Служу государству. Краткий курс психологической поддержки государственных служащих бесплатное чтение

Редактор Анастасия Александровна Самсонова
Редактор Екатерина Харитонова
Корректор Галина Кривицкая
© Ратмир Фаритович Шайдуллин, 2025
ISBN 978-5-0068-0805-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Эффективная деятельность органов власти зависит не только от компетенции и профессионального опыта должностных лиц, но и от их эмоционального состояния и психического здоровья.
Текучка кадров, давление со стороны руководства, конфликты на работе, переработка в выходные дни, постоянные стрессы, эмоциональное напряжение, необходимость соблюдать ограничения в силу нахождения на службе – это далеко не полный список проблем, груз которых несет в своем внутреннем мире государственный служащий.
В психологической поддержке нуждается каждый государственный служащий, независимо от занимаемой в системе должности.
Этот сборник рекомендаций может вызвать у читателя самые разные эмоции – интерес, удивление, недоумение, сочувствие, потрясение, сожаление, но в одном я уверен: ни один из людей, имеющих отношение к государственной сфере деятельности, не останется равнодушным. Эти рекомендации помогут людям взглянуть на свою жизнь с новой стороны, чтобы достойно пройти свой жизненный путь, минимизировать психологические травмы, сохранить свое человеческое лицо и здоровые отношения с семьей, друзьями, близкими людьми.
Я полагаю, что для должностных лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе, в перспективе должно быть обеспечено гарантированное право на получение квалифицированной психологической поддержки по следующим направлениям:
• психологическая и эмоциональная разгрузка;
• профилактика тревожных состояний;
• психодиагностика;
• психологическое консультирование;
• обучение основам психологии.
Каждый из разделов сборника написан от первого лица и построен по принципу «что и как происходит со мной в моей жизни, и какие рекомендации помогут мне сделать мою жизнь более гармоничной и комфортной».
Вы ознакомитесь с кратким описанием психоэмоционального состояния государственного служащего, особенностями системы и ее правил на данном уровне отношений, а также получите рекомендации, инструменты психологической поддержки, точки опоры.
Время прочтения одного раздела сборника – около 1,5 минут. Вы можете прочитать его вслух, чтобы услышать звучание собственного голоса и глубже понять эти слова. В каждом разделе сборника есть свободные поля, на которых вы можете письменно зафиксировать свои внутренние ощущения после прочтения раздела, ответив на короткие простые вопросы. Эти записи помогут вам лучше понять себя и после очередного возвращения к этому разделу вы сможете сравнить свое текущее психоэмоциональное состояние с прежним.
После каждого раздела вас ждет занимательная притча, которую вы прочитаете и улыбнетесь. Отнеситесь к этому процессу, как к увлекательной игре!
Раздел 1. Мой рабочий день
Время – самый ценный ресурс человека. Я – государственный служащий и намерен прожить рабочий день по своему плановому графику, однако система живет по своим правилам, и мой график периодически сдвигается либо не выполняется в полном объеме. В результате я чувствую неудовлетворенность, которая перерастает в раздражительность, гнев и иногда ненависть.
Стрессы, тревоги и напряжение на работе усиливают чувство моей неудовлетворенности, они негативно влияют на эффективность моей работы и отражаются на моей жизни в целом.
Мои рекомендации
Я понимаю и принимаю правила этой системы, я ощущаю себя полноценной личностью в данной системе.
Я осознаю, что работа на госслужбе – это мой честный добровольный выбор, и при таком подходе мне становится легче выдерживать ежедневные нагрузки на работе.
Я могу мысленно наблюдать за возникающими в моем сознании негативными эмоциями и проявлять интерес к изменениям моего психоэмоционального состояния.
Я могу держать себя в руках и не буду подавлять в себе негативные эмоции, а просто переживу их и забуду как иллюзию или страшный сон.
Точки опоры, которые помогут мне на работе:
• я верю в себя;
• в меня верят и меня поддерживают близкие по духу люди;
• я имею набор положительных профессиональных качеств и добросовестно выполняю свои обязанности на работе;
• я честен с самим собой и окружающими меня людьми;
• мне интересно развиваться и двигаться вперед в данной системе.
Инструменты, которые мне пригодятся в перерывах в течение рабочего дня:
• медитация или просто расслабленное наблюдение за своими мыслями;
• пешие прогулки;
• чтение книг;
• отдых от интернета, ТВ, компьютера, мобильных устройств.
Вопросы по разделу 1
«Мой рабочий день»
1. Какие чувства и эмоции1 я ощущал (а), когда читал (а) этот раздел?
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
2. Какие мысли и образы приходили мне в голову во время прочтения?
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
3. Какие телесные ощущения я при этом испытывал (а)?
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
4. Самый тревожный для меня факт (событие) из прошедшего рабочего дня:
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
На сколько баллов по 10-балльной шкале я его оценивал (а) для себя вчера: ____ баллов из 10 баллов.
5. Изменилось ли мое отношение к этому тревожному факту (событию) после прочтения этого раздела? Если да, то каково сейчас мое отношение к этому тревожному факту (событию) в баллах: _____ баллов из 10 баллов.
6. Самый тревожный для меня факт (событие), который ожидает меня в будущем рабочем дне:
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
На сколько баллов по 10-балльной шкале я его оценивал (а) до прочтения этого раздела: ____ баллов из 10 баллов.
7. Изменилось ли мое отношение к ожидаемому в будущем тревожному факту (событию) после прочтения этого раздела? Если да, то каково сейчас мое отношение к этому тревожному факту (событию) в баллах: _____ баллов из 10 баллов.
8. Как я могу коротко, в двух-трех словах, охарактеризовать свое психоэмоциональное состояние в настоящий момент?
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
9. Прочитайте притчу «Расчетливость улитки» и улыбнитесь!
«Улитка медленно, но целеустремленно взбиралась по вишневому дереву холодным, ветреным днем запоздалой весны.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:
– Глупая, разве не видишь, что на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, улитка ответила:
– Будут, когда я туда доберусь!».
Раздел 2. Мои руководители
Мои руководители – это мои учителя. Мы находимся вместе с ними в одной системе или на одном из ее уровней до тех пор, пока не получим достаточных знаний и жизненного опыта для перехода на следующий уровень системы или для выхода из нее.
Каждый уровень системы имеет свои правила, однако основное неписаное правило всех уровней государственной системы: «Руководитель всегда прав».
Но есть и другое универсальное правило, о котором должны знать все государственные служащие: «Руководитель на каждом уровне одновременно является подчиненным на следующем уровне». На каком уровне заканчивается применение данного правила, знает только создатель системы.
Двойной статус каждого руководителя вызывает у него внутреннюю неудовлетворенность и подсознательное стремление к расширению полномочий, автономии и самостоятельности. Умение поддерживать внутренний баланс и не допускать конфликта между двумя статусами руководителя и подчиненного – это приглашение на следующий уровень системы.