Разноцветные истории, или Хроники волшебных снов бесплатное чтение

Редактор Серов В.А.
Корректор Гуркина Н.Ю.
Иллюстратор Сорокина Л.В. и Нейросеть "SeaArt" и "Шедеврум"
Редактор Сорокина Л.В.
© Мария Гуркина, 2025
© Сорокина Л.В. и Нейросеть "SeaArt" и "Шедеврум", иллюстрации, 2025
ISBN 978-5-0065-3994-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
К читателю
Дорогой читатель. Эта книжка собиралась и готовилась к печати втайне от автора как подарок к юбилейному дню рождения, поэтому здесь не будет традиционных слов благодарности, которые обычно писатели или поэты адресуют тем, кто помог им в их творческом пути или оказал на него (автора) влияние. Но в этом вступительном слове, именуемом обычно «Вместо предисловия» или «От автора», мне бы хотелось сказать об одной немаловажной, на мой взгляд, вещи: творчество – процесс удивительно тонкий и таинственный. Что влияет на человека, когда он, по причинам никому, кроме Бога, не известным, берет в руки ручку или кисть, или перебирает клавиши, или струны, или, срываясь с места, импровизирует вслед за мелодией, зацепившей его? Не торопитесь отвечать, загляните внутрь себя. Да, да, именно туда. Как говорят – «в душу». На мой взгляд, там, в душе, и кроется ответ, и у каждого из вас он будет свой. Это-то и чудесно! Именно движения нашей души, а кто-то скажет – сердца (соглашусь!), кто-то скажет – фантазии (и тоже спорить не буду!), и заставляют, именно заставляют, говорю это как человек, накрепко связавший свою жизнь с творчеством, выплескивать свою душу на суд читателя-зрителя-слушателя. В этом, думаю, тайна, хотя вы можете со мной и поспорить (а почему бы и нет!), и родится творчество – ваше восприятие того, что вы сейчас читаете, ваше видение, отклик вашей души. А вот тонкость… Здесь сложнее. Тут главное, как писал Валерий Брюсов, стать самим собой, быть искренним, а значит открыть свою душу. «Повесть дорога не как рассказ о приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего» (В. Брюсов). И опять мы о ней, о душе. Только не о чувственной её стороне, а о смелости открыться и довериться.
Перед тобой, дорогой читатель, книжка, которая называется «Разноцветные истории, или Хроники волшебных снов». Мы собрали сюда то, что находит отклик в сердце: вызывает улыбку, удивление, рождает искренние слёзы и заставляет задуматься, сострадать, грустить и любить жизнь во всех её проявлениях. Здесь порождение волшебных снов и отпечаток чудесной души молодой писательницы.
Редактор Марии (и по совместительству мама) Наталья Гуркина.
P.S.
Эти стихи написаны задолго до создания этого сборника, как эмоциональный отклик на то, что пишет Мария.
- В августе вечером гости съезжались на пир…
Посвящается любимой дочери Маше
- Ты опять варишь зелье из грез,
- Распуская свои сновиденья?
- И в клубок смотан сон, полный слез.
- Погрузись, отвергая сомненья!
- Облекая виденья в слова,
- Затеваешь игру с чудесами:
- Снова слышу – растет трава,
- Что ковром улеглась под ногами.
- Пахнет мятою ночь в саду…
- Я касаюсь тех запахов кожей.
- И, как будто в бреду, бреду,
- Становлюсь на себя похожей.
- Той, что тоже, как ты, во снах,
- В своей легкой, парящей свободе
- Видит солнце в своих мирах
- Ночью лунной на самом взлете.
- Ты пиши, моя девочка, это – твой мир:
- «В августе вечером гости съезжались на пир…»
Мир реальный, мир мистический
…Они очень разные, эти рассказы.
Разные по жанрам: это и фэнтези, и «ужастики», и приключения, и переиначенные копии русских народных сказок, и эссе, и просто рассказы…
Разные по времени, в котором происходят события: и прошлые века, и современность, и по месту, где всё случается, – будь то какой-то зарубежный городок или современная школа…
Разные по героям: это и люди, среди которых, например, капитан пиратского корабля Корделия Деламар, предводитель пиратов Гарри Пинтч, юноша Дин, жители глухой деревеньки Берняевки, рукодельница Татьяна Павловна, её семейство и любимая внучка Надюшка… Это и герои нереальные, мистические: Русалки, Домовые, Призраки, волшебное Зеркало Души, Ангел-хранитель и даже сама Смерть.
Но все эти рассказы и объединяет многое. Прежде всего присущее многим героям чувство справедливости и жажда расплаты, возмездия, а также неотвратимость наказания за все проступки и преступления (рассказ «Мелодия страсти»). Во многих рассказах сквозит глубокая философская мысль о том, что за всё в этой жизни нужно платить (рассказ «Возмездие»: «В старом особняке на улице Трех Башен кухарка по-прежнему встречает приходящих словами: «Ничего не бывает бесплатно. Мы платим за все: за что-то деньгами, за что-то собственной душой, а за что-то жизнью. Прежде чем о чем-то просить, подумай, чем ты готов за это заплатить!»). И щемящая душу тема милосердия, когда даже Смерть готова нарушить все предписанные ей правила и отсрочить свой приход из-за обычной человеческой жалости («Рабочие будни Косы»).
И вера в чудо, которое создают не высшие силы, а чаще всего создаём мы сами, всего лишь связав тёплый шарфик близкому человеку, в который мы вместе с нитками вплетаем свою любовь, доброту и заботу (рассказ «Волшебные ниточки»).
Я читала эти удивительные, необычные рассказы, и на глаза то и дело наворачивались слёзы, чистые слёзы очищения и радости, потому что в них добро побеждало зло, справедливость торжествовала, и мягкой скрытой нежностью, человеколюбием веяло от простых, немудрёных, но таких правильных слов! Над эссе «Я не хочу умирать» я просто плакала, так тонко и бережно были переданы чувства умирающего человека и того человека, от кого уходил он в мир иной. И ушёл: «Я знала, что ты не хотел умирать даже тогда, когда с упорством твердил совсем другое… Теперь твои последние слова украшают камень. Ты улыбаешься мне с фотографии, сделанной ещё до болезни. И я рада, что хоть здесь могу видеть тебя прежним: веселым и жизнерадостным. Таким… каким я тебя всегда любила… но так и не смогла об этом рассказать…»
И всё же… Наши близкие не умирают. Они остаются с нами – в нашей памяти, в фотографиях, в каких-то вещицах, оставшихся после них… И даже Смерть отступает, хотя бы на время, чтобы дать нам ещё какое-то время ощутить нашу любовь…
Мистические герои Марии…, как это ни странно, очень реальны, жизненны и по большому счёту мало чем отличаются от людей. И, как говорится, ничто человеческое им не чуждо. Призрак («Смертельный перекрёсток») работает уборщицей в обычной школе. Смерть («Рабочие будни косы») живёт на четвёртом этаже обычного дома, болеет, как обычный человек, обожает пирожки Ирины Петровны, уход которой в мир иной она отсрочила, чтобы та смогла отметить свой юбилей и последний раз посидеть с родными и близкими. А потом за Ириной Петровной пришёл покойный муж, по которому она очень скучала, и они ушли. Вместе…
И эти мистические герои (удивительное дело!) всегда помогают людям, как, например, Домовые и Целитель («Когда участок чужой, а работа твоя»). И они вызывают не ужас, как, вроде, должно бы быть, а симпатию, сочувствие, они располагают к себе…
Рассказы Марии… кому-то могут показаться простыми, даже примитивными, кому-то – странными, непонятными, но если читать их внимательно, вникая в заложенный в них глубинный смысл, то откроется мир удивительный, порой загадочный, мир, в котором господствуют истинные человеческие ценности – любовь, доброта, сострадание. И поверится не только в существование субстанций из нереальной действительности, которые как бы живут рядом с нами, но и в чудо, которое обязательно случится…
Г. Кукушкина,член Союза журналистов России, Почётный работник культуры и искусства Тверской области, Почётный гражданин Бежецкого района
Л. Сорокина о творчестве автора
Сейчас многие пишут, пробуют себя на литературном поприще. Что же толкает людей взяться за перо? Причины разные. Кто-то мечтает о литературной славе, кто-то хочет поговорить о наболевшем, кто-то пишет просто потому, что писать – это модно.
А кому-то идеи и герои приходят во сне и настойчиво требуют перенести их истории на бумагу. Когда-то вот так же Роберт Льюис Стивенсон увидел своих доктора Джекила и мистера Хайда во сне и не смог не поделиться невероятно ярким сном со своими читателями, заслужив за это от них самую горячую благодарность. А что было бы, отмахнись Стивенсон от своего сна, посчитав его нелепым и абсурдным и забыв, как большинство из нас забывает свои сны, едва настанет утро? Мировая литература и, главное, читатели лишилась бы великолепного рассказа, с лихо закрученным сюжетом.
Значит ли это, что все мы можем стать писателями? Ведь все же видят сны. Но нет, не все видят сны, достойные того, чтобы ими поделились. На это способны только люди с фантазией и очень ярким воображением. Такие, как молодая, но, безусловно, талантливая тверская писательница Мария Гуркина.
Большинство авторов пишут в каком-то одном излюбленном жанре. И только немногим одинаково хорошо удаются самые разные, порой абсолютно несхожие, даже диаметрально противоположные. Этот сборник включает лучшие произведения Марии Гуркиной, написанные в разное время, на разные темы, в разных жанрах и раскрывающие талант молодого автора с разных сторон. Причем эти произведения в равной степени интересны и своеобразны, каждое по-своему. И происходит это независимо от жанра произведения. Здесь есть и мистическое фэнтези, и жутковатые истории в стиле хоррор, и милая детская сказка, и философские притчи, и романтические фанфики. Всё это сдобрено изрядной долей доброго юмора, и вот уже сердце стучит неровно, переживая любовные приключения героев, а жуткие персонажи воспринимаются, как близкие и хорошие знакомые. Даже сама Смерть (ведь все прекрасно понимают, кто скрывается под именем Коса) становится человечной, позволяющей себе маленькие слабости, вроде любви к румяным пирожкам и душистому чаю. Она способна на сочувствие, сострадание и доброту, а иногда выступает как справедливый и неумолимый судья, карающий виновных. В то же время её остроумные словесные перепалки с Ангелом читаются легко и с улыбкой.
Вообще, надо заметить, Марии отлично удаются диалоги. Речь её персонажей живая, естественная, остроумная, что придаёт особое очарование и добавляет лёгкости повествованию. Все рассказы читаются на одном дыхании. И становится страшно жалко, что они так быстро заканчиваются. И неудивительно: все рассказы невелики по размеру. Ведь именно малый формат удается Марии Гуркиной лучше всего. Это и легче, и сложнее одновременно. Сложнее в том смысле, что нужно на паре страниц уместить то, что не всем удаётся и в многотомном издании. Это как раз тот случай, когда «словам здесь тесно, а мыслям просторно».
Блестящим примером этому может служить берущий за душу своим сдержанным, немногословным трагизмом рассказ «Я не хочу умирать». Боль и безысходность в каждой строчке к концу рассказа сменяются на тихую печаль и тёплые воспоминания. Потому что любовь не умирает никогда, где бы ни был тот, кого ты любишь.
Мягкой эротикой и тёмной чувственностью пропитан рассказ «Мелодия страсти» с неожиданным финалом, когда желанная добыча оказывается немного не такой, какой её представляли: на самом деле добыча сама имеет виды на охотников…
Не обошла своим вниманием молодая писательница и вечные темы добра и зла. Истории-притчи «Возмездие» и «Выбор есть» поднимают серьёзные философские вопросы: о любви и ненависти, о беззаконии и справедливости, о преступлении и наказании, о человеческих пороках и праве свободного выбора. И ещё о том, что желания все-таки исполняются. Всё зависит только от того, какую цену готовы заплатить герои за это.
Во всех работах автора прослеживается душа, имеется интересный оригинальный сюжет, есть живые и запоминающиеся персонажи и ситуации, в которые они попадают. Легкий язык, короткие динамичные предложения, лишенные ненужной вычурности, отсутствие утяжеляющих конструкций – всё это делает чтение приятным. Немного откровенно неприятных героев, зато много приятных, положительных и забавных. Эротические сцены лишены пошлости и вульгарности. Отсутствие жестокости, кровавых сцен, широкая палитра разных эмоций, доброта и любовь к своим героям – вот что отличает рассказы Марии, а открытые финалы дают пищу для размышлений и возможность стать соавтором, закончив рассказ по своему вкусу.
Хочется верить в интересное писательское будущее Марии Гуркиной, а я же обязательно буду ждать новых работ.
Людмила Сорокина – редактор и ридер Марии Гуркиной.
Об авторе