Порядочность основа достойных. Крупица мудрости бесплатное чтение

Предисловие

Я поставил перед собой цель, донести до подрастающего, так и для грядущих поколений элементарные вещи, которые должен знать каждый порядочный человек, в особенности мужского пола.

Этот труд не носит религиозный характер. Не смотря на то, что начинается с 12 суры "Юсуф" Священного Корана. Также здесь приводятся отдельные аяты Корана и стихи Евангелие.

Постараюсь раскрыть, и подробно на примерах показать качества личности, которые нужно в себе совершенствовать, также намерен показать "другую сторону медали" для более глубокого понимания материала.

Независимо от возраста и деятельности, точнее говоря, для всех людей, особенно еще раз подчеркну, для мужчин в качестве напоминания известных истин, следует ознакомиться с этой информацией.

За одно и сам для себя, возможно почерпну что-то новое и важное, подобно тому, как тренер, обучающий ученика, обучается сам. Спортсмены поймут, о чем я говорю, хотя возможно и не только спортсмены.

Особую благодарность хочу выразить Ковалеву Петру Даниловичу! Поделившимся со мной знаниями, которые вошли в этот труд.

Это моя первая работа в качестве писателя, возможно, как и все смертные я могу где-то допустить ошибку. Прошу строго не судить! Имею только благие намерения!

Глава 1

Отрывок из Священного Корана.

12. Сура "Юсуф" [Иосиф]

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

1. Алиф, лям, ра. Это – аяты ясного писания.

2. Поистине, Мы ниспослали [писание], которое читается на арабском [языке], – быть может, вы уразумеете.

3. Мы рассказываем тебе рассказы лучшим образом, внушая тебе этот Коран, хотя прежде ты был в неведении.

4. Вот Юсуф сказал своему отцу: «Батюшка, я увидел одиннадцать светил, солнце и луну. Я увидел, как они поклонились мне».

5. Он сказал: «Сынок, не рассказывай этот сон твоим братьям, а иначе они замыслят против тебя козни. Поистине, шайтан человеку – явный враг.

6. Твой Господь изберёт тебя, научит тебя толковать сны и довершит милость, оказанную тебе и роду Я‘куба, как раньше Он одарил довершил милость, оказанную твоим предкам Ибрахиму и Исхаку. Поистине, твой Господь – Знающий, Мудрый».

7. Воистину, [в рассказе] о Юсуфе и его братьях знамения для тех, кто спрашивает.

8. Вот они сказали: «Отец любит Юсуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас много. Поистине, наш отец в явном заблуждении.

9. Убейте Юсуфа или бросьте его в [чужой] земле, и ваш отец повернётся лицом только к вам, а после этого вы будете людьми праведными».

10. Один из них сказал: «Не убивайте Юсуфа, а бросьте его на дно колодца, если вы решили действовать. Какой-нибудь караван подберёт его».

11. Они сказали: «Отец наш, почему ты не доверяешь нам Юсуфа? Поистине, мы желаем ему добра.

12. Отпусти его завтра с нами, пусть он насладится и поиграет, и мы будем оберегать его».

13. Он сказал: «Мне грустно от того, что вы уведёте его, и я боюсь, что вы оставите его без присмотра и волк растерзает его».

14. Они сказали: «Если волк растерзает его, при том, что нас – несколько человек, мы точно окажемся в убытке».

15. Когда они увели его и решились бросить его на дно колодца, Мы внушили ему: «Ты непременно напомнишь им об этом поступке, когда они не будут ожидать этого».

16. Вечером они вернулись к своему отцу с плачем

17. И сказали: «Отец наш, мы стали соревноваться, а Юсуфа оставили возле наших вещей, и волк съел его. Ты не веришь нам, даже когда мы говорим правду».

18. Они показали ложную кровь на его рубашке, и он сказал: «Нет, это ваш нафс соблазнил вас, и терпение [моё] красиво, и я прошу у Аллаха помощи против того, что вы придумали».

19. И подошёл караван, и послали они своего водоноса [набрать воды]. Он опустил ведро и сказал: «Вот радость! Это же мальчик!» Они спрятали его, чтобы продать, но Аллах знал о том, что они совершали.

20. Они продали его по заниженной цене, всего за несколько дирхемов. Они не высоко оценили его.

21. Тот житель Египта, который купил [Юсуфа], сказал своей жене: «Будь добра к нему; может быть, он принесёт нам пользу или мы усыновим его». Так Мы одарили Юсуфа возможностями на земле [египетской], чтобы научить его толкованию снов. Аллах властен вершить Свои дела, но большинство людей не знают.

22. Когда же Юсуф достиг зрелого возраста, Мы даровали ему мудрость и знание. Так Мы вознаграждаем делающих наилучшее.

23. Та, в чьём доме он жил, стала соблазнять его, заперла двери и сказала: «Иди ко мне». Он сказал: «Упаси Аллах! [Твой муж —] мой господин. Он был добр ко мне. Поистине, несправедливые не преуспеют».

24. Воистину, она возжелала его, и он возжелал её, и если бы он не увидел знамение своего Господа [, то поддался бы на её уговоры]. Так Мы [поступили], чтобы отвратить от него зло и мерзость. Поистине, он был одним из Наших избранных рабов.

25. Они бросились к двери, пытаясь опередить друг друга, и она порвала его рубаху сзади. У двери они встретили её господина. Она сказала: «Как можно наказать того, кто хотел причинить зло твоей жене? Разве что заточить в темницу или подвергнуть мучительным страданиям».

26. Он сказал: «Это она пыталась соблазнить меня». А свидетель из её семьи сказал: «Если его рубаха разорвана спереди, то она говорит правду, а он лжёт.

27. А если его рубаха разорвана сзади, то она лжёт, а он говорит правду».

28. Увидев, что его рубаха разорвана сзади, он сказал: «Поистине, это ваши женские козни. Поистине, ваши козни велики.

29. Юсуф, забудь об этом. А ты проси прощения за свой грех. Поистине, ты виновата».

30. Женщины в городе стали говорить: «Жена визиря пыталась соблазнить своего юного раба. Она страстно возлюбила его, и мы точно считаем, что она впала в явное заблуждение».

31. Когда она прослышала об их хитрости, то пригласила их, приготовила для них подушки, дала каждой из них по ножу и сказала [Юсуфу]: «Выйди к ним». Когда они увидели его, то так превознесли его, что [по неосторожности] порезали себе руки и сказали: «Упаси Аллах! Да ведь это не человек. Он не кто иной, как благородный ангел».

32. Она сказала: «Вот тот, из-за кого вы меня порицали. Я действительно пыталась соблазнить его, но он сдержался. Но если он не исполнит моего веления, то непременно будет заточён в темницу и будет среди ничтожных».

33. Он сказал: «Господи, темница мне милее того, к чему они призывают меня. Если Ты не отвратишь от меня их козни, я соблазнюсь ими и окажусь в числе невежд».

34. Господь ответил на его мольбу и отвратил от него их козни. Поистине, Он – Слышащий, Знающий.

35. Но даже после того, как они увидели знамения, они решили заточить его до поры до времени.

36. Вместе с ним в темницу попали двое юношей. Один из них сказал: «Я увидел [во сне], что выжимаю вино». Другой сказал: «А я увидел, что несу над головой хлеб, который клюют птицы. Сообщи нам толкование этого. Мы видим, что ты из числа делающих наилучшее».

37. Он сказал: «Какой бы едой вас ни угостили [во сне], я непременно сообщу вам толкование этого, прежде чем это случится с вами. Это часть того, чему обучил меня мой Господь. Поистине, я отрёкся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не веруют в последнюю жизнь.

38. Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Я‘куба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к людям, но большинство людей неблагодарны.

39. Товарищи мои по темнице, много различных богов лучше или Единственный и Могущественный Аллах?

40. Вместо Него вы поклоняетесь только именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого довода. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большинство людей не знают.

41. Товарищи мои по темнице, один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать его голову. Дело, о котором вы спрашиваете, уже решено».

42. А тому, который, по его предположению, должен был спастись, он сказал: «Напомни обо мне твоему господину». Но шайтан помешал ему напомнить об этом его господину [или шайтан помешал Юсуфу помянуть своего Господа], и он пробыл в темнице несколько лет.

43. Царь сказал: «Я увидел [во сне], как семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зелёных колосьев и семь высохших. О знатные люди, разъясните мне моё видение, если вы умеете толковать сны».

44. Они сказали: «Это запутанные сны, и толковать сны мы не умеем».

45. Но тот из двоих, который спасся, вспомнил [Юсуфа] спустя много времени и сказал: «Я сообщу вам его толкование. Позвольте мне сходить [в темницу]».

46. [Он сказал:] «О Юсуф, о правдивый муж! Разъясни нам, что значат семь тучных коров, которых пожирают семь тощих, и семь зелёных колосьев и семь высохших, чтобы я вернулся к людям и они узнали [, кто ты на самом деле]».

47. [Юсуф] сказал: «Вы будете усердно сеять семь лет подряд, и то, что пожнёте, оставляйте в колосьях, кроме того немногого, что вы съедите.

48. Потом наступят семь тяжёлых лет, которые поедят то, что вы приготовите для них, кроме того, немногого, что вы сбережёте.

49. А потом наступит год, когда людям будут посланы обильные дожди и они будут выжимать [масло и вино]».

50. Царь сказал: «Приведите его ко мне». Когда посланец пришёл к [Юсуфу], он сказал: «Вернись к своему господину и спроси его, что стало с женщинами, которые порезали себе руки. Поистине, моему Господу известно об их кознях».

51. [Царь] сказал: «Что вы скажете о том, как вы пытались соблазнить Юсуфа?» Они ответили: «Упаси Аллах! Мы не знаем о нём ничего плохого». А жена визиря сказала: «Теперь истина раскрылась. Я пыталась соблазнить его, и он действительно говорит правду».

52. Это для того, чтобы [мой муж] знал, что я не изменила ему в его отсутствие и что Аллах не помогает козням изменников.

53. Я не оправдываю себя. Поистине, нами повелевает зло, если только не смилуется мой Господь. Поистине, мой Господь – Прощающий, Милующий».

54. Царь сказал: «Приведите его ко мне. Я возьму его себе». Когда он заговорил с ним, [царь] сказал: «Сегодня ты занял высокое положение при нашем [дворе] и вошёл в доверие».

55. Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли; я [человек] бережливый и знающий».

56. Так Мы наделили Юсуфа властью на земле [египетской]. Он мог остановиться там, где ему было угодно. Мы одаряем Своей милостью кого пожелаем, и Мы не теряем награды делающих наилучшее.

57. Поистине, награда в последней жизни лучше для тех, которые уверовали и были богобоязненны.

58. Братья Юсуфа прибыли [в Египет] и явились к нему, и он узнал их, а они не признали его.

59. Снабдив их припасами, он сказал: «Привезите ко мне вашего брата по отцу. Разве вы не убедились, что я отмеряю мерою сполна и хорошо принимаю гостей?

60. Но если вы не привезёте его ко мне, то я не дам вам ни меры и даже не приближайтесь ко мне».

61. Они сказали: «Мы умолим его отца отпустить его и непременно выполним [то, что ты пожелал]».

62. Он сказал своим слугам: «Положите их товар [обратно] в их вьюки, чтобы они узнали его, когда возвратятся к своим семьям. Быть может, они вернутся».

63. Вернувшись к отцу, они сказали: «Отец наш, нам не будут отмеривать [зерно]. Отпусти с нами нашего брата, и мы получим свою меру, и мы будем оберегать его».

64. Он сказал: «Разве я доверю его вам, как прежде доверил его брата? Аллах лучше обережёт [его], и Он милостивейший из милующих».

65. Когда они открыли свою поклажу, то обнаружили, что им вернули их товар. Они сказали: «Отец наш! Чего ещё мы хотим? Вот наш товар, который вернули нам. Мы привезём пропитание для нашей семьи, сбережём нашего брата и получим вдобавок верблюжий вьюк. Эта мера невелика».

66. Он сказал: «Я не отпущу его с вами, пока вы не поклянётесь Аллахом, что непременно привезёте его [обратно], если только вы не попадёте в беду». Когда же они дали ему обещание, он сказал: «Аллах свидетель тому, что мы сказали».

67. Он сказал: «Сыновья мои, не входите через одни ворота, а войдите через разные. Я ничем не могу защитить вас от Аллаха. Решение принимает только Аллах. Только на Него я уповаю, и пусть только на Него уповают уповающие».

68. И вошли они так, как им велел отец, и он ничем не мог защитить их от Аллаха, но в душе Я‘куба было желание, которое он удовлетворил. Поистине, он обладал знанием, потому что Мы научили его, но большинство людей не знают.

69. Когда они вошли к Юсуфу, он прижал к себе своего брата и сказал: «Я твой брат, и не печалься из-за того, что они совершали».

70. Снабдив их припасами, он положил чашу во вьюк своего брата, а потом глашатай закричал: «Эй вы, из каравана! Вы воры».

71. Повернувшись к ним лицом, [братья] сказали: «Что вы потеряли?»

72. Они сказали: «Мы потеряли чашу царя. Кто принесёт её, тот получит верблюжий вьюк. Я отвечаю за это».

73. [Братья] сказали: «Клянёмся Аллахом, вы точно знаете, что мы не приехали для того, чтобы распространять нечестие на земле, и мы не воры».

74. Они сказали: «Каким же будет возмездие ему, если вы лжёте?»

75. [Братья] сказали: «Тот, в чьём вьюке найдут [чашу], будет задержан в наказание. Так мы воздаём несправедливым».

76. Он начал с их мешков до того, как [обыскал] мешок своего брата, а затем вытащил [чашу] из мешка своего брата. Мы [научили] Юсуфа этой хитрости. Он не мог задержать своего брата по законам царя, если бы того не пожелал Аллах. Мы возвышаем в степенях того, кого пожелаем, и выше любого знающего есть [более] знающий.

77. [Братья] сказали: «Если он украл, то ещё раньше воровал его брат». Юсуф утаил это в душе и не открылся им, а только сказал [про себя]: «Ваше положение хуже, и Аллах лучше знает о том, что вы измышляете».

78. Они сказали: «О визирь, его отец – многолетний старик. Задержи вместо него кого-либо из нас. Мы видим, что ты из числа делающих наилучшее.

79. Он сказал: «Упаси нас Аллах задержать не того, у кого мы нашли нашу вещь, а иначе мы поступим несправедливо».

80. Отчаявшись [убедить его], они стали совещаться в стороне, и старший из них сказал: «Помните ли вы о том, что отец взял с вас клятву Аллахом и что раньше вы несправедливо обошлись с Юсуфом? Я не покину этой страны, пока отец не разрешит мне или пока Аллах не примет решение в мою пользу. Он – лучший из судий.

81. Возвращайтесь к отцу и скажите: “Отец наш, твой сын украл. Мы свидетельствуем только о том, что знаем, и мы не ведаем сокровенное.

82. Спроси [жителей] селения, в котором мы были, и [людей из] каравана, с которым мы вернулись. Поистине, мы говорим правду”».

83. Он сказал: «Нет, это ваш нафс соблазнил вас, и терпение [моё] красиво. Возможно, Аллах вернёт мне их всех вместе. Поистине, Он – Знающий, Мудрый».

84. Он отвернулся от них и сказал: «О бедный Юсуф!» И очи его побелели от печали, которую он сдерживал.

85. Они сказали: «Клянёмся Аллахом, ты не перестанешь вспоминать Юсуфа, пока не лишишься сил и разума или не умрёшь».

86. Он сказал: «Я жалуюсь на скорбь и печаль только Аллаху, и я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете.

87. О сыновья мои, ступайте и разыщите Юсуфа и его брата и не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».

88. Войдя к нему, они сказали: «О визирь! С нами и нашей семьёй случилась беда. Мы привезли мало товара. Отмерь нам меру сполна и окажи нам милость. Поистине, Аллах вознаграждает подающих милостыню».

89. Он сказал: «Поняли ли вы, как вы поступили с Юсуфом и его братом, когда вы были невежественны?»

90. Они сказали: «Неужели ты Юсуф?» Он сказал: «Я – Юсуф, а это – мой брат. Аллах оказал нам милость. Поистине, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет награды делающих наилучшее».

91. Они сказали: «Клянёмся Аллахом! Аллах предпочёл тебя нам. Мы точно были грешниками».

92. Он сказал: «Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, и Он милостивейший из милующих.

93. Возьмите с собой мою рубаху и бросьте её на лицо моего отца, и он прозреет, а потом привезите ко мне всю вашу семью».

94. Когда караван покинул [Египет], их отец сказал: «Поистине, я чувствую запах Юсуфа, если только вы не считаете меня выжившим из ума».

95. Они сказали: «Клянёмся Аллахом, ты остаёшься в своём старом заблуждении».

96. Когда же прибыл благовеститель, он бросил [рубаху] на его лицо и тот прозрел. Он сказал: «Разве я не говорил вам, что мне известно от Аллаха то, чего вы не знаете?»

97. Они сказали: «Отец наш, попроси прощения нашим грехам. Поистине, мы были неправы».

98. Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас. Поистине, Он – Прощающий, Милующий».

99. Когда они вошли к Юсуфу, он прижал к себе родителей и сказал: «Входите в Египет, и, если так пожелает Аллах, вы будете в безопасности».

100. Он поднял своих родителей на трон, и они [вместе с братьями] пали ниц перед ним. Он сказал: «Батюшка, вот и исполнился мой тогдашний сон. Мой Господь сделал его явью. Он позаботился обо мне, когда освободил меня из темницы, и привёл вас из пустыни после того, как шайтан посеял раздор между мною и моими братьями. Поистине, мой Господь добр к тем, к кому пожелает. Поистине, Он – Знающий, Мудрый.

101. Господи, Ты даровал мне власть и научил меня толковать сны. О Зиждитель небес и земли, Ты мой Покровитель в этом мире и в последней жизни. Забери мою душу покорившейся и присоедини меня к праведникам».

102. Это один из рассказов о сокровенном, который Мы внушили тебе. Ты не был с ними, когда они решились на свой поступок, замышляя хитрость.

103. Большинство людей не уверуют, как бы сильно ты ни желал этого.

104. Ты не просишь у них награды за это. Это лишь напоминание для миров.

105. Как же много на небесах и на земле знамений, мимо которых они проходят и отворачиваются.

106. Большая часть их верует в Аллаха, придавая Ему сотоварищей.

107. Неужели они не опасаются того, что их накроет наказание Аллаха или [Судный] час настигнет их внезапно, когда они не будут ожидать этого?

108. Скажи: «Таков мой путь. Я призываю к Аллаху на основании твёрдого знания, а также мои последователи. Свят Аллах, и я не из числа многобожников».

109. До тебя Мы направляли посланниками только мужей из селений, которым мы внушали [откровение]. Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто жил до них? Поистине, обитель в последней жизни лучше для богобоязненных. Неужели они не разумеют?

110. Когда же посланники приходили в отчаяние и понимали, что их отвергли, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание не отвратить от людей грешных.

111. Воистину, в рассказе о них есть назидание для обладающих разумом. Это не вымышленный рассказ, а подтверждение того, что было прежде, разъяснение всего, верное руководство и милость для людей верующих.

Это одна из мною любимых сур Священного Корана. В ней прекрасно описаны деяния людей достойных, и деяния людей, которые ниже этого.

Далее предстоит переход непосредственно к качествам (личности) которые присущи достойным людям…

Глава 2.

Качества достойной личности.

Порядочность.

Порядочность и честность – слишком дорогие подарки. И не стоит их ждать от дешёвых людей.

Автор афоризма: Аллен В.

Мальчик лет десяти вошёл в кафе и сел за столик. Официантка подошла к нему. – Сколько стоит шоколадное мороженое с орешками? – спросил мальчик. – Тридцать рублей, – ответила женщина. Мальчик вытащил руку из кармана и пересчитал монетки. – Сколько стоит простое мороженое, без ничего? – спросил ребёнок. – Двадцать пять рублей, – ответила официантка. Мальчик опять пересчитал монетки. – Хочу простое мороженое, – решил он. Официантка принесла мороженое, положила на стол счёт и удалилась. Ребёнок съел мороженое, оплатил в кассе счёт и ушёл. Когда официантка вернулась убирать стол, у неё комок в горле застрял, когда она увидела, что рядом с пустой вазочкой лежали аккуратно сложенные монетки, три рубля – её чаевые.

Когда сомневаешься, как поступить, чтоб избежать бесчестия, поступай по совести, она всегда безошибочно укажет тебе благородный и порядочный путь.

Порядочность – это душевная чистоплотность. Порядочность – это способность не причинить вреда ни словом, ни делом, ни мыслью, никому, никогда, ни при каких обстоятельствах. Порядочный человек никогда не совершит бесчестный поступок, могущий иметь для кого-либо, в том числе и себя лично, даже условно гипотетически негативные последствия.

Писатель Фазиль Искандер тонко подметил: «Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости».

Согласно «Определениям» платонической школы, порядочность – это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера». В переводах этических сочинений Аристотеля как «порядочность» иногда передается термин эпиэйкейя (который чаще переводится как доброта). Порядочный (эпиэйкес) человек по своей воле никогда не сделает дурного. Он избирает в своем поведении то, что законодатель определил в общем плане, но не смог детализировать для каждого отдельного случая.

Порядочность вопреки своим интересам будет поступать по совести. Пропитанная чувством справедливости, она дружна с совестливостью, честью и нравственностью. Она никогда никому не завидует. Наоборот, старается радоваться чужим успехам, не стремится заполучить то, что уже кому-либо принадлежит, она честна и правдива. Порядочность осознает кратковременность жизни и спешит делать добро. Она с пониманием и состраданием относится к другим людям, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость.

Порядочность не злословит, то есть она говорит об отсутствующем человеке так, как будто он сидит напротив. Стивен Кови пишет: «Недостаток порядочности может подорвать практически любые усилия по созданию Счета высокого доверия. Если вы по своей натуре двуличны, то вы можете стремиться понимать другого человека, уделять внимание мелочам, выполнять обещания, прояснять и оправдывать ожидания, – но вы так и не сумеете накопить желаемого резерва доверия. Порядочность включает честность, но она шире этого понятия. Быть честным – это говорить правду, обеспечивать соответствие наших слов реальности. Быть порядочным – это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, то есть выполнять обещания и оправдывать ожидания. Для этого требуются порядочный характер и единство – главным образом с самим собой, но также и с реальностью жизни. Одно из важнейших проявлений порядочности – это лояльность к отсутствующим. Защищая тех, кто отсутствует, вы приобретаете доверие тех, кто присутствует.

Предположим, мы с вами разговариваем наедине и оба критикуем своего руководителя в такой манере, в которой не осмелились бы этого делать в его присутствии. А что произойдет, если у нас с вами случится размолвка? Вы прекрасно знаете, что я буду с кем-то обсуждать ваши недостатки. Именно этим мы с вами занимались за спиной своего руководителя. Вы знаете, мою натуру. В лицо я говорю приятные вещи, а за спиной злословлю. Вы видели, как я это умею делать».

Порядочный человек обязателен и уважителен

к другим людям. Ему и в голову не придет давать обещания, заранее зная, что он их не выполнит. Он свято относится к своим обязательствам и договоренностям. С таким человеком не нужно обкладываться письменными договоренностями, подписями, печатями и санкциями. Достаточно пожать ему руку и можно быть полностью уверенным, что он в «лепешку» разобьётся, но выполнит свои обязательства. На порядочность можно положиться, она не подведет в трудную минуту, не предаст, не подставит и не сподличает.

Хочешь, чтобы тебя уважали –, уважай других. Уважительность к людям – визитная карточка порядочности. Поэтому ее высоко ценят другие порядочные люди. Один из самых богатых людей в Мире, Уорен Баффетт, говорил: «Нанимая людей, я обращаю внимание на три качества. Первое – цельность, второе – интеллект и третье – высокая энергетика. Но при отсутствии первого – два других убьют вас!» Словом «цельность» переводчик назвал то, что в России больше принято называть порядочностью. Вместе с тем, в силу предсказуемости своего поведения порядочность становится легкой добычей манипуляторов, интриганов, словом, всей длинной галереи непорядочных людей.

Порядочность – качество личности, которое можно в себе воспитывать посредством постепенного взращивания в себе других достоинств. Люди, столкнувшись с обилием добродетелей, иногда пугаются, не понимая, как их одновременно вырастить на «грядке» своей души.  Здесь есть одна хитрость: стоит воспитать в себе, к примеру, ответственность, как данная добродетель вытянет за собой целую «охапку» других положительных качеств личности. Вместе с ответственностью вашим достоянием станет обязательность, честность и порядочность.

Один молодой человек в возрасте 22 лет поставил перед собой цель – взрастить в себе такие достоинства, которые позволят ему стать достойным и порядочным человеком. Он подошел к этому необычайно серьёзно. Зная, что цель становится целью, если она оформлена письменно, он завел специальный блокнот, в котором сформулировал те добродетели, которые решил в себе развивать, и стал каждый день следить за ними, вырабатывать их – и ставить себе в блокноте оценки за свои успехи. Прошло немало лет, но упорство и настойчивость были вознаграждены – у него все получилось: Бенджамин Франклин стал одним из самых порядочных людей своего времени.

Мужество.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Автор афоризма: Аристотель

Мужество – способность проявлять волю, нравственную твердость, действовать решительно и целесообразно в экстремальных ситуациях, переносить страдания, включая физическую боль.

Был случай, когда к Чингисхану подошла жена одного князя, с просьбой освободить её родных. Чингисхан сказал: – Вот, перед тобой стоят твой муж, твой сын и твой брат. Я отпущу только одного, кого выбираешь? Не задумываясь, она ответила: – Брата. – Объясни мне, почему? Женщина сказала: – Мужа я могу найти, сына я смогу родить, а вот брата не могу создать. После услышанного Чингисхан освободил всех троих.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством, второе – не успело, не смогло или не захотело сделать само и спустя секунды все то, что должно сделать, его принудили другие люди, поэтому оно и называется трусостью. Мужество и трусость тесно соседствуют, и разделяет их «фанерная стенка», находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

Мужество идет от разума, а не от чувств. Мужественный человек на рефлексном уровне приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо. Ну, а как же чувства? Бояться и переживать можно потом, если возникнет желание.

В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужества без подключения разума не бывает. Смелость может быть импульсивной, может проистекать от страха, смелым может быть и малыш, а мужественным – только разумный, волевой, зрелый и целостный человек. В мужестве проявляется качество накопленной воли. В упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество?

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. «Мужество без благоразумия – только особый вид трусости», – писал Сенека Старший. Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни». Ему и в голову не придет перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение. «Я способно преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимаю любой вызов судьбы», – говорит мужество, – «Чему быть, того не миновать. У любой задачи есть решение. Важно не терять присутствие духа, а думать о том, что необходимо сделать, понять, что я приобретаю от реализации негативного сценария». Фаворит мужества – Николай Островский писал: «Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».

Человеку с таким ярко проявленным качеством как мужество, как правило, присуще самообладание, стойкость, выдержка, самоотверженность и зрелое чувство собственного достоинства. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Однажды полководец спросил воина: – Что нужнее всего в бою? Тот ответил: – Нужней всего мужество! – А сила, а оружие? «Или ты о них забыл?» —спросил полководец. – Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, – ответил тот.

«Мужественный человек, – по словам Пьера Буаста, – обыкновенно страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется, не страдая». Мужество – это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», – писал Конфуций. Мужественный человек считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой», он не будет кичиться своей силой, напротив, будет терпим и терпелив к чужим недостаткам, стереотипам мышления, заблуждениям и предрассудкам.

Живым воплощением мужества является второй помощник капитана «Титаника» – Лайтоллер. Презирая страх, он после столкновения корабля с айсбергом трудился на корабле, организуя посадку женщин и детей в спасательные шлюпки. Даже в критический момент, когда он спускал на воду последнюю шлюпку, рассчитанную на 47 мест в то время, как на корабле оставалось еще 1600 обреченных на смерть людей, Лайтоллер не сделал ни малейшей попытки самому сеть в эту шлюпку, хотя имел на это право. Впрочем, лучше предоставим слово Уолтеру Лорду, автору документальной повести «Последняя ночь «Титаника»: «Стоя на крыше кают командного состава, Лайтоллер видел эту волну. Он наблюдал за тем, как гонимые ею толпы людей отступали по палубе наверх, как более проворным удавалось избежать соприкосновения с ней, а наиболее неповоротливые не успевали отступить достаточно быстро и поглощались водой. Лайтоллер понимал, что отступление людей к корме – всего лишь продление агонии. Он повернулся лицом к носу судна и прыгнул в воду. Когда он вынырнул, то увидел впереди «воронье гнездо» (наблюдательная площадка на мачте для впередсмотрящих), которое теперь находилось вровень с поверхностью моря. Слепой инстинкт самосохранения заставил Лайтоллера в течение нескольких секунд плыть к «гнезду» как к месту спасения. Но вскоре он опомнился и стал отплывать от судна, пока не доплыл до перевернутой, но держащейся на плаву шлюпке и вскарабкался на ее днище. На эту шлюпку забралось около тридцати человек, но некоторые из них впоследствии замерзли и были смыты в воду волнами. Ведь температура воды в ту ночь была минус два градуса! Как свидетельствуют очевидцы, именно благодаря хладнокровию Лайтоллера большинству из его спутников удалось дождаться до подхода помощи. Дело в том, что воздух то и дело выходил из под корпуса перевернутой шлюпки, и она все глубже погружалась в воду. Время от времени через ее днище перекатывалась волна и любое неверное движение одного человека могло потопить утлое суденышко. Тогда второй помощник капитана приказал всем тридцати мужчинам встать, построил их в две шеренги и заставил их повернуться лицом к носу шлюпки. Когда она начинала крениться, он приказывал людям одновременно наклоняться в ту или иную сторону и тем самым выравнивать хрупкое равновесие. Перемещая вес тела с одной ноги на другую, замерзшие, пропитанные ледяной водой люди не только удерживали на плаву свое перевернутое «судно», но и согревали себя этими движениями. Лайтоллер же подбадривал свою команду сообщениями о скором подходе помощи, и действительно – после более часа балансирования на грани жизни и смерти, их заметили и спасли гребцы с других лодок». Во истину, мир бы осиротел без мужества!

Смелость.

Смелость – это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха.

Автор афоризма: Твен М.

Смелость – начало победы.

Автор афоризма: Плутарх

Смелость как качество личности – способность подавлять защитные реакции, сохранять самообладание при появлении страха и качественно выполнять свои обязанности в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Смелость – это дрессированная трусость. Преодолев трусость, она подтверждает свое верховенство и власть над страхом. Смелый человек знает об опасности, но, вопреки этому, сознательно принимает вызов жизненных обстоятельств и идет навстречу страху. Он не упивается, как храбрец, «наслажденьем битвы жизни», но и «гром ударов» его не пугает. Эмоциональные переживания храбреца, вызванные возбуждением от перипетий боя, ему чужды. Опасность ему не по душе, но он превозмогает себя, душит страх  и делает то, что требуется.

Бесстрашных, в буквальном смысле этого слова, разумных людей не бывает. Страх в критической, безнадежной ситуации неизбежно появляется у любого нормального человека. Смелость проявляется не в бесстрашии, а в способности человека стать сильнее страха и действовать в «минуты роковые» расчетливо и хладнокровно, проявляя смекалку и самообладание.

Еще Плутарх сказал: «Начало победы – смелость». Смелость, как фронтовой разведчик берет «языка», обезоруживает страх и действует в соответствии со своей волей и разумом. Она мысленно выбрасывает из головы страх и целиком сосредоточивается на своем поступке.  Смелость проявляется во всех сферах жизни: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гете: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим».

Опасности – наши учителя, именно они помогают личности осознать саму себя, понять, что нужно изменить в своей жизни.  Между опасностью и смелостью стоит ощущение паники, смятения или безнадежности. В этом пространстве человеку надлежит сделать выбор, как реагировать на неблагоприятную или крайне опасную ситуацию. Животные в случае опасности нападают, убегают или изображают из себя статую Свободы, притворяясь мертвыми. У человека в диапазоне между трусостью и смелостью больше возможностей, как реагировать на происходящее.

Когда человек делает сознательный выбор в пользу смелости, ему приходится преодолевать одну существенную преграду подсознания. Дело в том, что оно, являясь личным архивом человека, сообщает уму впечатления об аналогичных опасных ситуациях прошлого и об их последствиях. Иными словами, новая ситуация входит в резонанс с пережитыми ранее и похожими ситуациями. Например, мужчина не проявляет смелость в отношениях с женщиной. Как только он хочет ее поцеловать, подсознание услужливо подбрасывает ему дальнейшее развитие сюжета: постель, загс, скандалы, «монголо-татарское иго», раздел его имущества, опустошение и разочарование. Поэтому он испытывает страх, кажущийся для всех не адекватным внешним причинам.

Смелость легко проявляется в экстремальных условиях, куда сложнее ее выявить во взаимоотношениях мужчины и женщины. У многих представительниц слабого пола живуч страх перед одиночеством, страх, что близкий человек бросит их. Для преодоления этого страха необходима смелость открытости, состоящая в изложении мужу каждой мелочи, которой она боится, способности рассказать о своих чувствах и переживаниях с самого детства. Женская природа диктует правило: «Если ты взята в жены вся, значит, ты действительно замужем».  Когда у женщины имеются темные страницы жизни, о которых она боится рассказать мужу, она, прежде всего, сама будет испытывать психологический дискомфорт.  Смелое путешествие по своему прошлому позволяет ей стать ребенком для своего мужа, у него будет возникать ассоциация, как будто он ее если не родил, то точно вырастил.

Человек с таким проявленным качеством личности как смелость не обязан совершать героические поступки по расписанию. Жизнь сама с определенной периодичностью подбрасывает ему страхи и опасные ситуации, которые нужно преодолевать. Смелость востребована жизнью: то нужно смело задать вопрос или сказать правду, то необходимо смело возразить или сделать комплимент тому, кто нравится, то надо проявить смелость в отстаивании своих принципов или быть готовым к резким переменам в своей жизни. Жизнь – нескончаемый урок, смелость всегда подключается к преодолению жизненных трудностей и неурядиц.

«На смелого собака лает, а трусливого – кусает» – гласит русская пословица. Какой нужно обладать смелостью, чтобы в условиях массовых репрессий тридцатых годов смело говорить правду обо всем, что видишь? Михаила Булгакова пытались «укусить» многие «сторожевые псы» режима, но он, проявляя невиданную смелость, игнорировал липкий страх смерти и говорил устами не «гегемона», а профессора Преображенского: «Что такое эта ваша разруха?… Да ее вовсе не существует… если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха… Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах…».

На писателя была открыта неприкрытая травля. В 1929 г. Сталин отозвался о Булгакове в письме к драматургу Билль-Белоцерковскому, одному из булгаковских гонителей: «Пьеса «Бег» есть проявление попытки вызвать симпатию к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины… «Бег» представляет антисоветское явление». «Доброжелатели» писателя уже видели его за стенами Гулага, но их останавливало одно обстоятельство: по непонятным им мотивам Сталин восемнадцать раз посещал пьесу Булгакова «Дни Турбиных». Человеческая симпатия писателя к героям «Дней Турбиных» и романа «Белая гвардия» была очевидна всем. Сатирические повести написаны не эзоповским языком, а вполне прозрачным. Сталин знал, с кем имеет дело, Булгакова в отличие от колеблющихся попутчиков и сомнительных единомышленников нельзя было заподозрить в чем-либо тайном. В своем безумно смелом письме к генеральному секретарю коммунистической партии Михаил Афанасьевич пишет такие строки: «… На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашенный ли волк, стриженный ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком…». Трудно найти другого писателя, который мог бы так смело разговаривать со Сталиным, и открыто говорить о своем видении существующих порядков.

Ответственность.

Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти.

Автор афоризма: Гюго В.

Ответственность это – иногда чувство приятной тяжести.

Автор афоризма: Конопатский А.

Ответственность как качество личности – способность взять на себя груз принятия решения, держать ответ за исполненное, отвечать за порученное,  добровольно принимать наказание за неверно выполненное не только, когда принятие ответственности инициировано самим «ответственным субъектом», но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиям.

Ответственность – это когда перед началом деятельности, реализации какого-либо события в своей жизни человек готов к самому худшему сценарию, к самому плохому финалу. Ответственный человек, планируя какое-либо действо, готов отвечать в любом случае, даже если всё пошло не по его плану. Всё рушится, но он уже это просчитал, поэтому не сильно огорчается, принимая ответственность за фиаско своих планов.

Один неудачник спросил успешного человека: – Мне вечно не везет. Как ты думаешь, почему? В ответ успешный человек спросил: – А в чем тебе не везет? – Да во всем, – ответил неудачник. – Вот, например, вчера я опоздал на работу и получил от начальника нагоняй и штраф. – А почему ты опоздал? – спросил успешный человек. – Потому что вчера на пути на работу была непредвиденная автомобильная пробка, и я в ней застрял, – ответил неудачник. И добавил: но я же в этом не виноват! – Понятно, – сказал успешный человек, – в чем тебе еще не везет? Неудачник подумал и говорит: – Ну, еще я недавно разбил свою машину. – А почему ты ее разбил, как ты думаешь? – спросил успешный человек. – Потому что дорога была скользкая. И опять же, я в этом не виноват, мне просто, как всегда, не повезло – я же не знал, что внезапно ударит мороз и дорога обледенеет! – Понятно, – сказал успешный человек. – В чем еще тебе не везет? – Еще мне не везет в семейной жизни, потому что жена меня постоянно пилит. – И в этом ты тоже не виноват? – спросил успешный человек. – Конечно, не виноват! Разве я виноват, что у моей жены скверный характер?  Всё ясно, – констатировал успешный человек, словно врач, который поставил диагноз. – Что тебе ясно? – спросил неудачник. – Ясно, что в своих неудачах ты, прежде всего, склонен винить обстоятельства, поэтому не стремишься улучшаться сам. И пока ты не научишься принимать ответственность за свои поступки на себя, вместо того чтобы перекладывать ее на других, ты так и останешься неудачником.

Уже в книге «Повести временных лет» (X век) использовался термин «ответ», близкий по смыслу к понятию ответственность Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Беном в книге ‘Эмоции и воля” (1865 г.). Ответственность рассматривалась в купе с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, являлся вопросом обвинения, осуждения, наказания.

Жизнь улыбается ответственным. Джон Стейнбек писал: «Быть человеком – значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство». Безответственный человек практически не имеет шансов добиться в жизни чего-либо значимого, ценного для себя и людей. Не случайно женщины ставят ответственность на одно из первых мест среди мужских качеств личности вместе с уверенностью в себе и целеустремленностью. Многие желают иметь власть над людьми, пользоваться её благами, но при этом не желают принимать на себя никакой ответственности. Человек, перекладывающий ответственность на других, добровольно отдает им власть над собой. Психологический словарь называет боязнь ответственности «гипенгиофобией». Есть такая притча. К одному Учителю пришёл человек и спросил: «Ты Бог?!»  – Нет. – кротко ответил Учитель. – Ты знаешь больше всех?! – Нет. – кротко ответил Учитель. – Ты мудрее всех остальных?! – Нет. – кротко ответил Учитель. – Так почему же ты думаешь, что имеешь право что-то говорить людям?! – Мы все идём по одной дороге, и если я, или кто-то другой увидел яму, то его долг предупредить об этом всех остальных.

Несерьезные, глупые, трусливые люди перекладывают ответственность на плечи других. Разумный человек готов взять на себя самую полную ответственность. Рост ответственности увеличивает вес прав. Глупость, как и гордыня ответственность не любит. Гордыня обожает контролировать всё и вся, но при этом не нести никакой ответственности.  В лексиконе дурака слово «ответственность» отсутствует. Человека можно тестировать на глупость – если боится ответственности, значит, где-то в подсознании занозой засела глупость. Ответственность подразумевает исполнение обязанностей, а глупец предпочитает говорить только о правах. Разумный человек знает, что у любой системы существуют ограничения. Не зная ограничений, можно наделать бед с правами. К примеру, можно, не прочитав инструкцию, засунуть кошку в микроволновку для сушки и потом удивляться, почему она отдала Богу душу. Мудрый человек хорошо чувствует свою ответственность и хочет знать о ней еще больше. Поэтому он и становится профессионалом своего дела. Глупец, зная только свои права, влипает в разные нехорошие истории, натолкнувшись на ограничительные барьеры в неумело выполняемом им деле. Глупец – это балкон без перил. Ответственность – качественная характеристика мудреца.

Принимая ответственность за свой выбор, человек чувствует радостность правильно выбранного пути. Он думает: «Я живу, как надо. Мой путь верен. Я отвечаю за всё в своей жизни. Все мои проблемы – это не вина других, а мой неправильно сделанный выбор. Но это мои жизненные уроки. Я не боюсь ошибок. Иди вперед без колебаний и сомнений». Принять ответственность за свое собственное развитие, свою жизнь – это дать старт движению к успеху и благочестию. Ответственность – это фундамент разумности, основа человеческого сознания.

Жирный плюс ответственности – чувствование ответа в сердцах окружающих, появление взаимопонимания. Люди уважают ответственность и строят с ней глубокие отношения на основе признательности, почтения и любви. Веды говорят, что ответственность – это ворота в любовь. Любовь – это когда останавливаешь выбор на одном человеке и добровольно принимаешь за него полную ответственность. Сергей Лазарев пишет: «Все мы в глубине души на самом деле боимся любви, потому что она дает не только наслаждение. Она заставляет человека быть нравственным, она заставляет прощать и жертвовать, заботиться и воспитывать. Она заставляет нас меняться, а изменения часто сопровождаются потерями и страданиями. Любовь заставляет нас быть ответственными за близких, за семью, за все человечество».

Безответственность – это уже не любовь, а эксплуатация, использование другого для своего наслаждения. Джейн Остин в «Гордости и предубеждении» пишет: «Как мало подлинного счастья ждёт супружескую чету, соединившуюся под влиянием страстей, которые оказались более сильными, чем чувство ответственности и долга». Например, в семейных отношениях мужчина обязан принять ответственность защитить свою жену в любых сложных ситуациях, принять полную материальную ответственность за семью и эмоциональную ответственность за ум женщины. Когда она волнуется, беспокоится, переживает, он должен эмоционально ее успокоить. Иными словами, ответственность удивительное качество личности. С одной стороны, человек ее опасается, а с другой, именно благодаря ей завоёвывает любовь, уважение и близость друг к другу. В Китае существует неписанный закон, по которому человек, спасший другого человека, отвечает за его жизнь до самого ее конца, ибо, вмешавшись в решение судьбы, спаситель уже не мог уйти от легшей на него ответственности за это.

Ответственный человек надежен, обязателен и уважаем. Он осознаёт личную ответственность за линию своей судьбы, за творение самим собой своего Я», своих жизненных невзгод, неудач и страданий. Он прекрасно понимает, что является, по выражению Жан-Поля Сартра, «неоспоримым автором события или вещи». Ответственность следует трактовать как авторство. Она помогает раскрыть творческий потенциал личности, предоставляет возможность выстроить правильные отношения с внешним миром. Антуан де Сент-Экзюпери в «Военном летчике» писал: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком – я подчиняю себя злому року; если я приписываю их измене – я подчиняю себя измене; но когда я принимаю всю ответственность на себя я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности»..

Ответственность как качество личности дружит с совестливостью и свободолюбием. Упреками, попреками и скандалами ответственность не привить. Английский писатель Бернард Шоу справедливо заметил: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее».  Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек, думающий только о правах, деградирует. Ответственный человек славится высокоразвитым чувством долга, он добросовестно исполняет свои обязанности и не страшится делать свободно жизненный выбор. Он понимает, что пишет жизнь набело, принимает роль «примы» во всех ситуациях и обстоятельствах существования себя и своих детей. Ответственность в связке с заботливостью является еще и формой проявления любви. Уважая право других быть другими, он проявляет к ним любовь, искренность и открытость.

Целеустремлённость.

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

Автор афоризма: Бальзак О.

Жизнь задыхается без цели.

Автор афоризма: Достоевский Ф. М.

Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их.

Автор афоризма: Чэннинг У.

Целеустремленность – способность решительно, упорно и настойчиво стремиться к реализации своей цели.

Каковы ценности человека, таковы его и цели.

Однажды некий уважаемый горожанин пришёл к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал: – Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья. Соломон задумался и сказал: – Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами. А о чём мечтаешь ты? Ответил проситель: – Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чём мечтать. Тогда Соломон изрёк: – Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья. Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своём пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймешь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни. Проситель наморщил лоб и произнёс: – Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье? И ответил царь: – Да.

Женщины всего мира говорят одни и те же слова, когда речь заходит о желаемых качествах мужчины: целеустремленность, уверенность в себе и ответственность. Какой женщине не понравится мужчина, который с огромной решимостью стремится преодолевать неустойчивость своих взглядов, социального статуса и вообще своего места в жизни? Когда мужчина наделен целеустремленностью, он преодолевает неустойчивость своего нынешнего состояния, проявляя твердость характера, настойчивость, упорство и непреклонность. Именно эти качества личности и вырабатывает целеустремленность.

Обладатель этого качества наделен вкусом другого счастья. Познавший лучшее, недоволен хорошим. Привлеченный вкусом иного счастья, человек решительно стремится его достичь. Всё познается в сравнении. Отведав мед, забудешь про сахар. Пожив на шикарной вилле приятеля, проблематично ощущать свою успешность в «хрущевке». Познав вкус духовного счастья, в тысячи раз превосходящего счастье материальное, человек будет стремиться к духовному совершенству. Разве это цель для настоящего мужчины: вырастить пивной живот, полностью посадить свою печень и по-генеральски построить тещу? Для этого достаточно невежества. Иными словами, вкус иного счастья является стимулом целеустремленности личности.

У величайшего мастера стрельбы из лука всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил: – «Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем». Другой ученик произнес: «Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе». Третий сказал: «Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень».  Затем мастер подошел к своему лучшему ученику и спросил: «А ты что видишь?»– «Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени», – последовал ответ. Мастер повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: «Знайте: только такой человек может стать Попадающим в Цель».

Однако жизнью засчитывается попадание только в свою цель. Как определить, своя цель или чужая? В биатлоне часто возникает ситуация, когда спортсмен в индивидуальной гонке впопыхах начинает стрелять по чужой мишени. Пять выстрелов – стопроцентное попадание в цель, и он радостно убегает со стрельбища. Взглянув на табло, он обнаруживает, что расстрелял чужие цели и заработал пять минут штрафа. Обидно и досадно.

Куда более обидно, когда мы узнаем, что наши жизненные цели были чужими. Потрачено понапрасну столько душевных и физических сил. Даже достигнув чужой цели, мы вместо радости испытываем опустошенность. А куда подевались радость и счастье? Счастье – это путешествие к цели по излюбленному маршруту. Счастье – это наш попутчик на верном пути к цели. Когда мы идем к своей, а не к чужой, цели по правильно выбранному маршруту счастье сопровождает нас на протяжении всего пути. Жизнь становится праздником. Реализация цели только умножит нашу радость. Путь к своей цели вызывает прилив сил и доставляет нам истинное удовольствие.  С легкостью преодолеваются преграды.  Труд на благо цели становится жизненной потребностью и доставляет радость. Если же дорога к цели сопряжена с усталостью, постоянной борьбой с самим собой, отсутствием вдохновения, значит, мы идем к чужой цели или выбрали неправильную дорогу.   Чужая цель – это борьба, повинность, вынужденные действия и насилие над собой. Она висит у нас камнем на шее. Чужая цель – это стремление доказать себе и окружающим свою важность и значимость. Обнаружив в цели такие признаки, можете выкинуть ее из головы. Либо мы будем идти к своей цели, либо будем реализовать чужую цель.

Чужая цель приходит извне – под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния окружающих. Она работает на чужой карман и вызывает душевный дискомфорт. Если цель не способствует финансовой независимости, благополучию и процветанию, значит, это не наша цель. Задайте себе такие вопросы: есть ли у меня достаточная мотивация при выборе данной цели? Превратит ли дорога к цели мою жизнь в праздник? Обладаю ли я истинным талантом, позволяющим реализовать цель?  Вызывает ли во мне энтузиазм и страсть возможность достигнуть цели? Побуждает ли меня душа к тому, чтобы начать двигаться по пути к цели? Если мы ответим на все вопросы утвердительно, значит, это наша цель.  Секрет нашей цели простой. Если мы чувствуем единство души и разума по отношению к цели, если сама мысль о движении к ней делает нашу жизнь праздником, значит, это наша цель. С нашей целью мы ощущаем себя комфортно, потому что она находится в соответствии с нашими талантами и пристрастиями. В области нашей цели мы совершенны и способны реализовать свой наиболее ценный потенциал. Нашему кораблю на правильном курсе к своей цели могут помешать только два пирата: неуверенность и отсутствие веры.

Большинство людей, размышляя о своих целях, не догадываются, какими способами они достигаются и какой ценой. У известного нефтяного миллиардера Х. Ханта, обанкротившегося в результате попытки выращивать хлопок в Арканзасе, а затем сделавшего состояние в несколько миллиардов долларов и ставшего одним из богатейших людей мира, однажды спросили, какова его формула успеха? Он ответил, что требуются две вещи. «Первая, – сказал он, – решите, чего именно вам хочется. Большинство людей никогда этого не делают. Второе – определите цену, которую вам придется заплатить, а затем преисполнитесь решимостью заплатить эту цену».

Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь. Лесоруб или охотник обычно находят дорогу к оставленной сторожке, ориентируясь, например, на какое-либо высокое дерево, видимое на приличном расстоянии. Возвращаясь, они постоянно сверяют направление движения с избранным ориентиром. Временами веха может уходить из поля зрения, но ведь не придет же охотнику в голову, что, быть может, вообще не следует идти. Для нас таким деревом является главная цель нашей жизни. Она должна быть больше нас. Ее нельзя достичь при жизни. Че Гевара любил говорить: «Давайте будем реалистами и совершим невозможное». Если не ставить перед собой дерзкую недостижимую цель, мы никогда не узнаем свой потенциал. Любая цель должна быть промежуточной.

Сам путь к главной цели является источником радости. Главная цель указывает нам путь. Поэтому мы не можем заблудиться в лабиринтах жизни. Ф. М. Достоевский писал: «Осмыслить и прочувствовать можно и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения». Выбрав главную цель, мы узнаем свой путь. Сначала мы его выбираем, а потом он выбирает нас.

Любимец вдохновения, устремленный главной целью жизни, знает свой путь и никуда с него не свернет. Путь к главной цели жизни и есть цель.  Кто верен своему пути, не уронит цель. Робин Шарма пишет: «Как только ты поймёшь, в чём состоит дело твоей жизни, твой мир оживёт. Каждое утро ты будешь просыпаться, наполненный энергией и воодушевлением. Все твои помыслы будут направлены на конкретную цель. У тебя не будет времени, чтобы тратить его впустую. Следовательно, драгоценная энергия разума не будет расходоваться на мелкие мысли. Автоматически ты сотрёшь привычку к беспокойству, и твоя работа станет куда более производительной и полезной. И что замечательно, у тебя появится глубокое чувство внутренней гармонии, словно что-то ведёт тебя к выполнению твоей миссии».

Возьмите, например, Тэда Тернера, учредителя CNN. Еще в молодости он усвоил принцип своего отца: ставь перед собой цели, для достижения которых не хватит жизни. И он решил создать самую крупную телестудию в мире. Вы, конечно, представляете, что на его пути возникали проблемы. Тэд Тернер говорит: “Не важно, какие проблемы появлялись – по сравнению с моей целью они были относительно малы. Таким образом, я никогда не терялся в проблемах, но всегда направлял взгляд на цель”.

Цели должны быть в унисоне с жизненными принципами, нравственными ценностями и моральными устоями. Согласованность, соответствие целей ценностям – необходимое условие их реализации.  Цель раба – не свобода, а рабы. У самодостаточной, уверенной в себе личности цели соответствуют ее сегодняшнему уровню сознания.

В работе с целью очень важен предварительный шаг, состоящий в инвентаризации наших убеждений и верований, относящихся к тематике цели. Убеждения и верования мы рассматриваем под таким углом зрения: помогают они или мешают реализации цели, какие из них будут поддерживать нас на пути к цели, а какие тянуть вниз. Зафиксируйте убеждения и верования, которые необходимо заменить. Разбейте пятью доводами каждое ограничивающее убеждение. Сформируйте новое убеждение, согласующееся с целью. Докажите себе пятью аргументами правильность данного убеждения. Представьте новое убеждение в образной форме с привлечением чувств и эмоций. Это облегчит работу подсознания по пересортице убеждений. Теперь можно переходить к непосредственной работе с целями.

Помимо главной цели мы стремимся реализовать свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Работа с ними подразумевает видение ясного образа конечного результата. Это первый шаг движения к цели. Если стоит цель купить дом, то каждое утро сразу после пробуждения следует представлять себя хозяином дома, который обходит дом, греется у камина, лаская золотистого ретривера. Если поставлена цель, путешествовать по всему миру, значит, опять же утром представьте себя туристом, разъезжающим по изумительным маршрутам по разным странам и континентам. Визуализация конечного результата должна прокручиваться сознанием как фильм с нашим участием в главной роли.  Чем яснее и красочнее будет фильм, тем быстрее реализуется поставленная цель.   При этом нужно помнить, что концентрация внимания на конечном результате, если только до него не остался всего один шаг, никак не продвигает нас к цели. Безусловно, наше внешнее намерение делает свое дело, но мы должны ему помочь.  Если цель достаточно сложная и подразумевает несколько шагов к ее достижению, значит, следует визуализировать каждый из шагов. Это будет визуализацией процесса достижения цели. Как его понимать? Допустим, мы работаем над книгой и еще четко во всех нюансах не представляем конечного результата. Зато нам известны качества, которые будут присущи всему произведению. С каждым абзацем и с каждой страницей наше детище превращается в цельное произведение. Мы без труда можем придумать способ визуализации самого процесса написания книги. Мы должны не просто представлять книгу на полках книжного магазина, а визуализировать процесс рождения книги. Мы со стороны любуемся нашим творением, наблюдая, каким образом книга продвигается к завершению. Визуализация конечного результата необходима, но созерцая процесс движения, мы заметно ускоряем движение к цели.

На втором шаге работы с целью мы должны оказать положительное влияние на самого себя, чтобы подогревать наш интерес.  Одним из самых действенных приемов влияния служит публичное обещание. Поделившись с близкими своей целью, мы сразу же начнем ощущать влияние, которое заставит нас двигаться вперед. Мы же хотим быть последовательными и не выглядеть в глазах своих близких хвастуном. Понятно, что без надобности оповещать о своих целях все наше окружение. Публичность обещания должна ограничиваться, например, супругом или супругой. Словом, людьми, которые будут помогать нам в движении к цели.

Третий шаг – реализация цели предполагает предельный срок ее достижения. Мы должны определить конкретные сроки реализации цели. Когда-нибудь означает никогда! Нам необходимы краткосрочные и долгосрочные цели, качественные и количественные. Цель должна быть вызовом. Если она рассчитана на три года, мы можем разбить ее на промежутки по 90 дней, а затем разбить на месячные и недельные подцели. Пример, количественной цели – намерение купить машину. Пример качественной цели – намерение стать свободным от раздражения человеком. Что случится, если сроки будут сорваны? Это значит, что мы переоценили свои возможности. Поэтому следует установить другой срок.

Цель, не зафиксированная на бумаге, целью не является. Четвертый шаг – это письменное закрепление цели. В разговоре можно под воздействием эмоций наболтать лишнего. Когда же проецируются наши мысли на бумагу, мы как бы отмечаем их красным флажком в подсознании. После этого наше подсознание, как орловский рысак, помчится к цели. Вступают в действие естественные силы, которые займутся материализацией цели. Записывая на бумаги свои целевые установки, мы конкретизируем детали. Поэтому нам затруднительно ввести в заблуждение самого себя и окружающих. Письмо – это психическая и нервно-мышечная деятельность, которая оставляет отпечаток в нашем мозгу. Устно либо мысленно обозначенная цель – это плод переменчивого ума, записанная в форме без эмоциональных символов (букв) она становится детищем разума.  Если хотите это проверить, то перед тем, как ложиться спать, запишите три вещи, которые хотели бы первым делом сделать или обдумать с утра, и посмотрите, что получится. Практически всегда при проведении такого эксперимента, как только человек просыпается, в его сознании возникает то, что он записал накануне. К сожалению, люди настолько инертны и ленивы, что не могут выделить полчаса в месяц, чтобы обосновать на листе бумаги свои цели и осознанно взглянуть на свою жизнь. Лишь три человека из ста письменно закрепляют свои цели. При этом только один человек из ста перечитывает и переосмысливает эти цели с должной регулярностью. Предлагаю стать этой элитной единицей.

Пятый шаг на пути к цели состоит в соблюдении «правила двадцати одного». Дело в том, что для того, чтобы наши новые действия стали привычкой, требуется их выполнять двадцать один день подряд. Если привить хорошую привычку, старая вредная привычка уступит ей место. Полное закрепление привычки обычно охватывает примерно двадцать один день, столько времени нужно, чтобы создать новые нервно-психические связи. Иными словами, двигаясь к цели на протяжении двадцати одного дня, и выполняя в течение этого периода новые действия в одно и то же время, мы закрепляем эту цель, как часть повседневного распорядка.

Как вы думаете, почему большинство людей живет бесцельно? Зачастую, в основе многих наших действий и бездействий лежит страх. Люди страшатся взять на себя ответственность за свою жизнь. Поставить цель – это взять на себя ответственность за свое будущее. Можно, конечно, оправдаться, свалить вину за нереализованную цель на других или на злые обстоятельства, но лучше вообще не ставить цели. Тогда и оправдываться не придется. Помимо этого, игнорирование целей объясняется низкой самооценкой людей и чувством вины. Неуверенный, пессимистично настроенный и закомплексованный человек не хочет мыслить на перспективу. Он не способен осознать важность целей в своей жизни. Боязнь неудачи лишает человека инициативы в принятии целей. Нежелание работать с целями объясняется и банальной причиной: люди не умеют ставить цели. В школе, к сожалению, этому не учат. Эта галерея причин объясняет, почему лишь один человек из ста умеет эффективно работать с целью.

Талант

Я согласен с идеей, что среди людей существует естественная

аристократия. Основы для нее – это добродетель и талант.

Автор афоризма: Джефферсон Т.

Талантливость как качество личности – склонность проявлять природную одарённость и выдающиеся способности в какой-либо сфере жизнедеятельности.

Учитель музыки говорит ученику: – Предупреждаю, если ты не будешь вести себя правильно, я скажу родителям, что у тебя талант.

Талант – это божественная энергия, стартовый капитал личности. Талант – это ответственность перед миром. Изначально слово «талант» обозначало золотые монеты. В библии описывается притча, как хозяин подарил трём своим рабам по одной монете – «таланту». Один закопал ее в землю, второй разменял, а третий приумножил. Отсюда появились выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Но затем это слово стали использовать в другом смысле – как божественный дар творить нечто новое, врожденное в человеке. М. Веллер пишет: «Талант – это перпендикуляр. Это заплыв против течения. Это презрение к толпе и неистребимое стремление выделиться из нее так, чтобы она удивлялась и уважала. Нонконформизм, в общем, и способность делать что-то такое, чего большинство не может, или не хочет, или даже не понимает».

Один из главнейших уроков жизни – найти своё предназначение, найти ту сферу жизнедеятельности, где «изюминка» таланта проявится в полную силу. Кому-то предназначено быть талантливым артистом, кому-то талантливой матерью, а кому-то талантливым ветеринаром. Если они пойдут по другой дороге жизни, будет конфликтное существование, будет недовольство собой и работой, будет зависть к более успешным коллегам. С работой должна быть взаимная любовь, иначе каждый день превратится в тягостную муку. Талантливый человек, занятый своим любимым делом, идёт на работу с радостью, а возвращается с удовольствием. Словом, не нужно поддаваться уговорам играть на скрипке, когда у тебя получается стучать в барабан. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 3.35: «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».

Мудрые слова. Ученые провели любопытное исследование, состоявшее в выяснении, когда у людей наиболее часто происходят инфаркты и какова их основная причина. Выяснилось, что в девять утра в понедельник. Выжившим после инфаркта задавали вопрос, в чем, как они считают, основная причина их сердечного недуга. И вот что всплыло. Все они ненавидели свою работу и шли на нее, как на каторгу. Люди ежедневно со звонком будильника испытывали стресс, насиловали себя и, превозмогая свою нежелание, шли на нелюбимую работу. Вот поэтому следовать по чужому пути опасно. Надо искать своё предназначение.

Есть такая притча. Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти пять правил, никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть.       Первое: ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком. Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил или сможешь «вырасти» из них. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след.

«На свете немало людей, – писал испанский писатель Карлос Руис Сафон, – кто обладает способностями и желанием, и многие не добиваются ничего. Это только предпосылки к тому, чтобы совершить что-то в жизни. Врожденный дар сродни силе атлета. Можно появиться на свет, обладая большими или меньшими способностями, однако человек не становится атлетом только лишь по той причине, что родился высоким, сильным или быстрым. Выдающимся спортсмена или художника делает упорный труд, совершенствование в своем ремесле и технические приемы. Природный ум – не более чем стратегический запас».

Всегда печально смотреть на нереализованный, «зарытый в землю» талант. Беда, коль пироги начнет печи сапожник. Занимаясь не своим делом, человек проходит мимо своего счастья, не открывает своё истинное Я. Чувство вины за не найденное или сознательно не принятое предназначение будет всю жизнь грызть его душу и отравлять существование. Как капитал переливается из одной отрасли хозяйства в более прибыльную отрасль, так и человек, поддавшись меркантильным соображениям, иногда начинает дрейфовать по жизни, сознательно забывая про свой талант. Итог: экзамен жизни не сдан, предназначение проигнорировано, личность потеряна, счастья однозначно не будет. Помните у Ричарда Баха: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» В некоторых странах существуют традиции, как определить талант ребенка. Например, в Индии перед младенцем раскладывают различные предметы – книги, деньги, оружие. К чему он поползет и начнет играть, то и будет сферой его деятельности в будущем.

Талантливость – не разлучница с трудолюбием и целеустремлённостью. Лень и малодушие – ржавчина для таланта, только в атмосфере постоянного, напряжённого и упорного труда, он превращается в реальную созидательную силу, только в приобретении навыков и опыта он раскрывает весь свой потенциал. Талант без трудолюбия подобен фейерверку – ослепительное мгновение и темнота.  Если талантливость идёт по пути своего предназначения к своей цели, труд для нее превращается в осознанную необходимость, в работу души, в удовольствие. Поэтому, по большому счёту, наличие лености – свидетельство того, что человек занят не своим делом и, под влиянием чужих мнений и оценок, нерадиво относится к своему занятию. Например, окружающие в один голос твердят: «Ты талантливый врач», а ему опостылели пациенты и почему-то, в каждую свободную минуту он следит за биржевыми новостями и в тайне мечтает стать биржевым брокером.

Кто-то придумал утверждение: «Талантливый человек талантлив во всём». Далеко не во всём. Если нет предназначения, интереса, навыков и опыта – ничего не получится. Есть замечательное высказывание Франсуа де Ларошфуко: «Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен.

Талантливость ленива только там, где не её место, в своей любимой сфере о лени не может быть и речи, куда всё девается – глаза сияют, от работы за уши не оттащишь, трудоспособность сумасшедшая, человек даже не чувствует усталости. Как определить, твоё это занятие или навязанное обстоятельствами? Очень просто, это можно ощутить даже на физическом уровне. Если, оставив дело, начинаешь себя хуже чувствовать – это верный признак отклонения от призвания.

Талантливость – означает уйти от шаблонов и стереотипов, действовать принципиально по-новому, наиболее лучшим способом реализуя свои способности при любых обстоятельствах жизни. И. Е. Репину врачи запретят работать с красками, но и простым окурком он умудряется делать талантливые вещи. У Ф. М. Достоевского каждый приступ эпилепсии снижал его умственные способности, и он не помнил действующих лиц своих произведений. Несмотря на это, мастер с любовью создавал новые свои детища.

Талантливость – искренняя. В мире людских оценок для неё важно только одно – искренне или фальшиво, подлинно или поддельно. Сторонясь снобизма, талантливость вовсе не заботится о «хорошем» или «дурном» вкусе своих творений. Вкус для неё, как сказал Ролан Быков – «это когда мне вкусно». Талантливость чурается подражательства и копирования. Как говорил Дюрер ученикам, «остерегайтесь мысли создать что-либо более совершенное, чем произведение, созданное Богом». Не соревнуясь с Богом, талантливость испытывает интерес и любовь к тому, что видит. Это позволяет ей увидеть и оценить реальную красоту мира.

Есть замечательный афоризм поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Талантливость – заповедная область, её нужно оберегать. Талантливым людям в жизни приходится тяжелее всего. Они всегда служат объектом нападок, зависти и злобы, они не защищены, открыты для всех и для всего. Бездарность трясёт от непохожести и непредсказуемости других. Талантливость проходит мимо жизненного успеха из-за слабой мотивации преуспеть, растолкать других, пробраться к кормушке жизни. Она увлечена своим делом и не оглядывается по сторонам, где жадные и беспринципные бездарности проявляют бешеную инициативу, захватывая «тёплые» места и ключевые посты. Пока талантливость самозабвенно в одиночку думает над решением какой-либо задачи, концентрируя всё своё внимание и потенциал разума над ее скорейшим разрешением, бездарности катастрофически быстро размножаются, создавая при этом какие-то группы, союзы, общества, партии. Талантливость пашет за десятерых, а одна бездарность способна уничтожить десятки талантов.  А. П. Чехов точно подметил: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».

Продолжение книги