Методическая система школы: опыт и инновации бесплатное чтение

Введение

В таежном северном поселке Сосновка стоит удивительная и неповторимая школа… Кто-то скажет, что она точно такая же, как и многие сельские школы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. Но она стала особенной после великих педагогических изменений. Впрочем, у каждой школы есть шанс стать неповторимой, ведь в каждой из них есть хорошие педагоги. А Сосновку отличает еще и элегантный баланс между традициями и новаторством.

Во-первых, это единение и его символы. Предполагается, что совместная работа способствует развитию у детей чувства причастности к единому делу, выработке активной жизненной позиции. И в этом нет никакого сомнения, когда весь коллектив работает в единой команде. Символы причастности к общему делу и единения – единая методическая площадка и традиции школы. Сохранение школьных традиций, таких как музейное дело, волонтерство и наставничество приводят к преемственности поколений. Каждый играет свою роль в истории школы, благодаря которой сложилась современность, и о каждом дети должны знать. И, как общий символ – команда. Единая команда, где есть место для каждого.

Во-вторых, методическая служба в школе. Она даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В-третьих, инновационная деятельность, которая направлена на освоение образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций, а также на внедрение в практику результатов экспериментальной работы как региональной стажировочной площадки по функциональной грамотности.

В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, меняется позиция школы, усложняются задачи, которые приходится решать учителю. Поэтому функция обучения педагогов становится все более актуальной. В настоящее время поддержка процессов развития образования – это поддержка развития: профессионализма учителя, осваивающего новые модели обучения и воспитания; образовательного учреждения, работающего в новых социально-педагогических обстоятельствах. Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе методической. В развивающейся школе методическая работа – методическое сопровождение учителя – приобретает ряд особенностей: методическая работа строится на основе сочетания науки и практики; методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике; возможна разработка целевой комплексной программы, включающей все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме; сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей и необходимости для работы в данном образовательном учреждении; своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.

Слово директора школы

Рис.0 Методическая система школы: опыт и инновации

Школа поселка Сосновка сегодня – это одна из современных и динамично развивающихся школ, расположенных на территории Крайнего Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Она представляет современный образовательно-культурный центр. В зданиях комплекса сосредоточены детский сад, средняя школа, центр культуры и спорта «Меридиан», культурно-спортивный комплекс Сосновского ЛП МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск», библиотека, историко-краеведческий музей «Летопись», центр воспитания и дополнительного образования.

Любая школа начинается с порога, любая школа начинается с мечты… С чего начиналась наша школа?.. Вот уже 40 лет наша школа является воплощением знаний, дружбы и вдохновения для многих поколений. В далеком 1984 году в маленьком таежном поселке, которого и на карте еще не было, открылась начальная школа, на пороге школы первых своих учеников встречала заведующая Людмила Геннадиевна Шишова. В 1985–1986 годах возглавляла маленький коллектив школы Елизавета Константиновна Феглер. Педагогов тогда было всего четверо: Обатина Г. А., Орлова Е. Г., Шмелева Е. Н. и Гурьева Н. А. Школа располагалась в очень компактном, но, как вспоминают учителя-ветераны, вместительном здании: 20 детей с удовольствием посещали его. До открытия восьмилетней школы учились в две смены, а в 1986 году было сдано в эксплуатацию новое деревянное здание Сосновской восьмилетней школы, первым директором которой стал Владимир Александрович Ундров.

С 1987 года его дело продолжил Виктор Анатольевич Хохлов. Выпускники вспоминают, как всей школой дружно выезжали на заготовку ягод для школьной столовой, выходили в походы, играли в «Зарницу», с помощью шефов-комсомольцев оформляли Ленинский зал и зал боевой славы. Совместные вечера отдыха и заседания «Музыкального клуба» собирали в школу не только школьников, но и взрослых. Школа уже тогда была и образовательным, и культурным центром поселка.

С 1989 года Сосновская восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю школу, ее возглавил Петр Михайлович Анохин. Под его началом школа продолжила развивать сложившиеся традиции. С 1995 года эстафету руководства школой приняла Лидия Викторовна Сайгушкина, проработавшая в данной должности до 2013 года.

В 2006 году открылось новое здание современного образовательно-культурного центра. Вот уже 12-ый год работаю директором данной школы. Хочу отметить, что руководить сельской школой – это особая миссия, требующая не только профессиональных навыков, но и чуткое отношение к местным традициям и культуре. Ведь сельские школы – уникальные россыпи на карте великой и огромной России: неповторимых, больших и малых, отдаленных и не очень, старых и добрых, носителей традиций и инновационных устремлений… Можно бесконечно говорить о них: восхищаться, возмущаться, удивляться, теряться в круговороте вопросов, находить неожиданные ответы и открывать ее для себя заново, но несомненно одно – сельская школа никогда не ограничивалась только задачами обучения и воспитания, она всегда была и является культурно-образовательным центром, носителем духовности и культуры. Таким образовательно-культурных комплексов является и наша школа. Здесь удалось создать центр культуры и образования, в которую стремятся дети и родители, где ученики получают прочные знания, гармонично развивают свои способности, таланты, учатся жить в содружестве, в атмосфере взаимоуважения и доверия. Здесь соединяются духовное и материальное, прошлое и будущее, зарождается и формируется облик современного человека. Именно здесь становится возможным объединение усилий государства, общества, культуры, образования и спорта вокруг центральной темы – образования и культуры будущей России.

За 40 лет своего существования стала неотъемлемой частью жизни поселка и переросла в образовательно-культурный комплекс, реализующий образовательные программы дошкольного, начального, основного, среднего общего и дополнительного образования.

Рис.1 Методическая система школы: опыт и инновации

Дух и стиль, традиции и общая культура образовательного учреждения, его жизнь в целом продолжается в жизни и делах тех, кто учился в нем долгие годы. Наша школа по праву может гордиться своими выпускниками, которые достойно служат избранному по призванию делу. Где бы они ни трудились, кем бы ни работали, подавляющее большинство из них – это люди, искренне преданные родному краю. Наша школа дала дорогу в жизнь, жизнь интересную, светлую, добрую, полную творческого труда. Уверен, что у всех, кто сегодня учится в ней, впереди такая же – полная радостных открытий и встреч.

Многие наши выпускники возвращаются в поселок, сегодня 70 выпускников работают в Сосновском ЛП МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск», продолжая славные профессиональные традиции в газовой отрасли.

В этом году наша школа отмечает 40-летний юбилей. Поздравляю всех, кто работал и учился, кто продолжает учить и учиться, с юбилеем нашей любимой школы! В эти четыре десятилетия школа не только передавала знания, но и формировала личности, воспитывала патриотов, граждан с активной жизненной позицией, готовых к вызовам времени, становилась домом для увлечений, творческих проектов и значимых открытий, открывала двери в мир науки, искусства и спорта, позволяя каждому находить свою стезю и реализовывать мечты. Мы гордимся, что являемся частью истории нашей школы!

Несомненно, нелегко и непрямолинейно, годами, складывался в дружный, многоголосо, но слаженно и выразительно звучащий оркестр, исполняющий неповторимую педагогическую симфонию, преподавательский коллектив школы. Главный резерв неисчерпаемых сил и возможностей школы – образовавшийся за эти годы высокопрофессиональный коллектив педагогов. Каждый из них заслуживал бы отдельной главы в моем повествовании – их преданность своему призванию, их творчество и мастерство… Добрых слов благодарности заслужили своим многолетним творческим трудом Наталья Владимировна Аржановская, Лариса Викторовна Христиченко, Светлана Николаевна Сё, Инзия Кабировна Арипова и многие другие. За этими именами не просто вехи жизни и педагогического труда, формально зафиксированные в послужном списке, а интересная и не совсем обычная биография людей – цельных, верных признанию, преданных однажды избранной профессии.

Рис.2 Методическая система школы: опыт и инновации

В последние годы в дружный коллектив преподавателей вливаются молодые учителя, продолжая традиции школы. Они приходят с горящими глазами и полными сердцами, готовые передать свои идеи и вдохновение будущим поколениям. Радует, что выпускники нашей школы возвращаются к нам: педагог-организатор Талагат Ермекович Успанов, учитель информатики и математики Владимир Александрович Кобзев, учитель английского языка Юлия Григорьевна Лаценникова.

Сейчас в нашей школе работают 38 педагогов, среди них: 2 педагога-наставника, 3 победителя муниципального конкурса «Учитель года», 4 победителя муниципального конкурса «Лучший педагог» (Грант Главы района), 2 лауреата регионального конкурса «Учитель года» ХМАО – Югры, 3 победителя регионального конкурса «Педагог-новатор ХМАО – Югры», 3 победителя конкурсного отбора на звание лучшего педагога ХМАО – Югры (Грант Губернатора), 2 победи-теля конкурса на присуждение премий лучшим учителям РФ (Грант Президента РФ).

Сегодня я уверен, что это коллектив единомышленников, которому можно доверять, которым можно гордиться. Это коллектив профессионалов – яркий, творческий, целеустремленный! Иметь такой динамичный и высокопрофессиональный коллектив сегодня, способный по первому обращению откликнуться на воплощение в жизнь самых дерзновенных идей – большая удача и огромная ответственность.

Разрабатывая педагогической командой школы пути развития нашего образовательного учреждения, мы исходим из понимания, что за последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. Мы прикладываем огромные усилия для обеспечения опережающего, инновационного характера образования: ставим задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Нами планомерно реализуются инновационные проекты, направленные на раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что нам есть чем гордиться! За последние годы наша школы достигла многого: школа вошла в инновационную инфраструктуру системы образования ХМАО – Югры, стала лауреатом-победителем Всероссийского смотра-конкурса «Гордость отечественного образования», неоднократно становилась победителем конкурса «Лучшие педагогические практики муниципальной системы образования», школе присвоен статус региональной инновационной и стажировочной площадки ХМАО – Югры, коллектив стал победителем регионального конкура моделей наставничества педагогических работников образовательных организаций ХМАО – Югры, школа вошла в рейтинг ТОП-500 образовательных учреждений «Лига Знаний: школы и колледжи», признавалась победителем и призеров муниципального конкурса на получение гранта главы Белоярского района в номинации «Лучшее общеобразовательное учреждение».

Сегодня в школе реализуются ряд интересных проектов. Мы работаем в области развития личностного потенциала участников образовательного процесса через программу «Создание личностно-развивающей образовательной среды школы: мотивация, творчество и свобода». В школе функционирует Лаборатория функциональной грамотности, деятельность которой признана на региональном уровне. В этом году наш проект стал лучшим управленческим решением, направленным на реализацию задач развития функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации ХМАО – Югры. Третий учебный год успешно функционирует Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», по результатам регионального конкурса «Лучший Центр образования «Точка роста» Югры – 2024» заняли II место в регионе.

Выстраиваемая нами методическая работа показала свою эффективность и результативность и переросла в целостный проект под педагогическим брендом «Сосновская методическая школа». Мы рады поделиться своими успехами в области развития школьного образования. Благодаря усилиям нашего педагогического коллектива и целенаправленной методической работе, мы продолжаем расширять горизонты знаний наших учеников. Уверен, наш опыт станет вдохновением для других школ и педагогов, и вместе мы продолжим строить образование, которое отвечает вызовам современности.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее и вступили в юбилейный год с новыми планами и идеями, с уверенностью в своих силах, огромным желанием сделать школу эффективной и успешной, где детям хочется учиться и достигать новых высот в своей жизни. Уверен, в наших силах сохранить в школе атмосферу добра, уюта и комфорта, чтобы дети с желанием учились и творили, реализовали собственные интересы и способности, совершенствовались в нравственном развитии и саморазвитии. Ведь из их судеб, поступков и чувств складывается жизнь нашей школы.

С уважением, Михаил Викторович Иванов,директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»

Управление развитием мотивационно-ценностного компонента педагогического коллектива: путь к профессиональному и личностному росту учителя

Рис.3 Методическая система школы: опыт и инновации
Иванов Михаил ВикторовичДиректор школы п. Сосновка,учитель русского языка и литературывысшей квалификационной категории,Почетный работник РФ

Если представить себе педагогический путь как дорогу длиною в жизнь, а эта дорога трудна и интересна сама по себе, то неизбежно возникает вопрос: к чему ведет эта дорога? Возможно ли найти простой и ясный ответ на данный вопрос или он так и останется риторическим? Нам кажется, в суете ежедневных забот, мы забываем что-то главное, важное… Управляя образовательной системой, я, как директор школы, всегда напоминаю учителям: нужно остановиться, оглянуться, понять: то ли мы делаем, зачем мы это делаем и для чего? Не покидает ощущение, что в круговороте учительских дел теряется истинная педагогическая ценность наших с вами действий. «Учитель – это всегда вопросы и сомнения», – вспоминаются мудрые слова Ю. В. Завельского, народного учителя России [1].

Любая школа сталкивается с проблемой повышения эффективности, и, несомненно, в этом многоаспектном процессе необходимо выстроить траектория успеха учителя. Каждая школа сама определяет исходя из своих условий, ресурсов и своей самобытности критерии эффективности. Анализирую круг этих вопросов, еще в процессе формирования концептуального стратегического документа – Программы развития школы – мы совместно с педагогическим коллективом определили для себя фундаментальные принципы, которые можно определить и как некие критерии эффективности.

Коллективом школы наработан большой материал по методической работе и инновационной деятельности, учителя готовы к диссеминации опыта работы, о значимости которого свидетельствует результативное успешного участие в конкурсах, проектах, конференциях. Значительные результаты педагогов, высокий уровень их мастерства обеспечивает повышение качества образования, обеспечивается положительная динамика достижений образовательного результата, постепенно в муках творчества и педагогического поиска разработали внутришкольную систему оценки качества образования. В ходе продуктивной методической работы модернизировали технологические и инструментальные средства реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе школы.

Конечно, круг вопросов широк, рассматривая их, понимаем, что они связаны с изменениями. На ум приходят слова Гераклита о неизменности только перемен. Проблема эффективного изменения, несомненно, присутствует в нашей школе. Сегодня часто слышим слово «эффективность», только не стоит забывать, что школа – это не супермаркет, эффективность к концу месяца не посчитаешь… И ошибки, и достижения с большим опозданием дают о себе знать.

Чтобы не допустить ошибок, а иногда зачастую, чтобы выжить в современных условиях развития образования, приходится адаптироваться к изменениям внешней среды. Требования к изменениям поступают как изнутри в виде потребностей и ожиданий участников образовательного процесса, так и извне в виде конкуренции, инноваций, нового законодательства, давления социальных факторов. Как действовать в таких условиях, не только функционировать, но и развиваться, как предвидеть изменения, как реагировать на них – вот тот круг вопросов, в поиски которых администрация школы. Но что-то подсказывает, что успех ждет тех, кто создает изменения. Даже если, к примеру, рассматривать проблему повышения качества образования, интуитивно понимаем, что мы с вами должны рассматривать не только показатели, цифры и результаты мониторингов. Несомненно, необходимо смотреть глубже, но каковы реальные и действенные механизмы, понятные для всех участников образовательных отношений, у нас имеются сегодня? Образовательный процесс, которым все мы занимаемся, имеет много составляющих. И есть среди них основные, а есть, казалось бы, второстепенные… Над основными мы работаем постоянно: реализуем образовательную программу, обновляем технологии, уточняем методики, а в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что важнее всего сейчас как раз то, что считалось второстепенным: настроение учителей, рабочий тонус. И нет инструкций по производству общего счастья, и никаких инноваций, обеспечивающих взрыв творческой энергии, радости, высоких достижений. А опыт показывает: без всего этого растить успешных творческих людей сегодня невозможно. Поэтому изменение качественного состояния школы начинали с педагога. Наш коллектив учителей – это единство многообразия, единство противоположностей, но при этом каждый видит общую цель, стремится к ней. Им всем выпало жить и работать в период качественного обновления системы российского образования. С самого начала мы стремились к тому, чтобы каждый член нашего коллектива понимал, что без развития личности самого педагога невозможно развитие школы. Когда мы разрабатывали концепцию развития нашей школы, мы исходили из понимания работы образовательного учреждения, а значит и работы учителя, как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей социума, служение социально значимым ценностям, удовлетворение внутренних потребностей школы и переход на новое качественно состояние. Именно поэтому в концепции внутришкольного управления исходим из необходимости глубокого анализа педагогического явления, урока, педагогического процесса. Глубоко убежден, что именно общая цель, единый взгляд на школу как на динамическую систему определяет успешное становление коллектива. Как известно, управление эффективно только там, где есть четко поставленные задачи, намечены пути их решения, определены сроки и контроль за их выполнением. Без этого простого правила никакой процесс не пойдет, поэтому стратегическое планирование в нашей школе – это, прежде всего, процесс формирования миссии и цели образовательного учреждения, выбор стратегий для определения, получения и распределения ресурсов, для обеспечения эффективной работы школы в будущем [2].

Создавая стратегический план, мы неизменно формируем желаемый образ школы. Следовательно, необходимо было сформулировать важнейшие общие подходы и принципы жизнедеятельности образовательного учреждения, то есть создание модели образовательного учреждения, поиск «лица» школы п. Сосновка, ее самобытности, оригинальности, «узнаваемости» и на ее основе формирование нового облика развивающейся школы. К стратегическим мы отнесли вопросы, затрагивающие различные взаимосвязанные аспекты деятельности школы, которые, взятые вместе, определяют эффективность достижения намеченных целей (укрепление позиций, сохранение конкурентоспособности, обеспечение качественного образования). Формирование инновационной социокультурной среды школы шло с опорой на миссию. Ценности, образующие философию школы, затем стали выступать фундаментом, основой при уточнении школьной миссии, общих устремлений учителей. Успех деятельности школы сегодня невозможен без учета образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентацией, имеющихся в обществе и в ближайшем окружении школы. Таким образом, наша деятельность формировалась в зависимости от целей, управленческих задач, содействующих и препятствующих внешних и внутренних факторов. Внешние (ситуация в обществе, ситуация в отрасли) и внутренние (стратегический управленческий потенциал, самоменеджмент, профессионально-педагогическая умелость) факторы оказывали стимуляцию и обуславливали профессиональную результативность в деятельности администрации. С учетом этого нами определены факторы, которые школа могла изменить. Стратегия локальных изменений начинали с решения проблемы целеполагания. Обновлена стратегия развития школы на основе реального анализа состояния образовательного процесса, а также современных тенденций развития системы образования с учетом целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования. В результате данной работы учителя получали ответы на следующие вопросы: на достижение какой стратегической цели направлена, на какие ключевые показатели деятельности школы повлияет ее реализация, какие мероприятия следует осуществить; какие ресурсы и на каком этапе необходимы, какими показателями измеряются результаты реализации мероприятий, кто отвечает за реализацию мероприятий. Постепенно была построена сквозная система от стратегических к тактическим и оперативным планам.

Выстраивая данную модель, важно директору самому глубоко вникать в суть научно-методической работы и в проблемы роста профессионального мастерства. Каким должен быть учитель современной школы? Каким хотят видеть педагога дети, родители, администрация, общество и государство? Без сомнения, повышение уровня профессионального мастерства и качества деятельности учителя сегодня является приоритетной задачей образовательной политики администрации школы. Убежден, качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей, так как качество образования в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров образовательного учреждения. Именно поэтому одним из самых важных направлений развития нашей школы является обеспечение условий для непрерывного повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Реализуя данное направление, мы подошли к разработке модели личности учителя нашей школы, что, несомненно, было правильно в свете формирования профессионального стандарта педагога. Сама конкурирующая среда в образовательной системе поставила в условия необходимости моделирования личности учителя. При этом исходили из предпосылки компетентности: профессиональная зрелость коллектива и каждого его члена определялась как совокупность профессиональной, педагогической и социально-психологической компетенции. В нашей школе успешно реализуется проект «Учитель будущего – сегодня», который представляет собой разработку внутришкольной модели развития учительского потенциала. Данная модель формируется и выстраивается в соответствии с компонентами педагогического труда. Еще через год создали условия для реализации учителем возможности самостоятельно конструировать и реализовывать собственный образовательный маршрут в системе непрерывного образования, разумеется, с учетом их профессиональных потребностей и проблем, посредством индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивался как совокупность различных мероприятий по повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства, самообразованию, участию в инновационной деятельности школы.

На указанном этапе развития школы были определены внутренние возможности развития и нововведения, произошел запуск саморазвития системы: заинтересованность педагогов, родителей и детей в развитии. Таким образом, шло качественно новое развитие школы, что требовало и требует от каждого педагога нового понимания и представления о своем месте и содержании деятельности в достаточно сложном и многоаспектном механизме процесса развития школы. Менялось постепенно и собственное видение, и собственное понимание содержания профессиональной деятельности и рассматривалось с точки зрения реализации стратегий: стратегии развития образовательного учреждения, стратегии развития педагогического процесса, и самое главное – стратегии саморазвития личности педагога.

Все это нам необходимо было для того, чтобы выйти на качественно новый уровень, реально и конкретно сравнить достижения образовательного учреждения в области образования и воспитания. А с чем мы можем сравнить достижения школы? Со школой вчерашней и сегодняшней, интуитивно сравниваем себя с соседними школами, без этого «а ка у них» не обошлось.

Управляя образовательной системой, мы пытаемся влиять на ценностные аспекты сознания учителей, на их культуру, видение будущего. Руководство не сводится исключительно к умению договориться с педагогами или найти с ними компромисс, это – преобразование культуры школьной организации, нацеленность на внутренние изменения. Средством достижения поставленной цели является формируемая в школе четырехуровневая система управления: директором школы задаются целевые ориентиры и стратегии развития, заместителями на тактическом уровне управления обосновываются ключевые показатели деятельности, заданные на перспективу, задача педагогов – детализировать их в оперативных планах, последний, но при этом самый важный уровень – самоуправление, что предполагает саморазвитие личности как педагога, так и обучающегося.

Говоря об эффективности, как мы уже отметили, зависящей во многом от уровня мотивации учителя, мы не можем не отметить одну из актуальных проблем современной педагогики – снижение учебной мотивации ребенка. Следует отметить, что одним из ключевых направлений деятельности совместно с коллегами определена в реализации проекта «СОШ п. Сосновка – школа мотивации личности к познанию, творчеству и труду». Сегодня уже настало время говорить о том, что в образовании наблюдается тенденция снижения мотивации и интереса к учебе у детей. Интерес к учебе у детей вызвать становится все сложнее и сложнее, и дело не только в том, что «поколение другое», давайте будем честны, если разобраться, то может оказаться, что система образования просто не соответствует интересам и потребностям молодого поколения. Виноваты не только дети, что не желают учиться, но и мы. Что можно посоветовать при этом самим себе? Возможно, необходимо глубокое понимание, что интересует школьника на самом деле, что ему действительно интересно, если это узнать, то эффективность обучения можно повысить в разы. Наша задача при этом – создать такую образовательную атмосферу. Вся кропотливая работа, проведенная нами, доказывает, что без внутренних изменений не может быть развития школы. Учитель должны осознать, что делать что-то так же, как делали раньше, просто невозможно. Изменения определенно нужны, и начинать надо с учителя. В первую очередь, изменения в уроке.

Итак, как показывает педагогическая действительность, формирование мотивационно-ценностного компонента занимает ключевую позицию в профессиональной компетентности учителя [3]. Выстраивание модели развития мотивационно-ценностного отношения проходит через сознательный анализ учителем профессиональной деятельности, критический подход по отношению к нормативам, реализация своих возможностей, готовность к профессиональным новшествам, реализация своих возможностей, сосредоточение в профессиональной деятельности своего образа жизни и стремлений. Путь к профессиональному и личностному росту учителя возможен, но этим процессом необходимо целенаправленно управлять, в частности, через развитие мотивационно-ценностного компонента педагогического коллектива.

Список литературы

1. Ю. В. Завельский. О школьном учителе: мысли вразброс. – Москва, 2015. Издательство «Прометей», 2015.

2. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др. ]; под редакцией С. Ю. Трапицына. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 413 с.

3. Кулиева Ш. Х., Расулова З. Д. Инновационная деятельность педагога в образовании // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 978–980.

Наставничество – путь к успеху!

Главные, первостепенные задачи по подготовке специалистов связаны с требованиями рынка труда. И стабильно растущая экономика сегодня прежде всего нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей. Большое значение приобретает движение наставничества, как передача опыта старшего поколения.

В. В. Путин, президент России
Рис.4 Методическая система школы: опыт и инновации
Иванова Анна Евгеньевнаучитель русского языка и литературы высшей квалификационной категориипедагог-наставник,педагог-новатор ХМАО-ЮГРЫ 2022

В наше непростое время для многих участников образовательного процесса нужен наставник. Педагог-наставник – это специалист, который, кроме классического обучения, выступает посредником в практической и научной деятельности. Он не просто передает знания, но и создает атмосферу доверия, где учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои идеи и сомнения.

Наставничество способствует формированию личностного роста, развивает критическое мышление и инновационные подходы. Взаимодействие с наставником позволяет молодому педагогу углублять свои знания, осваивать новые навыки и адаптироваться в новом коллективе. Наставничество рассматривается как форма обучения на рабочем месте, направленная на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций молодых работников, а также раскрытия их потенциала, построения траекторий их индивидуального профессионального развития. Молодой педагог с наставником проходит путь, насыщенный открытиями и вызовами, где каждая встреча – это урок, а каждое соприкосновение – возможность для роста. Наставник, как опытный путеводитель, не оставляет новичка наедине с трудностями. Вместе обсуждаются методы преподавания, выстраиваются маршрутные листы для дальнейшей работы, в поиске подходов к каждому ученику. В школе, как и в семье, вместе преодолеваются трудности: от недопонимания среди учеников до организационных проблем. И тогда, если наставник подбадривал молодого педагога, указывая на важность терпения и сострадания, то с каждой пройденной неделей юный учитель все больше влюблялся в свою профессию, открывая для себя невероятную радость, которую приносит возможность менять жизни учеников. Путь учителя не легок, но с каждым шагом он становится сильнее, приобретая уверенность в том, что именно его работа меняет мир, пусть и маленькими шагами.

Учащийся, взаимодействуя с наставником, углубляет свои знания и навыки, погружаясь в тонкости изучаемого предмета. Этот процесс обогащает его умственную и эмоциональную сферы, формируя критическое мышление и уверенность в собственных силах. Наставник, обладая опытом и мудростью, становится не только источником информации, но и вдохновением, направляя своего подопечного в поисках истинного предназначения. Каждый разговор, каждая урок становятся шагами на пути к самосовершенствованию. Менторство, как концепция, охватывает широкий спектр практик: от индивидуальных консультаций до активного участия в проектах, которые требуют междисциплинарного подхода. В таких условиях наставник не только учит, но и вдохновляет, становится проводником в мир профессионального опыта педагога и открытий подрастающего поколения. Соответственно, функции педагога-наставника включают в себя координацию ученика, студента, молодого педагога. Важным аспектом его работы является внедрение личностно-ориентированных методов обучения, которые способствуют развитию критического мышления и креативности наставляемого. (Рис. 1)

Рис.5 Методическая система школы: опыт и инновации

Рис. 1. Функции педагога – наставника

В ходе взаимодействия наставника и подопечного развиваются не только академические навыки, но и личные качества: терпимость, настойчивость и умение работать в команде. Ученики учатся задавать вопросы, высказывать свои мысли и активно участвовать в дискуссии, что создает климат взаимопонимания и поддержки. Наполняя учебный процесс жизненными примерами и актуальными задачами, наставник способствует формированию у учащегося целостного представления о мире.

Студент, сотрудничая с наставником, находит для себя новый смысл в обучении и исследовании. Это взаимодействие становится не просто передачей знаний, а настоящим партнерством, где каждый шаг, каждая мысль и идея обрабатываются вместе. Здесь наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерства. Под руководством опытного наставника студент открывает горизонты, которые ранее казались недоступными. Молодому педагогу становится понятна его роль не только как учителя, но и как сотрудника и коллеги, который формирует будущее поколение. Он осознает, что каждый урок – это не просто передача знаний, а важный шаг в развитии личности ученика. Наставник помогает ему разобраться в тонкостях педагогического мастерства, показывая, как важно наладить доверительные отношения с детьми.

Таким образом, в школе все работают в единстве, создавая атмосферу сотрудничества и поддержки. Для этого разработана целевая модель наставничества. Это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволяет формировать необходимые компетенции значительно быстрее и эффективнее, чем традиционные способы в системе непрерывного профессионального образования и развивать лучшие грани педагогической деятельности. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

Учителя, ученики и родители объединяются ради общей цели – формирования гармоничной и процветающей образовательной среды. Каждый член коллектива осознает важность своего вклада, будь то в классе, на проводимых мероприятиях или в повседневной жизни.

В нашей школе наставник выполняет функцию мостика между знаниями и их практическим применением. Наставник выступает в роли ориентировщика в мире информации, помогая ученикам находить и анализировать нужные ресурсы, а также развивать креативное мышление. Он создает атмосферу доверия, где ученики могут делиться своими мыслями и идеями, не боясь осуждения. Каждый урок становится не просто передачей знаний, но и видом совместного творчества, где каждый голос важен. Кроме того, наставник мотивирует молодых специалистов, вдохновляя их на достижение новых высот. Он помогает формировать цели и стремления, которые будут вести их на протяжении жизни. Таким образом, роль наставника в нашей школе не ограничивается рамками учебного процесса – он формирует будущее поколений.

Рис.6 Методическая система школы: опыт и инновации

Наставничество педагогами в условиях подготовки к участию в профессиональных конкурсах

Что будет, если не участвовать в конкурсе? Конечно, Земля от этого не перестанет вращаться. Но многие проблемы педагогов так и останутся без решения, вспыхнувшее желание попробовать себя в новой роли будет отложено, но не забыто! В будущем сознание настойчиво напоминает человеку о его несбывшемся желании и необходимости что-то делать.

С. И. Курицына
Рис.7 Методическая система школы: опыт и инновации
Арипова Инзия Кабировнаучитель истории и обществознания высшей квалификационной категориипедагог – наставник,педагог-новатор ХМАО-ЮГРЫ 2023

Задача развития кадрового потенциала образовательных организаций, стимулирования профессионального роста педагогических работников, в том числе через проведение конкурсов профессионального мастерства, является одной из ключевых в национальной системе профессионального роста педагогических работников Российской Федерации. Значимость конкурсов профессионального мастерства как формы развития профессионализма и творчества педагогов, повышения профессиональной компетентности подтверждается тем, что сам феномен конкурса выступает предметом педагогических исследований. И. В. Воробьева, А. А. Головкина, Н. А. Звонарева, Ю. Б. Никифоров, А. Ю. Петров, Т. Н. Семенова рассматривают конкурсы как инструмент выявления уровня профессиональной квалификации и «интенсивный курс обучения». Участие педагогического работника образовательной организации в конкурсах профессионального мастерства способствует развитию и самой организации, поскольку участник конкурса становится носителем инновационных идей и проводником лучшего опыта коллег для своего коллектива. В работе И. В. Серафимович и Л. Н. Харавининой, посвященной исследованию организационно-педагогических условий проведения конкурсов профессионального мастерства, конкурсное движение рассматривается «как активная форма непрерывного профессионального образования педагогов». По мнению авторов, конкурсное движение, с одной стороны, является своеобразным индикатором профессионализма педагогических работников, а с другой – механизмом мотивации их профессионального развития и саморазвития. А. Г. Обоскалов, А. В. Машуков, А. В. Коптелов, рассматривая конкурсы профессионального мастерства как особую практику повышения квалификации педагогов, отмечают важность научно-методического сопровождения участников и организаторов таких конкурсов, целесообразность «разработки и использования в практической работе персонифицированных программ повышения квалификации в рамках подготовки будущих участников конкурса… Необходимо сформировать систему, в которой участникам конкурса при подготовке будет обеспечена поддержка специалистов разной направленности, таких как психолог, методолог, дидактик, имиджмейкер, культуролог».

На сегодняшний день в системе образования происходят стремительные изменения: одним из показателей профессиональной компетентности педагогов становится их способность к самообразованию различными методами (чтение методической литературы, участие в семинарах-практикумах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, что достигается посредством организации инновационной деятельности образовательной организации, а так же в следствии методического сопровождения тьютора, педагога-наставника, методиста). Педагог (с точки зрения науки) – это специалист, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления выполняемой трудовой деятельности, вносящий свой личный творческий вклад в профессиональную деятельность. Он стремится заявить о себе педагогической общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по «карьерной лестнице» и быть профессионально успешным. В достижении такого успеха неоценимую роль играют участие в конкурсах педагогического мастерства.

Конкурсы – это своего рода остановка, взгляд на свою профессиональную деятельность со стороны. Целью любого конкурса, является популяризация приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение авторитета педагогической профессии. Для достижения цели решается ряд задач: выявление лучших педагогических работников, оценивание профессионализма педагогов другими участниками, осуществление поддержки и поощрение лучших творческих педагогов, стимулирование развития системы образования, создание условий для обмена педагогическим опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей профессиональной деятельности педагогов. У каждого педагога появляется возможность показать, что он является креативным педагогом, так как использует инновационные образовательные технологии, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях.

Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах? Конкурсы для учителей – это не просто соревнование, а возможность для: совместного обсуждения образовательных проблем – участие в конкурсах позволяет педагогам обсуждать актуальные проблемы с коллегами из различных образовательных учреждений и формировать совместный план для их решения; знакомства с опытом работы коллег – на таких мероприятиях учителя делятся своими наработками и находят новые идеи для реализации в своей практике; совершенствования и разработки авторских образовательных программ – конкурсы часто становятся площадкой для представления собственных методических разработок, что способствует их совершенствованию благодаря обратной связи от экспертов и коллег; экспертной оценки методической работы – участие в конкурсе дает педагогам профессиональную оценку их работы, что может помочь при аттестации и карьерном росте; педагог, участвуя в конкурсах, приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий; участие в конкурсах способствует актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений; в рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа. Так как основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо – деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений, а также развитие педагогической рефлексии, у педагогов происходит:

• расширение профессиональные горизонтов: учитель выходит за пределы своего учебного заведения, знакомится с новыми тенденциями в образовании

• осмысление современных образовательных процессов: учителям предоставляется возможность рефлексии текущих изменений в школьной системе

• прогнозирование своего профессионального развития: участники могут планировать свою карьеру, исходя из полученного опыта и обратной связи

• проектирование педагогической деятельности: конкурсы стимулируют разработку и реализацию новых образовательных инициатив.

Конкурсы профессионального мастерства для молодых специалистов в треке наставничества «педагог-педагог» – это своего рода шокотерапия, которая позволяет как никогда быстро войти в профессию. Опытные коллеги оказывают особую поддержку молодым коллегам, которые решаются принять участие в конкурсах педагогического мастерства. Но для чего молодому педагогу вообще участвовать в конкурсах профессионального мастерства? Во-первых, чтобы отучить себя бояться публичной оценки своей деятельности, дать возможность заявить о себе. Во-вторых, во время подготовки конкурсных документов или очного участия молодым педагогом происходит осмысление всей своей профессиональной деятельности. Педагог учится видеть себя со стороны глазами экспертов. Анализирует свои сильные стороны, так и понимает, над чем ещё надо работать. Подготовка к конкурсу учит рефлексии и анализу, а молодой педагог, подвергающий свою деятельность скрупулёзному анализу, понимает, в каком направлении ему следует двигаться дальше, чему еще подучиться. Это – хорошее испытание профессиональной выносливость и профилактика «звездной болезни». И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста. Конкурс является для молодого педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства. Педагогические конкурсы в треке наставничества «педагог-педагог» позиционируются, как форма повышения профессиональной квалификации. Сравнивая себя «до» и «после», молодые педагоги отмечают собственный профессиональный рост независимо от того, удалось ли победить. А также у молодого специалиста есть возможность увидеть неординарный опыт опытных коллег.

Одной из задач педагогов – наставников является привлечение коллег к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства. Как правило, наставники – это опытные педагоги, имеющие чаще позитивный опыт участия в конкурсах. Вдохновляющим мероприятием, которое подвигнет молодых и не совсем коллег попробовать себя в конкурсе, может послужить мастер – класс от педагога – наставника.

Модель внутришкольной методической системы СОШ п. Сосновка

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.

В. А. Сухомлинский
Рис.8 Методическая система школы: опыт и инновации
Карнаухова Марина Викторовна,Заместитель директора по НМР,учитель биологии и химиивысшей квалификационной категории

Методическая служба СОШ п. Сосновка – функциональная организационная единица внутришкольной системы непрерывного образования, в рамках которой организуется сопровождение методической деятельности педагогических работников. Ведущая цель деятельности методической службы нашей школы – развитие кадровых условий реализации образовательной программы в вопросах содержания и технологий образовательного процесса; воспитания обучающихся; использования ресурсов цифровой образовательной среды; оценки достижения планируемых образовательных результатов, обучающихся; профессиональной самооценки и саморазвития. В рамках заявленной цели деятельности методическая служба решает задачи:

– обеспечивает целостность профессиональной культуры педагогических работников;

– выстраивает профессиональную коммуникацию с аналогичными себе структурами из других образовательных организаций;

– инициирует актуальные подходы к развитию педагогических и иных работников, вовлеченных в реализацию ООП школы;

– организует выполнение плановых методических мероприятий, мобильно реагирует на оперативные задачи работы с педагогическими кадрами;

– содействует в достижении плановых показателей Программы развития школы в части, отнесенной к качеству кадровых условий реализации ООП.

Деятельность методической службы осуществляется с соблюдением принципов – системности, обеспечивающей функциональную слаженность всех компонентов методической службы;

– человекоцентричности, предполагающей учет интересов отдельных педагогических и иных работников школы, включенных в реализацию ООП;

– ориентации на индивидуальные профессиональные интересы педагогических работников, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного образования;

– ресурсного контекста, обосновывающего адекватность содержания деятельности наличным ресурсам и возможностям школы;

– открытости, согласно тенденциям развития муниципальной и региональной систем образования и сообразно государственной политике в сфере образования;

– оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в логике муниципальных и региональных инициатив;

– взаимной ответственности и доверия должностных лиц, равноправия, обоюдной выгоды и обязательств.

Содержание деятельности методической службы задается следующими направлениями:

– содействие единой федеральной системе профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, сопровождение индивидуальных траекторий их развития;

– апробация и внедрение различных форм адресной поддержки начинающих и вновь принятых педагогов (наставничество);

– апробация и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;

– содействие управленческим стратегиям развития цифровой образовательной среды школы, эффективного применения электронных образовательных ресурсов;

– развитие предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогических работников с учетом текущей отраслевой повестки по вопросам качества общего образования;

– обсуждение и внутренняя профессиональная экспертиза программно-методического обеспечения образовательной деятельности школы;

– содействие функционированию внутренней системы оценки качества образования;

– использование в качестве современного методического инструмента имеющейся в регионе образовательной инфраструктуры, в том числе созданной в ходе реализации нацпроекта «Образование» центра образования «Точка роста».

Для решения поставленных задач выбираются различные формы деятельности. Приоритет выбора формы – «горизонтальное обучение» работников, в условиях которого источником нового знания или опыта выступает другой работник такого же или близкого профессионального статуса. К штатным, циклично применяемым формам деятельности относятся: методические советы, методические семинары, мастерские профессиональных компетенций, мастер-классы, публичные презентации, защиты проектов, конференции, методические недели/ декады. К оперативным формам деятельности относятся: беседы по итогам оперативного контроля, фокус-группы для установления коллегиального мнения, совещания в режиме видео-конференц-связи, деловые встречи с коллегами, родителями, обмен информацией с использованием цифровых опций информационной системы школы.

С 2021 года наша школа работает над единой методической темой «Формирование функциональной грамотности и межпредметных компетенций обучающихся как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся посредством инновационных форм работы педагогов в условиях реализации обнавленных ФГОС». В контексте методической темы педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности. Тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса или дефицитов педагога. Вся работа учителя – это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. Составление индивидуального образовательного маршрута – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему педагогу в этом сложном деле, как правило, необходима помощь наставника. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. Задача руководителей методических служб состоит в том, чтобы планирование собственного профессионального развития становилось для педагога внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, постоянно совершенствоваться.

Рис.9 Методическая система школы: опыт и инновации

Мероприятия, включаемые в годовой план работы школы, обеспечиваются технологическими картами. Организаторы и исполнители мероприятий, выбирая форму деятельности, создают предпосылки для мотивации педагогических работников к непрерывному самообразованию. Каждая из форм деятельности, может использоваться при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников.

Методическая служба школы, организованная как целостная система позволяет планироваться работу с учетом профессиональных дефицитов педагогов. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Школа признана победителем регионального конкура моделей наставничества педагогических работников образовательных организаций ХМАО – Югры.

Тригонометрическая криптография

Среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика.

С. В. Ковалевская
Рис.10 Методическая система школы: опыт и инновации
Сапилкина Светлана Геннадьевна,Учитель математики и геометрии

Методическая система «Тригонометрической криптографии» и шифр был разработан В. П. Сизовым. На данный момент существует два способа улучшения данного шифра, однако работ в этом направлении нет.

Уравнения волны у = cos(x + N·∆х) – пример одной из многих функций, имеющих постоянную амплитуду и непрерывных на всем промежутке x ∈ (—∞, +∞). Важным моментом является то, что если для у = cos(x + ∆х) параметр ∆х не равен – 2 π/N, где N – любое целое число, то период гаммирования данной конкретной функции бесконечен. Данную функцию можно рассмотреть с помощью нескольких алгоритмов, применение тригонометрической криптографии: алгоритм шифрования; алгоритм дешифровки.

Алгоритм шифрования – набор математических правил, определяющих содержание и последовательность операций, зависящих от ключевой переменной (ключ шифрования), по преобразованию исходной формы представления информации (открытый текст) к виду, обладающему секретом обратного преобразования (зашифрованный текст), данное определение характеризует Росс Андерсон.

По координатной оси Х расставляются компьютерные символы в любом порядке. Каждому символу соответствует свой порядковый номер от 1 до 256. Всего в компьютере используется 256 символов. По оси Y расставляем те же самые символы в любом (таком же или другом) порядке. Им также переводящая исходный текст в шифротекст:

Y = X + 256·(cos (Z + N·∆х)) mod 256,

где Х – порядковый номер того символа, который нужно зашифровать; Z, ∆х – любые числа, являющиеся секретными параметрами нашего ключа. Остальные параметры не являются секретными. Z, ∆х ∈ (—∞, +∞); N – номер по счету шифруемого символа в исходном тексте; 256 – мощность исходного алфавита. Мощность исходного алфавита может быть любой. (В нашем случае мощность равна 256, как количество символов в расширенной таблице ASCII.)

Алгоритм дешифровки – это наука о методах расшифровки зашифрованной информации без предназначенного для такой расшифровки ключа, по определению Алан Мэтисон Тьюринг.

Тригонометрический шифр является примером симметричного алгоритма шифрования, следовательно:

X = Y – 256·(cos (Z + N·∆х)) mod 256.

Если рассмотреть свойства криптосистемы с математической точки зрения, то можно заметить, вместо тригонометрических функций можно взять любые периодические непрерывные функции, определённые на всей числовой прямой.

В нашем примере мы выбрали косинус, имеющий период 2π. Тогда рассмотрим следующие выражения:

cos ((Z + 2 π) + N·∆х) = cos (Z + N·∆х); cos (Z + N·(∆х+ 2 π)) = cos (Z + N·∆х).

Второе выражение справедливо только для целого N, что, вообще говоря, выполняется. Таким образом, задача имеет не одно решение, а целое множество, каждое из которых отличается на 2π по любой координате. Это «уязвимое место» справедливо и для остальных модификаций криптосхемы – достаточно лишь знать период функции.

Этот факт снижает пространство поиска с R2 до прямоугольника:

0 < Z < 2 π, 0 <·∆х < 2 π.

Теоретически радиус такой окрестности должен находиться в пределах 1/(2N) для параметра Z и в пределах 1/(2Nm) для параметра ∆х. Для алфавита из N = 256 символов и текстов длиной m = 500 символов эти величины имеют порядок 10–4 и 10–6 соответственно.

Можно заметить, что чем больше длина текста, тем меньший требуется радиус окрестности для корректной его дешифровки.

Если мы посмотрим экспериментально, то увидим, что начальный фрагмент текста уже является читабельным в окрестности 10–4 истинного решения. В окрестности 10–5 в тексте уже легко прослеживается смысл (200-символьные тексты расшифровываются полностью), а в окрестности 10–6 полностью расшифровываются даже 400- символьные тексты.

Построим равномерную сетку с шагом h = 10 –5. Решениями будут служить точки в узлах сетки. Для их представления потребуется хранить 5 разрядов после запятой по каждой координате. Нетрудно посчитать, что количество элементов в пространстве решений составит (2π·10 5)2 ≈ 4·1011.

Однако стоит уделить внимание, что решить даже такую задачу полным перебором, в отличие от генетического алгоритма, за приемлемое время не представляется возможным.

Таким образом можно сделать вывод, что на данный момент есть два основных способа улучшения алгоритма тригонометрического шифра:

1) использование функции с большим периодом, так как период влияет на количество переборов вариантов ключа с нужной точностью (если период функции kπ, то количество вариантов ключа пропорционально k2. Например: функция с периодом 8π будет иметь в 16 раз больше вариантов ключа, чем обычная функция у = cos (x + ∆х). Однако недостаточно просто получить функцию с большим периодом – важное значение имеют «биения» функции. Математическая задача состоит в том, чтобы функции имели как можно более широкий разброс в спектре частот, содержащихся в функции;

2) введение третьего параметра ключа. Данное улучшение позволит перейти от плоскости, на осях которой расположены параметры ключа, к объему. Теперь для того, чтобы найти тройку параметров с точностью 10–5, потребуется уже не 1010, а 1015 переборов. Учитывая, что и период функции будет возводиться в третью, а не во вторую степень, можем предполагать, что данное улучшение позволит тригонометрическому алгоритму быть неуязвимым.

Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах

Учитель живет до тех пор, пока учится.

К. Д. Ушинский
Рис.11 Методическая система школы: опыт и инновации
Арабова Зульфия Фейзуллаевна, воспитатель дошкольных группСОШ п. Сосновка

Хороший воспитатель – это тот воспитатель, который, ориентирован на профессиональный рост, на повышение педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Педагогические конкурсы помогают реализовать эти задачи. Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей. Для воспитателя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, показать результаты своей работы с детьми, совместной работы с родителями.

Так, в конце 2024 года приняла участие в муниципальном конкурсе "Лучший педагог дошкольного образования", который проводится в рамках реализации национального проекта «Образование» в Белоярском районе. Этот конкурс был для меня возможностью не только проявить свои профессиональные знания и навыки, но и получить опыт для дальнейшего развития в педагогической деятельности.

Продолжение книги