Колесо баланса проекта бесплатное чтение
Введение
В этом минибуке я поделюсь инструментом, при помощи которого можно легко спланировать творческий проект от и до.
В середине девяностых, когда я только начинала писать, этот процесс у меня, как и у многих авторов, происходил непредсказуемо. Тогда мне казалось, что «сесть и написать» было единственно возможным вариантом создания книги.
Такой подход к писательству я вижу у большинства новичков. Притом «новичок» – понятие растяжимое: им может быть как совсем молодой автор, который только решил написать книгу, так и автор со стажем в несколько книг, который просто плывёт по течению, и творчество для него – по-прежнему спонтанный процесс.
Но многие писатели со временем начинают задумываться об инструментах, которые позволят организовать работу таким образом, чтоб она стала проще и эффективнее. Именно им может помочь «Колесо баланса проекта». Один раз научившись его применять, ты больше никогда не останешься в растерянности, что делать дальше, куда тыкаться, к чему грести.
Притом «КБП» – инструмент универсальный. Он подходит к любому проекту вообще, не только к творческому. Что бы тебе ни понадобилось расписать по шагам – ты можешь смело пользоваться этим инструментом.
Корни «Колеса баланса проекта», как нетрудно догадаться, лежат в широко известной технике «Колесо баланса». Однако в сфере планирования она работает совершенно иначе.
«Колесо баланса проекта» – быстрый инструмент самокоучинга, который достался мне от одного из моих мастеров, основавшего свой университет. В этом минибуке я покажу, в чём его привлекательность конкретно для писателя, на примере планирования романа, а как адаптировать его под твои нужды – решать тебе.
Теперь выбери сделать «КБП» вкладом в себя, возьми проект, который будешь планировать, – и вперёд.
Как устроено «Колесо баланса проекта»
Как и в классическом «Колесе баланса», в «Колесе баланса проекта» может быть сколько угодно сегментов, но обычно получается от восьми до двенадцати. На этом сходство с известным инструментом заканчивается и начинается креатив.
Первый сегмент «КБП» – это конечная цель, которую автор ставит себе на проект. Следующие несколько сегментов – это или области проекта, или навыки, или условия, необходимые для его завершения. Последние два сегмента раскрывают дополнительные обстоятельства работы.
Не старайся запомнить всё сразу – дальше будет на примерах.
Первый сегмент
Прежде, чем продолжить чтение, определись с проектом, который будешь расписывать по «КБП». Лучше всего взять тот, над которым ты работаешь прямо сейчас или собираешься работать в ближайшее время.
Твоя задача – примерить на него вопросы, размещённые ниже. Таким образом эта техника сразу начнёт превращаться в твой навык, а не останется ещё одним материалом, о котором ты забудешь спустя несколько дней.
Проектом-примером с моей стороны будет план написания романа.
Шаг первый
В первом сегменте «КБП» тебе нужно поставить цель: к какому конкретному результату ты хочешь прийти?
– Просто написать роман?
Актуально, если ты только начинаешь писать или экспериментируешь с чем-то новым, чего раньше не было в твоей творческой жизни.
– Написать и опубликовать его на бесплатной площадке?
Многие авторы не готовы публиковаться за деньги или же хотят оставить творчество просто приятным хобби – этот вариант для них.
– Написать и опубликовать на платной?
Скорее всего, для тебя это первый подобный опыт – иначе бы алгоритм действий уже был сложен, и пошаговый план существовал в твоей голове.
– Продать какое-то количество экземпляров?
В этом случае на продвижении книги будет не меньше акцента, чем на её написании, а может, вообще все задачи будут связаны только с ним.
– Подписать договор с издательством?
Здесь акцент будет на коммуникациях и изучении спроса.
– Взять в руки напечатанную книгу?
Иногда нам просто хочется поставить своё творение на полку или подарить родным, не публикуя его на широкую аудиторию. Так тоже можно.
– Стать стабильно издающимся автором или жить как писатель?
В таком случае нужно понять, «как писатель» для тебя – это как? А «стабильно издающийся» – это где и как часто?
Как видишь, конечная цель может быть очень разной, но это тот вектор, который будет вести тебя вперёд, и крайне важно чётко понять, чего именно ты хочешь.
Рассмотрим цель «Написать роман» от и до.
Формулировки
Прежде всего, обрати внимание на формулировки.
«Написать роман» и «Роман написан» – это про разное.
На первый взгляд кажется, что звучит одинаково, но это не так. Вероятно, тебе уже приходилось иметь дело с планами, которые выгружались в ежедневник как «сделать то-то». В итоге получался огромный список дел, и тебя одолевала тоска при одном взгляде на него.
Так происходит потому, что для твоего мозга «сделать что-то» означает, что делать это придётся ТЕБЕ.
Посмотри, что произойдёт, если заменить «Написать роман» на «Роман написан». Эта цель «весит» меньше. Почему?
Потому что в такой формулировке фокус внимания смещается на результат. Здесь с большой вероятностью мозг подскажет, как заиметь написанный роман максимально комфортным для тебя способом, – особенно если включить этот пункт в список необходимых условий.
Например, ты любишь писать книги, но не любишь искать для них материал. Или, наоборот, обожаешь закапываться в исследования, а набирать буквы тебе скучно. Или ты на дух не выносишь редактуру и корректуру, но понимаешь, что без них – никуда.
«Видя» цель «Написать роман», мозг будет грузить на тебя все этапы работы над этой задачей. Он не учтёт, что ты можешь подключить помощника, который возьмёт на себя поиск материала, или обратиться за вычиткой к профильным специалистам.
С целью «Роман написан» всё иначе. Эта формулировка позволяет искать варианты. Например, можно начитать его на диктофон и заплатить за расшифровку аудио. А потом «причесать» набранный текст.
Кроме того, «Роман написан» – это утверждение. Фиксация результата. «Роман написан», «Роман выложен на Литрес», «Роман издан в…». Здесь ты как будто уже имеешь то, к чему только начинаешь идти.
И всё же не стоит полностью исключать вариант «Сделать то-то», а, вернее, «Я сделал то-то». Он нужен для тех случаев, когда, помимо закрытой задачи, тебе хочется ещё и ощутить свою силу. «Я сделал», «Я сбыл», «Я смог» – это можно смело сказать после каждого проекта, нагруженного на себя.
Поэтому подойти к ответу на вопрос «Чего я хочу от проекта?» лучше максимально конкретно. То, какие чувства ты испытаешь по его завершении, – ключевой момент достижения желаемого результата. Иначе можно выполнить дело, но не почувствовать от этого радости, а просто получить факт завершённых задач.
Шаг второй
Когда ты определишь конечную цель проекта, спроси себя: «Какие этапы или уровни есть у поставленной цели?» и распиши, каждый из них для тебя – это как?
Здесь нужно взять первый сегмент «КБП» и напротив каждого деления подписать:
«1» для меня – это: …
«2» для меня – это: …
«3» для меня – это: …
«4» для меня – это: …
«5» для меня – это: …
«6» для меня – это: …
«7» для меня – это: …
«8» для меня – это: …
«9» для меня – это: …
«10» для меня – это: …
Возьмём формулировку «Роман «…» написан» (где «…» – название романа).
«1» здесь может быть просто зафиксированной идеей, тогда как «10» – полностью готовой рукописью.
Теперь заполним цифры от «2» до «9». Сделать это можно двумя способами: в прямом порядке и в обратном.
Прямой порядок. Цель: «Роман «…» написан».
«1» для меня – это: зафиксировать идею истории.
«2» для меня – это: сделать общие наброски, заметки. Что мне известно об истории, кроме её идеи? Тема, цель написания, аудитория и т. д. Любые наработки или понимание, какого материала не хватает и где его взять.
«3» для меня – это: разработать героев и систему персонажей.
«4» для меня – это: разработать вселенную повествования.
«5» для меня – это: разработать структуру истории. Мой вариант – таблица с кратким перечислением событий каждой главы.
«6» для меня – это: написать первый акт (первую часть, первый том).
«7» для меня – это: написать второй акт / часть / том.
«8» для меня – это: написать третий акт / часть / том.
«9» для меня – это: внести правки, сделать редактуру и корректуру.
«10» для меня – это: упаковать и внести финальные штрихи.
Если ты пишешь план для проекта, который создаёшь впервые, он будет строиться на предположениях – и это нормально. Дай волю и логике, и интуиции. Постепенно подходящее обрастёт конкретикой, а лишнее отпадёт.
В случае с прямым порядком ты предполагаешь, какие шаги нужно будет пройти, от «1» к «10». Когда дойдёт до дела, не факт, что шаги окажутся именно такими – но на старте тебе необходим ориентир, поэтому записывай то, что придумаешь. Позже ты сможешь вернуться и скорректировать план.
В случае с обратным порядком ты начинаешь не с «1», а с «10», т. е. конечного результата сегмента, и спрашиваешь себя: «А что было до?», пока не доберёшься до единицы.
Если ты прописываешь не новую, а уже известную тебе задачу, тогда при помощи «КБП» сможешь просто держать проект в упорядоченном состоянии. Ведь прелесть планирования в том, что ты, во-первых, понимаешь, куда идти, и не тратишь время на устранение неясностей, а, во-вторых, всегда видишь, сколько пройдено и сколько осталось. Это снимает с твоей психики огромный пласт напряжения.