Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости бесплатное чтение

Рис.0 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

Серия «Развивай свой мозг»

Рис.1 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

© Могучий А., 2025

© Сарабьян Э., 2025

© ООО «Издательство АСТ», 2025

Вступление

Рис.2 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

«Я умный и талантливый! Но как сделать так, чтобы окружающие это заметили?!»

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

«Уважаемый Антон! Я уже давно занимаюсь тренировкой интеллекта по вашим книгам, и, не скрою, результаты меня радуют: улучшилась память, концентрация внимания на высоте, а своим IQ могу теперь по праву гордиться! Все это помогает мне и в работе, и в тех ситуациях, когда нужно что-то понять, проанализировать и просчитать варианты решений. Всех преимуществ и не перечислить, но… Я заметил одну странную вещь: в обычных житейских ситуациях, особенно если они связаны с общением, мой мозг как будто „забывает“, что у него имеется очень даже неплохой интеллект. То я не нахожу нужных слов, то не понимаю намерений собеседника, хотя они, что называется, „на поверхности“, то веду себя, извините, просто глупо, за что потом сам себя ругаю и казню. Что с этим делать? Для меня это очень важный вопрос! Почему интеллект, хотя он есть, не всегда проявляет себя должным образом? Существуют ли какие-то упражнения, чтобы интеллект, так сказать, был не только внутри, но и снаружи?

Александр И., Москва».

«Как сделать так, чтобы люди меня понимали? Я говорю одно, а они слышат другое. Мне никак не удается нормально доносить свои мысли. Мне кажется, я говорю серьезно, а они смеются, и наоборот. Я вроде не глупый человек. Что со мной не так?

Максим П., Екатеринбург».

«Я заметила, что многие люди с высокими показателями интеллекта внешне не выглядят умными. Я, видимо, тоже из их числа. Люди часто во мне ошибаются, а потом разочаровываются, потому что с виду я кажусь не такой, какая я на самом деле. Я серьезный и глубокий человек, но это знают только очень близкие друзья, которых у меня немного. Новых же знакомых это только отпугивает. Видимо, я выгляжу как-то несерьезно, и по первому впечатлению во мне ищут что угодно, только не ум и глубину. И дело здесь не в одежде или макияже, нет. Я сама чувствую, что во мне есть какой-то разлад между тем, как я себя веду, и что при этом происходит у меня внутри. И тренинг интеллекта этот разлад не только не устраняет, но усугубляет. Как это исправить? Как мне стать самой собой, чтобы не только я, но и окружающие могли видеть, какая я на самом деле?

Светлана М., Нижегородская область».

Дорогие читатели, вот такие письма я все чаще начал получать в последнее время. Да и от некоторых своих знакомых порой слышу совсем уж резкие слова: «Зачем этот тренинг интеллекта, если интеллект в реальной жизни не так уж и востребован?! Выигрывает тот, кто умеет произвести впечатление, „подать себя“ грамотно, а не тот, кто реально умнее, талантливее, профессиональнее!» Безусловно, это некоторое преувеличение, но, тем не менее, от того, как мы подаем себя и умеем «продемонстрировать» свои лучшие качества, в том числе и интеллект, зависит многое в нашей жизни.

Конечно, интеллект, если он есть, так или иначе проявит себя. И на одном только первом впечатлении и умении себя преподнести далеко не уедешь. И все же это заставило меня задуматься: и в самом деле, а что мешает по-настоящему умным людям, интеллектуалам тоже научиться «подавать себя» так, чтобы их интеллект проявлялся не только в решении сложных задач, но и в том, как они себя ведут, что и как говорят, да и вообще в каждом действии независимо от степени его значимости для жизни и карьеры? Да на самом деле ничто не мешает – было бы желание! Ведь, как мы знаем, «нет ничего невозможного для человека с интеллектом» (вспомним знаменитую фразу из фильма «Москва слезам не верит»).

Но что же для этого нужно? Внимательные читатели знают, что в наших пособиях мы затрагиваем не только темы тренировки памяти, внимания, повышения IQ, но также предлагаем методики развития социального и эмоционального интеллекта, нестандартного и критического мышления, скорости реакции, умения принимать решения, а также затрагиваем еще множество аспектов интеллектуального тренинга, которые как раз и помогают перевести наши знания и умения в практическую плоскость – то есть не только быть умным, но еще и проявлять свой ум наилучшим образом везде и всегда. Но, видимо, и этого не вполне достаточно. В поисках решения я набрел на такое набирающее популярность понятие, как soft skills. Гибкие навыки! Вот что реально может нам помочь.

Что такое soft skills

Современный быстро меняющийся мир убеждает нас: недостаточно быть интеллектуально развитым человеком – нужна еще целая система навыков, которая позволит адаптировать все свои способности и возможности к реальной жизни. И здесь как раз нам на помощь приходят так называемые гибкие навыки.

«Гибкие» здесь означает способные адаптироваться к самым разным ситуациям, меняться в зависимости от того, где, когда, как и с кем мы их проявляем.

Итак, гибкие навыки (soft skills) – это, в отличие от профессиональных, технических, или «жестких» навыков (hardskills), и есть все то, что помогает нам жить, адаптироваться к самым разным ситуациям, наилучшим образом проявлять себя, и, да, грамотно «подавать себя», заявлять о себе (причем речь здесь не о создании имиджа или какой-то внешней маски, а о том самом умении быть самим собой, естественным образом раскрываться миру со своих лучших сторон).

Самые распространенные гибкие навыки, которые нужны всем людям без исключения – это:

• умение общаться, взаимодействовать с другими людьми;

• способность ясно и четко доносить свои мысли;

• навык строить диалог и направлять разговор в нужное русло;

• умение проявлять эмоции и управлять ими;

• открытость новым знаниям, новому опыту;

• способность быстро ориентироваться в любой обстановке;

• умение найти верный тип поведения и тон разговора сообразно ситуации;

• навык мыслить и действовать самостоятельно;

• способность проявлять свои лучшие качества на деле.

Где можно этому научиться?

То самое «искусство быть собой», проявлять себя наиболее полно и в лучшем варианте в любой ситуации, конечно же, охватывает множество гибких навыков. Но давайте задумаемся: где мы вообще-то можем научиться этим навыкам? В школе, в вузе? Нет, в большинстве учебных заведений этому не учат. В семье? Но если родители сами никогда не учились гибким навыкам, как они могут научить этому детей? Кто-то учится этому стихийно, если есть от природы соответствующие способности, но таких меньшинство.

Вот и получается, что гениальный ученый становится совершеннейшим профаном в житейских ситуациях, умный студент порой не может связать двух слов на экзамене, прекрасный профессионал проваливает собеседование, а талантливый человек получает лишь насмешки вместо признания своего таланта. Даже если в вашей жизни не случалось подобных серьезных провалов, все равно вы наверняка припомните не один случай, когда вы вовремя не сказали нужные слова, повели себя не так, как бы хотелось, не смогли в деле раскрыть свой потенциал, не увидели наилучшего выхода из ситуации и т. д. Словом, каждому из нас есть что исправить и улучшить в своем поведении.

Так вот, продолжая размышлять о том, где и как можно этому научиться, я вдруг понял, что все же существуют учебные заведения, где огромное внимание уделяется оттачиванию этих самых гибких навыков (хотя там они так не называются). И это, конечно же, театральные вузы, а также всевозможные школы и студии, где учат актерскому мастерству.

В самом деле: кто как не актер умеет наилучшим образом выражать внешними средствами свое внутреннее состояние? Кто способен быть естественным, органичным в любой обстановке? Кто и говорит, и двигается, и выражает эмоции так, что зрители и плачут, и смеются, не только мгновенно понимая его переживания, но и заражаясь ими? Конечно, все это доступно человеку, прошедшему актерский тренинг.

Актерское мастерство нужно не только актерам

Так почему бы не объединить тренинг интеллекта с лучшими упражнениями из курса актерского мастерства? С этой идеей я обратился к своей коллеге Эльвире Сарабьян – автору множества тренингов, основанных на самых передовых методиках подготовки артистов. Из этого симбиоза и родилась книга, которую вы держите в руках. Ведь сильные стороны актера – это не только умение подать себя, продемонстрировать свои сильные стороны окружающим, но и тренированный на запоминание и быструю обработку огромных массивов информации мозг.

Внимание: это пособие не ставит своей целью сделать из читателей артистов. Возможно, книга будет интересна и актерам, но в первую очередь она предназначена для обычных людей, которые хотят научиться лучше говорить, лучше двигаться, лучше общаться, вести себя естественно и раскованно, при этом всегда соответствуя обстановке – то есть привести в согласие свое внутреннее состояние и внешние проявления, чтобы ни ваш интеллект, ни ваша прекрасная душа не оставались «тайной за семью печатями», а открыто и свободно являли себя окружающему миру.

Как мы говорим?

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

И в жизни, и на сцене огромное значение имеет речь, причем важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы это делаем. Очень часто слова даже менее значимы, чем интонация, с которой они произнесены, а также невербальные сигналы – мимика, жесты, все то, что называют языком тела. Если ваши слова говорят одно, а язык тела – другое, вы не будете убедительны. Возможно, вас даже не услышат, но зато заметят то, что вы хотели бы скрыть, – например, вашу неуверенность и сомнения в том, что вы говорите.

Обратите внимание на то, как говорят актеры на сцене: и слова, и мимика, и движения, и эмоции – все работает «в унисон», и невозможно, чтобы одно противоречило другому (если только этого не требует роль, когда, например, персонаж хочет что-то скрыть или кого-то обмануть, но и в этом случае зритель четко «считает» его намерения).

Когда наше внешнее самовыражение полностью соответствует внутреннему состоянию, мы получаем то, что в НЛП называют конгруэнтностью, а если проще – здесь речь о целостности личности, без внутреннего разлада, без каких-либо преград для своего полного самопроявления, для реализации своих лучших качеств. Это состояние, когда человек «равен самому себе», все в нем гармонично и сбалансировано в согласии с моментом – что и означает «быть самим собой». Помимо всего прочего, это еще и очень приятное состояние, оно доставляет колоссальное удовольствие, что не удивительно: а для чего мы еще родились на белый свет, как не для того, чтобы явить себя миру такими, какие мы есть!

Центр Брока́ – особая область мозга, отвечающая за речь

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

Так вот, если говорить о речи как о важнейшем инструменте коммуникации и самовыражения: в нашем мозгу есть особая область, которая отвечает не только за речь как таковую, но и за то, как мы говорим – как работает артикуляционный аппарат, как движутся мышцы языка, губ, лица. Эта область находится в левой лобной доле головного мозга и называется центр Брока́. Французский антрополог и хирург Поль Брока́ открыл его еще в 1865 году, когда обнаружил, что у пациента, потерявшего речь, была в результате заболевания поражена именно эта область. Причем пациент при этом не забыл слова и не перестал мыслить – но он физически оказался не в состоянии ничего произнести.

Конечно, потеря речи в результате повреждения мозга – случай исключительный, и здесь нужно обращаться к медицине. Но бывает и так, что у вполне здоровых людей центр Брока, не будучи поврежденным, все же работает недостаточно активно. Вот некоторые признаки:

• невнятная речь, недостаточно четкая артикуляция;

• лишенная интонаций, невыразительная, монотонная речь;

• бедная мимика, застывшее выражение лица, не соответствующее произносимым словам;

• сбивчивая речь без пауз;

• сложности с подбором слов, неумение ясно выразить свои мысли;

• слишком бедная речь – «телеграфный стиль» с преобладанием коротких фраз;

• множество междометий и «слов-паразитов»;

• сложности с пониманием и использованием в речи абстрактных понятий;

• сложности в общении, страх вступать в разговор;

• непреодолимый страх публичных выступлений.

Значительная часть нашего тренинга будет посвящена именно активации центра Брока – то есть навыкам не просто грамотной, но и выразительной, и убедительной, и уверенной речи, а значит, и уверенной коммуникации. Кроме того, как мы знаем, тренируя какую-то одну функцию мозга, мы благотворно влияем и на многие другие. А потому, активизируя зону Брока, мы получаем возможность усиливать активность в других участках коры лобных, височных, теменных и затылочных долей, что позволяет нам не только развивать свою речь, но и улучшать память, способность к концентрации и скорость обработки информации.

Что будет в книге

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

Начнем мы с разминки – тренировки внимания, памяти, скорости мышления и концентрации. Но это будет не совсем обычная разминка, потому что уже здесь вы встретитесь с элементами актерского тренинга. После разминки можно приступать к основной части книги – собственно тренировкам. Здесь вы найдете четыре основных блока: «Искусство быть собой», «Искусство управлять эмоциями», «Искусство общения» и «Искусство убедительной речи».

«Искусство быть собой»: здесь будут упражнения, которые помогут вам стать свободнее и раскованнее, не теряться в любых ситуациях, вести себя органично и естественно и проявлять свои лучшие качества, а также, конечно, более эффективно общаться и просто получать больше удовольствия от жизни.

«Искусство управлять эмоциями»: познакомимся с эмоциональным интеллектом, научимся лучше понимать себя и других, владеть собой, более адекватно и сообразно обстановке проявлять свои эмоции.

«Искусство общения»: «настроим» свой социальный интеллект, будем развивать коммуникабельность, учиться грамотно выстраивать контакты с другими людьми, воздействовать на партнера и реагировать на его воздействия, обмениваться информацией невербальными способами.

«Искусство убедительной речи»: здесь будем тренировать вербальный интеллект, а также научимся владеть речью во всех ее аспектах, ведь чтобы ваши слова звучали убедительно и весомо для окружающих, чтобы вас слушали, слышали и уважали, важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете, – здесь имеют значение и интонация, и звучание голоса, и мимика, жесты, и тот эмоциональный посыл, который вы вкладываете в свою речь. Здесь вы найдете практики из актерских тренингов и упражнения, нацеленные на активизацию центра Брока. Они помогут и в публичных выступлениях, и во время презентаций, собеседований, экзаменов, переговоров, и в обычном каждодневном общении.

Как заниматься по книге

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

Первое: принцип непрерывности

Самое важное условие: заниматься нужно ежедневно, пусть понемногу, хотя бы по 10–15 минут, но нельзя пропускать ни дня. Если все же случилось, что пропустили, – повторите два-три уже пройденных вами упражнения, и лишь потом двигайтесь дальше. Тренинг построен так, что он обладает накопительным эффектом: количество занятий перерастает в новое качество, но для этого необходимо следовать принципу непрерывности.

Второе: принцип последовательности

Тренинг является целостной последовательной системой, а потому проходить его нужно именно в том порядке, в каком он изложен в книге. То есть начинайте с разминки, изо дня в день постепенно осваивая все упражнения, и только закончив разминку, переходите к основной части, где тоже нужно двигаться в том порядке, который дан в книге.

После того, как вы пройдете весь тренинг от начала до конца, вы при желании сможете возвращаться к упражнениям еще не раз, но в этом случае последовательность уже будет не важна – выполняйте выборочно те упражнения, которые кажутся вам наиболее нужными и полезными.

Третье: принцип сообразности

Занимайтесь сообразно вашему обычному образу жизни. Вам не придется ничего радикально менять – например, отнимать часы у работы или досуга. Вы увидите, что практически все упражнения тренинга можно выполнять между делом, а иногда и совмещая с вашими обычными занятиями (например, по дороге на работу, во время прогулки или занимаясь домашними делами). Рассматривайте тренинг не как возможность отвлечься от реальности, а, наоборот, как способ наилучшим образом вписаться в нее, чтобы стать успешнее и эффективнее во всем, за что бы вы ни брались.

Занимайтесь с удовольствием! Актерское мастерство – не только полезное, но увлекательное дело. Авторы надеются, что вы сможете в этом убедиться на собственном опыте.

Часть 1

Разминка

Рис.2 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

Убедительная просьба: не пренебрегайте разминкой! Даже если вы уже занимались тренингом интеллекта по другим книгам и вам кажется, что ничего нового в упражнениях на внимание и сосредоточенность, наблюдательность и скорость мышления для вас быть не может – очень скоро вы убедитесь, что в этой тематике есть еще множество не освоенных вами аспектов. Здесь вас ожидают упражнения из актерского тренинга, а это означает новый подход, который даст вам совершенно новые и подчас неизвестные вам возможности.

Что такое наблюдательность, внимание и сосредоточенность не только для актера, но и для любого человека, который хочет не просто жить, а двигаться вперед в своем развитии, в поисках своего пути и лучших возможностей во всем? Это основа основ, это то, с чего начинается наше взаимодействие с миром и с людьми, и даже наше понимание самих себя. Внимание открывает новые грани окружающего мира!

О роли памяти говорить не приходится – она необходима просто для того, чтобы жизнь не превращалась в хаос. Ну а скоростью мышления определяется то, насколько хорошо мы ориентируемся в обстановке и способны ли принимать верные решения в любой ситуации.

Все это вместе поможет вам стать увереннее и смелее в любой обстановке, даст больше возможностей и для успешной коммуникации, и для решения любых повседневных задач. Кроме того, не забывайте, когда мы тренируем отдельные функции мозга, мы формируем новые нейронные цепи, а это благоприятно влияет на все области мозга, развивая и тренируя интеллектуальные способности в целом.

Итак, к делу. Если вы будете выполнять хотя бы по одному упражнению в день, уже окажете себе и своему мозгу неоценимую услугу.

Внимание и сосредоточенность

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

Великий реформатор сцены, знаменитый актер и режиссер Константин Сергеевич Станиславский, разрабатывая собственную школу работы актера над собой, ввел понятие трех кругов внимания, которые позволяют разрабатывать этот важнейший навык и тренировать его. Вот эти три круга.

• Ближний круг: все, что находится на расстоянии вытянутой руки от нас или ближе, включая собственное тело. Находясь в этом кругу, мы можем не только замечать мельчайшие детали вещей и предметов, но и сосредоточенно мыслить, решая самые сложные задачи, и тонко чувствовать, вникая в нюансы настроения – не только своего, но и собеседника, и приходить к инсайтам и озарениям, и общаться с другим человеком на очень глубоком уровне, когда оба чувствуют и понимают друг друга, и мечтать, строить планы, генерировать идеи, давать работу творческому воображению. Ближний круг внимания позволяет оставаться наедине с собой даже среди большого количества людей.

• Средний круг: все, что находится на расстоянии примерно от полутора-двух до пяти метров от нас – например, в пределах комнаты, учебного класса, вагона метро или театральной сцены. Этот круг внимания позволяет взаимодействовать не только с самим собой и самыми близкими людьми, но и с теми, с кем не предполагается тесного душевного общения, в том числе и с незнакомыми. Держать внимание в среднем кругу особенно важно тогда, когда нам необходимо быстро, правильно и адекватно отреагировать на происходящее вокруг, услышать собеседника и ответить ему, а также коллективно сделать какую-то работу или прийти к общему мнению вне зависимости от разногласий и недопонимания.

• Дальний круг: все, что находится за пределами ближнего и среднего кругов. Если вы на открытой местности – это все обозримое пространство до линии горизонта. Это также городские улицы и площади и все пространство дороги, если вы за рулем и вам необходимо следить за обстановкой. Это также может быть стадион, большой театральный зал, университетская аудитория или любые другие обширные помещения. В дальнем кругу мы находимся, когда любуемся закатами и рассветами, наблюдаем за полетом птиц, ждем прибытия поезда или автобуса, а также когда выступаем перед большой аудиторией, вниманием которой нам нужно завладеть. Этот круг внимания нам необходим и тогда, когда мы находимся в потенциально опасной обстановке и нам необходима бдительность: это особенно важно, например, для пешехода на оживленной улице или для любого, кто оказался на открытой местности в непогоду.

По Станиславскому, важно не только уметь удерживать внимание внутри необходимого в данный момент круга, но и переключаться с одного круга на другой. Например, известно такое понятие, как «публичное одиночество» актера на сцене. Актеру нужно жить жизнью своего персонажа, находиться в его настроении, переживать его чувства и совершать действия так, будто никаких зрителей не существует вовсе. Для нетренированного новичка это очень трудная, а то и нерешаемая задача, ведь его внимание все время будет отвлекаться на дальний круг в ожидании реакции зрителей.

Возможны и прямо противоположные ситуации, когда вам необходимо общаться с аудиторией. В этом случае вам может помешать как раз сосредоточенность на ближнем круге – к примеру, если вы заняты собственными переживаниями, слишком волнуетесь или беспокоитесь о том, какое впечатление производите, – то никакого общения не получится, вы не сможете по-настоящему увидеть и услышать аудиторию, не сумеете установить обратную связь, адекватно реагируя на происходящее.

Конечно же, навыки переключения внимания необходимы не только актерам, но и всем нам в повседневной жизни. Если вы чувствуете себя неуютно на открытом пространстве, всегда можно сосредоточиться на ближнем круге – это даст вам чувство защищенности и поможет успокоиться. А когда требуется общение и важна ваша реакция на происходящее вокруг, вспомните, что сосредоточенность на себе способна сделать вас слепым и глухим, и просто переключите внимание на средний или дальний круг.

Упражнение 1. Ближний круг

Рис.3 Система 88: упражнения для мозга. Актерская методика активации зоны Брока для развития мышления, внимания и гибкости

К ближнему кругу относятся предметы, которые окружают нас в повседневной жизни и находятся в непосредственной близости. Очень часто именно их мы и не замечаем, потому что воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Между тем они дают хорошую возможность для тренировки внимания – а также для того, чтобы научиться видеть необычное в обычном и что-то новое в, казалось бы, привычном и знакомом.

Выберите какой-либо предмет в том месте, где вы сейчас находитесь, на расстоянии не более двух метров от вас. Пусть это будет, к примеру, будильник. Рассмотрите его хорошенько. Начинайте разглядывать линии, цвет, форму. Пройдитесь взглядом по его поверхности, «ощупайте» ее глазами, постарайтесь на расстоянии почувствовать, какая она – шероховатая или гладкая, пыльная, поцарапанная? Можете взять будильник в руки, повертеть его, осмотреть заднюю, верхнюю и нижнюю панели, подумать, зачем здесь все эти винтики и кнопочки, для чего они служат. Рассмотрите циферблат, его форму, размер, цвет. Какого цвета и формы цифры на нем? Есть ли секундная стрелка? Если да, то в течение одной минуты следите глазами за ее ходом, постарайтесь уловить его ритм. Если это электронный будильник, рассматривайте экран, цифры, обозначающие часы и минуты, и мелькающее между ними двоеточие, которое отсчитывает секунды.

Обратите внимание и на то, какие чувства вызывает у вас этот предмет. Он вам нравится, не нравится, или вы относитесь к нему нейтрально? Связаны ли с ним какие-то воспоминания или особые эмоции? Влияет ли он как-то на ваше состояние, настроение, находясь в ближнем кругу?

Аналогичным образом рассмотрите другие предметы в своей комнате: книгу, люстру, настольную лампу, телефон, фотоальбом, компьютерную мышь, комнатное растение, рисунок на обоях.

Рассматривая эти предметы, постарайтесь вникнуть в их сущность, понять их назначение, оценить их необходимость.

Упражнение 2. Средний круг

Окиньте взглядом то помещение, в котором вы сейчас находитесь. Все ли вам хорошо здесь знакомо? Есть ли вещи за пределами ближнего круга, на которые вы обычно не обращаете внимания? Рассмотрите и обстановку в целом, и отдельные предметы, но не приближаясь к ним. Сосредоточьтесь сначала на том, что вы видите, а затем на том, что вы слышите. Есть ли какие-то звуки, которых вы раньше не замечали?

Затем попробуйте оценить общую атмосферу помещения. В нем светло или темно? Тепло или прохладно? Какова общая цветовая гамма? Какого рода предметы преобладают? Есть ли какая-то выдержанная стилистика в интерьере, гармонируют ли предметы друг с другом? Вам все нравится или хотелось бы что-то изменить? Возможно, вас ждут неожиданные открытия, после которых вам захочется поменять мебель, переклеить обои или приобрести побольше светильников. Но может случиться и так, что вы больше полюбите уже существующую обстановку, обнаружив, что она вам идеально подходит именно в таком виде.

Упражнение 3. Дальний круг

Посмотрите в окно или, при возможности, выйдите на улицу. Окиньте взглядом все видимое пространство. Заметьте все, что вы видите, – дома, деревья, людей, машины. Если трудно воспринимать все сразу, рассматривайте объекты по отдельности. Картинка статична или она меняется? Все спокойно или происходит нечто из ряда вон выходящее? Если есть люди, что они делают? Куда и зачем идут?

Обратите внимание и на звуки. Их много или мало, они громкие или тихие? Каков характер каждого звука в отдельности? Вы можете их различить или они сливаются в общий шум?

Представьте, что вы можете мысленно перенестись в любую точку этого пространства, для вас нет преград. Вы даже можете охватить его все сразу своей мыслью, своим восприятием. Это и будет означать, что вы освоились в дальнем круге, он не будет вас пугать и подавлять своей обширностью, ведь и вы являетесь его частью.

Упражнение 4. Лучи прожектора

Это упражнение поможет вам научиться легко переключаться между ближним, средним и дальним кругами внимания. Причем вы сразу же сможете применить этот навык в вашей обычной жизни и убедиться, насколько он полезен.

Представьте, что вы стоите на сцене и на вас сверху направлен луч прожектора, который создает круг света диаметром в два метра. Вы в центре этого круга. За его пределами – сплошная темнота. Вы видите только то, что находится внутри луча. Можно закрыть глаза, чтобы лучше себе это представить. Но затем откройте их и представьте, что вы в самом деле не видите ничего за пределами этого круга – вернее, ваш взгляд туда просто не дотягивается. Но и оттуда, снаружи, из-за пределов круга, вас тоже никто не в состоянии увидеть, и вообще ничто оттуда не способно на вас повлиять. Не правда ли, это очень спокойное и уютное состояние? Вы защищены, вы наедине с собой и с предметами вашего ближнего круга. В этот момент в мире как будто больше ничего не существует.

Но вот луч прожектора становится шире, и ваш круг света увеличивается в диаметре. Теперь он включает всю комнату. И опять же – за пределами этого круга лишь темнота, и ничто оттуда не влияет на вас. Вы можете воспринимать уже довольно большое пространство, взаимодействовать с предметами в нем – внешних сигналов стало намного больше. Оцените, насколько спокойно и уверенно вы чувствуете себя, взаимодействуя с этим объемом.

Луч прожектора снова расширяется, круг света постепенно растет и теперь охватывает не только ваш дом, но и часть улицы или другой местности за окном. Вы тоже словно растете, расправляете плечи, начинаете свободнее дышать, став частью обширного пространства. Устремляйте свой взгляд все дальше к горизонту, замечая детали – не только транспорт, здания и людей, но и архитектурные детали, и окна дома напротив, а также форму облаков в небе, пролетающих птиц и т. д.

Когда освоитесь в каждом круге, усложните для себя задание: переведите внимание обратно в средний круг, затем в ближний, представляя, как луч прожектора сужается, а затем расширяйте его в обратном порядке – от ближнего круга к среднему, затем к дальнему, и так несколько раз подряд. Когда будет получаться, добавьте новое усложнение: удерживайте внимание в каждом круге в течение ровно пяти секунд, а затем переходите к следующему.

Упражнение 5. Круги внимания и процесс коммуникации

Вы могли заметить, что наедине с собой переключаться с одного круга внимания на другой не так уж трудно, особенно если вы находитесь в привычной обстановке. В процессе общения, когда на нас влияют другие люди, это может оказаться сложнее. Поэтому давайте сначала потренируем этот навык, используя воображение – то есть не в реальных ситуациях общения, а в тех, которые мы можем себе представить. Заметьте: для нашего мозга нет разницы между воображаемыми и реальными ситуациями, он воспринимает их одинаково, а значит, и новые нейронные сети образуются независимо от того, происходит все по-настоящему или только в ваших мыслях. А значит, благодаря таким практикам мозг в самом деле отрабатывает новые навыки, которые вы потом можете применять в реальности.

Продолжение книги