Ох уж эта зависть! Мастерство управления бесплатное чтение

© Елена Акчурина, 2025
ISBN 978-5-0065-5400-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
С самого детства мы привыкли думать (или нас так учили?), что зависть – это плохо. Но, позвольте! А что тогда двигало вами при стремлении развиваться, совершенствоваться и достигать поставленных высот? К примеру, давным-давно вам повстречался талантливый и успешный директор школы. Вы восхищались им и… сами захотели стать директором. Что двигало вами? Разве не зависть? Другой вопрос состоит в том, что зависть может быть очень разной. Давайте попробуем во всём этом разобраться! А начать, пожалуй, нужно с самого определения понятия «зависть».
Что такое зависть?
Тема зависти будоражила умы и сердца человечества с древних времен. Ещё Аристотель в своей «Риторике» сказал, о том, что зависть – это боль, вызванная счастьем других. И. Кант представил зависть как злонравный образ мысли и склонность воспринимать благополучие других с неудовольствием, хотя оно и не наносит никакого ущерба нашему благополучию. С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» определяет зависть как чувство досады, вызванное благополучием и успехом другого.
Каждый из нас хотя бы один раз в жизни кому-то завидовал. И не один раз… Но почему-то мы боимся в этом признаться, хотя порой и хвастаемся более неблаговидными поступками. Возможно, дело в том, что общепринято воспринимать зависть как порок. И причиной такого отношения является религиозная традиция, рассматривающая зависть как один из смертных грехов. Кроме того, отрицательное отношение общественного мнения к зависти может быть обусловлено негативными последствиями, которые практически неизбежно наступят.
Таким образом, воспринимая зависть как социально неприемлемый феномен, мы придаем ей ярко выраженную негативную окраску и всеми силами стараемся тщательно подавлять, отрицать и маскировать это чувство. Мы привыкли воспринимать зависть как чувство строго отрицательное, как человеческий порок, который необходимо искоренять, с которым нужно бороться всеми доступными средствами. Но давайте попробуем посмотреть на зависть немного с другой стороны.
Рассмотрим зависть не как неприязненное межличностное чувство, выражающееся в бесконечных склоках в наших и так не простых, преимущественно женских педагогических коллективах, а как инструмент мотивации достижений вашего персонала, как двигатель постоянного развития самосовершенствования личности ваших сотрудников. Разве не к этому Вы постоянно стремитесь, побуждая своих педагогов к дополнительному профессиональному обучению и участию во всевозможных конкурсах педагогического мастерства. Однако начнем с анализа общепринятых представлений.
В быту зависть можно определить как отношение одного человека к другому, вызванное невозможностью иметь то же, что есть у другого и сопровождаемое разочарованием. При этом эмоциональная окраска такого отношения будет зависеть от множества внешних и внутренних факторов.
Чему завидовать?
Объектом зависти может быть как один конкретный человек, так и абстрактные категории лиц (артисты, художники, бизнесмены и т.д.). А вот предметом зависти может являться: успешная карьера, социальный статус, профессиональные успехи, творческие способности, похвала значимого человека, личностные качества, общительность, наличие верных друзей, возможность качественного отдыха, материальное благополучие, финансовая независимость, наличие крепкой семьи, успешные дети, состоятельные родители, здоровье, молодость, красивая внешность, модная одежда, внимание противоположного пола и др.