Дорога и жизнь Учебное пособие. Для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений бесплатное чтение

Составитель Владислав Трофимович Шацило

© Владислав Трофимович Шацило, составитель, 2024

ISBN 978-5-0065-1553-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Составитель В. Т. Шацило

ДОРОГА И ЖИЗНЬ

Рис.0 Дорога и жизнь Учебное пособие. Для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений

Учебное пособие

для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Часть 1. Нормативно – правовые акты по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность предприятий по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

2. Перечень необходимых на предприятии локальных нормативных документов по организации безопасности дорожного движения:

3. Перечень приложений.

РАЗДЕЛ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Часть I. Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации.

1. Государственная система управления безопасностью движения.

2. Органы государственной власти и управления дорожным движением.

3. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы.

4. Система управления безопасностью дорожного движения и безопасности ISO 39001.

Часть 2. Безопасность дорожного движения.

1. Состояние безопасности дорожного движения.

2. Причины дорожно- транспортных происшествий.

3. Основные пути решения проблемы безопасности движения. Меры обеспечения безопасности.

Часть 3. Инженерное обустройство дорог. Средства безопасности дорожного движения.

1.Дорожная разметка.

2. Ограждения.

3. Светофорное регулирование и др.

Часть 4. Требования к владельцу транспортных средств по организации безопасности дорожного движения.

1. Обязанности владельцев транспортных средств по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц.

1.1.Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

2. Обязанности владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности.

2.1 Порядок осуществления обязательного страхования.

2.2. Объект обязательного страхования и страховой риск.

2.3. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов.

Часть 5. Обязанности субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчики) по обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.

1. Основные направления работы на предприятии, у предпринимателя по организации обеспечения безопасности дорожного движения:

1.1. организация работы на предприятии по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД);

1.2. организация работы по планированию и предупреждению аварийности;

1.3 организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения специалистом по безопасности дорожного движения предприятия;

1.4 порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;

1.5 организация безопасности движения транспортных средств по территории предприятия;

2. Обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии.

2.1 Категории транспортных средств по техническому регламенту. Список.

2.2 периодичность профилактического обслуживания транспортных средств;

2.3 порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств при выпуске на линию;

2.4. категории и виды трансаортных средств, оснащаемых тахографами;

2.5 правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства;

2.6 обеспечение исправного состояния транспортных средств по основным показателям, контролируемым при техосмотре транспортных средств (Т.С.).

РАЗДЕЛ III. ВОДИТЕЛЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Часть 1. Требования к профессиям и должностям работников, принимающим непосредственное участие в обеспечении БДД.

1 Профессиональный отбор и испытания водителей.

2 Обеспечение профессиональной надежности водительского состава.

Часть 2. Обучение водителей на предприятии. Аттестация должностных лиц АТП).

1. Повышение квалификации водителей.

2. Порядок и форма проведения инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности. Виды инструктажей по безопасности дорожного движения.

Периодичность инструктажей по безопасности дорожного движения.

3. Организация и обеспечение стажировки водителей.

4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.

РАЗДЕЛ IV. МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ

Часть 1. Организация и обеспечение проведения предсменных, предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены), порядка и периодичности их проведения.

1. Организация и обеспечение проведения медицинских предварительных осмотров.

2. Организация и обеспечение проведения медицинских периодических осмотров.

Часть 2. Организация и обеспечение проведения медицинских освидетельствований водителей.

Часть 3. Перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «A» или «M» и др.

Часть 4.Организация и обеспечение проведения психиатрических освидетельствований водителей.

РАЗДЕЛ V. ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Часть 1.Организация и обеспечение безопасности при перевозке людей, в т.ч. детей.

1. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятиях, у предпринимателей, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров.

1.1 Общие требования.

1.2 Обеспечение безопасности при организации регулярных пассажирских перевозках.

1.3 Организация и обеспечение безопасности перевозки пассажиров – инвалидов.

1.4 Организация и обеспечение безопасности в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами.

2. Организация перевозки пассажиров и багажа легковыми такси.

Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа..

Часть 2. Организация и обеспечение безопасности при перевозке грузов.

1. Общие требования.

2. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

3. Требования безопасности при перевозке опасных грузов. Штрафы.

4. Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам для транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.

РАЗДЕЛ VI. ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕЛЬЦУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (ЗИМОЙ)

1. Организация и обеспечение безопасности перевозок в особых условиях (перевозки зимой).

1. Организация и обеспечение безопасности перевозок зимой.

2. Рекомендации для водителей в зимний период.

3. Организация обеспечение безопасности перевозок в гололед.

4. Организация обеспечение безопасности перевозок по заснеженным дорогам.

5. Рекомендации пешеходам в зимний период.

6. Требования безопасности перевозок в зимнее время года по ледовой дороге переправы через водные преграды.

7. Действия водителя при поломке автомобиля зимой во время поездки на дальнее расстояние.

8. Организация и обеспечение безопасности перевозок по маршрутам, проходящим в горной местности, маршрутам, проходящим по трудным участкам пересеченной местности, на участках дорог с уклонами более 30%).

РАЗДЕЛ VII. КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

РАЗДЕЛ. VIII ТРЕБОВАНИЯ К ДВИЖЕНИЮ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ, ВОДИТЕЛЕЙ МОПЕДОВ И ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

8.1 Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

РАЗДЕЛ IХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Расследование ДТП.

Часть I. действия участников дорожного движения (страхователя и пострадавших) при наступлении страхового случая при ДТП.

1. Действия водителя при ДТП.

2. Действия страхователя и потерпевших при наступлении стразового случая.

Часть 2. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии.

1. Положение о служебном расследовании ДТП.

2. Организация работы комиссии предприятия для расследование ДТП.

3. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Часть 3. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему ущерба.

Часть 4. Возмещение ущерба при ДТП на общественном транспорте. Как страхователь выплачивает возмещение. ОСАГО.

Часть 5. учет дорожно-транспортных происшествий и их причин владельцами транспортных средств.

РАЗДЕЛ Х. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЛЕКСЕ АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА-СРЕДА

РАЗДЕЛ ХI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ ХI1. ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ ПО БДД И ГОТОВИМ ДОКУМЕНТЫ.

РАЗДЕЛ ХIII. ОБРАЗЦЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ

Образцы приложений необходимых на предприятии локальных нормативных документов по организации безопасности дорожного движения.

Введение

В учебном пособии подробно рассмотрены вопросы организации безопасного дорожного движения, требования к предпринимателям, руководителям предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, специалистам по безопасности дорожного движения, чьи интересы и компетенции распространены на все направления их деятельности, необходимые для осуществления превентивных мер по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, к участникам дорожного движения по соблюдению ими Правил дорожного движения.

Подробно рассмотрены меры по организации, подготовке и обеспечению предприятиями обученных водителей, их надежности, готовности к перевозке пассажиров и разных грузов в различных дорожных условиях, исправного технического состояния транспортных средств, предотвращению дорожно-транспортных происшествий, действиям водителей, владельцев транспортных средств, пострадавших и страховых кампаний при дорожно-транспортных происшествиях.

Пособие подготовлено с учетом нормативно-правовых актов, введенных в сентябре 2024 года.

В настоящее время основным документом, осуществляющим правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, является федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Раздел 1. Обеспечение безопасности дорожного движения

Часть 1. Нормативно – правовые акты (НПА) по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090

«О правилах дорожного движения». (Редакция от 19.04.2024 – Действует с 28.04.2024).

2. Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1640

«Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». (Редакция от 08.10.2020 – Действует с 22.10.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097

«О допуске к управлению транспортными средствами». (Редакция от 16.12.2023 – Действует с01.04.2024).

(Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений).

4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. №2349

«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств». (Редакция от 29.12.2020 – Действует с 01.01.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67

«О внесении изменений и дополнений в изменения Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

6. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 254

«О внесении изменений в постановление правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090».

7. Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. N 1769

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ….».

8. Постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 г. N 221

«О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090».

9. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1156

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ. Изменения в Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

N 1090»

10. Постановление Правительства РФ от 28.06.2002 №472

«Изменения и дополнения, которые вносятся в Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090».

11. Постановление Правительства РФ от 28.03.12№254

«Изменения, которые вносятся в решения Правительства РФ от 23 октября 1993 Г. N 1090».

12. Федеральный Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ

«О безопасности дорожного движения». (Редакция от 25.12.2023 – Действует с 01.04.2024).

13. Федеральный закон от 27.12.2017 №443-ФЗ

«Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Редакция от 28.04.2023 – Действует с 01.03.2024).

14. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». (Редакция от 19.10.2023 – Действует с 01.01.2024).

15. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ

«О транспортной безопасности». (Редакция от 08.08.2024).

16. Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 282

«Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». (Зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2020 г., регистрационный N 61070). (Редакция от 31.07.2020 – Действует с 01.01.2021).

17. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 700

«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации». (Редакция от 08.2019 – Действует с 08.2019).

18. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749

«Об особенностях направления работников в служебные командировки (в т.ч. в районы Крайнего севера и приравненные к ним районы». (Редакция от 01.03.2023 – Действует с 10.03.2023).

19. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Редакция от 08.08.2024).

20. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2022 №390 «Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ „Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ и порядка оформления или формирования путевого листа». (Зарегистрирован 29.11.2022 №71192).

21. Приказ Минтранса от 5 мая 2023 г. N 159

«О внесении изменений в состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ» Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.» и Порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденные приказом Минтранса.

22. Приказ. Минтранса от 16 марта 2021 г. N 84

«Требования к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя».

23. Приказ Минтранса Российской Федерации от 02.05.2024 №162

«Об утверждении порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также срока хранения и порядка предоставления содержащихся в них данных». (Зарегистрирован 30.05.2024 №78358).

Перечень НПА по техническому осмотру автотранспортных средств.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 N 1742

«О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов …., в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств». (Редакция от 26.02.2022 – Действует с 28.02.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434

«Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты РФ». (Редакция от 09.12.2023 – Действует с 20.12.2023).

3. Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ

«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Редакция от 19.10.2023 – Действует с 01.01.2024).

4. Приказ Минтранса РФ от 15.01.2021 N 9

«Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». (Редакция от 15.01.2021 – Действует с 01.09.21).

Перечень НПА по обеспечению безопасности перевозки людей.

1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1527

«Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». (Редакция от 30.11.2022 – Действует с 01.03.2023).

2. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. №1586

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». (Редакция от 23.03.2024 – Действует с 26.03.2024).

3. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616

«О Лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». (Редакция от 23.12.2021 – Действует с 01.03.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 2019 г 4 N 195

«О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом».

5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа п автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Редакция от 13.06.2023 – Действует с 01.03.2024).

6. Приказ Минтранса РФ от 30.04.2021 N 145

«Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». (Редакция от 30.04.2021 – Действует с 01.09.2021).

7. Приказ Минтранса России от 23.05.2024 N 185

«О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 ноября 2015 г. N 333 «Об утверждении формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок». (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78430).акция от 04.05.2018.

8. Приказ Минтранса от 10 ноября 2015 г. N 333

«Об утверждении Формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок».

9. Приказ Минтранса Российской Федерации от 22.05.2024 №180

«Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения, требований к его защищенности от подделок, а также требований к электронным картам, содержащим сведения о карте маршрута регулярных перевозок». (Редакция от 22.05.2024 – Вступил в силу с 01.09.2024).

Приложение 4. Требования к электронным картам, содержащим сведения о карте маршрута регулярных перевозок Данный документ вступил в силу с 01.09.2024 (пункт 3). Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. N 784

Перечень НПА по обеспечению безопасности при перевозке грузов.

1. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2200

«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». (Редакция от 30.12.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 28.03.20 №341

«Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам, касающихся движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов». (Действует с 31.01.2023).

3. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2023 г. N 2060

«Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2023 №361 «Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». (Данный документ вступил в силу с 01.09.2024 и действует до 01.09.2030. (Зарегистрирован 30.11.2023 №76191).

5. Приказ. Минтранса от 28 октября 2020 г. N 439

«Об утверждении порядка выдачи специальных Разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов». (Редакция от 28.10.2020 – Действует с 01.01.2021).

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 29 марта 2018 г. №119

«Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».

7. Приказ Минтранса РФ от 11.04.2022 N 127

«Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов».

Перечень НПА по медосмотрам.

1. Приказ Минздрава РФ от 24 ноября 2021 г. N 1092н

«Об утверждении Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Минздрава РФ». (Редакция от 24.11.2021 – Действует с 11.12.2021).

2. Приказ Минздрава РФ №342н

«Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность (согласно приложению №1), виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование». (Редакция от 30.95. 2022 до 1.09.28).

3. Приказ Минздрава РФ от 30.05.2023 N 266Н

«Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послерейсовых осмотров, медицинских осмотров в тесение рабочего дня (смены) и Перечня включаемых в них исследований». (Редакция от 30.05.2023 – Действует с 01.09.2023).

4. Приказ Минздрава от 26 декабря 2023 года №720н

«Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности вследствие психического расстройства»

5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «C» <*>, «CE», «D», «DE», «TM» Или «TB», подкатегории «C1» <*>, «D1», «C1E» Или «DIE». (Редакция от 03.08.2019 – Действует с 14.08.2019).

6. Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1882

«О Порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения». (Редакция от 21.10.2022 – Действует с 01.03.2023).

7. Приказ Минздрава РФ от 03.05.2024 N 220Н

«Об утверждении Порядка оказания первой помощи». (Редакция от 03.05.2024 – Действует с 01.09.2024).

8. Приказ Минздрава РФ от 24.05.2024 N 260Н

«Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях (автомобильной).

Перечень НПА по охране здоровья граждан в РФ.

1. Федеральный закон №52 ФЗ

«О санитарно-эпидемиологического благополучии населения от 30 марта 1999 г.». (Редакция от 24.07.2023 – Действует с 04.08.2023).

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. №629-ФЗ

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Аптечка.

1.Приказ Минздрава РФ от 24.05.2024 N 262Н

«Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий». (Редакция от 24.05.2024 – Действует с 01.09.2024).

2.Приказ от 24 мая 2024 г. N 260н

«Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)» (с 01.09.2024 и действует до 01.09.2030).

3.Приказ Минтруда России от 09.08.2024 N 398н

«Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2024 N 79417). (Редакция от 09.08.2024 г. Вводится с 01.03.2025 – -01.03.2031).

Перечень НПА по обучению.

1. Приказ Минтранса России от 06.05.2024 N 167

«Об утверждении Порядка и формы проведения инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, в отношении персонала (экипажа) транспортных средств автомобильного, городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, осуществляющих железнодорожные перевозки».

2. Приказ Минпросвещения РФ от 14.07.2023 N 534 от 14 июля 2023 г. N 53 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». (В ред. Приказа Минпросвешения РФ от 29.02.2024 N 136). (Редакция от 29.02.2024 – Действует с 14.04.2024).

3. Приказ Минтранса России от 29 июля 2020 г. N 264

«Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». (Зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2020 г., регистрационный N 61064). (Редакция от 29.07.2020 – Действует с 01.01.2021).

4. Приказ Минтранса от 14 мая 2015 г. N 172

«Об утверждении типовой программы профессионального обучения, повышения квалификации водителей. осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей. осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении».

5. Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 283

«Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью». (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2020 N 61269).

Перечень НПА по обеспечению учета времени работы и отдыха водителей.

1. Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424

«Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». (Редакция от 12.01.2022).

2. Приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 N 440

«Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, Правил использования, обслуживания и контроля работы твхографов, установленных на транспортные средства». (Редакция от 01.09.2022 – Действует с 01.03.2023).

3. Приказ. Минтранса от 12 января 2022 г. N 5

«О внесении изменений в особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобиля, утвержденные приказом Минтранса РФ от 16 октября 2020 Г. N 424».

4. Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213

«Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работ». (Редакция от 23.11.2012 – Действует с 01.04.2013).

5. Приказ Минтранса РФ от 26.10.2020 N 438

«Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами». (Редакция от 26.10.2020 – Действует с 01.01.2021).

6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.09.2022 №343 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». (Зарегистрирован 29.09.2022 №70300).

Перечень НПА по расследованию ДТП.

1. Постановление Правительства РФ от 19.09.2020 N 1502

«Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». (Редакция от 19.09.2020 – Действует с 01.01.2021).

2. Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49

«Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий». (Редакция от 26.04.1990. – Действует).

3. Приказ. Минтранса №22 от 2.04.1996

«Форма учета ДТП». (Редакция от 02.04.1996 – Действует).

Перечень НПА о страхованию гражданской ответственности.

1. Федеральный закон от24.06.23 №278 ФЗ.

«О внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ, ст.7 Федерального закона от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» («легковым такси») (Редакция от 24.06.2023 – Действует с 01.09.2024).

2. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности».

3. Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон №4015 Страховое дело». (Редакция от 01.05.2019 – Действует с 01.05.2019).

Перечень НПА.

1. Приказ МЧС РФ от 30.09.2020 N 731

«Об утверждении Правил пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации» (Действует до 1 сентября 2026 г.).

2. ДОПОГ Том 1, 2.

3. Технический Регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011

«О безопасности колесных транспортных средств».

4. МР 2.4.0348—24. 2.4. Гигиена при перевозке организованных групп детей.

5. ГОСТ 33997—2016. «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».

6. ГОСТ Р 51709—2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

7. ГОСТ Р 52289—2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

8. Санитарные правила СП 2.5.3650—20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры».

9. Федеральная служба по труду и занятости. Письмо № ПГ/17912-6-1 от 16.09.2024.

«О трудоустройстве на работу в организацию, имеющую филиалы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предполагающую командировки в них, при непредставлении медицинского заключения».

Возвратиться к Р1 НПА

2.Перечень локальных нормативных документов по организации безопасности дорожного движения, необходимых на предприятии.

2.1 Планы.

План мероприятий по предупреждению ДТП.

План-график технического обслуживания транспортных средств на_____месяц, квартал, год.

План-график проведения медицинских осмотров водителей.

План мероприятий подготовки работников предприятия к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.

График смен водителей.

Возвратиться в Ч1 НПА

2.2 Перечень должностных инструкций (ДИ).

№1. Специалиста ответственного за обеспечен ие безопасности дорожного движения.

№2 Ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

№3 Контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорт.

№4 Ответственного за контроль режимов труда и отдыха водителей.

№5 Диспетчера автомобильного транспорта.

№6. Водителя легкового автомобиля.

№7 Водителя грузового автомобиля.

№8 Водителя автобуса.

№9 Водителя автомобиля перевозящего крупногабаритных грузов.

№10 Водителю по перевозке опасных грузов.

Возвратиться в Ч1 НПА.

2.3 Перечень Инструкций по БДД;

Вернуться к инструкциям.

№1 Вводный инструктаж по БДД.

№2 Основы безопасного вождения.

№3 Инструкция по БДД. Предрейсовый инструктаж.

№4 Порядок подготовки к выезду на территории предприятия, возвращение из поездки и ведение путевой документации.

№5 Во время поедки за пределами предприятия.

№6 Обязанности водителя транспортного средства, занятого на перевозке людей служебным транспортом и требования к подвижному составу.

№7 Особенности управления автомобилем в критических ситуациях, действия при ДТП и оказания первой помощи.

№8 Обеспечение безопасности движения автотранспорта в осенне-зимний период (сезонный инструктаж).

Обеспечение безопасности движения автотранспорта в весенне-летний период (сезонный инструктаж).

№10 О мерах безопасности при движении через железнодорожные пути.

№11 По мерам обеспечениия безопасности при перевозках детей.

№12. О мерах пожарной безопасности в гаражах. автостоянках и на автотранспорте.

№13. Безопасность движения в темное время суток.

№14 Безопасность движения на срусках и подъемах.

№15 Вождение автомобилей по дорогам в горной местности.

№16 Для водителей автомобилей, направляемых в дальний рейс, командировку.

№17. Обеспечение безопасности движения при вождении автопоездов.

№18 О мерах безопасности при перевозке тракторов и других самоходных машин автомобильным транспортом.

№19 Порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно= транспортном происшествии дляводителей автобусов, занятых на перевозке пассажиров.

№20 Ддя водителей при движении в колонне.

№21 По безопасности движения транспортных средств при заезде (выезде) своим ходом на (с) парома, баржи, железнодорожные платформы.

№22 Общие обязанности водителей по соблюднию правил дорожного движения.

№23 Безопасное преодоление ледовых переправ.

№24 Инструкция для старшего (представителя организации), отправляющего детей по безопасной перевозке детей автобусами.

№25 Правила безопасной перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

№26 Правила перевозки опасных грузов.

Возвратиться в Ч1 НПА

2.4 Приказы

1. О назначении ответственных должностных лиц предприятия за обеспечени0 безопасности дорожного движения (отв. за БДД, диспетчера).

2. О назначении контролера технического состояния автотранспортных средств.

3. О назначении ответственного за техническое состояние транспортных средств предприятия.

4. О назначении ответственного за эксплуатацию тахографов.

5. О закреплении Т.С. за водителем.

6. О назначении работника, ответственного за организацию перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

Возвратиться в Ч1 НПА

1.5 Инструктажи по безопасности дорожного движения. (БДД).

Положение о проведении инструктажей с водительским составом по БДД.

Программа вводного инструктажа (при приёме на работу)..

Программы инструктажа предрейсового, сезонного, специального (о сложности маршрута и дорожных условиях, характере груза, особенностях перевозки).

Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок.

2.6 Инструктажи по охране труда (ОТ).

Инструкции по охране труда.

Журналы регистрации вводного инструктажа, на рабочем месте, целевого инструктажа по ОТ.

Программа вводного инструктажа по охране труда.

Возвратиться в Ч1 НПА

2.7 Медицинские осмотры.

«Об утверждении плана обязательного периодического медосмотра на 202_ г.».

«О прохождении обязательного периодического медосмотра и психологических освидетельствований».

О назначении лиц, ответственных за организацию проведения предварительных

и периодических медицинских осмотров.

Перечень профессий и должностей поступающих на работу, подлежащих предварительным периодическим медосмотрам.

О выдаче направлений на медицинский осмотр.

Направление на медосмотр.

Журнал учета выдачи направлений на медосмотр.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств.

Положение о прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность.

Перечень профессий и должностей поступающих на работу, подлежащих психологическим освидетельствованиям.

Направление на обязательное психиатрическое обследование.

Приказ « О проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников».

Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей.

Поименный список работникв, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.

Порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. (автомобильной).

Возвратиться в Ч1 НПА

2.8 Обучение, повышение квалификации водителей.

Приказ «Об обучении водителей по 20-ти часовой Программе безопасности дорожного движения с целью повышения их квалификации».

Журнал проведения (учета) занятий по программе БДД.

Экзаменационные билеты по программе БДД..

Приказ «О_создании_комиссии_по_проверке_знаний по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения».

Стажировка.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей.

Приказ «О_стажировке_водителей».

Учебный план (программа) повышения квалификации.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей.

Приказ о назначении водителя-наставника.

Листок прохождения стажировки водителем транспортного средства.

Приказ №8 «О допуске к самостоятельной работе».

Возвратиться в Ч1 НПА

2.9 Контроль технического состояния, выпуск на линию.

Приказ «Об утверждении Положения об организации и проведении предсменного и послесменного технического контроля состояния транспортных средств предприятия».

Приказ «Об усилении контроля при выпуске. транспортных средств на линию».

Перечень операций при проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств..

Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при выпуске автомобиля на линию.

Журнал учета предрейсового контроля технического состояния.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Путевой лист.

Журнал учета путевых листов.

Журнал учета рабочего времени водителей.

Возвратиться в Ч1 НПА

2.10 Дорожно-транспортные происшествия.

Приказ «О создании комиссии по служебному расследованию ДТП».

Извещение о дорожно- транспортном происшествии.

Журнал учета нарушений Правил дорожного движения.

Журнал учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств.

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия.

Запрос в медучреждение о состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения водителя, при ДТП.

Возвратиться в Ч1 НПА.

3.Перечень Приложений

№1. Перечень специализированных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200. (Редакция от 30.12.2022 – Действует с 31.01.2023).

№2. Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (группы транспортных средств) автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Постановление Правительства РФ от 08.10.20№1640. (Редакция от 08.10.2020-Действует с 22.10.2020).

№3. Рекомендации по организации перевозки детских групп. (Методические рекомендации по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия при перевозке организованных

групп детей (МР 2.4.0348—24)».

№4. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616 «О лицензировании».

№5. Перечень наиболее частых нарушений БДД.

№6. Акт передачи Т.С по договору перевозки.

№7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной

№8 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Возвратиться к Р1 НПА.

Раздел II. Обеспечение безопасности дорожного движения

Часть I. Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации

1. Государственная система управления и организации безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения связано с деятельностью многих организаций, которые заняты конструированием, изготовлением, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств (далее – ТС), перевозками пассажиров и грузов, проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием и содержанием дорог, подготовкой и воспитанием водителей и пешеходов, регулированием движения и поддержанием порядка на дорогах, оказанием медицинской помощи пострадавшим.

Деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (далее – ДТП) носит многоплановый и многообразный характер, поэтому особую актуальность приобретает вопрос создания в этой деятельности системы, в которой бы нашли свое место каждое ведомство, организация, предприятие, должностное и частное лицо, имеющее отношение к вопросам организации дорожного движения (далее – ДД).

Такая система в нашей стране создана – это Государственная система управления безопасностью движения (рис. 1), которая представляет собой совокупность взаимодействующих органов, учреждений, предприятий и организаций, деятельность которых направлена на предупреждение аварийности на автомобильном транспорте.

Сущность этой системы состоит в том, чтобы убедить и при необходимости заставить все предприятия, организации, учреждения, всех должностных лиц и граждан соблюдать требования норм, касающихся безопасности движения (БД).

Рис.1 Дорога и жизнь Учебное пособие. Для предпринимателей, предприятий, специалистов по безопасности дорожного движения, учебных заведений

Рис. Структура государственной системы управления дорожного движения.

2. Органы государственной власти и управления.

В Систему органов государственного управления входят:

1. Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. 2. Федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства (например, Министерство транспорта РФ,), федеральные службы (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Российским законодательством в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти. Правовая основа деятельности органов государственного управления в России.

Правовую основу деятельности органов государственного управления в России составляют: Конституция а также акты, составляющих право Евразийского экономического союза, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. №21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. №452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. №30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», а также иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Статьей 11. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. От 14.11.2023) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной

власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Отношения в области организации дорожного движения могут также регулироваться нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе в отношении опорной сети и платных автомобильных дорог;

2) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения;

3) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения;

4) установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

5) установление порядка установления постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;

6) установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам;7)разработка законодательных актов по ДД, стандартизация требований к элементам системы водитель – автомобиль – дорога (ВАДС); развитие улично-дорожной сети;

Эти органы решают наиболее фундаментальные и принципиальные вопросы организации дорожного движения – регулирование масштабов автомобилизации;

развитие улично-дорожной сети;

Наиболее эффективной формой управления социальными системами является введение нормирования, то есть введение законов, правил, стандартов, инструкций, приказов, выполнение которых обеспечивалось бы силой государственной власти.

Основными задачами органов государственной власти являются:

– своевременная разработка новых нормативных документов и введение их в действие;

– организация их изучения, проведение разъяснительной работы среди участников движения по целесообразности и необходимости их выполнения;

– контроль за соблюдением действующих нормативов;

– принуждение в случае необходимости к их выполнению.

Важнейшим документом, определяющим основные направления государственной политики по предупреждению аварийности в стране, является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в котором определены задачи охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и интересов, а также интересов общества и государства.

Закон устанавливает задачи государства в сфере обеспечения безопасности движения:

– это разработка и введение на территории РФ единой системы правил, стандартов и других нормативных актов в области обеспечения БД;

– разработка и утверждение федеральных программ повышения БД и их финансовое обеспечение;

– вопросы организации подготовки водителей;

– координация деятельности по медицинскому обеспечению безопасности движения;

– организация и осуществление государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности движения;

– организация лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения.

Закон определяет также задачи субъектов РФ в сфере обеспечения безопасности движения, которые в общих чертах соответствуют задачам государства, но решаются уже на уровне областей, краев, республик.

Закон определяет требования к дорогам при их проектировании, строительстве и реконструкции; к транспортным средствам при их производстве, обслуживании и ремонте, основные требования по подготовке водителей транспортных средств.

Закон определяет права и обязанности участников дорожного движения – это право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам РФ в соответствии и на основании установленных правил; получать разъяснения от должностных лиц, осуществляющих надзор за дорожным движением в случаях тех или иных ограничений прав участников движения; получать полную и достоверную информацию об условиях движения на дорогах; получать бесплатную медицинскую и другую необходимую помощь при ДТП от организаций и должностных лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения.

В законе отмечается, что реализация участниками движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. За нарушение требований безопасности движения закон предусматривает введение дисциплинарной, административной и правовой ответственности.

Эксплуатационное состояние автомобильных дорог регламентирует ГОСТ Р 50597—93. Техническое состояние транспортных средств регламентируют ГОСТ Р 51709—2001. В стране действует также целый ряд ведомственных нормативных документов, определяющих основные направления работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте. Необходимо отметить работу ГИБДД, являющейся стержневым, инспекторским органом государственной системы управления безопасностью дорожного движения.

Главной задачей ГИБДД является организация дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств.

Основные направления работы ГИБДД:

__ регулирование и поддержание порядка в самом дорожном движении;

– регистрация транспортных средств, прием экзаменов и выдача водительских удостоверений;

Контрольно-надзорная деятельность органов государственного управления заключается в осуществлении действий и принятии решений по предупреждению, выявлению и устранению фактов нарушения частными и публичными лицами обязательных требований закона. 3.Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. №1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы. В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9—4145 мероприятия по реализации Стратегии включены в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Статьей 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изменениями от 27.10.2022). О безопасности дорожного движения, предусмотрены основания для запрещения эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.

3.1. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Стратегия разработана в целях определения приоритетов в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также для формирования у участников правоотношений в области безопасности дорожного движения представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный период.

Стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также совокупность мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в данной сфере, сформированных на системной основе.

По результатам мониторинга и оценки состояния безопасности дорожного движения Стратегия может быть скорректирована.

Перечень мер и мероприятий, реализуемых в рамках Стратегии, регламентируется соответствующими планами, разрабатываемыми в установленном порядке.

3.2. Цели, основные направления, задачи, принципы и показатели реализации Стратегии.

Целями Стратегии является повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.]

В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

– изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения;

– повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;

совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения;

– совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

– совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения;

– развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Основными задачами по реализации направления, связанного с изменением поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения, являются:

– разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;

– совершенствование практики проведения информационно-разъяснительной работы, осуществляемой средствами массовой информации, с целью изменения поведения участников дорожного движения, формирования в общественном сознании негативного отношения к нарушителям правил дорожного движения и фактам агрессивного поведения на дороге, развития принципов сотрудничества, взаимного доверия и взаимопомощи между участниками дорожного движения;

– формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции как представителей государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области дорожного движения;

– вовлечение общественных организаций, ассоциаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, структур российского бизнес-сообщества в профилактическую работу по повышению безопасности дорожного движения;

– дальнейшее расширение работ по автоматическому контролю за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения, в том числе в части упорядочения размещения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи;

– осуществление комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров и грузов, стимулирующих к соблюдению требований безопасности;

совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– развитие механизмов экономического стимулирования, направленных на соблюдение требований по безопасности дорожного движения, включая вопросы налогообложения, лицензирования, имущественного страхования и тарифообразования;

– комплексное совершенствование законодательства и правоприменительной практики по вопросам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Основными задачами по реализации направления, связанного с повышением защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов, являются:

– осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движении;

– совершенствование организации движения пешеходов на улично-дорожных сетях с целью минимизации опасности их движения в условиях высокоинтенсивных транспортных потоков путем использования современных методов анализа, моделирования и прогнозирования;

– комплексное обустройство пешеходных переходов (надземных, подземных, наземных), учитывающих потребности оптимальной организации пешеходного движения. Обустройство пешеходных переходов

необходимым набором технических средств организации дорожного движения с применением инновационных методов и технологий.

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая работы по организации дорожного движения, являются:

– совершенствование дорожных условий и дорожной инфраструктуры в части повышения безопасности дорожного движения за счет малозатратных, но эффективных мероприятий (устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков и указателей, безопасное размещение и оборудование мест остановок маршрутных транспортных средств);

– разработка предложений, связанных с учетом вопросов безопасности дорожного движения при осуществлении работ в области землепользования, планирования и застройки территорий, развития улично-дорожных сетей;

– развитие принципов автоматизации управления дорожным движением на основе высокотехнологичной электронной и мобильной техники, интеграция систем управления дорожным движением в интеллектуальные транспортные системы.

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, являются:

– совершенствование требований к уровню знаний и навыков управления транспортными средствами, необходимых для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий;

– совершенствование форм и методов учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей, в максимальной степени учитывающих опыт стран развитой автомобилизации и обеспечивающих качественную подготовку кандидатов в водители, в полной мере адаптированных к участию в дорожном движении;

– формирование эффективного механизма обеспечения соответствия технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием системы управления безопасностью дорожного движения, являются:

– осуществление практических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, прежде всего на основе федеральных, региональных и муниципальных программ;

оптимизация компетенции органов управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения;

– разработка предложений по установлению целевых заданий органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, организация проведения мониторинга состояния безопасности дорожного движения, а также оценки изменения показателей и индикаторов;

– координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также других субъектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения;

– развитие законодательства для приведения в соответствие норм и правил реальным процессам в дорожном движении, включая обеспечение соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения;

– разработка предложений по определению объемов и источников финансирования, необходимых для решения задач повышения безопасности дорожного движения, а также разработка механизма эффективного использования выделяемых объемов финансирования;

– совершенствование правовой и организационной основы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для осуществления мероприятий по организации дорожного движения;

формирование институтов подготовки и повышения квалификации специалистов в области безопасности дорожного движения, в том числе по вопросам организации дорожного движения;

организация изучения и распространения отечественного и зарубежного опыта в сфере управления безопасностью дорожного движения.

Основными задачами по реализации направления, связанного с развитием системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, являются:

– развитие института оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

– разработка регламентов взаимодействия заинтересованных служб при получении сигнала о возникновении дорожно-транспортного происшествия, о координации действий при выезде на место дорожно-транспортного происшествия и непосредственно на месте происшествия. Активное использование в этих целях информационных систем, в том числе Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;

– разработка мер по обеспечению бесперебойного движения автотранспорта оперативных служб при выезде на место происшествия. Расширение практики применения авиационной техники для прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и доставки пострадавших в лечебные учреждения.

3.3. Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

– соответствие принимаемых решений положениям законодательства и международным обязательствам Российской Федерации;

– открытость проводимой работы для общества;

– концентрация усилий на малозатратных, но эффективных мероприятиях по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма;

– приоритет использования современных технологий в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (интеллектуальных транспортных систем, глобальных навигационных систем, систем автоматизации процесса управления, а также активной и пассивной безопасности транспортных средств, иных перспективных систем, позволяющих качественно влиять на предупреждение и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий);

– планирование и актуализация мероприятий на основе результатов постоянного мониторинга наиболее проблемных зон безопасности дорожного движения, а также с учетом признанных международным экспертным сообществом факторов риска (превышение установленного ограничения скорости движения, управление транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользование ремней безопасности, детских удерживающих систем (устройств), защитных шлемов);

– приоритет обеспечения безопасности уязвимых участников дорожного движения (дети, пешеходы, инвалиды), пассажирских и грузовых перевозок.

4. Система управления безопасностью дорожного движения и безопасности ISO39001.Стандарт ISO 2012 «Системы управления безопасностью дорожного движения», выпущенный Международной организацией по стандартизации (ISO 39001), является важным стандартом для выявления и управления рисками безопасности дорожного движения и безопасности движения для предприятий. Этот стандарт был более чем полезен для организаций, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. Проблемы безопасности дорожного движения вызваны некомпетентностью, недостатками, неправильным поведением или проблемами восприятия водителей транспортных средств. В этом отношении стандарт ISO 39001 определяет минимальные требования для обеспечения безопасности дорожного движения и безопасности движения на предприятии. Каковы основные принципы системы управления безопасностью дорожного движения и дорожного движения ISO 39001? Обеспечение безопасности дорожного движения и дорожного движения является важной проблемой не только с точки зрения защиты безопасности людей, но также ив снижении эксплуатационных расходов предприятий и снижении вредного воздействия на окружающую среду. Предприятия, которые внедряют систему управления безопасностью дорожного движения и дорожного движения ISO 39001 и соблюдают требования стандарта, могут легче анализировать свою деятельность, более легко оценивать результаты и легче определять политику транспортировки. Транспортная политика предприятий влияет на их финансовые, экологические и социальные издержки. Стандарт ISO 39001 разработан для того, чтобы направлять и оценивать результаты работ по предотвращению возможных несчастных случаев, предотвращению телесных повреждений людей, уменьшению материального ущерба для предприятий. Основные принципы этого стандарта следующие:· перед началом движения транспортных средств необходимо определить скорость движения по дороге, по которой следует следовать, тип транспортного средства и погодные условия, а также определить безопасные ограничения скорости;· путь, по которому следует следовать транспортному средству, должен быть определен в зависимости от нагрузки, которую несет транспортное средство, и типа транспортного средства;· должны быть определены правила использования дорог и перекрестков, которым должен следовать автомобиль;· оборудование, которое будет использоваться водителями, должно определяться в соответствии со спецификациями транспортного средства;· для обеспечения безопасности вождения водители не должны употреблять алкоголь, наркотики или другие вещества и быть уставшими. Для планирования безопасного путешествия необходимо учитывать следующие факторы:– есть ли необходимость путешествовать? – правильный ли автомобиль выбран для движения? – правильный ли маршрут определен для поездки? – была ли учтена частота передвижения водителя? В случае аварии водители должны быть обучены оказанию первой помощи и действовать быстро. ISO 39001. «Система управления безопасностью дорожного движения и дорожного движения». Какие преимущества для бизнеса? Предотвращение несчастных случаев на дорогах и предотвращение гибели людей и имущества является основной социальной ответственностью предприятий. Политика и цели безопасности дорожного движения, которые будут определены предприятиями в рамках стандарта, выведут предприятия на передний план в борьбе с конкурентами, если они будут выполнены. Соблюдая стандарт ISO 39001, эффективность работы предприятия возрастет, затраты будут снижаться по мере повышения качества обслуживания. Тот факт, что государственные и частные компании, работающие в сфере транспорта, имеют сертификат ISO 39001 «Системы управления безопасностью дорожного движения и дорожного движения», доказывает, что эти компании придают большое значение безопасности дорожного движения, применяют стандартные требования, выполняют корректирующие и профилактические работы, когда это необходимо, и поддерживают работу системы.

Часть 2. Безопасность дорожного движения.

1. Состояние безопасности дорожного движения.

Основным показателем состояния безопасности дорожного движения является дорожно-транспортная аварийность.

Дорожно-транспортная аварийность в свою очередь зависит от многих факторов.

Анализ дорожно-транспортной аварийности мест совершения дорожно-транспортных происшествий, показывает, что более 70 процентов дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации происходит на территории городов и населенных пунктов. В них погибают более 40 процентов и получают ранения около 70 процентов пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

За 2023 год в МВД России имеется информация о 1 735 157 ДТП, в том числе 1 602 691 – без пострадавших и 132 466 – с пострадавшими. Кроме того, по данным Российского союза автостраховщиков, оформлено по европротоколу 816,2 тыс. ДТП с материальным ущербом».

Согласно данным СКДФ (Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку и использование информации об автомобильных дорогах, дорожной деятельности в Российской Федерации по информации Rusdtp.ru

За 10 мес. 2024 г. произошло:

Всего ДТП—93741; Погибло в ДТП 10125; Из них детей—606.

Пострадавших в ДТП -116830.

Среди ДТП, в которых водитель признан виновным:

от 30 до 40 лет – 24,8%.

от 40 до 50 лет – 19,8%.

от 50 до 60 лет – 13,3%.

от 60 до 70 лет – 10%.

ДТП по вине водителей:

Мужчин – 84,1%.

Женщин – 15,9%.

По стажу виновного водителя:

Среди ДТП в которых водитель признан виновным

свыше 30 лет – 30%.

от 10 до 15 лет-13%.

от 15 до 20 лет- 11,8%.

от 5 до 10 лет – 11,7%..

от 20 до 25 лет – 9,4%.

от 2 до 5 лет – 8,6%

от 25 до 30 лет – 9%.

Количество ДТП по дням недели

Понедельник, пятница, суббота, воскресенье.

По видам транспорта:

С легковыми автомобилями – 76550

С грузовыми автомобилями – 12455

С автобусами – 5407

С мотоциклами – 8098

С мопедами и др. – 3858

С тракторами и др. – 403

Согласно статистике приведенной в обзоре, наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий (87,8%) совершается из-за нарушения Правил дорожного движения (далее – ПДД) водителями транспортных средств.

Основными видами нарушений ПДД, ставших причинами ДТП, допущенных водителями транспортных средств (далее – ТС) за 6 месяцев текущего года, являлись:

– несоблюдение очередности проезда перекрестков;

– несоблюдение скорости конкретным условиям движения;

Наибольшее число погибших зафиксировано вследствие:

– выезда на полосу встречного движения;

– несоблюдения скорости конкретным условиям движения;

Самая высокая тяжесть последствий ДТП при выезде на полосу встречного движения, нарушений правил обгона и превышения установленной скорости движения.

Статистические данные свидетельствуют, что:

– нарушения водителями ПДД и их ошибки являются главными причинами ДТП – (70…75%):

– несоблюдение правил:

– неисправность транспортных средств – (2—4%);

– неудовлетворительное состояние дорожных условий – (4- 11%);

– состояние транспортных средств;

– организации дорожного движения;

– прочие нарушения.

По итогам 9 месяцев 2024 года снизились основные показатели аварийности с участием велосипедистов. Количество ДТП уменьшилось на 4,4%, число погибших в них – на 8,2%, раненых – на 4,4%. За рассматриваемый период зарегистрировано 920 ДТП с участием велосипедов с электродвигателем, в которых погибли 25 и ранения получили 926 человек.

Продолжился рост аварийности с участием средств индивидуальной мобильности

Возвратиться к Р1 НПА.

2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

2.1 Дорожные условия.

2.1.1 Состояние дорожного покрытия.

Важнейшим фактором, от которого зависит устойчивость автомобиля против заноса на поворотах, на скользской дороге, возможность безопасного торможения являются условия сцепления пневматических шин с покрытием дороги. Наихудшие условия сцепления при различных видах зимней скользкости. При наличии на покрытии рыхлого снега коэффициент сцепления главным образом зависит от толщины снежного слоя, его температуры и влажности. Особенности климата и рельефа отражаются на транспортно-эксплуатационных качествах дорог и условиях работы автомобильного транспорта. В сильные морозы на участках дорог, проходящих по склонам местности, у мостов и труб, опасность для движения представляют наледи. Прорываясь на поверхность и быстро замерзая, вода образует наплывы льда, иногда толщиной в несколько метров и площадью в несколько сотен квадратных метров и более.

Наплывы льда на дорогах опасны при наезде на эти наледи на высокой скорости. При движении группы автомобилей резкое снижение скорости передним автомобилем при въезде на такой участок создает опасность групповой аварии. В сильно пересеченной местности с длительными или крутыми спусками и затяжными подъемами на дорогах имеются длинные участки с большими уклонами.

В горных местностях расчетные скорости на горных дорогах ниже, а условия движения более трудны, чем на дорогах в равнинной или холмистой местности. Съезд с дороги представляет большую опасность и имеет тяжелые последствия.

Детальный анализ ДТП показывает, что причиной происшествий может быть скользкое покрытие (51,5 – 71,9%), покрытие с неровностями (9,6 – 22,5%), плохое стояние обочин (4,8 – 5,2%), плохое содержание дорог в зимний период (4,7 – 5,2%), отсутствие знаков в необходимых местах (2,0 – 3,7%), сужение проезжей части дорожно-строительными машинами или материалами (1,8 – 2,9%) Участки дорог, не соответствующие режимам движения, складывающимся на основной протяженности дороги, становятся местами сосредоточения происшествий – очагами аварийности.

2.1.2 Природные условия.

Значительное влияние на сцепление и безопасность движения оказывают следующие природные факторы:

Продолжение книги