Непоследний звонок. Сборник рассказов бесплатное чтение

© Галина Мак, 2025
ISBN 978-5-0065-8810-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Кому нужна эта царица?
Жил на свете мальчик Вася,
Не любил учиться он.
Самый отстающий в классе,
Был в одну мечту влюблён:
Чтоб сама собой наука
Отложилась в голове,
Не была б учёба скукой.
– Можно так?
– О да, вполне!
– К доске пойдёт… Вася Угрюмов.
«Эх, Марь Иванна, Марь Иванна… И что ж Вы, Марь Иванна, со своей царицей наук жизнь мне портите? Ведь не пригодится она мне никогда, зуб даю…» – думал незадачливый ученик, нехотя ковыляя к доске. Оттуда на него смотрел страшный пример, поэтому Вася взял с собой помощника – любимый телефон.
– И зачем ты телефон достал, Угрюмов? – с нотками осуждения в голосе осведомилась учительница.
– Как же я это посчитаю без телефона? Тут очень сложно, сразу видно, – пробурчал мальчик.
– Сложно, Василий, не включать логическое мышление. Математика – это тебе не считалочка. Математика – она ведь ум в порядок приводит. Видишь плакат над доской? – показала взглядом направление для концентрации внимания Мария Ивановна.
– Причём же здесь логическое мышление? Это ж просто посчитать надо, – усомнился Угрюмов.
– А при том, что не просто посчитать, а рационально использовать знания. Ты же помнишь тему нашего сегодняшнего урока? Или ты думаешь, она для красоты записана? Света, помоги Василию.
Света Наумова училась почти на одни пятёрки. Она не особенно любила помогать другим ученикам, потому что они лентяи, как говорила её мама. Но на уроке, когда к ней обращались учителя, всегда с радостью показывала свои знания.
– Чтобы решить этот пример, нужно воспользоваться формулами сокращенного умножения. Разложим на множители и сможем устно посчитать.
– Спасибо, Света, садись. Дальше Вася сам справится, – с улыбкой констатировала Мария Ивановна.
А Вася переминался с ноги на ногу и хмурился. Он так и не выучил таблицу умножения. Как ему посчитать? «И кому, скажите откровенно, Марь Иванна, нужна в наше время эта таблица умножения? Век технологий на дворе. Вот и Толик говорит, что после школы ему ни разу не пригодилась математика…»
– Эх, Вася, Вася… Ты думаешь, что математика в жизни тебе не пригодится? – покачала головой учительница. – Математика, Василий, она ведь не для того, чтобы детей мучить. Она для того, чтобы упростить им жизнь.
«Ну, точно, я так и знал, умеет наша Марь Иванна мысли читать. Ох, сейчас и придумает для меня какое-нибудь спецзадание…»
– Математика в жизни очень даже пригодится. Или ты не заметил этого, когда во вторник делал кормушку для птиц на уроке труда? Как думаешь, почему твоя кормушка получилась такая кривая и разболтанная?
«Вот, все учителя заодно! Из-за кормушки наябедничали», – продолжал Василий оправдывать себя и винить других.
– Я поняла, почему ты не дружишь с математикой: ты думаешь, что нужно зубрить. А зубрить ничего и не нужно. Но даже чтобы построить дом, сначала нужно заложить фундамент. Поэтому, Василий, вот тебе карточки. На одной стороне написано умножение двух цифр, на другой ответ. Нужно их просто смотреть каждый день. Если знаешь ответ – класть в одну стопочку, если нет – смотришь ответ и кладёшь карточку в другую стопочку. И так каждый день, пока не будешь без запинки знать всю таблицу. Потом можно уже по одному разу в неделю повторять.
В конце урока Мария Ивановна продиктовала домашнее задание. Задержала взгляд на Васе и добавила:
– А тебе, дружочек, особое задание. Твоя любимая поговорка – «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». А ты подумай, как её можно применить в математике с пользой. Обрати внимание на сегодняшний пример. И подумай, какие ещё поговорки можно применить на пользу в учёбе.
Прозвенел звонок. Ребята высыпали в коридор. Только Света всё что-то искала в учебнике.
– Света. Наумова! Ты что не идёшь на перемену? – удивилась учительница.– Нужно обязательно отдыхать.
– Я, Мария Ивановна, не могу в учебнике найти, что это за задание такое Вы дали Васе? – проговорила с подозрением девочка.
– А это приём такой, волшебный. Помогает тренировать логическое и критическое мышление, помогает лучше усвоить материал.
«Ох, и хитрая наша Мария Ивановна, подружка царицы всех наук! Это же она специально Васю к доске вызвала, чтобы нам всем рассказать о пользе математики», – догадалась Света и решила, что тоже не будет больше зубрить, а будет развивать логическое мышление.
Ленин на трибуне
«Наша маленькая школа, пожалуй, ничем не отличается от миллиона других таких же школ. Поэтому у нас тоже приключается великое множество интересных историй, хоть кино снимай. Вот взрослые любят смотреть старые фильмы про школу. Ещё и „Алису Селезнёву“ пересняли на новый лад, чтобы и мы посмотрели. Говорят, легендарный фильм получился. Но я его ещё не смотрел. Да и зачем? В нашу школу хоть и не прилетали гости из будущего, да и из прошлого не заглядывали, а если подумать… Это смотря с какой стороны посмотреть. Называют же предков динозаврами, значит, вполне можно считать, что наши учителя – самые что ни на есть гости из прошлого! Особенно те, которые до сих пор не привыкли к новым технологиям и демонстрируют всё на пальцах. Ну а мы для них, получается, пожалуй, практически гости из будущего. Ведь они и сами часто так говорят: „Дети – наше будущее!“ Это мы, значит. Только попадём мы в это самое будущее своим ходом год за годом, вроде так сказала та самая Алиса. Но вообще-то я где-то читал, что муравьи умеют телепортироваться. А мы что, хуже муравьёв, что ли? Наверняка придумает какой-нибудь ботан машину времени уже совсем скоро! И вообще, где-то я что-то слышал, что она и не нужна вовсе и что пространство вообще можно свернуть, как обычный лист бумаги, и оказаться там, где нужно и когда нужно. В общем, как-то запутанно всё с этим пространственно-временным континуумом…»
Так размышлял Вася с довольной улыбкой на лице, подперев рукой щёку, как вдруг услышал знакомый голос:
– Земля вызывает Василия Угрюмова!
Встрепенувшись и оглядевшись, мечтатель увидел обращённые к нему насмешливые глаза одноклассников и ещё один суровый взгляд из-под очков.
– Здравствуй, Василий! Мы тут занимаемся подготовкой к земному экзамену. Присоединишься? Повторим правила русского языка, связанные с синтаксисом и морфологией, разберём на примере нескольких предложений.
«Вот всегда так! Правду говорят: утро добрым не бывает. Каждый раз Вероника Сергеевна что-нибудь придумает эдакое. И зачем этот русиш вечно на первом уроке ставят? – сопротивлялся мысленно Василий. – Весна, небось грибы уже пошли, а мы только и делаем, что грызём гранит науки. Как будто кто-то не сдаст и без этого экзамен по своему родному языку. Мы уже весь учебник прошли. Вон, уже за книжки со стихами взялись…»
– Запишите предложение: «Сквозь волнистые туманы пробирается луна». Разберите сначала самостоятельно на местах, а потом проверим.
«Все что-то пишут, а куда торопиться? Всё равно ведь на доске покажут, зачем мучиться? Всё же прошли. Сто раз одно и то же, надоело уже», – мыслил Вася, изображая процесс корпения над заданием.
– Света, иди к доске. Покажи, что у тебя получилось, – заметив, что большинство ребят оторвались от тетрадей, вызвала учительница.
«Что и требовалось доказать. Не успел я и подумать, а Нечаева уже всё сделала. Сейчас посмотрим, что тут сложного».
Пока Вася размышлял, Света уже объясняла.
– Это предложение по цели высказывания повествовательное, простое, распространённое, двусоставное. Грамматическая основа – «луна пробирается». Подлежащее – «луна», подчёркиваем одной чертой, выражено существительным. Простое глагольное сказуемое – «пробирается», подчёркиваем двумя чертами. Связь – согласование. Пробирается где? Сквозь туманы. «Сквозь туманы» – обстоятельство места, подчёркиваем чёрточкой с точкой, выражено существительным. Связь – управление. Сквозь туманы какие? Волнистые. Это согласованное определение, выражено прилагательным, подчёркиваем волнистой линией, – гордая собой, выдавала Света без запинки.
«И ничего сложного, а столько слов наговорила, что я слушать устал. Можно просто всё подчеркнуть, и так всё понятно», – бурчал внутренний голос Василия.
Всё оставшееся время делали одно и то же, брали только другие предложения. «Наверное, решили и литературу заодно повторить», – успел заскучать Вася. Он то и дело посматривал на часы и нехотя записывал предложения, где успевал, там и подчёркивал.
Домашнее задание Вероника Сергеевна, как обычно, придумала сама: наверное, в учебниках уже все задания закончились.
– Ребята, запишите домашнее задание. Предлагаю вам выбрать любое предложение из текста на странице двести пятнадцать и сделать разбор.