Зачем Богу наши деньги? бесплатное чтение

Вступление
Привет! Меня зовут Сергей. Я хотел бы вас пригласить на христианское собрание, или просто изучать библию, если вам это интересно, то вот мой телефон.
Примерно так многие из нас попадали на встречу с церковью. Не важно, были ли это большие, помпезные и эпохальные собрания с заезжими знаменитостями мирового уровня типа Билли Грэма, или маленькие группки, собирающиеся по квартирам, по вечерам после работы. В разное время и в разных местах отношение к церкви тоже было и есть разное.
Я познакомился с церковью в Москве в 90-е годы ХХ века. Это было время перемен, больших перемен. Только что распалась великая держава – Советский союз, и на его обломках нарождалась гигантская биомасса, готовая превратиться во всё, что угодно, в поисках себя, в этой новой, неизведанной и пугающей реальности, внезапно обрушившейся на всех нас. С тех пор прошло уже почти двадцать лет, и нынешнее поколение порой уже не помнит, что такое Советский Союз, и читает про те сложные годы по учебникам. И, конечно, не застало того бушующего духа, который будто бы был готов евангелизировать всех и вся в самые разные общины и направления.
Справедливости ради, нужно заметить, что в те времена нас захлёстывали не только воды религиозных течений, но и всяких других. Пышным цветом расцвели различного рода организации, занимающиеся сетевым маркетингом, как на дрожжах росли и пухли финансовые пирамиды. В отчаянных поисках заработка люди цеплялись за каждую соломинку в надежде обрести финансовое благополучие, а на деле оказывались лишь дойными коровами, инструментом для обеспечения финансового благополучия других людей. В то время рушилось всё, все моральные устои летели в тартарары. Дикое время рождало дикие нравы. «Сильный всегда прав» – это был принцип общения людей между собой, особенно в сфере денежных отношений. Многие люди не раз и не два были не просто обмануты, а обобраны до нитки вышеупомянутыми финансовыми пирамидами и прочими проектами, обещавшими быстрое обогащение. И всё равно, рождались новые подобные компании, и люди снова и снова продолжали нести свои деньги в их копилку в надежде, что на этот раз они успеют поживиться за счет тех, кто придет позже, точно также как когда-то другие поживились за их счет. Но в результате большинство из нас только увеличивали количество своих поражений на этом фронте.
К сожалению, финансовые пирамиды своего рода нашли свое отражение и в различных организациях религиозного толка, как псевдо-христианских, так и христианских, в том числе.
Любой, кто хотя бы раз побывал в христианской церкви, обязательно столкнулся с такими понятиям как «сбор» или «пожертвования». Все они подразумевают денежные вложения в церковь со стороны, как верующих адептов, так и простых посетителей и гостей.
Я, как и многие из нас, вырос в атеистической стране и, конечно, не имел практики какого-либо религиозного воспитания. И этот принцип – принцип пожертвования в церковь – мог видеть, разве что, в фильмах или книгах. И у многих из нас, много раз обманутых в плане финансов, принцип сбора пожертвований в церкви, прочно и непоколебимо, ассоциировался именно с этим негативным опытом. И единственное чувство, которое он рождал в нас, это чувство глубокого недоверия, к любому, кто пытался, как нам казалось, развести нас на деньги.
Если бы мы раньше знали что-то о церкви, бывали бы на службах, состояли в разного рода церковных общинах – одним словом, имели бы богатый религиозный опыт – то мы, конечно же, наверняка бы знали о том, что принцип сборов и пожертвований в церкви, конечно, зародился задолго до всех финансовых афер и махинаций. Скорее наоборот: люди, создававшие эти сомнительные схемы, как раз и использовали церковный опыт. Брали его за основу и наживались на доверии людей. Но все получилось так, как получилось. И сегодня в нашем сознании прочно живёт тот самый извращённый образ финансовых пирамид, через призму которого мы теперь смотрим на все подобного рода операции с нашими финансами. Я имею в виду операции по вложению наших денег куда-либо.
Я был обращен к Богу и крестился в 1993 году. С тех прошло много лет, и много событий произошло в моей христианской жизни. Я женился в церкви. Моя жена Татьяна являет собой потрясающий пример христианской любви, мудрости, скромности и заботы. Я очень благодарен Богу за неё. У нас растет дочь, Александра. На данный момент ей 11 лет. Нас рукоположили в Дьяконы детских программ в Московской церкви Христа (Южном регионе), и, помимо всего прочего, я вхожу в финансовый совет этого самого региона. Финансовый совет – это орган, в ведении которого как раз и лежит финансовая жизнь общины. Он ведает сборами, принимает решение о расходовании собранных средств и осуществляет контроль за надлежащим исполнением этих расходов.
По ходу моего пребывания в финансовом совете, мне приходится иметь дело, в том числе, и со случаями, когда люди, являясь членами церкви, регулярно, время от времени, полностью, либо частично уклонялись от сдачи сборов и пожертвований. Иногда здесь имели место просто банальная жадность, или неумение чётко и правильно планировать свои финансы. Но очень часто возникают ситуации связанные именно с недоверием тому, как распорядятся этими финансами люди, ответственные за это. Часто этим недоверием некоторые оправдывают туже самую жадность, но часто это, действительно, является большой преградой на пути христиан.
Эта проблема никогда не исчезает полностью и, время от времени, обязательно проявляется в различных своих ипостасях. Расставание с собственными деньгами – это искушение, которое знакомо каждому человеку на земле, и тем более в церкви.
Зачем Богу наши деньги? Я не случайно именно так назвал свой труд. Мы не доверяем людям, которым мы отдаём наши деньги, а в ответ слышим вызовы и укоры в том, что мы не доверяем Богу, потому что именно Ему, Богу, мы отдаём эти деньги.
Есть такой старый забавный анекдот про христианина, мусульманина и иудея.
Как-то раз встретились они втроём и решили поделиться опытом о том, как они распределяют свои финансы в плане пожертвований Богу.
Христианин говорит: «Я делаю так. Черчу круг на земле, захожу в него и бросаю деньги в воздух. Что упало в круг, то я отдаю Богу, что выпало за круг, то оставляю себе».
Мусульманин говорит: «Я в принципе делаю всё почти также, только у меня наоборот: всё, что за кругом, то Аллаху, а всё, что в кругу, то моё».
В ответ на это иудей сказал следующее: «А я делаю всё гораздо проще. Я без всяких кругов просто подкидываю деньги в воздух. Что Бог успел забрать в воздухе, то Ему, все, что упало на землю, то мне».
И действительно, если мы отдаём свои деньги Богу, тогда почему забирает их у нас не Бог, а люди. И распоряжается ими не Бог, а люди. И попадаются на мошенничестве не Бог, а люди. И вообще, как может Бог требовать от нас деньги?! Зачем вообще Богу нужны деньги, наши деньги? Он что, не может обойтись без них – прекрасно может. Ему нечего покупать и нечего продавать, Ему нечего с ними делать. По логике вещей, они Ему совершенно не нужны. Тогда зачем, если верить опять же людям, они (деньги) Ему (Богу) все же нужны, причём нужны каждую неделю?
Это очень хороший вопрос. Это глубокий и непростой вопрос. И ответить на него будет очень непросто. Но, ответив на него, мы, наконец, сможем раз и навсегда разрушить ту непреодолимую стену отчуждённости и недоверия к людям, и, в конечном счёте, к Богу, Который и поставил этих самых людей собирать с нас эти самые деньги, для этих самых Его, Божьих, нужд.
И теперь пришло время, не спеша, чётко и скрупулезно разобраться в сборах и пожертвованиях.
Глава I. Споры о десятине
Денежные средства, которые мы вкладываем в церковь, выросли не на пустом месте. Они, хотя и называются сборами и пожертвованиями, но фактически выросли из таких понятий как «десятины» и «приношения».
В, различного рода, христианской литературе, как правило, представляющей собой убеждения различных деноминаций, которые приводят авторы этих книг, конечно, ведется жаркий и непримиримый спор по этим вопросам. Этих книг и статей, особенно в последнее время, появилось великое множество. Но, как говорит Екклесиаст: «Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела» (Екклесиаст 12:12б). Именно по этой причине я не хотел бы делать подробный анализ различного рода утверждений и убеждений авторов этих трудов. Это, действительно, будет довольно скучно и утомительно, а цель моей книги как раз наоборот: быть очень простой и лёгкой, как в прочтении, так и в понимании прочитанного.
Для тех, кто, возможно, захочет самостоятельно проработать тему, затронутую в этой книге, я приведу в конце список всей литературы, которую я использовал при написании данного труда. Для остальных читателей я ограничусь обзором основных мыслей и идей данных книг.
Итак, споры о десятине. Что они из себя представляют? Они представляют собой очень простую и понятную всем дилемму – быть или не быть. То есть, платить десятину или не платить? А если быть еще более точным – по Библии ли это, требовать уплаты десятины, платить ее или нет?
Не смотря на огромное количество литературы на этот счет, есть, слава Богу, единственный первоисточник, это Библия. И все утверждения и убеждения авторов этих книг строятся на весьма небольшом и ограниченном количестве отрывков из Библии. И что самое удивительное – авторы этих книг, используя одни и те же отрывки, приходят не просто к разным убеждениям, а иногда к прямо противоположным. Это уже становится весьма интересным, и поэтому я процитирую краткий обзор утверждений сторонников и противников десятины.
а) Понятие «десятины»
Само понятие десятины вытекает из следующего отрывка:
30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.
(Левит 27:30–33).
То есть, десятина это:
– десятая часть из семян земли;
– десятая часть из плодов деревьев;
– десятая часть из плода скота..
Причем, обратите внимание на один очень важный принцип в стихе 32: «И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу». То есть, здесь десятина – это не десять процентов от приплода стада, но каждый десятый посвящается Господу. Это не всегда соответствует 10 процентам.
Например, если у меня стадо в 100 голов, то каждых десятых наберется 10, и это будет соответствовать 10 процентам. Также, если у меня в стаде 150 голов, то каждых десятых наберется 15, и это тоже будет 10 процентов. Но если у меня в стаде будет 118 голов, то каждых десятых наберется 11, а это не 10 %, а всего лишь 9,32 %. А если в стаде всего 18 голов, то каждых десятых будет всего один, и это будет всего 5,6 %. Думаю, принцип вам понятен. Это один из аргументов противников того, чтобы церкви собирали, устанавливали сбор в размере 10 % от дохода.
Но, справедливости ради, должен обратить ваше внимание, что этот принцип разъяснён только на примере скота, к семенам и фруктам это не относится. Мне лично представляется весьма забавная картина древнего иудея, сидящего перед горой пшеницы и отбирающего каждое десятое зернышко. Скорее всего, здесь действовал именно принцип 10 процентов. Так проще – разделил на десять равных кучек, и десятая принадлежит Господу. Хотя я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции в этом вопросе. Возможно, все было по-другому и с семенами тоже. В более поздних трудах иудейских раввинов, например, при определении жертвы Богу «из семян земли и из плодов дерева» используется следующий принцип. Минимум 1/60 часть, средняя 1/50, максимум 1/40, что соответствует 18 %, 20 % и 25 %. Но опять-таки, неизвестно точно, откуда берет начало эта рекомендация: из уст Моисея или же из более поздних источников.
б) Для чего был установлен сбор десятины?
1 И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за [небрежность во] святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за [неисправность] в священстве вашем.
2 Также и братьев твоих, колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: пусть они будут при тебе и служат тебе, а ты и сыны твои с тобою [будете] при скинии откровения;
(Числа 18:1–2).
8 И сказал Господь Аарону: вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне; от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным;
9 вот, что принадлежит тебе из святынь великих, от сожигаемого: всякое приношение их хлебное, и всякая жертва их за грех, и всякая жертва их повинности, что они принесут Мне; это великая святыня тебе и сынам твоим.
10 На святейшем месте ешьте это; все мужеского пола могут есть. это святынею да будет для тебя.
(Числа 18:8—10).
20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания;
(Числа 18:20–21).
25 И сказал Господь Моисею, говоря:
26 объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, —
27 и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила;
28 так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику;
(Числа 18:25–28).
Принцип также весьма понятен и нагляден. Десятина предназначалась для нужд Священников и Левитов, которые служили при скинии собрания, а позже при храме. Причем Левитам предназначались все десятины Израиля, а священникам все десятины от тех десятин, что приносили левитам, то бишь лучшее из лучших.
в) Почему именно так?
20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания;
(Числа 18:20,21).
23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела;
24 так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.
(Числа 18:23–24).
Тоже все понятно. Когда Израиль вошел в землю обетованную, то эта земля была разделена Богом по количеству колен Израилевых. Только потомки Аарона и колено Левия не получило своего удела, то есть части земли, и им вместо этого удела Бог определил десятину. Всё это для того. чтобы они могли полностью посвятить себя служению Богу при храме и не отвлекались на возделывание своей земли, добывая пропитание для своих семей.
Здесь, пожалуй, и заканчивается все ясности и понятности. Дальше возникают только вопросы. Их великое множество, приведу лишь некоторые из них:
г) Вопросы о десятине
– Как вообще возможно, без единого на то доказательства существования десятин в Новом Завете, узаконивать это ветхозаветное правило в церкви?
– Почему о десятине даже не намекается в Посланиях Нового завета? Разве во всем Новом завете не говорится о десятинах только в связи с фарисеями, книжниками и стареющим устройстве Левитском? Разве десятина не была связана исключительно со святынями, храмом, жертвенником и жертвами?
– Почему Петр, Иаков, Павел, Иоанн и Иуда на удивление ничего не говорят о десятине? Почему они ничего не заповедуют, никак не намекают, ничего не напоминают и не призывают христиан отделять десятину?
– Почему Иисус не назначил десятины для вновь установленной Им церкви?
– Почему Павел говорит исключительно о дарах, благодарениях и подаяниях? Разве Павел не мог рассказать несведущим язычникам о необходимости соблюдения Библейского закона о десятине?
– Существовала ли денежная десятина в древнем Израиле? Не отчислялась ли десятина исключительно сельскохозяйственными продуктами?
– Почему Иисус не брал десятины с народа? Разве не мог Иисус оставить пример в виде наставления, или же в виде заповеди о получении десятин?
– Разве по Новому завету Иисуса Христа не существует положения о «даяниях»? Почему же тогда многие люди настолько сильно запуганы отлучением или же взятием на заметку в связи с законами о десятине? Не должны ли «даяния» совершаться на личной, добровольной основе, благодаря жертве Христовой и своему глубокому обращению из-за нее?
– Если все мы составляем царственное священство, не стоит ли каждому из нас платить десятину самим себе?
Это всё только капля в море вопросов и споров о десятине. Давайте перейдем непосредственно к ним, к спорам.
д) Учение сторонников десятины в церкви
а) Те, кто поддерживают учение о десятине, подчеркивают, что десятина была еще до Моисея, и первый, на кого они обращают внимание, Авраам.
17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская;
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, —
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Бытие 14:17–20).
В данном случае мы видим, как этот муж веры, живший за 600 лет до закона Моисеева, возвращаясь с победы над людьми, пленившими Лота, дает десятую часть добычи Мелхисидеку, которого Писание описывают как «царь Салима» и «Священника Бога Всевышнего». Мелхиседек был Хананеянином. Таким образом, как и Иов, он является примером праведного человека, не являющегося израилитянином и жившим до появления закона Моисеева. Мелхиседек – это также праобраз Иисуса Христа. Мелхиседек был одновременно священником и царем, так и Иисус есть Первосвященник и Царь.
Это очень сильный аргумент, так как на него ссылается автор послания к Евреям:
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
(Евреям 7:1—10).
Поэтому можно предположить, что как Авраам, живущий до закона Моисея, в свое время принес десятину, так и верующие Нового завета, живущие после закона Моисея, должны делать тоже самое.
б) Второй, на кого ссылаются сторонники десятины, Иаков.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
(Бытие 28:20–22).
В данном случае мы видим, что после того, как Иаков получает откровение от Бога, он дает обет давать Богу десятую часть. Мысль и логика те же: это произошло ещё до закона Моисея.
Это два главных аргумента, показывающих десятину до закона. Хотя есть теологи, которые высказывают мнение, что десятина была известна со строительства Вавилонской башни, так как в свое время десятина получила широкое распространение среди народов древнего мира. А некоторые идут и еще дальше, говоря, что первый праобраз десятины мы с вами находим в Эдемском саду. Когда Бог говорит: «все деревья обрабатывай, а вот этого дерева не вкушай».
Поэтому для авторов, поддерживающих десятину, появление ее в законе Моисеевом – нечто само собой разумеющееся, как и заповеди «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй». Просто это учение в законе естественно развилось и получило теологическое разъяснение и более практическое применение. И естественно, десятина рассматривалась в первую очередь как «Святыня Господня», её надо было уплатить, не смотря ни на что. А сущностью десятины является тот факт, что Богу принадлежит все
5 Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
(Исход 19:5).
Псалом Давида. Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.
(Псалом 23:1).
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее,
(Псалом 49:10–12).
8 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.).
(Аггея 2:8).
Поэтому все, что у нас есть, мы получили от Господа.
21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно (Иов 1:21).
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?).
(1 Коринфянам 4:7).
Поэтому вполне понятно, что в законах о десятинах Бог просто заповедовал возвращать ему то, что Он дал людям. Как уже раньше говорилось, десятина шла на содержание Левитов (Числа 18:21), священников (Числа 18:29), покрытия расходов на ритуальные богослужения (Второзаконие 14:22–27), а также на помощь бедным, сиротам, и вдовам (Второзаконие 14:28–29).
И даже более того, неуплату десятины пророк Малахия рассматривал, как воровство у Бога:
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
(Малахия 3:8—11).
Проповедники, стоящие на позиции десятины в церкви, делают из этого вывод: кто не платит десятину – находится под проклятьем, а кто платит – рано или поздно получит благословение от Господа в той или иной форме.
в) Сейчас мы посмотрим, что говорят адепты десятины в контексте служения Иисуса: Он нигде не выступает против десятины. Например:
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Матфея 23:23), (Луки 11:42).
Обвиняя фарисеев в лицемерии, в нерадении (о суде и любви Божьей), Иисус подчеркивает, что и десятину не следует оставлять.
Следующее место, на которое обращают внимание сторонники десятины, вопрос Иисусу про подати Кесарю:
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте Кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
(Луки 20:20–26).
Кесарю отдавать Кесарево – это понятно (налоги), а вот Богу Божье – это что? По всей видимости, это десятины и приношения.
Еще наше внимание обращают на то, что фарисеи часто искали найти что-нибудь против Иисуса, но не могли. Из этого они делают вывод, что и сам Христос платил десятину. Ибо если бы этого не было, то фарисеи обвинили бы его в неуплате десятины.
И даже, не смотря на справедливое замечание о том, что в книге «Деяния Апостолов» не встречается никакого упоминания о сборе десятины в церкви. И в посланиях апостолов нет прямого указания на сбор десятины в церкви. Одно место, о котором говорилось выше (Евреям 7:1—10), заставляет нас предположить, что это служение было в церкви. Просто десятина была чем-то само собой разумеющимся, о чем не было нужды упоминать в своих посланиях апостолам и евангелистам.
Всё очень логично и понятно вытекает одно из другого, так что вопросов вроде бы нет. Но если вы уже решили покаяться и начать платить десятину в церкви, то не закрывайте книгу на этом месте и обязательно прочтите дальше. Дальше вас ждет самое интересное, а именно:
е) Учение противников десятины в церкви
Аргументы противников десятины тоже весьма интересны.
а) Пример десятины у Авраама и Иакова, о которым мы говорили выше, трактуется только как «сфера отношений отдельных патриархов с Богом». Что имеют ввиду? А то, что это были добровольные решения Авраама и Иакова. Это не было заповедью, которую они обязаны были исполнять. Заповедью это стало лишь в Законе Моисея. То есть десятины как таковой не было, и действительно, когда мы внимательно прочитаем Бытие 14:17–20 и Евреям 7:1—10, то мы заметим, что, во-первых, это был единственный случай в жизни Авраама и, во-вторых, это была десятая часть не всего имущество, а только добычи.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
(Евреям 7:4).
В случае с Авраамом ясно, кому он принес десятины – это Мелхисидеку.
Но как распоряжался со своей десятой частью имущества Иаков совсем неясно. Есть предположение, что это имущество шло на жертвоприношения и, возможно, на благотворительность. Так как Иаков, будучи главой рода, нёс священнические обязанности, то, по сути, все и оставалось в его руках. Так что получается что-то вроде последнего вопроса: почему мы, как священнослужители, не можем платить десятину сами себе? Ведь у Иакова так всё и происходило.
б) Посмотрим, как оценивают десятину оппоненты этого учения во времена Закона: десятина шла в пользу колена Левия, несшего на себе обязанности священства. Колено Левия не получило в отличии от других колен земельного надела, так как служило скинии Господней. Материально благосостояние священников и левитов было поставлено в самую тесную связь с интенсивностью религиозного побуждения еврейского народа. Поэтому, наряду с нравственными, священники и левиты имели и материальные побуждения заботиться о поддержании религиозной жизни Израиля на требуемой законом высоте, как того требовала обстановка теократического государства.
Десятина в данном случае составляет нечто вроде ренты, платимой взамен земельного надела. К тому же, колено Левия насчитывало приблизительно 10 % еврейского народа. Поэтому в принципе десятины заключалась естественная клановая справедливость – род содержит один клан, который при них исполняет жреческие функции!
Десятина сама по себе была достаточно сложной системой последующего распределения. Из десятины, полученной от «сынов Израилевых», выделялась десятина в жертву Богу, на первосвященника, на священников, на устройство праздников.
28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;
29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.
(Второзаконие 14:28–29).
А на основании этого отрывка можно сделать вывод, что каждый третий год требовалась еще десятина, съедаемая в обществе бедных и левитов. Поэтому понятно, почему Малахия, обличая израильтян, утверждал, что они обкрадывают Бога десятиной и приношениями» (Малахия 3:8).
Десятина в Ветхом завете для ее противников являет собой всего лишь часть особого завета между Богом и народом Израиля, а в послании к Евреям 8:13, завет данный рассматривается как потерявший силу, потому что израильтяне больше не являются избранным наром Бога.
13 Говоря «Новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Евреям 8:13).
А в главе 7 автор также утверждает, что священство Левитов теряет свою актуальность перед священством Христа.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как [сие было] не без клятвы, —
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, —
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного.
(Евреям 7:11–28).
в) Не о каком понятии десятины в церкви, по крайней мере, в той форме, что была в Ветхом Завете, не может быть и речи. Что же касается того, что Иисус не выступал против десятины, а даже говорил фарисеям, что они правильно делают, не оставляя этой заповеди, то тут все понятно. Закон был еще в силе, так как Христос еще не прославился. И Христос конкретно сказал, что Он не пришёл для того, чтобы нарушить Закон, а исполнить.
Естественно предположение, о том, что Иисус и Сам платил десятину, даже и не рассматривается. Спаситель не занимался коммерческой деятельностью. Даже те пожертвования, которые он получал, находились у Иуды. Таким образом, у Него просто не было дохода, с чего платить десятину.
Так как Христос – конец закона, то Христос и конец десятины. Мысль о том, что десятая часть нашего имущества принадлежит Господу, не имеет смысла в свете Нового Завета.
Десятая часть поглощена всем: сердцем, душей, мыслями, силой. Молодым христианам говорят, что на первом месте в личном бюджете должно быть то, что принадлежит Богу, тем ни менее разделение на то, что принадлежит Богу, и на то, что принадлежит нам, не соответствует духу Нового завета и мешает жить жертвенной жизнью. Нам, как последователям Христа, Бог позволяет определить, как распорядиться тем, что уже принадлежит Ему
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
(Деяния 5:1–4).
Отсутствие информации о том, что сбор десятины имел место в церкви во времена Апостолов и отцов церкви, подкрепляет эту точку зрения. Среди последователей Христа в первом веке практиковалось добровольное дарение, а не сбор десятины. Позже св. Иустин Мученик писал: «богатые среди нас помогают бедным.…И обеспеченные, по желанию, дают каждый, сколько считают нужным» (1 Апология, около 150 года н. э).
По мнению оппонентов десятины в церкви, это служение ведет к законничеству, самоправедности и лицемерию, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместо десятины предполагается «жертвенность по духу».
Вот так, насколько это возможно, коротко и поверхностно я постарался дать вам общую картину вопросов и споров среди христиан по поводу значимости и необходимости платить десятину в церкви.
Справедливости ради добавлю тот факт, что не все христианские деноминации как стояли, так и стоят на своей точке зрения. Некоторые на протяжении своей истории меняли отношения к десятине в церкви.
Например, Православная церковь раньше использовала практику сбора десятины, даже были специальные должностные лица, ведавшие сбором десятин. Они так и назывались «десятильники», а после так называемого «стоглавого собора» появились еще и «десятские священники», к которым перешла часть обязанностей десятильников. Однако в XVII веке все они были упразднены. И теперь православная церковь придерживается жесткой критики протестантов, в частности за практикуемый ими принцип сбора десятины.
Также и у самих протестантов в разное время в разных деноминациях менялись взгляды на десятины.
Часто в церквах этот вопрос решается путем личного опыта. Например, я стал сдавать 10 % и у меня наладилась жизнь, особенно я вырос в материальном положении. То есть факт налицо. Я применил десятинный принцип жертвенности Богу, и Бог благословил в ответ. Всё как у пророка Малахии. А если так, то почему бы не ввести этот принцип как обязательный для всех.
Но с другой стороны, это опять-таки только мой личный опыт в отношениях с Богом, и не факт, что он будет также работать с другим человеком. А вот плохую службу вполне может сослужить. Например, оставить человека практически без средств к существованию из-за чрезмерного давления по уплате десятины.
Глядя на весь этот карнавал, начинаешь просто теряться в обилии информации. И вроде отрывков не так уж много, и все они одинаковые и там и там, но одни говорят одно, а другие другое. И самое обидное, что и у тех и у других все это так ловко и логично получается, что в результате просто совсем теряешь всякое понимание и убеждения по данной теме.
Но потом наступает воскресная служба, ты приходишь в церковь и вновь сталкиваешься в своей жизни с этой самой пресловутой десятиной, и опять вопрос: что делать? И опять нет четкого ответа.
И это будет продолжаться с нами из раза в раз, пока мы не ответим себе на тот самый вопрос, который и поставлен во главу угла все этой книги. Так зачем же Богу наши деньги?
А ответить на этот вопрос, нам поможет лишь собственное расследование. Этот принцип отлично описан в Деяниях Апостолов.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деяния 17:11).
Вот и я постараюсь провести, насколько это возможно, собственное расследование так называемого «дела о десятине». Расследование как раз и предполагает сбор информации и её тщательный анализ для построения версий, помогающих восстановить истинную картину. Это нам вполне по силам. Так что приступим.
Глава II. Собственное расследование
a) Адам
Версию о том, что принцип десятины был заложен Богом еще в Эдемском саду, я позволю себе отмести сразу, как несостоятельную абсолютно. Потому что она основывается лишь на словах Бога:
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Бытие 2:16–17).
И больше ни на чем она не основывается. Но даже если провести собственное расследование и попытаться додумать, что имел в виду Бог под этими словами, всё равно на десятину это никак не похоже.
Да, десятина это принцип жертвы Богу, а жертва это отказ от чего-то. И здесь присутствует данный принцип, но с оговоркой. Плоды дерева познания добра и зла не были предназначены в пищу человеку.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
(Бытие 2:9).
Это не значит, что они были несъедобны, и Ева это прекрасно доказала. Это означало, что человек не собирал их и не ел. А принцип десятины состоит именно в том, что ты отделяешь десятину сам из того, что есть у тебя. А здесь получается, что Бог сам отделил себе десятину, не включая в этот процесс Адама. Смысл этой десятины тогда полностью теряется. Можно было бы предположить, что здесь Бог пытался установить предтечу десятины, то есть принцип того, что не все на этой земле дано нам в абсолютное владение. Но это всё же выглядит весьма несостоятельно, если пытаться это применить к десятине.
б) Каин и Авель
Вот здесь уже принцип жертвы Богу налицо.
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
(Бытие 4:1–5).
Хотя принцип десятины явно не просматривается.
Во-первых, не указано какую часть от плодов земли принес Каин в дар Господу, а какую Авель. И в связи с этим можно смело утверждать, что Бог не призрел на дар Каина, уж точно не потому, что он принес меньше десяти процентов. Все что мы можем более менее точно предположить, исходя из этого отрывка, что Авель принес лучшее из своего стада, а именно «от первородных стада своего и от тука их», а Каин принес просто часть своего урожая. Еврейские раввины, комментируя этот отрывок, вполне резонно полагают, что Каин принес не первые, а последние плоды в дар Богу. Последние плоды, как правило, самые мелкие и уже почти высохшие, и Каин действовал по принципу: «На Тебе Боже, что нам самим негоже». То есть здесь опять-таки чётко сработал именно принцип, описанный в книге пророка Малахии.