Тихоня бесплатное чтение

Анька прибежала довольная и счастливая, сообщая бабуле новость о своём предстоящем замужестве. Та, посмотрев на счастливое лицо своей любимой кровиночки, вздохнула тяжко, присела на стул, а потом подняла свои строгие глаза и тихим, холодным голосом произнесла: "Не бывать этому".

Аня смотрела на Степаниду Матвеевну, которая ей перебила всё её счастье одним тоном голоса, словно обливая водой из горного ручья. Что происходит, что ж ей теперь в девках ходить, когда все подружки замуж повыскакивали, только она не разобранная осталась.

В их селе молодежи было мало, многие взрослели, переезжая в город, а тут оставались лишь некоторые, кто любил природу, животноводство и бескрайние русские поля. Из тех, кто остался, большинство девчонок вышли замуж, обзавелись детьми и своим хозяйством, вот и Аню тянуло к этой взрослой, счастливой жизни.

Девушка присела, готовая расплакаться и ожидая того, что сейчас бабушка озвучит причины такого жестокого решения.

"Охламон твой Васька, не путевый он. Все болтается по деревне, не для семьи этот человек". Аня молчала, не зная, как объяснить бабуле, что она любит Васю, что он добрый и хороший. А то, что гуляет пока, ничего страшного, у него же семьи нет, женятся они и всё образуется, всё будет хорошо.

Васька был и правда добродушным и веселым парнем, девчонки на селе все млели в его обществе, громко смеясь над его шутками, чтобы обратить на себя внимание. Балагурить и распевать песни под гитару было его любимым делом.

Парню недавно исполнилось 25, и родители настаивали, чтобы он выбрал себе невесту, хватит уж куролесить. Вася сопротивлялся, но тут Аня, добрая и отзывчивая, как серая мышка, сидевшая на дне рождении подруги. Она поглядывала на него тихонько из своего уголка, чтобы он не заметил.

Вася приметил и подумал, раз уж выбирать себе невесту, как мамка просит, так пусть эта тихоня и будет. Не станет эта бесхребетная девчонка ему скандалы закатывать, как он скажет, так и будет.

Долго парень с Аней не гулял, был добрым, улыбался и смотрел в глаза, а девушка на седьмом небе от счастья была. Это же надо самый красивый парень на деревне за ней ухлестывает.

Свадьба была веселой. Ох, и народу же собралось, пляс стоял такой, что все знали, Аня с Васей женятся! А вот любимой бабули не было на этом мероприятии, не решилась она видеть, как внучка свою жизнь губит, так и сказала ей.

Молодежи на свадьбе было видимо не видимо. Аня не выпивала, поэтому всем хотелось присесть рядом с женихом, да приложиться к рюмочке с пожеланием счастья и любви молодым. Много тостов было сказано, много спиртного выпито, но вот брачная ночь прошла не совсем по плану. Василий ушел провожать гостей, явившись утром, без тени стыда или извинений перед молодой супругой.

Гулял муж Ани неделю, оправдывая всё тем, что каждый хотел с ним выпить, а он всех уважить должен, да и женится же он, можно и покутить законно.

Степанида Матвеевна пыталась образумить молодца, пристыдить, но тот был не из робкого десятка, ставя бабулю на место своим замечанием, что это его семья и ему решать сколько веселиться.

Время шло, и Василий отошёл от пьянки, взялся за работу, семью же содержать нужно. Им с Аней был отведен дом его бабушки, поэтому жили они отдельно. Аня была счастлива, хоть и омрачал муж её своими пьянками, но она была уверена, что все это временно. Сама же хлопотала по дому, развешивая новые занавески, прибираясь и расставляя всё по-своему.

Родители Ани много работали и воспитанием часто больше бабушка занималась, поэтому с ней отношения были всегда добрыми, именно Степанида Матвеевна являлась главной советчицей в жизни молодой девушки.

Но сейчас всё изменилось, бабушка из доброй превратилась в холодную и отчужденную. Не нравилось ей всё, что творилось в семье внучки. По деревне слухи поползли, сто Васька с Ленкой погуливает, а молодая жена дома сидит, ждёт своего любимого.

Аня на все эти сплетни смотрела сквозь пальцы, была уверенна, что оболгать её Васеньку хотят. Она отвечала всем, что это от зависти сочиняют, не верит она. Вася её любит.

Какой бы муж не приходил, она всегда его с улыбкой встречала, на стол выставляла свои кулинарные шедевры, и сама садилась напротив, чтобы послушать, как его рабочий день прошёл.

Вася знал, что ему позволено в доме всё, поэтому он тут чувствовал себя королем. Мог и прикрикнуть на супругу и по столу стукнуть, если она там долго вошкается с ужином, да и словцо мог не уважительное в её адрес сказать. Аня же спокойно ко всему относилась, оправдывала мужа. И правда она слишком долго с ужином провозилась, и правда долго у мамы засиделась. Васенька её устает на работе, ему нужна её любовь и забота, а то, что слово доброго не скажет, ну что ж поделать, таков есть.

Зимой дело было. Вася её отправился на именины к другу, который в соседней деревне жил. Там на праздновался, а обратно пешком шел в самую пургу. Идти было совсем немного, но выпитый алкоголь в сон клонил, и Вася присел на обочине дороги.

На его счастье шёл по тому же пути мужчина из их деревни, заметил парня. Сначала разбудить пытался, да не получилось, и он его на своей горбушке тащил до дома.

В другой раз Васенька её после ночного запоя утром на работу отправился. Аня боялась его одного отпускать, с ним пошла и вместе за рулем сидела в тракторе, чтобы он не натворил чего.

Вася всё успевал и погулять с дружками, да и не только с ними. А сплетники всё не унимались и теперь ему Зинку приписывали. Поговаривали, что он к ней бегает, пока муженёк её на работу ездит в город. Аня отмахивалась, не мог её Васенька так поступить, он хороший.

Через год Анюта забеременела, и хоть бабушка в последнее время ворчала на нее, но все же именно к ней с этой новостью девушка и побежала. Степанида Матвеевна обняла внучку, заплакала. Потом присела передохнуть, да краем косынки слезы вытереть.

"Ох, всё хорошо, моя милая, тебе бы ещё мужа бы порядочного, не достоин он тебя", ‒ уже какой раз бабуля повторяла, но Аня отмахнулась, мол, вот сейчас родит ребеночка и придётся Васе за ум браться.

Новость молодой отец воспринял странно, предположив, что может и не его это ребёнок. Мало ли как бывает. Аня была огорошена такими высказываниями супруга, но нашла по привычке ему оправдание ‒ пьяный, не знает, что говорит.

А по деревне ходили уже и другие слухи, что те две кумушки, с которыми её Василий встречался, свиделись как-то на Масленице, да передрались, вцепившись друг другу за волосы.

Степанида Матвеевна всё вздыхала, когда соседи судачили, да что делать со своей горемычной внучкой не могла придумать.

***

Вот и весна пришла в деревню. Снег размывал дороги, птицы своей трелью будили сердца жителей села, в полях появлялись первые цветочки и на деревьях новая жизнь зарождалась. Разговоры были о том, как и когда сеять, какие поля в этом году занимать будут, да какую технику нужно привести в порядок перед таким ответственным делом.

Аня ходила счастливая и довольная. Она понемногу начала заниматься огородом, хоть и тяжко уж было, живот округлялся всё больше, показывая её положение. Девушка любила прогуливаться важно до магазина, встречая своих знакомых, чтобы можно было по-женски вздыхать, обсуждая цены на детские вещи, да течение самой беременности.

Вася всё был занят, то на работе, то с дружками своими. Аня не расстраивалась, ведь скоро у них дитя будет, а значит совсем настоящая семья между ними организуется, должен он понять. Вон соседский Витёк, всё гулять любил, а сейчас с сынишкой часто возится, учит его на велосипеде ездить, на рыбалку с собой берёт. Образумился парень.

Огородом заниматься помогала мама Ани, она приходила орудовать лопатой, а за одно и дочери нотации почитать. Нельзя такой рохлей быть, мужика держать в кулаке надо, скандалы закатывать, ругаться. Иначе они не понимают, уверяла мама. Вон по деревне сколько сплетен ходит, давно бы пошла, да повыдергивала космы этим девкам, что на чужого мужика зарятся.

Мать Ани всё переживала за дочь, старалась научить уму разуму, но всё бес толку. С детства она тихоней была, спокойной, мухи не обидит. Для матери это хорошо такого ребенка иметь послушного, но вот в жизни Аня за себя постоять не могла. Она вовсе ругаться не любила, была словно солнышко ясное. Всем Аня улыбается, да слово плохого не скажет.

Сама тёща не раз ругалась и с зятем не путевым, и с его мамашей, которая сыночка приструнить не могла. Но результата не было. Зятек так и продолжал веселиться, а дома его всегда встречала тихая и покладистая женушка.

Возилась как-то Аня в огороде, когда к ней гостья пожаловала. Это была Зойка, продавщица из магазина. Она закрыла за собой калитку и позвала хозяйку, поговорить хотела. Сама озиралась по сторонам, словно побаивалась чего или не желала, чтобы её тут видел кто-нибудь.

Аня предложила ей присесть на лавку, расположенную во дворе, но та не собиралась засиживаться. Гостья задала странный вопрос, чьего ребенка она носит. Ещё Зойка сказала, что Вася давно с ней встречается, и они планируют вместе жить, а её он не любит. Всем рассказывает, что женился, потому что она тихоня, слово против не скажет. Удобно с такой жить.

Наговорив таких новостей, молодая женщина развернулась и пошла восвояси, не задумываясь о том, что она принесла в этот дом будущей матери. Все про Зойку говорили, что чёрствая она, да склочная. Любит по чужим мужикам бегать, норовя себе урвать кусочек женского счастья.

Аня смотрела ей вслед. Даме было слегка за тридцать, на голове выцветшие волосы, когда-то обесцвеченные хной, которые были небрежно закручены в пучок, словно солома. Красилась Зойка ярко, будто стараясь привлечь мужика так, чтобы он её мог издали увидеть.

Все знали, что у этой женщины стервозный характер, своего она не упустит, вот и за Васю взялась. Аня была в замешательстве, не зная, что ей делать и думать, но одно сделала она сразу. Молодая супруга тут же нашла своему Васеньке оправданье. Красивый он у неё, вот и зарятся все, может он и не виноват.

Вася, выслушав то что произошло, опроверг тут же, утверждая, что Зойка та за всеми бегает, всё норовит мужика какого-нибудь увести. Аня поверила.

На майские праздники гуляла вся деревня, радуясь теплу, солнышку и долгожданному времени года. Молодая чета отправились на свадьбу. Женился один из Васиных друзей в соседней деревне.

Аня не танцевала, берегла себя. А вот супруг отрывался по полной, переплясав всех в округе. Ох, и веселый он был в компании. Аня разговорилась с невестой о том, как те жить собираются и на время потеряла его из виду, а когда хватилось уж и нет супруга нигде.

Посидев немного девушка пошла искать мужа, обнаружив в сарае неожиданную для себя картину. Её муж обнимал и целовал страстно свидетельницу Катю, сестру невесты.

Аня не стала закатывать скандалов, как делают все жёны, она просто вышла из сарая, закрыв за собой двери. До того момента хоть и слышала она разные сплетни, да не видела ничего подобного, словно во сне жила, не замечая ничего. Не хотела она видеть, не желала знать, что Вася встречается с другими дамами. Это не укладывалось у неё в голове. Для чего? Что ему дома не хватает? Этого понять Аня не могла.

От того, что творилось вечером в их доме молодая супруга была в таком шоке, что даже и не знала, что можно ответить кричащему на неё супругу. Он не считал себя виноватым, наоборот, уверял её в том, что это она виновна.

Вася убеждённо говорил, что она ему надоела, и такая серая мышь никому не нужна, он хочет живую и яркую даму. Вася считал себя красавчиком, уверенности в своей неотразимости ему было не занимать. План был прост, нужно всего лишь заверить эту тихоню бесхребетную, что такую как она никто бы замуж не взял. Только он сделал милость, уделив ей своё внимание и благосклонно взяв замуж. Так пусть благодарить всю оставшуюся жизнь и продолжает сидеть дома, а он ещё молод и полно сил, ему гулять нужно.

Для пущей верности, он схватил её за руку, подводя к зеркалу и крича под ухо: «Посмотри на себя. Да кому ты нужна? Кто на тебя позариться? Да ты же мышь серая: ни фигуры, ни причёски, ни нарядов нормальных. Да тебя хоть и наряди во что-то стоящее. Тебе ничего не поможет, ты всё равно уродина!» На этих словах Аня не выдержала, закрыв лицо руками, разрыдалась, а скандалист довольный отправился спать.

Васин отец и сейчас отличался своими похождениями. Правда не так уж бурно, как в молодости, сердце уж прихватывало, и печень давала о себе знать. А свекровь Ани всю жизнь терпела, всё ждала, когда муженёк нагуляется. Вот и невестке своей она внушала истину, что если мужчина погуливает, то в этом ничего страшного нет, он же потом домой приходит, к жене.

***

Утром, когда Василий отправился на работу, Аня уже была у бабушки. Нужно было ей с кем-то посоветоваться по поводу своего решения. Она не понимала, правильно ли то, что она задумала, можно ли так делать. С матерью Аня посоветоваться не могла, та стала бы ругаться.

Мать, конечно, любила своего ребёнка и от того старалась ей втолковать, что нужно посмелее быть, не разрешать себя обижать. Нужно и прикрикнуть, и ударить, если придётся. Только всё это не подходило Ане. Не хотела она так именно поступать. Мечталось ей, что мир в семье должен быть, покой и любовь.

В доме Ани ругалась только мать, отец же был довольно спокойным и покладистым человеком, считая, что слово супруги закон. Он никогда не спорил, а при угрозе надвигающегося скандала тотчас же выходил из дома на улицу колоть дрова или заниматься любым другим делом. Дочь в отца пошла. Тоже всегда была спокойной, уравновешенной и выдержанной. Аня даже плакала в детстве очень редко, была послушным ребёнком, матери не перечила.

Бабушка хлопотала на кухне, она сердцем чуяла, что с внучкой что-то не то твориться. Поняла она это, когда Аня только переступила порог её дома с задумчивым видом, прикусывая губу верхними зубами. Девочка всегда так делала, когда что-то в голове происходило у неё. С виду Аня была спокойна, но глазки бегали из стороны в сторону, да и ладони она потирала, будто замёрзли пальцы.

Аня присела за стол, пока бабушка суетливо разводила тесто для оладушек, чтобы порадовать свою девочку вкусненьким. Степанида Матвеевна была уверенна, что опять этот Васька нашкодил, но спрашивать не спешила, боялась спугнуть Аню, знала она её характер. Девочка, хоть и тихоня была, но, если что не так могла просто замкнуться и никому ничего не говорить.

Внучка начала сама рассказывать: про Зойку, которая рассказывала о её любви с Василием, про увиденное в сарае, да про то, что ей супруг говорил вечером. Аню словно прорвало, ей не хотелось больше молчать, она знала, что бабушке можно доверять, никому она не станет рассказывать услышанное.

Мудрая женщина слушала молча, не лезла со своими советами, не осуждала никого из тех, о ком шла речь, она дала возможность Анюте высказать всё, что у той было на душе. Когда девушка замолчала, бабушка присела рядом и с надеждой на то, что наконец-то внучка поняла свою ошибку, выходя замуж за этого охламона, смотрела на неё вопрошающими глазами.

«Бабушка, я решила уйти от него. Не любит он меня. Ему просто удобно жить с такой тихоней, как я. Не могу с ним ругаться, не хочу».

Аня хлебнула глоток чая, поворачивая голову к окну, где Тузик бегал на цепи, ругаясь на лазающих по ограде кошек. У животных забот мало, им не нужно принимать решения, которые сейчас роились в голове у молодой особы за столом.

«Как же мне ребёнка оставлять без отца, ведь не гоже поступать так», ‒ в глазах у Ани была неопределённость, которая не давала покоя девушке всю последнюю ночь. Аня всё думала, что она оставит Васю, но ребёнок не виноват, что у них вот так всё выходит. Может Василий был бы хорошим отцом, а она ему шанса никакого не даёт.

Степанида Матвеевна решила, что именно сейчас нужно поведать внучке свою боль от того, что произошло много лет назад. Поэтому она пошла за альбомом, где лежали их старые фотографии.

***

Бабуля раскрыла свой старый альбом, который местами уже пожелтел от времени. Фотографии некоторые были вклеены на страницы, другие же просто лежали вложенные внутрь альбома, словно когда-то их собирались также прикрепить, но дело не дошло.

Женщина медленно листала страницы альбома, сама вглядываясь в лица людей, которых уже давно и нет в живых. Она вспоминала, становясь грустнее с каждой минутой, а потом дошла до фото маленького ребёнка и остановилась.

Открепив снимок от картонной страницы, она подала его в руки Ане, чтобы та тоже посмотрела на этого мальчугана. Ребёнок на фото держался одной рукой за маму, которая руками обхватила его за талию, держа на коленях. Он улыбался, был бодр и весел, показывая в свободной руке игрушку. На вид малышу было чуть меньше годика.

Аня посмотрела на бабушку, предполагая, что этим ребёнком может быть мама девушки, по совместительству дочь Степаниды Матвеевны, но Аня видела её фото в младенчестве, и не похожи они на этот снимок. У бабушки была всего одна дочь, других детей она как-то так и не решилась завести, так мама рассказывала.

Бабушка начала свой рассказ: «Молодая я была, как ты, наверное, тоже лет 17 мне было в ту пору. У нас на деревне парень был, весёлый, балагуристый, все девчонки за ним увивались. Мы с ним стали встречаться ещё после окончания школы, он мне предложение сделал, и я вышла замуж.

Его звали Павлом. Если сказать, что я его любила, то ничего не сказать. Я с ума по нему сходила, в рот заглядывала, что он скажет, то и правда. Это не любовь была, сейчас я это понимаю, это было наваждение какое-то. Ничего я не замечала вокруг, никого слушать не хотела. По женщинам Павел не шастал, но вот беленькую любил, как и его родители.

Семья пьющая была и мне мать говорила, чтобы я не вздумала за него идти, но я не послушала, влюбилась и матери перечила. Даже поругалась на какое-то время с ней, но после рождения сынишки мы с мамой вновь помирились, как и не было ссоры.

Муженёк мой был не буйным, но выпивать стал всё больше и сколько я бы его не уговаривала, сколько не говорила о том, что у нас семья, сынок подрастает, он ни в какую не хотел оставлять алкогольные напитки и своих дружков в покое.

Продолжение книги