Smart Trip бесплатное чтение

– На Кипре мне в августе не понравилось – жарковато. В мае погода значительно приятнее.
– А как же купаться?
– Купаюсь я только в Индийском океане! Все остальное – не мой уровень, – Анжела наморщила идеальный носик, тряхнула безупречно выпрямленными светлыми волосами и продолжила листать фотографии на своем телефоне. Она держала устройство на вытянутой руке, чтобы все собравшиеся могли посмотреть снимки.
Надя пыталась сосредоточиться на вычитке контента, но ее мысли были далеки от йогуртов, о которых она, как младший менеджер по маркетингу, должна была вещать миру. Пять неразлучных подружек сгрудились вокруг ее соседки по опенспейсу, воркуя на любимую тему и в тысячный раз пересматривая отпускные фотографии. Надя уже видела эти снимки: еще в первый день работы в новом коллективе она подписалась в социальных сетях на этих офисных богинь. Огромные солнечные очки, в которых так любили позировать девушки, делали их лица практически неразличимыми. Если бы Наде предложили нарисовать слово «успех», она бы изобразила его именно так: курорт, пальмы, белоснежный песок, коктейль с зонтиком в руке.
«Я тоже так смогу», – говорила себе Надя. – «Обязательно смогу! Надо только хорошо работать. Через полгода меня повысят, и можно будет откладывать больше денег».
Копить оказалось не так-то просто. Взрослая жизнь состояла не только из бизнес-ланчей и демонстрации нарядов в офисе. Нужно было покупать продукты, платить за аренду квартиры, сдавать в починку сапоги, ставить пломбы – расходам не было конца. Обещанного через полгода повышения не случилось, но Наде выдали утешительный приз: посещение трехдневного семинара за корпоративный счет. Она изо всех сил старалась сконцентрироваться на теме работы с общественным мнением в эпоху больших данных, но стоило только услышать болтовню коллег по цеху во время кофе-брейка, и мысли улетали в дальние страны.
– Нет, на Гоа я больше ни ногой! Там полнейшая антисанитария!
– А я своему сразу сказала: «Только в Италию».
– Мы поедем зимовать в Таиланд!
– Маврикий!
– Мальдивы!
Надя наскоро проглатывала свои канапе и спешила в зал. Подальше от этих разговоров, от которых у нее противно щекотало в горле.
Она приехала в Москву пять лет назад. Пока сдавала вступительные экзамены, пожила у двоюродной тетки, потом дали общежитие. Столичные девочки в их группе держались особняком, но и приезжих было достаточно, чтобы не остаться без компании. Умненькая первокурсница сразу завоевала благосклонность преподавателей: она усердно склоняла свою темно-русую голову над конспектом, время от времени поднимая большие серые глаза на лектора. На экзаменах отвечала бойко, и только самые вредные профессора ставили ей не «отлично», а «хорошо» – лишь за то, что студентка слишком торопилась и перебивала себя. С третьего курса Надя начала подрабатывать, в последний год вышла на стажировку, которая после защиты диплома превратилась в полноценное трудоустройство. Наконец-то началась настоящая работа, а не «свободная касса» или курсовые на заказ! Впереди маячила блестящая карьера. Глянцевая, как бок пластикового чемодана, с которым успешные женщины отправляются в аэропорт.
Природа не обделила Надю ни умом, ни трудолюбием. На работе она так же легко, как в институтские годы, схватывала новые знания, не боялась браться за любые задачи, искренне полагая, что за это ей зачтется не в следующей жизни. Ее тонкий голосок звенел на ежемесячных собраниях, докладывая руководству об успехах нового бренда йогуртов, и Наде казалось, что ее собственное материальное преуспеяние тоже на горизонте. Оно и находилось там: на той самой воображаемой линии, которая удаляется по мере приближения к ней.
За несколько месяцев Наде удалось скопить сумму, достаточную, по ее мнению, для покупки тура. В январскую субботу вскоре после новогодних праздников, проведенных в родном городе, она отправилась в агентство. Радушная девушка завалила ее каталогами с отретушированными картинками: отели, роскошные виллы под крышей из пальмовых листьев, белоснежные тенты развеваются на ветру, пока счастливицы позируют в красивых бикини. Надя была готова отдать все содержимое своего кошелька за это великолепие. Но, когда улыбчивая сотрудница назвала цену, в которую обошлось бы путешествие на неделю на Мальдивские острова, у Нади вспотела спина. Нет! Нет, это в два раза больше, чем все ее накопления. Можно, конечно, подождать еще полгодика, отказывая себе во всем. Но следующий отпуск на носу, и такого унижения, какое Надя пережила по возвращении в офис в прошлый раз, она не вынесет.
– О, привет! Ну, как отдохнула? – вездесущая Анжела вперила свой насмешливый взгляд в Надю, которая все еще находилась в статусе новенькой. Остальные офисные обитательницы повернулись на своих креслах в их сторону.
– Нормально, – проблеяла Надя и поспешно добавила, – Спасибо.
– Куда ездила? Я на тебя подписана, но ты, кажется, ничего не постила.
– Я?.. Никуда. Дома побыла.
– Дома? А что там делать? – подала голос Юля, любительница зимних видов спорта. – Я бы с тоски сдохла. И так работа-дом, работа-дом.
– И я! Я не успеваю вернуться, уже следующую поездку планирую, – присоединилась мечтательная Анечка.
– Я вообще не представляю себе жизни без путешествий. Это же новые впечатления! Если это, конечно, не какой-нибудь попсовый Вьетнам или, не дай бог, Турция. Я себя не на помойке нашла, чтобы в таких местах отдыхать! – Света со свойственной ей резкостью вступила в общий хор.
– Правда, чего ты дома-то просидела весь отпуск? Летать боишься, что ли? – предположила Анжела, и Наде ничего не оставалось, как кивнуть, – Я тоже боялась. А потом мне посоветовали такие таблетки потрясные. Закинулась – и спишь весь полет как сурок. Особенно если шампусиком отполировать, – хохотнула Анжела и сдула со лба выбившуюся белобрысую прядь. – Хочешь, я тебе напишу название?
Не дожидаясь согласия коллеги, она схватила розовый канцелярский стикер и карандаш из поставки на столе. Задумалась на секунду, и в этот момент руководительница выглянула из своего кабинета:
– Девочки, зайдите ко мне на минутку. Обсудим с разработчиками обновление сайтов.
Коллеги встали со своих крутящихся кресел и потянулись в кабинет руководителя.
От воспоминаний об этом эпизоде у Нади горели щеки. Она не переживет еще раз такого позора. Во что бы то ни стало нужно поехать в путешествие, чтобы офисная братия приняла ее в свою стаю. Кредит брать страшно. Занять не у кого. На работе Надя не рискнула бы признаться никому о своих затруднениях, а институтские подружки сами едва сводили концы с концами: Ленка ухаживала за лежачей мамой, Маринка родила малыша еще на последнем курсе, и сейчас они кое-как выживали втроем на одну мужнину зарплату. По сравнению с их проблемами желание поехать в отпуск, чтобы не ударить лицом в грязь перед коллегами, выглядела пустой блажью. Стыд за свои прихоти смешался с острым чувством жалости к себе.
– Спасибо, – пробормотала Надя, слезая с уютного диванчика, пока агентша профессионально скалилась, – Я подумаю и вернусь.
«Вернусь, как же! На свой диван я вернусь! А потом в офис, где уже последняя собака знает о девственной чистоте моего загранпаспорта». Надя вышла за дверь турагентства и оказалась в тесном дворике. Даже удивительно, что в самом центре есть такое уединенное место, отгороженное от шума центральных проспектов. Надя добралась до скамейки, присела на нее и дала волю слезам.
Ну, почему все так! Она пашет, не разгибая спины, а вместо шикарной столичной жизни видит только дом и работу, гречку по акции, метро с двумя пересадками, грязную ледяную кашу под ногами и постоянное ощущение себя человеком второго сорта. Надя сидела на лавочке, подняв воротник и опустив нос в складки шарфа. Обхватив себя руками, она всхлипывала, как маленькая девочка. Да она и была маленькой девочкой – всего двадцать три года, – горюющей о несправедливости жизни. Когда водопад слез превратился в редкую капель, Надя начала от скуки разглядывать надписи на скамейке. Ничего интересного: похабные признания в любви, слово из трех букв и символика давно умерших рок-групп. У самого края на одном из брусьев, из которых были сделаны сиденье и спинка, она увидела маленький посеревший стикер:
Smart Trip. Путешествуй с умом.
Несколько слов и полустертый QR-код. Надя хотела было отвернуться от этого очередного напоминания о недоступной роскоши отдыха, но вместо этого почему-то достала из кармана телефон и навела объектив камеры на смазанный квадратик. С третьего раза ссылка наконец открылась. Объявление вело не на веб-сайт, а на документ, который тут же загрузился в память устройства. Надя почувствовала, как ее обдает горячей волной паники. О чем она вообще думала? Скачивать неизвестно какие документы с первого попавшегося объявления! В нынешнем мире это опаснее, чем переспать с незнакомцем из ночного клуба! Но дело сделано, оставалось только открыть документ. Единственная страничка файла содержала скупую фразу про незабываемый отдых и адрес. Карты показали, что искомое место находится на промзоне, прилично удаленной от центра.
Надя проворочалась всю ночь без сна и к одиннадцати утра уже стояла на проходной. Охранник в будке записал ее паспортные данные и махнул рукой в направлении шестиэтажного здания с застекленным фасадом в глубине территории. Посеревшие от времени пыльные окна местами были расколоты, вдоль трещин змеилась черная изолента. «Сейчас меня схватят и продадут на органы», – подумала Надя и поежилась от страха. Ноги отказывались шагать дальше, в это жуткое здание, достойное фильмов про постапокалипсис.
В двустворчатые распашные ворота была врезана дверь с неаккуратно приваренной скобой в качестве ручки. На торце проема Надя увидела нанесенные краской через трафарет буквы «ST». Рядом выступала крошечная пимпочка звонка. Надя нажала ее, но никакого сигнала не услышала. Магнитный замок двери разомкнулся с сухим щелчком, приглашая внутрь. Надя потянула на себя массивную дверь и вошла.
Внутри здание выглядело ничуть не лучше. Помещение высотой в два этажа было грязным и запущенным: вдоль стен были свалены разномастные ящики, рулоны и клубы мятой упаковочной пленки. Вилочный погрузчик замер с деревянным поддоном, поднятым на метр от земли. Через мутные окна сочился тусклый свет зимнего солнца, в лучах которого серебрилась пыль. Захламленный склад упирался в коридор, идущий перпендикулярно входу. Надя увидела стрелку и буквы ST и покорно повернула в нужную сторону.
Дойдя до конца коридора, выкрашенного несвежей масляной краской, Надя увидела стену из пластика и матового стекла. Этот разительный контраст с остальной обстановкой промзоны подсказал ей, что она на месте. Она осмотрела стену в поисках звонка, но не обнаружила его. И в то же мгновение дверь сама собой открылась, Надя вошла и увидела огромный логотип Smart Trip на стене абсолютно пустого, недавно отремонтированного фойе без окон. Ей навстречу шел парень неопределенного возраста: то ли престарелый тинейджер, то ли молодящийся предпенсионер. Синие джинсы, черный свитер и круглые очки недвусмысленно намекали на то, какому кумиру поклоняется этот тип. Для большего сходства он отпустил жидкую бородку такого же светло-русого цвета, как шевелюра на его голове.
– Добрый день, Надежда! Я рад вас приветствовать в нашем агентстве умных путешествий. Как добрались? Не заблудились?
– Нет, спасибо! В смысле, то есть, нормально добралась.
– Обещаю, это была самая сложная часть вашего будущего путешествия, – хохотнул очкастый. – Меня зовут Арсений. Я ваш персональный менеджер в Smart Trip. Прошу в мой кабинет!
Арсений преувеличенно галантным жестом распахнул дверь, за которой скрывался маленький кабинет. Одну из стен этого небольшого помещения занимал огромный экран. Из мебели были только два глубоких крутящихся кресла с высокими красными спинками, похожих на огромные яйца. Арсений указал на одно из них, и Надя присела на краешек. Кресло провернулось под ней, и Наде пришлось забраться поглубже, чтобы удержаться на сидении. Ее собеседник постоянно ерзал, закидывал ногу на ногу, раскачивая не слишком чистым ботинком. По воспаленным заусенцам Надя догадалась, что менеджер Арсений грешит тем же, чем она сама: грызет ногти, когда волнуется.
– Я не спрашиваю, что вас привело к нам. Я сразу попробую угадать: Мальдивы?
– Я боюсь, что…
– А вы не бойтесь! Посмотрите лучше на эти фото.
Арсений нажал невидимые кнопки на своем смартфоне, экран загорелся, на нем запестрили картинки райского отдыха: пальмы, море, перламутровые ракушки, блюда с морепродуктами, бокалы с коктейлями, улыбки, загар. Фотографии сменяли друг друга, пока не замерли на последнем кадре: белоснежный пляж и девушка в бикини, сидящая по-турецки спиной к объективу, придерживающая двумя руками широкополвую соломенную шляпу. Ее расставленные в стороны локти повторяли линию горизонта, где бирюзовое море смыкалось с голубым небом.
У Нади защипало в носу. Она и сама тысячу раз рассматривала эти волшебные виды, представляя себя на месте этих баловней судьбы. Она ничем не хуже других. И точно так же заслуживает этого солнца, пальм и белого песка.
– Надя, что вы знаете о VR-технологиях?
– Если честно, почти ничего. Это что-то вроде три дэ кино? – Надя угасла. Понятно: ей сейчас предложат удовлетвориться просмотром фильма об экзотическом курорте вместо настоящей поездки.
– О, нет, это не просто кино! – Арсений отцепился от очередного заусенца и заговорил с неподдельным вдохновением. – Забудьте про сине-красные очки с их якобы трехмерным изображением! Smart Trip предлагает не просто посмотреть любой уголок мира, а по-настоящему погрузиться в него. Наши путешествия – это иммерсивная цифровая среда, в которой детально воссозданы не только визуальная и аудио-составляющая, но также запах, осязание, вкус, температура. Вы ощутите всем телом все – дуновение бриза и ласковое прикосновение воды, оттенки вкуса экзотических блюд, свободу полета на параплане, покачивание яхты на морских волнах. Со Smart trip вы можете побывать в любой точке планеты, привезти оттуда совершенно реальные впечатления. Ваши собственные, а не навязанные режиссером.
– Это какие-то специальные очки?
– Не очки, – терпеливо объяснял Арсений, – а мультисенсорный тактильный костюм и шлем для обзора триста шестьдесят градусов. Уникальное оборудование, такое есть только у нас. Ну, еще, может, в NASA (но это не точно).
– И как я…
– Как вы предъявите другим свои впечатления? Об этом не беспокойтесь! В рамках пакета мы создаем не менее пятисот изображений и видео с подробным отчетом о вашем путешествии. И, поверьте, никаких шестипалых картинок. Максимально качественная генерация. Включая наше специальное предложение: серии почти одинаковых селфи, полностью имитирующих реальную съемку.
– Но это же будет фейк! – огорчилась Надя.
– Дипфейк! – торжественно объявил Арсений. – Виртуальная реальность может быть реальнее обычной. Посудите сами, кому нужна эта так называемая действительность с ее несовершенством? Кому нужны убогие фотографии, на которых приходится ретушировать прыщи и целлюлит?
Надя инстинктивно поднесла руку к подбородку, на котором как раз утром вскочила здоровенная болючая папула. Арсений, казалось, не заметил ее смущения, продолжая:
– Кому нужна нервотрепка на границе, визгливые дети в самолете, джетлаг, солнечные ожоги, отравления некачественным алкоголем и инфекционные заболевания? Пора признать, что достоинства так называемой реальности сильно переоценены.
Надя имела только теоретическое представление об этих ужасах заграничного отдыха. Самой ей было неоткуда узнать, а заклятые подружки с работы неохотно делились этой неглянцевой стороной жизни отпускника. Но на всякий случай осторожно согласилась.
– Smart Trip предлагает сотни программ на выбор. Но если вы уже выбрали восхитительные Мальдивские острова, мы сформируем для вас пакет недельного тура: размещение в бунгало класса люкс с полным пансионом, посещение природных заповедников, атоллы с самыми красивыми закатами по версии тревэл-блогеров. Вам будет доступна такая роскошь, которую в – так называемой – реальности вы увидите разве что лет через десять. И то, если очень повезет.
– И сколько, – Надя сглотнула и собралась с духом, чтобы задать вопрос, который ее беспокоил больше всего, – сколько это стоит?