Переправа. Личностный рост. Стихи и проза бесплатное чтение

© Ирина Ряполова, 2025

ISBN 978-5-0065-4218-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Книга представляет собой поиск ответов на главные философские вопросы, стоящие перед каждым из нас: о предназначении человека, смысле жизни, ценности бытия, представлениях о счастье, идеале, кумирах. Сборник – своего рода триггер с внутренними и внешними противоречиями человека, стимулирующими выход из зоны комфорта. Красной нитью проходит тема становления подлинной сущности личности, её потенциала, тема любви к Родине, ответственности перед Богом и людьми. Особое место и внимание автор уделяет вопросу долга и чести, нравственного выбора человека, находящегося в сложной жизненной ситуации и, в частности, на войне. Диалог с читателем по-серьезному чередуется с легкой сатирой, юмором и самоиронией.

Книга может быть полезна читателям самых разных возрастов и профессий, желающих самосовершенствоваться, она станет подспорьем родителям в вопросе правильного семейного воспитания детей, учителям, воспитателям, классным руководителям, кураторам групп. Ею могут пользоваться студенты педагогических отделений, психологических, теологических кафедр в разборе средств, методов, форм воздействия на сознание и мотивационной составляющей. Много стихов написано о Боге, поэтому книга может быть востребована людьми уже верующими или пока ещё сомневающимися и ищущими себя…

Рис.0 Переправа. Личностный рост. Стихи и проза

Предназначение, или, Свой путь

  • Не тобою исхожена тропка,
  • Не тобою изведана даль…
  • Скоротечна печаль в мыслях топких,
  • И о прошлом жалеть – уж не жаль…
  • Преисполнен сосуд удовольствия,
  • В нём сочится извилин струя…
  • Былью – небылью соткана бестия,
  • Что приемлет и любит тебя!
  • Я иду в этой жизни по краешку,
  • Осторожно – пылинки сдувай!
  • Мне даровано было: « Ты камешком
  • В рифму, образ и ритм попадай!»
  • Не под силу, коль – так ступай с сумой!
  • По разбитым, извитым дорожкам…
  • Он проказник мой, он зазноба мой,
  • Путь, устланный роз, вверх порожки!
  • Он всё знает, неловко прищурив взгляд,
  • Я его не прошу – он всё сам:
  • Он в строю, на бегу, он в бою подряд,
  • Словом, он везде – тут и там…
  • Я о нём позабочусь едва ли,
  • Он спесив, даже чуть горделив.
  • Что посеяно за сенью дали,
  • Будет собрано в срок, не забыв!
  • Не под силу, коль – так ступай с сумой!
  • По разбитым, извитым дорожкам…
  • Он проказник мой, он зазноба мой,
  • Он и гений мой, хоть немножко :)))

Об авторе

Ряполова Ирина Ивановна – преподаватель, автор книг в стихах и прозе

Окончила Воронежский Государственный Университет в 1994 г, преподаватель психолого-педагогического цикла дисциплин, методист. В трудовой книжке все записи педагогической направленности – работа в школах, колледжах, отделе по делам молодежи Белгородщины и Воронежа. После распада ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи), видя некую растерянность и разочарование молодёжи, утрату отдельными из них положительных идеалов и ценностей, с 1995 г. она – организатор, создатель и лидер молодёжной организации, которая существует и по сегодняшний день. На данный момент она автор нескольких книг в стихах и прозе, жанры её творческих работ разнообразны, это новеллы, рассказы, баллады, эссе, басни, пьесы, миниатюры, притчи, сказки, марши, стихотворения, песни… Их содержанием являются все сферы жизнедеятельности человека, где формируются, проявляются и оттачиваются мировоззренческие взгляды, убеждения, стереотипы поведения и характер. Именно процесс приобретения-формирования и изменения личностных характеристик человека – представляется наиболее интересным автору. Собранный здесь материал – результат её профессионального и жизненного опыта в сочетании с информацией, полученной от наблюдений «со стороны», за другими людьми.

Полезность книги – основной критерий для автора в её создании. Суммировав психолого- педагогические знания и преломив их в литературное русло, автор постаралась максимально получить воспитательный эффект и культурно-исторический результат. Главное для автора – сюжет и эмоционально-волевое воздействие на читателя с целью его преображения как личности, ведь известно, что личностью не рождаются, а становятся. Преследуя актуальность представленных тем, автор поднимает социальные проблемы в современном мире: эгоизм, властолюбие, трусость, коррупция, халатность, иждивенчество, мажорство, проблемы экологии…, и рассматривает их как с точки зрения внутренних противоречий, самостоятельного личностного конфликта, так и с позиции социокультурных норм. В работах прослеживается связь с историей, археологией, религией, народными традициями, обрядами, песнями. Язык автора прост и доступен для понимания. Серьёзный разговор – монолог ли, диалог, полилог – автор легко чередует с сатирой и юмором, подшучивая над всеми нами и самой собой. Автору присуще критично относиться к своим творческим находкам, и это отражается в общении с читателем:

Мы все не святые. Диалог

  • Быть может, стихи и осудят….
  • И даже, возможно, не зря!
  • Бумагу пером тратят-губят,
  • Пороки людские презря!
  • Найдите средь нас и представьте,
  • Того, кто по правилам жил!
  • Монету ребром вы поставьте… —
  • Чтоб праведным каждый тут был.
  • Тяжелая это задача!
  • Не жди благодарность! «Скажу:
  • Другая нужна мне отдача!
  • Мы все в том же самом строю!
  • Не ангелы мы, не святые…,
  • Меж нами лишь разница та —
  • Кто в храм, а кто в суд с понятыми,
  • Несём все частицу греха»
  • «А если ни то, ни другое —
  • Законник он, иль атеист…?»
  • Скажу в завершенье такое —
  • «Путь каждого в чём-то тернист!
  • Тут главное – взять и не струсить —
  • Сказать: «Уж доволен и сыт!
  • Табу не хочу я нарушить,
  • Плохое ж – готов искупить!»

От автора

Моя позиция – «Слово – тоже оружие». Именно слово является главным инструментом развития сознания и формирования взглядов и убеждений человека. Оно – важнейшее средство воздействия на поведение человека, особенно если правильно подобрано и сообразно преподнесено эмоционально. И, если я в большей или меньшей степени владею этим инструментом, то считаю необходимым быть полезным человечеству в решении проблем. Если мои книги заставят человека задуматься, пересмотреть свои взгляды, измениться к лучшему, или же убедиться в правильности жизненных позиций, я буду считать, что труд мой не пропал даром, и я внесла свой небольшой вклад в пользу всего общества.

Моя задача – помочь выстроить иерархию общечеловеческих ценностей, поддержать и направить формирующуюся личность в положительное русло.

Название «Переправа» подразумевает многозначность толкований и смысловых нагрузок. Во – первых, этимология слова говорит об исправлении, т.к. древнерусский глагол «правити» – есть «переправить», «направить», «наставить, учить», «правильный, настоящий». Что обозначает управлять, преображать, изменять к лучшему. Существительное – переправщик, переправка – подразумевает исправление человеком самого себя или других. Если присмотреться человеку к самому себе внимательно, то можно обнаружить ту или иную внутреннюю «повреждённость», т.е. несовершенство, неразвитость или ошибочность и даже греховность. А по внешности, словам, поступкам, отношениям к людям, реакции… – эту несостоятельность можно прочесть со стороны. Все мы разные, имеем разные знания, представления, взгляды и убеждения. Имеем разные ценности и цели в жизни, порой они бывают далёкими от идеальных, бывают бездуховными, даже низменными и порочными. Содействие личностному росту, исправление «повреждённостей» личности с формированием её новых ценных характеристик – задача данного написания.

«Переправленное» состояние – новые чувства, новые знания, новые взгляды и позиции помогут совершенствоваться человеку, послужат благим устремлениям в деле служения ближним, профессии, Отечеству и даже Богу. Это подготовит человека к активной гражданской позиции. Прилагательное «переправочный» означает состояние. Болезненное состояние —

гордыня, хвастовство, самоуверенность, лживость, леность, изворотливость, предательство, лесть… – требуется лечить. И, возможно, для этого понадобиться много сил и времени. Но, найдя и вкусив нужное лекарство, мы сможем исцелить наше тело и душу. От изменений, от совершенства нас отделяет бурная река, и перейти на тот другой берег удаётся не каждому или не сразу. Потому «переправа» – это мост или паром. И, чтобы «переправиться», надо приложить усилия, старания, а, возможно, кому-то наконец проявить смелость или даже переломить себя…

«Переправа» в переводе с одного из древних языков означает Пасху – Христово Воскресение. Все мы в конце жизни стоим перед чертой, когда нужно дать ответ: «Зачем ты жил? Что ты привнёс в этот мир? Что хорошего сделал?» Паром под названием «Жизнь – Смерть» или соединит нас с Богом, или отправит в преисподнюю.

И в завершение, по замыслу название «Переправа» ещё и потому, что свои творческие работы вижу в союзе с литературным наследием известных классиков прошлого – Пушкина, Есенина, Маяковского, Куприна, Гоголя, Тютчева, Стивенсона… – чьи труды были по достоинству оценены, переосмыслены и соотнесены с реалиями сегодняшнего дня. Приобретя новые краски и современные очертания, они зазвучали по – другому, «на новый лад». Поэтому немалая часть сочинений имеет двойное название с союзом «или», одно из которых хорошо всеми узнаваемое со школьной скамьи, а другое – то самое новое, трансформированное, сопоставленное с настоящим временем, что и являет собой, во многом, данная книга.

СТИХИ. Баллады, басни, притчи, песни, сказки

Введение

«Человек сам вправе выбирать – падать ему вниз, или карабкаться вверх».

Иар Эльтеррус, российский писатель

Добро и зло. Сердце и желудок

Добро и зло, Любовь и холод

Нам всем завещано прожить!

Быть сытым или знать про голод,

Зигзагом или прямо шить…

Идти вперёд и не сдаваться,

Или плестись еле в хвосте?

По правде жить или казаться,

Неся огонь иль пыль в горсти?

Ответь, зачем живёшь, не зря ли?

И есть ли толк от суеты? В угоду чью-то…? Их не зля ли?!

Готов ли рожи строить ты?!

Часы идут, и время каплет….

А ты всё спишь или жуёшь.

Ждёшь ты, когда сердечко гавкнет,

Или заплачет аж до слёз?

Пустыня… Сушь…. И нет росточка,

  • Где б прорости могла душа,
  • Хоть пусть размером с ноготочек,
  • Она ж не мёртвая, жива!
  • Она подарит столько силы,
  • Что мёртвому не сосчитать!
  • Она нас вывезет буксиром,
  • Поднять способна даже рать!
  • Ты сохрани её подольше,
  • Хоть и в тебе одна искра —
  • Тем самым соберёшь ты больше
  • Тепла у своего костра.
  • Он разгорится, станет жарко,
  • С другим поделишься ты им.
  • Пускай согреет их, не жалко,
  • В душе ведь много доброты!
  • Не закрывай её, не бойся,
  • Что кто осудит, иль предаст….
  • Они страдают сами больше —
  • Нет счастья в том, коль всё продать!
  • И веру, и друзей, и близких…,
  • Хоть за целковый, за пятак!
  • Проест, пропьёт в столовой быстро,
  • «Желудок полон! А то… – так!»
  • И так, наевшись до упора,
  • Продавши всех, даже родных,
  • Влачит он тушку прямо к аду!
  • А вы-то знаете таких…?

Переправа

Врата ада, поросшие смрадом,

Были заперты – радость Душе:

«Я пойду теперь в рай, мимо ада!» —

Повернулась! В дороге уже…

Только охнуть Душа не успела —

Был коварен задуманный план,

На ногах удержалась лишь еле —

На пути бес расставил капкан!

«Ты почто, дорогуша, не с нами?

Отчего поспешила уйти?

По пути нам, и мы рядом с Вами,

В одну сторону стоит идти!»

И взмолилась Душа, упрекая,

Не она виновата уж в том —

Что её подвела Переправа,

На брегу, что ждала, за углом!

«Он злодей и проказник – неряшлив:

Спутать лево и право – резон!»,

Только демон, ту хитрость понявши,

Крикнул: «Стой! И назад! Там газон!»…

В райских прериях – лики святые,

Слушать трели птах смогут не все:

Кто усвоил законы людские —

Ложь, Зазнайство, забыл кто совсем!

Для кого Справедливость – не стыдно,

У кого есть и Совесть, и Честь,

И кому за Державу обидно,

Кто доволен всем тем, что уж Есть!

А другим же придётся смириться,

И к другим зашагать воротАм —

Зло и срам, что могли в них ужиться,

Встретят, сильно обнявши их там!

Раздел 1. Воспитание патриотизма. Большая и малая Родина. Родители.

Бессмертный полк. Марш

  • Война всё учтёт, но не спишет,
  • И срока в ней давности нет:
  • Одних похоронит неслышно,
  • К другим придёт слава в ответ!
  • На ней, словно Бог, охраняет,
  • Всех тех, кому есть, что терять,
  • Они, если всё ж умирают —
  • За них вновь придут постоять!
  • Вот так они живы навечно —
  • Ты только на память взгляни,
  • Когда будешь ехать далече,
  • Из бронзы их профиль, они…
  • Пускай уж не с нами, не вместе,
  • Но помнят солдат боевых,
  • И тот мальчуган, и вот этот,
  • И эта девчурка из них…
  • А все они вместе – есть сила,
  • Кто стар, а кто молод пока,
  • Кто смотрит на нас с фото мило… —
  • Людского потока река!
  • И этот поток только множится,
  • И вьётся бескрайне река….
  • Колоннами марши умножатся —
  • Бессмертен тот полк на века!

Чёрный ворон, ты не вейся…

Так осколками разбило сушу! —

У костра сочилась долго кровь….

Целились надменно прямо в душу,

А попали только в глаз и бровь…

В похоронку память завязали —

Было им плевать на всех и вся,

Адресат и письма поменяли,

И велели биться до конца…

У березки вьется черный ворон —

Он зачуял запах мертвеца.

Свет и лес снарядами весь полон —

Глянешь… – больше нет уже бойца!

Он бы мог так многое построить:

Дом, семью, карьеру или мост…

Долг Отчизне волен был исполнить —

Так как в горло вдруг попала кость!

Он стонал, весь кровью истекая,

И хотелось ему видеть мать….

Он стоял уже на самом крае —

Душу ворон тот летел украсть!

Только подоспел тут санинструктор —

Вынул кость, вдохнув тем самым жизнь!

Долго ездил он. Еще б одна минутка —…

Слышал лишь боец: «Браток, держись!»

______________________________________

Он живет… – и это значит, с нами,

Будет дом и мост, и дочь, и будет сын!

Не изгадит враг тут сапогами —

Помним мы, как дед наш брал Берлин!

Девчонки на войне

  • Они не стояли в сторонке,
  • Платочков в руках у них нет….
  • Они молоды, но не только —
  • В кармане у них пистолет!
  • Они повидали уж многое,
  • Им надо б рожать, но нельзя!
  • Здесь все как один – однополые,
  • Шлем, китель, кирза и война!
  • Они повзрослели, раскрыв глаза,
  • Навстречу ветрам и дождю.
  • Бывало не раз, набежит слеза —
  • Вздохнут только – быстро утрут!
  • Они не видали родных давно,
  • Забыты наряды, фата…
  • Им выстоять б только! Потом сполна,
  • Отпляшут они у костра!
  • Путёвки, посты, медсанбаты…,
  • Да разве всего сосчитать!?
  • Они как простые солдаты,
  • За Родину шли воевать!
  • И пусть многим нет 20-ти пока,
  • И пусть на руке нет кольца,
  • Они переждут, чтоб прошла война,
  • И Отчизна жила без конца!

Юность и война

Он сказал, что уже не приедет….

Чтоб не ждали – забудьте совсем!

Уже листья осенние пали,

Не стучится калитка никем,

Не скрипят позабитые ставни,

Не мяукает жалобно кот —

Ведь давно уж ушли все – все парни,

Попрощавшись с родными, на фронт…

Они молоды были, и только,

И других не бывало изъян,

Не болели… – пришли похоронки,

Непрожитую жизнь их забрав…

Хоть по сути – они еще дети,

Им бы можно еще поиграть,

Но им отдан приказ! – Пистолеты,

Взяли пушки, пошли воевать!

И они не боялись нисколько,

Хоть гудела под ними земля —

Они верили в дружбу, и только,

Еще знали – наступит весна…

Что нальются бутонами травы,

С них пчела будет мед собирать —

С этой мыслью они шли в атаку:

«До последнего будем стоять!»

Постарели они очень быстро,

Не к лицу, вроде, им седина,

Уж набилась оскомина – кисло,

Что их юность так скоро прошла!

Эти дети собой амбразуру

Закрывали, отца – мать любя,

Но не строили тем режиссуру —

Деньги, выгоду, славу, презря!

Вот теперь они где-то далече…

Они смотрят на нас свысока,

И теперь уже мы в том ответе:

Какой далее будет страна!?

  • Отметина
  • Пусть сердце изрыто снарядами,
  • Последний патрон – для виска!
  • К победе со страшно разбитыми
  • Путями тянулись войска.
  • Солдат был в бою. И уж затемно
  • Он в землю сырую упал…,
  • Но образ иконы и матери,
  • Ещё, быв в сознании, связал…
  • Ему показался родной порог…,
  • Но он не в землянке – в снегу.
  • Ему показалось – что сто дорог,
  • Уж точно открыты ему!
  • И грезилось так вперемешку…,
  • Упала звезда. Весь в поту,
  • Открыл он глаза – перелесок.
  • Пополз. Там село и пастух!
  • Боец, поднатужив, ещё пополз,
  • Скорее домой, без ноги….
  • Подали краюху ему в подпол,
  • Согрели, сменив бинты.
  • Уж годы прошли, но не лечится,
  • Рана та – сплошная беда!
  • Та шинель и вот эта отметина,
  • Да с годами белей седина…
  • Пусть столько уже миновало лет,
  • Но чудится, словно во сне: что
  • Он мальчик ещё, в поле танков рать и:
  • «О, Боже! Как выжить тут мне?!»
  • Берёзки и сосны склоняются,
  • У входа – могилы плита:
  • «Лежат тут солдаты, где мог и я…»
  • Но солнцем земля залита!
  • Не спится бойцу, уж который год,
  • Всё кажется, будто война!
  • Но тихо кругом, и мурлычет кот —
  • Душа и страна спасена!
Навсегда он расстался…

Навсегда он расстался – навечно!

На войне так бывало не раз….

Он расстался тепло, по-соседски,

Точно выполнив данный приказ!

Был он молод, и не было звания,

А вокруг сплошь густые леса…

Он с трудом им давал обещание —

Что умрет вдруг, уйдет в небеса —

Вот тогда – то его помяните,

Если сил хватит ваших в пути,

И налейте вина, и скажите:

«Память вечную, друг, обрети!»

Он хотел бы стать, может, учитель,

Или врач, иль политик, спортсмен!

Только рифмой слова заучите —

«Уж не станет теперь он никем…»

_________________________________

Пролетит много лет, и испишется

Пожелтевшая напрочь тетрадь:

Кто – позором, кто – славой запишется,

Память предков – ЗА ЧТО умирать!

С чего начинается Родина? / Размышление по М. Матусовскому

«С чего начинается Родина?»

Наверное, с белых берёз.

С растущей у окон смородины,

Родителей, жалких до слёз…

А, может, она начинается,

С церквушек святых и полей,

Что с давних времён защищаются,

Что дорого, и нет родней!

Что значит для вас слово «Родина»?

Она для меня лишь одна.

Пусть недруг кричит, что юродива,

Душой всё ж не превзойдена!

________________________________

С чего начинается Родина….

Наверное, с белых берез,

С акаций, сирени, смородины,

И песни, щемящей до слёз…

Родом из детства

В густом саду воспоминаний,

Где тропка в детство заросла,

До боли мне знакомый голос —

Я слышу мамины слова…

Я помню, ты меня водила,

Вон в тот далекий старый лес,

И мне в дороге говорила,

Про сказки с множеством чудес…

Ты пела песни так красиво,

В них преломлялся звон ручья,

Скупы слова народа – сила,

В мотиве том – народ и я!

И полнился бидончик быстро

Малины, земляники урожай….

Грибов лукошко у березки чистой,

Что нарядилась, только собирай!

Я помню, ты мне говорила:

– Руками птицу не поймать!

А домик, что я соорудила,

Невольник спробует сломать.

_____________________________

Мне не забыть былые дали,

Не знаю, так уж повелось… —

Дорогой жизни, что мы выбирали,

Обратно возвращаться нам пришлось…

Единение

  • Я слышу, трепещут березы,
  • Понятен мне звон ручейка,
  • Седая ворона на сосны
  • Уселась уже без сырка…
  • В лесу так промозгло и сыро…,
  • Там волки порою скулят, Зайчишка дрожит сиротливо,
  • Грибов у пенька целый ряд.
  • Мне слышно – кукует кукушка,
  • Жужжит у ромашки пчела,
  • И сена копна на опушке
  • Заботливо кем сложена.
  • Знакомо все это до боли…
  • Картины природы – алмаз!
  • И, если б была моя воля —
  • Не стала б вовек умирать!…
Белая берёза
  • Берёзка белая, подружка,
  • Под ветром клонится, шумит.
  • Ей доверяю – не болтушка,
  • Поймёт, секрет мой сохранит!
  • Я с нею точно, как и с мамой —
  • Обнимемся, чуть погрустим,
  • Спокойно всё рассудим сами,
  • А что не так – всегда простим!
  • Берёзка, ты моя родная,
  • С тобой исхожено дорог
  • Бесчисленно. И не одна я,
  • Ценю – лишь только за порог!
  • В мечтах ты о родимом доме,
  • И в снах – забрезжит лишь рассвет,
  • Конец когда дочитан тома.
  • Милее образа и нет!

О самом дорогом

На нее нельзя уж нарадоваться —

Потому что ее вовсе нет….

Ее помани… – и окажется,

Что знаешь уж тысячу лет! И не станет другого занятия,

Чем вдогонку за нею кричать,

И не будет иного понятия,

Чем любить и беречь, и страдать! Ты ее завяжи аккуратненько

Красной ленточкой с бантом вверху!

Ты ее сбереги незапятнанно —

След остался на том берегу…

Ты ее обними в своей памяти,

И уловишь как в детстве тепло,

Даже, если окажешься занятым —

Навестить – есть твое ремесло! Она будет с тобой до последнего,

Для нее всегда – малый сынок,

Пусть хоть 40 тебе, а хоть 70,

Пусть меж вами сто тысяч дорог! Она примет тебя, улыбнется,

Скажет: «Где же так долго ты был?» —

Сердце нежностью снова нальется,

Ты поймешь, как был ею любим! В изголовье положишь цветочки,

Скажешь: «Здравствуй, родная моя!»

И услышишь в ответ: «Мой сыночек!

Я ждала тебя долго, любя…»

Несложно

  • Дождь и солнце вперемешку —
  • Значит, будет урожай.
  • Хлеб на стол, попробуй, съешь-ка!
  • Вышел целый каравай!
  • Ладно убрана избёнка,
  • Светлый мамин сарафан,
  • В доме хлев и коровёнка,
  • Есть пчела – мёд набирай!
  • Всё несложно, даже просто,
  • Засучай лишь рукава!
  • Жить без устали хоть можно,
  • Только разве жизнь она?!

Вспомнился А. Пушкин… Сатира

За околицей все вьюга не утихнет,

Света нет, с лампадкою в тиши…

Моя боль стремительно не стихла —

Без извозчика, один в такой глуши!

Продолжение книги