55 фактов о России бесплатное чтение

© А. С. Левченко, 2025
© ООО «Издательство АСТ», 2025
Предисловие
Россия – огромная страна, которая богата не только природными ресурсами, но и историей, культурой и духовным опытом.
Начало российской истории уходит в глубь веков, к Древней Руси. Уже в IX–X веках формировалось первое государственное объединение восточных славян – Киевская Русь. Именно здесь зародились основы государственности, письменности, культуры. Принятие христианства в 988 году стало величайшим событием: оно ввело Русь в круг мировых цивилизаций и дало новый духовный стержень. Древнерусская культура уже тогда проявляла особую способность соединять разные влияния. Здесь переплелись византийские традиции и самобытное творчество народа. Эта синтетичность, умение брать лучшее и создавать свое, станет важнейшей чертой всего российского пути.
Со временем центр государственности переместился в Москву. Здесь в XIV–XV веках зародилась идея объединенного государства, а затем и формирование великой державы. Москва стала восприниматься как «Третий Рим», хранительница православной веры и духовности. Именно в этот период Россия научилась противостоять врагам, сохраняя внутреннее единство. Много веков страна находилась под игом Золотой Орды, но в конце концов смогла освободиться, не только сохранив самобытность, но и окрепнув. В этой победе проявилась удивительная черта русского народа, способность выстоять перед лицом самых тяжелых испытаний и выйти из них еще сильнее.
XVII–XVIII века стали временем кардинальных перемен. Петр I открыл «окно в Европу» и преобразил государство. Россия превратилась в могущественную империю, вошла в число ведущих держав мира. Были созданы армия и флот нового типа, построены города, возникла светская культура. Петр положил начало новой традиции – стремлению России сочетать европейские достижения с собственной уникальностью. Именно благодаря этим реформам страна шагнула в новую эпоху, где наука, образование и культура стали опорой ее величия.
XIX век стал золотым временем российской культуры. Литература, музыка, живопись достигли вершин мирового уровня. Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Чайковский, Репин – эти имена знают и ценят во всем мире. Россия подарила человечеству богатейшее культурное наследие, а ее философы поднимали вопросы, которые до сих пор волнуют людей. Но XIX век это и время реформ. Освобождение крестьян в 1861 году стало важным шагом к новому обществу. Россия искала пути обновления, стремилась сочетать сохранение традиций с развитием современности.
XX столетие стало для России самым трудным и одновременно самым героическим. Революции и гражданская война, голод и репрессии, Великая Отечественная война, все эти испытания могли бы сломить народ. Но произошло обратное: именно в XX веке Россия достигла невероятных высот. Советский Союз стал второй сверхдержавой мира. Индустриализация превратила страну в мощный индустриальный центр. Победа в Великой Отечественной войне стала подвигом, который вошел в историю человечества. Миллионы жизней были отданы ради спасения не только Родины, но и всего мира от фашизма. После войны страна восстанавливалась с невиданной скоростью. В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, и это стало символом того, что Россия умеет идти туда, где еще не ступала нога человека.
После распада СССР страна пережила тяжелые годы. Экономический кризис, социальные потрясения, политические перемены – все это казалось концом прежнего величия. Но Россия снова нашла силы возродиться. Сегодня она является самостоятельным и влиятельным государством, способным отстаивать свои интересы и играть ключевую роль в мировой политике. Россия XXI века – это сочетание традиций и инноваций. Здесь сохраняются духовные и культурные ценности, передающиеся из поколения в поколение, и одновременно развиваются наука, техника, образование. Россия остается центром притяжения идей, культурных достижений и человеческих талантов.
55
Пушной промысел на протяжении столетий был одним из ведущих в России. Торговля мехами началась еще в IX–X веках. В Великом Новгороде пушнина наряду с воском была основным экспортным товаром, область ее распространения простирались вплоть до Италии. В XIII–XV веках размах новгородского экспорта пушнины достигал полумиллиона шкурок ежегодно, притом 80 % составляли беличьи (векша). Другие меха – куницы, бобра, ласки, горностая и т. д. – были дороже и вывозились меньше. Шкуры для продажи упаковывались в бочки, в одну вмещалось несколько тысяч «белок». Торговцы закупали пушнину напрямую у крестьян, которые охотились на зверя; у феодалов, которым пушниной платили оброк; и у купцов из северо-восточных земель. Практически все крестьяне были так или иначе вовлечены в меховой экспорт. Небольшое количество пушнины Новгород получал в качестве дани с подвластных территорий, но новгородским ушкуйникам систематический сбор дани наладить не удалось. В конце XV века Москва получила контроль над «пушными» «землей Югорской» и «Великой Пермью», и значение Новгорода в качестве центра торговли мехами стало падать.
54
Что мы знаем о древнерусских летописцах и их этических ценностях? Согласно общему представлению, это были люди, которые вели беспристрастную хронику, «не мудрствуя лукаво». Их часто, напротив, видят как прагматиков, выполняющих «заказ» князей, политически ангажированных и более заинтересованных в мирском, нежели в божественном. Все же летописцы были монахами и в большинстве – глубоко верующими людьми. Название древнейшей летописи «Повесть временных лет» трактуется как рассказ о «минувших» (временных) годах, но также имеется в виду, что целью повествования было донести рассказ до «вести временных лет», то есть «до знамения конца света». Летописец писал своеобразную «книгу жизни», которая должна будет фигурировать на грядущем Страшном суде, поэтому в первую очередь летописи предназначались Богу.
53
У великого князя Василия III была весомая причина требовать развода у своей жены Соломонии Сабуровой – брак был бездетным. Но Соломония не хотела разводиться, пусть Василий и возвел для жены специальный монастырь, куда она рисковала отправиться, – московский Новодевичий. Отказавшись добровольно уйти в монастырь, Соломония накликала беду. Чтобы иметь предлог для монастырского заточения, ее обвинили в ворожбе и привезли в московский Рождественский монастырь, где в 1525 году она была насильно пострижена и бита плетьми. Однако в монастырь стали наведываться вельможи, всячески выражая ей сочувствие, так что великую княгиню перевели в суздальский и затем, возможно, в каргопольский монастырь. Такое обращение вызвало в обществе большое осуждение – сочинение с изложением истории «развода» было популярно и в XVII веке.