Тренажер для писателя. Часть 2. Пишем вместе бесплатное чтение
Понять о чем будет произведение
Чтобы приступить к написанию произведения автору нужна морально-волевая подготовка, примерно такая же, как в большом спорте. Поэтому перед написанием внутри у автора должно быть спокойствие и собранность. Как правило, спокойствие, то есть внутренняя концентрация возникает тогда, когда автор накопил для этого нужное количество энергии.
Если автор зависим от творчества, то накопить энергию ему будет сложно, потому что он себя будет постоянно дергать, повторять себе, что нужно срочно что-то писать, хвататься за любые идеи, даже если эти идеи ему не подходят. Поэтому не теряем энергию, живем и радуемся жизни, а подспудно уже идет процесс накопления энергии. Как только автор будет готов, то нужная идея появится сразу. Вы что-то заметите, увидите, что-то зацепит ваше внимание, а потом этот процесс уже не остановить. Энергия накопилась и теперь ей нужен выход, нужна какая-то внешняя форма выражения. Вот эту форму вы будете подбирать интуитивно. Поэтому следует начинать произведение с того, с чего оно у вас начинается.
У кого-то первым придет образ героя, у кого-то сюжет, у кого-то одна из сцен произведения, а дальше вы просто дорисуете эту картину, согласно принципам гармонии.
В этой части «Тренажера» мы рассмотрим всего лишь один из способов, как можно прийти к произведению. Мы пойдем по дедуктивному пути (от общего к частному), но элементы индукции внутри этого пути тоже будут присутствовать. Этот способ (дедуктивный) хорошо подойдет тем авторам, которые «плывут» в образах и не чувствуют границ произведения. Поэтому им будет полезно сразу задать эти границы, чтобы произведение не выходило из берегов.
Итак, начнем.
Вы уже накопили нужное количество энергии, и теперь вам нужно понять, о чем будет ваше произведение. Автору понять его замысел помогает другое искусство, либо предметы (истории из реальной жизни) увиденные как искусство.
Продолжите фразу: Я хочу рассказать историю про…
А потом напишите, что вас вдохновило на этот замысел, то есть что помогло этому замыслу проявиться.
***
Мой пример: Я хочу рассказать историю про девушку, которая увидела живого мертвеца.
Этому замыслу помогли проявиться русские народные сказки о мертвецах под редакцией Афанасьева.
Придумать название
На этом этапе, когда мы уже поняли о чем будет наше произведение, легче всего дать название. Вообще название можно давать произведению когда угодно, тут никакого правила не существует. Но сейчас, когда мы знаем о чем будет наше произведение и в то же время не знаем этого до конца, когда мы его только очертили, наметили – очень легко дать название с внутренней интригой, то есть правильное название. Даже если оно окажется только рабочим названием, а основное название вы дадите потом, то все равно это будет хорошо, потому что произведению нужно имя даже во время работы над ним.
Дайте название произведению исходя из уже имеющихся у вас данных.
Давайте посмотрим что нам уже известно, то есть на идею, которую мы сформулировали в задании №1:
Я хочу рассказать историю про девушку, которая увидела живого мертвеца.
Мой вариант названия: Мертвец и Лера.
*Какие еще названия подойдут этому произведению?
Делим на части
На этом этапе, когда мы уже знаем о чем будет произведение и даже дали ему название, мы можем поделить произведение на части согласно сюжету. Всё очень просто: произведение имеет начало, середину и конец. Поэтому так и сделаем.
Излишне напрягаться (бежать впереди паровоза) на этом этапе не следует, потому что мы работает только с той информацией, которая есть у нас на данный момент, и интересует нас только зона ближайшего развития. Другими словами – на этом мы этапе мы просто используем ту информацию по сюжету, которая у нас уже есть, мы только немного конкретизируем ее, упорядочиваем.
*Тут еще важно помнить о том, что Замятин называл "схоластическая хрия", рассматривая дедуктивный путь касаемо сюжета и фабулы. Если сказать более понятным языком, то когда вы идете от общего к частному, то существует риск "пересушить" произведение, сделать его слишком залогизированным. Поэтому чтобы избежать верховенства формальной логике, нужно давать произведению свободу, благодаря которой он будет формироваться сам. Вот мы всего лишь чуть-чуть наметили края, границы произведения, мы не слишком усердствуем в этом вопросе, чтобы потом заполнить все ячейки произведения живым, спонтанным контентом.
Если вы видите в своем произведении не три части, а пять или семь частей, то делите его так, как видите. Правильным будет опираться только на свое вИдение, на свое чувство произведения.
Я же иду самым простым путем (не нужно усложнять) и делю на три части, где первая часть будет иметь завязку (начало), вторая часть – развитие действия (середина), а третья – развязку (конец).
Поделите свое произведение на части согласно наметившемуся сюжету: завязка, развитие действия, развязка.
Мой пример "Мертвец и Лера":
1. Завязка – знакомство с мертвецом
2. Развитие действия – нарастающая дружба с мертвецом
3. Развязка: его уход.
Рассчитываем объем
Когда первая часть произведения, содержащая в себе завязку, уже написана, то уже можно говорить об общем объеме произведения. В принципе автор может понять, каков будет объем произведения, уже исходя из идеи, но сделать это он может очень приблизительно. Первая же часть произведения, вмещающая в себя завязку, ответит на этот вопрос гораздо точнее.
Итак, у нас есть три части произведения:
первая часть – завязка,
вторая часть – развитие действия,
третья часть – развязка.
Очевидно, что самой объемной частью будет вторая, там где идет развитие действия. Она в несколько раз больше, чем первая часть. Третья же часть самая маленькая. Евгений Замятин в своей книге "Техника художественной прозы" пишет, что в коротких рассказах развязки может и не быть. Но Замятин – гений, мыслит масштабно, и чуть-чуть у него не считается, а у меня все считается. Поэтому, даже если рассказ ультракороткий, то развязка у него все равно есть, даже если это развязка длиной в одно предложение. Чем крупнее проза, тем более существенной будет разница между частями.
Зачем же все-таки нужно считать объем произведения? Это нужно для того, чтобы произведение по итогу выглядело более гармоничным, то есть все его части были соразмерными. Соразмерность и соподчиненность часть – вот залог успеха композиции.
Не будем забывать о формуле "Золотого сечения". Золотое сечение – это такое деление отрезка на 2 неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей.
Как бы вы, дорогие авторы, применили эту формулу к своему произведению?
Посчитайте сколько примерно (страниц, знаков с пробелами) у вас будет каждая часть вашего произведения.
Мой пример:
Завязка: 8 тыс знаков с пробелами,
Развитие действия: как минимум должна быть в 2 раза больше, то есть 16 тыс. знаков с пробелами.
А развязка: 3 тысячи знаков с проблемами (должна быть меньше завязки).
Итого: минимальный объем произведения 27 тыс. знаков с пробелами.
Задание №5 Анализируем первую часть
После того, как вы написали первую часть, которая содержит завязку произведения, вам необходимо ее проанализировать, чтобы понять, куда двигаться дальше. Помните, мы писали вопросы, на которые нужно опираться, создавая первую часть? Так вот, после того, как вы ее написали, нужно посмотреть, что на текущий момент времени вы имеете по факту.
Кроме того, первая часть уже дает понимание той главной проблемы, которая будет звучать на протяжении всего произведения. Во второй части она будет развиваться, достигнув пика в кульминационной точке, ну и соответственно разрешится в третьей части произведения (развязка).