2024-07-19 09:10:00
ika_book
2024-03-14 15:02:00
Aleni11
Честно скажу, непросто далось мне это чтение. Больше пяти дней на книгу меньше 700 страниц – для меня событие крайне редкое. Но с этой быстро справится не получилось, даже несмотря на все мое читательское всеядие.
Затык случился буквально с самых первых страниц, когда я споткнулась о лавину сведений о различных сторонах альпинизма. Сведений подробных и многочисленных буквально обо всем: о известных людях этого дела, о снаряжении, о технике восхождения и еще многом-многом другом. Конечно, все это было описано в рамках художественного произведения, поэтому не выглядело ни совсем уж академичным, ни перегруженным терминологией. И все же мне, как читателю не обладающему специальными знаниями или хотя бы просто не интересующемуся данным вопросом, проникнуться всей этой детализацией альпинизма оказалось нелегко. В общем, примерно треть книги я не то чтобы прямо с трудом продиралась сквозь написанное, но особо интересно мне точно не было.
Да и дальше повествование оживилось далеко не сразу. Восхождение героев романа на Эверест частенько происходило по схеме «два шага вперед – три назад», и автор опять налил сюда огромное количество воды, без которой сюжет бы запросто обошелся, скорее наоборот, стал бы более динамичным и увлекательным. Но тут хотя бы появилась великолепно переданная атмосфера, царящая на знаменитой неприступной горе: холод, пронизывающий ветер, дефицит кислорода и коварство обледеневших склонов, где любой неверный шаг может оказаться гибельным. Да и ситуация в целом начала нагнетаться, то одной, то другой деталью или происшествием показывая, что дело, ради которого полезли на Эверест персонажи романа, не так очевидно, и не лавина тому виной.
Последние… не знаю… наверное, страниц 150-200… вот тут и началось самое захватывающее. Много сюрпризов, опасностей, сумасшедший темп, и в результате отличный финал (немного притянутый, но не критично). Тут, кстати больше спасибо автору, что обошелся без фантастических явлений, на которые местами намекалось. Все оказалось гораздо проще, реалистичней и страшнее (ну или отвратительнее, кому как ближе).
Вот именно за эти последние 150 страниц я простила автору мучения по изучению альпинизма, навязанные мне в начале, к чему я в данный момент совершенно не была готова. Я понимаю, конечно, что для качественной литературы очень важен натурализм и тщательная проработка деталей, но все-таки отводить на это большую часть романа едва ли стоило. Лучше бы часть этих страниц была отдана именно восхождению, его трудностям, высокогорным столкновениям.
В результате: замысел, стилистика, персонажи, финал – практически отлично, но огромное количество воды и перегруз спецификой альпинистского дела значительно снизили впечатление, слишком долго прошлось добираться до самого интересного, которое слишком быстро закончилось.
2024-03-14 15:02:00
CoffeeT
Так исторически сложилось, что в мире есть одна Джоконда, одна Моника Белуччи и только одна сборная России по футболу. Как бы мы не любили (или ненавидели) эти явления, им нет аналогов или эмоциональных субститутов. И глупо ждать от высших сил, что они подарят этому миру еще одну такую же еще немного усталую, красивую и невероятно нежную улыбку Александра Кержакова. Может быть, где-то похожую, но она будет всегда второй, суррогатной, не той. Именно поэтому, в этом мире есть только одна остросюжетная книга, на которую всегда, даже в самый ненастный день падает лучик света, а где-то в глубине шкафа тихо играет классическая музыка. Многие думают, что эта книга – лучшее произведение Дэна Симмонса, но суть в том, что в начале этого века лучше в заданном жанре еще никто ничего не написал. А теперь, тишина, вопрос знатокам – вы что, серьезно будете сравнивать каждую новую книгу Симмонса с «Террором»? А потом удивляться, что, мол, де, хех, Дэн то Симмонс как сдал, а? Вроде такой матерый прозаище, а новый де «Террор» сдюжить не может. Эксперты, критики, диспашеры.Я скажу очень просто – «Мерзость» (о названии чуть ниже) – это великолепный роман. Его, конечно, как-то неправильно ставить на одну полку с «Террором», но не по качественной оценке, а по полной жанровой несхожести. Я уже писал в рецензии к «Фазам гравитации», что Симмонс мастерюга тот еще, ему эти жанры – все равно, что южная трибуна для Кержакова, промахнуться невозможно. Сюжет, опять же, раскопан исторический, но с ЗАГАДКОЙ – приличную часть книги придется провести с полузапрещенной Википедией, разглядывая кальгаспоры, северное седло Эвереста и мужественное лицо альпиниста Мэллори, который в 20-е годы то ли залез на Эверест, то ли нет. Кстати, с последним товарищем у меня возник прекрасный когнитивный диссонанс – вроде бы и помнил, что первым на Эверест залез Хиллари после Второй Мировой, а тут появился Мэллори и фонетической схожестью фамилий погрузил меня в пучину непонимания. Опять же помог чудовищно порочный и опасный для общества сайт Википедии. Вне зависимости от того, будете ли вы читать «Мерзость», предлагаю Вам почитать про британские экспедиции на самую высокую точку планеты в 1920-е годы. Очень занятно.Ну а если вернуться к Симмонсу, то я на его счет полностью спокоен. Последние флэшбэки и черные холмы как-то насторожили, что на секунду показалось, а может это все? К черту второй «Террор», но ты хотя бы «Друда» напиши. И, знаете, он написал. Наворотил немного с формой изложения («у меня есть друг, а у того есть друг, у которого есть друг, который точно знает..») и «клюквой» (тут и Хемингуэй, и Черчилль, и фашисты, а жумар, берегите глаза альпинисты, назван в честь собаки), но все равно все ладно скроено и прекрасно читается. Может, страничек 100 можно было пожертвовать будущим произведениям, но это так, уже ближе к ворчанию, чем к критике. Вдвойне радостно, что Симмонс опять выключил все обогреватели – в «Мерзости» у людей замерзают самые даже неожиданные органы тела. Вот уже где настоящая мерзость.Ну и большой привет переводчикам, они, как всегда, на белом гривастом коне несутся навстречу вечности. Дело даже не в том, что Abominable – это прилагательное, а не существительное (тогда бы роман назывался, например, Abomination), Бог с ним. Есть редкие случаи (которыми, к слову, наши переводчики постоянно злоупотребляют), когда переводить нужно немного неточно, помогая читателю названием (и обложкой) осознать какая перед ним книга. Это невероятно тонкая и деликатная интеллектуальная работа, которая, к сожалению, доступна единицам. В таких случаях я часто вспоминаю переводчика Аракелова, который своей легкой рукой превращал вполне себе лаконичное I am the Doorway Стивена Кинга в «Я – дверь отверстая». Это такая переводческая Haute cuisine, далеко не всем доступная и уж тем более далеко не всем приятная. «Мерзости» как заголовку не хватает именно этого – это кондовый и почти что машинный перевод, который вместе с обложкой вводит читателя в заблуждение. Намеренно или не очень – какая разница, посмотрите на эту книгу, прочитайте и поймете мои ощущения. Все равно, что Саша Кержаков один на один выходит, угол пустой, но южная трибуна так и манит. Бей, Саша.Ваш CoffeeT
2024-03-14 15:02:00
KontikT
Ох, как долго я подходила к тому, чтобы прочесть этот роман.
Я была бы в восторге от "Террора", если бы не мистическая составляющая и тут я тоже была уверена , что она будет, честно ждала ее, ведь мерзость у меня ассоциировалась именно с ней.
И как же я рада, что йети здесь такие как описал автор , а не те к которым мы привыкли в другой литературе. Такая трактовка мне нравится на 100 % .Именно потому что они не те , я чуть повысила оценку, в то время как в Терроре тема мистики заставила меня снизить ее.
Симмонс поражает просто своим погружением читателя в атмосферу того, о чем он пишет.
Так досконально описать подготовку к путешествию на Эверест, так рассказать о всех курточках, штанах, шапках, ледорубах, каких то просто невероятных приспособлениях и не просто в двух словах , а на нескольких страницах о каждом предмете наверно умеет только он.
Признаюсь мне многое было непонятно в терминах скалолазания и порой я даже скучала .Но удивлялась в то же время как можно все это узнать человеку, как долго это готовить и так донести до читателя.
Первая половина книга была посвящена именно подготовке и описанию всех этих штучек , приспособлений и приемам альпинизма.
А потом на первый план вышел Эверест. Это было нечто. Я просто поражена как автор сумел описать те трудности, тот холод, то преодоление трудностей человеком и преодоление самого себя. Я просто не могу описать словами, как это было интересно и как ….холодно.
Одно мне не очень понравилось именно то о чем говорится в названии.Все что было связано с ним, было и мерзко и интересно в плане сюжета, но почему то не верилось в то, что так было.
Хотя все остальное в книге я просто отнесла бы не к триллеру а документальной литературе. Все просто так реалистично, что холод, голод , страх, желание жить и много другое просто как бы ощущаешь каждой клеточкой своего тела и разума.
Я рада, что прочла эту книгу, хотя альпинизм это совсем не мое, но как же здорово умеет писать автор.
2024-03-14 15:02:00
LiLiana
Я получила совсем не то, чего ждала, ( и нет я не Террор 2 ждала, но все же), а понравилось, пусть и без восторгов. Оправдались бы ожидания - это банально, а тут с изюминкой вышло. Симмонс молодец, умеет провести колоссальную работу над своими произведениями, перелопатить кучу информационных источников и создать очень яркую и достоверную картину происходящего, основанную на исторических фактах. Ну или обработать уже имеющиеся материалы. И читая, уже ты лезешь в интернеты, чтобы лучше понять суть, о чем собственно речь. Так что мыслей о деланной халтуре не возникает, это же художественная книга, ну.
Для меня это произведение стало в первую очередь об альпинизме в приключенческом антураже, а все остальное детали. Люблю читать про экстремальные хобби, типа лазанья по горам, пещерам, погружения на дно океана, без таких энтузиастов мир бы не раскрывался. Хотя для самой лично, уже большой подвиг на рыбалку съездить с палатками. А с дивана почитать про неведомые дали - всегда пожалуйста. Так вот все эти подготовки, само восхождение, трудности, страшные ситуации и жуткий холод проникающий в тебя со страниц, все очень увлекательно, эффект погружения несомненно есть. Отличная картина суровой и жестокой реальности, романтизм умирает быстренько внутри. Хотя есть нюансы, но это как посмотреть... И это я не беру в расчет саму история, начало ее можно прочесть в аннотации. Не скажу что здесь представлено нечто эпохальное и грандиозное, но тоже весьма неплохо. Стопроцентный минус это затянутость и тягомотина, любопытство любопытством, а временами не хило так накрывает объемом всякой разной информации, аж придавливает.
А так хвалю, и сильно придираться не буду. Познавательно-развлекательное чтиво.