Путешествие с Кубиком по сказкам с Буквами. 16 развивающих занятий для детей 3–4 лет с использованием техники рисования на световых столах с фото к каждому занятию бесплатное чтение

© Ольга Викторовна Зубкова, 2025
ISBN 978-5-0065-5943-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Особенности развития детей 4-летнего возраста
В четыре года дети находятся на важном этапе своего развития, когда происходят значительные изменения в различных аспектах их жизни. Некоторые из ключевых особенностей развития в этом возрасте включают:
1. Физическое развитие:
• Улучшение координации движений. Дети становятся более ловкими, могут прыгать, бегать, лазить и выполнять более сложные физические задачи.
• Развитие мелкой моторики. Дети могут самостоятельно рисовать, лепить, строить конструкции и выполнять другие действия, требующие тонкой моторики.
2. Когнитивное развитие:
• Развитие воображения и способности к игре. Дети начинают активно играть в ролевые игры и придумывать истории.
• Увеличение словарного запаса и улучшение навыков общения. Они могут задавать много вопросов и активно участвуют в разговорах.
3. Социальное и эмоциональное развитие:
• У детей формируются первые дружеские отношения. Они начинают взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками и играть в совместные игры.
• Эмоциональная выраженность становится более разнообразной. Дети могут проявлять радость, гнев, страх и другие эмоции, а также учатся понимать эмоции других.
4. Психосоциальное развитие:
• Формирование самостоятельности. В этом возрасте дети стремятся делать всё самостоятельно и часто проявляют желание заявить о себе.
• Появление первых представлений о правилах и справедливости. Дети начинают осознавать понятия «правильное» и «неправильное», а также учатся следовать основным правилам в играх.
5. Развитие самостоятельности:
• Дети начинают проявлять интерес к рутинным делам, таким как одевание, уборка игрушек, помощь в простых домашних задачах.
Эти особенности подчеркивают важность создания поддерживающей и стимулирующей среды для детей в этом возрасте, чтобы помочь им развивать свои навыки и способности.
Как не перегружая ребенка информацией в 4 года и не заставляя ребенка, дать основу знаний и развить необходимые навыки? Родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить ребенка к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Сделать это можно, используя технику рисования на световом столе песком и на песке.
Во время занятий работают все анализаторы и развиваются все высшие психические функции в комфортной и безопасной игровой атмосфере. Рисование двумя руками одновременно повышает способность к обучению, способствует развитию интеллекта ребенка.
Обучение грамоте начинается со знакомства со звуком и образом буквы. И от того, как регулярно, последовательно и в какой доступной и интересной форме дети будут знакомиться с буквами, зависит успех в чтении и письме. Четыре года – это возраст, когда ребенок активно осваивает окружающий мир, с другой стороны, высокий уровень двигательной активности и низкие показатели концентрации внимания и произвольности поведения, затрудняют процесс обучения. Рисование на световых столах песком – это увлекательное и полезное занятие для детей разного возраста. Песок – это естественная среда, где дети чувствуют себя легко и комфортно. Это уникальный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития.
Деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер.
Цель: создание условий для усвоения и закрепления детьми зрительно-пространственного образа буквы.
Задачи:
• формировать графический образ буквы;
• соотносить звук и его символ;
• развивать пространственные представления;
• развивать фонематический слух;
• развивать речь;
• пополнить словарный запас;
• развивать зрительное восприятие и внимание;
• развивать эмоционально-волевую сферу;
• развитие нравственных качеств;
• воспитывать навыки сотрудничества в коллективе.
Предполагаемый результат:
Закрепление связей между звуком и ее графическим изображением.
Оборудование:
• игрушка кубик;
• стол световой для рисования;
• песок;
• набор букв;
• дополнительные материалы (камушки, кисти, трафареты, игрушки).
Продолжительность занятия 20—25 минут один раз в неделю.
Возраст 3—4 года.
Отзывы родителей
по результатам занятий
«Спасибо Вам большое за интересные и очень полезные занятия».
«Спасибо Вам большое за занятия. Очень увлекательно и познавательно. Ребенок рассказывает, очень нравится».
«Я не знала, что данные занятия готовят ручки детей к письму. Была очень удивлена, когда увидела, как моя дочь чётко и ровно рисует по строкам в альбоме. Спасибо».
«Изучение ребятами букв через работу с образами позволяет ускорить процесс запоминания букв. Формирование такого навыка полезно для будущего школьного обучения. Спасибо.»
«Мой сын не проявлял интереса к буквам, сейчас он рассказывает сказку про букву и называет и узнает в словах. Сам сочиняет истории и пробует нарисовать. Спасибо».
Приёмы рисования песком
на световом столе
для детей 3—4 лет
Приёмы рисования
Рисование песком на столе состоит из двух основных техник.
Первой является рисование на песке. Для него готовят фон – равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии.
Обратная этому техника – рисование песком. На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются.
• Насыпание и заполнение пространства. Песок зажимают в кулаке и распределяют на столе. Можно кидать его горстями, но тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.
• Кулак. Ладонь сжимают и тыльной стороной формируют пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Также такой техникой можно изображать предметы с лёгкой структурой – облака, солнце, фрукты, овощи.
• Ладонь. С помощью ладони разравнивают слой песка, стирают предыдущий рисунок, создают крупные световые пятна. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий – например, волосы, волны.
• Ребро большого пальца. Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности.
• Рисование пальцами. Могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звёздочки.
• Щепоть. Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Песок набирают в щепоть и засыпают им нужные участки. Этим создают оттенки и полутона.
• Отсечение лишнего. Когда рисунок уже готов, ребром ладони «отсекают» лишнее и сметают со световой доски.
Правила
1. Нельзя сыпать песок за край стола и на бортик стола.
2. Нельзя сыпать песок в глаза и рот.
3. Перед занятием и после дети должны мыть руки.
Занятие 1. Сказка про букву «А»
Педагог-психолог: ««Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Все вместе произносят стихи для начала занятий в песке.
- Мы зашли в дремучий лес
- Там нас ждет страна чудес
- А волшебные герои
- Приглашают нас играть
- И в песке порисовать.
Появляется Кубик.
Кубик: «Здравствуйте, ребята!»
(Кубик может быть с буквой на стороне или с весёлым смайлом).
Дети: «Здравствуй, Кубик!»
Кубик: «Я хочу научиться читать, но не знаю, что для этого нужно.»
Ответы детей. «Нужно знать буквы.»
Кубик: «Буквы нужно уметь писать, а я только рисовать умею.
Получится у меня? А вы умеете писать?»
Ответы детей. «Нет, но мы умеем рисовать.»
Кубик: «А вам хотелось бы узнать про буквы, как мне?»
Ответы детей. «Да!»
Педагог-психолог: «Приглашаю вас в путешествие». Достает волшебный кристалл. Все вместе произносят стихи-ритуал вхождения в сказку.
- Камень, камень, ты красивый
- Обладаешь большой силой,
- Ручкой камушек потрем
- И сразу в сказку попадем.
На улице Алфавитная жила была буква «А».
Дети знакомятся с буквой «А». Произносят.
Если есть набор сенсорных букв Монтессори, то обводят букву пальцем.
Рисуют на песке, украшают камушками.
Вернувшись из путешествия, буква «А» решила рассказать про город Анапу, где она отдыхала, всем буквам. И решила организовать праздник. Она пригласила каждую букву Алфавита.
Буква «А» решила приготовить фруктовый салат из своих любимых фруктов и угостить всех.
Бука «А» пошла в магазин. Ей нужны были апельсин, абрикос, ананас, айва, авокадо. Но нигде в магазине этих фруктов не было. Она очень огорчилась.
Педагог-психолог: «Ребята, а почему у буквы „А“ эти фрукты любимые? (Они начинаются с буквы „А“). Какие еще фрукты вы знаете?». Ответы детей.
«Какое настроение у буквы „А“ после путешествия? Хорошее. Как нарисовать хорошее настроение? (Улыбка).»
«Буква «А» не сможет сделать любимый фруктовый салат. Она загрустила. Какое у нее настроение? (Улыбка «вниз»).
Что мы может сделать для буквы «А»? «Ответы детей.
Дети рисуют тарелку. На тарелке кулачком рисуют апельсины, абрикосы, бананы ребром ладони, виноград двумя руками, всеми пальчиками. Пальчиком (ножиком) «режем» все фрукты на мелкие кусочки, «солим» «щепотка песка тремя пальцами», добавляем «масло» (песок из кулачка). Салат готов. Помогли букве «А».
Обсуждение. «Что было дальше с буквой „А“? Любите ли вы фрукты? Почему фрукты нужно есть? Какие фрукты положила в салат буква „А“?»
Все вместе произносят стихи для прощания с песком.
- Посмотри в свои ладошки и на пальчики свои.
- Они сегодня помогли нам в сказке букву «А» найти.
- Порисовать и подружиться и сделать добрые дела.
- А сейчас пришла пора нам сказать пока, пока.
- Пока Кубик, пока песочек.
Занятие 2. Сказка про букву «О»
Педагог- психолог: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Все вместе произносят стихи для приветствия и занятий в песке.
- Мы зашли в дремучий лес
- Там нас ждет страна чудес
- А волшебные герои
- Приглашают нас играть
- И в песке порисовать
Все вместе произносят стихи для приветствия и занятий в песке.
Кубик: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуй, Кубик!
Кубик: «Я очень ждал встречу с вами. Я смотрел на солнце и думал, а есть круглая буква, как солнце, как колесо? А что еще бывает круглым?»