичке «Ошибки в самопробах». Ссылку по QR-коду можно найти в приложении в конце книги. Самостоятельно юной артистке будет сложно разобраться, поэтому вам придется все объяснить.
4. Прежде чем учить текст монолога, желательно, но не обязательно, сделать эмоциональное упражнение с ребенком, чтобы он мог почувствовать то же, что и его персонаж.
Делать упражнение или нет, вам нужно решать самостоятельно, чтобы не нарушить эмоциональный строй.
Но упражнения построены таким образом, чтобы в них не было сильных потрясений, а лишь те чувства, которые дети ежедневно испытывают, находясь в своей социальной рутине.
Чтобы освоить технику эмоциональной разминки, посмотрите фильм «Метод Паушу», ссылку на который тоже можно найти в приложении.
5. Сразу после эмоционального упражнения, пока свежи эмоции ребенок может читать и заучивать текст монолога. Если вы не делали эмоционального упражнения, то заучивать текст лучше сразу после разбора текста.
Ни в коем случае не заучивайте интонации.
Только текст в живой эмоции.
Либо просто текст, если эмоции нет.
6. На следующий день ребенок может прочитать монолог, а вы записать упражнение на телефон.
7. Можно делать следующее упражнение. Не больше одного монолога в день.
Всё. Это своего рода киноспортзал для юной актрисы, где она тренирует свои актерские навыки.
Удачи вам, кинородители и наставники.
Монологи
Музыка струн против музыки атомов
Интроверт-гений Миша, 15 лет, пытается найти баланс между своей страстью к физике и давлением родителей, которые хотят видеть его профессиональным пианистом.
Языковой портрет
Речь размеренная и логически выстроенная, часто использует научные термины даже в бытовых ситуациях, говорит тихо и немного растягивая гласные. Избегает жаргонизмов, предпочитает книжную лексику. При волнении начинает слегка заикаться и часто употребляет слово «фактически». Богатый словарный запас сочетается с некоторой социальной неуклюжестью в выражениях. В моменты воодушевления говорит быстрее и громче, особенно рассказывая о научных открытиях.
Монолог
Фактически, это довольно интересный парадокс – когда твои пальцы скользят по клавишам, извлекая звуки, ты невольно думаешь о колебании струн, о частотах и обертонах… А мама говорит: «Не думай, просто чувствуй музыку». Но как можно не думать, когда каждая нота – это определённая частота колебаний, подчиняющаяся законам физики?
Я… я понимаю, что они хотят для меня лучшего. Десять лет музыкальной школы, все эти конкурсы и выступления – это их мечта, их амбиции. А моя комната завалена книгами по квантовой механике, и пока все готовятся к очередному концерту, я в тайне решаю задачи по физике.
Знаете, иногда, сидя за пианино, я представляю, что играю не Моцарта, а симфонию элементарных частиц. Каждый аккорд – как столкновение в коллайдере… Это прекрасно по-своему, но… фактически, моё сердце принадлежит науке. Может быть, однажды они поймут, что величайшая музыка Вселенной звучит не в концертных залах, а в движении атомов, в танце электронов вокруг ядра. И я хочу быть не исполнителем, а исследователем этой космической симфонии.
Разбор
Сначала создадим динамические характеристики персонажа.
1. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
а) Миша – интеллектуально одаренный подросток, который из послушного сына, старающегося соответствовать ожиданиям родителей, постепенно превращается в личность, осознающую свой истинный путь.
б) От скрытого сопротивления родительским амбициям через внутреннюю борьбу он приходит к осознанию необходимости отстаивать свои интересы.
в) Из замкнутого интроверта, прячущего свои истинные увлечения, он развивается в человека, способного артикулировать и защищать свои жизненные цели.
2. ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ:
Внутренний конфликт между долгом перед родителями и стремлением следовать своему призванию. Миша разрывается между необходимостью оправдывать родительские ожидания и страстным желанием посвятить себя физике.
3. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
Утвердить свое право быть собой и заниматься тем, что действительно любишь.
4. ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ:
Основное событие происходит на словах: "Фактически, моё сердце принадлежит науке". Это момент окончательного осознания и признания своего истинного призвания.
5. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АРКА:
До основного события: Внутренняя напряженность, смятение, попытка примирить несовместимое.
После основного события: Освобождение, решимость, надежда на понимание.
6. РАЗБОР ПО ДЕЙСТВИЮ (с учетом психологического действия):
"Фактически, это довольно интересный парадокс – когда твои пальцы скользят по клавишам, извлекая звуки, ты невольно думаешь о колебании струн, о частотах и обертонах…"
– Оправдывается перед собой за неспособность полностью погрузиться в музыку
– Пытается рационализировать свое отношение к игре на пианино
"А мама говорит: «Не думай, просто чувствуй музыку». Но как можно не думать, когда каждая нота – это определённая частота колебаний, подчиняющаяся законам физики?"
– Сопротивляется навязанному способу восприятия
– Защищает свой способ мышления
"Я… я понимаю, что они хотят для меня лучшего. Десять лет музыкальной школы, все эти конкурсы и выступления – это их мечта, их амбиции."
– Пытается смягчить свой внутренний протест
– Стремится быть справедливым к родителям
"А моя комната завалена книгами по квантовой механике, и пока все готовятся к очередному концерту, я в тайне решаю задачи по физике."
– Признается в своем тайном сопротивлении
– Открывает свое истинное "я"
"Знаете, иногда, сидя за пианино, я представляю, что играю не Моцарта, а симфонию элементарных частиц. Каждый аккорд – как столкновение в коллайдере…"
– Пытается найти компромисс между двумя мирами
– Трансформирует навязанное занятие в близкое себе
"Это прекрасно по-своему, но… фактически, моё сердце принадлежит науке."
ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ
– Решается на честное признание
– Отстаивает свое право на выбор
"Может быть, однажды они поймут, что величайшая музыка Вселенной звучит не в концертных залах, а в движении атомов, в танце электронов вокруг ядра."
– Мечтает о понимании
– Пытается объяснить красоту своего призвания через понятные родителям образы
"И я хочу быть не исполнителем, а исследователем этой космической симфонии."
– Утверждает свой выбор
– Формулирует свое жизненное кредо
Эта сцена требует тонкой психологической игры, где внешняя сдержанность сочетается с глубоким внутренним волнением. Особое внимание стоит уделить моменту основного события, когда происходит трансформация от неуверенности к твердости в отстаивании своего выбора.
Эмоциональное упражнение
Основной конфликт: Внутренний конфликт между собственной мечтой (наука) и ожиданиями/мечтами родителей (музыка).
Ключевые чувства: Чувство вины перед родителями, страх разочаровать их, желание быть честным с собой.
Упражнение "Признание":
"Есть у тебя в жизни человек, которого ты очень любишь, но боишься разочаровать своим жизненным выбором? Человек, который вложил в тебя много сил, времени, надежд, но чьи мечты о твоем будущем расходятся с твоими собственными?
Если такого человека нет, вспомни кого-то из близких, кто очень сильно в тебя верит и возлагает большие надежды, и представь эту ситуацию.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты будешь говорить этому человеку правду. Ту правду, которую, возможно, давно хотел сказать, но боялся. Начни со слов: «Я должен тебе признаться…» И расскажи о своей настоящей мечте, о том, чем действительно хочешь заниматься в жизни. О том, как ценишь все, что этот человек для тебя сделал, но что твое сердце принадлежит чему-то другому. Говори честно, глядя в глаза, понимая, что каждое твое слово может причинить боль, но что эта честность необходима обоим.
После того как актер выполнит задание, спросить:
– Что ты чувствовал, когда говорил это?
– Как менялось выражение лица твоего собеседника?
– В какой момент было труднее всего продолжать говорить?
– Что ты чувствуешь сейчас, после признания?»
Это упражнение позволит актеру прочувствовать эмоциональное состояние персонажа – разрыв между благодарностью родителям и необходимостью следовать своему призванию, между любовью к ним и страхом разочаровать, между виной и правом на собственный выбор.
Страхи рэпера перед дебютом
Начинающий рэпер Денис, 14 лет, готовится к первому выступлению на школьном концерте, борясь с внутренней неуверенностью и насмешками популярных одноклассников.
Языковой портрет
Речь наполнена современным сленгом и заимствованиями из хип-хоп культуры, часто рифмует фразы в повседневной речи. Говорит эмоционально, с характерными движениями рук. Использует много англицизмов и специфических музыкальных терминов. При волнении начинает чаще использовать слово «короче» и «типа». Темп речи быстрый, с частыми паузами для подбора более точных выражений. В минуты неуверенности голос становится тише, появляется местный диалект.
Монолог
Короче, через час этот концерт, а я тут типа застрял в туалете, качаю текст свой. Все равно никто не врубается в мой флоу, думают, я просто выпендриваюсь со своим рэпом. Особенно эти типы с последней парты – вечно ржут, когда я биты включаю на переменах. Ну и пусть, Эминем тоже с нуля начинал, в подвале своем тренировался. А я хотя бы на сцене буду, пусть даже школьной.
Мама говорит – брось эту ерунду, займись нормальной музыкой. А что нормальная? Эти ваши песенки про любовь? Я же не просто так читаю – у меня каждая строчка со смыслом, я про реальную жизнь пишу, про то, как сложно быть собой, когда все вокруг хотят, чтобы ты был как все.
Руки трясутся, конечно. Но я столько раз прогонял этот трек, что даже во сне могу зачитать. Главное не думать, что там будет весь класс. И Катя с первой парты. Хотя, может, она наконец поймет, что я не просто ботан с задней парты. Yo, я – будущая звезда, и сегодня мой первый шаг к этому. Пусть даже все провалится – я хотя бы попробовал. А эти хейтеры пусть дальше сидят на своих стульях и ничего не делают для своей мечты.
Разбор
1. Определим характер персонажа через динамические характеристики:
а) Неуверенный в себе подросток, который через рэп пытается обрести уверенность и самоутверждение. В обычной жизни тихий и замкнутый, но когда речь заходит о его творчестве, загорается и становится более эмоциональным.
б) Мечтатель, который видит себя будущей звездой, но сталкивается с непониманием окружающих. Это непонимание усиливает его желание доказать всем свою значимость.
в) Влюбленный молодой человек, который надеется через творчество привлечь внимание девушки, показать ей свою настоящую сущность.
2. Основной конфликт:
Внутренний конфликт между желанием самовыражения и страхом публичного выступления. Внешний конфликт с окружающими, которые не принимают его увлечение.
3. Сквозное действие:
Преодолеть свой страх и доказать всем свою значимость через творчество.
4. Основное событие:
Момент осознания, что выступление неизбежно и придется преодолеть свой страх. Это происходит в строках: «Руки трясутся, конечно. Но я столько раз прогонял этот трек, что даже во сне могу зачитать.»
5. Разбор по действию:
«Короче, через час этот концерт, а я тут типа застрял в туалете, качаю текст свой.»
– Герой прячется от страха перед выступлением
– Успокаивает себя повторением текста
«Все равно никто не врубается в мой флоу, думают, я просто выпендриваюсь со своим рэпом.»
– Обижается на непонимание окружающих
– Защищается от насмешек одноклассников
«Особенно эти типы с последней парты – вечно ржут, когда я биты включаю на переменах.»
– Злится на обидчиков
– Переживает из-за насмешек
«Ну и пусть, Эминем тоже с нуля начинал, в подвале своем тренировался.»
– Вдохновляется примером кумира
– Убеждает себя в правильности выбранного пути
«Мама говорит – брось эту ерунду, займись нормальной музыкой.»
– Страдает от непонимания близких
– Противостоит давлению матери
«А что нормальная? Эти ваши песенки про любовь?»
– Возмущается стереотипами
– Отстаивает свои взгляды
«Я же не просто так читаю – у меня каждая строчка со смыслом»
– Доказывает значимость своего творчества
– Гордится своими текстами
«Руки трясутся, конечно.»
– Борется со страхом
– Признается себе в волнении
«Главное не думать, что там будет весь класс. И Катя с первой парты.»
– Пытается справиться с волнением
– Мечтает произвести впечатление на девушку
«Хотя, может, она наконец поймет, что я не просто ботан с задней парты.»
– Надеется изменить мнение о себе
– Стремится к признанию
«Yo, я – будущая звезда, и сегодня мой первый шаг к этому.»
– Мотивирует себя
– Верит в свое будущее
«Пусть даже все провалится – я хотя бы попробовал.»
– Готовится к возможной неудаче
– Гордится своей смелостью
«А эти хейтеры пусть дальше сидят на своих стульях и ничего не делают для своей мечты.»
– Презирает пассивность других
– Утверждается в своей правоте
В этой сцене мы видим развитие персонажа от состояния страха и неуверенности к решимости выступить, несмотря на все сомнения. Через внутренний монолог раскрывается его характер, мотивация и конфликты с окружающим миром.
Эмоциональное упражнение
Внутренний конфликт подростка между желанием самовыражения через рэп и страхом быть непонятым, осмеянным. Герой хочет доказать свою ценность, уникальность, но боится реакции окружающих.
Основные эмоции:
– Страх непринятия
– Желание самоутверждения
– Потребность быть услышанным
– Неуверенность в себе
– Стремление к мечте несмотря на препятствия
Разработаем упражнение на проработку этих эмоций:
«Непонятый талант»
«Есть у тебя в жизни человек – кто-то из близких (родитель, учитель, друг), кто совершенно не понимает и не принимает то, чем ты по-настоящему увлечен, во что вкладываешь душу? Кто считает твое увлечение пустой тратой времени, хотя для тебя это очень важно и ценно?
Если такого человека нет, вспомни ситуацию из своего окружения, когда кто-то сталкивался с полным непониманием своего творчества или увлечения со стороны близких.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Сейчас ты будешь говорить этому человеку: «Я знаю, что ты считаешь это глупым, но послушай меня…» И ты начнешь объяснять ему, почему это так важно для тебя, почему ты не можешь и не хочешь это бросить, как сильно ты мечтаешь добиться в этом успеха. Расскажи ему о своих самых сокровенных надеждах, связанных с этим увлечением. О том, как больно тебе от его непонимания и неприятия. И в конце скажи: «Даже если ты никогда не поймешь и не примешь это – я все равно буду продолжать, потому что…»
После выполнения упражнения спроси у артиста:
– Что ты чувствовал, когда говорил все это?
– Как менялись твои эмоции по ходу монолога?
– Что ты испытывал физически?
– Изменилось ли выражение лица собеседника к концу разговора?»
Это упражнение поможет артисту прочувствовать эмоциональное состояние героя – его уязвимость, страх непринятия, но одновременно и силу его убеждений, веру в свою мечту. Эти эмоции можно будет перенести на исполнение сцены.
Скрытая страсть к рисованию
Спортсмен Артём, 16 лет, скрывает свою любовь к рисованию манги от команды по футболу, опасаясь потерять авторитет капитана.
Языковой портрет
Уверенная, командная манера речи сменяется мягкой и мечтательной интонацией при разговоре об искусстве. Использует спортивный жаргон и командные кричалки, смешивая их с терминами из мира аниме. Говорит громко и чётко на поле, но становится более сдержанным в личных разговорах. Часто употребляет мотивационные фразы и спортивные метафоры. При обсуждении своего творчества голос становится неуверенным, появляются паузы и слова-паразиты «ну» и «как бы».
Монолог
Слушай, кэп, я знаю, что это прозвучит странно… Ну как гол в свои ворота на последней минуте матча. Помнишь, как мы разбирали тактику перед финалом? Ты сказал тогда – капитан должен быть честным с командой. Вот я и решился… Понимаешь, после тренировок я не всегда иду на дополнительные пробежки. Иногда я… рисую. Да-да, мангу, японские комиксы эти. Знаю, звучит по-детски, но для меня это как второе дыхание на поле – помогает собраться, очистить голову.
Я пытался бросить, честно. Думал – не солидно это, капитан команды должен думать только о футболе. Но эти истории, персонажи – они как живые в моей голове. Как наша команда, только на бумаге. Каждый со своим характером, целями… Ребята бы не поняли, наверное. Решили бы, что я размяк, что не достоин повязки капитана. Но знаешь, я ведь не стал хуже играть. Наоборот, когда рисую – будто новые комбинации на поле вижу.
Вот и получается – днём я капитан, веду команду к победам, а вечером… создаю свои миры. Может, я и правда не такой капитан, как все. Но я искренне люблю и футбол, и своё творчество.
Разбор
1. Динамические характеристики персонажа:
– От жёсткого спортивного лидера до ранимого творческого человека, который боится непонимания
– От попыток соответствовать образу «правильного капитана» до принятия своей двойственной натуры
– От страха показаться слабым до осознания, что его увлечение делает его сильнее
2. Определение главного героя:
Это монолог главного героя, обращенный к «кэпу» (видимо, тренеру или старшему наставнику). Он раскрывает внутренний конфликт персонажа.
3. Основное событие:
Момент признания в своём тайном увлечении рисованием манги. Происходит здесь:
«Понимаешь, после тренировок я не всегда иду на дополнительные пробежки. Иногда я… рисую.»
4. Эмоциональная арка:
До основного события:
– Волнение
– Неуверенность
– Страх осуждения
После основного события:
– Облегчение
– Воодушевление
– Надежда на понимание
5. Разбор по психологическому действию:
«Слушай, кэп, я знаю, что это прозвучит странно…»
[Герой] подготавливает [наставника] к неожиданному признанию.
«Ну как гол в свои ворота на последней минуте матча.»
[Герой] оправдывается перед [наставником], используя понятные тому спортивные метафоры.
«Помнишь, как мы разбирали тактику перед финалом? Ты сказал тогда – капитан должен быть честным с командой.»
[Герой] апеллирует к [авторитету наставника], ища поддержки.
«Вот я и решился… Понимаешь, после тренировок я не всегда иду на дополнительные пробежки.»
[Герой] признаётся [наставнику] в нарушении режима.
«Иногда я… рисую. Да-да, мангу, японские комиксы эти.»
[Герой] раскрывает [наставнику] свой секрет.
«Знаю, звучит по-детски, но для меня это как второе дыхание на поле – помогает собраться, очистить голову.»
[Герой] защищает перед [наставником] своё увлечение.
«Я пытался бросить, честно. Думал – не солидно это, капитан команды должен думать только о футболе.»
[Герой] демонстрирует [наставнику] свою борьбу с «неправильным» увлечением.
«Но эти истории, персонажи – они как живые в моей голове. Как наша команда, только на бумаге. Каждый со своим характером, целями…»
[Герой] делится с [наставником] своим творческим видением.
«Ребята бы не поняли, наверное. Решили бы, что я размяк, что не достоин повязки капитана.»
[Герой] выражает [наставнику] свои страхи перед осуждением.
«Но знаешь, я ведь не стал хуже играть. Наоборот, когда рисую – будто новые комбинации на поле вижу.»
[Герой] убеждает [наставника] в пользе своего увлечения.
«Вот и получается – днём я капитан, веду команду к победам, а вечером… создаю свои миры.»
[Герой] подводит итог [наставнику], принимая свою двойственность.
«Может, я и правда не такой капитан, как все. Но я искренне люблю и футбол, и своё творчество.»
[Герой] утверждает перед [наставником] право быть собой.
Сквозное действие: стремление получить принятие и понимание своей истинной натуры от авторитетного наставника.
Эмоциональное упражнение
Основной конфликт сцены – внутренняя борьба между ответственностью капитана команды и творческой самореализацией. Герой боится непонимания и осуждения за его увлечение мангой.
Ключевые эмоции: страх осуждения, стыд за «неподобающее» увлечение, внутренний конфликт между долгом и самовыражением, потребность в принятии.
Упражнение будет направлено на проработку страха осуждения и потребности быть принятым таким, какой ты есть.
«Есть у тебя в жизни человек, чье мнение для тебя очень важно? Человек, перед которым ты боишься показаться не таким, каким он тебя видит? Человек, которому ты боишься признаться в чем-то важном для тебя, опасаясь его разочарования?»
Если такого человека нет, нужно из своего ближнего окружения выбрать того, с кем могла бы возникнуть подобная ситуация и представить её.
«Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?»
«А что написано на его лице?»
«Сейчас ты расскажешь этому человеку о том, что тебе дорого, но ты боишься его реакции. О том, что является частью тебя, но ты скрываешь это, боясь разочаровать его. Начни со слов:»[Имя], я должен тебе признаться…»»
После выполнения упражнения:
«Расскажи, что ты чувствовал? Как менялись твои эмоции от начала до конца?»
«Опиши свои физические ощущения – что происходило с телом, с дыханием?»
«А теперь подойди к этому человеку и скажи: „Прими меня таким, какой я есть. Мне важно оставаться собой.“»
Это упражнение поможет артисту прочувствовать эмоциональное состояние героя – его страх осуждения, потребность быть принятым, внутреннюю борьбу между долгом и самовыражением. Пережитые в упражнении эмоции можно будет перенести на текст сцены.
Ботаник против хулигана
Ботаник Гриша, 13 лет, вынужден противостоять школьному буллингу, когда случайно раскрывает махинации с оценками популярных старшеклассников.
Языковой портрет
Правильная литературная речь с легким налетом канцеляризмов, характерных для общения с учителями. Часто использует сложные предложения с причастными оборотами. Говорит немного торопливо, особенно когда нервничает. В стрессовых ситуациях начинает цитировать параграфы школьного устава. Избегает сленга, но при сильном волнении может неожиданно перейти на просторечия. Интонация часто просительная, с характерным повышением тона в конце фразы.
Монолог
Знаешь, я ведь всё понимаю. Ты думаешь, что я специально подставил твоих друзей, когда рассказал завучу про списанные контрольные. Но я просто не мог молчать! Это же нечестно, когда кто-то получает пятёрки просто потому, что смог украсть ответы из учительской. А теперь весь класс считает меня стукачом, и ты, наверное, тоже. Но представь, каково это – каждый день корпеть над учебниками, стараться всё понять, а потом видеть, как другие просто покупают оценки! И дело даже не в зависти, честное слово. Просто… это как если бы в компьютерной игре кто-то использовал читы, а потом хвастался своими достижениями. Я знаю, что ты можешь сделать мою жизнь совсем невыносимой. Уже делаешь – телефон в унитаз спустили, рюкзак изрезали… Но я не жалею. Потому что если все будут молчать, ничего никогда не изменится. И если ты действительно такой крутой, как все говорят, может, стоит попробовать получать оценки честно? Я… я мог бы помочь с математикой, если хочешь.
Разбор
Динамические характеристики персонажа:
1. Гриша – правильный до занудства ребенок, который постепенно учится отстаивать справедливость, даже когда это опасно для него самого.
2. Он боится физического насилия, но его чувство справедливости оказывается сильнее страха, что удивляет его самого.
3. За внешней правильностью и занудством скрывается глубокая детская травма – желание быть принятым коллективом, которое он маскирует рационализацией и уходом в учебу.
Основной конфликт:
Внутренний конфликт между страхом последствий и стремлением к справедливости. Гриша боится, но продолжает стоять на своем.
Сквозное действие:
Отстоять свою правоту и добиться признания правильности своего поступка.
Основное событие:
Происходит в моменте «Но я не жалею». Здесь Гриша окончательно осознает и принимает свой выбор, несмотря на все последствия.
Эмоциональная арка:
До события: Страх, неуверенность, попытки оправдаться.
После события: Внутренняя сила, уверенность в своей правоте, готовность к диалогу.
Теперь разберем сцену по действию, используя глаголы психологического действия:
«Знаешь, я ведь всё понимаю.»
– Гриша ищет контакт, пытается установить эмоциональную связь
«Ты думаешь, что я специально подставил твоих друзей, когда рассказал завучу про списанные контрольные.»
– Гриша анализирует восприятие своего поступка собеседником
«Но я просто не мог молчать!»
– Гриша оправдывается, защищает свои действия
«Это же нечестно, когда кто-то получает пятёрки просто потому, что смог украсть ответы из учительской.»
– Гриша возмущается несправедливостью
«А теперь весь класс считает меня стукачом, и ты, наверное, тоже.»
– Гриша переживает социальное отвержение
«Но представь, каково это – каждый день корпеть над учебниками, стараться всё понять, а потом видеть, как другие просто покупают оценки!»
– Гриша взывает к пониманию, пытается вызвать эмпатию
«И дело даже не в зависти, честное слово.»
– Гриша защищается от возможного обвинения
«Просто… это как если бы в компьютерной игре кто-то использовал читы, а потом хвастался своими достижениями.»
– Гриша объясняет через понятную подростку аналогию
«Я знаю, что ты можешь сделать мою жизнь совсем невыносимой.»
– Гриша признает свою уязвимость
«Уже делаешь – телефон в унитаз спустили, рюкзак изрезали…»
– Гриша обличает несправедливость обидчика
«Но я не жалею.» [ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ]
– Гриша утверждает свою позицию
«Потому что если все будут молчать, ничего никогда не изменится.»
– Гриша отстаивает свои принципы
«И если ты действительно такой крутой, как все говорят, может, стоит попробовать получать оценки честно?»
– Гриша бросает вызов, провоцирует на изменение поведения
«Я… я мог бы помочь с математикой, если хочешь.»
– Гриша предлагает компромисс, протягивает руку помощи
Эта сцена должна играться с постепенным нарастанием внутренней силы персонажа. От неуверенного, оправдывающегося начала к твердой и уверенной финальной позиции, но с сохранением характерной для персонажа нервозности и торопливости в речи.
Эмоциональное упражнение
Герой борется с последствиями своего морального выбора.
Основные эмоции и чувства:
– Чувство вины перед друзьями
– Страх отвержения
– Внутренняя убежденность в правильности своего поступка
– Желание быть понятым
– Готовность к примирению
Предлагаю упражнение на основе чувства предательства с элементом морального выбора:
«Предательство во имя правды»
Есть у тебя в жизни человек, которого ты когда-то предал ради высшей цели? Кого-то, кому ты причинил боль, потому что считал, что поступаешь правильно? Возможно, ты рассказал чей-то секрет родителям, потому что беспокоился о безопасности этого человека? Или сообщил учителю о нечестном поступке друга, потому что верил, что так будет справедливо?
Если такого человека нет, вспомни кого-то из близких друзей и представь, что тебе пришлось его предать ради правды, ради его же блага.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить этому человеку: «Прости, что я предал тебя, но я должен был это сделать…» И объяснишь ему, почему ты так поступил, что ты чувствовал в тот момент, как тебе было больно его предавать, и почему ты всё равно считаешь свой поступок правильным.
После того как артист закончит говорить, спросить:
«Расскажи, что ты чувствовал, когда говорил это? Как развивалась твоя эмоция от начала до конца?»
«Опиши свои физические ощущения – что происходило с твоим телом, дыханием?»
«А сейчас, глядя этому человеку в глаза, что ты хочешь ему сказать? Как бы ты хотел всё исправить?»
Это упражнение поможет артисту прочувствовать сложный эмоциональный комплекс, присутствующий в сцене: борьбу между верностью дружбе и верностью своим принципам, между страхом отвержения и уверенностью в правильности своего выбора. Через личный опыт или воображаемую ситуацию артист сможет лучше понять состояние своего персонажа и органичнее существовать в предложенной сцене.
Геймер умоляет отца понять его мечту
Геймер Стас, 15 лет, пытается наладить отношения с отцом-трудоголиком через киберспорт, участвуя в турнире с солидным призовым фондом.
Языковой портрет
Речь пестрит геймерским сленгом и английскими терминами из игр, которые он часто не переводит. Говорит быстро и эмоционально, особенно обсуждая игровые стратегии. Использует много междометий и звукоподражаний из игр. В разговоре с отцом пытается переходить на деловой тон, но сбивается на привычный сленг. Часто использует сокращения и акронимы, характерные для геймерского сообщества. При волнении начинает тараторить и путать русские и английские слова.
Монолог
Пап, я знаю, ты считаешь, что я просто убиваю время в этих, как ты говоришь, «стрелялках». Но это не так! Слушай, в следующем месяце проводится мега-турнир, призовой фонд – сто тысяч баксов! Я два года тренировался, собрал крутую команду, мы уже прошли квалификацию. Нет, серьезно, мы реально сильны – даже топовые стримеры нас заметили.
Понимаешь, это не просто игра – это как шахматы, только в режиме реального времени. Нужно просчитывать стратегию, работать в команде, принимать мгновенные решения. Ты всегда говорил, что бизнес требует этих же навыков, верно? А я… я хочу доказать тебе, что не зря потратил столько времени. Мы можем победить, правда! У меня лучшая статистика в команде, я in-game leader.
Знаю-знаю, тебе это кажется несерьезным. Но посмотри – киберспорт сейчас огромная индустрия. Многие университеты уже дают спортивные стипендии геймерам. Пап, я просто хочу, чтобы ты гордился мной. Дай мне шанс показать, что это не пустая трата времени. Может… может, придешь посмотреть турнир?
Разбор
Динамические характеристики персонажа:
1. Стас страстно увлечен киберспортом, но из-за непонимания отца начинает сомневаться в правильности своего выбора. Эта неуверенность проявляется в его попытках оправдать свое увлечение «взрослыми» аргументами.
2. Он жаждет признания отца, но боится показаться несерьезным. Стас пытается говорить языком отца (бизнес, навыки, стратегия), но постоянно сбивается на привычный геймерский сленг.
3. В глубине души Стас верит в свой талант и потенциал, но ему не хватает поддержки самого близкого человека. Это создает внутренний конфликт между уверенностью в своих способностях и страхом разочаровать отца.
Основной конфликт:
Внутренний конфликт между страстным увлечением и желанием получить одобрение отца.
Сквозное действие:
Убедить отца в ценности своего увлечения и заслужить его уважение.
Основное событие:
Происходит в момент фразы «Пап, я просто хочу, чтобы ты гордился мной». Здесь Стас перестает прятаться за рациональными аргументами и обнажает свою истинную потребность – получить отцовское признание.
Разбор по действию:
«Пап, я знаю, ты считаешь, что я просто убиваю время в этих, как ты говоришь, „стрелялках“.»
– Стас предвосхищает критику отца, пытаясь защититься
«Но это не так! Слушай, в следующем месяце проводится мега-турнир, призовой фонд – сто тысяч баксов!»
– Стас убеждает отца, апеллируя к понятным тому ценностям (деньги)
«Я два года тренировался, собрал крутую команду, мы уже прошли квалификацию.»
– Стас доказывает серьезность своих намерений
«Нет, серьезно, мы реально сильны – даже топовые стримеры нас заметили.»
– Стас хвастается достижениями, надеясь впечатлить отца
«Понимаешь, это не просто игра – это как шахматы, только в режиме реального времени.»
– Стас объясняет суть игры через понятные отцу аналогии
«Нужно просчитывать стратегию, работать в команде, принимать мгновенные решения.»
– Стас демонстрирует деловой подход к игре
«Ты всегда говорил, что бизнес требует этих же навыков, верно?»
– Стас манипулирует, используя слова отца
«А я… я хочу доказать тебе, что не зря потратил столько времени.»
– Стас оправдывается за свое увлечение
«Мы можем победить, правда! У меня лучшая статистика в команде, я in-game leader.»
– Стас хвастается достижениями, пытаясь вызвать уважение
«Знаю-знаю, тебе это кажется несерьезным.»
– Стас предупреждает возможные возражения
«Но посмотри – киберспорт сейчас огромная индустрия. Многие университеты уже дают спортивные стипендии геймерам.»
– Стас приводит серьезные аргументы в пользу своего увлечения
«Пап, я просто хочу, чтобы ты гордился мной.»
– Стас обнажает свои истинные чувства
«Дай мне шанс показать, что это не пустая трата времени. Может… может, придешь посмотреть турнир?»
– Стас умоляет отца о поддержке
Важно отметить, что эмоциональная арка персонажа движется от неуверенной защиты своего увлечения через попытки рационального убеждения к искреннему выражению потребности в отцовском одобрении.
Эмоции:
– В начале: неуверенность и защитная позиция
– В середине: воодушевление при рассказе об успехах
– В конце: уязвимость и надежда на понимание
Основное событие вскрывает главную эмоциональную потребность персонажа – желание сделать отца гордым. Все предыдущие аргументы были лишь способом добиться этой цели.
Эмоциональное упражнение
Давайте проанализируем психологический конфликт сцены:
Основной конфликт – желание доказать свою ценность и получить признание от значимого человека (отца), который не принимает увлечение сына.
Ключевые эмоции персонажа:
– Жажда признания
– Страх разочаровать
– Надежда на понимание
– Внутренняя уверенность в своем деле при внешней неуверенности
Предлагаю упражнение на чувство непринятия и желание доказать свою ценность:
«Есть у тебя в жизни человек, чье мнение для тебя очень важно, но кто никогда не одобрял твой жизненный выбор или серьезное увлечение? Кто считал, что ты тратишь время впустую, хотя ты точно знал, что это твое призвание?»
Если такого человека нет, можно представить кого-то из близкого окружения, чье мнение важно, и представить такую ситуацию.
Смотришь в глаза партнеру и представляешь этого человека. Что ты видишь в его глазах сейчас, какие эмоции?
А что написано на его лице?
Теперь ты будешь говорить этому человеку: «Я знаю, что ты считаешь, что я зря трачу время. Но я хочу рассказать тебе про самый важный момент в моей жизни, связанный с этим увлечением. Момент, когда я точно понял, что это мое призвание…»
И ты рассказываешь ему о том моменте, когда ты почувствовал себя по-настоящему сильным и уверенным в своем выборе.
После этого ты скажешь: «И теперь у меня есть шанс доказать тебе, что я был прав. Что все это время я шел к чему-то важному. Мне очень нужно, чтобы ты увидел это своими глазами…»
И ты расскажешь о том шансе, который у тебя есть сейчас, и попросишь его прийти и поддержать тебя.
После выполнения упражнения нужно спросить артиста:
– Что ты чувствовал, когда делал это упражнение?
– Как менялись твои эмоции от начала к концу?
– Что ты физически ощущал в теле?
Это упражнение поможет артисту прочувствовать эмоциональное состояние персонажа – сложную смесь надежды, неуверенности и страстного желания доказать свою правоту близкому человеку.
Столовая против школьного стартапа
Юный предприниматель Марк, 16 лет, запускает школьный стартап по доставке домашних обедов, сталкиваясь с саботажем со стороны школьной столовой.
Языковой портрет
В речи преобладают бизнес-термины и современные маркетинговые выражения, которые он старается правильно употреблять. Говорит уверенно и чётко, часто использует презентационный стиль даже в обычных разговорах. Любит строить прогнозы и использовать числа в речи. При стрессе начинает чаще использовать слово «буквально» и американизмы. Темп речи средний, с акцентом на ключевых словах, как на презентации.
Монолог
Буквально на днях запустил доставку домашних обедов в школе – проект, который вынашивал последние три месяца. Всё просчитал: себестоимость, логистику, даже провел опрос целевой аудитории среди старшеклассников. По моим расчётам, 67% учеников готовы платить за качественную домашнюю еду вместо столовской. Но оказалось, что наша заведующая столовой совсем не в восторге от конкуренции. Сначала просто игнорировала, а теперь начала активно саботировать – распускает слухи о несоответствии санитарным нормам, хотя у меня все документы в порядке.
Вчера вообще устроила показательную проверку прямо во время доставки ланч-боксов. Но я был готов – развернул презентацию прямо в коридоре, показал все сертификаты и разрешения. Выручка растёт на 15% каждую неделю, уже вышли на точку безубыточности. Планирую масштабировать бизнес на соседние школы в следующем квартале. Главное – не отступать от намеченной стратегии. В конце концов, это же свободный рынок, и конкуренция только на пользу качеству. А моя цель – не просто заработать, а создать реально работающий сервис для школьников.
Разбор
Начнем с динамических характеристик, которые можно сыграть:
1. Марк эволюционирует от неуверенного подростка к уверенному предпринимателю, пытаясь доказать всем свою состоятельность через бизнес-успех. Это проявляется в его манере говорить – он специально использует бизнес-термины и старается звучать профессионально.
2. На фоне противостояния с заведующей столовой в нем растет боевой дух и желание победить, хотя изначально он просто хотел создать полезный сервис. От простой бизнес-идеи он переходит к принципиальной борьбе.
3. В процессе развития конфликта Марк начинает острее чувствовать свою правоту и значимость своего дела. От идеи просто заработать он приходит к пониманию социальной миссии своего проекта.
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ:
Внутренний конфликт Марка заключается в противоречии между желанием доказать свою взрослость и состоятельность через бизнес и страхом не справиться с давлением и сопротивлением взрослых.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
Доказать себе и окружающим свою способность создать успешный бизнес, несмотря на возраст.
ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ:
Публичная конфронтация с заведующей столовой, где Марк смог профессионально защитить свой проект. Это момент его личной победы и преодоления страха перед взрослыми оппонентами.
Теперь разберем монолог по действию.
«Буквально на днях запустил доставку домашних обедов в школе – проект, который вынашивал последние три месяца.»
Марк гордится своим достижением перед слушателем.
«Всё просчитал: себестоимость, логистику, даже провел опрос целевой аудитории среди старшеклассников.»
Марк доказывает свой профессионализм, демонстрируя знание бизнес-процессов.
«По моим расчётам, 67% учеников готовы платить за качественную домашнюю еду вместо столовской.»
Марк убеждает в перспективности проекта, оперируя конкретными цифрами.
«Но оказалось, что наша заведующая столовой совсем не в восторге от конкуренции.»
Марк иронизирует над реакцией заведующей, маскируя свое беспокойство.