Вакцинация стрессом бесплатное чтение

© Алексей Суханов, 2025
ISBN 978-5-0065-6710-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вакцинация стрессом.
Природная среда, как средство профилактики социального инфантилизма и «цифровых» заболеваний.
Благодарности
Поисковое исследование – всегда неизвестность.
Каждый из нижеперечисленных внёс свой вклад, оказав неоценимую помощь.
Арнаутов С. В., Рыбалов Д. Е., Малашевский П. Ю., Ильин В. В., Захаров К. А., Моисеев С. М., Бурдули Л., Лимберти Д., Чонишвили С. Н., Дроздовский А. К., Бутырин Д. Н.
Особая благодарность участникам первой и второй исследовательских групп.
Бутырин П.Л, Бутырин С. П. Головешкин Е. Е. (старший), Головешкин Е. Е. (мл.), Корнев М. П., Мангушев Э. Ф., Мангушев М. Э.,Седов А. А., Суханов Р. А., Суханов О. А., Цымбал М. С., Шарапка В. Н.. Шарапка С. В., Ямковой А. С., Ямковая У. А.
Создание базы для воспитания молодого поколения является долгом любого цивилизованного государства и его граждан. Система безопасности образовательного и воспитательного процесса – приоритетная задача. Создание концепции такой системы на основе современных научных данных – задача научного сообщества. Адаптация системы под конкретные условия – задача практиков.
В основе разработки системы объективной оценки и прогнозирования поведения человека в природной среде, о которой пойдет речь в этой работе, лежат фундаментальные анатомо-физиологические различия между людьми. Именно эти отличия в первую очередь влияют на особенности восприятия и реагирования конкретного человека на окружающую обстановку. Природная среда является объективно опасной. Специалистам, работающим с детьми в сложных автономных условиях, необходимо заранее иметь информацию о психологических особенностях каждого конкретного члена группы, особенностях реагирования на определенные факторы, а также психологическую совместимость с другими членами этой группы, для своевременной профилактики опасных ситуаций. К сожалению, научное сообщество до сих пор не может предложить способ решения элементарных задач, связанных с обеспечением безопасности пребывания человека в определенных условиях, несмотря на то, что необходимые составляющие для разработки системы объективной оценки и учета индивидуальных особенностей человека уже имеются. Вместо этого мы наблюдаем падкость на модные когнитивные науки, выступления блогеров, бесконечные конференции и измерение электрических потенциалов мозга медитирующих монахов.
Мы запутались. Платой за ошибки и нежелание нести ответственность становятся человеческие жизни. Что в таком случае можно сказать о системе безопасности в среде, если практики, которые годами работают с детьми в «полевых» условиях, не имеют возможности пользоваться инструментарием современных научных достижений. Рискуя собственными жизнями они продолжают практически вслепую оценивать обстановку. Под прессом бюрократизации, безучастности науки и незащищенности со стороны государства, они вынуждены сами заниматься поиском решений.
Если в областях науки, образования, государственного управления найдутся те, кто сможет принять эту скромную работу, не как ущемление своего эго, но как к призыв к действию, значит годы проведенные в тайге и горах с исследовательскими группами будут не напрасны.
Введение
Нежелание принимать ответственность, неспособность участвовать в социально значимых процессах и получать удовлетворение от дел, несущих пользу обществу, эмоциональная и волевая незрелость…
Список можно продолжить. На сегодняшний день этой проблеме уделяется слишком мало внимания. Биотехнологии, «ИИ» (искуственный интеллект), космос, квантовые компьютеры и метавселенные захватили умы ученых и общества. При всём этом, будто специально, происходит тотальное непонимание, что до перехода за горизонт новых открытий, человечество еще не раз столкнётся с преобразованными, трансформированными под современность, проекциями «старых» проблем.
Социальный инфантилизм – это следствие дефицита трудностей, которые практически отсутствуют в современном, социально развитом обществе. Это отсутствие полезного стресса (эустресса), необходимого для формирования и существования личности.
Мы являемся свидетелями и участниками интереснейших процессов, модальность которых мы не можем объективно оценить. Меняется не просто какая-то особенность или отдельная черта, меняется сам человек, меняются принципы его мышления, которое всё больше становится похожим на примитивную компьютерную комбинаторику. Использование общей базы с готовыми вариантами и их комбинацией дают быстрый результат, но сильно ограничивают творческие возможности. Сама идея творческого процесса делегируется искусственному интеллекту. Понимание всей глубины той ямы, в которую мы попадаем как вид, приходит в зрелом возрасте, и далеко не ко всем. Значит ли это, что уперевшись в очередную бюрократическую стену, стоит наконец отступить, оставить ситуацию и плыть по теченью? Или в очередной раз прощупывать лбом самое тонкое место в бетоне, чтобы попытаться продавить?
Рассматривая систему дополнительного образования в концепции «не для школы, но для жизни» и наблюдая современную картину изменений и скачков геополитических, социальных, психологических, невольно начинаешь задумываться о результатах таких перемен в мировом масштабе. Сложно понять, каким будет общество и система его отношений через 10, 20, 40 лет. Как исследователю в области образования, автору необходимо понимать, какую информацию, в каком объеме и какими средствами необходимо давать сейчас, чтобы она была актуальна через указанные выше сроки. Она должна быть нацелена на удовлетворение нужд не только конкретного человека, но и содержать в себе основу для поддержания и благоприятного развития общественно-социальной, культурной, военной и других сфер страны, гражданином которой он является. Для этого необходимо не просто написать очередную программу по преодолению кризиса при помощи политической или экономической комбинации, но создать в стране благоприятные условия, которые будут способствовать личностному росту её граждан. [76]
Для решения этих вопросов нам в первую очередь необходимо понимать основной вектор развития событий. В большинстве современных источников описание мировых и локальных событий и явлений происходит через призму экономического, психологического, биологического и других подходов. И поскольку автор не является экспертом в области политики и экономики, и в течение двадцати лет своей жизни работал с детьми, десять из которых в экстремальных условиях (с 2015 г.), то объяснение причин и подхода к решению обозначенной в работе проблемы, будет происходить именно с точки зрения биологического и психолого-педагогического подходов.
Однако для прогнозирования и просчета сценариев развития мирового общества, и России, в контексте мирового общества, необходим подход геополитический. Обращаясь к работам экспертов в области геостратегии, автор позволил себе кратко описать картину будущего мира.
Работа носит междисциплинарный характер. Она ориентирована в первую очередь на специалистов из областей образования, спорта, медицины, социологии, психофизиологии. Информация, представленная в данной монографии, будет полезна в качестве определения возможного направления психофизиологических исследований для соответствующей возрастной категории, а также для формирования целей и задач в области экспериментальной педагогики.
Для неспециалистов работа полезна тем, что содержит достаточно обширный пласт теоретической информации об особенностях формирования ребенка в условиях современной среды, а также практические советы, которые помогут в анализе ошибок в процессе воспитания своего ребенка. Информация представлена в концентрированной форме и содержит ссылки на специальную литературу для более детального изучения интересующих вопросов.
Для специалистов данная работа должна рассматриваться, как дискуссионная. Автор кратко описал скромные результаты своей работы и предпосылки создания модели профилактики социального инфантилизма, работающей на принципе искусственного созданного дефицита комфорта. Это обобщение узкоспециализированной информации и её применения, при поиске ответов на возникшие в ходе двадцатилетней работы практические вопросы, касающиеся как циклических, так и новых особенностей развития российского и мирового общества.
Какой мир нас ждёт
В 2022 году скорость течения мировых процессов резко увеличилась.
Мир вступил в эпоху войн и катастроф. Тряска продлится ближайшие 10—15 лет. Центром театра мировых действий будет район Тихого океана.
На наших глазах происходит процесс переформатирования мировой системы взаимоотношений. По итогу наиболее вероятным сценарием видится распад мира на панрегионы с центрами-метрополиями, прилегающими к ним территориями и дикими землями (полное отсутствие централизованной власти). Примерно к 2035 году проявятся тренды основных мировых сценариев.
В настоящее время, наша страна ведет активную борьбу за формирование собственного панрегиона, на что у нас есть все шансы.
В период 2035—40 годов ожидается переход метрополий панрегионов в 6-й технологический уклад (роботизация, аддитивные технологии, замкнутый ядерный цикл). До 30 х годов оптимальное проживание в России будет в столицах и городах, где сохраниться системообразующее производство. После перехода в 6-й технологический уклад, урбанизация перестанет иметь важное значение для таких стран. Оптимальное проживание будет в небольших городах (примерно 100 тыс. человек) в комфортных климатических условиях.
Высокая транспортная и информационная связанность, мобильность населения, доступность ресурсов, социальные перспективы, психологический комфорт, станут характерными чертами общественной социальной структуры [107,Т. 1, стр.192].
После окончания периода войн и катастроф, в 2040 х годах, между панрегионами развернётся война психо-исторических смыслов. В ближайшие 25 лет ключевыми моментами будут трансиндустриальная революция и поиск вариантов мирного сосуществования отдельных стран и регионов. Во второй половине XXI века человечество столкнётся с более мощными вызовами, среди которых
– противостояние с другими видами разума (трансгуманизм и/или искусственный разум);
– космическая экспансия;
– геоклиматические изменения.
Ближайшие 10 лет будут сопровождаться действиями по преодолению последствий мирового экономического финансового и структурного кризиса.
Разработка программы по освоению Арктики и глубин мирового океана, космические военные и научные проекты, выйдут на первый план.
После 2040 годов исследовательские интересы будут направлены к окраинам солнечной системы. Приоритет будет отдан экспедициям на дальние рубежи через пересадку на автономных космических базах. Всвязи с этим, в 2030—2040 годы наземная инфраструктура будет изменена и адаптирована под нужды космических программ:
– создание ядерных двигателей – после 2030;
– формирование системы орбитальных лифтов и космического дока – после 2040 х.
Условия космической экспансии до 2060 г будут оптимальными для отработки технологий 6 го уклада.
Следующим этапом освоения космоса будет период с 2060 х годов. Выход человечества к границам солнечной системы, что станет возможным благодаря переходу в 7 й технологический уклад (биотехнологии, термоядерная энергетика, когнитивные технологии) и формированию автономных космических баз на дальних рубежах.
Биотехнологии принесут не только блага, но и серьезные угрозы (вмешательство в генетику, селективное биологическое оружие, разрушение моральных принципов). Человечество столкнется с геополитическими, климатическими, психо-историческими вызовами. [106, стр.140—143].
Сложные автономные условия, работа в малых группах, интеллектуальные и физические и психологические нагрузки, будут требовать специальных навыков и опыта кооперации.
Миру нужны будут исследователи. Люди, которые смогут принимать решения автономно, планировать, ставить рациональные цели и находить пути их достижения. Обоснованный риск и способность действовать во имя общей идеи, высокие идеалы, выходящие за рамки жизни по биологическим принципам, станут основой будущего развития и выживания страны и человечества.
Перспективы развития говорят о том, что точечная работа и подготовка уникальных специалистов, в данных направлениях, уходят в прошлое. Необходимы не просто массовая подготовка специалистов, а формирование необходимых навыков на уровне целых поколений, что невозможно без решения «проблем цивилизации» Сама система воспитания должна способствовать формированию необходимых навыков.
Современные проблемы
За время своей работы тренером в системе классического джиу-джитсу, автор имел возможность наблюдать развитие неутешительной тенденции с высокой динамикой, которая при поверхностном рассмотрении, может выглядеть как падение уровня усвоения информации.
Так например в состав занятия для детской группы возраста 5 – 6 лет входило 35—40 различных элементов (разминочные и акробатические комплексы упражнений, комплексы ударной и техники борьбы и др.)
В период 2006 – 2010 гг продолжительность занятия была 25—30 минут. Состав группы от 8 до 12 человек. При таких условиях за время занятия, каждый из присутствующих детей успевал повторить все элементы.
В период с 2010- 2014 года состав упражнений для возраста 6 ти лет остался прежним, время занятия увеличилось до 40—45 минут.
В период с 2014 – 2019 гг. продолжительность занятия осталась прежней, количество элементов осталось прежним, но увеличился возраст детей (до 7—8 лет), способных повторить эквивалентное количество элементов. Примечательно, что в данный период увеличилось количество акробатических и силовых элементов, но уменьшился объём технической части, требующей сложной двигательной и зрительно-моторной координации.
В период с конца 2019 до конца 2021 года занятия проводились нерегулярно, и оценить уровень усвоения информации не представлялось возможным.
В период с 2022 года и по настоящее время картина выглядит ужасающе. Поскольку за одно занятие продолжительностью 1ч.30 мин. дети возраста 10 -12 лет не успевают повторить двух уже известных техник борьбы. Элементарную переднюю подножку они не могут выучить в течение двух лет регулярных занятий, испытывают сложность с копированием стойки, которую демонстрирует тренер, а именно, не могут отличить правостороннюю стойку от левосторонней, испытывают трудности с координацией рук и ног, фокус внимания рассеян, не могут удержать двух/трех элементов в оперативной памяти, испытывают сложности с заданиями, требующими работы воображения. О качественном изучении новых технических элементов говорить не приходится. С детьми младшего возраста в отдельных группах занятия с 2022 года не проводятся.
Такая тенденция невольно наталкивает на мысль о поиске причин развития подобной ситуации. Они могут быть как внутренние (морфофункциональные изменения), так и внешние (изменение условий окружающей среды).
В любом случае, прежде чем обвинять современное поколение в несоответствии нашему уровню мышления, необходимо вспомнить, что именно они приняли на себя удар технологического развития. Сама среда, в которой развивается современный ребенок радикально изменилась. Попытки изучения личности не могут с уверенностью опираться на традиционные концепции психического развития, которые были выработаны в совершенно иной социально-культурной парадигме. [9] И именно этот факт не дает нам морального права относиться к ним с пренебрежением.
Уровень усвоения информации
Уровень усвоения информации падает с каждым годом, по мнению автора, это связано в первую очередь с развитием систем интернет коммуникации, влияние которых на когнитивные способности является не только прямым (непосредственное взаимодействие с техническими средствами), но и косвенным, имея в виду имитационно-адаптивную составляющую сознания ребенка (копирование и подражание действиям взрослых).
Социальные сети и мессенджеры усложнили структуру социальных взаимоотношений. Мы имеем возможность, как с позиции стороннего наблюдателя, так и на собственном примере быть свидетелем процесса самоизоляции и создания вокруг человека, или самого себя, социальной оболочки, которая имитирует реальность. Мощное развитие получили в период карантина «К-19» образовательные онлайн платформы и метавселенные (“учи.ру», «госуслуги», «Roblox», «Fortnite» и др.) Усложнение социальной общественной структуры привело к увеличению объема информации, которую необходимо изучить для понимания того, как эта структура работает. Современное общество предлагает подростку большое количество выборов различных референтных групп, преимущественно базирующихся в интернет-пространстве, где предлагается большой объем разносторонней информации. [9]
Таким образом необходимо уточнение. Имеет смысл говорить о падении уровня качественного усвоения информации и каскадном увеличении информационного мусора. В моделях коммуникации это называется «источником шума».
Понятие этого феномена отражено в линейной шумовой модели коммуникации «Шеннона – Уивера» (Bell System Technical Journal in 1948.) Но если в ранней модели Шеннона-Уивера речь идет о физическом шуме, то в модели разработанной непосредственно К.Э.Шенноном и опубликованной в 1963 г. («The Mathematical Theory of Communication») говориться об «информационном шуме». Шеннон выделил преднамеренный и непреднамеренный информационный шум. Непреднамеренный – возникает случайно, в качестве помех в процессе потребления информации, преднамеренный – заранее продуманный поток информации, который определенным образом влияет на массы в обществе.
Феноменом информационного шума занимались Попов Ю. А. и Галкин В. П. (2001), Урсул А. Д. (2009), Полудина В. П. (2011), Бизюков Н. В. (2014), Миронов Д. Ф. (2015), Полянина А. К. (2020) и др.
В общем смысле информационный шум можно определить, как неотфильтрованный поток информации, усложняющий процесс правильного восприятия ее человеком. Главная опасность информационного шума заключается в том, что вне зависимости от своих способностей, человек не в состоянии запомнить весь поток информации, который он воспринимает [23]
С точки зрения биологического подхода, наличие доступа к практически любой информации, в любой момент времени, позволяет мозгу сэкономить расходы энергии на запоминании, что является биологически выгодным процессом, и, в свою очередь, лишает человека возможности развивать в себе способности к запоминанию. Стоит отметить, что мозг будет стремиться экономить на любых расходах энергии. Это правило его работы обусловлено наличием системы эндо-каннабиоидного подкрепления. При понижении расходов энергии мозгом хотя бы на 1%, наш организм получает награду в виде «коктейля» эндогенных каннабиноидов, окситоцина, эндорфина, а до начала пубертатного периода ещё и опиоидов, что делает процесс лени физиологически оправданным [87]
«Цифровое слабоумие» и «информационная псевдодебильность»
Психологический подход дает описание таких явлений как «цифровая деменция» (слабоумие) и «информационная псевдодебильность». Это относительно новые явления современного мира, которые непосредственно влияют на изменение восприятия окружающей реальности.
Термин «цифровое слабоумие» ввел немецкий психиатр Манфред Шпитцер. Цифровое слабоумие – когнитивные нарушения, возникающие в результате чрезмерного использования цифровых устройств. [108]. С 80-х годов XX века происходит бешеный скачок технического прогресса. Условия жизни людей становятся лучше благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволяют облегчить труд. Компьютеры обеспечивает автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Жизнь становится упрощенной, информация со всего мира находится в открытом доступе для человека любого возраста. Время, проводимое за цифровыми устройствами, стремительно увеличивается. Особенно заметна эта тенденция у обучающихся среднего школьного возраста. Это приводит к неизбежным последствиям для человека. Настоящей болезнью XXI века становится цифровая деменция (Digital dementia). На данный момент болезнь официально не признана, но масштабы ее поражают [25].
«Информационная псевдодебильность» – термин введенный психиатром Анатолием Николаевичем Алёхиным. Этим термином описывается состояние сходное с клинической дебильностью. Однако, если клиническая дебильность является результатом органических изменений мозга и является неизлечимой, то псевдодебильность является продуктом лени человеческого мозга. Парадоксальное состояние, при котором человек насыщает свой мозг впечатлениями от восприятия большого информационного потока, от чего у него завышается самооценка. В реальности он просто тупеет, не имея возможности обработать весь поток информации и сохранить её в долговременной памяти. Для использования новой информации её необходимо обнаружить, т.е выделить из общего информационного потока. Далее необходимо изучить эту информацию, т.е. сконцентрировать на ней свое внимание. И после восприятия этой информации её необходимо проанализировать. Поиск, концентрация внимания и анализ – это три последовательные ступени, которые необходимо пройти для того, чтобы использовать эту информацию. Суть явления псевдодебильности заключается в том, что при работе с новой информацией, человек проходит две первые наименее энергозатратные ступени и, не проводя анализа переходит к потреблению нового информационного блока. Из-за отсутствия анализа, построения новых синаптических связей не происходит и информация не сохраняется в памяти. Таким образом просмотр, например, большого количества научно-популярных видеороликов подряд, никак не может быть эффективным при изучении соответствующей темы.
«Псевдодебильность – результат болезненной информационной зависимости, проявляется в нежелании быть умным, развивать и тренировать свой мозг,
складывать сложные интеллектуальные объекты. Фактически же патологий развития мозга у человека нет. Таким образом, индивид сам, добровольно идет к отупению, дебильности, впадая в зависимость от ЦСМИиК (цифровые средства массовой информации и коммуникации). При этом индивид имеет завышенную самооценку своих интеллектуальных способностей.» [72]
Отсроченное социальное созревание
Не менее важным явлением в современном обществе является отсроченное социальное созревание.
Так в начале XIX в. юноши 14—16 лет считались зрелыми и ответственными личностями, к концу XIX в. юношеская социализация наступала в 18—20 лет. В начале XX в. возраст увеличился до 22—24 лет, а к концу ХХ в. сместился к 27—29 годам.
В данном случае уместно сказать о таких механизмах филэмбриогенеза как «анаболия» и «девиация». В эволюционной морфологии под этими терминами понимаются изменения, возникающие в органах на последних стадиях эмбрионального развития (анаболия), и возникновение отклонений от нормального развития органов в середине индивидуального развития (девиация). Описание этих механизмов применительно к мозгу, и результаты их влияния на социальное созревание, а также процессы социальных взаимодействий, доступно описано в книге Савельева С. В., «Морфология сознания. Том II», стр 37.
Обобщая, можно сказать, что объем промежуточных правил увеличился и для их усвоения необходима мобилизация внутренних когнитивных ресурсов. Это с одной стороны. С другой стороны, современный человек может вообще не учить эти правила. Развитие технологий, дешёвая доступная одежда и развитие индустрии питания, позволяют проводить жизнь в комфортных, с биологической точки зрения, условиях, и спокойно существовать до тридцатилетнего возраста. Под комфортом автор понимает достаточное количество доступной одежды и обуви, и дешевую пищу. Термины «доступная» и «дешёвая» не являются синонимами «качественная» и «полезная» соответственно.
В момент, когда человек должен мобилизовать свои ресурсы, он расслабляется. Причинами такого парадокса могут быть как социальные процессы, так и особенности индивидуального развития человеческого организма. Скудность таких условий с точки зрения уровня стресса, и поиска ситуаций решения, приводит к отсутствию формирования новых физиологических отправлений, и, как следствие, новые поведенческие реакции не реализуются [12, стр. 47.] Это означает, что различные навыки, двигательные, речевые и т.д.. формируются в определенном возрастном периоде. И если в этом периоде условия не будут способствовать развитию конкретных навыков, то возможность формирования их в будущем будет ничтожно мала, либо попросту упущена. В этом случае наиболее ярким примером являются случаи с «маугли» (людьми, «воспитанием» которых занимались животные). Излишним будет уточнять, что фантазия Д. Р. Киплинга не имеет отношения к реальным случаям. Никакие психолого- педагогические приёмы не могут привить такому субъекту способности к человеческому социальному поведению, после возвращения в общество по прошествии определенного времени в диких условиях.
В современном мире происходит ускорение социальных информационных глобальных процессов, что значительно отличает наше общество от той реальности, в которой жили предыдущие поколения несколько десятков лет назад. Это накладывает отпечаток на новые поколения, которые ведут принципиально отличный от их родителей образ жизни. «Возрастные рамки претерпели изменения, общество столкнулось с инфантилизацией, которая с одной стороны вызвана разнообразными факторами (медиа, виртуализация), а с другой, сама становится их катализатором» [81].
Старшее поколение не может угнаться за быстро меняющимися интересами современного ребенка, который развивается сам по себе, что не позволяет продуктивно влиять на его воспитание. «Отсутствие преемственности и передачи культурных ценностей от поколения к поколению затрудняет формирование устойчивых целей у подростка» [9].
На наших глазах происходит эскалация региональных и мировых конфликтов, что приводит к значительным сознательным переменам целых регионов. Опираясь на широко известную пассионарную теорию этногенеза
Льва Николаевича Гумилева (1912—1992 гг.), где этнос представляется, как «биосоциальный» организм со своими периодами жизни, нетрудно провести параллели с ушедшими в историю, и понять, по характерным признакам, в каком периоде мы находимся сейчас, и что будет с нами в случае пассивного ожидания.
Таким образом в настоящее время происходят несколько параллельных процессов. С одной стороны это формирование людей с отличным от предыдущего, не цифрового поколения, образом мышления, а с другой – формирование новой пассионарной волны (начиная с весны 2014г.). Игнорирование проблем изучения, взращивания, воспитания, подкрепления пассионарности неизбежно приведет общество к пассивному состоянию в будущем, и вырождению этноса. Эта тема прекрасно проиллюстрирована в романе Томаса Манна «Будденброки. История гибели одного семейства».
Для решения проблемы профилактики социального инфантилизма в будущем, автором предложена экспериментальная модель, построенная на принципе «искусственного дефицита комфорта». Суть модели заключается в создании среды с максимально допустимыми, длительными, индивидуально дозированными стрессовыми нагрузками, что позволит заранее создать и отработать в сознании молодого поколения систему когнитивных кортикальных запечатлений, на ранних этапах формирования моделей социального поведения в возрасте 8—12 лет.
Внедрению принципа искусственного дефицита в общую образовательную программу предшествует необходимость решения важных практических вопросов.
– Каким критериям должна отвечать система, построенная на принципе искусств енного дефицита?
– Какая среда будет соответствовать этим критериям?
– Как спрогнозировать уровень стресса при нахождении в среде конкретного человека?
– Как происходит адаптация конкретного человека к условиям среды?
– В условиях какой геополитической обстановки должна работать модель на принципах искусственного дефицита?
– Как погружение погружение в сложные условия может повлиять на формирование жизнестойкости?
Прежде чем ответить на эти вопросы, нам необходимо подробнее рассмотреть сами понятия «стресс», «адаптация», «социальный инфантилизм», стрессовая среда», и «жизнестойкость».
Основные понятия
Социальный инфантилизм
Термин «инфантилизм» получил широкое распространение в современном мире, как, впрочем, и само явление.
Впервые термин был предложен французским невропатологом Эрнестом Шарлем Ласегом в 1864 году
Вот какое определение инфантилизму даёт Н. Р. Шастин в Большой Советской Энциклопедии
Инфантили́зм (от лат. infantilis – детский) задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту. Причинами И. могут быть инфекционные заболевания (туберкулёз, сифилис, малярия, различные повторные инфекции), интоксикации, болезни мозга, сердечно-сосудистой системы, почек, длительные кишечные расстройства, а также неполноценное питание, авитаминозы и плохие гигиенические условия жизни. Большое значение в происхождении И. имеет поражение желёз внутренней секреции, а также врожденные конституциональные особенности. Различают общий (общая задержка развития всего организма) и частичный инфантилизм (задержка в развитии отдельных органов и систем). При общем инфантилизме часто сохраняются детские пропорции тела, телосложение нежное, хрупкое, длинная узкая грудная клетка, кости тонкие, сердце маленькое, аорта узкая, кровяное давление понижено, вторичные половые признаки выражены слабо. Отмечается пониженная сопротивляемость инфекционным заболеваниям. При частичном инфантилизме на первый план выступают нарушения в состоянии отдельных систем или органов. К таким формам относятся наиболее часто встречающиеся психический, половой инфантилизм и др. При психическом инфантилизме отмечаются крайняя неустойчивость настроения и внимания, склонность к фантазированию, лёгкая внушаемость, обидчивость, робость перед всем новым. Суждения неглубоки и поспешны. В поведении беззаботность и легкомыслие сочетаются с эгоцентризмом, детской требовательностью. Половой инфантилизм характеризуется скудной растительностью под мышками и на лобке; у женщин – недоразвитием молочных желёз и матки, таз часто сужен, месячные нерегулярны, нередко отмечается бесплодие или возникают выкидыши, внематочная беременность. У мужчин половой инфантилизм встречается реже, чем у женщин. Проявляется недоразвитием наружных и внутренних половых органов, предстательной железы, отсутствием полового влечения и нарушением половых функций.
Лечение: создание благоприятных гигиенических условий, полноценное питание, занятия физкультурой, пребывание детей в различных оздоровительных учреждениях (лесные школы, пионерские лагеря, санатории). Необходимо также лечение заболевания, спровоцировавшего И. При поражении эндокринных желёз – гормональные препараты (половые гормоны, тиреоидин, препараты гипофиза и др.).
Более полутора десятков определений из других источников по своей сути мало отличаются друг от друга.
ИНФАНТИЛИ́ЗМ СОЦИА́ЛЬНЫЙ, несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в данном обществе. (Большая российская энциклопедия 2004—2017 Т. 11, 2008. Савельева О. О.)
Стоит обозначить разницу между социальным инфантилизмом и психическим. Кратко рассмотрим основные моменты.
«Психический инфантилизм» (Код по МКБ 10: F89;F60.8;F07.8) – патологическое состояние обусловленное социальными, наследственно- генетическими и органическими факторами. Проявляется в виде задержки возрастного психологического развития не менее чем на один этап. Характеризуется замедленным становлением физической психической и личностной зрелости, что приводит к нарушению социальной адаптации, при отсутствии тотальной недостаточности интеллекта. Замедление проявляется в пубертатный период (к 12 годам) и к 14—15 годам характеризуется признаками психической и физической незрелости.
На сегодняшний день существует крайне низкий уровень диагностики психического инфантилизма. В психиатрии, педиатрии и в смежных областях (образование, социология) нет единой практики ведения пациентов с этой патологией. Между тем, квалификация этого расстройства имеет важное значение.
– В рамках ВВК (военно-врачебная комиссия) психический инфантилизм и личностная незрелость могут служить основанием для отсрочки от службы в армии.
– При оценке общественно опасного поведения подростков и при КСППЭ (комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза) несовершеннолетних обвиняемых квалификация инфантильного расстройства личности может выступать в качестве доказательной базы для обоснования ограничения, и вынесения экспертного заключения о
неспособности подростка нести уголовную ответственность.
– В психолого-педагогической практике – может быть основанием для снижения требований к уровню учебной программы [64].
С позиции социальной зрелости и социализации личности социальный инфантилизм изучали Б. Г. Ананьев, С. Г. Вершиловский, И. С. Кон, В. С. Моргун и др. В то время как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. В. Зеньковский, Ж. Пиаже и С. Л. Рубинштейн исследовали то, как социальная среда влияет на становление личности. Чаще всего о социальном инфантилизме говорят, как о комплексной проблеме, характерной для молодежной среды в индустриально-развитых странах мира. Сегодня нежелание внешне зрелых людей брать на себя социокультурные функции взрослых, сделать переход от статуса подростка в статус взрослого человека встречается повсеместно. Возникновение поколения таких людей объясняется «тепличными» условиями их жизни. Нынешнее поколение 20-30-летних не проходило тех потрясений, которые прошли их предшественники [31].
Важно отметить, что с проблемой социального инфантилизма можно работать педагогическими методами, с проблемой психического инфантилизма первоначально работают специалисты психолого-психиатрической практики, поскольку в основе последнего часто лежат органические нарушения, что, в принципе не исправляется посредством педагогических методик.
Проблема социального инфантилизма является общемировой. И если в период до начала 21 века это была проблема внутри семейных отношений, и гиперопеки, то в поколениях 21 века мощный удар нанесли технологии, поставив эту проблему в один ряд с эпидемиологическими заболеваниями.
«Конец ХХ – начало ХХI веков ознаменовались радикальными изменениями в тенденциях развития личности, где инфантилизм может вполне претендовать на титул социальной пандемии» [70].
Стресс
Прежде чем перейти к рассмотрению темы, необходимо, определиться с понятием «стресса», и, в краткой форме,, рассмотреть этапы формирования данного понятия.
Термин «стресс» (напряжение) впервые упоминается в 1303 году в стихотворении поэта Роберта Маннинга «Handlying Synne»
Физиологические аспекты стресса были освещены в 1914 г. американским физиологом Уолтером Бредфордом Кенноном (1871—1945) [11].
Как правило, теорию стресса начинают с изучения работ известного канадского физиолога Ганса Селье, который сформулировал основную концепцию стресса. Это состояние организма, находящегося под угрозой нарушения баланса внутренних процессов (гомеостаза). Стоит отметить, что сама трактовка понятия «стресс» у Селье менялась с ходом времени. Так, если в ранних работах стрессом считалась неспецифическая реакция организма на любые сильные воздействия, то в более поздних работах произошло упрощение, и стрессом стала считаться реакция организма на любые предъявленные ему требования.
Отдельные подходы в исследовании стресса можно разделить на две большие группы. Первая группа ученых, исходя из клинического опыта и опираясь на концепцию гомеостаза, определяет стресс как внутреннее состояние организма. К этой группе относятся Селье, Кеннон, Гринкер, Суворова, Дытрых. Вторая группа понимает стресс с точки зрения обстановки, т.е. как событие в процессе деятельности. К этой группе следует отнести Гильгарда, Александера, Шпигеля [52, стр.243].
Многозначность данного термина привела к неразберихе по поводу его использования.
Изначально стресс рассматривался как физиологическая реакция организма при воздействии отрицательных факторов, представляющих угрозу для этого организма. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, который проявляется независимо от качества патогенного фактора. В своей концепции Селье выделил следующие стадии:
– стадия тревоги, которая подразделяется на фазу шока (снижение сопротивления организма) и фазу противошока (включение защитных механизмов);
– стадия устойчивости (резистентности), когда организм приспосабливается к новой обстановке;
– стадия истощения.
В качестве примечания стоит сказать о присутствии еще одной важной стадии в этой цепи – латентной стадии, которая предшествует стадии тревоги. Стадия преодоления инерции предыдущего состояния. Более подробно эта стадия будет рассмотрена ниже, в разделе прогнозирования состояний.
Первоначально, Селье отрицал ведущую роль центральной нервной системы (ЦНС) в развитии общего адаптационного синдрома, отдавая первенство эндокринной системе [66]. Такая позиция противоречила мнению отечественных ученых (Сеченову, Павлову, Филимонову, Красногорскому и др.) Обобщение опыта второй мировой войны привело к смещению в сторону психофизиологического подхода. Все чаще в содержание понятия «стресс» стали включать первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, эмоционально-психические реакции, аффективные синдромы [56]. Попытка разделения стресса на психологический и физиологический [Лазарос Р, 1970] вызывает много вопросов и противоречий поскольку реакция организма всегда имеет общий характер. Т.е при изменение чисто психологического показателя меняются и физиологические показатели (ЧСС, АД и др.)
Попытки провести четкую границу между психологическим и физиологическим стрессом до сих пор терпят неудачу. Ученые пытаются придать стрессу определенную модальность, качественное специфическое содержание, что по мнению проф. Ильина Е.П (1933—2015гг) некорректно. Сильное эмоциональное возбуждение может быть и в состоянии гнева и в состоянии эйфории, что в обоих случаях приводит к проявлению общего адаптационного синдрома.
Эти и ряд других спорных вопросов в концепции стресса привели к более дифференцированному вопросу его изучения.
Подводя черту под кратким рассмотрением понятия стресса можно сказать, что стресс – это специфическое взаимоотношение, специфической личности и специфической ситуации [Борневассер M., 1983].
В данной работе стресс будет рассматриваться, как психофизиологическое состояние. Вопросы влияния стресса будут чуть более подробно рассмотрены в следующей главе, в контексте теории адаптации организма.
Адаптация и прогнозирование
В настоящие время описано несколько сотен методов прогнозирования, а также предложена классификация этих методов [55, стр. 286].
Данная работа не включает в задачи рассмотрение всего многообразия методов и их классификации. Теория прогнозирования будет описана в общих чертах. Более подробно с данной темой можно ознакомиться обратившись к списку соответствующей литературы, представленной в конце.
В рамках данной работы вопросы теории прогнозирования будут применяться к таким объектам, как человеческое здоровье и поведение в условиях длительных психофизиологических нагрузок.
Основная цель прогнозирования – уменьшение неопределённости будущего. Для прогнозирования, как правило, применяются несколько методик.
В самом общем смысле все они подразделяются на:
– симплексные – метод поиска оптимального соотношения путём последовательного изменения отдельных параметров;
– дуплексные – последовательное или переменное использование двух методов;
– комплексные – системный подход к прогнозированию, где учитывается взаимодействие демографических, социально-политических, научно- технических и экологических факторов.
Для медицины и физиологии особенно важен последний, комплексный метод, но применительно к здоровью он имеет ряд ограничений.
Ожидаемое будущее включает три компоненты:
– детерминированную – заранее известную (суточные циклы, траектории движения планет и т.д);
– вероятностную – является основным объектом прогнозирования;
– случайную.
Это значит, что все события будущего могут как зависеть от наших действий, так и происходить вне зависимости от нашего участия [14, стр. 14—38].
Исходя из этих вариантов подход к прогнозированию может быть нормативным либо исследовательским.
Суть нормативного подхода заключается в использовании заранее известных исходных параметров и поиске оптимального результата из возможных заранее просчитанных вариантов.
Сутью исследовательского подхода является попытка прогнозирования заранее неизвестных, непланируемых событий.
По срокам прогнозы могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Применительно к здоровью человека выбор временного отрезка является как теоретически, так и практически сложной задачей. Говоря о прогнозе человеческого здоровья необходимо учитывать циклы функционирования его организма, которые могут рассматриваться в одном случае как цикл всего жизненного пути, а в другом как цикл функционирования в период одного мероприятия. К сложным объектам, коим является здоровье, применяется сразу несколько различных методов, что необходимо для повышения точности прогноза. Одним из важнейших этапов работы исследователя является оценка достоверности прогноза, которая называется верификация.
В физиологии и медицине условно выделяют четыре класса задач:
– прогнозирование состояния здоровых людей в разных условиях и при различных воздействиях;
– прогнозирование риска получения конкретного заболевания;
– прогнозирование течения заболевания;
– прогнозирование исхода болезни.
Прогнозирование состояния здорового человека при воздействии различных факторов относится к классу задач с высокой степенью неопределённости.
Для сужения границ неопределенности будущего и повышения надёжности прогноза, должна быть заранее ограничена зона досягаемости (область возможных состояний прогнозируемой системы). По мере удаления в будущее отдельные взаимно несогласованные характеристики могут выходить за пределы этой зоны, основные же объективные связи должны оставаться в её пределах. Границы зоны досягаемости обусловлены такими ограничениями как:
– истощение ресурсов,
– насыщение потребностей,
– природной среды,
– ограниченность психофизиологиеских возможностей человека [14, стр.39—70].
Поскольку человек является живой системой, его поведение не подчиняется линейным законам ньютоновской механики. Известно что в XVII в. Исаак Ньютон описывал любые возможные движения твердых тел с помощью набора дифференциальных уравнений, известных впоследствии как ньютоновские уравнения движения [55, стр. 138]. На воздействие одного и того же фактора, живая система, в отличие от неживой, каждый раз может отвечать по разному. Классическим примером является попытка спрогнозировать поведение камня и поведение животного. Если ударить камень, он полетит согласно линейным законам ньютоновской механики. Этого нельзя сказать о животном, реакция которого, на внешнее воздействие и структурные изменения будет непрогнозируема, в связи с огромным числом воздействующих факторов. В этом и состоит большая сложность при прогнозе таких объектов, как человеческое здоровье и поведение. Тем не менее, в определенной среде, можно выделить наиболее важные факторы, и попытаться составить прогноз, при воздействии их на организм.
Погружая человека в стрессовую среду и работая на границах верхнего предела, нам необходимо понимать
– во-первых как протекает процесс адаптации;
– во-вторых как определить предел человеческих способностей.
Какими должны быть условия, чтобы использовать стрессовую среду с максимальной пользой, но не допустить при этом развитие состояния болезни.
Переход из состояния здоровья в состояние болезни не происходит внезапно. Здесь имеется ряд переходных состояний.
Переход из состояния здоровья в состояние болезни является своего рода макроскачком, в рамках которого происходят микроскачки, или последовательные переходы к промежуточным состояниям.
Каждое из этих состояний является результатом взаимодействия организма со средой т.е. адаптацией организма к условиям среды. Залогом их качественного определения является взаимодействие в областях физиологии и медицины.
Судить о тенденциях к взаимодействию данных областей автор не имеет возможности, в силу крайней специфичности данного вопроса.
Адаптация – процесс приспособления функций организма и их органов к условиям среды (Большая Советская Энциклопедия).
В ответ на различные воздействия организм перенастраивает свои физиологические, биохимические и биофизические процессы, чтобы наиболее важные показатели к которым относятся вода, кислород, температура, питательные вещества (по К. Бернару) сохраняли своё постоянство.
Состояние здорового человека не статично. Оно постоянно варьирует в ответ на изменения условий среды.
Адаптация – средство разрешения внутренних и внешних противоречий жизни, она существует на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счет их столкновения и взаимоперехода [34].
По сути, адаптация – это нормальная реакция здорового организма. Защитные приспособительные реакции организма проходят три стадии:
1. нормальные физиологические реакции;
2. нормальные адаптационные изменения;
3. патофизиологические адаптационные процессы.
При воздействии фактора происходит перестройка функциональной системы. Если действующий фактор невелик и непродолжителен, то организм может сохранить оптимальную настройку. Если же фактор воздействия чрезвычайный сильный, либо продолжителен по времени воздействия, то происходит напряжение регуляторных систем, включается симпато-адреналовая система и корковая регуляция. Это приводит к активации защитных механизмов, которые включаясь в определённой последовательности, обеспечивают необходимый конечный эффект [10, стр. 16—20]. Причем важно отметить, что реакция организма будет сопровождаться такими процессами, которые воздействуют на результаты изменений и стремятся свести их к нулю, что в науке известно, как принцип Ле-Шателье.
Перенапряжение регуляторных механизмов может привести к срыву адаптации, нарушению функционирования основных систем и заболеванию.
При удачном исходе, благодаря пластичности функциональных систем, организму удается приспособиться к новым условиям. Происходит адаптационная перенастройка. Однако, приспособление к новым условиям достигается путём своеобразной «биосоциальной» платы, которую И. В. Давыдовский определил как «цена адаптации» [29], а Авцын А. Н. как «плату» за адаптацию, которая вышла за пределы «биосоциального бюджета», и требует от организма всё новых усилий [4]. Ф. З. Меерсон говорит о том, что адаптация имеет свою «энергетическую» и «структурную» цену [68].
Обобщая мнение многих исследователей можно вывести некоторые общие характеристики:
– адаптация – это стадийный процесс, в котором выделяются три основных этапа: устойчивая адаптация, недостаточная адаптация и срыв адаптации;
– напряжение регуляторных механизмов можно рассматривать как процесс перенастройки физиологических систем.
Опираясь на вышесказанное, исходом адаптивного поведения может стать:
– состояние удовлетворительной адаптации;
– состояние неполной/частичной адаптации (пограничное состояние);
– состояние напряжения регуляторных механизмов (неустойчивая адаптация);
– состояние неудовлетворительной адаптации;
– состояние истощения (срыв адаптации) [14].
Все эти состояния отражают лишь конечный результат. В практике же, необходимо знать на какой стадии адаптации находится конкретный человек в конкретный момент и в конкретных условиях.
Подводя итог можно сказать, что процессы адаптации это фундаментальное свойство живого организма, благодаря которому он сохраняет функциональное состояние в неадекватных условиях путем перестраивания взаимодействия уровней информации, энергии и структуры.
Р. М. Баевский с коллегами, основываясь на литературных данных и на собственном опыте по изучению реакции организмов спортсменов, летчиков, космонавтов предложили рабочую классификацию состояний.
1. Состояния, пограничные с нормой при минимальном напряжении регуляторных механизмов. Полная или частичная адаптация.
2. Состояния напряжения. Повышение активности симпато-адреналовой и других систем. В этом состоянии возможно кратковременное приспособление к неадекватным условиям среды.
3. Состояния перенапряжения. Адаптационные защитно-приспособительные механизмы не способны обеспечить адекватную реакцию на воздействие факторов.
4. Состояние срыва адаптации. Поломка адаптационного механизма, истощение и, далее, преморбидные (предболезненные) изменения.
Определение состояния напряжения регуляторных механизмов и будут являться диагностикой этих состояний. Об этом речь пойдет в последующих главах.
Жизнестойкость
Во время изучения вышеизложенных вопросов, в ходе практической работы, автор имел возможность наблюдать за поведением детей в различных условиях среды. Обратив внимание на то, как меняется мировосприятие, было отмечено, что с темой социального инфантилизма неразрывно связан феномен «жизнестойкости», т.е. способности человека выдерживать стрессовые нагрузки в течение определенного периода.