Эгрегоры и архетипы энергоинформационной цивилизации бесплатное чтение

© Кирилл Титов, 2025
ISBN 978-5-0065-8647-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Печатается по рекомендации кафедры философской антропологии и по решению РИСа Академии психосоциальных технологий (г. Санкт-Петербург)
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Б. В. Яковенко (Российский государственный гуманитарный университет, Москва)
Доктор философских наук, профессор С. И. Гончарук (Российский государственный социальный университет, Москва)
Монография К. В. Титова представляет результаты теоретических и экспериментальных исследований взаимодействия структур индивидуальной и коллективной психологии, а также динамики этих структур в связи с изменяющимися в активной эволюции человека отношениями сознательного и бессознательного. Установление причин и механизмов проявления архетипических форм поведения в современном обществе позволило автору создать концепцию перманентного бытия коллективного бессознательного, воспроизводимого посредством эгрегоров, как энергоинформационных комплексов, представляющих актуальные, индивидуально своеобразные формы бытия архетипов в психологии и в эволюции человека.
Работа К. В. Титова предназначена для специалистов по управлению персоналом, социальной политике и обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства. Материалы монографии могут быть полезны для студентов и преподавателей ВУЗов, при изучении «Основ информационной безопасности человека» и «Психологии управления».
© Титов К. В., 2006
© Елисеев О. П., научная редакция, 2006
© Елисеев О. П., вступительная статья, 2006
Предисловие
Концептуализация архетипа в активной энергоинформационной эволюции человека
В новой, и вновь оригинальной монографии К. В. Титова «Эгрегоры и архетипы энергоинформационной цивилизации» вовсе не обнаруживается стремления автора привлечь внимание читателей очередной попыткой «объединить» философию Запада и Востока или, например, античную и современную, как это можно было бы предположить, увидев название книги.
Видимо, профессиональный философский опыт подсказал автору, что философия может быть только одна-единственная, и как наука, и как мировоззрение посвященная бытию и прояснению его в размышлении человека.
Другое дело, что в разные времена и в разных культурах язык философии, естественно, видоизменяется. Вместе с тем, некоторый обмен идеями и терминами постоянно происходит. Философия живет и развивается, аккумулируя мудрость веков, и наиболее интересные и глубокие ее концепты приобретают неувядающую актуальность. Эти концепты, отличаясь мощной объяснительной силой, продолжают развиваться в многообразии смыслов, требуя, в частности изобретения новых понятий, когда прежние уже не позволяют адекватно отвечать изменяющимся взглядам людей различных времен, культур и народов.
Именно такова, например, судьба концепта «архетип» (греч. άρχέτυπον, от αρχή – начало и τύπος – образ, а также, – прообраз, идея). В аналитической психологии К. Г. Юнга архетипы определяются как некие «изначальные» и, в этом смысле, – «врожденные», первичные подструктуры индивидуальной психики и коллективного бессознательного, включая схематику фантастических образов и «вечных» сюжетов произведений искусства.
В этом их качестве архетипы априорно определяют социальную и личностную активность человека, сопровождаемую символикой, мифами, суевериями и предрассудками.
Новое понятие, – «эгрегор», разработанное К. В. Титовым, является уже апробированным им в специальной монографии «Герменевтика активной эволюции субъекта». Ближайшее к эгрегору, родственное слово – «агрегат». Эгрегоры – это отдельные, относительно устойчивые структуры и процессы в сознании и бытии индивидуального и коллективного субъекта, обслуживающие конкретные задачи субъективной регуляции жизненных ситуаций. При этом управляемое, энергоинформационное взаимодействие с эгрегорами является весьма продуктивным, определяя конкретную направленность осмысленной жизнедеятельности индивидуального или коллективного субъекта.
Как известно, К. Г. Юнг в своем комментарии к Тибетской «Книге мертвых», утверждал, что драматичней, внушительней и поэтому убедительней считать, что «…все жизненные события случаются со мной, нежели увидеть, как я даю им возможность случиться. …Воистину, животная природа человека заставляет его сопротивляться мысли, что это он – творец обстоятельств!» (45)
Необходимость понятия «эгрегор» – это необходимость, которая принимается и отстаивается людьми, принимающими на себя всю полноту ответственности и свободы, не пытаясь сослаться на неконтролируемое ими влияние архетипов, также как на непреодолимую силу сложившихся обычаев и традиций.
В самом деле, К. Г. Юнг считал, что психологическая наследственность по своему значению в процессе формирования поведения человека не уступает биологической, проявляясь именно в архетипических формах. И если в начале индивидуальной истории личности архетипы являются практически пустыми словами, то с накоплением опыта жизненных испытаний эти прежде пустые формы наполняются богатым содержанием. Те или иные архетипы, в зависимости от принятого способа существования человека, становятся значительно более проявленными, и нейтрализовать или усилить некоторые их стороны, – значит иметь дело с эгрегорами, и желательно, – со знанием дела.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что архетипы наследуются не непосредственно, они именно проявляются, будучи вызваны к жизни самим человеком. Архетипы, по Юнгу, есть «…универсальные предрасположения ума, которые следует понимать по аналогии с Платоновскими формами, в соответствии с которыми разум, ум организует свое содержание. Можно рассматривать эти формы как категории, по аналогии с логическими категориями, которые всегда и везде присутствуют в виде основных постулатов рассуждения». (45)
Архетипы как гностические, познавательные средства умственной деятельности человека не возвышаются до уровня категорий здравого рассудка, принадлежа к содержанию процесса воссоздающего воображения. И, поскольку деятельность воссоздающего воображения требует визуализации, то типические формы архетипов преимущественно принимают вид наглядных образов.
К. Г. Юнг, ссылаясь на Святого Августина, называет эти типические образы «архетипами», считая, что архетипы можно понимать и как врожденные, вечные сюжеты, не заполненные определенным культурно-национальным содержанием. (45)
Таков, например, следующий ряд событий, которые игнорировать, якобы по неведению, вряд ли возможно, независимо от религиозных воззрений:
Рождение-Становление-Смерть-Воскресение—Преображение-Рождение
Этот ряд событий фактически представляет не только жизнь и смерть человека, но и «жизнь», и «смерть» и возрождение архетипа. При этом, в особенности, элемент чуда «преображения» ближе всего к тому, чтобы возникла идея эгрегора, как измененного, преобразованного и вновь актуального состояния архетипа в «живом», то есть в энергоинформационном его проявлении
Действительно, довольно часто самые сверхъестественные чудеса имеют вполне прозаические объяснения и довольно простые механизмы. Вполне приемлемое в прояснении «чудес» коллективного бессознательного, понятие эгрегора, совместно с анализом механизма его воздействия, становится в настоящее время, при возрастании угроз информационно-психологической безопасности развитию личности, государства и общества, крайне необходимым.
Но и на уровне «вечных», незыблемых, высших проявлений Сверхъестественного, понятие эгрегора также имеет достаточно весомое практическое значение. Так, эгрегор вполне действенен, если требуется корректно ответить на то, что, возможно, существует чудо реинкарнации, основанное на постулате бессмертия души, всерьез воспринимаемом во многих религиозных размышлениях. Ответить верующему человеку отрицанием бессмертия души, – по меньшей мере бестактно. Оттого, что наука по этому поводу ничего не утверждает, неконструктивно ни отрицать, ни доказывать что-либо по поводу существования и переселения души, также как по поводу существования Бога или, например, – Кармы.
С этой точки зрения понятие эгрегора позволяет представить работающую, энергоинформационную структуру прояснения Чуда, как приближенную к актуальной жизненной ситуации индивидуума логическую схему, действие которой может вполне последовательно и обсуждаться, и, главное, – осознанно контролироваться. В этом случае уже не Карма управляет человеком, а эгрегор Кармы, утверждаясь «на равных правах» с нею и «говоря на том же языке», становится необходимым посредником, освобождающим человека от слепого следования идее, которую он почему-либо считал «своей» ношей, или, вообще, – абсолютной ценностью. Понятно, что в этом контексте эгрегор становится весьма энергичным, действенным, информационно-психологическим и психотерапевтическим, вообще, – интеллектуальным орудием человека, то есть средством овладения собою и собственным, вновь вполне осознаваемым и самоуправляемым образом жизни.
В этом смысле К. В. Титов, по сути, отстаивает главное, прикладное, прагматическое значение кантианской идеи активной позиции субъекта, подчиненного, вместе с тем, силе и заблуждениям Разума. По Канту, познание становится трансцендентальным, занимаясь не столько предметами, сколько видами человеческого познания предметов, ибо такое познание единственно возможно «a priori». В особенности выделяя способность разума к активному созерцанию, Кант считал, что активную роль в познавательной деятельности играют категории, абстракции и только затем человек, как субъект, ими репрезентируемый в качестве основания системы всех его способностей и функций.
Вместе с тем, философский подвиг Канта, убежденного, что активность предшествует действию, состоял в том, что он исследовал предмет познания, который не был «дан». Для Канта предмет всегда задан, представляя некоторое «задание», невыполнимое ни в созерцании предмета, ни в описании его отображения в нашем сознании. Задача философа, по Канту, состоит в определении смысла и содержания самого понятия предмета. Вместо рассмотрения вопроса метафизики «Что такое предмет в его объективности?», Кант анализирует возникающие в познании этого предмета отношения, проясняющие то, как образуется суждение о предмете.
Авторские суждения об активном значении эгрегоров в архетипически определенном поведении человека раскрывают практическую ценность принципиально неполного, относительного познания существа такого поведения с целью его оптимальной и успешной коррекции.
Архетипы и подобные им «комплексы» Юнг называет «доминантами бессознательного», или «универсальными динамическими формами». Из этих форм, посредством эгрегоров и архетипов, то есть посредством объединения, соответственно, обновленного и консервативного содержания человеческого мировоззрения, складывается, в частности, так называемое «коллективное бессознательное» или «коллективное подсознание», влияние которого на человека является несравненно более мощным, нежели влияние отдельных его компонентов. И здесь способность «работать» с эгрегорами, как с познавательными конструктами или концептами, приводит человека прежде всего к возможности активного, осознанного принятия собственных решений, к возможности свободного выбора направления жизненного пути и, в целом, – к личной информационно-психологической безопасности.
Да, терминология «эгрегориального» и «архетипического» языка явно не строго научна, ни по форме, ни по содержанию. Но, во всяком случае не анти-научна и не антигуманна, не антинравственна. Это терминология новая, «энергоинформационная», пока что имеющая специальное, прикладное значение. Хотя, кстати, вряд ли эта терминология слабее в смысле объяснительной и пропедевтической силы, чем, например, совокупность научных гипотез об «электрическом токе» или о «полупроводниках». До сих пор эти гипотезы, строго говоря, не являются теориями, поскольку движение «зарядов» и «дырок» остается не более чем словесным, фигуральным выражением сложнейших, до конца не изученных электромагнитных явлений. Поэтому, очевидно, не следует игнорировать возможности обеспечить нормальное развитие личности человека, на более или менее рациональном уровне определив для него существо его жизненной ситуации, не ожидая, пока официальная наука, наконец, признает необходимость сертификации эффективно действующих, в интересах человека, технологий, признав «научными» соответствующие теории.
Вообще говоря, время рассудит, но пока наука исследует, философия уже должна, по ее статусу, отвечать на запросы практики, проясняя антропологическое значение и смыслы энергоинформационных, эстрасенсорных и многих других феноменов, по крайней мере определив, что в них человечно, и что опасно для человечества в принципе; какова мера того и другого в новейших «лекарствах», «процедурах» и «технологиях».
Так, еще Юнг предупреждал, что вследствие непонимания смысла Йоги возможно проявление искусственно «вызванного состояния психоза», – такое, что «…у некоторых неустойчивых индивидуумов может легко перейти в настоящий психоз, и является той опасностью, к которой следует очень серьезно относиться.» (45)
Завершая свое наставление, Юнг так оценивает религиозную и светскую, в общем, – ненаучную литературу: «Прекрасно, что такие, годные для всех намерений и целей, „бесполезные“ книги существуют. Они предназначаются для тех странных чудаков, которые уже не придают большого значения использованию, целям и смыслу сегодняшней „цивилизации“». (45)
Вместе с тем, гипотезы абсолютного характера, в которых утверждается, что те или иные книги, технологии, теории или даже целые культуры и цивилизации вечны и, вообще, являются «избранными», – гипотезы такого рода не внушают научного и нравственного оптимизма. Замечательно то, что лейтмотивом монографии К. В. Титова является отнюдь не самоутверждение, но оптимистическое стремление возвысить человека в его собственных глазах, – такой человек не станет рассматривать собственную жизнь как бесполезную для него лично и для общества. Интеллектуальный и личностный, энергоинформационный рост читателя – вот, очевидно, то, чему посвящена работа К. В. Титова, которая, следует надеяться, – будет успешно продолжена.
Елисеев О. П., член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук, профессор Российского государственного социального университета,
г. Москва, 19 мая 2006 г.
Введение
Феноменология эгрегора
в энергоинформационном развитии человека
Тема этой новой книги никого не оставит равнодушным. Ведь речь идет о природе и свойствах эгрегориальных феноменов, как форм актуализации архетипов, от начала человеческой истории и до наших дней постоянно присутствующих как в нашем сознании, так и в коллективном и индивидуальном бессознательном. Проявляясь в эгрегорах, архетипы приобретают современные, многообразные формы и еще более мощно воздействуют на психику и сознание человека, определяя самые основы существования энергоинформационной цивилизации и культуры современного человека.
Как формы бытия архетипов, эгрегоры представляют собой относительно самостоятельные энергоинформационные образования, или интеллектуальные конструкты, вольно или невольно созданные индивидуальным или/и согласованным мышлением групп людей. Со временем эгрегоры, совместно с их предтечами, то есть архетипами, оказывают все более значительное влияние на поведение и мышление человечества, проникая во все аспекты нашей жизни. Мы знаем, что эти, и относительно небольшие, и невероятные по размеру и сложности энергоинформационные структуры способны влиять на незащищенного человека, перенастраивая его в согласии с собою и подавляя его личность.
Человек лишается имеющихся у него «от рождения» ориентиров в жизни, если он не умеет управлять мощными познавательными конструкциями сознания, доставшимися ему по наследству и предстающими перед ним в образе интеллектуальных чудовищ, или стихийных сил человеческого разума, увлекающих его в омут заблуждений. Человеку кажется, что схематика поведения, влекущая его к роковому будущему, «вложена» в энергоинформационный пакет эгрегора кем-то иным, но только не им самим, и со всей силой мышления пытается сражаться с ветряными (виртуальными) мельницами. Но даже если он сумеет защититься, – фактически от самого себя, – этого еще мало. Если бы человек сумел бы использовать эгрегоры, весь их потенциал и вездесущесть так, чтобы влиять на них больше, чем они на него, – каждый из нас мог бы использовать их в достижении персональных целей и на благо человеческого сообщества. Ведь любое явление, тем более такое обширное и мощное, как эгрегоры, имеет две стороны.
С одной стороны, они опасны – опасны тем, что живут по собственным правилам, имеют собственные стремления. Они способны подчинять психику и энергетику людей и могут инициировать гигантские по масштабности и сложности процессы. Но с другой стороны, чем мощнее явление, тем более значительные результаты оно может принести, если научиться его направлять. Человека окружают чудеса, которые не нужно искать на других планетах или в мифах.
При правильном обращении с эгрегорами можно извлекать из них информацию, получать энергетическую поддержку и привлекать их к решению нужных задач, и, обеспечивая Будущее, добиваться и здоровья, и успеха, и свершений. Можно научиться создавать собственные эгрегоры и модифицировать уже имеющиеся. И использовать их как «расширение» самого себя. И все это можно делать, – оставаясь свободным от их влияния. Можно принести пользу себе, своим близким и своей стране, сделав ее сильнее и независимее.
Эгрегоры – это и угроза, и преимущество. Это – возможность незримого управления поведением человеческих масс и чудесный инструмент для опытного специалиста, – психолога или, например, – менеджера. Это могучие рычаги машины человеческого мира. Хочу сразу сказать, что вопрос эгрегоров – это очень сложный и глубокий вопрос, и поэтому иногда текст может становиться сложным, особенно для неподготовленного человека. Но, с другой стороны, насколько мне известно, это вообще первое в мире пособие по теории и практике работы с эгрегорами, и мне очень приятно, что оно появляется именно в России. И поэтому возрастает мера ответственности и за качество, и за необходимый и достаточный объем сказанного в этой книге.
И, для начала, зададим себе банальный вопрос: что такое человек? Мы с вами, вместе и по отдельности? На этот вопрос существует множество различных ответов, наверное, едва ли не столько же, сколько людей на Земле. С одной стороны, человек – это биологическое создание, не слишком отличающееся от прочих обитателей биосферы нашей планеты. Но очевидно, что не это главное. С другой стороны, человек есть существо социальное, способное сотрудничать с подобными себе. Но не к этому ли способны и муравьи? Мы изобретательны, мы способны применять орудия. Но ценим ли мы это в себе сами? Пожалуй, наша сущность – ни в том, ни в другом, ни в третьем. Ни одно из определений человека со стороны не удовлетворит нас самих. Для каждого из нас прежде всего важна наша способность ощущать, мыслить и переживать – все то, что создает наш внутренний мир. Мы воспринимаем информацию из окружающего мира, мы чувствуем его энергию, мы сами обладаем энергией и преобразуем энергию мира и энергию самих себя, чтобы создать новую информацию и постичь этот мир и себя в нем.
Мы сами в сути своего существа, представляем время и пространство, энергию и информацию. Мы прежде всего – существа энергоинформационные. Однако разве мир, окружающий нас, не имеет той же самой природы? Он состоит из вещества и полей. Но что дает ему движение? Энергия, как причина движения. И разве эта энергия не распределяется в мире неравномерно, создавая в его движении информационный рисунок? Распределяется. Все движение мира вне зависимости от элементов этого движения в самой своей основе – это энергия и информация. Мир живет по энергоинформационным законам.
Человек – это энергоинформационное существо в энергоинформационном мире.
Глава1.Актуальные проблемы энергоинформационного
периода активной эволюции человека
1.1.Структурно-функциональная характеристика эволюционного значения эгрегора
Хотя мы взаимодействуем с миром на очень многих уровнях – физическом, химическом, биологическом, социальном – все это взаимодействие, вне зависимости от участвующих в нем элементов, в конечном счете и прежде всего носит энергоинформационный характер.
Человек, как энергоинформационное существо, обладает способностью непрерывно воспринимать окружающий мир именно на его энергоинформационном уровне. Мы чувствуем не столько сам мир – ведь в нем есть множество неощутимых для нас вещей, таких, как радиоволны, радиация, нейтрино, – в нашем познании мира мы активно преобразуем его энергоинформационное отображение, разнообразно представленное нашим сознанием.
Мы, словно рыба в океане, со всех сторон окружены единым энергоинформационным полем Вселенной и находимся с ним в состоянии постоянного энергообмена. И так было и есть от начала времен.
Непрерывный процесс эволюции живого вообще и эволюции человека в том числе, – это процесс усложнения и углубления энергоинформационного взаимодействия с миром и в мире. Сама логика этой позиции такова, что при адекватном энергоинформационном обмене, а не просто «обмене веществ», живое достигает своих целей и успешно реализует себя.
Если же взаимодействие неадекватно, несоразмерно – то и результата быть не может. Сами посудите, можно ли, к примеру, вскипятить себе чаю, пользуясь электроэнергией из розетки? Конечно, можно. А без чайника? Труднее. А без какого-либо устройства для разогрева? Да вообще ничего не получится.
Значит, для достижения желаемой цели подходят только немногие из принципиально верных способов достижения запланированного результата.
Точно так же и с энергоинформационной стороной окружающего нас мира – приносящий радость и удовлетворение результат может быть достигнут, только если мы действуем с учетом его закономерностей и условий.
И как раз в этом, энергоинформационно адекватном взаимодействии с миром у человека, как мыслящего существа, имеются две серьезные проблемы.
Благодаря разуму, мы научились игнорировать посредство энергоинформационных сигналов мира уже на фазе восприятия. Мы не ориентируемся в нем. В этом плане человек и свободен, и ограничен.
Животные прекрасно ощущают настроение человека, состояние друг друга. Они способны чувствовать приближающиеся землетрясение. Но мы, – то есть человечество в целом, – отклонились в своем развитии от собственной энергоинформационной природы, с головой уйдя в мир цивилизации, как материализованной нашей культуры, включая технику, транспорт, связь или, например, самое промышленность и ее научное обеспечение. (См. об этом у Н. А. Бердяева и других авторов. (5))
Это, конечно, совсем не плохо, и я ни в коем случае не призываю отбросить все достижения цивилизации, переселиться в пещеры и заняться там медитацией на голодный желудок. Но наш рациональный разум, позволивший нам упорядочить невероятный по объему и сложности внутренний мир, с другой стороны, сыграл с нами плохую шутку.
Мы отдалились от природы и утратили нашу природную чувствительность, позволяющую до известной степени непосредственно и в какой угодно мере, – опосредствованно, – энергоинформационным образом воспринимать богатство мира в его полном объеме. Достижения цивилизации упрочили так называемое рациональное восприятие мира.
Можно сказать так, что благодаря мощности нашего рационально ориентированного воображения, все его продукты, представления, иллюзии, оказываются значительнее по сравнению со слабыми ощущениями энергоинформационой стороны мира. И мы похожи на туристов с орущим магнитофоном, которые, естественно, не слышат всего богатства звуков живой природы – и, как следствие, могут умереть от жажды в двух шагах от журчащего ручья.
В жизни каждого из нас найдутся десятки примеров, когда мы заранее предчувствовали неприятное развитие ситуации – но все же попали в историю. Почему? Да просто мы, уловив несомненный энергоинформационный сигнал, начали его проверять рациональным образом, – и вот, у нас в сознании уже возникла рациональная модель ситуации, которая полностью вытеснила, – в своей интенсивности, – полезное предчувствие.
Конечно, и среди людей попадаются уникумы, способные без всякого обучения ощущать «поле» как характеристику энергоинформационного мира, и даже, скажем, лечить, диагностировать, получать информацию при помощи этого канала ощущений, но это лишь капля в море практически неограниченных возможностей энергоинформатики.
С самого рождения ребенок, воспитывающийся родными, не умеющими уделять должное внимание своим ощущениям, учится не обращать внимания на свои «тонкие» ощущения. Он перестает их воспринимать, вытесняет из своего сознания, и приучается жить только грубоматериальной реальностью. Конечно, он сохраняет в себе способность испытывать тончайшие ощущения, но они теперь скорее обслуживают его внутренний мир, а не рассказывают человеку о внешнем. Природная всесторонняя чувствительность теряется.
Но если человек не может осознать энергоинформационную сторону мира, он совершает ошибки. Просто за счет уклонения от своей истинной природы – мы идем по реальной многогранной жизни среди своих представлений, созданных языком и культурой человечества и внедренных в нас обучением, как будто по купленной в магазине топографической карте вместо того, чтобы в дополнение к ней использовать природные пять чувств.
Мы, не глядя по сторонам, оступаемся и падаем то в одну яму, то в другую. Больно цепляемся за невидимые нам выступы нашего собственного энергоинформационного мира. И, естественно, зачастую недовольны жизнью – здесь и болезни, здесь и личные неудачи, несчастья, здесь и карьерные конфузы. И, конечно, начинаем сетовать на судьбу, обстоятельства, карму, и прочая, и прочая. А ведь большинства из проблем можно бы было избежать.
Ведь они возникли только потому, что мы не используем большую часть нашей природной чувствительности, не смотрим по сторонам и действуем словно слепые, не видя энергоинформационную сторону мира и не умея добиваться своего в этом слое реальности. И в этом состоит первая большая проблема человечества.
Однако, она решаема – ведь к этому решению нас ведет сама эволюция человечества. Мы, если так можно выразиться, при построении цивилизации только лишь сделали шаг в сторону от основного направления развития человека, как энергоинформационного существа. Наше первозданное восприятие пробьется на поверхность.
И не случайно в последнее время появляется все больше людей, наделенных способностью осознанного энергоинформационного взаимодействия с окружающим миром. И точно так же не случайно все больше организаций и тренинговых центров обучают людей приемам и технологиям полноценного сенсорного взаимодействия с энергоинформационным миром.
Тому есть вполне понятные причины, подталкивающие человечество к подъему на очередную ступень эволюции.
Потребность в очередной эволюционной ступени у любого биологического вида возникает прежде всего тогда, когда вид целиком заполняет свою экологическую нишу.
Человек это выполнил – мы заполнили Землю. Мы являемся общественными существами, причем как размер группы социума, так и размер индивидуальной территории у нас может быть переменным. И для того, чтобы целиком заполнить территорию, нам не нужно толкаться плечами – нам достаточно знать, что земля, на которой мы стоим – чья-то. Чужая.
И на Земле не осталось уже ничего ничьего. Ниша заполнена.
Вторым фактором, подталкивающим эволюционный процесс, выступает постепенное истощение пищевых, а точнее, – энергетических ресурсов экологической ниши, чем вызывается резкое обострение внутривидовой конкуренции.
И это налицо – существует постоянная инфляция, огромное количество людей страдает от недостатка питания, в более благополучных странах социальное давление с каждым годом растет, все больше действий нужно совершить, чтобы обеспечить себя необходимым.
Постепенно традиционный путь эволюции рационально существующего разума начинает исчерпывать себя – и в настоящее время более чем пятимиллиардная цивилизация поддерживает свое существование только за счет ископаемого топлива.
И, в этой ситуации, человек продолжает разыскивать еще неисследованные области реализации себя, области незанятые, которые могут предоставлять дополнительные преимущества.
Это и есть эволюция в ее чистом виде – в ее результате часть вида выходит из старой экологической ниши и занимает новую. Так уже было, когда обезьяна взяла в свои лапы орудие труда. Вид, вставший на новую эволюционную ступень, вначале делает то же, что и раньше, но новым способом, а уже потом начинает при помощи этого нового способа делать новые вещи.
И эта эволюция осуществляется, естественно, в наиболее удобном, ближе всего расположенном пространстве. В нашем случае – это пространство энергоинформационного развития, координаты которого заданы природными человеческими способностями совместно с уже имеющимися ресурсами высокообразованного разума.
Мы воочию стоим на пороге очередного эволюционного скачка.
Мы овладеваем управлением природными источниками энергии нашего существа, например, в форме «центральных энергетических потоков». Не трудно догадаться, что как «эфирные тела», так и «центральные потоки» суть энергоинформационные модели организации мысленного, осознанного контроля за ходом деятельности, то есть феномены эгрегориального типа, в которых актуализируются архетипы энергии и информации, – в их антропологизированном представлении.
Вместе с тем, независимо от рационального объяснения сути процесса, специально подготовленные в этом отношении люди довольно успешно диагностируют энергоинформационные нарушения в конкретной ситуации и управляя энергетикой собственного тела, способны снижать интенсивность боли, снимать воспалительные явления, ускорять восстановление функций тела, а также, – изменять его активность и способность мозга перерабатывать информацию. Возможности, получаемые теми, кто занимался энергоинформационными технологиями на практике, вполне известны и широко обсуждаются в литературе, и мы постараемся не тратить время на уже знакомые вещи. (6)
Мы все же вернемся ко второй проблеме гармоничного взаимодействия человека с энергоинформационной стороной мира. Вторая проблема намного значительнее, независимо от ее принятия или игнорирования, знания о ней или отсутствия такового.
Хотя человек и «забыл» об энергоинформационной природе нашего мира – она «не забыла» о человеке.
Позабытые и неконтролируемые вещи зачастую становятся источниками больших проблем. Примерно такая же ситуация возникла с человечеством и энергоинформационной стороной мира. Человечество невольно создает и умножает эгрегоры, даже не подозревая об этом. Но эгрегоры распространились, подобно компьютерным вирусам, стали способны корректировать программы нашего поведения и, таким образом, – незримо управлять человечеством.
Мы с вами не напрасно упоминали, что человек – существо энергоинформационное и взаимодействует с миром прежде всего на энергоинформационном уровне.
Пусть мы непосредственно не воспринимаем энергоинформационный мир, то есть то, что наши поступки и мысли влияют на мир и складываются в целостную картину, проступающую в окружающих нас событиях, как образ, – он может быть на камне, на песке, в кусочках мозаики, в зыби на воде, – пусть, но картина все равно возникает, помимо нашего сознания.
Пусть мы не осознаем энергоинформационной стороны мира, от этого она не перестает на нас влиять помимо нашего сознания, ведь мы не можем изменить собственной сути.
Неосознанно созданная нами картина влияет на нас неосознаваемым образом. Идея, овладевшая сознанием масс, отделяется от конкретного человека и начинает управлять каждым человеком в отдельности. Так возникают психика толпы, самоубийственные общественные идеи, суеверия и предубеждения.
Что же при этом происходит? Происходит неосознаваемое влияние на человека созданной им же самим энергоинформационной структуры. Пусть в сознании человек четко представляет, что слышит неправду – но ведь вы только что слышали ее, «как будто правду». Волей-неволей вы пусть и знали, что это неправда – но думали об этом словно о правде. Моделировали эту «правду» – разумеется, для того, чтобы сравнить ее с той настоящей правдой, которая вам известна, чтобы сравнить с реальными фактами и опровергнуть.
Вот уже эта самая фаза моделирования и скрывает в себе западню. Мы сами только что думали, что неправда – как бы правда. У нас теперь наша правда как бы стала частично неправдой, и убежденность ослабла. Этот эффект тем сильнее, чем сильнее был убежден и мощнее транслировал свою убежденность пропагандист лжи. Он в нас остается. Мы взаимодействовали с миром, мы оставляли на нем свой отпечаток и мы оставляли этот отпечаток в других людях. Но сами мы этого не осознавали. Но теперь этот отпечаток есть в окружающем нас мире.
И мы его чувствуем – он приходит к нам со всех сторон, усиливаясь влиянием других людей, точно так же транслирующих его. И мы не осознаем, что встретились с собственным же отражением. И вот, хотя мы четко знаем, что слышим неправду, все наши чувства говорят, что это может оказаться и правдой. Мы начинаем сомневаться.
Эффект усиливается. И усиливается. И усиливается. Ложь превращается в правду.
Идея отделяется от рационального сознания человечества, в котором она начала свое существование – и продолжает жить в энергоинформационной реальности, своим иррациональным влиянием направляя мышление людей.
Люди все время, сами не ощущая того, влияют на мир и друг на друга. Даже проехав в общественном транспорте, практически невозможно остаться в том же самом настроении, в котором мы туда зашли. И ведь так происходит с любой идеей.
Каждая из них становится самостоятельной энергоинформационной, и в то же время, – сателлитной структурой (то есть ничего не производящей, «паразитической» формой), то есть является одной из разновидностей эгрегора. Этот сателлитный эгрегор «питается» энергией человеческих мыслей, невольно способствуя такому изменению мышления людей, при котором он получает еще больше этой энергии. По принципу лавины или, вообще, – цепной реакции.
Картина выходит жутковатая: идеи рождаются в сознании одного человека или группы людей, и с этого момента они начинают свое существование в энергоинформационном мире, «управляя» своими родителями. Мы становимся в очередной раз рабами своего слова. Прежде всего, конечно же, в тех слоях, которые плотнее всего взаимодействуют с человечеством. Иногда сателлитный эгрегор расцветает и даже развивается, иногда остается стабильным, иногда со временем погибает. Но начало всегда одно – идея, довлеющая над небольшим количеством идей.
Но выживет ли этот «свежеиспеченный» эгрегор в дальнейшем?
А это уже зависит от того, как много людей подпали во власть эгрегора и некритически транслируют в окружающий их мир его содержание. Чем больше людей, тем больше энергии и сильнее присутствие эгрегора. Чем сильнее его присутствие, тем сильнее эгрегор воздействует на людей и тем точнее повторяет себя. Чем больше людей, энергии и точнее воспроизведение эгрегориальной идеи, тем больше вероятность выживания эгрегора.
Если эгрегор будет повторяться неточно, слишком сильно мутировать, то он со временем погибнет, как это происходит с модными течениями. Если он теряет людей, то он слабеет, как это произошло с религиозной идеей древней Греции. Если люди, обеспечивающие его существование, немногочисленны и сама эгрегориальная идея слишком уж отличается от прочих, то эгрегор чахнет, как это происходит с эгрегориальными идеями малых народностей и их культурой. К примеру, шаманизм, не умея пользоваться эгрегорами и не имея навыков надэгрегориальной игры, потерпел сокрушительное поражение под ударами эгрегориальных учений буддизма, христианства, коммунизма. А если такой эгрегор будет не слишком отличаться от других, более массовых эгрегоров, то он будет поглощен, как идея коммунизма поглотила более гуманные социалистические идеи.
В эгрегориальном слое происходит своя эволюция. Энергоинформационные сателлиты рождаются, умирают, их поглощают более мощные эгрегоры и они сами поглощают тех, что слабее. Они развиваются, эволюционируют, и это отражается на людях и на их поведении.
Но вот как это отражается на людях – это другой вопрос. Влияние эгрегоров на людей является прямым отражением их эволюции.
Ведь что для эгрегора важно? Только массовость, только энергия, только надежность энергосбора. Эгрегоры, будучи «паразитами», являются функцией, производной от человеческого мышления. Они не обладают свободой воли. Они словно титанические энергоинформационные амёбы, автономные библиотеки памяти или свободные вычислительные мощности; они огромны и невероятно сложны, но… – неразумны.
Ни одна идея не может изменить себя самоё, потому что от этого она перестает существовать, как таковая. И поэтому эволюция идей-эгрегоров похожа на эволюцию динозавров – больше, сильнее, мощнее, сильнее, больше, массовее, типичнее. Ведь чем типичнее – тем больше потенциальных источников энергии в виде людей. В вопросах выживания эгрегоры «эгоистичны». При этом мышление людей подправляется в нужном эгрегору направлении, – как нетрудно видеть, – в направлении все более стандартизующем, оболванивающем.
Можно четко видеть, что в настоящее время это влияние становится все более явным и подавляющим. Яснее всего это проявляется в глобализации, стремящейся подчинить себе все и вся, стандартизировать все, – от огурцов в банке до мышления людей, – подавить национальное самосознание, национальную государственность, искоренить любую свободную мысль и, таким образом, изготовить из людей отшлифованные винтики для великой эгрегориальной машины, работающей в интересах глобальных корпораций.
Хорошо это или плохо во вселенских масштабах? Трудно судить.
С одной стороны, может быть, с биологической точки зрения это хорошо – ведь эгрегоры без людей не могут существовать, и значит так или иначе выживание человека как биологического вида будет обеспечиваться даже при тотальном эгрегориальном «контроле».
Но и здесь есть риски – ведь эгрегоры неразумны, и лидирующее положение среди них вполне может занять такой, который логически приведет человечество к самоубийству в определенный момент, как например, привел бы фашизм, если бы они развязали ядерную войну или как идея одной из сект, которая привела к добровольному коллективному самоубийству ее членов.
С другой стороны, для индивидуума и его разума эгрегориальное влияние попросту означает подчинение безрассудной психологии толпы.
Эгрегоры, конечно, рождают социальную координированность человеческих действий. Это уже кое-что, что могло бы быть полезным. Если бы не тот факт, что эгрегоры воздействуют на нас помимо нашего сознания. Не отпускают. В обыденных условиях человек не может различить собственные побуждения и побуждения, внушенные извне. К сожалению.
Ведь это уже не есть свобода. Однако, казалось бы, зачем она нам нужна, если мы не догадываемся о своей несвободе?
Тут все просто: наши собственные побуждения рождены нашей «живой» личностью, и она не откажется от них, и будет их усиливать тем больше, чем дольше они не находят удовлетворения. Энергоинформационная структура нашей личности, как безусловно преданный нам, «свой», «родной» эгрегор, обладает более мощным потенциалом взаимности влияния, чем эгрегор «чужой». В противостоянии «свой» – «чужой», – искажающее наш внутренний мир влияние чуждого эгрегора рано или поздно будет преодолено. А это значит, что очарование спадет и наступит похмелье. Истина вскроется. Может быть, вы были бы способны открыть тайну вечной жизни за сорок лет. Но вы занимались тридцать из них коллекционированием дензнаков. Время ушло. И вы только теперь прозрели. И это катастрофа.
И даже еще до раскрытия истины – мы просто недополучаем эмоционального результата. Удовлетворения. Не видим смысла. И это трагедия. Без свободы мышления мы не способны реализовать свои истинные стремления и не обретаем счастья. Жизнь в ярме чуждого эгрегориального влиянием проходит зря. В подтверждение, – подчас, спонтанно, волна самоубийств захлестывает те или иные слои населения той или иной страны, – в силу случайного, рокового воздействия суицидного эгрегора.
Негативно-антропологически ориентированный эгрегор «не обращает ни на кого в отдельности никакого внимания» (которого у него, впрочем, нет) и судьба конкретного человека ему безразлична. Поэтому, как говорил писатель Ежи Лец: «В борьбе идей гибнут люди» или, как озвучивалось в период сталинских чисток: «Лес рубят, щепки летят». Смерть шахида поддерживает идею его эгрегора, и поэтому шахиды продолжают появляться. Слезы мучеников есть семя церкви.
Эгрегоры конфликтуют, укрупняются, и суровой реальностью нашего мира является глобальная информационно-психологическая война. Что будет означать полный передел эгрегориального мира, наступление в нем окончательного равновесия? Вероятно, – остановку развития человечества. Полное отсутствие индивидуальности в мышлении. Полное подчинение стандартам. Ферму для людей. Деградацию личности. Стагнацию.
И тогда, даже если человечество и выживет, как биологический вид, о нем уже нельзя будет сказать «Человек Разумный». Это будет «Человек в Прошлом Разумный» или, что скорее, «Человек роевой, стайное или стадное существо».
Пожалуй, в случае торжества эгрегориальных тенденций наиболее велика вероятность возникновения общественного организма, наподобие муравейника. В нем нет никакой свободы ни для кого, от рабочего до царицы. Муравейнику не нужны индивидуальности – ему нужны биороботы. И, поскольку муравьи обмениваются химическими сигналами, причем реагируют на них инстинктивно, непроизвольно, ими как раз и правит аналог эгрегора – энергоинформационная структура, воплощенная в облаке химических веществ. Повлияй на него – и весь муравейник забегает по-новому. Совсем как иногда, к счастью, случается и у людей, в той или иной фирме-на-час.
Но, увы, для человечества такое терминальное состояние явится трагическим эволюционным тупиком. Ведь эволюционный отбор способствует выживанию наиболее прогрессивного, эффективного. Один муравейник оказался нежизнеспособным и погиб, зато другой – выжил, а третий – выжил и развился.
Потому, что, в случае с человечеством такого «муравейника» получится ровно одна штука. Погибла – и все. Цивилизацию и культуру придется развивать заново, чуть ли не от каменного топора.
Нарушение тонкого социального механизма уже сейчас мгновенно приводит к устрашающим последствиям – стоит вспомнить аварию московской электросети с параличом целого города или ураган в США с бандами мародеров. Уже сейчас формирующееся эгрегориальное равновесие наносит ущерб отдельным странам и людям, живущим в ней. Не дай Бог, если это произойдет и случится катастрофа в масштабе планеты – у эгрегориального человека шансов восстановить потерянные позиции будет не больше, чем у муравьев при наводнении.
В этом отношении эгрегоры выступают не как симбионты, наподобие кишечной палочки, которая обеспечивает благополучие нашего кишечника ценой малой толики питательных веществ, а как паразиты, подобные одному из африканских червей, который вызывает уродство развития задних лапок лягушки с тем, чтобы их, неповоротливых, съел аист, в кишке которого черви размножаются.
В силу элементарного строения и при условии информационно-психологической, то есть личностной устойчивости человека, современные эгрегоры сами по себе не могут быть названы ни «полезными», ни «вредными». Потому что при личностной устойчивости эгрегор лишь в нашем воображении, якобы «приносит пользу», а при отсутствии устойчивости, не к эгрегору «все вопросы», а к человеку. Вместе с тем, информационный шум (подобно «спаму») со стороны посторонних эгрегоров в целом отнимает силы и время жизни людей, не сумевших выполнить правила информационно-психологической гигиены.
Поэтому вторая проблема человека, как энергоинформационного существа, состоит в отсутствии должной, надэгрегориальной культуры. Вследствие этого эгрегориальность сознания, мыщления и бытия является реальным барьером человечества в активной энергоинформационной эволюции. Хотя новая эволюционная ступень развития человечества к настоящему времени неизбежна. И, как мы также говорили, природа эволюции на этой ступени будет энергоинформационной. Но, как мы только что сказали, эгрегориальность является барьером перед новой эволюционной ступенью человечества и она вредна для открытого эгрегорам индивидуума.
Но проблема заключается в том, что едва научившись воспринимать окружающий нас энергоинформационный мир, от эгрегориальности не избавиться. Слишком велико и обширно это воздействие, слишком сложно разуму отделить возникшее в нем независимо от подвергшегося эгрегориальному влиянию. Человеческий разум не может быть бдителен непрерывно.
Поэтому в качестве первой ступеньки на пути к новому этапу энергоинформационного развития может выступать только освобождение разума от эгрегориальных влияний. Обретение свободы мышления, например, на основе особой техники постановки защитной оболочки. (6)
Оболочка – это особая психоэнергетическая конфигурация, которая устанавливается и поддерживается нами на условно-рефлекторном уровне и которая автоматически отсекает все посторонние, не санкционированные сознанием, воздействия. Они могут пройти только через осознание. В том числе – и прежде всего – эгрегориальные.
После установки оболочки человек довольно быстро накапливает опыт свободного мышления, довольно своеобразный и значительный, чтобы его можно было исчерпывающе описать словами, – это лучше испытать. Вкратце, овладение таким опытом, – это больше свободы, времени, открытий, чувств, радости, независимости и силы.
Эти и подобные им технологии приносят замечательные результаты энергоинформационно грамотным людям в их персональных и социальных, внеэгрегориальных целях. Эффективность мышления и деятельности этих людей основана на их собственных, истинных желаниях, устойчивых перед «своекорыстным» воздействием эгрегоров. Не так, как это бывает при случайном, неконтролируемом воздействии неизвестного нам, чуждого эгрегора: шел к цели, шел, а получил нечто совсем другое, – то, что не радует и что совершенно не соответствует ожиданиям.
Но, хотя мы несколько отвлеклись в сторону позитивных психосоциальных технологий, эгрегориальная проблематика не утратила еще и остроты, и новизны. Действительно, зачем бы нам перестать интересоваться таким замечательным во всех отношениях предметом исследований? Прежде всего, эгрегоры, как явление, пронизывают все области человеческой жизни.
Затем, они обладают колоссальным энергетическим запасом, практически недостижимым для отдельного человека. Далее, они существуют сами по себе, и это означает, что любое использование эгрегориального воздействия способно сэкономить нам время и силы.
К тому же, если мы защищены от их подсознательного воздействия, то можем вполне безопасно вступать с ними в осознанное взаимодействие. Что важно, эгрегоры не обладают разумом и поэтому довольно легко поддаются управлению в определенных пределах.
Мы можем обратить эгрегоры на пользу себе и людям. Можем. И даже грехом было бы этого не сделать.
Ведь из таких объемных структур можно добывать значительное количество энергии для психической деятельности, и использовать эту энергетическую поддержку для обеспечения личного творчества, решения групповых задач и задач близких людей.
Эгрегоры в информационном плане более сложны, чем «устройство» сознания одного человека, они объединяют множество других сознаний и соответственно могут выступать хранилищем информации, откуда ее при определенных условиях можно заимствовать.
И, наконец, поскольку координирующая деятельность эгрегоров может иметь достаточно определенное направление, то и манипуляция теми или иными эгрегориальными проявлениями может обеспечить широкое воздействие на окружающий мир.
А еще можно управлять эгрегориальными воздействиями, можно включать эгрегоры в те или иные процессы, требующие обработки информации, или отключать их, можно объединять эгрегориальные потоки и получать удобные для практики области напряжения энергоинформационных сил, и можно, наконец, создавать собственные эгрегоры, пусть небольшие, но четко ориентированные на выполнение полезной задачи.
Сфера управляющего взаимодействия с эгрегорами – это, пожалуй, одна из самых перспективных, интересных и высокотехнологичных областей современной энергоинформатики.
И наши технологии позволяют быть результативными в этой сфере.
Этому и посвящена наша книга – тому, как поставить эгрегоры на службу активной эволюции субъекта и личности, чтобы индивидуум стал, так сказать, надэгрегориальным человеком.
Поэтому поговорим поподробнее о наиболее распространенных эгрегорах, – в том их состоянии, которое существует на сегодняшний день.
Чтобы понимать эгрегориальную логику и уметь гибко работать с эгрегорами, суметь направить их на пользу людям, нам нужно четко понимать, чем они являются.
1.2.Эгрегориальный фактор «Х» в развитии энергоинформационной цивилизации
Вопрос о существовании в информационной среде человеческого сообщества сложной структуры, которая, якобы, обладает способностью направлять поведение людей в своих интересах, играя роль управляющей сверхличности, давно беспокоит неуемных мыслителей.
Действительно, даже если не брать в расчет энергоинформационную сторону вопроса, любому человеку очевидно, что мы, обмениваясь словами, текстами, мыслями или идеями, словно запускаем почтовых голубей с посланиями, транслирующими наши отпечатки.
Сколько таких «голубей» в каждую секунду времени находится в полете, в путешествии от человека к человеку?
Сколько из них, полученные адресатом, приводят к запуску новых посланников, несущих на себе отрывки полученного текста?
Если учитывать то, сколько слов мы говорим за день, сколько действий совершаем и со сколькими людьми общаемся, а также если вспомнить, что последствия наших слов и действий не могут исчезнуть мгновенно, а хранятся, как минимум, несколько дней, – станет понятно, что эта энергоинформационная масса по объему, ежемоментно, по меньшей мере, равна энергоинформационной продукции всего человечества за несколько дней.
Приняв во внимание то, что все наши слова, действия и поступки основаны на знании и языке, формировавшихся тысячелетиями, нам станет ясно, что масса всех вместе взятых эгрегориальных конструкций соизмерима с массой опыта тысячелетий и, вдобавок, активно его транслирует, попутно дополняя своим контекстом содержание человеческого общения.
Теоретически это было понятно давно. Этот энергоинформационный контекст, или «слой» как только не именовался, например: коллективное сознание, сверхразум, сознание ноосферы, коллективное бессознательное, нелокальные поля, маятники, эгрегоры… всего не перечислить.
Но, хотя существование этих структур и было очевидно на теоретическом уровне для философов, психологов, а на практическом, – для специалистов в области биоэнергетики и энергоинформатики, – все же этот круг был слишком мал. Дело оставалось за экспериментами и в последние десятилетия была осуществлена целая их серия.
Вот описание одного, очень наглядного, упоминавшегося еще Р. Уилсоном.
В февральском выпуске бостонского журнала «Нъю-эйдж» за 1984 год было помещено интервью с д-ром Шелдрейком, создателем термина «нелокальных полей» – то есть одним из исследователей эгрегориального слоя. Шелдрейк рассказывает, что журнал «Нъю сайентист» (Лондон) и «Брэйн/майнд булитин» (Лос-Анджелес) независимо друг от друга спонсировали проведение экспериментов, которые должны были подтвердить или опровергнуть его теорию. В обоих случаях были получены интереснейшие результаты, соответствующие предсказанному влиянию эгрегоров.
В эксперименте журнала «Нью сайентист» разным людям в разных уголках мира предложили за одну минуту найти скрытые в абстрактной картине лица, после чего рассчитали среднестатистические данные. Потом эти лица «раскрыли» в телепередаче Би-Би-Си, которую обычно смотрит до миллиона телезрителей. Сразу же после этой передачи эксперимент повторили в странах, где передачи Би-Би-Си не транслируются. На этот раз за одну минуту скрытые лица обнаружило до 76% испытуемых, что составляет более высокий процент, чем в предыдущем эксперименте. По оценке д-ра Шелдрейка, с которой согласился «Нью сайентист», вероятность случайного получения такого результата равна 1%!
В эксперименте «Брэйн/Майнд булитин» различным группам американских жителей предлагали запомнить три рифмы: из традиционной японской колыбельной, из стихотворения современного японского поэта и из рифмованной тарабарщины. Рифма из традиционной колыбельной, которую пели миллионам японских детей в течение многих веков, запоминалась гораздо быстрее двух остальных рифм.
Если не знать о существовании энергоинформационного слоя нашей реальности – результат эксперимента парадоксален.
Опыт с рифмами колыбельной можно еще как-то объяснить с историко-лингвистической точки зрения, – ведь не секрет, что все человеческие языки происходят как бы из одного источника, и самые общие слова предопределены самой логикой формирования речевого общения еще в самом начале человеческой истории, как, например, слова «мама», «папа», «дада» или «деда» и т. д. Всего имеются около пяти семей языков, образовавшихся 10—12 тысяч лет тому назад, в свою очередь происходящих от праязыковых конструкций древностью 40—50 тысяч лет. В этом случае, естественно, чем древнее, к примеру, колыбельная, тем вероятнее, что ее созвучия соответствуют наиболее глубоким основам образования речевых конструкций любого языка, – а стало быть, легче запоминаются.
Но опыт с угадыванием лиц, – парадоксален со всей определенностью!
Действительно, создается впечатление, что какой-то неизвестный всемирный телеграф, глобальная система оповещения чуть ли не мгновенно «распространила информацию» о содержании ребуса на десятки тысяч километров. Причем распространила так, что угадывание облегчалось, только когда была поставлена задача угадать. Эти лица не стали кошмаром или мечтой миллионов, соответственно сама по себе информация распространилась совершенно помимо сознания людей.
Словно кто-то вложил им в головы эти знания.
Словно вложил в головы всем и каждому, преодолев даже языковые барьеры. Проще сказать – запрограммировал.
Такая сверхъестественная способность информации «распространяться» в человеческой среде может даже породить настоящие мистические учения, – ведь так легко и приятно поверить в существование высшего разума, неукоснительно и внимательно наблюдающего за человечеством и необъяснимо направляющего каждое его действие.
Но это было бы так, если мыслить суевериями, не знать об энергоинформационной среде человечества и не понимать механизма создания и способа существования эгрегориального слоя, относительно самостоятельно, вновь и вновь реконструируемого каждым человеком по одним и тем же, объективно действующим законам «программирования» процесса мышления и сознания.
Иначе говоря, в реальности дела обстоят намного проще, – и намного серьезнее.
1.3.Энергетическая матрица человеческого бытия
Мы все зависим друг от друга. Вспомните, что происходит, когда кому-то из ваших близких грустно. Вы остаетесь безучастным? Никоим образом.
Этот человек может даже ничего не говорить, но уже по его позе, по движениям, по мимике мы ощущаем, что с ним что-то не так.
Что мы стараемся сделать? Как-то подбодрить, утешить, развлечь, растормошить. То есть сделать, обратим внимание, нечто противоположное его состоянию, – но сначала с самим собой.
И самое интересное, нам совершенно необязательно осознавать это, – мы просто меняем свое поведение так, чтобы наш близкий тоже ощутил наш внутренний комфорт и тепло.
Как если бы мы стремились поделиться с ним энергией, которой ему недостает.
Собственно, а почему это «как если бы»? Ведь так оно и есть.
Что для нас весь окружающий мир? Это наши ощущения.
Конечно, есть и материя, и вещество, и предметы мира, и Вселенная, – но для нас все это субъективно представлено только нашими ощущениями. Пока мы не увидели стрелку вольтметра или пока мы не почувствовали удара током, – мы не знаем, подано ли электрическое напряжение на провода. Оно для нас как бы не существует, – но стоит загореться лампочке или зашуметь двигателю, мы понимаем, что напряжение было. Потому что наши ощущения изменились.
Все объективно существующее в мире, – и вещество, и его энергия, – субъективно представлено для нас в ощущениях. Даже для того, чтобы намеренно совершить движение, мы вначале должны ощутить конечность и только потом, изменяя образ ее восприятия, сформировать представление о ее движении, чтобы она пошевелилась.
Поэтому для того, чтобы растормошить грустного человека, даже не разговаривая с ним о причине его грусти, мы с вами должны изменить собственное поведение. А для этого, – собственное состояние. А, затем, и собственную перцепцию и психомоторику с ее ощущениями, потому что любое произвольное движение для нас начинается с того, что мы намеренно изменяем образы, связанные с теми или иными своими ощущениями, генерируя их в познавательных структурах своей психики. Подобно тому, как, возможно, вы помните, вы учились в детстве скручивать язык в трубочку или картинно шевелить бровью, разыскивая ощущения, которые должны инициировать эти желательные для нас действия.
Субъективно, в нашем сознании получается так, что мы изменяем свои ощущения, – и нам кажется, что они непосредственно воздействуют на другого человека. Но на самом деле они действуют, транслируясь посредством нашей позы, жестов, темпа движений, интонации речи, «тепла» взгляда, «психической энергии», а также благодаря огромному количеству других, «психоэнергетических» каналов, о которых мы даже не подозреваем.
Для нас важно другое, – мы изменяем собственные ощущения и это изменение воздействует на других. Другие испытывают какие-то ощущения, и наше состояние тоже изменяется, хотя предполагаемого нами, на основе архетипа непосредственности и непрерывности восприятия мира, канала непосредственной передачи наших сигналов мы не видим и не осознаем.
Для нас важно лишь то, что при изменении нашего состояния изменяется и наше поведение, и наши действия усиливаются или ослабляются.
Более того, пока состояние другого человека еще только начинает изменяться и пока мы направлены на то, чтобы это изменение поддержать, – в это время наше собственное состояние преобразуется замедленно, как будто наша энергия «поглощается» этим человеком.
Наши, постоянно присутствующие в сознании или в сфере неосознаваемого, восприятия и ощущения выступают в роли энергетического начала для нас самих, для нашей психики, и, передаваясь от человека к человеку, также становятся частью его внутреннего мира и являются в этом смысле «энергией», – транслируемой вовне, – для других.
Поэтому мы далее, где только возможно, постараемся избегать повторения этого объяснения, и будем помнить, что изложение объективных причин трансфера сигнала для нашего исследования изменений субъективной реальности может быть опущено, и, соответственно, идя навстречу обыденному сознанию с его непосредственностью восприятия и мышления, мы будем просто называть эти «энергетические» ощущения в соответствии с их субъективной природой, — «энергией».
Просто представим, что мы управляем своим поведением с помощью «трансфера (передачи) энергии», – и все. Так, например, когда в веселящуюся компанию вдруг приходит человек, которому грустно, от него словно расходятся какие-то «круги» или «флюиды», понижающие общее настроение до того уровня, что последнее достигает своего нижнего предела. Поэтому компания собеседников старается выправить настроение, расшумевшись чуть более, чуть более радуясь, чтобы компенсировать чувство грусти, создавая ему некий противовес. И, в результате, если человеку взгрустнулось, он, при участии нашей энергетики, сам начинает, в конце концов, – улыбаться.
И, естественно, в каждом из нас эти ощущения, эта энергия, присутствуют непрерывно, невольно связываясь с той или иной частью тела. Нам кажется, что эти ощущения, эта энергия воздействует на нас на каком-то очень глубоком уровне, если они способны воздействовать на наше настроение и состояние здоровья.