Рождественские стихи русских поэтов бесплатное чтение

Воспроизведение без письменного разрешения Фонда запрещено

© Издательский дом «Никея», 2015

© Фонд по управлению наследственным имуществом

Иосифа Бродского.

* * *
Рис.0 Рождественские стихи русских поэтов

Сергей Аверинцев

(1937–2004)

Благовещенье

  • Вода, отстаиваясь, отдает
  • осадок дну, и глубина яснеет.
  • Меж голых, дочиста отмытых стен,
  • где глинян пол и низок свод; в затворе
  • меж четырех углов, где отстоялась
  • такая тишина, что каждой вещи
  • возвращена существенность: где камень
  • воистину есть камень, в очаге
  • огонь – воистину огонь, в бадье
  • вода – воистину вода, и в ней
  • есть память бездны, осененной Духом, —
  • а больше взгляд не сыщет ничего, —
  • меж голых стен, меж четырех углов
  • стоит недвижно на молитве Дева.
  • Отказ всему, что – плоть и кровь; предел
  • теченью помыслов. Должны умолкнуть
  • земные чувства. Видеть и внимать,
  • вкушать, и обонять, и осязать
  • единое, в изменчивости дней
  • неизменяемое: верность Бога.
  • Стоит недвижно Дева, покрывалом
  • поникнувшее утаив лицо,
  • сокрыв от мира – взор, и мир – от взора;
  • вся сила жизни собрана в уме,
  • и собран целый ум в едином слове
  • молитвы.
  •                Как бы страшно стало нам,
  • когда бы прикоснулись мы к такой
  • сосредоточенности, ни на миг
  • не позволяющей уму развлечься.
  • Нам показалось бы, что этот свет
  • есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет, —
  • закон для персти.
  •                               Праотец людей,
  • вкусив и яд греха, и стыд греха,
  • еще в раю искал укрыть себя,
  • поставить рай между собой и Богом,
  • творенье Бога превратив в оплот
  • противу Бога, извращая смысл
  • подаренного чувствам: видеть все —
  • предлог, чтобы не видеть, слышать все —
  • предлог, чтобы не слышать; и рассудок
  • сменяет помысл помыслом, страшась
  • остановиться.
  •                     Всуе мудрецы
  • об адамантовых учили гранях,
  • о стенах из огня, о кривизне
  • пространства: тот незнаемый предел,
  • что отделяет ум земной от Бога,
  • есть наше невнимание. Когда б
  • нам захотеть всей волею – тотчас
  • открылось бы, как близок Бог. Едва
  • достанет места преклонить колена.
  • Но кто же стерпит, вопрошал пророк,
  • пылание огня? Кто стерпит жар
  • сосредоточенности? Неповинный,
  • сказал пророк. Но и сама невинность
  • с усилием на эту крутизну
  • подъемлется.
  •                        Внимание к тому,
  • что плоти недоступно, есть для плоти
  • подобье смерти. Мысль пригвождена,
  • и распят ум земной; и это – крест
  • внимания. Вся жизнь заключена
  • в единой точке, словно в жгучей искре,
  • все в сердце собрано, и жизнь к нему
  • отхлынула. От побелевших пальцев,
  • от целого телесного состава
  • жизнь отошла – и перешла в молитву.
  • Колодезь Божий. Сдержана струя,
  • и воды отстоялись. Чистота
  • начальная: до дна прозрачна глубь.
  • И совершилось то, что совершилось:
  • меж голых стен, меж четырех углов
  • явился, затворенную без звука
  • минуя дверь и словно проступив
  • в пространстве нашем из иных глубин,
  • непредставимых, волей дав себя
  • увидеть, – тот, чье имя: Божья сила.
  • Кто изъяснял пророку счет времен
  • на бреге Тигра, в огненном явясь
  • подобии. Кто к старцу говорил,
  • у жертвенника стоя. Божья сила.
  • Он видим был – в пространстве,
  •                                        но пространству
  • давая меру, как отвес и ось,
  • неся в себе самом уставы те,
  • что движут звездами. Он видим был
  • меж голых стен, меж четырех углов,
  • как бы живой кристалл иль столп огня.
  • И слово власти было на устах,
  • неотвратимое. И власть была
  • в движенье рук, запечатлевшем слово.
  • Он говорил. Он обращался к Ней.
  • Учтивость неба: он Ее назвал
  • по имени. Он окликал Ее
  • тем именем земным, которым мать
  • Ее звала, лелея в колыбели:
  • Мария! Так, как мы Ее зовем
  • в молитвах: Благодатная Мария!
  • Но странен слуху был той речи звук:
  • не лепет губ, и языка, и неба,
  • в котором столько влажности, не выдох
  • из глуби легких, кровяным теплом
  • согретых, и не шум из недр гортани, —
  • но так, как будто свет заговорил;
  • звучание без плоти и без крови,
  • легчайшее, каким звезда звезду
  • могла б окликнуть: «Радуйся, Мария!»
  • Звучала речь, как бы поющий свет:
  • «О Благодатная—Господь с Тобою —
  • между женами Ты благословенна».
  • Учтивость неба? Ум, осиль: Того,
  • Кто создал небеса. Коль эта весть
  • правдива, через Вестника Творец
  • приветствует творение. Ужель
  • вернулось время на заре времен
  • неоскверненной: миг, когда судил
  • Создатель о земле Своей: «Добро
  • Зело», – и ликовали звезды? Где ж
  • проклятие земле? Где, дочерь Евы?
  • И все легло на острие меча.
  • О, лезвие, что пронизало разум до
  • сердцевины. Ты, что призвана:
  • как знать, что это не соблазн? Как знать,
  • что это не зиянье древней бездны
  • безумит мысль? Что это не глумленье
  • из-за пределов мира, из-за грани
  • последнего запрета?
  •                                   Сколько дев
  • языческих, в чьем девстве – пустота
  • безлюбия, на горделивых башнях
  • заждались гостя звездного, чтоб он
  • согрел их холод, женскую смесив
  • с огнем небесным кровь; из века в век
  • сидели по затворам Вавилона
  • служанки злого таинства, невесты
  • небытия; и молвилась молва
  • о высотах Ермонских, где сходили
  • для странных браков к дочерям людей
  • во славе неземные женихи,
  • премудрые, – и покарал потоп
  • их древний грех.
  •                              Но здесь – иная Дева,
  • в чьей чистоте – вся ревность всех пророков
  • Израиля, вся ярость Илии,
  • расторгнувшая сеть Астарты; Дева,
  • возросшая под заповедью той,
  • что верному велит: не принимать
  • языческого бреда о Невесте
  • превознесенной. Разве не навек
  • отсечено запретное?
  •                                    Но Вестник
  • уже заговорил опять, и речь
  • его была прозрачна, словно грань
  • между камней твердейшего, и так
  • учительно ясна, чтобы воззвать
  • из оторопи ум, смиряя дрожь:
  • «Не бойся, Мариам; Ты не должна
  • страшиться, ибо милость велика
  • Тебе от Бога».
  •                          О, не лесть: ни слова
  • о славе звездной: все о Боге, только
  • о Боге. Испытуется душа:
  • воистину ли веруешь, что Бог
  • есть Милостивый? – и дает ответ:
  • воистину! До самой глубины:
  • воистину! Из сердцевины сердца:
  • воистину! Как бы младенца плач,
  • стихает смута мыслей, и покой
  • нисходит. Тот, кто в Боге утвержден,
  • да не подвижется. О, милость, милость,
  • как ты тверда.
  •                         И вновь слова звучат
  • и ум внимает:
  •                        «Ты зачнешь во чреве,
  • И Сын родится от Тебя, и дашь
  • Ему Ты имя: Иисус – Господь
  • спасает».
  •                Имя силы, что во дни
  • Навиновы гремело. Солнце, стань
  • над Гаваоном и луна – над долом
  • Аиалон!
  •               «И будет Он велик,
  • и назовут Его правдиво Сыном
  • Всевышнего; и даст Ему Господь
  • престол Давида, пращура Его,
  • и воцарится Он над всем народом
  • избрания, и царствию Его
  • конца не будет».
  •                             Нет, о, нет конца
  • отверстой глуби света. Солнце правды,
  • от века чаянное, восстает
  • возрадовать народы; на возврат
  • обращена река времен, и царство
  • восстановлено во славе, как во дни
  • начальные. О, слава, слава – злато
  • без примеси, без порчи: наконец,
  • о, наконец Господь в Своем дому —
  • хозяин, и сбываются слова
  • обетований. Он приходит – Тот,
  • чье имя чудно: Отрок, Отрасль – тонкий
  • росток процветший, царственный побег
  • от корня благородного; о Ком
  • порой в загадках, а порой с нежданным
  • дерзанием от века весть несли
  • сжигаемые вестью; Тот, пред Кем
  • в великом страхе лица сокрывают
  • Шестикрылатые —
  •                                  Но в тишине
  • неимоверной ясно слышен голос
  • Отроковицы – ломкий звук земли
  • над бездной неземного; и слова
  • текут – студеный и прозрачный ток
  • трезвейшей влаги: Внятен в тишине,
  • меж голых стен, меж четырех углов
  • вопрос:
  •             «Как это будет, если я
  • не знаю мужа?» —
  •                                Голос человека
  • пред крутизной всего, что с человеком
  • так несоизмеримо. О, зарок
  • стыдливости: блюдут ли небеса,
  • что человек блюдет? Не пощадит —
  • иль пощадит Незримый волю Девы
  • и выбор Девы? О, святой затвор
  • обета, в тесноте телесной жизни
  • хранимого; о, как он устоит
  • перед безмерностию, что границ
  • не знает? Наставляемой мольба
  • о наставлении: «как это будет?» —
  • Дверь мороку закрыта. То, что Божье,
  • откроет только Бог. На все судил
  • Он времена: «Мои пути – не ваши
  • пути». Господне слово твердо. Тайну
  • гадания не разрешат. Не тем,
  • кто испытует Божий мрак, себя
  • обманывая сами, свой ответ
  • безмолвию подсказывая, бездне
  • нашептывая, – тем, кто об ответе
  • всей слезной болью молит, всей своей
  • неразделенной волей, подается
  • ответ.
  •           И Вестник говорит, и вновь
  • внимает Наставляемая, ум
  • к молчанию понудив:
  •                                     «Дух Святой —
  • тот Огнь живой, что на заре времен
  • витал над бездной, из небытия
  • тварь воззывая, возгревая вод
  • глубь девственную, – снидет на Тебя;
  • и примет в сень Свою Тебя, укрыв
  • как бы покровом Скинии, крыла
  • Шехины простирая над Тобой,
  • неотлучима от Тебя, как Столп
  • святой – в ночи, во дни – неотлучим
  • был от Израиля, как слава та,
  • что осияла новозданный храм
  • и соприсущной стала, раз один
  • в покой войдя, – так осенит Тебя
  • Всевышнего всезиждущая сила».
  • О, сила. Тот, чье имя – Божья сила,
  • учил о Силе, что для всякой силы
  • дает исток. Господень ли глагол
  • без силы будет? Сила ль изнеможет
  • перед немыслимым, как наша мысль
  • изнемогает?
  •                      Длилось, длилось слово
  • учительное Вестника – и вот
  • что чудно было:
  •                           ангельская речь —
  • как бы не речь, а луч, как бы звезда,
  • глаголющая – что же возвещала
  • она теперь? Какой брала пример
  • для проповеди? Чудо – о, но чудо
  • житейское; для слуха Девы – весть
  • семейная, как искони ведется
  • между людьми, в стесненной теплоте
  • плотского, родового бытия,
  • где жены в участи замужней ждут
  • рождения дитяти, где неплодным
  • лишь слезы уготованы. И Дева
  • семейной вести в ангельских устах
  •  внимала – делу силы Божьей.
  •                                                     «Вот
  • Елисавета, сродница Твоя,
  • Бесплодной нарицаемая, сына
  • в преклонных летах зачала; и месяц
  • уже шестой ее надеждам».
  •                                              Знак
  • так близок для Внимающей, да будет
  • Ей легче видеть: как для Бога все
  • возможно – и другое: как примера
  • смирение – той старицы стыдливо
  • таимая, в укроме тишины
  • лелеемая радость – гонит прочь
  • все призраки, все тени, все подобья
  • соблазна древнего. Недоуменье
  • ушло, и твердо стало сердце, словно
  • Господней силой огражденный град.
  • И совершилось то, что совершилось:
  • как бы свидетель правомочный, Вестник
  • внимал, внимали небеса небес,
  • внимала преисподняя, когда
  • слова сумела выговорить Дева
  • единственные, что звучат, вовеки
  • не умолкая, через тьму времен
  • глухонемую:
  •                     «Се, раба Господня;
  • да будет мне по слову Твоему».
  • И Ангел от Марии отошел.

Благовещенская песнь

  • Ангел предстал Гедеону
  • и сказал ему: «Господь с тобою!»
  • Он ведет тебя путем неизвестным,
  • и верность Его – вовеки.
  • Он явит для тебя чудо,
  • знаменье Своей правды:
  • сойдут небесные росы, напитают руно на камне.
  • Он ведет тебя путем неизвестным,
  • Он ведет тебя путем веры.
  • Не в числе воинов спасенье,
  • не во многом множестве рати:
  • с тремястами лакавших воду
  • ты низложишь гордых и сильных,
  • и дрогнут враги от вопля:
  • «Меч Господа и Гедеона!»
  • Ангел предстал Благодатной
  • и сказал Ей: «Господь с Тобою!
  • Он ведет Тебя путем неизвестным,
  • Он ведет Тебя за все пределы.
  • Он явит для Тебя чудо,
  • знаменье Своей силы:
  • сойдут небесные росы
  • на руно Твоего Девства.
  • Не в громах и гласе трубном,
  • но тихо, как роса на травы,
  • сойдет на Тебя действо Духа,
  • осенит Тебя Всевышнего сила.
  • Все у Бога возможно,
  • и милость Его – шире неба,
  • милость выше созвездий,
  • милость глубже преисподней,
  • милость – без меры и предела,
  • но вмести ее в Твоем сердце.
  • Как от века твердили Пророки,
  • пели боговещие Жены,
  • Дева зачнет во чреве,
  • Сына родит Отроковица.
  • Сбываются древние обеты,
  • от слова сбываются до слова!
  • Ты наречешь Ему имя,
  • как весть вечного спасенья;
  • примет Он престол Давида,
  • царство в народе верных;
  • цари земные изнемогут,
  • но царство Его – вовеки.
  • Не в злате и сребре богатство,
  • не в коне и всаднике – сила:
  • Он трости надломленной не сломит,
  • курящегося льна не угасит,
  • как овца, пойдет на закланье,
  • не отверзнет уст Своих, как агнец, —
  • и дрогнет мощь Аваддона
  • пред кротостью Его страшной;
  • и преклонится всякое колено
  • небесных, земных и преисподних
  • о имени Твоего Сына,
  • Льва от колена Иуды».

Алексей Апухтин

(1840–1893)

24 декабря

  • Восторженный канон Дамаскина
  • У всенощной сегодня пели,
  • И умилением душа была полна,
  • И чудные слова мне душу разогрели.
  • «Владыка в древности чудесно спас народ…»
  • О верю, верю. Он и в наши дни придет
  • И чудеса свершит другие.
  • О Боже! не народ – последний из людей
  • Зовет Тебя, тоскою смертной полный…
  • В моей душе бушуют также волны
  • Воспоминаний и страстей.
  • Он волны осушил морские
  • О, осуши же их своей могучей дланью!
  • Как солнцем освети греховных мыслей тьму…
  • О, снизойди к ничтожному созданью!
  • О, помоги неверью моему!
1883

Белла Ахмадулина

(1937–2010)

Елка в больничном коридоре

  • В коридоре больничном поставили елку. Она
  • и сама смущена, что попала в обитель страданий.
  • В край окна моего ленинградская входит луна
  • и недолго стоит: много окон и много стояний.
  • К той старухе, что бойко бедует на свете одна,
  • переходит луна, и доносится шорох стараний
  • утаить от соседок, от злого непрочного сна
  • нарушенье порядка, оплошность запретных рыданий.
  • Всем больным стало хуже. Но все же – канун Рождества.
  • Завтра кто-то дождется известий, гостинцев, свиданий.
  • Жизнь со смертью – в соседях. Каталка всегда не пуста —
  • лифт в ночи отскрипит равномерность ее упаданий.
  • Вечно радуйся, Дево! Младенца ты в ночь принесла.
  • Оснований других не оставлено для упований,
  • но они так важны, так огромны, так несть им числа,
  • что прощен и утешен безвестный затворник подвальный.
  • Даже здесь, в коридоре, где елка – причина для слез
  • (не хотели ее, да сестра заносить повелела),
  • сердце бьется и слушает, и – раздалось, донеслось:
  • – Эй, очнитесь! Взгляните – восходит Звезда Вифлеема.
  • Достоверно одно: воздыханье коровы в хлеву,
  • поспешанье волхвов и неопытной Матери локоть,
  • упасавший Младенца с отметиной чудной во лбу.
  • Остальное – лишь вздор, затянувшейся лжи мимолетность.
  • Этой плоти больной, изврежденной трудом и войной,
  • что нужней и отрадней столь просто описанной сцены?
  • Но корят – то вином, то другою какою виной
  • и питают умы рыбьей костью обглоданной схемы.
  • Я смотрела, как день занимался в десятом часу:
  • каплей был и блестел, как бессмысленный черный фонарик, —
  • там, в окне и вовне. Но прислышалось общему сну:
  • в колокольчик на елке названивал крошка звонарик.
  • Занимавшийся день был так слаб, неумел, неказист.
  • Цвет – был меньше, чем розовый: родом из робких, не резких.
  • Так на девичьей шее умеет мерцать аметист.
  • Все потупились, глянув на кроткий и жалобный крестик.
  • А как стали вставать, с неохотой глаза открывать,
  • вдоль метели пронесся трамвай, изнутри золотистый.
  • Все столпились у окон, как дети:
  •                                              – Вот это трамвай!
  • Словно окунь, ушедший с крючка:
  •                                  весь пятнистый, огнистый.
  • Сели завтракать, спорили, вскоре устали, легли.
  • Из окна вид таков, что невидимости Ленинграда
  • или невидали мне достанет для слез и любви.
  • – Вам не надо чего-нибудь?
  •                                 – Нет, ничего нам не надо.
  • Мне пеняли давно, что мои сочиненья пусты.
  • Сочинитель пустот, в коридоре смотрю на сограждан.
  • Матерь Божия! Смилуйся!
  •                                           Сына о том же проси.
  • В день Рожденья Его дай молиться и плакать о каждом!
1985

Юргис Балтрушайтис

(1873–1944)

Вифлеемская звезда

  • Дитя судьбы, свой долг исполни,
  • Приемля боль, как высший дар…
  • И будет мысль – как пламя молний,
  • И будет слово – как пожар!
  • Вне розни счастья и печали,
  • Вне спора тени и луча,
  • Ты станешь весь – как гибкость стали,
  • И станешь весь – как взмах меча…
  • Для яви праха умирая,
  • Ты в даль веков продлишь свой час,
  • И возродится чудо рая,
  • От века дремлющее в нас, —
  • И звездным светом – изначально —
  • Омыв все тленное во мгле,
  • Раздастся колокол венчальный,
  • Еще неведомый земле!
1912

Владимир Бенедиктов

(1807–1873)

Елка

Отрывок

  • Елка, дикую красу
  • Схоронив глубоко,
  • Глухо выросла в лесу,
  • От людей далеко.
  • Ствол под жесткою корой,
  • Зелень – все иголки,
  • И смола слезой, слезой
  • Каплет с бедной елки.
  • Не растет под ней цветок,
  • Ягодка не спеет;
  • Только осенью грибок,
  • Мхом прикрыт – краснеет.
  • Вот сочельник Рождества:
  • Елку подрубили
  • И в одежду торжества
  • Ярко нарядили.
  • Вот на елке – свечек ряд,
  • Леденец крученый,
  • В гроздьях сочный виноград,
  • Пряник золоченый.
  • Вмиг плодами поросли
  • Сумрачные ветки;
  • Елку в комнату внесли:
  •  – Веселитесь, детки!
  • Вот игрушки вам. – А тут,
  • Отойдя в сторонку,
  • Жду я, что-то мне дадут —
  • Старому ребенку?
  • Нет, играть я не горазд:
  • Годы улетели.
  • Пусть же кто-нибудь подаст
  • Мне хоть ветку ели.
  • Буду я ее беречь, —
  • Страждущий проказник, —
  • До моих последних свеч,
  • На последний праздник.
  • К возрожденью я иду;
  • Уж настал сочельник:
  • Скоро на моем ходу
  • Нужен будет ельник.
24 декабря 1857

Привет старому 1858 году

  • А! Новый! – Ну, милости просим.
  • Пожалуйте. – Только уж – нет —
  • Не вам, извините, приносим,
  • А старому году привет.
  • Характер ваш нам неизвестен,
  • Вы молоды слишком пока, —
  • А старый и добр был, и честен,
  • И можно почтить старика.
  • К чему же хитрить, лицемерить,
  • Заране сплетая вам лесть?
  • Нам трудно грядущему верить,
  • Мы верим тому, что уж есть.
  • А есть уже доброго много,
  • От доброго семени плод
  • Не худ будет с помощью Бога.
  • Не худ был и старенький год.
  • По солнцу он шел, как учитель,
  • С блестящей кометой на лбу,
  • И многих был зол обличитель, —
  • С невежеством вел он борьбу.
  • И мир был во многом утешен
  • И в прозе, и в звуке стиха,
  • А если в ином был он грешен,
  • Так где же и кто ж без греха?
  • Да! В медные головы, в груди
  • Стучит девятнадцатый век.
  • Внизу начинаются люди,
  • И есть наверху Человек.
  • Его от души поздравляем…
  • Не нужно его называть.
  • Один он – и только, мы знаем,
  • Один он – душа, благодать.
  • Один… за него все молитвы.
  • Им внешняя брань перешла
  • В святые, крестовые битвы
  • С домашнею гидрою зла.
Декабрь 1858

На 1861 год

  • «О Господи! Как время-то идет!» —
  • Твердило встарь прабабушкино племя,
  • И соглашался с этим весь народ.
  • Да полно, так ли? Движется ли время?
  • У нас в речах подчас неверен слог,
  • Толкуем мы о прошлом, преходящем
  • И будущем, а в целом – мир и Бог
  • Всегда живут в одном лишь настоящем.
  • И нету настоящему конца,
  • И нет начала. Люди вздор городят
  • О времени, – оно для мудреца
  • Всегда стоит, они ж идут, проходят
  • Или плывут по жизненной реке
  • И к берегам относят то движенье,
  • Которое на утлом челноке
  • Свершают сами. Всюду – заблужденье.
  • О род людской! Морщины лбов
  • Считает он, мытарства и невзгоды,
  • Число толчков, число своих гробов
  • И говорит: «Смотрите! Это – годы.
  • Вот счет годов – по надписям гробниц,
  • По памятникам, храмам, обелискам».
  • Не полно ль годы цифрами считать
  • И не пора ль меж новостей, открытий
  • Открытому сознанью место дать,
  • Что мир созрел для дел и для событий?
  • О, вознесись к Творцу, хвалебный глас,
  • От всей России в упованье смелом,
  • Что новый год, быть может, и для нас
  • Означится великим, чудным делом!
  • О, если б только – в сторону мечи!
  • И если бы средь жизненного пира
  • Кровь не лилась! Господь нас научи
  • Творить дела путем любви и мира!
  • Воистину то был бы новый год,
  • И новый век, и юбилей наш новый
  • И весь людской возликовал бы род,
  • Объят всемирной Церковью Христовой.
Декабрь 1860

Валентин Берестов

(1928–1998)

«В день Рождения Христа…»

  • В день Рождения Христа
  • В мир вернулась красота.
  • Январский лед сиянье льет.
  • Январский наст пропасть не даст.
  • Январский снег нарядней всех:
  • Днем искрометный и цветной
  • И так сияет под луной.
  • И каждый из январских дней
  • Чуть-чуть, но прежнего длинней.
  • И так пригоден для пиров
  • И встреч – любой из вечеров.

Ясли

  • Ясли, – так мечтал один ребенок, —
  • Можно склеить из цветных картонок,
  • Сделать из бумаги золотой
  • Пастухов с Рождественской звездой.
  • Ослик, вол – какая красота! —
  • Встанут рядом с яслями Христа.
  • Вот они – в одеждах позолоченных
  • Три царя из дивных стран восточных.
  • По пустыне в ожиданье чуда
  • Их везут послушные верблюды.
  • А Христос-Младенец? В этот час
  • Он в сердцах у каждого у нас!
Перевод с франц. из М. Карема

Колыбельная елочке

  • Спи, елочка-деточка, под пенье метели.
  • Я снегом пушистым тебя уберу.
  • Усни на коленях у матушки-ели,
  • Такая зеленая в белом бору.
  • Усни и не слушай ты всякого вздора,
  • Ни ветра, ни зверя, ни птиц, никого!
  • Как будто возьмут нашу елочку скоро
  • И в дом увезут, чтоб встречать Рождество.
  • Нет, в чан с оторочкой из старой бумаги
  • Тебя не поставят у всех на виду.
  • Не будешь держать ты гирлянды и флаги,
  • Игрушки и свечи, шары и звезду.
  • Нет, спрячешь ты заиньку – длинные ушки,
  • Тебя разукрасят метель и мороз,
  • И вспыхнет звезда у тебя на макушке
  • В тот час, как родился Младенец Христос.
Перевод с франц. из М. Карема

Сергей Бехтеев

(1879–1954)

Святая ночь

Слава в вышних Богу, и на земли

мир, в человецех благоволение!

Лк. 2: 14
  • Ночь и мороз на дворе;
  • Ярко созвездья горят;
  • В зимнем седом серебре
  • Молча деревья стоят.
  • Дивен их снежный убор:
  • Искр переливчатый рой
  • Радует трепетный взор
  • Дивной стоцветной игрой.
  • Блещут в Тобольске огни,
  • В мраке сверкая, дрожат;
  • Здесь в заточеньи они
  • Скорбью монаршей скорбят.
  • Здесь, далеко от людей,
  • Лживых и рабских сердец,
  • В страхе за милых детей,
  • Спит их Державный Отец.
  • Искрятся звезды, горя,
  • К окнам изгнанников льнут,
  • Смотрят на ложе Царя,
  • Смотрят и тихо поют:
  • «Спи, Страстотерпец Святой,
  • С кротким Семейством Своим;
  • Ярким венцом над Тобой
  • Мы величаво горим.
  • Спи, покоряясь судьбе,
  • Царь побежденной страны;
  • Ночь да откроет Тебе
  • Вещие, светлые сны.
  • Спи без тревог на челе
  • В тихую ночь Рождества:
  • Мы возвещаем земле
  • Дни Твоего торжества.
  • Светочи ангельских слез
  • Льются, о правде скорбя;
  • Кроткий Младенец Христос
  • Сам охраняет Тебя!»
24 декабря 1917

Александр Блок

(1880–1921)

Ночь на Новый год

  • Лежат холодные туманы,
  • Горят багровые костры.
  • Душа морозная Светланы
  • В мечтах таинственной игры.
  • Скрипнет снег – сердца займутся —
  • Снова тихая луна.
  • За воротами смеются,
  • Дальше – улица темна.
  • Дай взгляну на праздник смеха,
  • Вниз сойду, покрыв лицо!
  • Ленты красные – помеха,
  • Милый глянет на крыльцо…
  • Но туман не шелохнется,
  • Жду полу́ночной поры.
  • Кто-то шепчет и смеется,
  • И горят, горят костры…
  • Скрипнет снег – в морозной дали
  • Тихий, ќрадущийся свет.
  • Чьи-то санки пробежали…
  • «Ваше имя?» Смех в ответ.
  • Вот поднялся вихорь снежный,
  • Побелело всё крыльцо…
  • И смеющийся и нежный
  • Закрывает мне лицо…
  • Лежат холодные туманы,
  • Бледнея, ќрадется луна.
  • Душа задумчивой Светланы
  • Мечтой чудесной смущена…
31 декабря 1901

«Три светлых царя из восточной страны…»

  • Три светлых царя из восточной страны
  • Стучались у всяких домишек,
  • Справлялись: как пройти в Вифлеем?
  • У девочек всех, у мальчишек.
  • Ни старый, ни малый не мог рассказать,
  • Цари прошли все страны;
  • Любовным лучом золотая звезда
  • В пути разгоняла туманы.
  • Над домом Иосифа встала звезда,
  • Они туда постучали;
  • Мычал бычок, кричало Дитя,
  • Три светлых царя распевали.
Перевод из Г. ГейнеЯнварь 1909

«Был вечер поздний и багровый…»

  • Был вечер поздний и багровый,
  • Звезда-предвестница взошла.
  • Над бездной плакал голос новый —
  • Младенца Дева родила.
  • На голос тонкий и протяжный,
  • Как долгий визг веретена,
  • Пошли в смятеньи старец важный,
  • И царь, и отрок, и жена.
  • И было знаменье и чудо:
  • В невозмутимой тишине
  • Среди толпы возник Иуда
  • В холодной маске, на коне.
  • Владыки, полные заботы,
  • Послали весть во все концы,
  • И на губах Искариота
  • Улыбку видели гонцы.
1902

«Кто плачет здесь? На мирные ступени…»

  • Кто плачет здесь? На мирные ступени
  • Всходите все – в открытые врата.
  • Там – в глубине – Мария ждет молений,
  • Обновлена Рождением Христа.
  • Скрепи свой дух надеждой высшей доли,
  • Войди и ты, печальная жена.
  • Твой милый пал, но весть в кровавом поле
  • Весть о Любви – по-прежнему ясна.
  • Здесь места нет победе жалких тлений,
  • Здесь всё – Любовь. В открытые врата
  • Входите все. Мария ждет молений,
  • Обновлена Рождением Христа.
1902

Сочельник в лесу

  • Ризу накрест обвязав,
  • Свечку к палке привязав,
  • Реет ангел невелик,
  • Реет лесом, светлолик.
  • В снежно-белой тишине
  • От сосны порхнет к сосне,
  • Тронет свечкою сучок —
  • Треснет, вспыхнет огонек,
  • Округлится, задрожит,
  • Как по нитке, побежит
  • Там и сям, и тут, и здесь…
  • Зимний лес сияет весь!..
  • Так легко, как снежный пух,
  • Рождества крылатый дух
  • Озаряет небеса,
  • Сводит праздник на леса,
  • Чтоб от неба и земли
  • Светы встретиться могли,
  • Чтоб меж небом и землей
  • Загорелся луч иной,
  • Чтоб от света малых свеч
  • Длинный луч, как острый меч,
  • Сердце светом пронизал,
  • Путь неложный указал.
1912

Рождество

  • Звонким колокол ударом
  • Будит зимний воздух.
  • Мы работали недаром —
  • Будет светел отдых.
  • Серебрится легкий иней
  • Около подъезда,
  • Серебристые на синей
  • Ясной тверди звезды.
  • Как прозрачен, белоснежен
  • Блеск узорных окон!
  • Как пушист и мягко нежен
  • Золотой твой локон!
  • Как тонка ты в красной шубке,
  • С бантиком в косице!
  • Засмеешься – вздрогнут губки,
  • Задрожат ресницы.
  • Веселишь ты всех прохожих —
  • Молодых и старых,
  • Некрасивых и пригожих,
  • Толстых и поджарых.
  • Подивятся, улыбнутся,
  • Поплетутся дале,
  • Будто вовсе, как смеются
  • Дети, не видали.
  • И пойдешь ты дальше с мамой
  • Покупать игрушки
  • И рассматривать за рамой
  • Звезды и хлопушки…
  • Сестры будут куклам рады,
  • Братья просят пушек,
  • А тебе совсем не надо
  • Никаких игрушек.
  • Ты сама нарядишь елку
  • В звезды золотые
  • И привяжешь к ветке колкой
  • Яблоки большие.
  • Ты на елку бусы кинешь,
  • Золотые нити.
  • Ветки крепкие раздвинешь,
  • Крикнешь: «Посмотрите!»
  • Крикнешь ты, поднимешь ветку,
  • Тонкими руками…
  • А уж там смеется дедка
  • С белыми усами!

Иосиф Бродский

(1940–1996)

Рождество

  • Спаситель родился в лютую стужу.
  • В пустыне пылали пастушьи костры.
  • Буран бушевал и выматывал душу
  • из бедных царей, доставлявших дары.
  • Верблюды вздымали лохматые ноги.
  • Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи,
  • смотрела, как трех караванов дороги
  • сходились в пещеру Христа, как лучи.
1963–1964

Рождество 1963 года

  • Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
  • Звезда светила ярко с небосвода.
  • Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
  • Шуршал песок. Костер трещал у входа.
  • Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
  • И тени становились то короче,
  • то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
  • что жизни счет начнется с этой ночи.
  • Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
  • Крутые своды ясли окружали.
  • Кружился снег. Клубился белый пар.
  • Лежал Младенец, и дары лежали.
Январь 1964

24 декабря 1971 года

V. S.

  • В Рождество все немного волхвы.
  •      В продовольственных слякоть и давка.
  • Из-за банки кофейной халвы
  •     производит осаду прилавка
  • грудой свертков навьюченный люд:
  •     каждый сам себе царь и верблюд.
  • Сетки, сумки, авоськи, кульки,
  •      шапки, галстуки, сбитые набок.
  • Запах водки, хвои и трески,
  •      мандаринов, корицы и яблок.
  • Хаос лиц, и не видно тропы
  •     в Вифлеем из-за снежной крупы.
  • И разносчики скромных даров
  •     в транспорт прыгают, ломятся в двери,
  • исчезают в провалах дворов,
  •     даже зная, что пусто в пещере:
  • ни животных, ни яслей, ни Той,
  •     над Которою – нимб золотой.
  • Пустота. Но при мысли о ней
  •      видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
  • Знал бы Ирод, что чем он сильней,
  •      тем верней, неизбежнее чудо.
  • Постоянство такого родства —
  •      основной механизм Рождества.
  • То и празднуют нынче везде,
  •     что Его приближенье, сдвигая
  • все столы. Не потребность в звезде
  •     пусть еще, но уж воля благая
  • в человеках видна издали,
  •     и костры пастухи разожгли.
  • Валит снег; не дымят, но трубят
  •     трубы кровель. Все лица как пятна.
  • Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
  •      Кто грядет – никому не понятно:
  • мы не знаем примет, и сердца
  •     могут вдруг не признать пришлеца.
  • Но, когда на дверном сквозняке
  •     из тумана ночного густого
  • возникает фигура в платке,
  •     и Младенца, и Духа Святого
  • ощущаешь в себе без стыда;
  • смотришь в небо и видишь – звезда.
Январь 1972

Сретенье

Анне Ахматовой

  • Когда Она в церковь впервые внесла
  • Дитя, находились внутри из числа
  • людей, находившихся там постоянно,
  • Святой Симеон и пророчица Анна.
  • И старец воспринял Младенца из рук
  • Марии; и три человека вокруг
  • Младенца стояли, как зыбкая рама,
  • в то утро, затеряны в сумраке храма.
  • Тот храм обступал их, как замерший лес.
  • От взглядов людей и от взоров небес
  • вершины скрывали, сумев распластаться,
  • в то утро Марию, пророчицу, старца.
  • И только на темя случайным лучом
  • свет падал Младенцу; но Он ни о чем
  • не ведал еще и посапывал сонно,
  • покоясь на крепких руках Симеона.
  • А было поведано старцу сему,
  • о том, что увидит он смертную тьму
  • не прежде, чем Сына увидит Господня.
  • Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
  • реченное некогда слово храня,
  • Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
  • затем что глаза мои видели это
  • Дитя: Он – Твое продолженье и света
  • источник для идолов чтящих племен,
  • и слава Израиля в Нем». – Симеон
  • умолкнул. Их всех тишина обступила.
  • Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
  • кружилось какое-то время спустя
  • над их головами, слегка шелестя
  • под сводами храма, как некая птица,
  • что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
  • И странно им было. Была тишина
  • не менее странной, чем речь. Смущена,
  • Мария молчала. «Слова-то какие…»
  • И старец сказал, повернувшись к Марии:
  • «В лежащем сейчас на раменах Твоих
  • паденье одних, возвышенье других,
  • предмет пререканий и повод к раздорам.
  • И тем же оружьем, Мария, которым
  • терзаема плоть Его будет, Твоя
  • душа будет ранена. Рана сия
  • даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
  • в сердцах человеков, как некое око».
  • Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
  • Мария, сутулясь, и тяжестью лет
  • согбенная Анна безмолвно глядели.
  • Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
  • для двух этих женщин под сенью колонн.
  • Почти подгоняем их взглядами, он
  • шел молча по этому храму пустому
  • к белевшему смутно дверному проему.
  • И поступь была стариковски тверда.
  • Лишь голос пророчицы сзади когда
  • раздался, он шаг придержал свой немного:
  • но там не его окликали, а Бога
  • пророчица славить уже начала.
  • И дверь приближалась. Одежд и чела
  • уж ветер коснулся, и в уши упрямо
  • врывался шум жизни за стенами храма.
  • Он шел умирать. И не в уличный гул он,
  • дверь отворивши руками, шагнул,
  • но в глухонемые владения смерти.
  • Он шел по пространству, лишенному тверди,
  • он слышал, что время утратило звук.
  • И образ Младенца с сияньем вокруг
  • пушистого темени смертной тропою
  • душа Симеона несла пред собою,
  • как некий светильник, в ту черную тьму,
  • в которой дотоле еще никому
  • дорогу себе озарять не случалось.
  • Светильник светил, и тропа расширялась.
16 февраля 1972

«Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве…»

  • Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве.
  • В эту пору – разгул Пинкертонам,
  • и себя настигаешь в любом естестве
  • по небрежности оттиска в оном.
  • За такие открытья не требуют мзды;
  • тишина по всему околотку.
  • Сколько света набилось в осколок звезды,
  • на ночь глядя! как беженцев в лодку.
  • Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,
  • отщепенец, стервец, вне закона.
  • За душой, как ни шарь, ни черта. Изо рта —
  • пар клубами, как профиль дракона.
  • Помолись лучше вслух, как второй Назорей,
  • за бредущих с дарами в обеих
  • половинках земли самозваных царей
  • и за всех детей в колыбелях.
1980

Рождественская звезда

  • В холодную пору, в местности, привычной
  •                                                       скорей к жаре,
  • чем к холоду, к плоской поверхности более,
  •                                                              чем к горе,
  • Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
  • мело, как только в пустыне может
  •                                                          зимой мести.
  • Ему все казалось огромным: грудь матери,
  •                                                           желтый пар
  • из воловьих ноздрей, волхвы —
  •                                                  Балтазар, Гаспар,
  • Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
  • Он был всего лишь точкой. И точкой была
  •                                                                    звезда.
  • Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
  • на лежащего в яслях ребенка издалека,
  • из глубины Вселенной, с другого ее конца,
  • звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
24 декабря 1987

Бегство в Египет

  •                …погонщик возник неизвестно откуда.
  • В пустыне, подобранной небом для чуда,
  • по принципу сходства, случившись ночлегом,
  • они жгли костер. В заметаемой снегом
  • пещере, своей не предчувствуя роли,
  • Младенец дремал в золотом ореоле
  • волос, обретавших стремительно навык
  • свеченья – не только в державе чернявых,
  • сейчас, но и вправду подобно звезде,
  • покуда земля существует: везде.
25 декабря 1988

«Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере…»

  • Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
  • используй, чтоб холод почувствовать, щели
  • в полу, чтоб почувствовать голод – посуду,
  • а что до пустыни, пустыня повсюду.
  • Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
  • огонь, очертанья животных, вещей ли,
  • и – складкам смешать дав лицо с полотенцем —
  • Марию, Иосифа, сверток с Младенцем.
  • Представь трех царей, караванов движенье
  • к пещере; верней, трех лучей приближенье
  • к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал
  • (Младенец покамест не заработал
  • на колокол с эхом в сгустившейся сини).
  • Представь, что Господь в Человеческом Сыне
  • впервые Себя узнает на огромном
  • впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.
1989

«Неважно, что было вокруг, и неважно…»

  • Неважно, что было вокруг, и неважно,
  • о чем там пурга завывала протяжно,
  • что тесно им было в пастушьей квартире,
  • что места другого им не было в мире.
  • Во-первых, они были вместе. Второе,
  • и главное, было, что их было трое,
  • и все, что творилось, варилось, дарилось
  • отныне, как минимум, на три делилось.
  • Морозное небо над ихним привалом
  • с привычкой большого склоняться над малым
  • сверкало звездою – и некуда деться
  • ей было отныне от взгляда Младенца.
  • Костер полыхал, но полено кончалось;
  • все спали. Звезда от других отличалась
  • сильней, чем свеченьем, казавшимся лишним,
  • способностью дальнего смешивать с ближним.
25 декабря 1990

Presepio[1]

  • Младенец, Мария, Иосиф, цари,
  • скотина, верблюды, их поводыри,
  • в овчине до пят пастухи-исполины —
  • все стало набором игрушек из глины.
  • В усыпанном блестками ватном снегу
  • пылает костер. И потрогать фольгу
  • звезды пальцем хочется; собственно, всеми
  • пятью – как Младенцу тогда в Вифлееме.
  • Тогда в Вифлееме все было крупней.
  • Но глине приятно с фольгою над ней
  • и ватой, розбросанной тут как попало,
  • играть роль того, что из виду пропало.
  • Теперь Ты огромней, чем все они. Ты
  • теперь с недоступной для них высоты —
  • полночным прохожим в окошко конурки
  • из космоса смотришь на эти фигурки.
  • Там жизнь продолжается, так как века
  • одних уменьшают в объеме, пока
  • другие растут – как случилось с Тобою.
  • Там бьются фигурки со снежной крупою,
  • и самая меньшая пробует грудь.
  • И тянет зажмуриться, либо – шагнуть
  • в другую галактику, в гулкой пустыне
  • которой светил – как песку в Палестине.
Декабрь 1991

Колыбельная

  • Родила тебя в пустыне я не зря.
  • Потому что нет в помине в ней царя.
  • В ней искать тебя напрасно.
  •       В ней зимой стужи больше, чем пространства в ней самой.
  • У одних – игрушки, мячик, дом высок.
  • У тебя для игр ребячьих – весь песок.
  • Привыкай, сынок, к пустыне как к судьбе.
  • Где б ты ни был, жить отныне в ней тебе.
  • Я тебя кормила грудью.
  •       А она приучила взгляд к безлюдью, им полна.
  • Той звезде, на расстояньи
  •       страшном, в ней
  • твоего чела сиянье,
  •       знать, видней.
  • Привыкай, сынок, к пустыне.
  •       Под ногой, окромя нее, твердыни нет другой.
  • В ней судьба открыта взору за версту.
  • В ней легко узнаешь гору по кресту.
  • Не людские, знать, в ней тропы!
  •       Велика и безлюдна она, чтобы шли века.
  • Привыкай, сынок, к пустыне,
  •       как щепоть
  • к ветру, чувствуя, что ты не
  •       только плоть.
  • Привыкай жить с этой тайной:
  •       чувства те
  • пригодятся, знать, в бескрайней
  •       пустоте.
  • Не хужей она, чем эта:
  •       лишь длинней,
  • и любовь к тебе – примета
  •       места в ней.
  • Привыкай к пустыне, милый,
  •       и к звезде,
  • льющей свет с такою силой
  •       в ней везде,
  • точно лампу жжет, о Сыне
  •       в поздний час
  • вспомнив, Тот, Кто сам в пустыне
  •       дольше нас.
Декабрь 1992

25. XII. 1993

М. Б.

  • Что нужно для чуда? Кожух овчара,
  • щепотка сегодня, крупица вчера,
  • и к пригоршне завтра добавь на глазок
  • огрызок пространства и неба кусок.
  • И чудо свершится. Зане чудеса,
  • к земле тяготея, хранят адреса,
  • настолько добраться стремясь до конца,
  • что даже в пустыне находят жильца.
  • А если ты дом покидаешь – включи
  • звезду на прощанье в четыре свечи,
  • чтоб мир без вещей освещала она,
  • вослед тебе глядя, во все времена.
1993

Бегство в Египет (2)

  • В пещере (какой ни на есть, а кров!
  • Надежней суммы прямых углов!),
  • В пещере им было тепло втроем;
  • пахло соломою и тряпьем.
  • Соломенною была постель.
  • Снаружи молола песок метель.
  • И, припоминая его помол,
  • спросонья ворочались мул и вол.
  • Мария молилась; костер гудел.
  • Иосиф, насупясь, в огонь глядел.
  • Младенец, будучи слишком мал,
  • чтоб делать что-то еще, дремал.
  • Еще один день позади – с его
  • тревогами, страхами; с «о-го-го»
  • Ирода, выславшего войска;
  • и ближе еще на один – века.
  • Спокойно им было в ту ночь втроем.
  • Дым устремлялся в дверной проем,
  • чтоб не тревожить их. Только мул
  • во сне (или вол) тяжело вздохнул.
  • Звезда глядела через порог.
  • Единственным среди них, кто мог
  • знать, что взгляд ее означал,
  • был Младенец; но он молчал.
Декабрь 1995

Иван Бунин

(1870–1953)

Источник звезды

Сирийский апокриф

  •      В ночь рождения Исы
  • Святого, любимого Богом, От востока к закату
  • Звезда уводила волхвов.
  •      В ночь рождения Исы
  • По горным тропам и дорогам
  •      Шли волхвы караваном
  •          На таинственный зов.
  •      Камнем крови, рубином
  • Горела звезда перед ними,
  •      Протекала, склонялась, —
  • И стала, служенье свершив:
  •      За долиной, на склоне —
  • Шатры и огни в Рефаиме,
  •      А в долине – источник
  •              Под ветвями олив.
  •      И волхвы, славословя,
  • Склонились пред теми огнями
  •      И сказали: «Мы видим
  • Святого селенья огни».
  •      И верблюды припали
  • К холодной воде меж камнями:
  •      След копыт и доныне
  • Там, где пили они.
  •      А звезда покатилась
  • И пала в источник чудесный:
  •      Кто достоин – кто видит
  • В источнике темном звезду?
  •      Только чистые девы,
  • Невесты с душой неневестной,
  •      Обрученные Богу,
  •           Но и то – раз в году.
1906 – 1911

Новый Завет

  • С Иосифом Господь беседовал в ночи,
  • Когда Святая Мать с Младенцем почивала:
  • «Иосиф! Близок день, когда мечи
  • Перекуют народы на орала.
1 Ясли (ит.).
Продолжение книги