Один день из детства бесплатное чтение

Один день из детства

Всякий раз, приезжая летом в Котово, ко мне приходит одна и та же мысль: «Нигде и никогда я не видел такого высокого голубого неба, как здесь». Невозможно оторваться от этого неба, проступающего сквозь кроны могучих сосен, освещённых солнцем. Восхитительная палитра цветов и оттенков неизменно обвораживает и притягивает внимание. Восприятие картины усиливается от светлых воспоминаний детства.

В первый же день я спешу прогуляться по совершенно родной дороге в Кренично, где был знаком каждый пригорок за поворотом. А лесные берега возле одноимённой реки, вообще окутаны романтикой детства и всегда полны для меня неуловимого очарования. Память постоянно возвращает меня в дорогие сердцу 70-е годы. Перед глазами проходит калейдоскоп событий: весёлых и смешных, занятных и поучительных. Об одном из них я вам сейчас и расскажу.

Учебный год в школе благополучно завершился. Прозвенел последний звонок, и нас перевели в 7 класс. Довольны были все: и ученики, и педагоги. Учителя пошли в отпуска, а мы на летние каникулы – счастливое и беззаботное время. Первые дни, естественно, отсыпались. Ну, а дальше потянуло на разные приключения. Мои одноклассники – Серёга, Андрюха и Толик – проживали в одном доме. Виделись с ними во дворе чуть ли не каждый день. Погожим утром, как обычно, встретились у дома. Андрюха рассказал нам, как они накануне со старшим братом ставили уловистую вершу. «Совет стаи» принял решение на следующий день рвануть на рыбалку. Подходящее место на примете имелось, хотя и неблизкое. Но 7-8 километров для дружной компании – это не расстояние. Прикинули наши возможности. Подвижной состав состоял из трёх велосипедов: двух «Орлёнков» и одного взрослого «Аиста». Толика брали на поруки: договорились везти его на переменках.

Утром родители ушли на работу, и мы засобирались в дорогу. Наделали бутербродов, собранную вершу подготовили для похода. Маршрут наш пролегал через Кренично в деревню Петрово и далее до реки Мсты. Деревни соединяла грунтовая лесная дорога. Этой однопутки вполне хватало, так как интенсивного движения на таких дорогах никогда не было. Вдоль дороги петляла тропинка, на которой там и сям проступали корни деревьев. Велосипеды только успевали подпрыгивать на таких местах. По обе стороны дороги среди мхов рос сосновый лес. Попадались небольшие ёлочки и можжевельник, из гибких стволов которого мальчишки делали луки.

Около Петрово на лугу паслось стадо бурёнок и чёрно-белых коров. В стороне пошли совхозные поля. Осенью нас привозили сюда на уборку картофеля. Признаться, для меня лучше было провести день на природе, чем сидеть за партой. После работы всегда было приятно покушать на свежем воздухе. Дальше заехали в саму деревню. По улице, разгоняя кур, бегала ребятня. У домов сидели на лавочках старушки. Нам рассказывали, что ещё там жила глазливая бабка. Поговаривали, что стоит ей только взглянуть – всё пойдёт через пень колоду. Не знаю, была ли она среди присутствующих. Во всяком случае, персонально я с ней знаком не был.

Продолжили наш путь. Ближе к реке пошли низинные места. Прошедшие недавно дожди напитали их ещё больше водой. Мы уже один раз переносили велосипеды. Нас догнала машина ГАЗ-53. Она проехала вперёд, но в ближайшей ложбине забуксовала. Вероятно, мужики ехали в соседнюю деревню по своим делам. От помощи они отказались. Сказали, что справятся сами. Ничего, мол, серьёзного.

А мы совсем скоро выехали из хвойного леса. Перед нами во всей красе предстала река Мста. Вдоль реки местами рос кустарник, и были разбросаны небольшие группы лиственных деревьев. Открытые поляны покрывал ковёр разнотравья, который украшали цветки лютиков, клевера, мышиного горошка… В начале июня кое-где цвели ещё запоздалые одуванчики.

Проехали вдоль реки до вытянутых островов. Между ними и берегом образовалась протока, поросшая травой и речными водорослями. Глубина протоки едва ли доходила полутора метров. Спешились и первым делом решили установить вершу. Большинство из вас представляет себе эту снасть, состоящую из сетки, натянутую на каркас. Цилиндрическая ловушка имеет две горловины конусообразной формы. Зафиксировали вершу продольными ребрами. Потом привязали свинцовые грузики для продавливания травы и правильной установки. В вершу положили сухарей. Серёга зашёл в воду по колено и забросил рыболовную снасть. Верша целиком скрылась в воде. Длинная верёвка позволяла нам в любое время вытащить её обратно.

Пока мы крутились на берегу, в протоке обнаружили ещё одну вершу. Кто-то поставил её тут раньше нас. Стало быть, с местом мы не ошиблись. Расположились на берегу, достали бутерброды. Из леса выехала машина ГАЗ-53. Было совершенно очевидно, что мужики преодолели препятствие. Помахали им руками, они кивнули нам и поехали дальше. А мы продолжили активный отдых: купались, загорали, ловили рыбу на бамбуковую удочку. Эта удочка переходила из рук в руки, как эстафетная палочка. Поклёвывали небольшие окуньки и ерши. Процесс рыбалки, как всегда, доставлял удовольствие. Время проходило весело и интересно. Даже и не верилось, что совсем недавно мы ещё делали уроки.

Стали собираться в обратный путь. Первые лягушки уже разминались перед вечерним концертом. Подкрепились щавелем, растущим на берегу. Было любопытно посмотреть, что же всё-таки попалось в вершу. Потянули за верёвку. Пойманная рыба заблестела и затрепыхалась, доставляя радость рыбакам. Всё бы неплохо, но рыба была только одна. Разделить её на всех как-то не получалось. Да и возвращаться домой с таким уловом было неудобно. А как там другая верша? Подошли поближе. В ней заметили крупную плотву. Она то ли запуталась в сетке, то ли сама «отбросила ласты». Интересно, а сколько времени стоит здесь эта верша? Возможно, про неё вообще забыли, и вся рыба может испортиться? Рыбу надо было срочно спасать. «Совет стаи» не имел права оставаться в стороне. Тогда мы ещё в школе не проходили Достоевского. Но слова классика: «Разум – подлец, оправдает что угодно» как нельзя лучше подходил к этой ситуации. Ещё раз поглядели по сторонам, хозяева не объявлялись. Без труда нашли замаскированную верёвку. Потянули. Вот это другое дело – столько рыбы удалось спасти. Тут было не меньше десятка увесистых плотвичек. Да и окунь сюда забрался – не чета тем, что ловились на удочку. Рыбу положили в рюкзак, вершу поставили на прежнее место. Только управились – едет машина ГАЗ-53. Больше того она останавливается около нас. Наши новые знакомые вступают в разговор:

– Ну, что рыбаки обрыбились?

– Да поймали одну рыбёшку, – за всех ответил Андрюха.

А ведь он сказал правду, если брать в расчёт только свою вершу. Рассказывать легенду о спасённой рыбе никто не собирался. К тому же мы не знали, с кем имеем дело.

– Надо вечерком половить, да на утро оставить. В жару рыба ленивая, стоит на месте, – подсказывали старшие товарищи. – Ничего, опыта наберётесь – будете с рыбой. А вы откуда сами?

– Из Котово.

– Мы там проездом будем. Можем захватить одного – место в машине есть. К тому же у вас не хватает велосипеда, – простодушно предложили они.

Ребята отказались, а я задумался. Заманчиво выходило приехать домой на машине. Не знаю, что тогда подтолкнуло меня «клюнуть» на эту затею – до такой степени размагнитился. Возможно, «петровская бабуля» помогла.

Одним словом, я поехал с мужиками. Заехали в лес. Первую низину благополучно миновали. Подъехали ко второй. А тут, как назло, колесо съехало с колеи и увязло в вязком грунте. Чтобы не зарыться ещё больше, газовать не стали. Пошли за ветками, которые стали подкладывать под колёса в направлении движения. Пацаны нас догнали и поехали домой. Надо было и мне ехать вместе с ними. Но мужики нисколько не сомневались, что надолго в этом месте не задержатся. Газанули ещё. Вместо ожидаемого результата вышло всё наоборот. Машина забуксовала и увязла ещё больше. Прилагались новые усилия, однако ничего не помогало. А время неустанно приближалось к вечеру. Буксировочный трос тоже не помог – поблизости не было крепкого дерева. Я понял, что совершил ошибку, исправлять которую было уже поздно. Не идти же в Котово пешком? Выйдя из машины, прошёл немного вперёд, оглянулся и подумал: «Да, крепко села на мель яхта «Победа». На том судне ещё отвалились первые две буквы». В конце учебного года я сдал в школьную библиотеку книгу «Приключения капитана Врунгеля». Получилась такая вот параллель с тем произведением. Оставался последний вариант: в деревне искать тракториста. Водитель остался в машине, а его напарник направился в Петрово. Солнце двигалось к закату.

Поглядывал в сторону деревни в надежде увидеть трактор, но неожиданно для себя увидел своего отца на велосипеде. Он тоже увидел меня, откинул велосипед и побежал в мою сторону. О его намерениях догадаться было нетрудно. Чтобы не попасть под горячую руку, я, не раздумывая, стартовал с места. Бегал неплохо, даже входил в школьную команду по лёгкой атлетике. Но убегать в лесную глушь, в мои планы не входило. Необходимо было выиграть время, чтобы погасить гнев родителя. В конце концов добегались, и батя пообещал меня не наказывать. Долго не объяснялись, одноклассники обо всём рассказали. Поехали домой. Теперь уже я, подпрыгивая на багажнике велосипеда, пересчитывал лесные коренья.

Приехали в Котово, когда уже смеркалось. В просвете туч дотлевал последний свет вечерней зари. Мой «Орлёнок» был приставлен к зданию дома около подъезда. Длинный день подходил к концу. Он вместил много событий, и сейчас просто хотелось отдохнуть.

Утром родители ушли на работу, а я после завтрака вышел на улицу. Около дома встретились с Андрюхой. Он сказал мне, что мой «улов» у него в холодильнике. «Знаешь что, пожалуй, рыбу я забирать не буду, – ответил я ему. – История стала уже забываться. Не стоит лишний раз напоминать. А день этот я точно запомню».

Свои университеты у меня были ещё впереди, но я благодарен судьбе за такие жизненные уроки. А детство – это самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания.

Карма такая

Мой хороший давний знакомый показал видео, на котором он держит глухаря. Только что пойманный, глухарь машет крыльями и сверлит глазом. Сам Сергеич эмоционально рассказывает о том, что кроме рыбы добыл сегодня ещё и дичь. А дело было так. В конце февраля Сергеич, возвращаясь с рыбалки, ехал на снегоходе в деревню. Места там глухие, безлюдные, дорога самостийная лесная. Когда он выехал на небольшую полянку, то заметил глухаря. Сбросив скорость, залюбовался крупной красивой птицей. А посмотреть было на что. Глухарь, растопырив крылья, чертил ими круги на снегу – готовился к будущему токованию. Почувствовал, значит, весеннее настроение. Эти боровые птицы настолько, бывает, заняты своими делами, что происходящее вокруг, их совсем не интересует. Сергеич подъехал поближе, и вот тут-то глухарь наконец заметил непрошеного гостя. По мнению глухаря двум самцам на поляне делать было нечего. Далее события развивались стремительно: крупная птица, не раздумывая, подхватилась и побежала в сторону соперника. Сергеич быстро сообразил, что готовится атака, и ждать придётся недолго. Так и произошло. Разгневанный глухарь разогнался и с подлёту врезался в лобовое стекло. Причём, метил клювом не иначе, как Сергеичу в глаз. В этот момент было явно не до смеху. Хорошо, что Сергеич успел пригнуться и спрятаться за стекло, которое и отразило удар. Лобовое стекло, распрямившись, отбросило птицу на дорогу. Снегоход наехал на пернатого задиру и закопал его в снег. Сергеич заглушил мотор и оглянулся назад. Похоже, глухарь отделался лёгким испугом и стал ворочаться, пытаясь высвободиться из-под снега. Не давая ему опомниться, и во избежание повторного нападения «конкурент» в несколько прыжков оказался рядом с птицей. Прихватил глухаря за шею и, удерживая его в руке, подумал: «Конечно, можно было пригласить пернатого на ужин, но глухарь проявил себя как боец. На заведомо более сильного противника не побоялся кинуться!» После короткого видео, Сергеич, ясное дело, такого красавчика отпустил, а заодно и поторопился с отъездом. А глухарь ещё какое-то время бежал за снегоходом, пока не закончилась его поляна.

Вообще, что касается фауны, то тут у Сергеича сплошные приключения. Мужик он, точно, событийный. Столкновение с лосем у него, разумеется, тоже было, правда, по касательной. Благо, автомашина устояла на колёсах. А вот по кабану проехал на скорости, как по трамплину. И здесь обошлось. Но от зайца уйти не удалось. Косой, не разбирая дороги, на полном ходу впечатался в движущийся автомобиль. Сергеич остановился, осмотрел машину: помятый бампер и разбитая фара позитива явно не добавляли. Перевёл взгляд на зайца, потом на авто, опять на косого, машинально подобрал этого дурня… Всякий охотник был бы рад такому трофею. Вот только обстоятельства к веселью не располагали. Прикидывая стоимость ремонта, Сергеич подсчитывал, во что обойдётся трапеза из зайца. Забавно выходило. Другой на месте Сергеича сильно расстроился бы. Но природный оптимизм и жизнестойкость повода для печали не давали. Происходящее виделось уже в ином свете, и даже вызывало улыбку. После ремонта всё вернётся на круги своя, а случай и правда занятный – будет, что вспомнить. И таких случаев набиралось немало. «Видимо, карма такая! – смеётся Сергеич. – Со львом рандеву ещё не было, но лучше не загадывать и не каркать».

Праздник ВМФ

В День Военно-морского флота Сергеич, как всегда, проснулся рано. Он – капитан II ранга – любил этот праздник и по традиции постоянно отмечал его. Утро в деревне выдалось погожим солнечным под стать хорошему настроению. Праздничный стол намечался во второй половине дня, а пока предстояло спилить три берёзы, растущие из одного корня. Одна нависала над баней, вторая при падении могла достать дачный домик. Как толковый организатор, Сергеич накануне договорился с трактористом и мужиками. Точно к назначенному времени подогнали технику. Деревья зацепили тросами, и первые две берёзы, кстати сказать, самые сложные, повалили образцово-показательно. А вот дальше все участники этого мероприятия немного расслабились, весьма довольные собой. Начали пилить третью берёзу, когда тракторист только-только вальяжно подходил к трактору. Неожиданно дерево повело, и оно стало падать совсем по другой траектории. Улыбки на лицах мгновенно исчезли – берёза упала на линию электропередач и оборвала нижние провода, а верхние фазные, соприкасаясь друг с другом под тяжестью дерева, ярко и зловеще заискрились. Свет в домах погас, холодильники с продуктами заглохли. Ничто не предвещало грозы, а тут тебе такая молния.

Мужики растерялись, стали кругами ходить вокруг бани, но даже маты не помогали. Вопрос повис в воздухе, как оборванные провода… Никому добровольно лезть под напряжение не хотелось. Глядя на берёзу, на понурые провода, заглохший трактор и, разводящих руками, работников картина рисовалась маслом: со стороны выглядело смеху подобно, а вот участникам происходящего было явно не до веселья.

Продолжение книги