Приходя, внесите цвет! бесплатное чтение

Посвящается маме и бабушкам. Всем женщинам,
Посвящается маме и бабушкам. Всем женщинам,
которые умели, умеют и учатся находить и создавать радость даже среди серых будней.
«Есть люди, которые всегда выбирают серое, чтобы не выделяться. Не надо серить свою жизнь»
Вячеслав Полунин, человек мира, живая радуга.
Вместо введения
Мы живём в цветном мире. Ежедневно вокруг нас попадаются красные и синие, жёлтые и зелёные предметы, так ведь? Оказывается, разные оттенки существуют и внутри нас. Раньше я посчитала бы такое утверждение полным бредом. А потом я умерла. После ухода из тела и возвращения обратно, после 30 лет изучения психологии цвета в разных проявлениях от дизайна до маркетинга, от интерьера до одежды, от чакр до графемно-цветовой синестезии (не пугайтесь, последнее не заразно), я знаю и верю, что цвет присутствует и влияет на нас и снаружи, и изнутри.
Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть снег белым, небо синим, одуванчики жёлтыми, апельсины оранжевыми, траву – зелёной, а кровь – красной так сильна и вполне обыденна, что других сочетаний мы не можем себе представить без определённых интеллектуальных усилий. Наше настроение, поведение, самочувствие тесно связаны с цветовой гаммой окружающей среды – цветом ландшафта, интерьера помещений, одежды и даже рекламы.
Но как же цвет влияет? Почему мы, взрослые и дети, мужчины и женщины, так по-разному воспринимаем, любим одни и терпеть не можем другие цвета? Отчего мы так чувствительны к окружающей нас цветовой среде? Кто-то из нас предпочитает часами бродить по зелёному парку и говорит, что это его успокаивает и помогает расслабиться. Другого в лес не дозовёшься. По его мнению, там «зелёнка и зелёнка, ничего особенного», он любит отдыхать, глядя на бескрайнюю морскую синеву. А третьему для тех же целей нужно уходить высоко в горы, ибо его влечёт к себе белизна и отрешённость горных вершин.
Каждый цвет в психологии влияет на человека по-разному и поэтому имеет своё символическое и смысловое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определённая эмоция, меняется настроение, под влиянием того или иного оттенка люди делают определённый выбор, даже не задумываясь над этим. Моя книга о цветном окружении каждого из нас, и о том, как мы можем использовать его себе во благо, транслируя из внешнего проявления во внутреннее состояние, и наоборот.
На первый взгляд всё это кажется мудрёным, но это не так. После прочтения этой книги и недельной практики вы посмотрите на привычные предметы из окружения совсем другими глазами. Мир цвета откроет вам свои секреты, а вы станете чуточку ближе к пониманию себя.
Кроме того, на этих страницах мы с вами выясним, что такое цвет и почему мы его видим именно так, а не иначе, почему женское восприятие отличается от мужского, как различные оттенки влияют на самочувствие, настроение, на наш ежедневный выбор. А ещё узнаем, какой цвет самый редкий и какой самый древний, какой самый яркий, а какой самый приятный для глаз. Уверена, что вам интересно, почему в радуге мы никогда не увидим коричневый и серый, и откуда берутся белый и чёрный цвета?
И самое главное, мы научимся использовать палитру из своей повседневной жизни для достижения внутреннего баланса и гармонии, а ваш любимый цвет расскажет о вашей личности.
Никто не скажет вам как правильно жить, не выдаст универсальную формулу и не даст готовых решений. Ваш путь неповторим, и только вам решать, какой он будет, в чём его яркое проявление и прочувствованное счастье. Только у вас есть уникальное видение лучшего для себя, ибо даже цвета все видят немножко по-своему. Тем не менее есть закономерности, на основе которых мы собираем свою уникальную палитру жизни.
Есть масса людей, которые прячутся за серым цветом, надевая его на себя, окружая им свою жизнь. Часто серые тона выбирают люди, находящиеся в стрессовых ситуациях. Такие люди вольно или неосознанно выбирают серый в качестве островка спокойствия или щита. Это цвет нейтралитета, спокойствия и стабильности. В психологии серый считается отстранённым, беспристрастным и нерешительным. Это цвет компромисса и консерватизма.
Более того, если человек не чувствует цвета, не умея их комбинировать друг с другом, то выбор серого вполне может выглядеть как стиль. На мой взгляд, в самом цвете нет ничего плохого или хорошего, в сером масса красивых оттенков, и он прекрасно сочетается с другими яркими цветами, поэтому предлагаю этим пользоваться, подчёркивая красоту и достоинство разных цветов и оттенков.
Серый – это хамелеон среди оттенков. Он подстраивается под окружающую среду и наш цветотип, изменяет свой оттенок в зависимости от освещения и по-разному ведёт себя с другими цветами палитры. Все же понимают о какой серости мы ведём речь.
Эпиграфом к книге я совсем не случайно выбрала слова доброго и светлого человека, актёра, клоуна, которого называют «человеком-радугой» – Вячеслава Полунина. Все же понимают о какой серости идёт речь.
Вообще, тема цвета выбрана не просто так. От рождения до самого великого перехода в вечность нас окружает множество красок, которыми разукрашен наш мир. Это белый снег и красные шары на празднике, оранжевые овощи и жёлтые фрукты, зелёная листва деревьев и голубое небо, синий трактор, фиолетовая фиалка и чёрный кот. И хотим мы этого или нет, цвета влияют на нашу жизнь.
Цветотерапия – это гармоничное слияние науки и искусства, позволяющее нам обрести равновесие и согласие в нашей жизни.
Все методы цветотерапии достаточно простые и доступные. Мы с ними встречаемся в повседневной жизни, порой даже не подозревая об этом. В этой книге разберёмся, где, когда и как на нас воздействуют разные цвета, и как из них извлечь максимальную пользу.
Книга для широкого круга читателей, будет интересна женщинам и мужчинам вне зависимости от возраста, профессии, а также образа восприятия и мышления. Для правополушарных (образных) я приготовила метафоры и эмоциональные примеры, истории и притчи, а для левополушарных (логических) структурированную последовательную информацию.
Из второй главы вы поймёте, что в большей степени эта книга всё-таки для женщин. Правда и то, что и мужчинам интересно, как видят мир их подруги, мамы и дочки, какое влияние оказывают цвета на их настроение, самочувствие, что с этим делать и как эти знания могут помочь лучше понимать себя и других.
Цвет – отличный инструмент для взаимодействия с эмоциями. Он обращается напрямую к чувствам, минуя логику. Даже если сам человек не осознаёт и не может выразить словами своё внутреннее ощущение, цвет помогает не только это сделать, но и способен скорректировать его без каких-либо слов или действий. Вот мы с вами сейчас разговариваем, а цвета работают. Поэтому обязательно рассмотрим психологию каждого цвета, историю отношения к нему, соотношение с чакрами и влияние на здоровье и психику, а также как используют эти знания маркетинг и реклама.
Писала посвящение, думала о маме. И обо всех женщинах, чья жизнь была не так радостна на первый взгляд, как могла бы быть, и тем не менее они умели находить счастье в том, что имеют, в будничном видеть радости и создавать их из того, что было доступно. Не знали эти женщины ни про психологию, ни про чакры, ни про маркетинг. Даже слов таких не имелось в их обиходе. И в магазинах не было особого цветового разнообразия ни одежды, ни продуктов. И тем не менее они умудрялись расцвечивать свою жизнь и жизнь окружающих. Как им это удавалось? В наше время значительно больше возможностей, но мы, зачастую, пользуемся всем этим, как само собой разумеющимся. Поэтому книга эта про осознанные взаимоотношения с цветом, с радугой на небе и радугой внутри.
Меня с юности восхищали такие женщины – с радугой внутри. Очень хотелось быть на них похожей. Как-то давно я для себя придумала называть женщин, обладающих даром чувствовать в себе эти яркие переливы цветов, Женщинами цвета Радуги. А значительно позже так назвала свой недельный марафон-прокачку. На его основе и родилась задумка этой книги.
Приветствую вас, подруги и друзья.
Если вы заинтересовались этой книгой, то вы уже и есть Люди цвета Радуги. Ваша душа откликается на красочность мира и тянется к нему. Итак, благодаря девяти разноцветным шагам к повседневной терапии цветом вы научитесь:
• Замечать цвета в окружающем мире
• Осознанно вносить различные цвета в свою жизнь
• Использовать их смысловое значение и управлять им
• Узнаете, какой посыл несёт каждая гамма и как вас воспринимают окружающие
• Обретёте понимание, как цвет связан с вашим настроением, самочувствием и работоспособностью
• Потренируетесь, как можно разговаривать со своим подсознанием через цвет, истории и притчи
• Познакомитесь с тем, как воспринимаются основные цвета в разных культурах
• Установите взаимосвязь с учением о чакрах, пирамидой потребностей и колесом жизни.
• Научитесь насыщать каждый ваш день недели особым смыслом и ярким наполнением
Девочки, вспомните, как вы в детстве любовались цветными стёклышками, перебирали разноцветные тряпочки или складывали фантики от конфет в свою сокровищницу. В этой коробочке хранились твои секреты, твой мир, твоя потаённая радость. А, может, они и сейчас хранятся? На полке в мамином доме, среди страничек девичьего дневника, в закоулках памяти. Вам 15, 30 или 55. Разве в возрасте дело? Спросите свою бабушку, она наверняка поведает вам сокрытые от чужого взора женские тайны. Или уже не расскажет. Но у неё точно были свои мечты и в семь, и в 15, и в 30, и в 60 лет. У вас тоже были раньше и, уверена, есть сейчас свои заветные желания. Помните ли вы о них?
А мальчики, вы помните свои любимые синие, красные и зелёные машинки? А сейчас какого оттенка ваш любимый галстук и костюм, любимый цвет авто и платья вашей возлюбленной? Какие были недавно подаренные вами цветы? Красные, белые или фиолетовые? А цвета футбольной команды, за которую вы болеете? Каждый из них на логотипе оказался не случайно.
Я росла в то время, когда заветной мечтой девчонки был набор фломастеров 48 цветов. Банальная мечта обычной советской девочки времён дефицита, скажете? Да, банальная, и от этого не менее желанная. И, к счастью, в своё время осуществлённая. Складывается такое ощущение, что эти фломастеры я ношу с собой всю жизнь, и потихоньку изучаю цвета не как художник или учёный, а скорее, как «нехудожник», то есть обычная женщина без художественного дарования. Как обычный человек. Человек-Женщина. Женщина цвета Радуги.
Стоп, если вы подумали, что я в этой книге собираюсь рекламировать свой 7-дневный марафон, то разочарую. Этой книгой я наоборот завершаю и подвожу своеобразный итог нескольких сезонов этого марафона-прокачки. Все мои участницы получили знания о цветах и отработали навыки в наблюдении и применении их. Кстати, в книге эти чудо-женщины любезно делятся своими ощущениями и открытиями. Теперь хочу, чтобы знания о психологии цвета помогали вам, мои читатели, в более эмоциональном и информативном взаимодействии с окружающим миром, а ещё через цветовую гамму питали и насыщали вас энергией на каждый день. Все 9 дней недели. Почему именно девять, а не семь, узнаешь из главы 5.
Эта книга написана из Любви, в Любви и для Любви…Немного пафосно, конечно, но захотелось написать именно так. Простите же? Мне, автору, даже больше нечего здесь добавить. Пожалуй, только вернуться и поменять прописную «л» на заглавную, ибо с неё всё начинается, ею всё, наверное, и…нет, не заканчивается, а продолжается. Поэтому пусть будет многоточие.
Моё глубокое убеждение, что человека никто извне не может сделать счастливым. Мы рождаемся и живём с каким-то встроенным ощущением целостности, гармонии, любви и счастья. Мы ищем в разные периоды жизни, куда бы это богатство направить, к чему или кому применить, но всё уже есть в каждом из нас. Это как ищем любовь снаружи, а она приходит извне только лишь тогда, когда уже живёт внутри и лишь находит внешнее отражение. Так и с цветами, внешнее их проявление влияет на внутреннее состояние, а наше внутреннее наполнение выцепляет из окружающего определённые цвета.
Давайте разбираться по порядку.
Читайте. Наблюдайте. Практикуйте.
Смотрите оглавление, перелистывайте страницы, найдите для себя то, что откликнется.
И раскрашивайте свою уникальную жизнь, прекрасные Люди цвета Радуги.
Глава 1
Как читать эту книгу
Есть два способа читать издания просто потому, что книги бывают повествовательно-художественные и познавательно-структурированные. Если хотите знать, эти названия я придумала вот только что, здесь и сейчас, поэтому, пожалуй, объясню. И объясню самой себе в том числе.
Первые мы читаем от начала до конца, ну, или бросаем на полпути – тут могут быть варианты, но читать с четвёртой, например, главы «Анну Каренину» или с последней, нет никакого смысла. Не понятен будет этот самый смысл, ведь события там происходят одно за другим, словно петелька в петельку вплетаются герои и их действия.
А вот второй тип книг можно читать с любого места. Это либо короткие стихи, отдельные рассказы, упражнения или рецепты. В этой моей книжке вы встретите всё это и даже больше. Поверьте, самому автору, то есть мне, очень интересно, что из этого получится?
Книга уже начала жить своей собственной жизнью. Вот именно с вами, прекрасные читатели, у неё предстоит путь открытия всем хорошо знакомых цветов в новом качестве. Да-да, открытия вместе с вами, вокруг вас и в вас самих.
Доверьтесь, расслабьтесь, отпустите контроль, и всё получится само собой.
Цветотерапия на лайте начала происходить уже с того самого момента, как вы решили заглянуть под обложку.
Итак, эту книгу можно читать с любой страницы и главы.
Давайте договоримся так:
• Если вам интересно, что за человек тут пишет, то обратитесь к главе 3 под названием «Про автора. Зачем я для вас написала эту книгу», в которой вы познакомитесь со мной. Это позволит понять, ваш я человек или не ваш, и как я пришла к самоисцелению и гармонизации цветом. Если пропустите и не станете читать – это ничего, просто не узнаете какие-то подробности жизни одной женщины. И только.
• Можете начать с самой объёмной главы 4 – «От древности до наших дней», в которой мы с вами нырнём в глубины истории, науки и живописи, узнаем, как воспринимают цвета в разных культурах, про дни недели и планеты, про использование цветов в маркетинге и даже заглянем в чакры.
• У кого есть дети-дошкольники, можете заглянуть в отдельную «детскую» главу 6. Там всё расписано по возрастам, там и найдёте совместные игры и упражнения для овладения цветом.
• Идеально, если, прочитав все главы последовательно, вы перейдёте к главе 7 под названием «Радуга на небе и радуга внутри» и будете целую неделю, начиная с воскресенья до следующего понедельника, шагать по цветам, изучать теории и читать истории, а также выполнять упражнения для самопознания, роста и гармонизации своего организма, души и всей жизни.
• А можете сделать так – выбрать свой любимый цвет, в той же главе 7, и сразу читать про него. Любой вариант – это ваш выбор. В этом и уникальность книги – читайте, как хочется и когда хочется.
• Есть ещё особая глава с рассказками и историями (глава 8). Они про жизнь, про каждого из нас, про ежедневно переплетающееся обыденное и волшебное. Это просто хорошие истории с терапевтическим эффектом для души. Их рекомендуется читать, изучая и погружаясь в соответствующий цвет, а можно и просто так, на сон грядущий.
• Если вам приснился цветной сон и вы хотите понять, к чему он, загляните в последнюю главу, она под номером 9.
Каждый цвет будем характеризовать по нескольким параметрам, а именно, как соотносится с ним:
День недели и небесное тело
Психология цвета (эмоции, чувства, настроение)
Соответствие энергии чакр
Здоровье
Восприятие в разных культурах
Использование в бизнес-культуре (маркетинг, реклама)
Натуральные камни и одежда
Питание
Цветная история
Глава 2
Для кого эта книга?
Этот вопрос застал меня врасплох. Ну, думаю, для всех – все же цвета видят. Начиная с раннего дошкольного возраста малышей учат различать, называть их, потом комбинировать, смешивать…
Хотя стоп, не все. Не все различают. Дальтоники, например. Если не цвета, то оттенки точно у них не видятся отчётливо. Тут уж я знаю наверняка, так как мой родной брат – дальтоник. Когда он в ясельном возрасте нарисовал коричневую или синюю (точно не помню, меня же ещё не было) траву и сине-зелёную звезду на будёновке, родители призадумались. То есть я сама, как бы, тоже носитель этого самого гена дальтонизма на одной своей Х-хромосоме, только моя вторая Х-хромосома компенсирует недоработку первой, не совсем чувствительной к цветам. Это и спасает женщин, носительниц этого особенного гена. Кстати, рассказывают, что мамин брат вообще жил в чёрно-белом мире. Согласитесь, это удивительно, мы все объективно находимся в одном мире, а субъективно у каждого из нас этот мир свой собственный.
Про дальтонизм.
Дальтоники делятся на дихромантов (могут не различать красный цвет – протанопия, зеленый – дейтеранопия или фиолетовый – тританопия) и монохроматиков (чёрно-белое зрение). Представить сложно, каким им видится мир. Он тоже прекрасный, но совсем другой. Дальтонизм, во-первых, может быть приобретённым и не лечится, например, вследствие травмы, а во-вторых, может быть и не болезнь вовсе, а особенность анатомического строения зрения.
А вы знали, что дальтонизм и творческие способности никак друг с другом не связаны? Знали? Если нет, то вы очень удивитесь, что Дега, Врубель и предположительно Винсент Ван Гог, Клод Моне и Рубенс были дальтониками и не все оттенки различали.
А Виктор Чижиков, художник журнала «Мурзилка» и создатель Олимпийского Мишки для Олимпиады-1980, всю жизнь рисовал по пронумерованной палитре.
Как бы то ни было, дальтонизм поражает 5–8 % мужчин и 0,5–1 % женщин в мире. Процент, вроде, и невелик, хотя даже у меня одной минимум шестеро знакомых в шаговой доступности именно такие особенные люди.
Ж и М. Особенности восприятия цветов у женщин и мужчин
Женщины и мужчины во-многом устроены по-разному. На примере шкафа (или подводной лодки с отсеками) очень наглядно получается проиллюстрировать.
Мужской шкаф состоит из ящиков или полочек, где всё по местам – работа, семья, еда, секс, хобби и так далее. Открыли, подумали, закрыли, открыли другой. У женщин открыли, и всё сразу вывалилось. Или лежит, но всё вперемешку. Поэтому и может женщина думать сразу обо всём, и держать в голове много. В первом случае мышление более линейное. Во втором более объёмное. Это не хорошо и не плохо, просто факт. Мужчина пока одну мысль не додумает, на другую не может полноценно переключиться.
Это утрированно, конечно. Как и в любой системе есть исключения, и женщины с мужским складом, и мужчины по женскому типу. Мы здесь говорим, как о правиле, об усреднённом, типичном. Поэтому сразу много заданий мужчине давать не стоит, пробки перегорают. Делать он всё равно будет последовательно.
Так вот женское и мужское восприятие цветов тоже отличается друг от друга.
Глаз – орган сложный. При полноценном зрении у человека около 6–7 миллионов колбочек (это такие светочувствительные клетки, в глазу они двух видов – палочки отвечают за сумеречное зрение, а колбочки за цветовое. В фоторецепторах содержатся специальные рецепторы, которые поглощают электромагнитную энергию фотона, преобразуют её в электрический импульс и отправляют в мозг. А наш универсальный и мощнейший компьютер-мозг, сопоставив информацию от всех рецепторов, создаёт целое цветное изображение). Эти самые колбочки в глазу трёх типов:
S (short) распознают короткую волну спектра, то есть сине-фиолетовые оттенки.
M (middle) определяют средние волны. Это жёлто-зелёные цвета.
L (long) чувствительны к длинным волнам и жёлто-красной палитре цветов.
Если количество колбочек меньше, или имеется патология, то световосприятие нарушается. Но даже у среднестатистических здоровых женщин и мужчин зрение отличается, и женщины способны различать большее количество цветов и оттенков, нежели мужчина. И на это есть ряд причин:
• Физиологическая.
У женщин больше колбочек, у мужчин – палочек. Именно поэтому женщина различает множество оттенков, а мужчина лучше ориентируется в сумерках.
Вспомните, например, как сложно нам, женщинам, подобрать нужный оттенок красной помады (малиновый, алый, вишнёвый, винный, брусничный, морковный – всё не то). И если из вариаций одного цвета мужчины выберут зелёный, то женщины салатовый, оливковый, изумрудный или болотный.
• Эволюционная.
Издревле представительницы прекрасной половины занимались собирательством, и, вероятно, именно тогда отточили этот навык. Им нужно было отличить спелую ягоду от гнилой, найти съедобный гриб среди жухлых листьев. Мужчине же приходилось высматривать добычу днём и ночью, и в сумерках тоже.
• Гендерные и культурные.
Так уж заведено, что излюбленные цвета женщин – нежные, светлые или яркие, броские. Мужчины же в основном отдают предпочтение сдержанным, нейтральным оттенкам. Мы сейчас говорим о традиционном и среднестатистическом, ибо сложившиеся в мире гендерные стереотипы накладывают серьёзный отпечаток на восприятие обоих полов.
Вспомнить, например, фразу «не пристало мальчику носить розовую или сиреневую футболку». Может поэтому и во взрослом возрасте мужчины в большинстве своём прячутся в немаркие серые, синие или чёрные одежды. Девочки с детства больше тренируют свою цветовую «насмотренность», играя в куклы, раскрашивая, придумывая наряды и перебирая цветные стёклышки.
Девчонки, вы в детстве закапывали в землю «секретики»? Фантики, цветы, бусинки прятали под стёклышком?
Зайдите в главу 8 и найдите рассказ «Женские секреты», вспомните детство и возвращайтесь сюда обратно. Мы вас подождём на этом месте.
Вот и выходит, что не для всех эта книга, а в основном для нас, для женщин?
Именно для женщин, а в особенности для тех, которые чувствуют бесконечный день сурка или жизненный тупик, упадок сил и перестали ощущать радость жизни, для тех, кто много работает и мало смотрит по сторонам, тем более заглядывает в себя и разучился прислушиваться к своим ощущениям. Для тех, кто давно не любовался радугой в небе и никогда не чувствовал её в себе.
А, может, вы чувствуете, что разбиты на кучу осколков и никак не можете себя снова собрать в целую и прекрасную, гармоничную и сияющую?
Вспомните, когда вы последний раз смотрели на небо и рассматривали яркие или нежные переливы радуги? А какого цвета флакон ваших любимых духов? Помните цвет стен в подъезде? Вы сейчас дома, на работе или едете домой в метро? Вот сейчас, не оборачиваясь, назовите, каких цветов за вашей спиной сейчас больше всего? А какие самые яркие? Каких же цветов нет совсем? Какой цвет вызывает раздражение по дороге в магазин? Какой вызывает желание смотреть и испытать удовольствие?
Вопросы, вопросы…
Несмотря на разницу в восприятии окружающего между мужчинами и женщинами, существуют общие закономерности, изучением которых занимаются специалисты разных областей знаний. На страницах этой книги мы уже обсуждаем это.
Таким образом, цвет и вызываемые им ассоциации – это та волшебная дверь в наше подсознание, девять шагов в сторону которой помогут открыть и лучше понять себя.
Глава 3
Про автора. Зачем я для вас написала эту книгу
(Эта глава про меня, мою жизнь и как я докатилась до написания того, что вы сейчас любезно открыли. То есть глава, которую можно смело пролистнуть)
Если бы книга эта не была бы вытащена из небытия моих мыслей, думаю, мир ничуть бы не пострадал. Тогда зачем это всё?
Это очень хороший вопрос. Действительно, что я, писатель что ли, чтоб книги писать? Обычная женщина, просто…
Однажды я умерла.
Во время операции, в 20 лет.
Оказалось, не насовсем. Экзистенциальных вопросов в моей беспрестанно ищущей неугомонной голове стало ещё больше, чем после смерти моей мамы. Её не стало «из-за женской болезни» в моём подростковом возрасте, и это событие нанесло, с одной стороны удар, ибо жизнь моей семьи изменилась кардинально. С другой стороны, это стало стимулом изучать жизнь и себя в ней, женскую природу, а также сделать всё, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, за себя и за всех женщин моего рода. Жить, полноценно, иногда вопреки. Жить. После потерь близких, материальных крахов и затяжных депрессий. Жить!
В жизни много всего – и радостного, и, мягко говоря, не очень. Это я ещё совсем маленькой поняла, даже когда жила в любви и радости, и совсем не знала боли потерь и разочарований.
Самый важный выбор – на чём мы фокусируемся, чему дарим свою бесценную энергию, уникальную жизнь, неповторимую личность и утекающее время.
В мире очень много негатива, страха много и боли, и оттого минорное настроение в лицах прохожих, агрессии и напряжения, от этого и неосознанное желание давить, заставлять, поучать, исправлять. Каждому кажется, что именно он знает, как правильно, как лучше, от этого бесцеремонно внедряется в другую жизнь, семью, страну, всё из самых добрых побуждений, тем самым умножая этот самый негатив.
Или не внедряемся, а, наоборот, ищем себе того, кто даст нам опоры извне. Придёт умный и взрослый, расскажет нам о нас самих, возьмёт за руку и поведёт. От этого такое обилие курсов, коучей, гуру, наставников. И это прекрасно.
Но есть нюанс. Есть опасность уйти в крайность и перестать соображать самому. Совсем недавно, всего сто лет назад проходили такое. Спиритические сеансы, пророчества, уход в религию, хироманты, рэволюционэры. В неспокойные времена и смуту теряются ориентиры и выходят на поверхность всевозможные крайности – от мистического анархизма до математически просчитанного предсказания, отдельный человек и всё общество верят всему, что даёт им надежду. Во все времена хаос и порядок так и качают из стороны в сторону. Человек же чаще всего ищет опоры вовне. Кто как может – в силу своего мировоззрения, воспитания и образования. Моё предложение – искать опоры внутри себя, мягко, деликатно, через то, что всегда под рукой, то есть перед глазами. Как вариант, через цвета в обыденной жизни.
Мы не всегда можем повлиять на негатив. Но в наших силах сменить фокус внимания. Радостного вокруг столько, что всем хватит, всем в достатке, если принимать блага просто, естественно, легко и играючи. И более того скажу – эти радости бесплатны и доступны. Упрекните меня в том, что это банальность и прописная истина. Я соглашусь с вами, и тем удивительнее, почему мы забываем, что для мажорного настроения у нас постоянно есть причины. Недаром мудрецы всех религий призывают нас брать пример с детей. Взрослые же тётеньки и дяденьки за деньги ходят к разным тренинг-помогателям, чтобы вновь в себе отковыривать из-под толстой корки и вытаскивать под солнышко своего внутреннего ребёнка, умеющего радоваться простым вещам. Одна из таких и самых доступных радостей это ЦВЕТ, то есть РАЗНОЦВЕТЬЕ.
После смерти мамы все ждали, что я пойду по её стопам и стану филологом. Меня же поглотила тайна запредельного.
Ну, не может же быть такого, чтобы такая уникальная, такая ценная человеческая жизнь исчезала с закапыванием уставшего, измотанного и больного тела, физического тела? В чём тогда смысл такой короткой жизни? Сами понимаете, что ответов я так и не нашла. Но научилась присматриваться, прислушиваться к окружающему и к себе самой.
Поступила на факультет психологии, изучила все возможные на тот момент (это был финал советского союза) методики работы с бессознательным в теории и на практике. Можно не буду их перечислять? Скажу одно – задолго до массового увлечения популярной психологией мне посчастливилось поучиться у, действительно, настоящих психологов, а также изучить и испробовать на себе все современные направления в теоретической и практической психологии. Можно подумать, что я хвастаюсь. Так я и хвастаюсь, немножко. Особенно на фоне постоянно мелькающих в интернете предложений «получи за месяц диплом психолога и начни зарабатывать уже со второго».
Получила государственный диплом и поняла, что знания психологии совсем не обязательно применять, сидя в кабинете с табличкой "Барсукова. Психолог. Часы приёма с 9 до 18". Можно улучшать мир, приносить пользу и раскрашивать жизнь людей совсем по-другому. Как бы не всерьёз. Ежедневно. Играючи. Легко.
А потом я умерла.
В двадцать лет, на операционном столе. После идеальной во всех отношениях беременности, у меня началось кровотечение. Ровно в поставленный срок. Испугаться я не успела. Это было начало 90-х, особой подготовки к родам у нас не было, и, я совсем юная и неопытная, возможно, думала, что так вполне нормально. Заволновалась мама мужа, так как она только что прочла книгу «Скарлетт» (это продолжение романа «Унесённые ветром»), а там у героини точно так же начались роды, с кровотечения, и примерно в эти же дни, в ночь всех святых (накануне Хэллоуина, про который мы тогда и не слышали ещё. Позже выяснилось, что очень мистическое время в культурах разных народов). А ещё свекровь, думаю, забеспокоилась, не дочитала ли я до этого момента, ведь книжку после неё взяла почитать я. Но мне не хватило времени, и нескольких страниц до экстремальных родов главной героини Скарлетт О'Хары я не осилила. К лучшему, конечно. Испуга не было. А вот среди близких и сотрудников роддома беспокойства навела. Так как кровь у меня плохо останавливалась, большая кровопотеря привела к экстренной операции.
Помню, как стою рядом с врачами, заглядываю им через плечо и ничего не вижу. Слегка подпрыгнула к потолку, зависла над белыми халатами и увидела кожу в зажимах, мясо какое-то, немного крови. А где мой ребёнок? Где ребёнок? Здесь должен быть малыш? Он там точно был, он шевелился. Помню, что это меня больше всего взволновало. Это уже потом, вернувшись в тело и отойдя от препаратов, узнала, что с моей девочкой всё в порядке, а за меня ещё долго боролись, перелили больше литра чужой спасительной крови.
Перед тем, как выйти из наркоза, приснился сон – много-много разноцветных шариков крутятся вокруг меня. Шарики похожи на мыльные пузыри, тоже летают, разного размера, только менее прозрачные, крутятся хаотично, потом постепенно стала замечать, что крутятся они в системе, и собираются в крутящиеся кучки. Осенило! Я сама тоже кручусь вместе с ними, от этого «шариковорота» кружится голова, даже подташнивает. Мы все вместе цветными переливающимися кучками шариков летим в резиновом оранжево- коричневом туннеле, в некоторых местах попадаются поперечные более тёмные кольца. Несколько лет спустя такое в аквапарке ощутила. А здесь, здесь я сама состою из всех этих шариков. По сути, эти разноцветные крутящиеся шарики и есть я. Тогда меня эта догадка ничуть не удивила. Мы, то есть я, то, что было мной – летело неведомо куда, а в голове, или в одной кучке моих шариков, бился вопрос «где мой ребёнок?»
Очнулась, холодно, пустынно, где-то отдалённо гремят чем-то металлическим.
– Где мой ребёнок?
– С девочкой всё в порядке. Живая, хорошенькая.
Я отключилась.
С тех пор прошло ровно 32 года, день в день, ибо именно сегодня, второго ноября у моей дочки день рождения. У неё, той малышки, тоже есть малыш, а я стала счастливой бабушкой. И тем не менее я периодически вижу сон, как рассыпаюсь на множество крутящихся шариков и воссоздаюсь в новую переливающуюся разными цветами субстанцию.
Так постепенно и незаметно цвет вошёл в мою жизнь совершенно в новом качестве, я стала обращать на оттенки и краски, присутствующие в обыденности, тогда и начала зарождаться «Женщина цвета Радуги» с идеей повседневной цветотерапии. Какая цель этой прокачки? Да прежде всего для себя. Да-да, это как маску в самолёте надевают сначала на себя, а потом уже на соседа. И это правильно.
Странно было бы учить другого грамоте, когда сам делаешь ошибки. Или заниматься осчастливливанием, не чувствуя счастливым себя. Ну, или вести курс по финансовой грамотности с пустым карманом.
Сначала придумала устраивать себе цветную перезагрузку весной, когда уже устала от однообразия зимнего пейзажа и в преддверии весеннего авитаминоза. Мне понравился эффект. Взбодрилась и появились силы и желания.
Затем попробовала эту цветовую прокачку или перезагрузку – как хотите можно назвать – проводить как курс профилактики и осенью, когда начинается промозглость и хандра, и перед новым годом, когда нам нужно успеть доделать тысячу дел, завершить проекты, отчёты, подготовиться к встречам с родными и не выгореть. Результат превзошёл все мои ожидания. Бодрость, лёгкость и яркость ощущения жизни вернулись.
Радуга выбрана неспроста. Я перелопатила кучу литературы, техник и обсуждала это всё с разными психологами, физиками, дизайнерами, художниками. Всеми, кто с светом и цветом работает. И пришла обратно – от сложного к простому.
Кстати, основные цвета в развивающих детских игрушках выбраны не случайно. Пирамидка, например. Ну, вы знаете.
Оказалось, что метод прост и универсален практически для всех.
Это не волшебная таблетка, решающая все ваши проблемы разом.
Это способ, помогающий пересобрать себя заново, чтобы были желания, силы и возможности жить дальше, жить полноценно и ярко. В таком ресурсном состоянии на многие проблемы и трудности ты посмотришь совсем иначе, найдутся новые нестандартные решения и жизнь заиграет новыми красками.
Шагайте по этой книге, и вы узнаете, как:
• Использовать цвет для пробуждения внутренних сил, энергий, ресурсов (давайте сразу договоримся, что терминология в разных мировоззрениях разная, а суть примерно одна. Мы же все понимаем, о чём идёт речь. Надеюсь, это так)
• Учиться замечать цвета радуги во внешнем мире, а также их отражение внутри каждой из нас
• Экономить на платных тренингах и психологах
• Помогать самой себе в любое время и в любом месте
• Ярче ощущать мир вокруг и чувствовать себя в нём
• Принимать себя во всех проявлениях и распространять вокруг себя красоту и гармонию
• Благодарить, за то, что имеем и учиться правильно формировать настрой на достижение желаемого
• Становиться день ото дня счастливее, гармоничнее, успешнее
• Проявляться и писать свою радостную радужную историю жизни
Чувствую себя целой, счастливой, яркой. С тех самых пор помогаю женщинам собрать себя и ощущать гармонию – в себе и в мире через восприятие цветов извне и ощущение их внутри себя.
А за написание этой книги села лишь потому, чтобы не забыть, какой путь я прошла, очутившись там, где нахожусь в свои прекрасные 52 года. И не забыть, как я сама регулярно делаю радужные практики, каким методам обучаю других женщин ощущать себя и быть Женщинами цвета Радуги.
Пишу про то, про сё, а представиться забыла.
Исправляюсь. Итак, знакомимся.
Кто я такая?
Харита Барсукова это псевдоним, который возник во мне вполне органично 5 лет назад. У него даже есть собственный день рождения – 16 ноября, и совершенно случайно совпадает со всемирным днём фламенко. И да, я немного танцую, именно этот яркий танец.
Вопрос с появлением псевдонима мне, если честно, задают постоянно. Вот откуда у взрослого человека может родиться новое имя? Если интересно, то перелистните сразу на восьмую главу и прочтите рассказ «Щека Тарковского». Чтоб мне два раза не рассказывать. Я пока чаю попью. Да и вы себе заварите горяченького.
А потом жду вас снова здесь.
По одному образованию я детский психолог, по-другому – взрослый. И на опыте пришла к простому выводу – взрослых не существует. Все мы дети, только повзрослевшие.
Живу, люблю, творю. Веду живые и онлайн встречи, письменные практики, стихи и рассказы пишу, танцую.
Живу сейчас в лесу. Собираю травы для чайных сборов, масалу готовлю по особому рецепту одной индийской женщины. Рецепту, который мне по случаю передал её сын. Или неслучайно? Сотворяю необычные варенья из обычных ягод. А ещё осваиваю рыбалку, в лесу собираю мох с шишками, а потом создаю из них венки и мандалы.
Главное, чем бы я не занималась – всегда за женщин и для женщин.
Потому как на нас, девочки, держится мир, красота, добро. Я в этом убеждена. Мы как Wi-Fi раздаём вокруг себя. Если радостно нам – радостно и всем вокруг.
Разве не так?
На самом деле, каждой из нас довелось пережить много печалей и радостей, пока мы шли в ту точку, где мы находимся. Убеждена, что у каждой из нас история жизни, радостей и бед, триумфов и трагедий, потерь и приобретения – на целый роман. И хорошо, что этот роман с жизнью продолжается.
Глава 4
От древности до наших дней
Из истории вопроса
Живя в разноцветном мире, мы редко задумываемся, какую роль играет каждый цвет в нашей повседневной жизни. Между тем, уже в глубокой древности люди обратили внимание, как по-разному воздействуют разные цвета. Египтяне смотрели на солнечный свет через окрашенные стёкла. Такая же практика существовала в древнем Китае и Греции. Через палитру красок во время медицинских манипуляций и религиозных ритуалов мудрецы проникали в сущность человека.
Для улучшения настроения и самочувствия цветной свет использовался с древнейших времён. Китайские врачи древности, например, воздействовали на болезни желудка с помощью жёлтого цвета, а при лечении скарлатины рекомендовали красную повязку на горло.
Философ и учёный Аристотель исследовал влияние разных оттенков на настроение, эмоции и чувства. Авиценна же в своём труде «Канон врачебной науки» писал, что истекающему кровью не надо смотреть на красное, а лучше использовать успокоительное воздействие синего для прекращения кровотечения. Кроме того, в своей практике этот знаменитый античный доктор использовал целый арсенал разноцветных мазей и элексиров.
В средние века в храмовые окна вставляли цветные стёкла, изготовляли витражи или создавали мозаику, через которые проходил солнечный свет, создавая тем самым нужный настрой для богослужений.
После того, как в 1704 году Исаак Ньютон опубликовал свою книгу «Оптика», о цвете заговорили учёные. С человеческими эмоциями одним из первых связал цвет Иоганн Вольфганг Гёте, опубликовав в 1810 году книгу «Теория цвета», в которой высказал мнение, что цвет «независимо от строения и формы предмета оказывает известное воздействие…на душевное настроение».
Настоящий переворот произошёл в 20 веке, когда исследования связи между цветом и психологическим состоянием человека вышли на новый уровень.
Ганс Айзенк и его коллеги в 40–50 годах изучили связь характера, темперамента, направленности личности, чувств и кратковременных эмоций с цветовыми предпочтениями. Так, например, по данным Айзенка (1941 г), люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах, чем те, кто отдаёт предпочтение тёмным оттенкам. Проще говоря, экстраверты чаще выбирают оттенки красного и жёлтого, реже – синего и зелёного. У интровертов наблюдается обратная тенденция.
Кстати, когда в главе 7 этой книги мы будем говорить о психологии каждого цвета, то будем использовать понятие «отклонение и предпочтение цвета». Это как раз о том, что означает, когда вы выделяете цвет среди других как самый приятный или как вызывающий самые неприятные ощущения.
В середине 1950-х гг. швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведённые Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.
Например, наблюдение оранжево-красного цвета увеличивает частоту пульса, дыхания, давление крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Тёмно-синий цвет, напротив, приносит успокоение.
По мнению психологов, «язык» цветов универсален и символичен, он действует независимо от религии и национальности. В частности, белый – начало, свет; серый – стабильность, обособленность; чёрный – конец, тьма; красный – агрессия, страсть; жёлтый – открытость, лёгкость; зелёный – равновесие, потенциал (внутренняя сила); синий – покой, удовлетворение.
Цвет и его воздействие, выбор цвета и соответствие ассоциациям постоянно изучается психологами, художниками, маркетологами, дизайнерами, рекламщиками. Всеми, кто исследует и применяет воздействие на человека и взаимодействие с ним.
Про Кандинского и не только
У кого, как не у художников, нужно спрашивать про цвет. Именно для них и для дизайнеров это один из главных рабочих инструментов. Сама суть живописи – цвет, и работа с ним – её основа. Именно наличие цвета и отличает живопись от других видов искусства.
С незапамятных времён цвет использовался для самовыражения, для передачи сообщения, для передачи эмоций и чувств, и, по большому счёту, для интеллектуального и эмоционального преобразования отдельного человека и людей в целом. Цвет является своеобразным кодом, символом, он расставляет акценты и строит свои дополнительные значения на полотне. Это мощный инструмент в арсенале художника.
Мы здесь совсем не собираемся изучать теорию цвета, тем более, исследователи спорят даже по поводу всем известного цветового круга (имею ввиду, круг Йоганнеса Иттена, чьи книгу рекомендуют в качестве учебного пособия для дизайнеров, визажистов, колористов, всех, использующих в работе контрастные или близкие, основные простые или составные смешанные цвета).
Имея в арсенале только три основных цвета (красный, жёлтый и синий), художник может замешать любой другой. 12-секционный цветовой круг – это схема, на которой цвета собраны в определённой последовательности, он может быть использован для описания взаимосвязи между различными цветами, когда они рассматриваются вместе. А ещё этот круг очень удобен, чтобы по-быстрому подобрать цвета для интерьера, одежды, дизайна рекламной вывески или окрашивания волос. Схема помогает не перемудрить с цветами и создать гармонию. Художники используют эти цветовые связи для достижения различных эффектов, таких как драматический контраст или цвета, которые визуально привлекательны вместе.
1961 году художник Иттен придумал, как собрать цвета в схему, и написал подробную инструкцию в книге «Искусство цвета». Суть в том, что все цвета можно разделить на две группы – хроматические и ахроматические. Ахроматические – белый, чёрный, серый цвета и любые их оттенки, хроматические – все остальные цвета спектра. Запомнить легко – обычно это цвета радуги, как в детской мнемонической фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Напомнить? Хроматических цветов три – жёлтый, синий и красный. Если их смешивать между собой в разных пропорциях, можно получить любые другие цвета, а вот в обратную сторону это не работает.
При смешивании основных цветов получаются цвета второго уровня – оранжевый, зелёный и фиолетовый. Основные цвета ещё называют первичными, потому что они – начало других цветов. Если пойти дальше и смешать хроматические и вторичные цвета, которые соседствуют рядом, получатся цвета третьего уровня – третичные.
Смешивая основные и вторичные цвета в разных пропорциях, можно создать миллионы разных оттенков. К слову, если захочется углубиться в тему, могу в качестве книг-помощников рекомендовать такие:
Иттен Й. «Искусство цвета» (Москва: Издатель Д. Аронов, 2021)
Волков Н. Н. «Цвет в живописи» (Москва: Издательство В. Шевчук, 2014)
Кандинский В. В. «О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости/ переводе Н. И. Дружковой. Москва: АСТ, 2018)
Художники способны так искусно использовать всего несколько цветов, что обыватели этого даже не заметят. Например, импрессионисты использовали только чистые цвета спектра, почти полностью отказавшись от смешения красок в пользу смешения оптического, что позволяло создавать яркие, наполненные светом пейзажи (Клод Моне «Белые кувшинки» или «Ирисы в саду»).
А Тициан говорил: «Тот, кто хочет стать живописцем, должен оставить себе лишь три краски – чёрную, белую и красную, и пользоваться ими со знанием». Он намеренно придавал контраст и обострял отношения через свойства красок, используя их свойства.
Вспомним Ван Гога и его «Звёздную ночь», где используются синий, жёлтый, коричневый; «Крик» Мунка в оранжевом и синем цвете; картину «Старый гитарист» Пабло Пикассо, написанную лишь оттенками синего и коричневого.
Хочется особо отметить русского живописца, пионера абстракционизма и одного из основателей зарождения современного искусства Василия Кандинского. Удивительной судьбы человек. Под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1896 году, был так вдохновлён полотном Клода Моне «Стог сена», что, отказавшись от предложения стать профессором университета, уезжает учиться живописи в Мюнхен.
Кандинский, как синестет, глубоко чувствовал цвета и формы предметов. Он любил музыку, сам играл на фортепиано и виолончели. В живописи много экспериментировал и разработал теорию о связи между цветом, формой, звуком и эмоциями.
Белый – свет, серебро; чёрный – мрак, земля; жёлтый – солнце, золото; синий – небо, воздух; красный – огонь, кровь; зелёный – природа, растительность. Благодаря натуралистической ассоциативности эти символические обозначения первичны во всех культурах и наиболее живучи.
Ещё будучи студентом факультета права Московского университета, Василий участвовал в этнографической экспедиции на русский север, в Вологодскую губернию, где изучал и был вдохновлён потрясающим символизмом, игрой цвета и форм в народных узорах.
Его интересовали яркие и чистые цвета. Главным же для него стало познание формы, которую он строит посредством цветовых пятен. К концу жизни в его творчестве уже было сложно различить реальные образы и предметы, для Кандинского становится самым важным – создать особое настроение в работе, а не передать реальность.
Он выступал за идею смешивать всё со всем, за синтез искусств. Соединял живопись и музыку. В картинах использовал энергичные цвета и направленные мазки, создавая ощущение движения, кипящей направленной энергии. Кажущаяся беспорядочность абстракций Кандинского на самом деле продуманна и подчинена логике. Не забываем, он был синестетом и видел звуки в цвете. Например, зелёный у него соответствовал средним тонам скрипки, а светло-красный – фанфарам с призвуком трубы.
Василий Васильевич Кандинский – художник своего времени и опередивший время, задавший тон современному искусству живописи, который понимал возможности цвета и его непосредственное воздействие на чувства зрителя. Он верил, что искусство призвано вызывать мощный эмоциональный отклик и глубокие духовные переживания, а не просто изображать мир в реалистической форме.
Василий Кандинский – уникум, с раннего детства обладающий тонким слухом и уникальной мультисенсорной способностью. Человек, который видел звук и слышал цвет.
Цветотерапия. Научно или нет?
Цвет способен влиять на настроение, самочувствие и желания человека. Каждый цвет даёт определённый эффект, поэтому существует такое понятие как цветотерапия. В последние десятилетия интерес к воздействию цвета на психоэмоциональное состояние существенно возрос. Оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, чёрный. Оказывается, какие-то цвета подавляют аппетит, другие способствуют концентрации внимания, третьи помогают улучшить настроение.
Обратимся к энциклопедии.
Цветотерапия (по-другому, хромотерапия) – это метод нетрадиционной медицины, представляющий собой воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения. Это современная методика диагностики состояния человека, а также лечения и профилактики различных заболеваний с помощью цветовых сочетаний. Методы практической цветотерапии – это применение в медицинской практике определенных чистых цветов, заключенных в изобразительные формы, для лечения и профилактики ряда заболеваний, а также для воздействия на организм в различные периоды жизни.
Цветотерапия не опирается на научный метод, а исследования не подтверждают её эффективность. И тем не менее воздействие светом разных цветов используется в качестве вспомогательного метода лечения по типу физиотерапии.
С древнейших времен различными цветами и оттенками врачевали больных. В Древнем Китае и Индии рекомендовали носить разноцветную одежду, а на больное место направляли луч света через расцвеченное стекло. Мудрый Авиценна в качестве лечения назначал пациентам ванны с окрашенной водой. Знаменитый русский психоневролог В. М. Бехтерев полагал, что цветолечение иногда более эффективно, чем приём лекарств. В 70–80-х годах прошлого века учёные провели ряд экспериментов и доказали, что цвет благотворно воздействует на наш организм. В развитых странах появились институты и клиники хромотерапии.
Некоторые специалисты считают, что механизмы ряда болезней обусловлены нарушением цветовой гармонии человеческого организма: либо перераздражением, либо недостатком определённых цветов. Они полагают, что если восстановить цветовую гармонию – вернуть необходимый цвет, очистить его от посторонних цветопримесей, сделать сочным, насыщенным и ярким, то можно восстановить нарушенное равновесие всего организма и вылечить человека.
Сеансы терапии цветом проводятся в кабинетах, оборудованных лампами, которые пропускают свет через цветные фильтры. Помимо воздействия через органы зрения и психологическое воздействие, на организм оказывается ещё и дополнительное воздействие лучами через кожу. Такие сеансы могут длиться от нескольких минут до получаса, в зависимости от интенсивности воздействия и преследуемых целей.
Терапия цветом применяется также в косметологии для улучшения состояния кожи, уменьшения признаков старения и борьбой акне.
Несмотря на то, что доказательная медицина не признаёт терапию такого рода в качестве научного метода, цвет всё же используется в качестве облегчения и улучшении состояния пациентов в качестве дополнительного стимула.
Например, в настоящее время, оказывается, для помощи в лечении больных рассеянным склерозом (РС) всё чаще используются немедикаментозные методы. Известный факт, что, когда больной берёт кисть в руки, это помогает справиться с депрессией, различными страхами, самореализоваться, приобрести уверенность в себе. Цвет оказывает воздействие не только на зрение, но и на всю нервную систему человека в целом, поэтому цветовые сочетания могут использоваться для улучшения его функционального состояния. При созерцании цветотерапевтической композиции повышаются настроение и работоспособность, мобилизуются защитные силы организма.
На основе механизмов физиологии цвета и восприятия формы были разработаны рекомендации по наиболее оптимальному заполнению визуального пространства как в поликлинике, где ведется прием больных РС, так и в стационаре (эта тема освещается в работе Гусевой М. Е. и Сиверцевой С. А. «Применение цветотерапии у больных рассеянным склерозом», опубликованной в журнале неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова за 2015 год). По мнению авторов, влияние цвета начинается с индивидуального подбора для пациента наиболее приятной ему картины. Затем определяется, какие именно цвета нравятся больше всего. Фиксируются ощущения, которые испытывает пациент во время просмотра холста, определяется оптимальное время для терапевтического воздействия данного цветового паттерна. Больные Р. С. отвечают на вопрос: «Что происходит, когда вы смотрите на картины?»
Предварительный анализ опрошенных больных показал, что около 80 % стали спокойнее и уравновешеннее, более 90 % отметили, что чувствуют эмоциональную поддержку от картин, более 50 % рассказали, что у них появились любимые художники. Отсюда были сделаны выводы, что цвета влияют на организм человека за счёт определённой длины волны. Эмоциональное воздействие цветов может быть повышающим настроение или успокаивающим. Цветотерапия и, в частности, живопись – это доступный и мягкий метод гармонизации психики и улучшения здоровья, один из способов получения позитивных эмоций без отрицательных последствий, однако, отнюдь не заменяющий медикаментозное лечение.
Особенности восприятия цветов в разных культурах
Несмотря на то, что цвет является универсальным языком, у разных народов и культур встречаются свои особенности трактовки цветовой символики. Именно поэтому, путешествуя по разным уголкам планеты, не помешает знание тех или иных значений цвета в культурах народов и стран. К примеру, голубой оттенок в Египте говорит о истине и добродетельности, в США о мужественности, а в Японии голубой значит мошенничество и подлость. Белый в европейской культуре это чистота, свежесть, добрая воля, цвет парламентариев и нейтралитета, наконец. А вот в Китае, Индии, Японии белый – цвет болезни и траура, поэтому наши платья у невест для них видятся совсем в ином смысле. Или красный на востоке – цвет любви и самой жизни. Не отсюда ли появился красный крест на белом полотне? И если в Париже красный символизирует признак аристократизма и роскоши, то на берегах Нила французские вельможи казались местным жителям носителями вечного траура. В Египте красный связан со смертью и печалью. Как вы понимаете, так же с жёлтым и зелёным.
Помимо этого, даже в одной стране в разные эпохи цвет мог менять свой смысл. Например, для европейцев красный в средние века считался греховным, как цвет плотских страстей. В наскальной же живописи первобытных народов чаще всего встречается только три цвета – белый, чёрный и красный, где белый – мир, бытие, чистота, порядок, жизнь; чёрный – мрак, хаос, грязь, смерть; красный – сила, в зависимости от контекста, добра или зла. Эти же цвета использовались в магических ритуалах.
Цвет, маркетинг и реклама
Знание цветопсихологии активно используется в бизнесе. Вот, например, почему основная линейка цветов для автомобилей не такая уж разнообразная? Дело в том, что производители очень хорошо знают, какие цвета хорошо продаются и почему это происходит.
Так, например, большая часть автомобилей класса люкс именно чёрного цвета, который ассоциируется с уверенностью, властью, силой, надёжностью и престижем.
Белый вызывает ощущение свежести, лёгкости, молодости и современности. В нём много воздуха и естественности. Серебристые автомобили по популярности занимают почётное третье место, ассоциируясь с новыми технологиями и будущим. По этой же причине большинство современных гаджетов тоже в этом цвете. Люди же, уважающие спокойствие и стабильность, любят синие и серые машины, а те, кто хочет быть на виду – красные.
Даже у таблетки цвет имеет значение. Таблетка белого цвета ассоциируется с облегчением, например, боли, а красного – со стимуляцией и возбуждением, а вот зелёные таблетки выглядят как экологичные и оздораливающие.
Сфера маркетинга и рекламы активно использует информацию об эмоциональной заряженности цветов, поэтому странно было бы не использовать эти знания в повседневной жизни.
Для людей цвет – это один из самых важных источников информации. Считается, что мы составляем мнение о предмете или другом человеке в первые 90 секунд взаимодействия. При этом от 62 до 90 процентов наших впечатлений основаны на восприятии цветов. Было бы удивительно, если бы маркетологи и дизайнеры одежды не пытались использовать такой канал для ненавязчивого влияния на чувства и мнения потребителей.
Плюсом ко всему, предметом исследований психологов является и влияние на отношение к цвету таких факторов как стереотипы, детские ассоциации, эмпирический опыт, менталитет и культура, в которой воспитан человек, чтобы предугадать вызываемые цветом эмоции.
Точно угадать реакцию аудитории на цветовые решения невозможно. Тем не менее, специалисты рекламной сферы не оставляют попыток глубже изучить эту тему. Есть даже целая наука – колористика – которая изучает цвет, его природу и характеристики. Знание колористики используют в своей работе дизайнеры и иллюстраторы, чтобы создавать гармоничные цветовые сочетания и придавать продуктам индивидуальный стиль и настроение.
Для чего всё это нужно?
Правильно подобранные цвета в корпоративной символике и рекламе:
• Привлекают целевую аудиторию. Необычные цвета и оттенки в сочетании с другими дизайнерскими инструментами помогают привлечь внимание аудитории и запомниться пользователям;
• Помогают отстроиться от конкурентов. Например, если компания выбирает цвета, отличные от основных конкурентов по рынку, она может выделиться на их фоне и запомниться потребителям;
• Мягко и ненавязчиво формируют нужную реакцию у потребителей. Опираясь на понимание психологии цвета, можно спрогнозировать, как потенциальные покупатели будут воспринимать ваш бренд и продукты.
Вспомните, к примеру, логотипы ваших любимых кроссовок, марки машины, иконки мессенджера или сети ресторанов быстрого питания. Иногда одна только замена цветовой гаммы логотипа в разы поднимает продажи, помогая стать более узнаваемой и повысить доверие бренда.
Исследования в области психологии цветовосприятия и маркетинга никогда не прекращаются, ибо предпочтения групп потребителей меняются под воздействием разных факторов, а также от поколения к поколению.
Например, в начале двухтысячных годов дизайнер Джо Холлок запустил исследовательский проект, чтобы понять, как современники реагируют на разные цвета, выделить любимые и нелюбимые, выяснить вызываемые цветами ассоциации. В тестах принимали участие участники разного возраста и пола.
Выяснилось, что по-прежнему синий в фаворитах и у женщин, и у мужчин. Самыми же нелюбимыми оказались оранжевый и коричневый.
10 лет назад подобное исследование было проведено на базе площадки Pinterest. Кто не в курсе, это такая социальная сеть, в которой пользователи размещают фотографии, видео или иллюстрации, объединяют их в коллекции по темам, делятся друг с другом изображениями, идеями, находками. Исследователи проанализировали и выяснили, какие цвета и оттенки вызывают наибольший отклик у аудитории.
Оказалось, что к чёрно-белому контенту интереса намного меньше, чем к цветным изображениям. К этому же выводу пришли и эксперты компании Xerox – цветные материалы даже в деловых документах увеличивают продажи на 80 %.
При создании бренда – компании или личного – также важную роль играет цвет. В 1997 году профессор психологии Стэнфордского университета Дженнифер Аакер провела ряд исследований потребительского поведения и вывела модель индивидуальности бренда, которая показывает взаимосвязь между фирменным стилем и тем впечатлением, которое он производит на аудиторию. Нашлись подтверждения тому, что люди делают выбор в пользу компаний, близким им по духу, а корпоративные цвета компании помогают быстро привлечь близкую по ценностям аудиторию. Важно, чтобы цвета были уместны (соответствие самому продукту и вызывать доверие, нравиться), не было нагромождения и учтены понятные каждому общепринятые в данном обществе цветовые сигналы «цвет-значение».
В результате эксперимента, кстати, выяснилось, что важны и сами названия цветов. При равных характеристиках среднестатистический покупатель выберет товар необычного, я бы сказала даже поэтического, цвета. Если в рекламе будет заявлен не просто розовый, а цвет морского заката, не бежевый, а кофе с молоком, не красный, а цвет алого мака, то привлекательность товара резко возрастает.
Подытоживая тему маркетинга и в качестве иллюстрации использования поэтичных названий цветов, заглянула в линейку своего смартфона Honor. Представлены четыре цвета – мерцающий кристалл, полночный чёрный, изумрудно-зелёный и перламутровый лого.
Дни недели, мифы и космос
В те времена, когда ещё не существовало современных календарей и часов, люди ориентировались по звёздам и планетам. Астрологи подсказывали, в какой день и какое начинание будет наиболее успешным, а на что тратить силы не имеет смысла. Многие знания были утрачены, а мы научились жить по календарю. Но мало кто задумывается, что планеты и звёзды не прекратили своё влияние.
Согласно древним ведическим знаниям, каждый день недели находится под покровительством одного из небесных тел – Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна.
Так как мы связываем дни недели и цвет, то для начала следует разобраться, откуда каждый из семи дней получил своё название? Известно, что дни недели в разных языках мира классифицируются либо по нумерации, либо по названиям планет-покровителей. Название может изменяться в ходе истории по религиозным соображениям (Господь сотворял мир шесть дней, а седьмой отдыхал. «Шаббат», «день отдыха» или «чистый день» – суббота).
Также может варьироваться день начала недели. Например, в иврите, арабском и португальском языках, а также в Канаде, Австралии и США первым днём недели считается воскресенье, а в китайском и славянском языках неделя традиционно начитается в понедельник.
В славянских языках, как вы знаете, дни недели именуются по порядку нумерации: понедельник – день, следующий за неделей; вторник – второй день недели; среда – середина недели; четверг – четвёртый; пятница – пятый; суббота – «шаббат, день отдыха»; воскресенье – воскресный день.
Романские языки, включая, к примеру, английский и итальянский, именуют дни недели в честь небесных тел – Солнца и Луны, а также пяти видимых планет Солнечной системы, а именно Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна, каждая из которых ассоциируется с античными богами. Правда, есть исключения:
Воскресенье: Sunday (англ.) – «день Солнца»; Domenica (итал.) – «Воскресный день».
Понедельник: Monday (англ.) – «день Луны»; Lunedi (итал.) – «день Луны».
Вторник: Tuesday (англ.) – «день Тора»; Martedi (итал.) – «день Марса».
Среда: Wednesday (англ.) – «день Одина»; Mercoledi (итал.) – «день Меркурия».
Четверг: Thursday (англ.) – «день Тунора(Тора)»; Giovedi (итал.) – «день Юпитера.
Пятница: Friday (англ.) – «день Фригги»; Venerdi (итал.) – «день Венеры».
Суббота: Saturday (англ.) – «день Сатурна»; Sabato (итал.) – «день Шаббата (день отдыха)».
Таким образом, эзотерики, вслед за древними, считают, что каждому дню недели соответствует своё небесное тело, оказывающее ему своё покровительство. А вы когда-нибудь задавались вопросом, почему дней в неделе именно 7, а не 5 и не 9?
Считается, что впервые семидневная неделя появилась в древней вавилонской культуре. Предположительно, «неделя» как единица измерения времени была впервые использована около 3,5–4 тысяч лет назад, ещё задолго до нашей эры.
Исследователи предполагают, что количество дней 7 – не случайно. Вавилоняне выбрали его по нескольким причинам. Во-первых, цифра «7» считалась священной в Древнем Вавилоне.
Во-вторых, фазы Луны, за которыми наблюдали священнослужители Вавилона, сменяются в течение периодов, кратных 7 дням – в первые 7 дней от новолуния серп «дорастает» до четверти, затем проходит ещё 7 дней до полнолуния, а далее Луна убывает по тому же принципу. Таким образом, лунный месяц состоял из 28 дней, а внутри подразделялся ещё на 4 четверти по 7 суток.
Как видим, эта система укрепилась, и мы ею благополучно пользуемся до сих пор. Названия же дней недели установились соответственно древнегреческой системе расположения планет Аристотеля и Птолемея.
Кто такие чакры и где они живут?
Поскольку впереди знакомство с каждым цветом спектра будет подробное, мы обязательно коснёмся их связи с чакрами. Последние годы слово это у всех на слуху, так давайте и мы с вами напомним друг другу, что это такое и как это понимать.
Само слово «чакры» обозначает на санскрите "колесо, диск, круг". Если понятие ауры относительно новое, то концепция чакр восходит примерно ко второму тысячелетию до нашей эры. Эта идея пришла из Индии. Говоря самым простым языком, она предполагает, что в нашем теле есть особые физические и духовные точки, каналы, которые обладают особым значением и могут влиять на наш духовный опыт и состояние нашего тела.
Это понятие является объектом для сосредоточения в тантрической практике и йоге. Само понятие чаще всего звучит в связи аюрведой и современными оккультными системами, буддизмом и индуизмом. Что ещё на слуху? Чакры надо прокачивать, расслаблять или, наоборот, тонизировать, короче, приводить в состояние исцеления через баланс. Давайте разберёмся.
Чакры – это энергетические центры в вашем теле, которые сильно влияют на вашу жизнь. Впервые чакры упоминаются в Ведах около 1500–1000 г. до н. э. Эти древние тексты о священных духовных знаниях содержат описание этих вращающихся колес энергии. В нашем теле есть сотни таких колёс, но семь основных каналов проходят вдоль нашего позвоночника и создают определённую частоту в нашем теле. Чем лучше мы поймём, как использовать эти самые чакры, тем больше преимуществ мы получим. Когда все наши семь энергетических центров сбалансированы, мы, как правило, чувствуем себя здоровым, счастливыми и гармонично выровненными со своей жизнью и миром вокруг.
Таким образом, это энергетические центры в теле человека, через которые проходят энергии, помогающие регулировать работу организма на физическом и метальном уровне. Существует семь основных чакр, вращающихся по часовой стрелке вверх (подъём энергии) или против (спад). Каждая со своей частотой вибраций и соответствующим цветом. Хочешь достичь гармонии и равновесия во всех сферах жизни? Тогда каналы эти должны быть сбалансированы, выровнены и правильно вращаться.
Способов уравновешивания много – асаны из хатха-йоги, медитации, эфирные масла, камни и минералы, а также любое воздействие соответствующим цветом. На чакры можно воздействовать, цветом или пением мантр, но основное влияние окажет осознание себя, созерцание и управляемое дыхание. Если вы будете сосредотачивать на них внимание, удерживать в мыслях их изображение, вы поможете построить свою энергетическую конструкцию, соответствующую божественному замыслу. Это своеобразная целительная медитация.
Вообще, кому, простите за выражение, тема чакр, мантр и всякой энергетической темы до лампочки, могут смело пропустить в каждом дне. Остальных же приглашаю прочувствовать эти потоки и вибрации в своём теле.
Помню, как ещё в середине 90-х приятельница спросила скептически:
– И ты веришь во все эти чакры?
– Верить можно в то, что не знаешь и не чувствуешь. В инопланетян, например, я верю. А с чакрами всё ясно.
Могли ли мы тогда представить, что спустя 20–30 лет про чакры будут знать почти все – от бывших секретарей райкомов до учащихся ремесленных училищ. Как, нет уже таких?
При чём тут камни?
На самом деле, про камни в этой книге можно было бы и не писать. По крайней мере, изначально на марафоне «Женщина цвета радуги» я не планировала освещать «каменно-минеральный» вопрос. Но когда участники получили задание в течение дня обращать внимание на всё вокруг с определённым цветом и скидывать в чат марафона фотографии, то каждый день, помимо одежды, предметов интерьера, вывесок на улицах города и разноцветных цветочных бутонов, постоянно фигурировали камни – в бусах, кольцах и серьгах, сувенирах, и даже резных лазуритовых чашах из коридоров Эрмитажа. А так как мы ещё связываем цвета вовне с цветами чакр в нашем теле, то тема гармонизации энергий с помощью натуральных камней стала очевидной и вполне уместной в этом радужном марафоне и, соответственно, в книге.
Природные минералы – это одна из самых прекрасных загадок, которой интересовался человек с того самого момента, как начал обрабатывать камень. Разберёмся в терминологии.
Все натуральные минералы можно разделить на три группы:
• Недорогие, широко распространённые камни относят к поделочным самоцветам. Они идут на изготовление бижутерии или камнерезных изделий – предметов декора и сувенирной продукции. Примеры: нефрит, лазурит, агаты, яшмы, розовый кварц, лабрадор, змеевик и множество других.
• Минералы более высокого, в сравнении с поделочными, качества причисляют к полудрагоценным камням (или ювелирно-поделочным). Их стоимость приемлема для большинства покупателей.
• На заметку! Цена камня напрямую зависит от его твёрдости. Чем самоцвет твёрже, тем он дороже.
• С использованием таких минералов создают бижутерию, сувениры, а некоторые разновидности применяют для изготовления ювелирных украшений. Примерами могут быть авантюрин, горный хрусталь, аметист, цитрин, хризоберилл, обсидиан, гематит, аквамарин, чароит, янтарь, бирюза, гранат, опал.
• В разных источниках одни и те же камни могут попадаться и в первой, и во второй группе, «гуляя» в зависимости от своих разных свойств.
• Очень редкие, уникальные, красивые, высококачественные и, соответственно, дорогостоящие камни считаются драгоценными. Из них создают ювелирные изделия. Это могут быть и вполне демократичные изделия, и эксклюзивные, чья стоимость измеряется миллионами долларов. Это алмазы, сапфиры, рубины, александриты, изумруды.
Нас в этой книге прежде всего интересует окраска камней, которая соответствует цвету каждого дня недели и гармонизирует определённые энергии человека.
А теперь внимание.
Глава, которой в книге нет
Почему мы в книге будем рассматривать восемь цветов, радуга же содержит семь? Каждый ребёнок знает, что в радуге семь основных цветов, как и дней недели.
Голубой цвет радуги мы не стали рассматривать отдельно, а включили его энергии в первый день недели, вместе с белым, лунным женским днём. А в следующий за неделей день рассмотрели цвет чёрный.
Удивительно, но чёрный и белый по сути даже не являются цветами. Как так, скажете вы?
Давайте вспомним, откуда появляются цвета, а также на примерах разберёмся, что такое излучение, отражение и поглощение света. Это из физики. Посмотрите вокруг – рядом с вами множество предметов, освещённых солнечными лучами. Цвет окружающих предметов – это результат отражения определённой длины волны (смотри главу 2). Например, зелёный газон воспринимается глазом именно в таком цвете, потому что его поверхность отражает только зелёную составляющую спектра светового потока, а остальные поглощаются.
Это касается любого освещения – естественного, солнечного, или искусственного, например, лампочки. Если же при освещении белым светом объект полностью поглощает все световые составляющие спектра, тогда для нашего глаза он будет видим, как чёрный. Возьмём, к примеру, уголь или камень обсидиан. Они и при ярком свете будут оставаться для нас чёрными, так ведь? А вы замечали, что предметы чёрного цвета нагреваются на солнце сильнее остальных? Это происходит потому, что они поглощают не только весь световой спектр солнечных лучей, но ещё и тепловое излучение солнца. Именно поэтому, если вы жгучий брюнет, пожалуйста, не забывайте надевать головной убор в жаркий солнечный день.
Но если есть полное поглощение цвета, то есть и полное отражение. Когда весь спектр светового луча белого цвета отражается от поверхности предмета, то предмет принимает белый цвет.
Теперь становится ясно, почему мы никогда не смогли бы увидеть в радуге эти два цвета из монохромной гаммы – белый и чёрный. Первый образуется из сочетания отдельных семи основных цветов, а второй – это отсутствие цвета, то, что мы видим, когда света нет совсем. Правда, его не получить обычным смешиванием красок, так как действие красок основано на поглощении света, а не на его испускании. Так что, если смешать краски всех цветов радуги, то получим близкий к чёрному цвет. А вот если взять лампочки всех цветов радуги и поставить рядом, то свет от них, смешанный вместе, даст белый цвет. Так что если вы читаете на белом фоне, то это монитор собрал его из синих, красных и зелёных пикселей.
Наука объясняет восприятие белого, как реакцию глаза на свет всех длин волн, равномерно отражённых и рассеянных по поверхности. То есть, если свет разных цветов смешать в равных пропорциях, то все колбочки будут давать сигнал одинаковой интенсивности, что и воспринимается, как белый цвет.
В дизайне, например, белый и чёрный являются самыми важными, ибо без них невозможно изобразить свет и тень. Опытные дизайнеры говорят, что если рисунок не выглядит хорошо в чёрно-белом цвете, то и в цветном он не будет выглядеть хорошо. Эти два контрастных цвета тоже вполне могут передавать настроение, как и другие цвета. Вспомните, например, чёрно-белые «Психо» Хичкока или «Фонтан» Феллини.
Глава 6
Особенности восприятия цветов у детей
Как писала в начале, много работаю с детьми, наблюдаю, да и по первому образованию являюсь дошкольным психологом-педагогом, поэтому не смогла обойти тему восприятия цветов детьми. Как же происходит эволюция взаимоотношений с цветастым миром от младенца к взрослому? Не секрет, что дети очень любят всё цветное – игрушки, одежду, краски, картинки в книжках. Играют с цветом, увлекаются им с удовольствием, он же воздействует на детские эмоции наисильнейшим образом.
Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живёт чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.
Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.
Как показали исследования, младенцы первыми начинают видеть цвета тёплой части спектра. Именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малыша.
А вот тёмные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.