Здоровье Автомобиля Человека бесплатное чтение

Памяти однокашников-автомобилистов

и друзей-водителей

посвящается

Предисловие

На протяжении веков и тысячелетий человечество для облегчения своего существования создавало и применяло всевозможные приспособления и механизмы. Оно использовало животных в качестве средства передвижения. Однако возможности энергии животных были ограничены, и человечество, используя энергию огня, ветра и воды, начало создавать технику по подобию животных, – так был рождён автомобиль.

Если присмотреться, то автомобиль по внешнему виду напоминает животное или насекомое, только вместо ног и рук стоят колёса. По размерам грузовые автомобили похожи на больших животных, легковые – на маленьких.

При создании автомобиля по аналогии с биологической системой были определены его основные составляющие – кузов, агрегаты, механизмы и системы, а также появилась планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Каждый водитель старается бережно относиться к своему автомобилю, содержит его в чистоте, своевременно проводит диагностику, обслуживание, ремонт и замену изношенных деталей и механизмов.

К сожалению, в отличие от системного отношения к своему автомобилю, большинство водителей не обращают внимание на своё «техническое» состояние – здоровье.

Автомобиль и водитель – это единое целое, способное выполнять определённые задачи в любых условиях. А для этого и тот и другой должны быть технически исправны.

По образованию считаю себя «автомобильным доктором», способным определить признаки, причины неисправностей и способы их устранения в машине. Занимаясь медицинской грамотностью и здоровым образом жизни, используя народные средства профилактики и лечения заболеваний, разговаривая с врачами в лечебных учреждениях, я понял, что свои познания можно с успехом использовать для профилактики и лечения человеческого организма.

Поэтому попытаюсь раскрыть взаимосвязь между техническим состоянием автомобиля и здоровьем человека. Материал для повествования будет расположен, начиная от содержания, устройства, эксплуатации и ремонта автомобиля и переходя к уходу, жизнедеятельности и лечению человека.

Конечно сравнение автомобиля и человека условное, но, тем не менее, исходя из материала книги, его можно использовать.

Когда в возрасте 40 лет начали уходить в мир иной мои однокашники по военному автомобильному училищу, я, проанализировав их деятельность как специалистов автомобильного транспорта, понял, что они так и не стали «автомобильными докторами», поскольку не занимались ни профилактикой и лечением автомобилей, ни, соответственно, своим здоровьем.

Мои друзья-водители также не обращали внимание на своё «техническое» состояние – здоровье – и покинули этот мир, будучи достаточно молодыми.

Книга предназначена для водителей и специалистов автомобильного транспорта как Единое пособие по технической грамотности автомобиля и медицинской грамотности водителя (человека). Для тех, кто знает устройство, эксплуатацию и ремонт своего автомобиля, не составит особого труда следить и за своим «техническим» состоянием – здоровьем, не имея при этом медицинского образования.

Глава I

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ – ЧЕЛОВЕКА

Автомобиль по внешнему виду, с моей точки зрения, напоминает некоторые черты насекомых, животных, да и на человека похож. Только вместо шагающего передвижения ног у него используется вращающее движение колёс.

В передней части любого автомобиля находится капот с бампером, что образно, если владеть фантазией, напоминает лицо человека с челюстью. Решётка радиатора для забора воздуха похожа на носовые отверстия с ворсинками.

Две фары у автомобиля для освещения дороги – как два глаза у человека для обзора окружающей обстановки.

Эмблема на капоте и конфигурация автомобиля напоминают визитную карточку человека или его фотографию.

Двигатель с его механизмами и системами является главным агрегатом автомобиля, обеспечивающим его движение. А сердце с его механизмами является главным органом человека, обеспечивающим его жизнедеятельность.

Работа двигателя начинается с воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя, а работа сердца начинается с импульса синусового узла в предсердии.

Электроэнергия при работающем двигателе автомобиля для обеспечения работоспособности его потребителей вырабатывается генератором. И в человеческом организме энергия для тепла и движения вырабатывается также своего рода генератором – клетками.

Трансмиссия и ходовая часть автомобиля, условно «трансмиссионно-ходовая» часть, – не что иное, как опорно-двигательная система в организме человека.

Даже труба глушителя с выхлопом отработавших газов соответствует аналогу в человеческом организме.

Все автомобили, как и люди, по внешнему виду, дизайну, размерам, техническим характеристикам и покраске отличаются друг от друга. Однако принцип действия, устройство, основы эксплуатации и ремонта в общем у всех автомобилей, как и у людей, одинаковы.

1. Двигатель автомобиля – сердце человека

В народе говорят, что двигатель является сердцем автомобиля, и это на самом деле так. Автомобиль без двигателя – красивый экспонат, лишённый способности двигаться.

Двигатель автомобиля, созданный человеком, использует энергию горючей смеси топлива с воздухом, преобразованную с помощью кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов во вращательное движение коленчатого вала.

Для обеспечения работы двигателя предусмотрены следующие механизмы и системы обеспечения, расположенные в блок-картере (корпусе двигателя) с головкой:

– кривошипно-шатунный механизм;

– газораспределительный механизм;

– система питания;

– система зажигания;

– система выпуска отработавших газов;

– система охлаждения;

– система смазки;

– система пуска.

Сердце человека, как непрерывно работающий биологический двигатель, созданный Всевышним, использует энергию движения (сокращения) сердечной мышцы (миокарда) для создания артериального давления, способствующего движению крови с питательными веществами к клеткам организма.

Сердце – своего рода насос, основная функция которого – непрерывное обеспечение кровотока в организме. Если сердце перестаёт работать, то через 2–2,5 минуты начинают погибать клетки мозга, а через 5–6 минут мозг погибает полностью. Жизнь организма при этом прекращается.

Для обеспечения работы сердца, как и двигателя автомобиля, предусмотрены расположенные внутри механизмы и системы его обеспечения:

– мышечный механизм (миокард);

– клапанный механизм;

– система электрических импульсов (синусовый узел);

– система впуска венозной и выпуска артериальной крови;

– система смазки (защиты);

– система охлаждения;

– система питания.

Механизмы двигателя автомобиля и сердца человека

Двигатель автомобиля. Для преобразования энергии горючей смеси топлива во вращательное движение коленчатого вала в двигателе предусмотрены:

– кривошипно-шатунный механизм;

– газораспределительный механизм.

Кривошипно-шатунный механизм, совместно с системой зажигания, обеспечивает возгорание горючей смеси и преобразование полученного при этом возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала с последующей передачей через систему агрегатов трансмиссии к колёсам автомобиля.

В кривошипно-шатунный механизм входят: коленчатый вал, маховик, шатуны, пальцы поршневые, поршни и цилиндры.

Коленчатый вал представляет собой специально сконструированный вал для приёма возвратно-поступательного движения поршней и преобразование его во вращательное движение.

Маховик представляет собой деталь круглой формы, предназначенную для обеспечения равномерного вращения коленчатого вала при передаче крутящего момента от поршней.

Шатун обеспечивает передачу и преобразование поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.

Поршень и цилиндр (цилиндро-поршневая группа) принимают на себя энергию сгорания горючей смеси и преобразуют её в возвратно-поступательное движение поршня.

Для взаимодействия поршня с шатуном предусмотрено пальцевое соединение.

Газораспределительный механизм распределяет посредством клапанов горючую смесь по цилиндрам двигателя для своевременного возгорания, а затем своевременного выпуска отработавших газов.

В газораспределительный механизм входят: распределительный вал, толкатели, штанги, коромысла и клапаны.

Распределительный вал представляет собой специально сконструированный вал для последовательного открытия впускных и выпускных клапанов в порядке их работы. Привод распределительного вала осуществляется через систему шестерён или ремень от коленчатого вала.

Толкатели, штанги и коромысла – конструктивные детали для передачи усилия от распределительного вала на клапаны.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проводить своевременный осмотр, техническое обслуживание и ремонт деталей механизмов двигателя.

Перед пуском двигателя необходимо:

– проверить наличие подтеканий масла из-под крышки клапанов и картера (поддона) двигателя;

– проверить уровень масла в картере (поддоне) двигателя, его загрязнённость и вязкость.

При работающем двигателе необходимо:

– прослушать работу механизмов на наличие стуков (от глухих до щёлкающих). При их выявлении двигатель немедленно заглушить и обратиться в сервисный центр;

– проверить давление масла по манометру на контрольном щитке приборов как на холодном, так и на прогретом двигателе;

– проверить при снятой крышке маслозаливной горловины наличие выхода газов из блока цилиндров двигателя;

– проверить визуально состояние выхлопа газов из выхлопной трубы глушителя на задымлённость и наличие влаги.

При техническом обслуживании необходимо:

– проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления головки блока к блоку цилиндров двигателя, а также гайки крепления картера (поддона) двигателя;

– проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанах газораспределительного механизма;

– проверить компрессию в цилиндрах двигателя в конце такта сжатия;

– проверить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах.

При выявленных дефектах и допустимых нормах износа кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов необходимо проводить их ремонт.

Сердце человека. Для преобразования энергии мышечного механизма (миокарда) в артериальное давление, способствующее движению крови с питательными веществами к клеткам организма, как и автомобиля, в сердце условно предусмотрены:

– мышечный механизм (миокард);

– «кровераспределительный» клапанный механизм.

Мышечный механизм (миокард), совместно с синусовым узлом, обеспечивают, с одной стороны, движение венозной крови для обеспечения кислородом к лёгким, а с другой стороны – движение обогащённой кислородом артериальной крови по всему организму.

Уникальность сердечной мышцы (миокарда) заключается в её способности к ритмичным автоматическим сокращениям, чередующимся с расслаблениями, которые совершаются непрерывно в течение всей жизни человека.

«Кровераспределительный» клапанный механизм распределяет посредством клапанов движение крови по сердечным камерам в определённой последовательности.

В процессе жизнедеятельности человека, как и автомобиля, необходимо постоянно анализировать состояние, проводить обследование и лечение сердечно-сосудистой системы.

На дому:

– постоянно следить и анализировать работу сердца и кровеносной системы (состояние пульса, сна, утомляемость, одышку, учащенное сердцебиение, состояние кожного покрова и другое).

У врача:

– первичный приём: сбор анамнеза и жалоб с целью выявления заболеваний сердечно-сосудистой системы;

– осмотр с целью выявления визуальных изменений (пульсация, отёки, цианоз губ, состояние кожного покрова и другое);

– простукивание области сердца;

– прослушивание сердечного ритма;

– измерение артериального давления;

– выдача направления на сдачу анализов крови и мочи, ЭКГ;

– повторный приём: назначение, по результатам анализов, более узких исследований (эхокардиография, холтеровское мониторирование ЭКГ, велоэргометрия и другое);

– повторный приём: назначение лечения, рекомендации по образу жизни и питанию.

Таким образом, как кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы обеспечивают работу двигателя, так и мышечный (миокард) и «кровераспределительный» клапанный механизмы обеспечивают работу сердца.

Система питания двигателя автомобиля – человека

Двигатель автомобиля. Система питания обеспечивает подготовку горючей смеси и её подачу в цилиндры двигателя.

Классическая система питания представляет собой бензобак, трубопроводы, бензонасос, фильтр и карбюратор.

Карбюратор является основным устройством в системе питания автомобиля и предназначен для приготовления горючей смеси путём смешивания бензина с воздухом и последующей её подачи в цилиндры двигателя.

Бензонасос предназначен для принудительной подачи топлива в карбюратор.

Для горючей смеси необходим чистый воздух системы впуска двигателя и чистый бензин системы подачи топлива.

Воздушный фильтр обеспечивает очистку воздуха от пыли и посторонних частиц для последующего приготовления горючей смеси в карбюраторе.

Топливные фильтры обеспечивают очистку топлива от посторонних частиц для дальнейшего приготовления горючей смеси в карбюраторе.

В системе питания для обеспечения надёжности предусмотрен каскад фильтров: сеточка на топливозаборнике бензобака, фильтр грубой очистки, сеточка в бензонасосе, фильтр тонкой очистки и сеточка в карбюраторе.

Топливо для двигателя поступает уже в готовом виде по разным стандартам для определённых марок автомобилей.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проводить своевременный осмотр, техническое обслуживание и ремонт деталей и устройств системы питания двигателя.

Перед пуском двигателя необходимо:

– проверить наличие подтеканий топлива в местах соединения трубопроводов;

– проверить крепление воздушного фильтра, карбюратора, бензонасоса, топливного насоса высокого давления (на дизельных двигателях).

При техническом обслуживании необходимо:

– проверить техническое состояние карбюратора (наличие смолистых и известковых отложений, уровень топлива в поплавковой камере, полноту открытия и закрытия воздушной и дроссельной заслонок, минимальную частоту вращения коленчатого вала), при необходимости очистить и отрегулировать;

– проверить техническое состояние и работоспособность бензонасоса. При слабой подаче бензина насос разобрать, очистить и проверить состояние клапанов;

– проверить на дизельных двигателях работоспособность топливного насоса высокого давления и форсунок;

– слить отстой из бензобака, фильтра отстойника и карбюратора;

– заменить топливный фильтр тонкой очистки и воздушный (сухой) фильтр. Воздушный (масляный) фильтр снять, промыть, просушить и заправить свежим маслом;

– проверить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах, при необходимости отрегулировать карбюратор;

– смазать детали привода карбюратора и топливного насоса высокого давления (на дизельных двигателях).

При выявленных дефектах и допустимых нормах износа деталей и устройств системы питания двигателя производить их ремонт или замену.

Человек. Система питания человека, как и автомобиля, обеспечивает приготовление и подачу пищи в желудочно-кишечный тракт, где происходит измельчение и постепенное всасывание питательных веществ в кровь, затем, через печень, в сердце, лёгкие и далее к клеткам организма.

Для обеспечения клеток организма чистым питанием предусмотрена система очищения крови, являющаяся носителем питательных веществ, и обогащения её чистым воздухом (кислородом).

Печень является основным органом очищения крови от ядов, аллергенов и токсинов. Она обезвреживает и удаляет излишки гормонов, витаминов и промежуточных продуктов обмена.

Селезёнка очищает кровь от вредных веществ, бактерий и вирусов.

Почки являются естественным фильтром, удаляющим растворимые отходы и излишки воды.

Очищенная кровь поступает в лёгкие, где обогащается кислородом и направляется во все клетки организма.

Следует отметить, что в процессе деятельности органов и систем на их внутренних поверхностях откладываются жировые отложения, соли, токсины, также присутствуют паразиты и грибы, вызывающие определённые заболевания.

Поэтому при профилактике и лечении необходимо в первую очередь произвести их очищение.

При сопоставлении использования топлива для двигателя автомобиля и продуктов питания как топлива для организма человека, следует обратить ВНИМАНИЕ:

Если топливо для двигателя автомобиля производится одного стандарта для определённых марок автомобилей, то продукты питания для организма человека производятся отдельно друг от друга.

В качестве топлива для организма ЧЕЛОВЕК сам выбирает рацион питания, исходя из материального достатка, привычек питания и вкусовых качеств, порой не зная их норм потребления, совместимости, положительных и отрицательных качеств.

При этом следует ОТМЕТИТЬ:

– у автомобилей в ходе эксплуатации возникают практически одни и те же неисправности, износ агрегатов, механизмов и сопряженных деталей;

– у людей в жизнедеятельности возникают у каждого совершенно разные симптомы и заболевания организма.

В процессе жизнедеятельности человека, как и автомобиля, необходимо постоянно анализировать работоспособность, проводить обследование и лечение органов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и других органов и систем.

На дому:

– постоянно следить и анализировать работу желудочно-кишечного тракта (состояние зубов и ротовой полости, наличие аппетита, неприятных ощущений и болей в животе, нарушение пищеварения, состояние стула и другое).

У врача:

– первичный приём: сбор анамнеза и жалоб с целью выявления заболеваний желудочно-кишечного тракта;

– осмотр языка и ротовой полости;

– осмотр и ощупывание живота;

– простукивание внутренних органов;

– осмотр заднего прохода, крестцово-копчиковой области и промежности;

– пальцевое обследование заднего прохода;

– выдача направления на сдачу анализов крови, мочи и кала;

– назначение по результатам осмотра и анализов более узких обследований (гастроскопия желудка, рентгенодиагностика, УЗИ органов брюшной полости и другое);

– повторный приём: назначение лечения, рекомендации по образу жизни и питанию.

Таким образом, как система питания обеспечивает приготовление горючей смеси и подачу её в цилиндры двигателя, так и желудочно-кишечный тракт и кровеносная система обеспечивают приготовление и подачу питательных веществ к клеткам организма.

Система зажигания двигателя автомобиля – сердца человека

Двигатель автомобиля. Система зажигания обеспечивает последовательное воспламенение горючей смеси в цилиндрах двигателя автомобиля.

Топливная смесь, поступившая в цилиндры двигателя, каким-то образом должна воспламениться. Если дизельное топливо воспламеняется за счёт сжатия в цилиндрах двигателя, то бензин воспламеняется от искры электрического разряда свечи зажигания.

Система зажигания представляет собой цепь низкого напряжения (аккумуляторная батарея, контактная часть прерывателя-распределителя, обмотка низкого напряжения катушки зажигания) и цепь высокого напряжения (обмотка высокого напряжения катушки зажигания, бегунок и крышка прерывателя-распределителя, свечи зажигания).

Аккумуляторная батарея, состоящая из нескольких аккумуляторов, – источник постоянного электрического тока для потребителей электроэнергии автомобиля при неработающем двигателе.

Прерыватель-распределитель – устройство, в котором происходит прерывание тока низкого напряжения и распределение тока высокого напряжения в определённом порядке работы цилиндров двигателя, а также изменение угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов и нагрузки двигателя.

Катушка зажигания – это своего рода мобильный трансформатор, обеспечивающий преобразование тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.

Свечи зажигания воспламеняют горючую смесь в цилиндрах двигателя за счёт электрического разряда тока высокого напряжения на концах электродов свечи.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проводить своевременный осмотр, техническое обслуживание и ремонт деталей и устройств системы зажигания двигателя.

Перед пуском двигателя необходимо:

– провести осмотр и состояние крепления аккумуляторной батареи, прерывателя-распределителя, катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения.

При техническом обслуживании необходимо:

– проверить состояние включателя зажигания и смазать замковое устройство;

– проверить состояние крепления прерывателя-распределителя и катушки зажигания, при необходимости подтянуть гайки крепления;

– проверить целостность крышки, угольного контакта и ротора прерывателя-распределителя;

– проверить крепление, состояние контактов прерывателя-распределителя и зазор между ними, при необходимости почистить и отрегулировать;

– проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания;

– произвести смазку вала привода, оси подвижного контакта, оси центробежного регулятора опережения зажигания, войлочные фитили кулачковых граней и верхнего конца валика прерывателя-распределителя;

– проверить состояние изоляции проводов цепи низкого и высокого напряжения, целостность резиновых колпачков на крышке прерывателя-распределителя и катушке зажигания;

– проверить состояние свечей зажигания, при необходимости почистить электроды и отрегулировать зазор между ними;

– проверить угол опережения зажигания, при необходимости установить его заново.

При выявленных дефектах и допустимых норм износа деталей и устройств системы зажигания двигателя проводить их ремонт или замену.

Сердце человека. Мышечный механизм (миокард) для своей работы использует электрические импульсы синусового узла, расположенные в устье полых вен правого предсердия сердца.

Синусовый узел, своего рода прерыватель-распределитель системы зажигания автомобиля, является главным водителем ритма сердца человека. Он представляет собой мешочек со специализированными мышечными клетками (пейсмейкерами), способными генерировать импульс с частотой 60–80 ударов в минуту.

Затем импульс по проводящей системе идёт к антриовентрикулярному узлу, где он проверяется, и пучками расходится по желудочкам, заставляя их сокращаться в определённой последовательности.

По отдельному каналу импульс идёт к левому предсердию.

В процессе жизнедеятельности человека, как и автомобиля, всё же необходимо анализировать работоспособность, проводить обследование и лечение сердечно-сосудистой системы.

На дому:

– регулярно анализировать работу сердца (ритма сердечных сокращений, симптомов и болезненных состояний).

У врача:

– первичный приём: сбор анамнеза и жалоб с целью выявления заболеваний сердечно-сосудистой системы;

– осмотр с целью выявления визуальных изменений (пульсация, отёки, состояние кожного покрова);

– прослушивание сердечного ритма и тонов работы сердца;

– выдача направления на сдачу анализов и ЭКГ;

– по результатам анализов и ЭКГ назначение более узких исследований (холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиография и другое);

– повторный приём: назначение лечения, рекомендации по образу жизни и питанию.

Таким образом, как система зажигания обеспечивает воспламенение горючей смеси в цилиндрах двигателя, так и импульсы синусового узла обеспечивают сокращение мышечного механизма сердца.

Система выпуска отработавших газов двигателя автомобиля – человека

Двигатель автомобиля. Газ после сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя в определённой последовательности выпускается наружу. Для этого предусмотрена система выпуска газов в виде трубопроводов.

Для обеспечения бесшумности выхлопа газов в систему трубопроводов встроен глушитель.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проводить своевременный осмотр, техническое обслуживание и ремонт деталей и устройств системы выпуска газов двигателя.

Перед пуском двигателя необходимо:

– произвести осмотр и состояние крепления выпускного коллектора двигателя, выхлопных труб и глушителя автомобиля.

При работающем двигателе необходимо:

– проверить бесшумность работы двигателя;

– проверить визуально состояние выхлопных газов из трубы глушителя (задымлённость, содержание влаги).

При техническом обслуживании необходимо:

– проверить состояние крепления выпускного коллектора двигателя, выхлопной трубы, труб и глушителя, при необходимости подтянуть;

– проверить состояние окиси углерода (СО) в выхлопных газах.

При выявленных дефектах деталей и устройств системы выпуска отработавших газов двигателя производится их ремонт или замена.

Кишечник человека. После всасывания пищи в желудочно-кишечном тракте, как и после сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя, твёрдые отходы и образовавшиеся при этом газы по мере накопления выводятся через прямую кишку и анус из организма.

В процессе жизнедеятельности человека, как и автомобиля, необходимо постоянно анализировать работоспособность, проводить обследование и лечение кишечника.

На дому:

– регулярно анализировать работу кишечника (частота дефекации, консистенция, цвет и запах каловых масс, образование при этом кишечных газов).

У врача:

– первичный приём: сбор анамнеза и жалоб с целью выявления заболеваний желудочно-кишечного тракта;

– осмотр и ощупывание живота;

– осмотр и пальцевое обследование ануса;

– выдача направления на сдачу анализов;

– назначение по результатам осмотра и анализов более узких исследований (колонкоскопия и другое);

– повторный приём: назначение лечения, рекомендации по образу жизни и питанию.

Таким образом, как система выпуска газов обеспечивает выпуск отработавших газов, так и кишечник обеспечивает удаление отходов жизнедеятельности организма.

Система охлаждения двигателя автомобиля – человека

Двигатель автомобиля. В процессе сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя поднимается высокая температура. В результате может произойти чрезмерное расширение и перегрев деталей цилиндро-поршневой группы, выгорание смазки, плавление шатунных и коренных вкладышей (подшипников) и заклинивание коленчатого вала двигателя.

Система охлаждения обеспечивает тепловой режим работы двигателя. Классический вариант – это закрытая жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией.

Система охлаждения включает: водяной насос, радиатор с расширительным бачком и патрубками, водяной насос, вентилятор, термостат и полости охлаждения головки и блока цилиндров двигателя.

Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости по замкнутому кругу для ее охлаждения в радиаторе.

Радиатор предназначен для охлаждения жидкости, поступающей из рубашки охлаждения двигателя.

Вентилятор обеспечивает дополнительное охлаждение двигателя воздухом.

Термостат является конструктивной особенностью системы охлаждения и необходим для поддержания температурного режима 80–90о

Продолжение книги