Сборник сочинений для 10 класса бесплатное чтение

Сочинения по роману Л. Толстого «Война и мир»

Анализ эпизода «Салон А.П. Шерер» (по роману Л.Толстого «Война и мир»). Идейно-художественное значение данных глав

Ключевая проблема романа «Война и мир» – роль народа в истории. «Мысль народная» звучала в признании народа единой силой, способной решать исторические судьбы нации.

Известно, что в романе свыше 500 действующих лиц. Назовем представителей высшей знати. Это Шерер, Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы.

Исторические деятели: Александр I, Наполеон, Сперанский, Кутузов, Багратион.

Место действия романа переносится из Петербурга в Москву или в Смоленск, Лысые Горы, Отрадное.

Автор использует метод контраста в романе.

Авторская идея – проповедь сближения народов, преодоление вражды; осуждение войны, осуждение тех, кто пытается возвыситься над миром и людьми – Наполеона и всех тех, «глядящих в наполеоны».

Обратимся к эпизоду. Князь Василий первым из высшего общества появляется в салоне. Авторские комментарии рисуют нам манеру речи Василия Курагина и хозяйки салона. Разговоры в салоне ведутся о Наполеоне, его завоеваниях. Светское общество по-разному относится к Наполеону. И само общество неоднородно. Особенно на фоне остальных выделяются Андрей и Пьер. Пьер здесь чужой (незаконный сын богатого вельможи), он «медведь», как называет его князь Василий, а князь Андрей, будучи своим в салоне, сам считает всех чужими. О чем мечтает Андрей? В данный период времени о подвиге, о славе.

Обратим внимание на детали, которые подчеркивают духовную близость Андрея и Пьера, их отъединённость от аристократической среды. Главные герои говорят на русском языке, а чужой язык врывается в роман там, где ложь и зло.

Андрей и Пьер тоже принадлежат этому миру, но мыслят не так, как остальные в светском обществе. Главное, что их отличает, – нравственный поиск, верность своим убеждениям, умение быть, а не казаться. Андрей мечтает о личной славе, о любви людской, мечтает завоевать свой «Тулон». Пьер сосредоточен на своем нравственном становлении, а пока ведет рассеянный образ жизни светского молодого человека.

Интересно заметить, что у автора романа такое же отношение к салону, как у Андрея и Пьера. Л. Толстой разоблачает пустоту, фальшь, корыстолюбие, антипатриотизм высшего общества. Он использует метод «срывания всех и всяческих масок».

Описывая высший свет, автор постоянно показывает разницу между тем, что говорят и как говорят герои. Салон внешне выглядит великолепно: изящество и ум, такт, высокие политические интересы, забота о родине и друг о друге. А на деле? Все фальшь, притворством «стянутые маски» людей, эгоистичных, гнусных и ничтожных, а иногда просто грубых и глупых (Курагины).

В салоне всё не по-настоящему, всё кажется. Кажется, что князя Василия волнует состояние здоровья хозяйки; кажется, что Друбецкая с интересом слушает рассказ виконта; кажется, что Элен не только красива, но и умна.

Почему роман открывается сценой в салоне Шерер? В чём особенность этих глав? Почему они так важны? Главы вводят читателя в мир надвигающейся войны, в мир насилия, в мир жестокости. Жизнь петербургского общества – та отрицательная норма жизни, от описания которой отталкивается Толстой, как от главной точки в своем замысле показать неоднородность светского общества, о намечающемся конфликте с ним главных героев – князя Андрея и Пьера.

Война 1812 года в жизни Пьера Безухова (по роману-эпопее Л. Толстого "Война и мир")

Герои Л. Толстого ищут ответы на вопросы: «Что делать, чему посвятить жизнь?»

Пьер идёт по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». Им всегда руководило желание быть вполне хорошим. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – вот вопросы, которые пытается решить Пьер.

Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. В салоне Анны Павловны Шерер Безухов отстаивал идеи Французской революции перед ярыми монархистами. В этот период времени он уважал Наполеона и ошибочно считал его главой революционной Франции. Князю Андрею Пьер говорил, что пошёл бы на войну, если бы это была война за свободу.

Пьер особенно близок автору. Л. Толстой говорит о своём герое, как говорят о любимом сыне, в котором и радует, и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. «Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона», – говорит Толстой об устремлениях молодого Пьера.

Но, не найдя истинного смысла человеческого бытия, Пьер свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова, Курагина, мечется, совершает ошибки и самую страшную из них – связывает свою жизнь с Элен.

Человеческая низость подавляет героя, порой вызывая в нем необузданную ярость. Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу (это религиозно-философское течение).

Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства, любви», мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», – вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему. Он хочет действовать.

Как видим, до войны жизнь героя была цепью непрерывных ошибок.

Война открыла ему взгляд на то, что надо быть солдатом, просто солдатом: “Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Знакомство с Платоном Каратаевым, солдаты на батарее Раевского – все эти встречи оказали влияние на мировоззрение Пьера. Именно здесь он увидел истинных героев, «семейный кружок» людей, которые готовы умереть, но не уступить. Безухов не стал солдатом, но испытал всевозможные лишения в качестве военнопленного. Увиденное на войне помогло Пьеру преодолеть кризис и вновь обрести веру в себя.

Война ему открыла, что человек сотворен для счастья, а кровь, дуэли, убийства – всё это противно нашей душе.

Пьер Безухов – герой ищущий (по роману-эпопее Л. Толстого "Война и мир")

Трагическая гибель князя Андрея была, как это ни жестоко звучит, предрешена изначально.

У Пьера Безухова совсем другая судьба. Если быть внимательным к тексту, биография героя «читается» на первых же страницах.

«– Казнь герцога Энгиенского, – сказал Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.

– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека».

Пьер говорит о событиях, последовавших за Великой французской революцией, которая началась в 1789 году.

После многократных смен властителей республиканская Франция превратилась в империю Наполеона Бонапарта. Совершив военный переворот, этот талантливый и отчаянно смелый офицер сделался монархом. Но для Европы он оставался символом революционной смуты. В 1804 году в Париже был раскрыт антинаполеоновский заговор. После этого Бонапарт с целью мести своим врагам и устрашения недовольных приказал арестовать жившего в эмиграции французского принца – герцога Энгиенского. Вскоре тот был расстрелян по приговору военного суда.

Пьер произносит крамольные речи – и где, в Петербургском аристократическом салоне. Пьер осмеливается называть великим делом революцию и оправдывает убийство члена королевской фамилии. Правда, пока это еще не убеждение, а лишь мальчишеский порыв. Но за те 15 лет, что пройдут перед глазами читателя, герой научится совершенно иначе относиться к гибели человека, ведь легко говорить, что «убийство было дело необходимым», пока ты ни разу не сталкивался со смертью лицом к лицу.

Особенно важна сцена дуэли, состоявшейся в начале 1806 года. Не прошло и года с того момента, когда Пьер своими бонапартистскими речами произвел скандал в гостиной Анны Павловны Шерер, теперь он вызвал на поединок Долохова, любовника своей жены. Это было сделано в припадке ярости, но и после Пьер ответил отказом на предложение секунданта попросить прощения и примириться. Идя на дуэль, он руководствуется уже не только эмоциями, он знает, что «так положено», подобное поведение считается приличным и достойным. Убийство на дуэли не расценивается как преступление, оно так же оправдано, как и убийство политического противника ради блага государства.

Выстрелив куда попало, Пьер случайно ранил Долохова. Тот упал, окровавленный, но, хватая губами снег, продолжал целиться. «Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» – твердил он, морщась».

Разница оказывается колоссальной, как легко и уверенно Пьер говорил о праве Наполеона убить герцога. Это были для него лишь условные фигуры. Он и представить себе не мог, как выглядит залитый кровью человек.

Именно после Дуэли Пьера охватит судорожное стремление самосовершенствоваться, делать добро. Он отшатнется от насилия с той же пылкостью, с какой прежде отстаивал бонапартистские взгляды.

Тем не менее, в 1812 году мы увидим его, переодетого, на улицах занятой французами Москвы. Цель Пьера – убить Наполеона и таким путём освободить человечество от агрессора и тирана.

Правда, осуществить задуманное Пьеру не удаётся. Вместо того, чтобы убить, он спасёт от глупой гибели французского офицера Рамбаля, отыщет потерявшуюся в пожаре девочку, вступится за женщину. Но ведь замысел не был воплощен не потому, что Пьер от него отказался. Выходит, опять обнаружилась острая «необходимость», оправдывающая убийство. На сей раз это намерение освободить родину от захватчиков и избавить мир от злодея, очередная «великая цель».

И потому совершенно закономерно появление Безухова в 1820 году (первая часть эпилога) среди петербургских заговорщиков. Общество, в котором состоит Пьер, еще не ставит перед собой насильственных задач, напротив, идеи самые мирные и гуманные.

«Когда все ждут неминуемого переворота, – надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе. Все молодое, сильное притягивается туда и развращается. Одного соблазняют женщины, другого почести, третьего тщеславие, деньги – и они переходят в тот лагерь. Независимых, свободных людей, как вы и я, совсем не остается. Я говорю: расширьте круг общества; mot d'ordrel пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

Однако Николай Ростов – человек невысокого полета, но практичный и толковый – сразу ощущает в этой «деятельности» нечто опасное: «Составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду».

Именно так все будет через 5 лет, в декабре 1825 года, только Ростову придется не рубить, а стрелять картечью. Сила против силы. Произойдет именно то, от чего Пьер многократно отрекался.

На протяжении четырех томов читатель следит за тем, как герой движется от ложного знания – к растерянности, от неверия и отчаяния – к пониманию законов истории и своего места в жизни.

К Пьеру в большей степени, чем к кому-либо другому, применимо словосочетание «диалектика души». Среди героев «Войны и мира» Пьер меняется, наверное, больше других. Толстому это симпатично, ему были неприятны люди, застывшие раз и навсегда, не склонные к самоанализу и нравственному поиску. Например, Элен Безухова. Проходит годы, а она все та же прекрасная статуя, именно статуя, а не человек. Ни о какой «диалектике души» говорить не приходится, так как эта женщина вообще не наделена душой. Она не знает любви, сомнений и страданий, и потому приносит окружающим одни несчастья.

Пьер же буквально соткан из противоречий. Он не верит в Бога – и жаждет веры. Он грешен – и судит себя за это. Он изнеженный барин, но смутно сознает свое единство с простым народом.

Все это постоянно заставляет его искать истину и в погоне за ней меняться. Он превращается из неловкого и избалованного мальчишки в умудренного опытом отца семейства. Но, может быть, главное противоречие заключается в том, что в зрелые годы он сохраняет юношескую пылкость. Что вызывает постоянное беспокойство Пьера? Он ясно видит несовершенство мира и пытается отыскать возможность изменить его к лучшему. Это стремление приводит его к масонам, в тайную организацию, участники которой надеются определить на ключевые государственные посты своих единомышленников, «братьев», приобрести таким образом власть над миром и начать претворять в жизнь идеалы добра. Но реальная деятельность масонов, более всего занятых собственным приближением к власти, разочаровывает Пьера. Пытаясь принести добро ближним, он проводит реформы в своих малороссийских имениях. «Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился давно богачами-мужиками села, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении… И потому Пьер был восхищен своим путешествием по имениям».

Столь же безуспешной стала попытка Пьера повлиять на ход войны 1812 года. Он, казалось бы, повзрослевший, научившийся разбираться в людях, вновь предался наивным мечтам о скором, почти чудесном преобразовании мира. Убедив самого себя в том, что судьба готовила его для великого поприща, он замыслил убить Наполеона, но совершил вместо этого несколько добрых «малых» дел и попал в плен к французам.

Кто же такой Пьер? Неудачник, обреченный понапрасну искать свое высокое предназначение, или счастливый человек, жизнь которого наполнена глубоким смыслом? А может быть, он просто недооценивает то, что ему дано судьбой?

Психологизм Л. Толстого в романе "Война и мир"

Лев Толстой – писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев и их духовное развитие. Автор передает тончайшие нюансы душевной жизни человека. Но, кроме того, он демонстрирует, по словам Н.Г. Чернышевского, «сам психический процесс, его формы, его законы».

В определении нравственных качеств человека Л. Толстой выдвигал два основных признака: заинтересованность героя в судьбе родины и его отношение к народу.

Духовно богатые положительные герои Толстого, осознавая свое несовершенство, все силы направляют на преодоление собственных недостатков.

Так, например, Пьер, обуреваемый низменными страстями, ведет в самом себе борьбу за моральное возрождение. Характер, таким образом, развивается по пути восхождения, совершенствования в преодолении трудностей.

Толстой – непревзойденный психолог. В «Войне и мире» он прибегает к анализу не только чувств, но и мыслей героев. Интеллектуальное начало особенно заметном в натуре Болконского, который постоянно анализирует происходящее вокруг него. А это и есть характерная черта литературных просветителей.

В зависимости от индивидуальных свойств характера и психической жизни персонажей писатель по-разному строит внутренние монологи.

Например, Николай Ростов легко отдаётся во власть эмоций и не склонен заниматься самоанализом. Вот он проиграл огромную сумму денег. В отчаянии приезжает домой и слышит пение сестры: «Что же это такое? Что с ней сделалось? Как она поёт нынче. «Эх, жизнь наша дурацкая! – подумал Николай. – Всё это и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее».

Писатель показывает нам, читателям, как в душе человека происходит постепенное накопление новых настроений, чувств и впечатлений, которые в конечном итоге приводят к эмоциональному взрыву. Как сказал Лев Толстой: «Люди как реки», – подчеркивая сложность человеческой личности, ее изменчивость и непрерывное движение, развитие и текучесть внутренней жизни людей. В душе человека противоборствуют различные начала.

Роль картин природы в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Пейзаж в романе Л. Толстого «Война и мир» выполняет различные функции. Наиболее общая особенность пейзажа Толстого – это соответствие его настроению героя. У автора одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.

Природа потому так ярко воспринимается героями Л. Толстого, что она, с точки зрения писателя, образец жизни для людей. Она воздействует своей естественной силой на человека, помогает найти своё место в жизни, заставляет жить полной жизнью.

Вспомним эпизод «Ночь в отрадном». Л. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение Наташи и равнодушие Сони. Наташа счастлива, как берёзка весной.

Природа сыграла важную роль в жизни князя Андрея. Например, эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Старый дуб в весеннем лесу».

Аустерлицкое небо показало ему, что он неправильно жил, что напрасны его мечты о счастье. Небо становится для князя Андрея как бы символом нового высокого понимания жизни, раскрывает перед ним бесконечные светлые горизонты. Природа возвращает князя Андрея к жизни, заставляет по-другому взглянуть на мир и людей, демонстрирует герою свою силу, способность к обновлению, развитию («Старый дуб»). Л. Толстой неприязненно описывает ели в лесу. Называет их задавленными и мёртвыми. Автор не признаёт жизни застывшей, одинаковой и потому мёртвой. В ней, как и в людях, он видит и ценит постоянное развитие, вечность и бесконечность природы.

Образ Николая Ростова тоже связан с природой. Вспомним эпизод (Том 2, часть четвертая, глава III) перед охотой, в котором автор передаёт настроение юного графа, чувствующего прилив сил: "15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито-мокро чернела и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо; пахло вянущим листом и собаками". "Хорош денек, а?" – произнес Николай.

А вот абсолютно другое настроение Николая на войне: тоска, подавленность, страх погибнуть в молодом возрасте (том 1, часть вторая, глава VIII): "Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо".

«Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность....".

Природа в восприятии Л. Толстого несёт в себе мир и жизнь. Она всегда противостоит ужасам войны. Автор подчеркивает, что природа играет роль высшей мудрости, являясь воплощением духовных ценностей. Она органично вливается в бытие «ищущих» героев автора, переплетаясь с их думами и тревогами, порой позволяя переосмыслить жизнь и иногда указывая нужный путь.

Высший свет в романе Л. Толстого «Война и мир»

В романе-эпопее "Война и мир" Л. Толстой изобразил светское общество начала 19 века, знать, высшие чины.

Ядовитая ирония, открытое возмущение автора не щадит ни Анну Павловну Шерер, ни посетителей её салона, ни семейство Курагиных, Друбецких, Бергов (например, «любовное» объяснение Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной или званый вечер Бергов), ни Александра I.

Персонажи «Войны и мира» делятся не на положительных и отрицательных, даже не на добрых и дурных, а на меняющихся и застывших. Придворная и светская среда критикуется в романе главным образом потому, что люди в этой среде живут как «призраки, отражения жизни» и потому неизменны. Всегда и во всём одинаково улыбается Элен. При первом появлении Элен ее «неизменная улыбка» упоминается трижды. Князь Василий, подобно Элен, способен лишь на «одинаковое волнение» ленивого актера, то есть всегда кажется лишенным энергии.

«Маленькой княгине» Болконской не прощается ее вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной, и с генералом, и со своим мужем, и с Пьером она разговаривает одинаковым капризно-игривым тоном, и князь Андрей раз пять слышит от нее «точно ту же фразу о графине Зубовой». Старшая княжна, ненавидящая Пьера, смотрит на него «тускло и неподвижно», не меняя выражения глаз. Даже и тогда, когда она взволнована разговором о наследстве, глаза ее остаются те же. И этой внешней детали довольно для того, чтобы судить о духовной скудности ее натуры.

Берг всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного.

Та же безжизненность открывается в государственном преобразователе и внешне поразительно активном деятеле Сперанском, например, когда князь Андрей замечает его холодный зеркальный взгляд, видит ничего не значащую улыбку и слышит металлический отчетливый смех.

Продолжение книги