Энциклопедия детской безопасности бесплатное чтение

© Шарова Л., 2024

© Алифанова С., дизайн и иллюстрация на обложке, 2024

© Вдовенко Д., иллюстрации, 2024

© Оформление: ООО «Феникс», 2024

Предисловие

Дорогие взрослые!

Большинство родителей рассказывает, что воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста становится для них большой проблемой. Почему так происходит?

Главная трудность родителей заключается в том, что им непросто говорить с ребенком о возможных угрозах и объяснять правила безопасности, не вселяя страх.

Основные вопросы родителей: «Как не напугать ребенка? Как не вызвать тревожность и неуверенность? Как затрагивать “взрослые” аспекты угроз?» Если резюмировать родительские опасения, то мы увидим главный вопрос: как предостеречь ребенка от беды без негативных последствий для психики?

Многие родители и педагоги привыкли к принципу: чтобы предостеречь от опасности, нужно рассказать о ней. Но мы с вами пойдем другим путем. Мы обойдем эту педагогическую преграду и научим ребенка безопасному поведению без страшилок, тревожности и возможности спровоцировать у детей неудобные для нас вопросы.

Чтобы ребенок не попал в беду, ему вовсе не нужно знать пугающие истории о маньяках, не нужно бояться всех незнакомых людей, огня, воды, автомобилей и самостоятельности. Ему достаточно научиться трем важным вещам.

Во-первых, хорошо понять правила поведения в разных ситуациях.

Как относиться к тем взрослым, которые его окружают? Как обращаться с разными предметами в своем доме, чтобы не превратить их в опасные? Как вести себя на дороге, во дворе, в случае пожара или резкого ухудшения самочувствия? Эти простые правила можно и нужно объяснять интересно и весело, в диалоге и в игре, сопровождая их практическими тренировками и побуждая ребенка к самостоятельным выводам.

Во-вторых, для применения этих навыков на практике ребенку нужны уверенность в себе, чувство собственной ценности, понимание права на защиту своих границ, на возможность быть невежливым, громким, неудобным тогда, когда нужно постоять за себя или принять решение.

И в-третьих, ребенок должен иметь возможность свободно спрашивать у родителей, воспитателей или учителей то, что его интересует. А главное, он должен не бояться рассказать обо всем, с чем он сталкивается. Не бояться дать «неправильный» ответ, не опасаться критики и нервной реакции в случаях, когда он нарушил правила безопасности.

Система воспитания, в которой ребенок получает краткие директивы, боится наказания и пытается обойти контроль, неэффективна в вопросах личной безопасности.

С помощью этой книги мы разберем не только привычные всем «можно» и «нельзя», но и заложим в детях ту базу, без которой не построить прочный домик безопасности. И этот фундамент – понимание чувства собственного достоинства, личных границ, права на самозащиту и умение говорить «нет». Без этой основы наши дети не будут защищены по-настоящему.

Поэтому наша «Энциклопедия безопасности» составлена так, чтобы каждый взрослый мог с ее помощью выстроить в сознании ребенка верную систему правил поведения, замотивировать детей к уверенному применению этих правил на практике и дать им возможность свободного диалога со значимыми взрослыми, которые сумеют безоценочно и спокойно понять заблуждения ребенка и мягко откорректировать их.

В конце книги вы найдете тест, с помощью которого вы сможете оценить качество усвоения ребенком материала. Вы можете пройти тест дважды: перед чтением книги и после ее изучения, чтобы оценить разницу в понимании ребенком правил безопасности.

Книга предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп ДОУ в паре «взрослый – ребенок» и младшими школьниками.

Рекомендуем читать детям эту книгу по одной главе в день, не спеша, обсуждая тему каждой главы и выполняя задания. Очень важно не превращать чтение книги в «серьезный разговор», «важный урок» и не противопоставлять изучение правил безопасности играм и чтению сказок или другой развлекательной литературы. Тема безопасности сама по себе скучная, и наша задача – превратить ее в увлекательный разговор, веселые тренировки без оценок, строгости и занудства.

Когда мы учим детей переходить дорогу, то не запугиваем же их «миром опасных автомобилей» или ужасными подробностями о невнимательных пешеходах. Мы не перечисляем в панике, что именно может случиться с человеком, попавшим под колеса. Наши дети не вздрагивают, видя поток машин или красный сигнал светофора, и не испытывают неуверенность или панику, ступив на пешеходный переход. Они не мучаются от недоверия к технике в целом и к людям за рулем.

Они просто знают правила.

Так же спокойно мы учим детей плавать или кататься на велосипеде, есть, тщательно пережевывая пищу, и не выходить на мороз без одежды. Мы учим детей множеству правил, не испытывая педагогических трудностей.

И мы не ждем, что дети моментально освоят каждый из этих навыков, не так ли? Но только в сфере социальной безопасности многие взрослые теряются и идут на поводу у своих страхов и заблуждений.

Теперь мы с вами понимаем, в чем ошибка. И с помощью этой книги шаг за шагом сможем научить наших детей уверенному поведению в опасных ситуациях без тревоги, растерянности и ненужных сомнений.

Прочитав эту книгу вместе с детьми, за несколько недель вы легко достигнете оптимальных результатов, потому что предложенная в ней система[1] включает и удобную логику повествования, и необходимые повторения, и практические задания для обсуждения и самостоятельной работы.

Проект «Стоп Угроза» в 2019 году стал победителем конкурса «Лучший социальный проект России» в номинации «Дополнительное образование».

Твоя собственная сказка

Рис.0 Энциклопедия детской безопасности

Каждый из нас знает много удивительных сказок, правда? Одни сказки смешные и забавные, другие – жутковатые и завораживающие, третьи – героические и приключенческие.

Мы увлеченно наблюдаем за жизнью любимых героев мультфильмов, сериалов, кино, книжек, комиксов. Мы переживаем вместе с ними, плачем, когда им грустно, и радуемся, когда они счастливы.

А что такое сказка? Это волшебная история, разные события, обычные и невероятные, происходящие с ее героями. И часто этих героев в каждой сказке несколько. Даже в самых коротких и простых.

Если вспомнить сказку про Колобка, то и в ней речь идет не только о приключениях круглой булочки, путешествующей по полям и лесам.

Какие еще герои есть в этой сказке? Если бы эту историю рассказывала бабушка, которая испекла Колобка, то мы бы узнали о ее долгой жизни. Узнали бы о ее семье, доме, заботах и даже, наверное, о большой любви с дедушкой.

Если бы эту сказку рассказывала лиса, встретившая Колобка в конце его путешествия, то нам бы открылись истории лесных зверей и птиц, деревьев и цветов.

Но поскольку главный герой сказки Колобок, то нам эта история рассказывает о его колобковой жизни, появлении на свет, приключениях и трудностях.

У каждого из нас есть своя сказка, в которой мы – главные герои.

Представь, что ты расскажешь своим друзьям о том, как сегодня прошло твое утро, как ты проснулся и умылся, что ты съел на завтрак. Расскажешь им, с кем ты разговаривал, о чем думал, что тебе приснилось ночью. Поделишься с близкими тебе людьми историями о том, с кем ты дружишь, а с кем не хочешь дружить, чего боишься и о чем больше всего мечтаешь. Смотри, сколько историй ты можешь рассказать о себе самом!

А ведь это только один день твоей жизни! Как много всего интересного и важного в твоей личной сказке, правда?

И у каждого из нас есть несколько приключенческих историй. Одна из них – это то, что происходит в твоей семье. Это история отношений между твоими самыми родными людьми, история того места, где ты живешь. У твоего дома и двора тоже есть своя история. И если бы они могли говорить, то наверняка рассказали бы о приключениях своих жителей.

1 Методика школы «Стоп Угроза» по обучению безопасности рекомендована Роскомнадзором к использованию в дошкольных и школьных учебных заведениях, прошла экспертизы ФИРО РАНХиГС и используется в качестве методических материалов в широкомасштабном общероссийском проекте по обучению детей правилам безопасности при поддержке общенациональной премии «Мы вместе» и Агентства стратегических инициатив.
Продолжение книги