Дети Интернета. Врач-психотерапевт откровенно о подростках бесплатное чтение

Уважаемые педагоги и родители, готовы ли вы помочь своему ребенку (современному подростку) преодолеть эмоциональные трудности?
Я детский врач-психотерапевт, кандидат педагогических наук, с 2014 года помогаю подросткам быть эмоционально опорными. Я расскажу с какими современными психологическими ловушками сталкиваются подростки и какие есть варианты их «обхода и выхода».
Я поднимаю вопросы, на которые каждая семья может найти свои ответы.
Как книга поможет наладить взаимопонимание в семье?
Взаимопонимание начинается с понимания своего ребенка.
А ваш ребенок живет уже не в том мире, что вы. В другом, в цифровом. Как ему живется, какие психологические проблемы я вижу у современных подростков – поговорим на страницах книги.
Ловушки – что это?
Представьте себе тихий вечер, когда вы спокойно сидите дома, и вдруг внутри вас начинает расти чувство тревоги. Это не враг снаружи, а тот, кто незаметно пробрался внутрь. Именно так действуют ловушки подросткового возраста – они возникают изнутри, незаметно подкрадываясь и захватывая наши мысли и эмоции.
В современном мире, полном нестабильности и неопределенности, эти ловушки приобретают все более масштабный характер. Это эпидемия эмоциональных трудностей, которые окружают нас повсюду, словно невидимые сети, готовые поймать каждого.
Если вы уже столкнулись с психологическими трудностями своего ребенка или хотите предотвратить их, эта книга станет вашим надежным спутником. Она поможет вам не только понять, но и активно работать над тем, что мы вместе обсуждаем.
Давайте взглянем на обычный школьный класс, где учатся наши подростки. В каждом классе есть как минимум два ребенка, которые нуждаются в срочной помощи. Их «ловушка» уже засосала настолько глубоко, что появились клинические признаки эмоциональных проблем. Еще около десяти детей уже нуждаются в психологической поддержке, у них уже есть признаки того, что не все в порядке – трудности в общении, семейные конфликты. А остальные дети? Они находятся в зоне риска, и это не преувеличение.
Почему я так смело отношу их к зоне риска? Давайте разберемся, кто такие подростки и с чем они сталкиваются в современном мире.
Подростки, которые недавно жили в VUCA-мире (изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность), теперь попадают в BANI-мир (хрупкость, тревожность, нелинейность, непостижимость). Это мир, в котором взрослые сами впервые, и подсказать им мало что могут. А подростковый возраст добавляет еще больше нестабильности.
Только представьте насколько для человека цифровой эпохи естественно, что любому явлению уже есть цифровой аналог. Причем, цифровой аналог опережает реальный экземпляр по доступности и удобству. Одежда, продукты, строительные материалы – все наглядно представлено в интернет-магазине. Услуги педагога, психолога, врача доступны в онлайн-формате.
Обратите внимание, что комментарии самого подростка к каждой из ловушек помогают взглянуть на проблему «от первого лица».
Мнение современного подростка:
Мы, конечно, знаем, что друга не удалишь, как приложение с телефона. Но, честно говоря, иногда так и хочется! Мир реальный и цифровой – они как два брата-близнеца, которые постоянно друг в друга влипают. И это, кстати, очень удобно! Зачем тратить время на походы по магазинам, когда можно просто заказать всё онлайн? Два клика – и готово! Быстро, дешево и без лишних заморочек. Это как магия, только без волшебной палочки.
Ловушка «Сам себе хозяин»
Представьте себе подростка как молодого архитектора, который только начинает проектировать свой жизненный путь. Он полон идей и вдохновения, его глаза горят от желания создать что-то уникальное и значимое. Но в этом мире, полном возможностей и неопределенности, ему нужно не только вдохновение, но и четкий план, карта, которая поможет ему не сбиться с пути.
Почему подростки так стремятся к самостоятельности? Возможно, потому что они видят, что предложенные обществом маршруты не всегда ведут туда, куда они хотят попасть. Они не просто отвергают существующие пути, они ищут новые, неизведанные тропы, которые позволят им выразить свою индивидуальность и уникальность. Это, как если бы они стояли перед чистым листом бумаги и думали: "Почему я должен следовать за кем-то, когда могу нарисовать свою собственную картину?"
Подростки открыты новому, они готовы принимать вызовы и брать на себя ответственность. Их мотивация – это не просто желание, это страсть, которая горит внутри них, как огонь. Но как направить эту энергию в правильное русло? Как помочь им расставить приоритеты и не потеряться в этом море возможностей?
Здесь на помощь приходят наставники – родители, педагоги, коучи, психологи. Они как опытные проводники, которые могут показать подростку, как ориентироваться в этом сложном мире. Они могут помочь ему понять, что важно, а что второстепенно, и как использовать свои таланты и способности для достижения целей.
Подросток создает свою среду и возможности, но правила для этой стройки он может взять из разных источников. Это может быть Сеть, где он находит вдохновение и поддержку, или значимые взрослые, которые становятся для него ориентирами. Значимыми взрослыми могут быть не только родители, но и старшие родственники, такие как дедушка или старшая сестра, которые могут поделиться своим опытом и мудростью. Также я работала с подростками, для которых авторитетом был тренер секции или педагог в школе. Эти люди становились для них не просто учителями, а настоящими наставниками, которые помогали им найти свой путь.
В этом мире, где каждый день приносит новые вызовы и возможности, подростки нуждаются в поддержке и понимании. Они хотят не просто следовать за кем-то, они хотят создавать свою собственную историю. И наша задача – помочь им в этом, стать их проводниками в этом сложном, но таком захватывающем путешествии.
Задание для умных родителей:
Какие приоритеты семьи вы привили ребенку?
Какими приоритетами, на ваш взгляд, ребенок должен пользоваться при выборе пути в жизни, в учебе, в саморазвитии?
Что еще можно успеть обсудить вам с ребенком, пока он только формирует свои ценности?
Мнение современного подростка:
Мы сами себе создаем возможности, отказываясь от старого – это прям про подростковый возраст. А вот доступность информации – это вообще бомба! Она позволяет каждому иметь свое мнение. Объясню: разные социумы и культурные веяния диктуют разные установки, ценности и понятие нормы. Подросток может познакомиться с тем, как у других, а не только в его обществе и семье. Это как открыть дверь в другой мир, где можно увидеть, что не все так однозначно. Это более широкий взгляд, изучение других точек зрения. Направить мотивацию ребенка – это важно для любого поколения. А вот мотивационные вебинары и курсы – это странно. Ведь человек сам может до своей идеи дойти. Что касается приспособления к среде или создания возможностей – все работает и все по ситуации мы используем. Ты сначала приспосабливаешься, а потом модернизируешь. И хочется верить, что это не признак какого-то поколения. Надеюсь, все к этому идут.
Ловушка «Я не успеваю»
Представьте себе подростка, который стоит на старте марафона. Вокруг него – тысячи других участников, каждый из которых стремится к своей цели. Но вот в чем парадокс: многие из них даже не знают, куда именно они бегут. Это гонка за победой, за информацией, за навыками, за возможностями. Но куда ведет эта дорога? И что ждет в конце пути?
Современный подросток ощущает, что он не успевает. Он будто в гонке, где каждый шаг – это борьба за выживание. Но что, если эта гонка – не путь к успеху, а ловушка вечного стресса и тревоги? Бежать-то можно, но куда? И что, если вместо того, чтобы гнаться за призраками, стоит остановиться и задуматься?
Роль хорошего педагога или психолога в этом контексте становится особенно важной. Они могут помочь подростку не просто бежать, а бежать в правильном направлении. Но это не все. Современным подросткам нужно понять значимость обдумывания. Это не просто анализ информации, это саморефлексия, выбор времени на планирование, на обдумывание. Это как если бы ты стоял на перекрестке и думал: "Куда мне идти дальше?"
Тут всплывают вопросы тайм-менеджмента и качественного целеполагания. Правильно организовав свою деятельность, можно осуществить ее быстрее, чем без такового плана. Это, как если бы ты шел по карте, а не блуждал в темноте. Мы научились этим полезным навыкам уже в осознанном возрасте, но ведь современному ребенку можно осваивать компетенции чуть раньше.
В этом мире, полном возможностей и неопределенности, подросток – это не просто бегун на марафоне. Он – архитектор своей судьбы, который строит свой путь шаг за шагом. И наша задача – помочь ему не просто бежать, а бежать в правильном направлении, с пониманием и уверенностью в своих силах.
Задание для умных родителей:
Есть ли у ребенка личное время?
Как вы относитесь к этому времени: с уважением или раздражением?
Что говорите ребенку, когда он «слишком долго» ничем не занят?
Как ваш ребенок учится планированию времени и жизни?
Мнение современного подростка:
Ну да, знаешь, такое периодически накрывает, типа волна адреналина прокатывается. Конкуренция прям зашкаливает, и всё прозрачно, чётко видно, кто и как бежит впереди тебя. Тут главное понять, с кем именно соревнуешься и какие правила игры действуют конкретно для тебя. Иначе будешь крутиться как белка в колесе, а выхлоп нулевой. Гонка идёт полным ходом, и тут главное – всех обойти, финишировать первым и выиграть главный приз. Круто звучит, да? Но, честно говоря, мысль, что работать придётся ну прям до посинения, уже утомляет. А гарантии, что планы осуществятся точно в указанные сроки, вообще никакой. Ну и что дальше? Всю жизнь пахать, чтобы пару лет пожить красиво? Сомневаюсь, что это прям крутая идея.
Ловушка «Что лучше»
Представьте себе бескрайний океан информации, который окружает нас со всех сторон. Найти информацию – это не проблема, это как нырнуть в этот океан и сразу же оказаться в его глубинах. Но вот в чем вопрос: как выбраться из этого океана с чем-то действительно ценным? Как применить эту информацию со смыслом?
Ответ кроется в наших ценностях и императивах. Это как компас, который помогает нам ориентироваться в этом океане. Но что делать, если этого компаса нет? Проблема выбора направления встает очень остро. Мир предлагает нам множество профессий, возможностей, сфер. И этот поток, в котором можно утонуть.
Информация-то много, а ты попробуй ее проанализировать, оценить. Чтоб проанализировать – нужно знать свои критерии отбора. Ведь информация в Сети не персонифицирована. Сеть дает весь спектр, а ты выбирай свой сектор. Это как если бы ты стоял на берегу океана и пытался выбрать, куда плыть. Без компаса это практически невозможно.
С этим может помочь значимый наставник. Это человек, который не просто дает советы, а помогает тебе найти свой путь. Это как если бы ты нашел опытного капитана, который знает, как ориентироваться в этом океане. Он не даст тебе готовый ответ, но поможет тебе найти свой собственный путь.
В этом мире, полном информации и возможностей, важно не просто искать, но и находить смысл. И этот смысл – это то, что делает нас уникальными, что помогает нам двигаться вперед, несмотря на все трудности и неопределенности.
Задание для умных родителей:
Проанализируйте то, чем занимается подросток. Зачем он это делает, с какой перспективой?
Мнение современного подростка:
Я реально убежден, что запомнившаяся первая инфа – это топчик. Но когда на тебя сваливается куча разных фактов, это заставляет мозг включаться на полную, анализируешь, думаешь, перевариваешь. Проблема возникает только у тех, кто вырос в эпоху, когда информации было мало. Современные подростки вообще без напрягов плавают в океане новостей и мемов, фильтруя нужное от мусора. Просто есть сферы, в которые лучше не соваться без профессионалов. Скажем, заболел живот – гуглишь симптомы, проверяешь диагнозы, но лучший вариант – пойти к врачу и послушать профана, которому доверяешь. Ну серьезно, лучше потратиться на консультацию специалиста, чем лечить простуду антибиотиками, купленными по совету блогера. Кстати, персонализированную инфу сейчас реально тяжелее достать, потому что большинство данных лежат на поверхности и доступны каждому. Зато, когда ты наткнулся на авторитетного эксперта, будь то врач, журналист или любимый блогер, и считаешь его мнение весомым, то такая инфа приобретает особую ценность. Честно говоря, не особо важно, знаком ты с ним лично или нет – ты просто веришь ему, как хорошему приятелю, и это вполне нормальное явление современного общения.
Ловушка «Как я тебе?»
Представьте себе подростка, который стоит на перекрестке жизни, полный вопросов и сомнений. Он ищет ответы, ищет себя, и в этом поиске ему нужна обратная связь. Но что это за обратная связь? Это не просто лайки и комментарии в социальных сетях, это отражение его самого, его действий, его мыслей.
Социальные сети и легкость коммуникаций позволяют подросткам получать эту обратную связь мгновенно. Но кто дает эту связь? Насколько она качественная? А судьи кто? Здесь важно подходить к анализу поступающей информации с головой. Неосторожная обратная связь может навредить здоровью ребенка, пошатнуть его самооценку.
Это не просто обилие информации, а информация «про тебя». Это больно ранит. Хотя сложно назвать обратную реакцию тем, что и правда относится к тебе. Пишут тоже люди со своими проблемами, со своими убеждениями. Но ребенок воспринимает на свой счет. В этом вопросе снова нужна наставническая помощь адекватного взрослого рядом.
Задание для умных родителей:
Кто дает ребенку обратную связь?
Как он относится к вашему мнению?
Мнение современного подростка:
Обратная связь – штука суперполезная. Она прокачивает нас и помогает становиться лучше. Особенно интересна негативная обратная связь. Именно она помогает не повторять косяки в будущем и выходит боком, если её игнорировать. Тут важно понимать, какого результата ты хочешь добиться. Допустим, выкладываю фоточку только друзьям – это чисто поднять себе настроение и повысить самооценку. А если речь идет о серьёзных делах, проектах, учебе – тогда мне важнее услышать критику, негативные отзывы. Только так я пойму, где мои слабые места и на что обратить внимание, чтобы потом взорвать всех результатами. Так что обратная связь – это как тренажерный зал для мозга: хочешь быть крутым и успешным – качайся регулярно!
Ловушка «Все сам и побыстрее»
В современном мире опыт становится важнее знаний. Отсюда возникает потребность пробовать многое, учиться многому. Нужно приобрести больше навыков за более короткий срок. Но как это сделать, если древняя система образования – это только одна специальность за 4 года, да и та без навыков реальной трудовой деятельности?
Скорость изменений мира и запрос подростка на «хочу все успеть и сделать самостоятельно» диктует появление краткосрочных курсов по получению новых навыков, профессий. Эти курсы позволяют подросткам не просто учиться, но и применять свои знания на практике, что делает их более уверенными и готовыми к вызовам современного мира.
Задание для умных родителей:
Что можно взять в базу образования, а что потом легко можно нарастить на этот фундамент?
Мнение современного подростка:
Безусловно, навыки намного ценнее голых знаний. Сами по себе знания практически бесполезны, если не подкреплены практическими умениями. Тот, у кого есть диплом, но отсутствуют нужные навыки, остается позади. Навыки же универсальны и востребованы везде, в любой сфере деятельности. Кстати, чтобы овладеть любым навыком, требуется стартовая база. Например, имея базовые навыки программирования, несложно освоить смежные направления цифровой индустрии. Важны и гибкость ума, быстрая обучаемость, адаптивность. Насчёт самостоятельной работы скажу так: ключевой критерий для меня – это временные затраты. Оцениваю, сколько времени и сил потребуется вложить в выполнение задачи, и принимаю решение: делать самому или поручить специалисту, оплатив его услуги. Вообще не вижу ничего постыдного в том, чтобы делегировать работу профессионалам, владеющими конкретной областью лучше меня. Главный ресурс, который у меня есть, – это время, и тратить его нужно разумно. А что касается самостоятельного освоения новых навыков с помощью интернета, то это отчасти миф. Конечно, можно воспользоваться открытой информацией, но если возникают непредвиденные препятствия и некому подсказать, я вряд ли буду браться за это дело. Зато элементарные бытовые задачи – почему бы и нет? Или когда планирую весело провести время с друзьями, приготовить вкусное блюдо – обязательно посмотрю подробный видеорецепт. Значит, открытыми источниками пользуюсь или для удовольствия, или для несложных дел.
Ловушка «Где достаточность?»
Представьте себе подростка, который стоит на старте марафона. Вокруг него – тысячи других участников, каждый из которых стремится к своей цели. Но вот в чем парадокс: многие из них даже не знают, куда именно они бегут. Это гонка за победой, за информацией, за навыками, за возможностями. Но что, если эта гонка – не путь к успеху, а ловушка вечного стресса и тревоги?
Здоровый подросток стремится быть лучшим, побеждать. Но что есть победа? Ведь мы не участвуем в соревнованиях каждый день. Если победа – успеть сделать и узнать, как можно больше, то ты всегда проигравший. Всегда найдется кто-то в чем-то более преуспевший. В режиме онлайн видно, как все вокруг достигают, обучаются новому, что-то делают. Получается, гонка без выигрыша.
Обычно, я помогаю подростку определить критерий «это уже достаточно хорошо». Это разумнее и здоровее. Когда ты преодолел достаточность – есть удовлетворение и завершенность процесса или этапа. Без чувства удовлетворения нет ресурса идти дальше. Мини-дела и мини-этапы должны заканчиваться вознаграждением. Так устроена психология человека. Поэтому подростку тоже важно знать, что мне здесь и сейчас «уже достаточно».
Задание для умных родителей:
Какие собственные критерии достаточности есть у подростка?
На что он ориентируется в разных областях?
Мнение современного подростка:
Забудь о том, чтобы быть лучшим абсолютно во всём и всегда. Это полная утопия. Гораздо важнее трезво оценивать себя в конкретных ситуациях. Скажем, в рамках отдельного проекта, экзамена или конкурса. И если тут удаётся выступить достойно – это уже повод отпраздновать маленькую победу!
Ловушка «Жизнь в телефоне»
Представьте себе океан бесконечной информации – мир соцсетей, куда каждый бросается, словно ныряльщик в поисках жемчужин внимания и признания. Мы окунаемся туда снова и снова, проверяя одно сообщение за другим, боясь пропустить важную волну новостей, оставить кого-то без ответа, утратить связь с миром.
Но часто мы чувствуем себя не победителями-пловцами, а потерянными путешественниками, блуждающими среди островов сообщений и постов. Страшит мысль оказаться забытыми, оставленными на краю информационного пространства. Этот страх рождает чувство постоянной нехватки, неуверенности в собственной значимости и нужности. Многие признаются на консультациях: «каждый раз кажется, будто я вышла из комнаты, а разговор продолжился без меня»; «не поспеваю следить за всеми обсуждениями группы, теряю нити диалогов»; «чувствую себя ненужной, чужой».
Эта невидимая зависимость создает опасную иллюзию отчуждения, приводящую к нестабильной самооценке и тревожному состоянию души. Люди начинают чувствовать себя одиноко даже тогда, когда окружены виртуальным вниманием миллионов подписчиков. Они переживают болезненно каждую минуту молчания, каждое пропущенное сообщение воспринимается как сигнал: «со мной больше не хотят общаться», «меня исключили из круга дружбы».
Особенно уязвимы подростки, чья психика формируется именно в таком пространстве гиперобщения. У них возникает горький опыт эмоционального одиночества и чувства ненужности: «если со мной перестали говорить, значит, я никому не интересен, следовательно, дружба – лишь боль и разочарование». Их внутренний голос шепчет: «может, дело во мне, ведь другие кажутся такими популярными и успешными?»
Таким образом, жизнь онлайн превращается в лабиринт, в котором легко заблудиться и потерять истинное ощущение собственного места в мире. Нужно помнить, что настоящая ценность заключается не в количестве лайков и репостов, а в глубине наших связей друг с другом, искренних эмоциях и теплоте настоящего человеческого общения.
Задание для умных родителей:
Что действительно нужно положить в основу самооценки? Где ребенок может чувствовать себя в курсе событий и каких? Какие события и новости действительно самые важные? Есть ли друзья вне гонки из реальной жизни?
Мнение современного подростка:
Я вообще не типичный представитель молодежи! Могу запросто проигнорить чат часа на четыре, и ничуть по этому поводу не страдаю. У меня нет сверхзадачи быть круче всех сразу и во всём – я за здравый смысл. Система ценностей – вот что реально важно! А для меня залог успеха – когда близкие считают меня успешным и достойным. Вот отсюда и растут самооценка, ориентиры и жизненная философия.
Ловушка «Некогда отдыхать»
Нынешние подростки в течение жизни поменяют свою профессию 5-8 раз. Это не просто цифры, это целая вселенная возможностей и перемен.
Но с этим предстоит жить. Представляете, сколько энергии, гибкости мышления потребуется! Это как если бы мы стояли на берегу океана и смотрели на бесконечные волны, каждая из которых несет в себе новые знания, новые навыки, новые коллективы людей. Это не просто смена профессии, это смена миров, в которых мы живем и работаем.
При этом, здоровый современный подросток хочет полагаться на себя, работать индивидуально и в своем темпе, в своем месте, по своему маршруту. То есть создать такой маленький рай для комфортной работы. Это как если бы мы строили свой собственный корабль, на котором мы могли бы плыть по океану жизни, выбирая свой путь, свой ритм, свою скорость.
Современный подросток ценит индивидуальность, гибкость и комфорт. Это не просто слова, это философия жизни, которая помогает ему не просто выживать, но и процветать в этом мире, полном возможностей и неопределенности.
Задание для умных родителей:
Насколько качественно организован здоровый отдых?
Есть ли время и место для расслабления физического, эмоционального и умственного?
Мнение современного подростка:
Я устраиваю себе досуг и комфортные условия. Умею балансировать между делами и отдыхом, особенно когда предоставлен сам себе и близкие уважают мои личные границы. Главное правило моей жизни – спокойная обстановка. Чувствую себя, как кот на солнышке, когда вокруг тихо и гармонично. Спокойствие – мой приоритет номер один, и если понадобится, буду отстаивать его.
Ловушка «Не скучно»
Подростковые часы – это драгоценные крупицы песка, стекающие сквозь пальцы, и важно решить, куда направить поток своего времени. Что станет результатом потраченных минут и часов: очередная игра, пустые разговоры в чатах или же нечто большее? Здесь важна способность анализировать своё поведение, оценивать поступки, задумываться над вопросами «Что принесёт пользу моей душе?» и «Куда я двигаюсь дальше?»
Способность грамотно распределять свободное время подобно искусству архитектора, возводящего здание своей жизни. Это умение не просто заполнять паузы делом, но осознанно выбирать активность, способствующую росту и раскрытию потенциала. Именно грамотное распределение свободного времени даёт шанс создать пространство для творчества, вдохновения и настоящих открытий.
Отдых тоже имеет огромную силу, если подойти к нему осмысленно. Как пауза перед великим произведением искусства позволяет лучше воспринять его красоту, так и качественный перерыв наполняет нашу жизнь свежими идеями, новыми взглядами и энергией двигаться вперёд. Важно осознать, что отдых не означает простое расслабление – он становится мощным инструментом личностного роста, если продуман заранее и правильно организован.
Задание для умных родителей:
Какие разгрузочные занятия можно предложить ребенку?
Где он сможет радоваться своим новым идеям и мечтать?
Мнение современного подростка:
Скука иногда посещает даже самых активных, и вот ты сидишь и понимаешь: смотреть сериалы, листать соцсети, рубиться в игрушки – ничего не привлекает. Вопрос в том, что считать качественным отдыхом? Получается, даже когда я туплю в телефончике, у меня часто прилетают шикарные инсайды и креативные идеи. Так что качество отдыха определяется твоим восприятием и тем, чего ты от него хочешь. Например, лично для меня отличный отдых – это сериал. Просматривая серию-другую, я не просто развлекаюсь, а заряжаюсь вдохновением, интересными сюжетами, которые помогают генерировать собственные мысли и решения для учебы. Иногда я даже мультифокусируюсь: играю в игрушку и параллельно слушаю аудиокнигу. И в играх тоже масса плюсов: там я общаюсь с друзьями, с которыми не виделись целую вечность из-за бешеного графика. Игрушка сближает нас, и не нужно специально договариваться о встрече и мотаться по городу. Так что отдых – понятие растяжимое. Главное, чтобы ты сам считал это занятием приятным и полезным.