Женские сказочные архетипы бесплатное чтение

Введение
Так сложилось, что карты сопровождали меня всю жизнь начиная с самого раннего детства. Вначале это была игральная колода, потом появились карты Таро, а в последние несколько лет и метафорические ассоциативные карты (МАК), ставшие для меня настоящим открытием.
Я серьезно увлеклась этим новым направлением психологии, прошла профессиональное обучение у очень сильных специалистов. И даже успела побывать на онлайн-интенсиве с Моритцем Эгетмейером – создателем метода МАК. В конце концов я решила разработать собственную систему МАК, которая бы полностью закрывала все мои профессиональные запросы. Так появилась авторская колода «Женские сказочные архетипы».
По своему функционалу она представляет собой нечто среднее между классическими МАК и инструментами сказкотерапии – направлениями, которые сегодня особенно востребованы в арт-терапевтической практике. Классические МАК – наборы карт с изображениями людей, животных, абстракций или ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку найти скрытые проблемы и переживания. И в этом метод МАК очень созвучен методам сказкотерапии, в которых сказка рассматривается как некий код или метафора. Именно поэтому при создании «Женских сказочных архетипов» я стремилась объединить два метода и сделать работу с колодой более универсальной.
Эта система подходит людям любого возраста. При желании ее можно использовать даже как развивающую настольную игру, например «Угадай сказку» или «Какой герой изображен на картинке».
Очень надеюсь, что колода МАК «Женские сказочные архетипы» поможет людям, активно интересующимся внутренним миром и духовным развитием, лучше понять себя, а для профессиональных психологов станет удобным рабочим инструментом.
С уважением, психолог Алла Бородина
МАК и сказкотерапия
Внешне колода МАК «Женские сказочные архетипы» напоминает игральные и гадальные карты, но на деле это очень эффективный инструмент психотерапии.
Почему? В основе любой колоды МАК лежит проективный метод психодиагностики, в рамках которого человек проецирует внутренние переживания во внешний мир. Например, одна и та же картинка с мороженым может вызвать у трех человек совершенно разные ассоциации: у одного – о недавней простуде, у другого – о любимом детском лакомстве, у третьего – о том, что он сегодня еще не ел.
Именно за счет такой «простоты» МАК значительно облегчают получение нужной нам информации, в отличие от других проективных методик, требующих создания образов с нуля (например, рисование, которое нравится далеко не всем). Когда человек видит готовую картинку на карте, у него без дополнительных усилий сами собой возникают некоторые ассоциации. Рассуждая об этих ассоциациях, проговаривая переживания, связанные с ними, человек может обнаружить то, что спрятано глубоко в его подсознании, или то, что соотносится с текущим эмоциональным состоянием либо запросом.
Именно так и работают эти карты. Но при чем же здесь сказки?
Сказкотерапия основывается на том, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным архетипичными схемам, ограниченным по количеству и узнаваемым. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок. Поэтому сказкотерапия – это, по сути, форма глубинной психотерапии, доступная и в бытовом, прикладном ключе.
Специалисты в области сказкотерапии утверждают, что для взрослых сказки оказываются даже нужнее и полезнее, чем для детей, потому что воспринимаются человеком одновременно на двух уровнях – сознательном и бессознательном. Также сказки легко обходят механизмы психологической защиты. А механизмы защиты и стереотипы поведения и восприятия у взрослых людей выражены куда сильнее, чем у детей. Сказки позволяют полноценно прожить их, принять и решить целый ряд психологических проблем.
Получается, что выход в пространство игры (МАК) и мифа или мифического персонажа (сказка) очень хорошо стимулирует творческий потенциал человека, проецируя многие проблемные моменты его жизни и судьбы на сказочного героя. А сопровождающие этот процесс эмоциональное насыщение и искреннее сопереживание героям повествования позволяют снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции (например, «мальчики не плачут» и другие шаблонные установки) и забытые детские травмы.
Читаем сказки
В психологии существует такой прием: рассказывать детям о закономерностях и сложностях жизни не прямым текстом, потому что это бывает достаточно сложно и неинтересно, а при помощи аллегорий и абстрактных образов. Как показывает практика, взрослые в этом смысле мало отличаются от детей. Для нас тоже куда наглядней и понятней работают не бездушные академические описания, а красочные художественные истории со спецэффектами. И именно сказки как нельзя лучше справляются с этой достаточно сложной задачей. Почему?
Потому что любая сказочная история не просто отражает жизненную проблему, но и демонстрирует возможные пути ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной и анализирует возможность применения предложенных в сказке вариантов для решения своих проблем.
Во время чтения или сочинения сказки человек абстрагируется от собственного запроса, со стороны наблюдает за жизнью героев и не пытается решить проблему логическим путем. Такая позиция помогает заглянуть в бессознательное, увидеть нестандартные, скрытые варианты выхода из тупика. И именно этим мы с вами и будем заниматься.
Далее вы найдете описание всех героинь МАК «Женские сказочные архетипы» и краткое изложение сказок, из которых они к нам пришли. Могу предложить следующий вариант упражнения с картами для самостоятельной или групповой проработки:
• вы тасуете колоду и вслепую достаете одну карту. Затем читаете сказку, которая соответствует героине этой карты, и обсуждаете ее;
• если вы проводите сеанс в одиночестве, то проговорите вслух все эмоции и переживания, которые она у вас вызвала.
Далее вы можете:
• охарактеризовать всех героев сказки и сформулировать свое отношение к ним;
• при желании – включить в сюжет сказки персонажа из другой истории или придуманного вами персонажа;
• нарисовать что-то, если по ходу обсуждения у вас появилось желание сделать это;
• пересказать сказку наоборот или изменить какие-то ее части по своему усмотрению;
• примерить роль судьи – наказать или простить героев.
Ну и в конце придумайте собственную сказку по принципу той, которую вы обсуждали, или совсем на нее непохожую. Дайте волю фантазии! Позвольте себе поиграть, удивиться, нарушить правила. Сегодня можно все!
Героини сказок
1. Авдотья Лиходеевна
Одноименная сказка