Смысл Воскресения Христова в Голографической Вселенной Единого бесплатное чтение

Ни Единого, ни бытия, ни Бога, ни покой, ни блаженство нельзя обрести там, где процветают различия. Посему, дабы обрести Бога, самому должно стать Единым. И тогда, слившись с Единым, ты останешься Им даже среди различий. Отдельные вещи будут для тебя частями Единого и никогда не станут на твоем пути.

Мейстер Экхарт, XIV век

Введение. Воскресение Христово – сказка или быль?

Как воскресают былинные богатыри или Иван-царевич в русских народных сказках? Окропит некий кудесник изрубленное лютым ворогом тело богатыря мёртвой водой – раны затянутся и исчезнут. Окропит живой водой – мёртвое доселе тело оживёт. Окропит серый волк мёртвой водой нанесённые Кощеем Бессмертным смертельные раны Ивана-царевича – раны затянутся и исчезнут. Окропит живой водой – мёртвое доселе тело оживёт.

А как происходит воскресение «первенца из мёртвых», Победителя смерти, «Богочеловека», и Спасителя мира Иисуса Христа в библейском Новом Завете?

Ничего общего с русскими народными сказками тут не проглядывается: никто его тело ни живой, ни мёртвой водой не окропляет, но тем не менее на третий день он воскресает неким чудесным образом. Во всяком случае, именно об этом идёт речь в евангелиях, в первую очередь, в трёх однотипных так называемых синоптических евангелиях, которые повествуют о его земной жизни от рождения до смерти и о последующем чудесном Воскресении.

Более того, согласно Евангелию от Иоанна, его Божественные Плоть и Кровь сами становятся «хлебом и водой жизни», воскрешая в день оный к «вечной жизни» «званых и избранных». Причём на сей раз именно с помощью той самой сказочной «воды живой», или «воды жизни».

В отличие от трёх синоптических евангелий, Евангелие от Иоанна называется «духовным». И в нём, действительно, очень сильна духовная составляющая. Для современной науки, не имеющей никакого представления о Высшей реальности Духа, эта духовная составляющая кажется сказочной. Однако может оказаться, что за сказкой скрывается быль, до которой современная наука просто не доросла.

Если все синоптические евангелия описывают некие эмпирические события, доступные обыденному человеческому опыту, то в книге Откровения Иоанна Богослова, широко известной под греческим названием «Апокалипсис», никакой эмпирики и никакого обыденного человеческого опыта нет и в помине. В отличие от евангельских повествований книга Откровения исполнена мистики. Она описывает не земную жизнь Христа, а Небесную, не на материальном уровне реальности, доступном всем, а на духовном, доступном лишь немногим избранным.

В этой книге о распятии на кресте и последующем воскресении Христа вообще ничего не говорится. Зато в ней говорится о Победе некоего «Агнца закланного», которая даёт ему право открыть некую Божественную книгу, «написанную внутри и вовне, запечатанную семью печатями», «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» и воссесть на Небесном престоле рядом с Отцом Небесным, став его законным наследником.

Ни о жизненном пути, ни о причинах смерти «Агнца закланного» ничего не сообщается, хотя само название главного действующего лица – «Агнец закланный» – явно символично. Оно наводит на ассоциации с ягнёнком, предназначенным для жертвоприношения Богу в религиозных обрядах древних иудеев. Это жертвоприношение приносилось в том числе в рамках праздника еврейской Пасхи в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. В книге Откровения некие 24 старца поют: «Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:9).

Евангелие от Иоанна конкретизирует, что под Божественной Жертвой имеется в виду не жизнь человеческая, а Жизнь Божественная, именуемая «Жизнью в Самом Себе». Обычная логика вкупе с текстом Евангелия говорит о том, что именно эту Божественную «Жизнь в Самом Себе» в виде своей животворящей «Плоти и Крови» и жертвует Христос-Спаситель. Именно она трансформируется в светлый поток «живой воды», призванной воскресить в Вечной Жизни «званых и избранных». За этим сказочным сюжетом скрывается быль иного бытия, бытия Духа животворящего.

Говорится в Апокалипсисе и о двух воскресениях, которые творятся уже по воле Отца и Сына: о первом воскресении «за тысячу лет» до конца света для избранных, и о всеобщем воскресении в конце времён. Всеобщее воскресение сопровождается Страшным Судом.

Может ли такая символика Божественной Жертвы Спасителя, тайный смысл которой недоступен ни церкви, ни современной науке, оказаться не библейской сказкой, а былью, которая для науки кажется фантастикой?

Может! Однако традиционные представления о смерти и Воскресении Христа явно должны быть переосмыслены. На место обыденным эмпирическим представлениям, которые кем-то воспринимаются как сказка, а кем-то – как неподвластное разуму чудо, должно прийти новое рациональное понимание Воскресения Христова. Воскресения как некоего фазового перехода Сына Человеческого (Он же – «Агнец закланный») из смерти в Вечную Жизнь на Духовном уровне реальности. И этот фазовый переход является спасительным для его верных последователей. Он становится возможен благодаря обретению Сыном Человеческим «Жизни в Самом Себе», что уподобляет его Богу.

Тайный смысл Нового Завета вообще и книги Откровения в частности начинает проявляться, если попытаться его расшифровать при помощи голографической парадигмы, модели Вселенной как Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ) и философии Единого как Духовной Матрицы Мира и Вечной Жизни.

Рис.0 Смысл Воскресения Христова в Голографической Вселенной Единого

Глава 1. Голографическая парадигма Бома и «Жизнь в Самом Себе» Христа

Слово «голография» происходит от греческих слов «Холос», что означает «Целое», и «графо», то есть «пишу». По смыслу оно означает «запись целого».

Первый принцип оптической голографии заключается в существовании двух уровней реальности, двух уровней порядка. Один из них – скрытый, незримый, зашифрованный лучом света в виде неких совершенно непонятных крючочков, штришков и закорючек на двумерной поверхности (2-D). Второй – явный, зримый, объёмный, развёрнутый в пространстве в виде привычных физикам и лирикам трёхмерных (3-D) красот материального мира. Именно этот принцип физики, напоминающий деление мира на «небо» и «землю» в мифологии и религии, взял на вооружение американский физик Дэвид Бом для объяснения непостижимых уму парадоксов квантовой нелокальности и запутанности.

Нелокальность и квантовая запутанность (“quantum entanglement”) подразумевают мгновенную связь. Парадоксально, но факт: разделённые на миллиарды и триллионы километров фотоны, связанные одной нелокальной квантово-запутанной цепью, вопреки известным законам физики, вдруг оказались способны взаимодействовать между собой, «обезьянничать», мгновенно повторяя как бы в зеркальном отражении действия своего квантового близнеца. Делают они это каким-то совершенно невероятным образом, невзирая на препоны пространства, на преодоление которого требуется время и энергия, и откровенно поплёвывая на Абсолют в виде скорости света, который был воздвигнут на пьедестал релятивистской физики ХХ века Альбертом Эйнштейном. Сам Эйнштейн с некоторой опаской назвал квантовую запутанность «призрачным действием на расстоянии» (“spooky action at a distance”).

В голографической парадигме Бома вся Вселенная оказалась структурирована на двух уровнях реальности, двух уровнях порядка. Скрытый, свёрнутый, незримый, умопостигаемый уровень реальности Дэвид Бом назвал импликативным (англ. “implicate”) порядком, а явный, развёрнутый, чувственный, созерцаемый – экспликативным (англ. “explicate”). На свёрнутом импликативном уровне реальности всё едино, там не существует препон пространства, что и объясняет без всякой мистики чудеса мгновенного «призрачного действия на расстоянии».

Элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются таинственными сверхсветовыми сигналами между собой, а потому, что их «разделённость» есть иллюзия. Иными словами, на каком-то более глубоком уровне реальности сцепленные частицы, как и все остальные материальные предметы, –  это вовсе не отдельные объекты, а фактически продолжения чего-то более фундаментального, чего-то всеобъемлющего, чего-то целого.  Целое и есть тот самый греческий Холос, от которого произошло интернациональное слово «голография». Таким, образом, наше представление о разделённости и самостоятельном существовании предметов и явлений мира является искажённым, поверхностным, фрагментарным.

Во главу угла голографической парадигмы Дэвид Бом поставил импликативный порядок как некий иной, Высший уровень реальности. По своей сути этот холистический, целостный уровень реальности представляет собой некое нелокальное внепространственное и вневременное Единое, где всё мгновенно связано со всем, как в некоем гипотетическом Интернете Вселенной или как в голографической сети индийского бога Индры. В понимании Дэвида Бома «реальность – это нераздельная цельность», мгновенно связующая всё со всем.

Помимо этого, свёрнутый импликативный порядок оказывается истоком и основой всех форм вещества, энергии, жизни и сознания в мире экспликативном, развёрнутом в пространстве и времени в виде элементарных частиц, атомов, молекул, космических лучей, звёзд, планет, океанов, морей, рек, гор, равнин, вирусов, бактерий, цветов, деревьев, птиц, рыб, зверей, людей:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет всё сущее, он должен по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» 1 .

Жизнь и сознание таятся в потенциальном виде в импликативном порядке наряду со всеми формами материи! С философской точки зрения, импликативный порядок на целостном уровне реальности это некое всеобъемлющее метафизическое Единое в духе неоплатонизма.

На свёрнутом уровне реальности и материя, и жизнь, и сознание пребывают в некотором подобии Форм, или Идей Платона, то есть идеальных прообразов материальных вещей. Имеется в виду, что жизнь на импликативном уровне реальности это не эмпирическая жизнь в виде химического репликатора, способного к дарвиновской эволюции, которую изучают биологи.

Жизнь на импликативном уровне реальности это некая трансцендентная идеальная сущность в духе Платона. По своей сути, это Жизнь не как феномен в виде живой клетки или многоклеточных организмов, изучаемых биологами, а как кантовский ноумен, или «Вещь в себе» – предмет умозрительного исследования философов. Это Жизнь как некий животворящий принцип, как некий нематериальный «Небесный» источник «земной» материальной жизни, а не различные формы его материального воплощения.

Этот кантовский ноумен и животворящий принцип в Евангелии от Иоанна именуется «Жизнь в Самом Себе». Самодостаточная и вечная «Жизнь в Самом Себе» в христианстве доступна лишь Богу-Отцу, сущему на Небесах, и Богу-Сыну, сошедшему с «Небес» на «землю». Простой смертный же довольствуется лишь тленной и скоротечной жизнью в виде многоклеточного химического репликатора, который с упоением и изучают биологи.

Глава 2. Космос и голографические Небо и земля

С точки зрения двух уровней реальности, описываемых в голографической парадигме, Божественная самодостаточная и креативная «Жизнь в Самом Себе» христианства находится именно на уровне свёрнутого, импликативного, животворящего, духовного порядка.

С незапамятных времён в мифологическом сознании этот творящий и животворящий уровень реальности Духа ассоциировался с «Небом» или «Небесами». В свою очередь, развёрнутый, экспликативный, материальный уровень реальности отождествлялся с грешной «землей».

Мифологические «Небо» и «земля» – это не неба свод у нас над головами и не земная твердь под нашими ногами, а два основных структурных подразделения единого Космоса (от греч.  “порядок”, “упорядоченность”; “строение”, “устройство”; “государственный строй”, “правовое устройство”, “надлежащая мера”; “мировой порядок”, “мироздание”, “мир”; “наряд”; “украшение”, “краса”).

Космос для мифологического сознания – это мир порядка и организации, который противопоставляется мифологическому беспорядочному и дезорганизованному Хаосу. Космос – это креативный поток времени, перманентный процесс изменения, созидания и разрушения, вечная динамика жизни и смерти, это гераклитовский вечно живой огонь, закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающий, а не ледяная глыба, замороженная в вечности.

Космос – это целостное, упорядоченное, организованное мироздание, в котором всё спроектировано в соответствии с определённым законом или принципом, это космический дом, в который человек (по-гречески, «антропос») приходит в гости на короткий миг жизни.

В мифологическом сознании древнего человека Космос всегда состоял из двух или трёх основных подразделений: либо двучленная структура, состоящая из «Неба» и «земли», либо трёхчленная структура, состоящая из «Неба», «земли» и «подземного мира». Если мифологическое «Небо» населено богами, духами и ангелами, находящаяся в центре трёхчленной структуры «земля» населена людьми, то «подземный мир» (греческий Аид, преисподняя) – это мир мёртвых.

В этой космической иерархии древнего мифа «Небо» всегда занимало главенствующее положение. Ему свойственны абсолютная удалённость и недоступность, неизменность, огромность, трансцендентность и непостижимость. Мифологическое «Небо» простерто над всем, всё «видит», отсюда его всеведение.

«Иногда Небо является женским началом, матерью, но чаще оно – мужское, плодотворящее начало (дождь). Как податель тепла и влаги Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман, наполняющие Небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной “духовности”» 2 .

Ещё раз: «Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни»!

«Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной “духовности”»!

Эти древние мифологические представления в полной мере были впитаны Библией. Вспомним первые слова Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю». Вспомним молитву: «Отче наш, сущий на небесах…» Вспомним, наконец, про Царствие Небесное.

Представления о Небе свойственны и религиозной или идеалистической философии. Философский взгляд на Небо сводится к тому, что там царит Вечная Жизнь в царстве Плеромы, Божественной полноты бытия.

В наши дни архаичные мифологические представления о «Небе» и «земле» внезапно приобретают новую жизнь и новое прочтение в свете голографической парадигмы Бома-Прибрама.

Аналог мифологического Неба – импликативный порядок, который заключает в себе Жизнь как принцип.

Аналог мифологической «земли» – экспликативный порядок, на котором Жизнь как принцип материализуется сначала в простейшую живую клетку, эту биохимическую «фабрику жизни», состоящую из множества строго организованных молекул и способную к репликации и эволюции, а затем – в различные биовиды многоклеточных организмов, также обладающих высочайшей организацией. В многоклеточных организмах каждая живая клетка должна быть на своём, строго определённом месте и выполнять свою, строго заданную функцию. Иначе – уродство, болезнь, неприспособленность к жизни и в результате – скорая смерть.

Глава 3. Организация как внутренняя суть Вечной Жизни

Таким образом, суть Вечной Жизни, Жизни как животворящего принципа сводится именно к организации. Организация – это тот уникальный «чертёж» или проект, который позволяет создать из хаоса разнообразных молекул высокоорганизованную живую клетку, способную к репликации и эволюции, а из множества различных живых клеток – высокоорганизованный многоклеточный организм, «храм тела», способный к биовыживанию и размножению. Так как мерой организации служит информация, то можно говорить о некоем Вселенском резервуаре информации, содержащим в себе Жизнь как принцип.

Евангелие от Иоанна образно передаёт эту мысль хорошо известными словами:

«В нём была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Как в современных информационных технологиях биты информации из памяти компьютера трансформируются после обработки процессором в зримое изображение на экране монитора, так и в Небесных IT биты квантовой информации из Вселенского резервуара информации трансформируются после обработки неким Духовным Процессором в зримое изображение всех видов материи на «мониторе» трёхмерного пространства Метагалактики диаметром в 93 млрд световых лет. Этот Вселенский резервуар информации можно назвать Нелокальным Бассейном Организации (сокращённо НеБО).

Организация, мерой которой служит информация, воплощается во все «земные» формы материи, жизни и сознания на экспликативном уровне реальности. Само слово «ин-форма-ция» исподволь напоминает об идеальных Формах, или Идеях Платона, неких информационных Эйдосах, которые пребывают в потенциальном свёрнутом виде в запредельном, трансцендентном мире истинного бытия.

Поток Организации, являющийся внутренней сущностью Вечной Жизни, импликативной «Жизни в Себе», выплёскивается с нематериальных (информационных, или Духовных), нелокальных (вездесущих) и негэнтропийных (высокоорганизованных) «Небес» на материальную, разобщённую пространством и временем, энтропийную, смертоносную «землю».

В процессе космического «грехопадения» происходит экспорт с «Небес» на «землю» Жизни как организующего принципа, Жизни как нематериального животворящего Духа, Жизни как противовеса смерти, хаосу, энтропии. Именно это животворящее «грехопадение» и плодит все формы живого вещества на лестнице эволюции. Без этого источника нематериальной Вечной Жизни вероятность случайного зарождения органической жизни равна нулю. Тем не менее именно на счастливый, но невероятный случай как раз и уповает современная «безжизненная» наука.

Глава 4. Жизнь – случайность или закономерность?

Кто-то сравнивает вероятность случайного зарождения жизни на Земли в виде даже простейшей живой клетки с вероятностью случайной сборки суперсовременного самолёта ураганом, пронёсшимся над свалкой погибших самолётов. Кто-то – с вероятностью того, что обезьянка из «парка жизни» (Zoo Park), сев за компьютер и барабаня по «клаве», вдруг напечатает, скажем, 66 сонет Шекспира или всего «Евгения Онегина» разом. Суть дела от этого не меняется. Вероятность случайного возникновения жизни упорно стремится к нулю.

Мало того: примерно к такой же величине стремится и вероятность случайного возникновения антропной Вселенной, удивительной приспособленной к возникновению в ней жизни.

Наша антропная Вселенная, наш космический дом родной, удивительным образом то ли «разрешает», то ли «программирует» появление жизни вообще и жизни разумной, то есть нас с вами, в частности. Это называется «слабый антропный принцип» и «сильный антропный принцип» соответственно. Этот принцип заложен неким неведомым для современной науки космическим механизмом на самой первой секунде Творения, известного в науке под названием Большой Взрыв. (Более точно английский термин “Big Bang” следует переводить как «Большой Бабах».)

Взрыв есть воплощение игры хаотических сил, энтропии, беспорядка и случая.  Большой взрыв при рождении Космоса, казалось бы, должен был быть высшим воплощением всех этих качеств, игры случая. Однако случай попался весьма странный. Большой взрыв с точностью, больше подходящей снайперу, чем сапёру, «выбил» тот набор из 26 фундаментальных физических постоянных, который уникальным образом «разрешает» существование жизни в мире. Любое отклонение от существующих антропных констант – и вероятность возникновения любых сложноорганизованных структур была бы равна нулю.

Например, достаточно было электрону появиться на свет с массой в 2,5–3 раза превышающей существующую (вероятность чего достаточно велика), и весь водород во Вселенной через месяц после образования распался бы на нейтроны и нейтрино. В нейтронной Вселенной не было бы ни атомов, ни молекул – необходимой материальной основы жизни.

Второй пример. Если бы константа сильного взаимодействия, определяющая энергию связи в атомном ядре, была бы несколько меньше, чем она есть, то Вселенная состояла бы сплошь из водорода. В водородной Вселенной никакие сложные элементы не могли бы образоваться, а звёзды, если бы и возникали, то очень быстро коллапсировали бы.

А если качнуть ту же константу в другую сторону? Всего-то сделать больше на несколько процентов? В этом случае весь водород выгорел бы уже в первые минуты расширения Вселенной, и она практически целиком состояла бы из гелия. Снова без водорода, а, значит, и без воды. Перебор. Экзамены на знание законов жизни пересдавать некому за отсутствием самой жизни.

Тем не менее одно «чудо», понимаемое как крайне маловероятное событие, следует за другим. Сначала – чудесное появление на свет божий антропной Вселенной примерно 13,8 млрд лет назад. Затем чудесное появление простейшей жизни на планете Земля примерно 3,5–4 млрд лет назад. Наконец, чудесное появление жизни разумной на планете Земля примерно 100–200 тысяч лет назад.

Возникшая неким чудесным образом то ли «разрешённая», то ли «запрограммированная» жизнь, появившись однажды на свет божий, начинает развиваться и эволюционировать от простого к сложному, от прокариотов к эукариотам, от одноклеточных к многоклеточным, от безмозглых тварей к «венцу творения» вида Homo sapiens, обладающему развитым головным мозгом. Насколько это вероятно?

1 Майкл Талбот «Голографическая Вселенная», 1991
2 Здесь и далее: Н.В. Брагинская статья «Небо» в энциклопедии «Мифы народов мира», 1980–1982
Продолжение книги